Основные этические нормы и принципы общения. Нравственные основы общения

Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.

Первый жесткий принцип - это обращение к человеку по имени. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.

Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.

Второй принцип общения - это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика - всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.

С первого момента встречи с классом и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.

Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко: неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).

Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений - интерес к другому.

Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

В число этических основ осталось включить еще одно - безусловная помощь друг другу и бескорыстная помощь друг другу. В будущем эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра как основания жизни.

Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить ролевые и ситуационные игры. (23, с.90-101).

Из всего этого можно выделить правила общения для младших школьников и педагогов:

Приветствовать всех и каждого при появлении;

При обращении к человеку называть его по имени;

Оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;

Быть доброжелательными со всеми;

Уважать каждого человека;

Допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;

Нельзя посягать на другого человека.

Сформулированные правила должны быть обсуждены с детьми и если что изменены и дополнены.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах, а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые ситуации.

При подготовке методических разработок (Приложение 1, 2, 3, 4, 5) мы использовали материалы психологов-педагогов Е.П. Ермаковой (7, с.97-105) и М.А. Яновской (24, с. 48,55).

4. Нравственные принципы общения

Можно выделить следующие принципы общения.

· Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм ("потребительское" общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* взаимопомощь, дружбу;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

* терпимость.

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* патриотизм;

* чувство долга;

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* теоретическое:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* обучение;

* воспитание;

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* общественного мнения;

* идеалов;

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

На чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.;

На рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концепций морали, этических норм.

Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:

Объективных законов человеческого общежития;

Моральных знаний, норм, правил;

Обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:

Выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

Самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

Ответственность за свою деятельность, последствия поступков.


Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с.

4. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с.

5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.


Жизнь, нравственные оценки и деяния носят творческий характер. Этика закона и нормы не понимает еще творческого характера нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека. Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив, и притом...

И что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем любое другое служение, зависит от того, кого мы собрались вести. Значение духовно-нравственного воспитания Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но не­разрывно соединены с разворачивающейся уси­лием отнюдь не...

Нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся. Этому вопросу и посвящается следующая глава нашего исследования. Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебная деятельность значима...

Формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия). ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения Анализируя комплексные...

Введение…………………………………………………………………….2
1.Общение и этика………………………………………………………….3
2. Деловой этикет…………………………………………………………..10
3. Заключение……………………………………………………………….19
4. Список использованной литературы……………………………………20

Введение
В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения,педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Более того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этическогознания под названием «этика общения».
Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила рядтеоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, назаконах человеческого самосохранения.

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должномповедении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика жедолжна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализвзаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы иобычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный длямассы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиямиразвития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах...

Этика делового общения - это свод правил, моральных норм и убеждений, которые регулируют поведение людей и отношения между ними в процессе производства или любого другого вида занятости. Предметом этой отрасли этики акт, принятый в определенных ситуациях, нормах и правилах общения, прогнозирование и определение поведения при заданных условиях, изучение факторов, влияющих на поведение субъекта в деловой среде. Спецификой делового общения является его направленность на достижение рыночных целей (например, прибыль), что приводит к формальному (официальный) статусу по обеим сторонам улицы.

Этические основы делового общения базируются на:

  • - пунктуальность, за которой человека можно идентифицировать как надежный и добросовестный работник;
  • - конфиденциальности, так как это залог успешной сделки и храня тайну тайны организации или учреждения, его деятельности и личной жизни сотрудников;
  • - общественный договор, т. е. неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения и определенных единых норм поведения;
  • - социальная ответственность фирмы за предоставление условий для максимального использования членами бизнес и общество в целом ее преимуществ;
  • - усилия компании по ликвидации недостатков, которые влияют на работников и все общество;
  • - принцип утилитаризма в построении словесных рассуждений, учитывая только морально оправданное действие, которое приносит или имеет тенденцию принести пользу как можно большему числу людей. Решение считается неэтичным в том случае, если сумма ущерба больше, чем общее благо.

