Оруэлл 1984 оглавление. Антиутопия Дж

Из письма Джорджа Оруэлла к своему издателю известно, что идея романа возникла в 1943 году. Первыми вариантами названия были: «Живые и умершие» и «Последний человек в Европе». Издатель Фредерик Варбург настоял на том, чтобы автор придумал другое название, которое могло бы заинтересовать читателя, заставить его купить книгу. Почему автор выбрал именно название «1984», неизвестно. Предположительно, Оруэлл решил переставить последние две цифры 1948 года. Черновик романа был готов уже к октябрю 1947 года. Джордж Оруэлл вынужден был прервать работу из-за того, что у него обострился туберкулёз.

Автор смог продолжить работу в середине 1948 года. Оруэлл уезжает на остров Джура, где планирует закончить роман. Произведение впервые опубликовали в июне 1949 года. Роман был хорошо встречен критикой. В 1950-х годах произведение дважды экранизировали. В 1984 году роман был экранизирован в третий раз. В конце 80-х произведение было переведено на более чем 60 языков.

После Второй мировой войны на территории Великобритании вспыхнула гражданская война. Ослабление страны привело к тому, что она была поглощена новой сверхдержавой – Океанией. Автор отмечает ряд изменений, произошедших на политической карте мира. Жители Океании подчиняются идеологии некой Партии, которую олицетворяет Большой (Старший) Брат.

Неожиданно Смит замечает, что за ним следит его коллега Джулия. Уинстон боится, что Джулия что-то заподозрила и может раскрыть «преступление» Смита. Однако через некоторое время девушка передаётся ему любовную записку, после которой Джулия и Уинстон начинают тайно встречаться. Смит считает, что рано или поздно их встречи плохо закончатся. Незаконные связи между мужчинами и женщинами строго запрещены на территории Океании.

Смит и Джулия идут к высокопоставленному чиновнику О`Брайену. Уинстон был уверен, что О`Брайен принадлежит к подпольному Братству. Влюблённые хотят, чтобы чиновник принял в это Братство и их. Через некоторое время Уинстона и Джулию арестовывают в комнате, которую они снимали для своих тайных встреч. Смит понял, что ошибся в О`Брайене. Уинстона привозят в Министерство Любви, где его подвергают психическим и физическим пыткам. Смита вынуждают отречься от самого себя и от своей любви.

Палачам удалось «излечить» Уинстона от революционных настроений. Сначала главный герой думает, что отказался от самого себя и Джулии только из-за страха перед дальнейшими пытками. Но, уже оказавшись на свободе, Смит понимает, что всё это время был неправ, что теперь он встал на правильный путь и не любит никого, кроме Большого Брата и Партии.

Уинстон Смит

Главный герой романа – 39-летний мужчина Уинстон Смит. Он родился в Лондоне в середине 1940-х годов. О Смите известно, что свою трудовую деятельность он начал в Министерстве Правды.

Обязанностью Уинстона было внесение необходимых изменений в документы, если в них содержались факты, противоречащие партийной идеологии.

Смит вынужден делать вид, что полностью поддерживает все идеи партии. На самом же деле, он далёк от партийной идеологии и ненавидит её всем сердцем.

Главный герой был назван в честь Уинстона Черчилля. Лидер партии консерваторов не вызывал симпатии автора романа, а политические взгляды самого Черчилля были враждебны Оруэллу.

Чиновник О`Брайен

О`Брайен – антагонист Смита. Автор описывает его, как высокого плотного мужчину с насмешливым и одновременно грубым лицом. Несмотря на свою антипатию к герою, автор не может не отметить, что О`Брайен по-своему умён и обаятелен. «Топорная» внешность плохо сочетается с тонким умом и изящными манерами.

Смит подозревает О`Брайена в том, что он является членом подпольного Братства. Уинстон не знает, что имеет дело с сотрудником полиции мыслей.

Бунтарка Джулия

26-летняя Джулия работает в Министерстве Правды. Она достаточно симпатичная девушка с карими глазами, каштановыми волосами и тонкой талией. Джулия влюблена в Смита. Тем не менее, как и Уинстону, ей приходится притворяться, изображая преданность Партии. Несмотря на свой юный возраст, девушка не боится жить двойной жизнью, нарушая партийные законы.

Наиболее эрудированные читатели не могу не заметить сходства романа «1984» с романом «Мы» Е. Замятина. В обоих произведениях представлено тоталитарное общество. Жизнь рядового гражданина настолько взята под контроль государством, что даже стены домов сделали прозрачными («Мы»). В романе «1984» за людьми также ведётся постоянная слежка. Во главе государства стоит Благодетель («Мы») или Большой Брат («1984»). В обоих романах наложены определённые запреты на личную жизнь. Незаконные отношения строго наказываются.

Нет никаких доказательств того, что Оруэлл умышленно заимствовал идею романа «Мы». Английский критик И. Дойчер в середине 50-х обвинил Оруэлла в плагиате. Тем не менее, некоторые исследователи утверждают, что автор «1984» прочитал роман Замятина уже после написания своей книги. В одном из писем к знакомому, которое было написано в 1944 году (уже после появления идеи романа «1984»), Оруэлл сообщает, что его весьма заинтересовала книга Замятина.

Иллюзия благополучия
Вероятно, обвинения автора в плагиате несправедливы. В начале ХХ века на карте мира возникло новое государство – СССР. Такое событие не могло остаться незамеченным в искусстве. Кто-то считал, что наконец-то найден способ построить справедливое общество, в котором не будет ни бедных, ни богатых. Другие же наоборот, считали новое государство тоталитарным. Всеобщее равенство воспринималось, как обезличивание.

Политика не должна вмешиваться в частную жизнь человека ни при каких обстоятельствах. Таким образом, похожие идеи действительно могли в разное время возникнуть у разных писателей. Кроме Замятина и Оруэлла, произведения в жанре антиутопии были написаны такими известными авторами, как Олдос Хаксли («О, дивный новый мир», 1932 год) и Рэй Брэдбери («451 градус по Фаренгейту», 1953 год).

Неологизмы в романе

Новый язык

Жители Океании говорят на новоязе – языке, в формировании которого участвует Партия. Новояз регулярно обновляется путём удаления из него чуждый господствующей идеологии слов и появлению новых сокращений. Власти Океании считают, что всё, что нельзя выразить словами, невозможно подумать или сделать. Следовательно, исключив из языка такое опасное слово, как «революция», можно избежать революционных действий. Кроме того, когда слов в языке немного или они сильно сокращены, желание задуматься возникает гораздо реже.

2 экранизации, публикации на 60 языках мира, 8-е место в списке лучших двухсот книг по версии ВВС - все это книга "1984". Джордж Оруэлл - автор лучшего романа-антиутопии, занявшего почетное место среди ставших уже классическими "Мы" Замятина и "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери.

Немного об истории создания книги

Родившийся в Индии, бывший служащий колониальной армии Джордж Оруэлл переехал в Европу с целью стать писателем. Его творческая деятельность стала заметной после выхода в свет провокационной книги "Скотный двор" (или "Ферма животных"). Описывая кастовое неравенство населения, борясь за свободу мысли и осуждая любое порабощение свобод простого человека, писатель расширяет тему в романе "1984". Книга раскрывает стремление автора показать, каким является тоталитарный режим, насколько он губителен для человека и системы в целом.

Естественно, такой прогрессивный взгляд вряд ли понравится представителям правящей авторитарной власти. "Скотный двор" в Советском Союзе был назван "гнусной" пародией на социальный уклад жизни, а сам Оруэлл стал противником коммунизма и социализма.

