Оратор и аудитория, приёмы установления контактов.

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Контакт оратора с аудиторией»

Выполнила: Субботина Д.

Гр.7191

Проверила: Сафонова Н.Н.

Сургут 2009

Оратор и аудитория.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

1) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

2) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой- нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Подготовка и проведение публичного выступления.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. Словесное выражение", литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

Как видно из вышенаписанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно».

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно.

Оно говорит о том, что ораторскоекрасноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления.

Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её.Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.

Оценка аудитории и обстановки.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу

(дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее.

Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Подбор материала. Составление текста.

Следующая ступень докоммуникативного этапа - «кодирование» - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

Знания, практика;

Личные контакты, беседы, интервью;

Воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

2. Опосредованные:

А) официальные документы:

Б) научная и научно - популярная литература;

В) художественная литература;

Г) статьи газет и журналов;

Д) передачи радио и телевидения;

Е) справочная литература: энциклопедии, словари;

Ж) результаты социологических опросов.

Следует помнить, что «живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Практика показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Как утверждают опытныные ораторы, невидимый ни для кого труд – основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.

Коммуникативный.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения.

Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности. Эти законы прежде всего распространяются на словесное определение понятий, логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.

Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:

1. Тезис - это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор. И наоборот, если истинность тезиса сомнительна для оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для других. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расп- лывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.

2. Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

3. Доказательсто по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.

Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе публичного выступления может быть развернута в 3 вариантах: индуктивно

(от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

При индуктивном характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:

Наиболее существенные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры;

Такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение;

Факты и примеры должны быть близки и понятны аудитории, уровню образования и подготовки слушателей.

Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество. Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт, интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.; важно, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.

При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны, либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:

Слушатели были предварительно знакомы с исходным теоретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо сомнений;

Переход рассуждений от общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.

При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве следует учитывать все выше сформулированные рекомендации одновременно.

В процессе логически правильных, доказательных рассуждений, с неизбежностью достигается определенность, ясность, непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.

Для того чтобы речь оратора была правильна и доказательна, ему необходимо знать и систематически опираться на основные логические законы.

Закон достаточного основания. Суть этого закона заключа- ется в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.

Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться правила: практика - наивысший критерий истины!

Закон тождества. Суть закона тождества заключается в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она не повторя лась.Закон тождества следует особенно учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

Закон исключения третьего. Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано. Суть этого закона будет понятна, если сказать, что нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными ут- верждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суж- дения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важ- но, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

Произнесение речи.

Существует три способа произнесения речи:

Чтение текста;

Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу.Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Ответы на вопросы, ведение полемики.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

Приёмы установления контакта с аудиторией.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико - аналитических и эмоцианально – образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Список используемой литературы:

1. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. - К., 1989.

3. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1995.

5. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1981.

6. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

7. Андреев В И. Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.

Когда оратор выходит на сцену перед незнакомой публикой, которая в свою очередь видит этого оратора впервые, между ними сама собой возникает непроницаемая стена неизвестности и недоверия. В этот момент зрители оглядывают оратора с головы до ног, оценивают его внешность, его мимику, его манеру держаться и автоматически формируют некое предварительное мнение о нем из тех скудных данных, которые имеют. Это мнение не окончательное, оно может быть нейтральным, положительным или отрицательным, но от него будет зависеть, насколько легко оратору будет установить контакт с аудиторией во время публичного выступления и расположить ее к себе.

В выступлении перед новой публикой самое ответственное время – первые и последние минуты т. к. ярче всего запоминаются зрителю начало и конец выступления.

Таким образом, перед началом выступления складывается следующая ситуация: оратор еще не открыл рот, а аудитория уже как-то к нему относится и чего-то от него ожидает. Одни зрители приняли защитную позу и готовы подвергать сомнению каждое услышанное слово и взрываться злорадством в ответ на каждый промах оратора. Другие симпатизируют оратору и готовы его поддерживать. Третьи просто ждут, что будет дальше. Первые минуты выступления самые важные, поэтому оратор должен успеть:

  1. Расположить к себе скептиков.
  2. Оправдать доверие поклонников.
  3. Заинтересовать и увлечь выжидающих.
  4. Удержать внимание публики и повести ее за собой по «ступенькам» заготовленной речи.

Общие принципы и вводная часть

Первое, что видит и на что обращает внимание зритель, – это внешний вид и манера держаться. Установление контакта оратора с аудиторией невербально происходит уже на стадии выхода «в центр светового пятна», используя язык тела и взгляда. Общие принципы управления вниманием аудитории, приведенные ниже, относятся скорее к актерскому мастерству, нежели к искусству оратора, однако их применение позволит сделать выступление не только «слушабельным», но и зрелищным от первых до последних секунд.