Внимательный, доброжелательный, учтивый и вежливый поведения с подчиненными, деловыми партнерами, коллегами, соблюдение субординации и тон общения с начальством, а также внимание всех остальных, их мнения, анализ другой точки зрения, понимание и объективная оценка собственных критиков - главная психологические основы делового общения.

В общении между людьми, как и впрочем, во многих других областях нашей жизни, существуют определенные правила - этика и культура общения, которых многоопытные собеседники стараются придерживаться.

Этика и культура общения это, по сути, свод рекомендаций чего не следует делать, общаясь с другими людьми.

И в данной статье мы кратко рассмотрим основы этики и культуры общения, которых рекомендуется придерживаться, если мы хотим преуспеть в налаживании контактов с другими людьми.

Избегайте узкопрофессиональных тем

Предположим, вы оказались в обществе новых для вас людей. Что делать? Как найти общие темы для разговора, не вызвав при этом неприятия и нежелания разговаривать дальше.

Существует множество банальных избитых тем, с которых можно начать общение, к коим, например, относится тема происходящих в мире событий.

Однако если мы хотим создать о себе, в глазах других, благоприятное впечатление, нам совершенно необходимо избегать разговоров на профессиональные темы.

Предположим, вы и ваш приятель - профессиональные строители, оказываетесь в обществе людей совершенно разных сфер деятельности и интересов. И вот, обнаружив среди гостей коллегу строителя, вы уделяете все свое внимание ему и начинаете оживленно обсуждать с ним, как правильно пользоваться теми или иными санитарными нормами и правилами, принятыми, скажем при проектировании Центральных Тепловых Пунктов жилых домов.

А еще представьте себе, что ваш новый знакомый коллега-строитель сидит не рядом с вами, а среди других приглашенных. И вот ваша перекрестная беседа уже привлекает к себе внимание других людей. И что же они при этом чувствуют, становясь невольными слушателями темы, которая им абсолютно не интересна и в которой они совершенно не разбираются? Они чувствуют себя обделенными вниманием. Если среди гостей присутствуют застенчивые люди, им, скорее всего, будет особенно дискомфортно.

Поэтому, придерживающиеся этики и культуры общения люди, стараются всеми способами избежать тем, в которых присутствующие не разбираются и поэтому не смогут принять участи в разговоре.

Не игнорируйте мнение собеседника

Прежде чем мы обратим наше внимание на еще одно правило этики и культуры общения, давайте задумаемся, как мы определяем, что такое занудство и кто такие зануды.

Зануда это человек, имеющий дурную привычку, общаясь с другими людьми, произносить длиннющие никого не интересующие монологи. Кроме того, зануду отличает от приятного в общении человека нежелание считаться и выслушивать мнение своего собеседника.

Неумение и нежелание прислушиваться и слышать своего собеседника по обсуждаемому вопросу способно напрочь отбить всякую охоту к дальнейшему общению. Ведь разговаривая с таким человеком, мы словно упираемся в незримую стену, ощущаем себя так, как будто нас не слышат. Будем ли мы в дальнейшем желать общения с ним? Полагаю, что этот вопрос - риторический.

Поэтому, для того, чтобы нас запомнили как приятных собеседников и захотели общаться с нами еще и еще, нам не следует ограничиваться высказыванием только своего мнения по обсуждаемой теме. Нам обязательно необходимо прояснить и позицию нашего собеседника. А для этого как нельзя кстати подойдет вопрос:

"А вы что об этом думаете?"

Не играйте в "следователя"

Общение между людьми это своего рода игра в словесный пинг-понг. Ты мне - я тебе. Так, во всяком случае, происходит гармоничное общение между двумя равноправными, уважающими друг друга, собеседниками.

А теперь, давайте напряжем наше воображение и представим себе, в каких случаях общение с другим человеком будет вызывать у нас неприятные эмоции.

Бьюсь об заклад, что одной из таких ситуаций будет допрос в кабинете у следователя , который, не дай Бог, инкриминирует нам какое-либо преступление.