Отрицание любого вида порабощения человека - физического и морального, осуждение доносов и ущемления права человека на свободное самовыражение - это все как основу получила книга "1984". Джордж Оруэлл закончил работу над романом в 1948 г., а в 1949 она уже вышла в свет.

Бурная реакция на издание произведения не заставила себя долго ждать. Среди одобрительных возгласов, начала съемок фильма, перевода книги на другие языки было и обвинение в плагиате!

Дело в том, что роман "1984" Джордж Оруэлл издал после выхода в свет произведения Евгения Замятина "Мы", в основе которого - похожая идея тоталитарного строя общества и давления политики на личную жизнь человека. Обвинение в плагиате было снято после того, как исследователям удалось пояснить, что Оруэлл прочел "Мы" уже после рождения собственной идеи создать антиутопию.

Такие процессы, когда разные авторы берутся излагать схожие идеи практически в одно время, логически связаны с глобальными политическими и социальными изменениями в жизни общества. Исторические процессы в Европе начала ХХ века, появление нового государства Союза Советских Социалистических Республик - тому доказательство.

Сюжетные линии романа

В романе "1984" можно условно выделить 2 главных сферы, в которых происходит развитие сюжета, - социально-политическую и морально-психологическую. Два этих направления настолько переплетены, что становится невозможно представить одно без другого. Описание внешнеполитической ситуации показано через призму переживаний и мыслей главного героя. Отношения между людьми также являются проявлением социального уклада государства, которое описывает в "1984" Джордж Оруэлл. Анализ произведения невозможен без обоих направлений.

Описанные в книге действия происходят в Океании - сверхдержаве, которая образовалась в результате раскола мира на 3 основные части после Третьей мировой войны. Океания олицетворяет союз американских государств, Африки и Австралии во главе с центром - Великобританией. Две остальные части света названы Евразией (Советский Союз, остальная часть Европы, Турция) и Остазией (нынешние страны Азии).

В каждом из этих государств существует четкая иерархическая система власти и, соответственно, кастовое разделение общества. Верхушка правления в Океании - это Внутренняя Партия. Ее еще называют Большим (Старшим) Братом, который неустанно "следит за тобой". Говоря проще, вся жизнь общества находится под тотальным контролем правил Партии во имя "общего блага". Старший Брат контролирует все - работу, личную жизнь человека, а также его мысли, чувства и эмоции. Того, кто станет "мыслепреступником" (мыслящим не так, как "разрешает" Партия), ждет жестокое наказание...

К слову, любовь и чувство привязанности к близким - то же мыслепреступление. Тот, кто является поклонником любовной тематики в литературе, найдет для себя еще одну сюжетную линию. Линию взаимоотношений главного героя с возлюбленной. Конечно, своеобразную. Любовь под неустанным, пристальным взглядом Большого Брата...

Лицепреступление, полиция мыслей и телекран

В "1984" автор Оруэлл Джордж показывает, насколько идеология проникает в личную жизнь человека. Контроль над всеми сферами производится не только на рабочем месте, в столовой, магазине или уличном мероприятии. Партия следит и за обеденным столом в кругу родных, и днем, и ночью.

Осуществляется это с помощью так называемого телекрана - устройства, похожего на телевизор, помещенного на улицах и в домах членов партий. Его предназначение двойное. Во-первых, круглые сутки вещать лживые новости о победах Океании в войне, о том, насколько лучше стало жить в государстве, прославлять партию. А во-вторых, быть камерой слежения за личною жизнью человека. Телекран можно было выключать всего на полчаса в сутки, но это не давало гарантии того, что он не продолжает следить за всеми действиями гражданина.

Контроль соблюдения "норм" жизни в обществе осуществляла полиция мыслей. Она была обязана в случае непослушания тут же схватить мыслепреступника и сделать все возможное для того, чтобы человек осознал свою неправоту. Для более полного понимая: даже неугодное Старшему Брату выражение лица у человека - разновидность мыслепреступления, лицепреступление.

Двоемыслие, новояз и Министерства

"Война - это мир", "черное - это белое", "незнание - сила". Нет, это не перечень антонимов. Это существующие в Океании лозунги, что показывают всю суть правящей идеологии. "Двоемыслие" - так называется это явление.

Суть его заключается в уверенности, что одно и то же можно описать противоположными терминами. Эти характеристики могут существовать одновременно. В Океании даже существует такой термин, как "белочерный".

Примером двоемыслия может быть и состояние войны, в котором живет государство. Несмотря на то что идут боевые действия, состояние страны все же можно назвать миром. Ведь развитие общества не стоит на месте в военное время.

В связи с такой идеологией, не такими абсурдными кажутся названия Министерств, в которых работают члены Внешней Партии (среднего звена в иерархии общества Океании). Итак, Министерство правды занималось распространением информации среди населения (путем переписывания старой и приукрашивания ее), Министерство изобилия - экономическими вопросами (например, поставкой продуктов, которые всегда были в дефиците), Министерство любви (единственное здание без окон, в котором, по всей видимости, проводились пытки) - охраной порядка, Министерство образования - досугом и развлечениями, а Министерство мира - конечно, вопросами войны.

Среди населения употреблялись сокращенные названия этих Министерств. Например, Министерство правды чаще именовалось как Минправ. А все потому, что в Океании развивался новый язык - новояз, что подразумевал исключение всех неугодных Партии слов и максимальное сокращение словосочетаний. Считалось, что все, что не имеет своего термина, не может существовать вовсе. Например, нет слова "революция" - нет соответствующих ему процессов.

Действия происходят в столице Великобритании - Лондоне - и ее окрестностях, как пишет в "1984" Джордж Оруэлл. Краткое содержание романа необходимо начать со знакомства с главным действующим лицом.

С самого начала прочтения становится ясно, что основной персонаж - Смит Уинстон - работает в уже известном Министерстве правды как раз тем, кто и "редактировал" новости. Вся жизнь главного героя сводится к посещению рабочего места, обеду в министерской столовой и возвращению домой, где его ждет неустанный телекран и радужные новости Океании.

Казалось бы, типичный представитель среднего класса, обыватель, каких миллионы. Даже имя у него заурядное, ничем не примечательное. Но на самом деле Уинстон и является тем, кто не смирился с существующей общественной системой, кого гнетет тоталитаризм, кто еще замечает скуку и голод, в котором живет Лондон, видит, как подменяются новости, и кого мучает то, во что превращаются обычные люди. Он - инакомыслящий. Он - тот, кто под маской довольного всем обычного гражданина скрывает от Полиции мыслей истинные желания и намерения.

В "1984" Джордж Оруэлл сюжет разворачивает как раз с того момента, когда главный герой не выдерживает напора гнетущих его мыслей. Он покупает в районе проживания пролов (пролетариев, низшей касте живущих в Океании) блокнот и начинает писать дневник. Мало того, что само по себе написание - уже преступление, так и суть написанного состоит в ненависти к Партии. За такое поведение может ждать только высшая степень наказания. И это далеко не лишение свободы.

Поначалу Смит не знает, что именно записывать. Но далее начинает конспектировать все, что придет в голову, даже отрывки из новостей, с которыми ему приходится сталкиваться на работе. Все это сопровождается страхом быть пойманным. Но хранить свои мысли в единственно безопасном месте - собственном сознании - больше нет сил.

По прошествии некоторого времени Уинстон начинает замечать, что за ним кто-то следит. Это его коллега, молодая девушка по имени Джулия. Первой закономерной мыслью у героя было то, что она следит за ним по велению Партии. Поэтому начинает испытывать к ней смешанные чувства ненависти, страха и... влечения.

Однако случайное столкновение с ней и переданная ему тайная записка расставляют все по своим местам. Джулия влюблена в Уинстона. И призналась в этом.