Язык тела

Речь оратора, в первую очередь, – это монолог живого человека, которому есть, что сказать. Речь всегда о чем-то и всегда имеет эмоциональный окрас или должна иметь, чтобы зрители не захрапели к третьему абзацу. Даже если главная ее цель – передача информации, долг оратора сделать все возможное для облегчения ее восприятия публикой. Такие приемы управления аудиторией, как грамотная и выразительная речь, логика речи, осмысленная подача текста голосом должны быть известны любому человеку, связанному с публичными выступлениями, здесь мы не будем их рассматривать. Вместо этого рассмотрим способы влияния на аудиторию и невербальной подачи материала.

Чтобы речь воспринималась легче, она должна быть интересной.

Заинтересовать, обозначить контекст, усилить выразительность подачи текста может даже положение тела. Если ваша речь заупокойная, вы выражаете в ней скорбь, боль и благодарность, то ваше тело – это тело человека, убитого горем. Вы не можете скакать по сцене – это будет нелепо, неуместно, вызовет недоумение и перечеркнет всю атмосферность текста. Если же речь праздничная или хвалебная, вы не должны ходить и двигаться, как на кладбище, иначе вам снова никто не поверит. Поведение тела оратора должно быть о том же, о чем его текст.

Взгляд

Первый прямой контакт оратора и аудитории – зрительный. Как и язык тела, взгляд не может быть отрешенным и блуждающим: это такой же выразительный инструмент, как и все остальные. Неопытный оратор или актер зачастую не знает, куда деть глаза (как и руки): смотрит то на одного зрителя, то на другого, то в потолок, то под ноги. Опытный актер никуда не смотрит просто так, но всегда выполняет задачу, играет глазами свою роль осознанно, логично и выразительно.

Языковые средства и возможности

Помимо внешней выразительности или артистизма, необходимо установить контакт с публикой на уровне речи и языка. Достигается это любыми приемами, направленными на сокращение дистанции между говорящим и слушающим. Самые скучные речи – это статистические и финансовые отчеты, в которых сухой язык цифр переплетается с не менее сухой терминологией и официозными штампами. Такую речь не под силу оживить даже гению, потому что она не о людях, в ней нет человеческого общения, нет никаких возможностей для проявления личности оратора и ее диалога с личностью слушателя. Поэтому уже через минуту после начала выступления никто не слушает докладчика.

Следующие языковые средства, обеспечивающие контакт с аудиторией, применяются именно для ухода от сухости официального текста.

#1

Личные местоимения. Позволяют строить речь на авторской субъективной позиции (Я не разделяю подобных взглядов; МНЕ прекрасно известно, что). Или на адресации слушателям (ВАМ должно быть стыдно за этот день; ВЫ вправе выбирать, где вам жить). Или на обобщении (НАМ с ВАМИ выпала большая честь; ОНИ, как и МЫ, не могут оставаться в стороне).

#2

Глаголы в 1 и 2 лице. Используются как обобщающие вводные слова (задумайтесь, поймите, конкретизируем, отметим что).

#3

Обращения. Делают текст адресным, в отдельных случаях – более теплым и личным (уважаемые коллеги, друзья, дорогие соотечественники).

#4

Риторические приемы. Вопросы, тематические отступления и т. п.

Вербальные способы

Далеко не последнюю роль играет построение самого текста, его структура и логика, способ организации, выразительные средства, уровень информативности и прочее. Хорошая речь – это концентрированный смысл, отточенность формулировок, сильная художественная составляющая (риторические приемы, образная речь, фигуры, тропы) и предельный минимум слов.

Образцом отточенного, емкого и действенного предложения может служить любой крылатый афоризм. Это недостижимый идеал, к которому следует стремиться.

Неопытный оратор обычно проявляет склонность к долгим вступлениям, перечислением второстепенных фактов, громоздким фразам, изобилующим журнальными штампами и канцеляризмами, которые якобы придают речи оттенок серьезности. Опытный оратор не ищет оттенков серьезности, он просто говорит серьезно, а оттенки возникают сами. Неопытный оратор много оперирует абстрактными категориями и общими понятиями, в итоге посыл его речи легко считывается, но сама речь оказывается оторванной от реальности. В речи такого оратора говорится о чем-то вообще, например, о «неувязках в финансовом секторе». Опытный оратор даже не знает, что это такое: в его речи говорится о том, что 155 пенсионеров получили пенсию с задержкой в две с половиной недели. Точно, достоверно, понятно каждому.