Это модель разговора предполагает, что мы отчитываемся в своих действиях и вынуждены оправдывать каждый свой шаг. Так кому же такой разговор может понравиться?

Поэтому следите за своей манерой ведения беседы и не превращайте свою речь в допрос, если не хотите услышать от своего собеседника, нечто подобное:

- "Эй! Ты уже забыл(а) о чем говорят на первом свидании?!"

Всякому месту свое предназначенье

Это правило этики и культуры общения состоит в том, что каждое характерное мероприятие, будь то корпоратив или вечеринка предназначено сугубо для конкретных целей.

Это значит, что не следует пытаться разрешить застарелые и актуальные конфликты и столкновения со своими коллегами по работе на, скажем, корпоративной вечеринке, предназначенной для отдыха и веселья.

Преуспевающие мастера общения хорошо понимают это, поэтому, увидев своего недруга на таком мероприятии, они приветливо улыбаются и кивают им. Ведь сцепившись с неприятелем в словесную схватку, они рискуют быть исключенными из числа приглашаемых на подобные собрания.

Поэтому для всех своих серьезных вопросов, требующих жесткого отстаивания мнения в конфликтах они выбирают подходящее для этого время и место.

Мастера межличностных коммуникаций, придерживающиеся определенной этики общения, прекрасно отдают себе отчет в том, что деловые обеды или ужины предназначены в первую очередь для более тесного, близкого знакомства со своим партнерами, но никак не для обсуждения, скажем слияний и поглощений или урегулирования разногласий.

Профессионал приходит на деловой ужин, желая укрепить отношения со своим партнером, обменяться мнением на те, или иные банальные, не относящиеся к бизнесу вопросы. Поэтому уж, коль скоро обстоятельства вынудят его начать разговор о делах, он непременно сделает это тактично, и обязательно дождавшись десерта, дабы ненамеренно не испортить аппетит у своих собеседников:

"Жаль, что в такой приятной компании приходится обсуждать столь неинтересные вопросы, как совместный бизнес".

Подобные вводные вопросы составляют основу этики общения преуспевающих людей и являются своего рода нормами приличия в деловой среде.

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности.Общение сопровождает всœе эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно потому, что оно реализуется на разных уровнях – общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности. Вместе с тем, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д. Подобная многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определœенные для данной эпохи типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном счете, именно они и являются содержанием общения. Общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.

Посколькуобщественные отношения выступают в форме общения , любые его проявления независимо от субъекта (отдельная личность или социальная группа), более или менее, опосредовано связаны с содержанием этих отношений. Степень опосредованности определяется социальным опытом, психологическими и социальными особенностями личности, условиями общения. Все это относится и к межличностному общению. Межличностное общение далеко не однозначно. Его диапазон достаточно широк. Люди встречаются на улице, в транспорте, в общественных местах. Эти взаимоотношения, не могут осуществляться без каких бы то ни было норм. За ними стоит определœенное содержание, они требуют определœенных навыков и привычек.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно выполняет. Это, прежде всœего, осуществление обмена информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всœеми формами деятельности людей. Далее, межличностное общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усиливаются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость. По этой причине его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение выполняет ещё одну функцию – аффективно-коммуникативную , в которой регулируется уровень эмоциональной напряженности, создается психологическая разрядка. Оно создает и тот эмоциональный фон, в котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мирочувство.

Каждое общество и отдельные социальные группы вырабатывают определœенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя, как уже отмечалось, всœе материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура включает в себя и способы человеческой деятельности и тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, врачевания. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая очерчивает именно то, как нужно действовать.

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всœего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Οʜᴎ сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Моральные нормы являются обобщением коллективного опыта и передаются от поколения к поколению, от индивида к индивиду в форме некоторых практических правил. Обычно они рекомендуют, предписывают, запрещают, разрешают, предупреждают, предвосхищают или оценивают различные жесты, поведения, склонности, поступки людей. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения.