Девушка оказывается той, кто разделяет взгляды Смита на существующее положение дел в обществе. Тайные встречи, прогулки в толпе, где приходилось не показывать, что они знакомы, сближают героев еще больше. Теперь это взаимное чувство. Взаимное запретное чувство. Поэтому Уинстон вынужден тайно снять комнату для встреч с возлюбленной и молиться, чтобы не быть пойманными.

Тайный роман в конечном итоге становится известным Большому Брату. Влюбленных помещают в Министерство любви (сейчас это название звучит еще более иронично), а дальше их ждет нелегкая расплата за свои отношения.

Чем заканчивается роман, расскажет в "1984" Джордж Оруэлл. Сколько страниц объема ни составляла бы эта книга, на нее стоит потратить время.

Отношения между людьми в романе

Если знать о том, как относятся к чувствам в Океании, возникает логичный вопрос: "Тогда каким образом там вообще существуют семьи? Как об этом повествует "1984"?" Книга уточняет все эти моменты.

Партия "воспитывала" отрицание любви и свободы человека еще с юности. Молодые люди в Океании вступали в антиполовой союз, в котором почиталась партия и девственность, а все свободное, в том числе проявление чувств, считалось неприемлемым для настоящего гражданина.

Брачные отношения строились только на согласии Партии. Никакого намека на симпатию между партнерами не должно было быть. Сексуальная жизнь ограничивалась рождением детей. Сам Уинстон был тоже женат. Его супруга, поддерживающая установки Партии, испытывала отвращение к физической близости и после неудачных попыток завести ребенка ушла от супруга.

Что касается детей, то они были отражением отношений между родителями. Вернее, полного безразличия членов семьи друг к другу. С самого раннего возраста детям прививали фанатическую преданность идеалам партии. Каждого из них настраивали таким образом, чтобы он мог быть готов донести на любого человека, если тот совершает мыслепреступление. Даже если инакомыслящим окажется их мать или отец.

Книга "1984", Джордж Оруэлл: описание персонажей

О главном персонаже Уинстоне Смите можно добавить, что ему 39 лет, он является уроженцем Лондона начала 40-х годов. Семья, в которой он рос, состояла из матери и сестры и была бедной. Впрочем, как и большинство жителей Океании среднего и низшего класса. Во взрослом возрасте Уинстона частенько посещало чувство вины, связанное с тем, что он отбирал самые вкусные продукты у младшей болеющей сестры. Тайное исчезновение своих родственниц однажды в детстве Смит связывал с работой Партии.

Возлюбленная Уинстона Джулия по сюжету моложе него - ей 26 лет. Она привлекательная шатенка, которая также ненавидит Старшего Брата, но вынуждена тщательно это скрывать. Как и отношения со Смитом. Нарушать все принятые в государстве правила ей позволяет бунтарский нрав и смелость, несвойственная никому из знакомых Уинстона.

Еще один немаловажный персонаж, о котором еще не упоминалось, - О"Брайен, чиновник, знакомый Уинстона. Это типичный представитель правящей верхушки, который, несмотря на свою нескладную полноватую фигуру, имеет утонченные манеры и даже неплохой ум. Уинстон в какой-то момент начинает принимать О"Брайена за "своего", даже не подозревая, что он из Полиции мыслей. В дальнейшем это сыграет с главным героем злую шутку.

Читательские отзывы: "1948", Джордж Оруэлл

Чаще всего читатели отзываются о "1984" как о страшной, превосходной книге, которая предостерегает о подобных событиях. Поражает правдоподобие, с которым автор описывает логичное окончание всех тоталитарных систем. Настоящий учебник демократии. Все настолько тщательно продумано в сюжете, что при попытке создать в воображении другое окончание истории Уинстона терпишь фиаско. Этот роман невозможно считать просто литературным произведением. Это было бы недальновидно и, по правде говоря, просто глупо. Даже сторонникам сталинизма и прочих авторитарных систем управления эта история способна показать другую сторону медали. Самые заядлые идейные последователи тоталитаризма способны почувствовать неладное. В этом еще одна сила произведения - сильнейший психологизм. Как у Достоевского. Душевные терзания Уинстона Смита схожи с переживаниями загнанного в тиски системы Раскольникова. Рекомендуют "1984" всем тем, кто является поклонником творчества Федора Михайловича.

Многие читатели не соглашаются с тем, что только о коммунизме и СССР писал в "1984" Джордж Оруэлл. Критика часто называет писателя ненавистником советской власти, а само произведение - "камнем в огород" тогдашней системы правления. Читатели считают, что здесь четко прослеживается отрицание любого порабощения человека системой. Иногда утрированно, но преувеличение в литературном творчестве еще никто не отменял. Дело в том, что многие страны и сейчас идут по подобному пути развития. А это рано или поздно заканчивается крахом как всей системы, так и личной трагедией отдельного человека, что показывает в "1984" Джордж Оруэлл. Смысл в том, чтобы более широко взглянуть на идею этого произведения, не ограничиваться одним ярким примером Советского Союза.

Эмоциональные отзывы говорят, что просто стынет кровь в венах, когда читаешь. Отличный символизм, который прослеживается в повседневном мире - переписка истории, подмена понятий, подстраивание мнения и уклада жизни человека под требования системы. После прочтения - широко открытые глаза и ощущение, что принял холодный душ.

Есть и более критичные замечания. В них в основном говорят, что книгу явно переоценивают в том, что она меняет сознание. Не соглашаются потому, что возникает странное ощущение - либо читатель - беспробудный пессимист, которому не надо прочитать книгу, чтобы видеть несовершенства мира, либо же книга создана для тех, кто живет в розовых очках.

Распростаненным мнением также является следующее: книгу можно по праву считать исторической. И очень современной. Кто изменял мир? Тот, кто не боялся умирать за идею. Тот, кому было страшнее жить в таком несчастливом обществе. Не большинство обывателей, которым лишь бы выжить, а только отдельные личности.

Часто противоречивыми, но всегда живыми были и есть читательские отзывы. "1984", Джордж Оруэлл как писатель никогда не вызывали одного - безразличия. И неудивительно - в этой книге каждый может найти что-то для себя. Но пройти мимо и даже не поинтересоваться, что же вызвало такой ажиотаж вокруг этого произведения, ни один книголюб не сможет.

Экранизации произведения

Большое количество хвалебных отзывов стало толчком для режиссеров экранизировать роман "1984". Джордж Оруэлл не дожил 6 лет до выхода на большой экран его детища. Первый фильм появился в прокате в 1956 году.

Его режиссером стал Майкл Андерсон, который вместе со сценаристом Темплтоном сделал упор в картине на самом тоталитарном обществе. История главного героя, которого сыграл Эдмонд О"Брайен, отходит в фильме на второй план. Это было сделано с целью упростить, создать более доступный для широкого зрителя фильм. Но это дало обратный результат. Особенно для тех, кто ранее был знаком со словосочетанием "Джордж Оруэлл, "1984". Рецензия зрителей была однозначной - фильм не дотягивает до книги по эмоциональной нагрузке. Роман в оригинале более динамичный и захватывающий.

Интересный факт - фамилия актера (О"Брайен) совпадает с фамилией персонажа из книги (партийного служащего, сотрудничавшего с Полицией мыслей). Поэтому было решено заменить ее в сюжете на О"Коннор.

Следующим, кто отважился снять фильм по "1984", стал еще один Майкл, только теперь Рэдфорд, британский режиссер. Его картина вышла в год, совпавший с событиями книги, - в 1984. В главной роли выступил актер Джон Херт, его возлюбленную Джулию сыграла Сюзанна Гамильтон. Также эта картина стала последней в карьере и в жизни известного актера Ричарда Бертона, известного по "Укрощению строптивой", "Самому длинному дню" и др.