Простой способ проверить фразу или оборот речи на предмет абстрактности и заштампованности – попытаться свизуализировать сказанное. Если в ответ на формулировку воображение выдает размытое пятно – уточняйте, пока четко не увидите картинку перед глазами.

Суть конкретизации в том, что она делает вашу речь подобной презентации, в которой каждая фраз – наглядный слайд. Это не означает, что нужно культивировать сухие факты и голые характеристики, как в отчетности: никто не отменял выразительных средств и способов художественной обработки текста. Отменить следует лишь мертвую словесную шелуху, утяжеляющую текст как для прочтения оратором, так и для восприятия слушателем.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез засттавляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Поза, жесты, мимика оратора.

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание.

Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения

(овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:

радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего, для того чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Заключение

В результате написания настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному

противоречию существуют две основные позиции.

Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавелизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения,

но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более

благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт . Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт… ), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Чтобы выступление «получилось», необходимо настроиться на аудиторию. Вот некоторые рекомендации:

1. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь "навести мосты взаимопонимания".

2. Держитесь во время выступления уверенно, демонст­рируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убеди­тесь в том, что она готова к восприятию ваших слов.

3. Начи­найте говорить только после того, как установится ти­шина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости - и более длительная пауза.

4. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

5. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно.

6. Во время выступления ваш взгляд должен быть направ­лен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

7. Наблюдайте за реакцией ауди­тории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затрону­тую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одо­брение.


8. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

9. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступле­ния. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

10. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно от­ветите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты.

11. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово.

12. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему.

13. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комп­лиментами слушателям. Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

14. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с со­держанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте побла­годарить присутствующих за внимание.

Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

Психологический контакт - это общность психического состояния выступающего и аудитории, вызванная их взаимопониманием в процессе выступления. Оно сопровождается взаимной заинтересованностью сторон общения, их доверием друг к другу. В условиях контакта наиболее полно проявляются личностные свойства и черты оратора. Можно определить следующие внутренние механизмы контакта.

1. Эмоциональное и интеллектуальное сопереживание.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения». В социальной психологии оно рассматривается как способ интеграции групповой деятельности. Оно выступает одновременно и как фон, и как «пусковой» механизм контакта слушающего и говорящего.

Важно помнить, что эмоциональное сопереживание аудитории вызывается, в первую очередь, самой личностью говорящего. Его заинтересованность, убежденность, эмоциональный подъем обязательно порождают ответную эмоциональную реакцию слушателей, их непроизвольный интерес к тому, что его волнует.

2. Мыслительное содействие.

Оно определяется степенью включенности обеих сторон в единую активную деятельность. Оратор, излагая свою точку зрения, как бы публично мыслит. И аудитория, следя за развитием мысли, совершает ту же мыслительную работу. В результате такого процесса возникает контакт. Особенно сильное сопереживание возникает, когда выступающий на глазах у слушателей как бы ищет нужную формулировку и, в конце концов, четко выражает еще недостаточно осознанные мысли аудитории. Аудитория в этом случае ярче всего проявляет согласие или несогласие, одобрение или сомнение.

Важно помнить, что необходимо постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь карточками или записями, то делайте это очень аккуратно: быстрым коротким взглядом посмотрите в текст (вниз) и снова поднимите глаза, переводя все внимание на аудиторию.

Кроме того, для контакта с аудиторией необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие ее особенности. С большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную темы.

3. Воздействие учтивостью и единомыслием.

Чтобы убедить аудиторию в чем-либо, нужно предстать человеком определенного «склада» (в зависимости от обстановки, тематики, цели выступления и уровня аудитории). Полезно предстать перед нею с внутренней мыслью: «Я такой же, как и вы», или «Я испытал и прошел то же, что и вы», или «Я хорошо знаю и понимаю вашу ситуацию». Тогда аудитория вам поверит.

Необходимо всегда быть вежливым и учтивым, даже в споре или в отказе просьбы. Сопровождая свои высказывания словами: «Будьте любезны» или «Простите, но...», вы создаете совершенно другой словесный образ. Этот образ подкрепляется еще и интонацией, паузой, улыбкой. Здесь не должна звучать ирония, за исключением тех ситуаций, когда вы иронизируете перед слушателями намеренно. Любезность воспринимается как проявление чувства сопереживания, как желание понять и поддержать собеседников, как добросердечие.

Важно помнить, что словесное общение сопряжено с той энергией, которая исходит от нас. Любой собеседник чувствует это на подсознательном, интуитивном уровне и либо отвергает такое общение, либо входит в контакт. Необходимо себя воспитать в любви к человеческому общению. Нельзя быть учтивым без снисходительности. Важно не замечать мелкие слабости собеседников.