Орфограмма. опознавательные признаки орфограмм

  • Что изучается в фонетике?
  • Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные.
  • Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.

17. Выразительно прочитайте стихотворение Н. Рубцова. Подберите из него примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

      ДУША ХРАНИТ

      Вода недвижнее стекла.
      И в глубине её светло.
      И только щука, как стрела,
      Пронзает водное стекло.

      О, вид смиренный и родной!
      Берёзы, избы по буграм
      И, отражённый глубиной,
      Как сон столетний, божий храм.

      О, Русь - великий звездочёт!
      Как звёзд не свергнуть с высоты,
      Так век неслышно протечёт,
      Не тронув этой красоты,

      Как будто древний этот вид
      Раз навсегда запёчатлён
      В душе, которая хранит
      Всю красоту былых времён...

18. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении») Обозначьте звуки на месте выделенных букв. Укажите слова, употреблённые в переносном значении.

      С ДОБРЫМ УТРОМ!

      Задр..мали звёзды золотые
      Задр..жало зеркало затона
      Бре..жит свет на заводи речные
      И румянит се..ку небосклона.

      Улыбнулись сонные берё..ки
      Растр..пали шёлковые косы.
      Ш..лестят зелёные сере..ки
      И горят серебряные росы.

      У плетня заро..шая крапива
      Обрядилась ярким перламутром
      И, качаясь» ше..чет ш..ловливо:
      С добрым утром!

(С. Есенин)

  • Что изучается в орфографии?
  • Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?
  • Приведите примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием.
  • По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение»)

19. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Списывая, обозначьте части слов с орфограммами. Составьте схему третьего предложения.

1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснённое (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела - скука одолела. 4. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу сел. 5. На работу с радост..ю, а с работы с гордост..ю. 6. Работы боя(т, ть)ся - счаст..я не видать.

(Пословицы)

20. О или ё ? Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков. Составьте с любыми словами три-четыре словосочетания «существительное + существительное», «прилагательное + существительное», «глагол + существительное».

Ж..лтый, ч..рный, роднич..к, камыш..м, крюч..чек, мыш..нок, ш..пот, морозц..м, шапч..нка, влеч..т, печ..т, парч..вый, ш..л, щ..тка, ш..рох, крыж..вник, холщ..вый, кумач..вый, еж..вый, бумаж..нка, зайч..нок, в больш..м (доме), врач..м, товарищ..м, прич..ска, за рубеж..м, с плащ..м, в чуж..м (саду).

21. Прочитайте тексты. О чём в них говорится: об одном и том же или о разном? Как говорится - одинаково или по-разному? В какой ситуации может быть использован каждый из текстов? Перескажите сжато, в двух-трёх предложениях второй текст.

1. Звук речи - это мельчайший, далее не разложимый элемент человеческой речи, воспринимаемый на слух. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «...в живой речи произносится значительно большее, чем мы обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы...»

2. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок... Всё это - звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти - разные.

Но вот мы с вами говорим. Издаваемые нами звуки - это звуки речи. От петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связано какое-то значение. Мы и куриному кудахтанью подчас приписываем какое-то значение, очеловечиваем «куриный язык». Например, говорим: «Куд-куда?» А ведь это просто крик испуганной несушки. Но для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. Звуки со смыслом.

Вы можете ошибиться, например: О произнесёте в нос или сильно вытянете губы вперёд, но у вас получится уже не О, а У, и вместо слова «дом» вы получите слово «дум». Изменится значение слова. А этого никак нельзя допускать, потому что вас могут понять неправильно.

(По В. Колесову)

22. Получился ли у вас краткий и точный пересказ второго текста из упр. 21? Оцените его с точки зрения логичности, последовательности, связности и пр.

Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно. Но привезено оно к нам из такого места, где пчёл никогда не было, - из тундры. Этот мёд создан не только одними пчёлами, но ещё и усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчёлку заокских лугов на работу в Заполярье.

На севере, за Полярным кругом, бывает, являются цветы целыми горами: стоит гора вся белая - это морошка и черника цветут. А то, бывает, стоит в июле гора вся розовая - это начал цвести иван-чай, а то рябина, то багульник, герань и мало ли что! И подумать только, в каждом цветке нектара здесь в два-три раза больше, чем у нас, и каждый цветок ждал пчелу, а пчёлы за Полярным кругом не водились.