На этот раз экранизация стала более удачной - переданы все основные сюжетные линии книги, достаточно полно раскрыты образы героев. Но и здесь разделились зрительские отзывы. "1984", Джордж Оруэлл сам как автор полюбились читателям настолько, что они не смогли ощутить с экранизацией того эмоционального напряжения, накала, который передает книга.

На сегодняшний день известно, что планируется еще одна, третья Под руководством режиссера Пола Гринграсса. Он стал известным благодаря работе над картинами "Превосходство Борна", Пока об актерском составе, дате начала съемок и выхода фильма ничего не известно. Но участвовать процессе рождения картины будет компания Sony Pictures и продюсер Скотт Рудин, что уже подогревает интерес к будущему фильму по мотивам "1984" (Джордж Оруэлл). Экранизация обещает быть более современной и качественной.

Общее впечатление от прочтения

Конечно, самыми честными, непредвзятыми характеристиками произведения служат реальные отзывы. "1984", Джордж Оруэлл и целый созданный им мир нашли отклик в душах миллионов читателей. Местами трогательная и душевная, местами жесткая, бескомпромиссная и пугающая - эта книга, как и сама жизнь. Может, потому она и кажется такой реальной.

"Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре", - говорит в "1984" из этой книги знают даже те, кто ее не читал. Познакомиться с ней действительно стоит. И не только потому,что ее хвалят отзывы. "1984", Джордж Оруэлл, возможно, станут теми книгой и автором, которые найдут свое почетное место на книжной полке и в сердце рядом с другими шедеврами литературы.

Абсолютное большинство образованных людей хотя бы слышали о бессмертном романе 1984 Джорджа Оруэлла , знают его фабулу и, хочется думать, многие оставили свои отпечатки на страницах за чтением и в попытках анализа смысла, поиска главной мысли. В преддверие написания этого отзыва, я прочитал книгу 1984 третий раз. Обычно все возрастающий опыт прочтения литературы дает о себе знать, не в пользу книги, к которой возвращаешься вновь. С антиутопией Джорджа Оруэлла дело стоит полярно иначе – повторный экскурс в созданный автором мир антиутопии, с оглядкой на прошедшее время, дарит еще более глубокие впечатления при анализе 1984. Уже стало правилом хорошего тона ссылаться на Nineteen Eighty-Four. Книгу, как и , растащили на цитаты по всевозможным социальным сетям, где на странице автора они, по его мнению, должны намекать на глубокий внутренний мир и незаурядные способности критического мышления и проведения анализа 1984.

Даже у людей, которые сам роман 1984 не читали и не смотрели одноименную экранизацию, собственно, 1984 года выпуска, позитивные оценки будут вызывать недоумение. Это как константа о «Божественной комедии» – вы могли ее не читать, но при упоминании названия в голове возникают ассоциации с кругами преисподней. Так и возбуждает в голове мрачные, бесформенные образы серости . Без малого хочется назвать книгу 1984 одной из самых атмосферных в современной литературе. Те 5-6 часов, что дозировано проводишь вместе с главным героем Уинстоном , проходят словно в другой реальности, которая существовала не только в голове Джорджа Оруэлла (George Orwell ). Что-либо существует, пока мы в этом верим. Этот перифраз известного изречения касается всего антиутопического жанра. Можете ли вы, сидя в уютной теплой комнате, будучи сытыми и свободными, абстрагироваться от этих благ и примерить на себе шкуру гражданина деспотичного режима ангсоца.

Конечно, известную пользу чтения, которая состоит в задействовании воображения и создании целой новой реальности, каждый извлекает по-своему. У одного человека мир антиутопии 1984 Оруэлла будет основан на личных переживаниях, а другой применит уже имеющиеся образы из новостей, кино, другой литературы. Дело в том, что автор не использует описательные инструменты для окружения. После трех сотен страниц 1984 и описания от главного героя Уинстона, у вас едва ли в голове выстроится целостная картинка того самого Лондона в Океании и отличий от известного нам с вами. Писатель погружает нас в свою вселенную через описание жизни общества и одного конкретного человека. Вместо изобразительной точности для зданий, интерьера комнат – личное восприятие Уинстоном увиденного, сквозь призму странного, по нашим меркам, жизненного опыта. Тот самый случай, когда речь идет как раз не о халтуре и лени автора, а о творческом макете, который мы вольны заполнять, как сможем – под верным напутствием создателя, конечно. 1984 анализ которого может стать не менее увлекательным чем прочтение, дает нам поле художественной и пространственной реальности.

1984: Война – это мир

Один из трех ключевых партийных образов государства Океания и общества антиутопии Ангсоц , в котором живет наш протагонист романа 1984, Уинстон. Мы можем долго надрывно доказывать сами себе, что являемся чем-то большим, но в нашей жизни чаще всего руководствуемся типичными инстинктами, свойственными другим видам. Общество ангсоц в 1984 находится в состоянии постоянной, причем не столько фактической, сколько психологической войны. Принцип перманентной готовности к войне завоеванием ресурсов и идеологического противостояния с неким абстрактным внешним врагом. Власть любого сильного государства, к сожалению, зиждется на военной мощи и мы прекрасно видим это сегодня. Джордж Оруэлл создавал свой роман под впечатлением от опустошающей Второй Мировой Войны и назревающего противостояния образовавшихся сверхдержав. Мы же живем в мире спустя семьдесят лет, который, несмотря на значимые продвижения, подвержен все тем же законам пещерных времен, что и видим при обзоре 1984. Война — это мир .

И если поверхностная значимость любой войны состоит в проявлении силы по отношению к оппонентам, к захвату ограниченных ресурсов, навязыванию своего мнения и подавлению чужого, то британский писатель Джордж Оруэлл вывел наружу менее явные мотивы, о которых не принято говорить. Главная мысль 1984 , которую я своими словами хочу высказать по книге: война ради войны. Автор до смешного и комичного опускает мотивы противостояния сверхдержав: Океания , Остазия и Евразия , которые обычно так высокопарно изрекаются обеими сторонами любого конфликта. В любой войне наибольший ущерб наносится самым слабым слоям населения, которых не принято побуждать к критическому мышлению, критике правительства и анализу событий. Вспомните хотя бы две Мировых войны XX века. С точки зрения выгоды одной отдельной нации, деструктивно давать солдатам выбор поступать, как они считают нужным. Дифференцировать своих врагов на » более плохих» и »менее плохих» . Такое вот обобщение небанальным образом подает нам автор в романе 1984.

Сущность войны - уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война - это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счете сделать его разумнее.

Даже когда оружие не уничтожается на поле боя, производство его - удобный способ истратить человеческий труд и не произвести ничего для потребления.

Здесь мир 1984 поделен на три сверхдержавы и так называемую буферную зону между ними. Океания , Остазия и Евразия , по утверждению партии ангсоца и Большого брата, всегда воевали друг с другом. Эта война была, есть и будут, как закат и восход солнца. В какой-то момент обществу ангсоца скармливают информацию, что с одним из извечных соперников заключено перемирие, но это, судя по реакции людей, не имеет сколько-нибудь важного значения. Ведь лицо врага может меняться, но сам факт его постоянного существования также незыблем, как сам соперник. Эта концепция достигает яркого апогея во второй половине романа 1984, где главный герой Уинстон находится на одной из площадей города. После новости о перемирии с одной из сторон, оказывается, что плакаты на зданиях не отвечают новой информации, и что само их наличие, вероятно, происки врагов. Толпой Океании обуревают животные эмоции, а градус накала общественного сознания никогда не сходит на нет. Фактически сотни миллионов людей вселенной 1984 держат в постоянном напряжении, постоянном чувстве внутренней тревоги и неудовлетворенности, пока новый и новый оппонент не будет повержен. Что не случится никогда.