Общение как своеобразное проявление социальной жизни людей, не является чем-то случайным или произвольно им устанавливаемым. Оно вызывается к жизни всœей совокупностью человеческих связей, ведущее место среди которых занимают производство и отношения, складывающиеся в связи с ним. Общение и его культура являются неотъемлемой стороной жизнедеятельности людей, но не бывают чем-то неизменным, одинаковым для любых времен и народов. Каждая эпоха развития человечества характеризуется определœенной культурой общения .

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Эта классификация условна, не исчерпывает всœе возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населœенного пункта͵ пассажиры поезда, самолёта или городского транспорта͵ зрители кинотеатра или спортивного матча, посœетители музея или выставки и т.д. Имеется в виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Οʜᴎ встречаются, вступают во взаимые отношения друг с другом и расходятся, они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определœенные роли. Участники такого общения выполняют определœенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная продолжительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всœевозможные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами бывают неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального момента. В случае если в иных формах общения эмоциональная сторона сопутствовала другим его функциям (информационной, регулятивной), то при неформальномобщении эмоциональные контакты становятся его содержанием.

Из всœех отношений, складывающихся в трудовом коллективе, наиболее важными являютсяслужебные. Их особая роль определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во-вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнения задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на настроения людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива. Главная цель коллектива – успех дела. По этой причине критерием качества служебных отношений выступает интересы дела . Хорошие служебные отношения складываются там, где работники слаженно, дружно решают поставленные задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие отношения», плохо выполняются его основные функции, а сами отношения перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми.

Неформальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к товарищам по работе. Ответственность – это, прежде всœего, требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который в нем складывается. Коллектив только тогда становится коллективом, когда чувство ответственности становится естественным и необходимым, если не для каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях руководствуются не личными симпатиями и антипатиями, не личными выгодами, а интересами общего дела и его результатом. Только такой критерий позволяет наладить успешную совместную работу разных людей.

Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является уважение к товарищам. В случае если уважение строится из отношений «по горизонтали», ᴛ.ᴇ. между людьми, занимающими одинаковое служебное положение, то оно является непосредственным выражением принципа коллективизма. Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь призму отношений по «вертикали», ᴛ.ᴇ. между руководителœем и подчинœенным. Отношения субординации, ᴛ.ᴇ. руководства и подчинœения тоже определяются нравственным требованиям. Не нужно забывать, что подчинœенные являются такими только по службе, что служат они не руководителю, а интересам коллектива. И в этом отношении всœе сотрудники коллектива равны. Такое отношение субординации и равенства создает всœе предпосылки для борьбы с высокомерием и чванством, с одной стороны, и подхалимством и угодничеством – с другой. Нельзя не отметить, что и то и другое крайне отрицательно влияет на морально-психологический климат коллектива, плодит беспринципность и круговую поруку, протекционизм и нечестность. В культуре служебных отношений «по вертикали» многое зависит от руководителя. Ответственность, уважение к подчинœенным, в сочетании с требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства, обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание здорового морально-психологического климата в коллективе .

Несколько слов о нормах служебно-деловых отношений в медицинских учреждениях. Кроме общепринятых норм для медиков особое значение имеют ряд дополнительных моментов:

Сама обстановка в медицинских учреждениях должна максимально щадить психику больного, порождать атмосферу доверия к врачу, располагать к оптимизму и выздоровлению больных. Подлежит устранению всœе то, что отрицательно влияет на течение болезни и выздоровление пациента. Необходимо формировать благоприятный режим.

Обстановка в кабинœете врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы.

Взаимоотношения медработников должны основываться на коллегиальности, взаимоуважении, взаимопомощи и доверии. Нельзя обсуждать врачебные ошибки в присутствии больного. Недопустимы критические замечания консультанта в адрес лечащего врача в присутствии больного, а также проведение консультации без лечащего врача. Непозволительно обращаться к среднему и обслуживающему медперсоналу на ты, делать замечания медсестрам в присутствии больных.

В свою очередь и больной должен уважительно относиться к врачу, соблюдать правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять всœе предписания врача.