Тем и привлекательно то, что не в убыток природе мы открыли заполярный мёд, что миллионы пудов мёда только затем и были в цветах, чтобы привлечь к себе для опыления пчелу, а пчёл-то и не было, и мы их привезли.

Есть вещи на свете, первоначальные в своём добре и всем понятные, соединяющие в себе природу и человека древним союзом, и среди этих вещей - хлеб. Но только надо быть очень голодным, чтобы в хлебе чувствовать солнце, и нам легче это видеть на веществе мёда.

Урок 7. (7 класс)

Тема: Фонетика и орфография (§ 4)

Урок № 2

Ход урока

1. Орг. момент .

2. Взаимопроверка домашнего задания.

(Повторить слова с удвоенными согласными, упр. 19.)

З. Орфографическая диктовка .

Профессия, терраса, троллейбус, фотоаппарат, дрессировщик, бассейн, мировоззрение, грамматика, миллион, шоссе, миллиард, иссиня-чёрный, теннис, суббота, коллекция, иллюстрация, искусство, телеграмма.

4. Вопросы к классу.

— Что изучается в орфографии?

— Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?

—По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См.« Приложение» на стр. 206 учебника )

5. Повторение темы.

Задание 1.

Составление таблицы «Употребление Ь после шипящих на конце слов».

Ь пишется

Примеры

1. В существительных 3-го склонения.

2. В глаголах 2-го лица единственного числа.

3. В глаголах повелительного наклонения.

4. В неопределённой форме глагола.

Урок 7(2)

(7 класс)

Задание 2.

Повторение проверяемой гласной в корне слова. Орфографическая диктовка.

Зап..ватъ лекарство, запевать песню; посвятить произведение, осв..тить помещение; помериться с друзьями, прим..рятъ новый наряд; разв..вается малыш, разв..вается знамя; прор.. дитъ морковь, разр.. дитъ обстановку; сократить расходы, укр..титъ тигра; честолюбивый человек, чистоплотная женщина; скрепите бумаги, скрепите дверью; сп. шите написать, сп..шите текст; ум. .лять о пощаде, ум. .лятъ заслуги; раск..лотъ орешек, раск..литъ докрасна; д..лина реки, д..лёкий друг.

Задание 3.

Повторение глухих и звонких согласных в корне. Объясните написание согласных в корне, подберите проверочные слова.

Снег, дорожка, указка, сладкий, ловкий, сторожка, берег, союз, огород, сугроб, замёрзший, шоколад, скользкий, изгородь.

Задание 4.

Повторение правописания Ъ и Ь. Слова с пропущенными буквами заранее приготовлены на доске.

Ноч..ка, жидкост.., в..юга, с..езд, серьёзный, лист..я, мен..ше, под..езд , вин..тик, мос..тик, гвоз..дик, с..ехать, мощ..ностъ, булоч..ная, гон..щик, в..езд.

Задание 5.

Повторение правописания О и Е после шипящих. Выполнить упражнение 20 . Двое работают по карточкам.

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Карточка№2

с, над, перед, за

* 3адание 5.

Как с изменением ударения изменится смысл слова. Подберите свои подобные слова.

Ледник, отзыв.

(Ответы : ледник — погреб со льдом для скоропортящихся продуктов, ледник — масса движущегося льда; отзыв — устная или письменная оценка чего-либо,

отзыв — распоряжение покинуть какой-либо пост.)

5. Выводы по уроку.

— Какие виды орфограмм мы сегодня повторили?

…………………………………………………………………………………….

6. Домашнее задание.

Составить карточку для своего соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке. Карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм.

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш.. н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, почетный горожанин, ч.. порный человек, маж..рный тон, крепкая беч..вка, красные щ..ки, пройти по ж..рдочке, ш..в на платье, жужжание пч..л, сдать зач..т, расчесать ч..лку, провести черточку, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ..лку.

…………………………………………………………………………………………………

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка№2

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за . Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Ученица, туча, улица, столица, луч, плющ, ключ, товарищ, обруч, полотенце, рубеле, морозец, багаж, птица, камыш, кумач, душа, плечо, ноша, свеча, красавица, врач, деревце.

…………………………………………………………………………………………………..