Так, после очередной смены противника, сотрудники министерства правды трудились практически непрерывно целую неделю. После завершения работы «ни один человек на свете документально не докажет, что война с Евразией была»

Фактически партия в романе 1984 и Большой брат ведет войну не с каким-то противником, а с собственным населением ангсоца. Еще один лейтмотив этого компонента истории при анализе 1984 – уничтожение излишков производства. Джордж Оруэлл развил идею ликвидации огромного количества благ, чтобы не допустить процветания в обществе людей. Зачем давать массам возможность жить в достатке и безопасности, если лишняя пара обуви или лезвие для бритья можно никогда не произвести по факту. Вместо этого уничтожать колоссальное количество природных ресурсов и товаров. Можно только представить, сколько коллективного блага можно обеспечить, если в одночасье перенаправить все военные бюджеты Океании, Евразии и Остазии на борьбу с болезнями, лучшее образование для детей, развитие инновационных технологий, такие как современные безотходные источники энергии.

Отдельного абзаца, при обзоре 1984, явно заслуживает такое понятие, иронично введенное автором, как двухминутки ненависти. С телеэкранов и без того обрабатываемое общество ангсоца постоянно держат в напряжении красной тряпкой эфемерного врага . Монголоидной внешности солдаты, которые неустанно шагают военной выправкой прямо на зрителя и негласно говорят, что придут в дом каждого жителя Океании, если их не остановить войной. Или маячащий образ предателя нации, самого ненавистного противника режима – некоего Голстейна . Причем совершенно не важно, существует ли такая личность или его придумали специально для обработки массового сознания. Он – Иуда, предавший Ангсоц , Большого брата и каждого человека, живущего в сверхгосударстве Океании. Он извращает незыблемые постулаты, поддерживает врага и ведет подрывную деятельность. Это воплощение зла регулярно появляется во всей своей зловещей красе перед публикой ангсоца, и они готовы разорвать его в клочья, представься такая возможность.

1984: Свобода – это рабство

Еще одно утверждение правящей партии ангсоца в Океании с противоречащим смыслом, но лишь для нас с вами. А для поколения, воспитуемого в атмосфере ненависти с ранних лет, где принимаешь все, что тебе утверждают – это и есть сама истина. В раннем детстве наш главный герой Уинстон, которому сейчас почти сорок, потерял сначала отца, а после и мать. Причем в последнем случае он даже не знает, умертвили ее или она до сих пор содержится где-нибудь в рабочем лагере. Здесь Оруэлл недвусмысленно апеллирует к известным тоталитарным режимам Третьего Рейха и сталинского СССР, создавших целую фабрику смерти для собственных граждан, путем отгораживания неугодных элементов. Каждый житель Лондона и Океании в романе 1984 живет в постоянном чувстве страха тревоги и знает, что за любой неосторожный жест или высказывание его лишат не только свободы, а вероятно и жизни. Это принципиальный элемент любого насильственного управления массами – лишить их возможности удовлетворять базовую потребность в безопасности и чувстве собственного контроля. Проблематика общества в 1984 раскрывается через ограничение базовых потребностей.

Став всеобщим, богатство перестает порождать различия. Можно, конечно, вообразить общество, где блага, в смысле личной собственности и удовольствий, будут распределены поровну, а власть останется у маленькой привилегированной касты. Но на деле такое общество не может долго быть устойчивым. Ибо если обеспеченностью и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей, отупевших от нищеты, станет грамотной и научится думать самостоятельно; после чего эти люди рано или поздно поймут, что привилегированное меньшинство не выполняет никакой функции, и выбросят его. В конечном счете иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве.

Являясь членом так называемой внешней партии ангсоца, Уинстон фактически находится под неустанным наблюдением и днем и ночью. Камеры слежения есть у него дома и на работе, на улицах. Вот почему особенно примечательны сцены встреч с девушкой Джулией . При всей своей, как она сама говорит, порочности, в романе 1984 Джулия символизирует ту шаткую возможностью просто побыть наедине с кем-то или собственными мыслями, вне всеобщего контроля. В тоталитарном обществе такое, к сожалению, большая редкость. Они мельком общаются даже на оживленных улицах – всегда в толпе людей ангсоца, чтобы не привлекать внимание. Собственно и их сексуальная связь – это их решение, до которого партия и Большой брат еще не добрались. В обществе Океании, где пропагандируется отвращение к любви и близости (кроме необходимого зачатия новых жителей), под тем зеленым деревом на лугу они делают то, что им хочется, хоть и с постоянной опаской. В одной из сцен, в грязном гостиничном номере Уинстон подчеркивает, как же прекрасно иметь возможность просто сидеть и читать книгу, чтобы за тобой никто не наблюдал. Автор словно обращается к читателю и подчеркивая привилегию читать книгу, проводить мысленный анализ 1984 и, в моем случае, даже делать обзор для других.

Одной из важных тем книги 1984, в контексте формирования тоталитарного устройства, стала преемственность поколений. С каждым новым поколением возможности для общественного бунта будет становиться все меньше. Детей обучают не только всем основам Ангсоца, но и фактическому стукачеству. Молодое поколение Океании становятся верными последователями партии с малых лет и готовы докладывать на собственных родителей. Уинстону знакомы случаи, когда собственные же дети отправляют взрослых на смерть или в лагеря. Деспотичному режиму партии о лучшем варианте не стоит и думать – преданные Большому Брату сыны и дочки. Свобода — это рабство .

Вместе с этим, Джордж Оруэлл дает поле для маневра человеческой натуре в лице так называемых пролов. Это пролетариат – рабочий класс, который составляет 85% населения Океании. Именно в нем главный герой 1984 Уинстон видит будущее и возможность избавления от тоталитарного общества. За жизнью этих людей практически не следят, в отличие от членов партии. Им не запрещено обычное дореволюционное поведение, даже процветает проституция. Среди пролов много стариков, которые застали еще другие времена. Но символичной является сцена в баре, где Уинстону так и не удается ничего добиться от пожилого мужчины. Они словно говорят на двух разных языках и какой-то содержательной беседы не выходит. Именно о рабочем классе автор говорит как о грубой силе любой революции. Но, со слов видного представителя внутренней партии Обрайена, новый режим учел уроки прошлого и со временем искоренит саму возможность смены власти в Океании.

И как же можно говорить о теме тоталитаризма в романе 1984 Оруэлла без остановки на такой нарицательной личности, как Большой Брат . Проповедуемый лидер исторической революции ангсоца, который остался верен идеалам и нуждам общества. Мужчина со строгим лицом с усами, внешне похожий одновременно на Гитлера и Сталина. Ярчайшая иллюстрация образа диктатора , которых XX столетие увидело не мало. Как и в случае с главным врагом режима Голдстейном, неизвестно существует ли таинственный Большой брат в действительности. Его никто не видел вживую из сотен миллионов людей Океании. Он не стареет и не меняется, не выступает с речами. Его образ является олицетворением всего общественного строя ангсоца, неусыпно наблюдающего за каждым. С плакатов и экранов по всей Океании на каждого зрителя смотрит пронзительный взгляд. Большой брат из 1984 Оруэлла давно стал нарицательным понятием, когда речь заходит о тоталитаризме, лишении людей свобод, злоупотреблении разведывательными средствами и полицейскими полномочиями. Несмотря на свои обоснованные вопросы, главный герой романа 1984 Уинстон так и не узнает истину, ведь она есть то, во что мы верим, или, точнее, во что нас заставляют верить.

1984: Незнание – сила

Пожалуй, тем пунктом политики Ангсоца, который чаще всего обсуждают в отношении книги 1984 Джорджа Оруэлла, является так называемое двоемыслие . Жителей государства Океании приучивают с самого детства мыслить так, как этого хочет партия. Если это необходимо, принимать любую информацию и выдавать черное за белое и наоборот . Ведь когда практически искореняется понятие критического мышления, анализа, уничтожается фактичная история и оригинальные истины, теряется смысл, становится невозможным даже говорить об извращении правда. Правда становится такой, каковой ее делают, и читатель 1984 в этом плане обладает невероятным преимуществом оценивать прочитанное с точки зрения мира вне подобного деспотизма. Очень ярко тема проявляется в той самой печально известной комнате 101 , куда попадает в какой-то момент наш герой Уинстон. Под жестокими и постоянными пытками, самыми насущными страхами и подавлением воли человека, его заставляют отказаться от очевидных истин, если это потребуется. В конечном счете, если партия и Большой Брат утверждают, а пытки помогают, что дважды два не четыре, а пять, то так оно и есть. Незнание — сила .

Ежедневно и чуть ли не ежеминутно прошлое подгонялось под настоящее. Поэтому документами можно было подтвердить верность любого предсказания партии; ни единого известия, ни единого мнения, противоречащего нуждам дня, не существовало в записях. Историю, как старый пергамент, выскабливали начисто и писали заново - столько раз, сколько нужно. И не было никакого способа доказать потом подделку.

1984 описание министерств

В обществе Океании, видимо во всех крупных городах помимо Лондона (Взлетной полосы №1), существует так называемые министерства, отвечающие за соблюдение избранного партией курса. Фактически, это тоталитарные органы, искривляющие действительность и жестоко наказывающие тех, кто, как ему может показаться, не хочет принимать привычный в государстве порядок. Оруэлл в 1984 фактически иронизирует с помощью даже названий этих организаций.

Министерство изобилия регулярно скармливает сотням миллионов людей преувеличенную или попросту искаженную информацию об уровне общественного благоденствия. Так ежемесячные и ежегодные планы по выпуску той или иной продукции всегда выполняются в Океании с излишком. По утверждению ведомства, тех же ботинок изготавливается больше, чем людей живет на территории государства, только почему-то половина ангсоца ходит полубосой в износившемся тряпье. Горнило войны постоянно уничтожает природные ресурсы и сами товары.

Известно только одно: каждый квартал на бумаге производят астрономическое количеств обуви, между тем как половина населения Океании ходит босиком.

Министерство любви , вместо того, что налаживать отношения в обществе ангсоца, отваживать людей от преступности, возвела в чин этих самых преступлений неверные, с точки зрения курса партии, мысли и поступки людей Океании. Вспомнить сателлита с вызывающим для нас названием: »молодежный антиполовой союз », где молодому поколению 1984 навязывают мысль о бессмысленности каких-либо чувств к противоположному полу, об опасности привязанности и тем более влюбленности. Скоро, как можно узнать от члена внутренней партии, зачатие детей вовсе сведут к искусственному оплодотворению, чтобы подавить и этот древний инстинкт. Все-таки такое понятие как любовь должно сопровождаться неким внешним комфортом, чего людей в Океании лишают постоянным преследованием и запугиванием, слежкой.

Министерство мира , как не сложно догадаться, занимается вопросами перманентной войны и внушения этого состояния жителям государства Океания. Так как мы не можем верить в истинность книги Голстейна, согласно словам Обрайена, неизвестно идет ли война до сих пор. Если идти до конца, любой житель вовсе может не знать, что творится вне его города – есть ли вообще другие два сверхгосударства или они были уничтожены в пепелище ядерных войн. Важное значение автор 1984 уделяет чувству страха перед бомбардировками мирного населения – естественно, это литературный реверанс Дорджа Оруэлла теме бомбардировок во Вторую Мировую войну, в частности Лондона. Во время прочтения романа Тысяча Девятьсот Восемьдесят Четыре постоянно ловишь себя на мысли, что в показанном тоталитарном обществе, где действительное подменяется, вполне может присутствовать запугивание собственной нации. Если сражения идут где-то далеко, это не слишком держит людей в тонусе, а вот периодическая смерть десятков детей или стариков от бомбы – уже аргумент посущественней.

Министерство правды – пожалуй, самая интересная структура и один из лейтмотивов всего произведения 1984 Оруэлла. Задолго до появления интернета и свободного доступа к альтернативным источникам информации, общественное мнение формировалось благодаря газетам, радио и позже – телевидению. Так называемый информационный фронт только набирал обороты в течение ХХ века, и на момент написания романа уже ярко проявил себя во Второй Мировой Войне. Большую часть подноготной информации мы узнаем от самого главного героя Уинстона. Он занимается подтасовкой истории и известной информации. Как и сотни таких же маленьких людей, мужчина сидит в тесной каморке и исправляет старые новости или отрывки литературы, согласно новому курсу партии. Идет беспрерывное искажение действительности . После того, как все старые экземпляры тех же газет будут уничтожены и перевыпущены, даже самые осведомленные члены партии Океании не смогут восстановить былые истины.

Подтасовка и фальсификация истории – ничего не докажешь, ведь нет свидетельств. Партия изобрела самолет, предсказания Старшего брата всегда сбываются

Подтасовка фактов – это одна из ключевых основ пропаганды и тоталитарного общества, где субъективное право на истину становится прерогативой государства. Джордж Оруэлл наглядно демонстрирует в романе 1984, как можно нивелировать любые наработки, достижения или неудачи. Как, снова же, превращать белое в черное и наоборот. Собственно, становится печально от самого факта такой практики, что истинная история в какой-то момент утрачивается безвозвратно и тем самым теряется ее значение.

Роман о будущем, которое (по датам и срокам) для нас осталось уже в прошлом, все еще может быть угрозой для утопистов, мечтающих о безупречной системе, о государстве-машине. Герой Уинстон Смит совершает мыслепреступление - начинает дневник, так как не может не выплеснуть свои сомнения на бумагу. Он пишет все-таки так, чтобы его не видели через специальные экраны, которые установлены в каждой квартире. Трансляция лозунгов и в то же время наблюдение за людьми идет постоянно.

Часть 1. В бесчеловечном государстве

Дело происходит в Англии, хотя в той реальности это могущественная Океания. Люди здесь похожи на винтики в системе, все здесь пропитано идеологией, вокруг лозунги. Людям лучше ходить строем и не иметь своих суждений. И так в этом антиутопичном романе показана страшная воля Партии, общество, в котором нельзя иметь свое мнение, нельзя отличаться. Министерство правды, любвии другие превращаются в "мини": мини финансы, мини экология... названия говорят сами за себя! И сам "новояз", созданный в этой системе, низводит всю творческую натуру человека к нулю, к отрицательным числам.

Пятиминутки ненависти, на которые сгоняют людей, демонстрируют им классовых врагов, пугают ими. Это становится обязательным и привычным, как минута гимнастики, людей учат ненавидеть, заставляют привыкнуть к ненависти, направленной на "врагов". Кстати, обычный сценарий показа заключается в том, что основной враг Власти - тот, кто когда-то начинал вместе с ее основателями, но потихоньку они разошлись во взглядах, вот его и объявили вне закона. На этих "шоу" нужно выплескивать свой негатив (кричать, ругаться, разрушать). Как у булгаковского Воланда на представлении здесь тоже милосердие иногда проявляется. Например, женщина вскрикивает, когда показывает, как погибают дети, пусть они тоже "вражеские". Но конечно, милосердие это никак не поощряется, а наоборот. Кстати, дети тут постоянно доносят на родителей (даже если те говорят во сне), предательства, вообще, процветают.