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш.. н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, почетный горожанин, ч.. порный человек, маж..рный тон, крепкая беч..вка, красные щ..ки, пройти по ж..рдочке, ш..в на платье, жужжание пч..л, сдать зач..т, расчесать ч..лку, провести черточку, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ..лку.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка№2

Урок 7(2)

(7 класс)

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за . Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Ученица, туча, улица, столица, луч, плющ, ключ, товарищ, обруч, полотенце, рубеле, морозец, багаж, птица, камыш, кумач, душа, плечо, ноша, свеча, красавица, врач, деревце.


Более мелкими единицами, чем орфограммы, считаются опознавательные признаки орфограмм. А крупные орфографические единицы – орфографические правила.

Орфограмма – это такое написание в слове и между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: – на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)– мягкие согласные.

Неразделительный ь– шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные – звук [й] после согласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы – начало предложения, текста, наличие собственных имен и собственных наименований.

Дефис – Сложные слова; приставки кое-, в-, по-; суффиксы -нибудь, -либо, -что; частицы -то, -ка.

Черточка (при переносе) – конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Выбор правильного написания слов осуществляется с учетом морфологических, синтаксических, фонетических признаков, словообразовательных и смысловых особенностей слов. Все это и способствует правильному выбору букв при написании слов.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных о и е в суффиксе прилагательных -ов– (-ев-) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формируется таким образом, что в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения буква – е. Например, грошовый, ежовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов – это позиция и характер фонемы (мягкость, ударность и безударность, звонкое звучание и глухое).

Словообразовательный способ – зависимость способа проверки орфограммы от расположения в слове.

Морфологические условия – указывают на часть речи и ее признаки. Например: долг (сущ., 2 скл., и. п.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например: высоким мастерством (мастерством – каким? – высоким).

Смысловые условия – определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость).


  • Орфограммы и их признаки орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Орфограммы и их признаки . Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм


  • Орфограммы и их признаки . Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм . А круп.


  • Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм . А круп. Принципы орфографии.


  • Орфограммы и их признаки . Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм . А круп.


  • признак
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка, признак национальной самобытности, носите... подробнее ».
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка, признак национальной самобытности, носите... подробнее ».
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .


  • Литературный язык – это высшая форма национального языка, признак национальной самобытности, носите... подробнее ».
    Более мелкими единицами, чем орфограммы , считаются опознавательные признаки орфограмм .

Найдено похожих страниц:10


Более мелкими единицами, чем орфограммы, считаются опознавательные признаки орфограмм. А крупные орфографические единицы – орфографические правила.

Орфограмма – это такое написание в слове и между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: – на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)– мягкие согласные.

Неразделительный ь– шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные – звук [й] после согласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы – начало предложения, текста, наличие собственных имен и собственных наименований.

Дефис – Сложные слова; приставки кое-, в-, по-; суффиксы -нибудь, -либо, -что; частицы -то, -ка.

Черточка (при переносе) – конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Выбор правильного написания слов осуществляется с учетом морфологических, синтаксических, фонетических признаков, словообразовательных и смысловых особенностей слов. Все это и способствует правильному выбору букв при написании слов.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных о и е в суффиксе прилагательных -ов– (-ев-) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формируется таким образом, что в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения буква – е. Например, грошовый, ежовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов – это позиция и характер фонемы (мягкость, ударность и безударность, звонкое звучание и глухое).

Словообразовательный способ – зависимость способа проверки орфограммы от расположения в слове.

Морфологические условия – указывают на часть речи и ее признаки. Например: долг (сущ., 2 скл., и. п.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например: высоким мастерством (мастерством – каким? – высоким).

Смысловые условия – определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость).



Орфограммы в слове можно найти по опознавательным признакам (приметам)…

Тип орфограммы Опознавательные признаки
Буквы
Гласные безударность шипящие и ц перед гласными
Согласные конец слова стечение согласных н перед гласными в конце слова
Большие начало предложения и текста наличие собственных имен и наименований
не обозначающие звуков
Ь неразделительный мягкие согласные шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов
Ъ и Ь разделительные звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и
дефис сложные слова приставки кое-, в-, по- суффиксы -нибудь, -то, -либо частицы -то, -ка
слитные и раздельные написания (пробел) не, ни, бы, же ; предлоги; сложные слова
чёрточка (при переносе) конец строки