Сам Уинстон когда-то украл еду у сестры, а пока прятался, ее и их маму "распылили". Работа выросшего Уинстона состоит в изменении старых газет, чтобы прогнозы там соответствовали реальности. Еще он вычеркивает людей, оказавшихся предателями.

Образ врага здесь создается намеренно как стимул к ударной работе и способ отвлечь народ от проблем. Возможно, и бомбы на мирных жителей сбрасывает сама Парти, чтоб держать всех в страхе. А лозунги здесь противоречат здравому смыслу. По этим утверждениям война, дескать, это мир.

Часть 2. История утопической любви

У Смита сложные отношения с женщинами, скорее, отсутствие таковых. Особенно не нравятся ему те политизированные юные красавицы, которые носят специальные пояса, показывающие, что эти дамы, вообще, отрицают отношения с мужчинами. Понятно, что любовь, семья и остальные "нежности" - это слишком большая роскошь для Океании. И несмотря ни на что, герой влюбляется в совершенно удивительную женщину - веснушчатую Джулию. Для него она - путь к новому миру, к сопротивлению бесчеловечной системе. Девушка сама подбрасывает ему записку о любви. Они встречаются в лесу, женщина признается, что у нее было много любовников... А Смит рад! Понимает, что она настоящая, а не холодная-идейная. Работает Джулия с машинкой, пишущей романы.

Между прочим, Смит уже был женат. Его жена Кэтрин была хороша, но вот только в голове у нее были лишь лозунги Партии. Уинстон думал, что его отношения с женщинами навсегда закончены, но тут появилась Джулия... их отношения - это, по своему, борьба с системой.

К влюбленным попадает запрещенная книга, но они решают "идти до конца", понимая свой риск. Их все же арестовывают, ведь следили за ними уже лет семь.

Часть 3. В заточении

Когда герой попадает в тюрьму, начинаются допросы, долгие разговоры. Действительно, его стараются психологически сломать. Без пыток, конечно, не обходится, но и день за днем планомерно ломают его психику. Бесконечные разговоры приводят к тому, что заключенный уже просто теряет терпение. Он кричит своему мучителю, бросает ему самый важный вопрос, мол, что вы хотите от меня. В самом начале своего дневника Уинстон написал, что свобода - это сказать, что дважды два четыре. Он понимает, что им нужно, чтоб он признал, будто дважды два равно пять. И он готов уже и на это. Однако оказывается, что пленник ошибся в своих расчетах.

Цифра в ответе - это нечто слишком определенное, так было бы слишком просто - всегда называть неправильный ответ. Власть в том мире вовсе не отрицает правды, ведь иногда и она может быть удобной и выгодной. Основная цель Партии - сломать человека как личность. Вот почему, несчастное "дважды два" должно быть не больше, не меньше правильного ответа, но и не обязательно четыре... А нужно столько, сколько нужно Партии. И ответ на даже математический вопрос должен звучать, как "а сколько нужно".

В результате самой страшной для него пытки (клетка с отвратительными крысами) Смит предает Джулию - кричит, чтоб ее отдали крысам вместо него.

Сломленный, придавленный собственной трусостью, Уинстон выходит из тюрьмы, встречает Возлюбленную. Она тоже его предала. И теперь они оба чувствуют себя уже не собой, а роботами, у них, в них не осталось ничего человеческого. Теперь они любят только Большого Брата, который наблюдает за каждым...

Роман учит не создавать никакие утопические системы, особенно если они не учитывают личности людей, их свободы, мнения.

Картинка или рисунок Джордж Оруэлл - 1984

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шолохов Родинка

    Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды.

  • Краткое содержание Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка

    Однажды в лесу родился маленький зайчик. Он очень боялся всех и всего: лису, волка, медведя, громкого шороха и неожиданного звука. Зайчишка прятался под кустиками и в траве.

  • Краткое содержание Сартр Тошнота

    Роман «Тошнота» написан в стиле дневника, записи делает Антуан Рокантен, который является главным героем произведения. Он делает историческую работу, которая рассказывает о жизни маркиза де Рольбона.

  • Краткое содержание Искандер Первое дело

    Название этого рассказа означает то, что мальчику впервые доверили серьёзную работу, которая так важна для становления мужчины. Для ребенка очень важно помочь родным, не спасовать перед трудностями.

  • Краткое содержание Семеро против Фив Эсхил

    Царь Этиокл выступает перед своими подданными на площади. Он говорит об опасности, которая угрожает его государству. Царь надеется, что боги защитят Фивы от врага. Женщины плачут. Этиокл призывает мужчин сражаться за свободу, а женщин отправляет по домам.

Очень кратко Тоталитарное государство. Член партии пытается противостоять власти, сохранив своё сознание от манипуляции. Но мыслепреступление скрыть невозможно, и партия подчиняет человека системе.

Первая часть

1984 г. Лондон, столица Взлётной полосы I, провинции Океания. 39-летний невысокий тщедушный Уинстон Смит, сотрудник Министерства правды со стажем, поднимается в свою квартиру. В вестибюле висит плакат с изображением громадного грубого лица с густыми чёрными бровями. «Старший Брат смотрит на тебя» - гласит подпись. В комнате Уинстона, как и в любой другой, в стену вмонтирован аппарат (телекран), круглосуточно работающий и на приём, и на передачу. Полиция мыслей подслушивает каждое слово и наблюдает за каждым движением. Из окна виднеется фасад его министерства с партийными лозунгами: «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила».

Уинстон решает вести дневник. Это преступление карается смертью или каторжными лагерями, но ему необходимо выплеснуть свои мысли. Вряд ли они достигнут будущего: полиция мысли всё равно до него доберётся, мыслепреступление нельзя скрывать вечно. Уинстон не знает, с чего начать. Он вспоминает утреннюю двухминутку ненависти в министерстве.

Главным объектом двухминутки ненависти всегда был Голдстейн - изменник, главный осквернитель партийной чистоты, враг народа, контрреволюционер: он появился на телекране. В зале Уинстон встретил веснушчатую девицу с густыми тёмными волосами. Он с первого взгляда невзлюбил её: такие молоденькие и хорошенькие были «самыми фанатичными приверженцами партии, глотателями лозунгов, добровольными шпионами и вынюхивателями ереси». В зал вошёл и О’Брайен - высокопоставленный член партии. Озадачивал контраст его воспитанности и телосложения боксёра-тяжеловеса. В глубине души Уинстон подозревал, что О’Брайен «политически не вполне правоверен».

Он вспоминает свой давний сон: кто-то говорил ему: «Мы встретимся там, где нет темноты». Это был голос О’Брайена.

«Уинстон не мог отчётливо припомнить такое время, когда бы страна не воевала... Официально союзник и враг никогда не менялись... Партия говорит, что Океания никогда не заключала союза с Евразией. Он, Уинстон Смит, знает, что Океания была в союзе с Евразией всего четыре года назад. Но где хранится это знание? Только в его уме, а он, так или иначе, скоро будет уничтожен. И если все принимают ложь, навязанную партией,... тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».

Теперь даже дети доносят на своих родителей: отпрыски соседей Уинстона Парсонсов точно постараются поймать мать и отца на идейной невыдержанности.

В своём кабинета Уинстон принимается за работу. Он изменяет данные в газетах, выпущенных ранее, в соответствии с сегодняшним заданием. Уничтожались неверные прогнозы, политические ошибки Старшего Брата. Имена нежелательных лиц вычёркивались из истории.

В столовой в обед Уинстон встречает филолога Сайма, специалиста по новоязу. Он говорит о своей работе: «Это прекрасно - уничтожать слова... В конце концов мы сделаем мыслепреступление попросту невозможным - для него не останется слов». «Сайма несомненно распылят» - думает Уинстон. «Нельзя сказать, что неправоверен... Но всегда от него шёл какой-то малопочтенный душок».

Внезапно он замечает, что девушка с тёмными волосами, которая ему встретилась вчера на двухминутке ненависти, пристально наблюдает за ним.

Уинстон вспоминает свою жену Кэтрин. Они разошлись 11 лет назад. Уже в самом начале совместной жизни он понял, что «никогда не встречал более глупого, пошлого, пустого создания. Мысли в её голове все до единой состояли из лозунгов».

Смит считает, что только пролы - низшая каста Океании, составляющая 85 % населения, - могут уничтожить партию. У пролов даже нет телекранов в квартирах. «Во всех моральных вопросах им позволено следовать обычаям предков».

«С ощущением, что он говорит это О’Брайену», Уинстон пишет в дневнике: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре».

Вторая часть

На работе Уинстон вновь встречает эту веснушчатую девушку. Она спотыкается и падает. Он помогает ей встать, и девица суёт ему в руку записку, содержащую слова: «Я вас люблю». В столовой они договариваются о свидании.

Они встречаются за городом, среди деревьев, где их не могут подслушать. Джулия - так зовут девушку - признаётся, что связей с партийцами у неё были десятки. Уинстон приходит в восторг: именно такая испорченность, животный инстинкт могут разорвать партию в клочья! Их любовные объятия становятся боем, политическим актом.

Джулии 26 лет, она работает в отделе литературы на машине для сочинения романов. Джулия поняла смысл партийного пуританства: «Когда спишь с человеком, тратишь энергию; а потом тебе хорошо и на всё наплевать. Им это - поперёк горла». Они хотят, чтобы энергия использовалась только для партийной работы.

Уинстон нанимает комнату над лавкой старьёвщика мистера Чаррингтона для встреч с Джулией - там нет телекрана. Однажды из норы показывается крыса. Джулия относится к ней равнодушно, у Уинстона крыса вызывает отвращение: «Нет ничего страшней на свете».

Исчезает Сайм. «Сайм перестал существовать; он никогда не существовал».

Когда Уинстон однажды обмолвился о войне с Евразией, «Джулия ошеломила его, небрежно сказав, что, по ее мнению, никакой войны нет. Ракеты, падающие на Лондон, может быть, пускает само правительство, „чтобы держать людей в страхе“».

Наконец происходит судьбоносный разговор с О’Брайеном. Он подходит к Смиту в коридоре и даёт свой адрес.

Уинстону снится мать. Он вспоминает своё голодное детство. Как исчез отец, Уинстон не помнит. Несмотря на то, что еду нужно было разделить между матерью, его болезненной сестрёнкой двух-трёх лет и самим Уинстоном, он требовал всё больше еды и получал её от матери. Однажды он отобрал у сестры её порцию шоколада и убежал. Когда он вернулся, ни матери, ни сестры уже не было. После этого Уинстона отправили в колонию для беспризорных - «воспитательный центр».

Джулия решает встречаться с Уинстоном до самого конца. Уинстон говорит о пытках, если их раскроют: «Признание не предательство. Что ты сказал или не сказал - не важно, важно только чувство. Если меня заставят разлюбить тебя - вот будет настоящее предательство».

Уинстон и Джулия приходят к О’Брайену и признаются, что они враги партии и мыслепреступники. О’Брайен подтверждает, что организация заговора против партии, именуемая Братством, существует. Он обещает, что Уинстону передадут книгу Голдстейна.

На шестой день Недели ненависти объявляют, что Океания с Евразией не воюет. Война идёт с Остазией. Евразия - союзник. «Океания воюет с Остазией: Океания всегда воевала с Остазией». В течение пяти дней Уинстон работает над уничтожением данных прошлого.

Уинстон начинает читать книгу Эммануэля Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма» в комнатке в лавке мистера Чаррингтона. Позже Джулия и Уинстон слушают у окна, как поёт женщина-прол. «Мы - покойники» - по очереди произносят они. «Вы покойники» - раздаётся железный голос у них за спиной. Джулию ударяют и уносят. В комнате был спрятан телекран. Входит мистер Чаррингтон. «Он был похож на себя прежнего, но это был другой человек... Это было лицо настороженного хладнокровного человека лет тридцати пяти. Уинстон подумал, что впервые в жизни с полной определённостью видит перед собой сотрудника полиции мыслей».

Третья часть

«Уинстон не знал, где он. Вероятно, его привезли в министерство любви, но удостовериться в этом не было никакой возможности». В его камере, где постоянно горит свет, появляется Парсонс. Во сне он кричал: «Долой Старшего Брата!», и дочурка донесла на него. Уинстон остаётся один в камере, входит О’Брайен. «И вы у них!» - кричит Уинстон. О’Брайен отвечает: «Я давно у них... Не обманывайте себя. Вы знали это... всегда знали».

Начинается кошмар. Уинстона бьют и пытают. Он узнаёт, что за ним наблюдали семь лет. Наконец появляется О’Брайен. Уинстон прикован к какому-то орудию пыток. О’Брайен впоминает фразу, написанную Смитом в дневнике: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре»? Он показывает четыре пальца и просит Уинстона казать, сколько их. Уинстон упорно повторяет, что их четыре, хотя О’Брайен усиливает боль арестованного с помощью рычага. Наконец, не выдержав боли, Уинстон кричит «Пять!» Но О’Брайен говорит: «Вы лжёте. Вы всё равно думаете, что их четыре... Вы понимаете, Уинстон, что тот, кто здесь побывал, не уходит из наших рук неизлеченым?»

О’Брайен говорит, что партия стремится к власти только ради неё самой. Он один из тех, кто писал книгу Братства. Партия будет всегда, её нельзя свергнуть. «Уинстон, вы - последний человек. Ваш вид вымер... Вы вне истории, вы не существуете». О’Брайен отмечает, как опустился Уинстон, но тот возражает: «Я не предал Джулию». «Совершенно верно. Вы не предали Джулию» - соглашается О’Брайен.

Уинстона продолжают держать взаперти. В полузабытьи Уинстон кричит: «Джулия, моя любимая!» Очнувшись, он понимает свою ошибку: О’Брайен ему этого не просит. Уинстон ненавидит Старшего Брата. «Умереть, ненавидя их, - это и есть свобода». Уинстона отправляют в комнату сто один. К его лицу подносят клетку с отвратительными крысами - этого он выдержать не может: «Отдайте им Джулию!.. Не меня! Джулию!» - кричит он.

Уинстон сидит в кафе «Под каштаном». Он размышляет над тем, что с ним случилось: «Они не могут в тебя влезть», - сказала Джулия. Но они смогли влезть. О’Брайен верно сказал: «То, что делается с вами здесь, делается навечно».

Уинстон встретил Джулию уже после пыток в Министерстве любви. Она изменилась: «Лицо приобрело землистый оттенок, через весь лоб к виску тянулся шрам... Но дело было не в этом». Её талия, когда Уинстон обнял Джулию, показалась каменной: как у трупа, который Уинстону когда-то пришлось вытаскивать из-под завалов. Оба признались друг другу в предательстве. Джулия отметила самое главное: когда человек кричит, чтобы вместо него отдали другого, он не просто так говорит, он этого хочет. Да, Уинстон хотел, чтобы её, а не его отдали.

В кафе раздаются победные фанфары: Океания победила Евразию. Уинстон тоже одерживает победу - над собой. Он любит Старшего Брата.