Основные принципы «Школы радости» Витторино де Фельтре. Жвачка для рук и эко-наборы юный садовод

Однажды мне пришлось наблюдать два эпизода из жизни одной учительницы: на работе и дома… Учился в нашей школе тогда один пятиклассник – мальчик с непростой судьбой и «соответствующим» поведением. В тот день я стала свидетельницей общения моей героини с этим мальчиком: много ласковых слов, нежные интонации в голосе. В итоге ей удалось с ним договориться о чем-то… В тот же вечер я оказалась в качестве гостьи в ее доме. Не успели мы переступить порог, прозвучало грозное: «Оля, тапки!». Эта фраза была адресована дочери учительницы – подростку лет 12.

С тех пор прошло больше десяти лет, но эти две сцены все не стираются из моей памяти. Я хорошо помню свои чувства в тот день: диссонанс между настолько разным отношением к двум детям – на работе и дома. Было очевидно наличие скопившегося напряжения в душе этой женщины. Вот только в одной ситуации она его сдерживает, а в другой – нет. А что должна чувствовать девочка-подросток, которая почти каждый вечер принимает на себя поток маминого негатива?.. Подобную ситуацию, к сожалению, часто можно наблюдать в учительских семьях.

Проработав в системе образования больше десяти лет, наблюдая за детьми педагогов, я пришла к однозначному выводу: нельзя допускать, чтобы мама (учитель) и ее ребенок находились в стенах одной школы. Главная выгода мамы от такого пребывания очевидна: есть возможность постоянного контроля за чадом. Но каково этому самому чаду постоянно находиться под пристальным оком не только родительницы, но и всех ее коллег! Да еще и нести бремя ответственности «учительского ребенка». (О, как велик соблазн у взрослых сказать ему: «Как ты можешь? Ведь твоя мама учительница! Ты позоришь свою маму!»). А между тем, кто может отнять право у такого ребенка быть ПРОСТО РЕБЕНКОМ, который может озорничать, дергать за косички одноклассниц, прийти неготовым к какому-то уроку? Получается, мама-учитель – это приговор!

И если отследить судьбы этих детей в дальнейшем, сколько среди них искалеченных перфекционизмом (стремлением во всем быть идеальным), комплексом неполноценности и откровенно асоциальных личностей (судимых, наркоманов, алкоголиков, социопатов). Психологам понятно, что такое поведение – чаще всего выступает своеобразной формой протеста против жестких требований в детстве.

Отношение учительницы к своему ребенку – это один аспект проблемы. Но есть еще огромное множество детей, с которыми ей приходится каждый день иметь дело. И образец разговора, который я привела в начале, к сожалению, далеко не всегда можно наблюдать в школьных стенах. Если пройтись по школьному коридору во время уроков, можно составить очень точное представление о коммуникативной культуре наших педагогов.

Согласно результатам одного исследования, к педагогической деятельности стремятся в основном люди с нереализованным комплексом власти. Согласно определению, «Комплекс власти связан с желанием быть сильным, быть победителями и управлять другими людьми. Сильная сторона такого комплекса – лидерство, умение брать ответственность за других, направлять их. Но этот комплекс часто опьяняет человека своими возможностями, и тогда мы видим уже не подлинных лидеров, но скорее диктаторов, для которых сама идея власти становится важнее идей и ценностей, ради которых такая власть была дана этому человеку».

У каждого из нас есть опыт общения с педагогами. И для кого-то он весьма травматичный. Я хорошо помню эпизод из начальной школы, когда нас за что-то наказала учительница, и мы вынуждены были стоять во время урока какое-то время, весь класс. Я обратила внимание, что на стульчике моей соседки по парте образовалась небольшая лужица. Эта ситуация вселила в девочку такую тревогу, что произошло непроизвольное мочеиспускание. А ведь это невротический симптом. Другими словами, ребенок тогда пережил психологическую травму. Кто дал учительнице на это право?

Безусловно, управлять большой группой детей непросто. И не зря в частных школах одно из главных правил – ограниченное количество детей, как правило, 12 – 20 человек. В массовых школах встречаются классы наполненностью 36 человек. Учителю, и правда, непросто. Но вопросы дисциплины каждый педагог решает по-своему: кто-то использует игровые методы, кто-то индивидуальный подход, а кто-то силу голоса.

Работая школьным психологом, я часто сталкивалась с жалобами отдельных учителей на поведение того или иного ученика. Тогда я подходила ко всем учителям, работающим в классе, где учился этот ребенок и спрашивала об особенностях его прилежания. Надо сказать, что ВСЕГДА находилось несколько педагогов, у которых не было претензий к данному ученику. И не потому, что учитель проявлял равнодушие к детям, а потому что у него были ДРУГИЕ методы работы. Эти мудрые педагоги понимали, что вызывающее поведение ребенка – это призыв о помощи, стремление обратить на себя внимание, чаще всего свидетельство эмоциональной депривации (нехватки душевного тепла в семье). И на уроке такого учителя ребенок получал это внимание в виде индивидуальных заданий, значимость которых особенно подчеркивалась учителем, либо наделением его лидерскими полномочиями.

Могу представить себе, что эти строки читает учитель со стажем и говорит: «Милочка, да Вы себе не представляете, КАКИЕ бывают дети!». Так вот я не просто представляю. Я ЗНАЮ. Как знаю и то, что к любому ребенку МОЖНО найти подход. Для этого нужно желание и душевные силы. С желанием все понятно. Далеко не все учителя идут «на работу как на праздник». Но даже имея желание, не всегда есть на это силы . И это объективно! Профессия педагога считается одной из самых энергоемких и подверженных эмоциональному выгоранию. В европейских странах педагог может позволить себе заграничный отдых два раза в год, во время которого есть возможность восстановиться эмоционально. Наши же соотечественники из материальных соображений чаще всего стараются летний отдых совместить с работой в детских оздоровительных заведениях. Таким образом, круглый год нервная система педагога истощается, практически не получая эмоционального ресурса.

Вот, на мой взгляд, источник извечного конфликта на уровне учитель-ученик. Оба являются заложниками образовательной системы, которая подвергается бесчисленным реформам, но гармоничнее, увы, не становится.

Многие родители обеспокоены сложившейся ситуацией и находятся в поиске оптимального образовательного режима для своих детей. Закон об образовании Украины дает им право на домашнее обучение, но и здесь система выдвигает бюрократические препятствия, которые каждый родитель обходит в меру своей изобретательности и социальной адаптивности…

Проблема, поднятая в этой статье, имеет широкий социально-нравственный аспект, и решение ее найти не так просто. Но пока мы можем хотя бы говорить об этом. Ведь наша пассивность – причина жизненной рутины и отсутствия перемен.

И, похоже, все забыли, что в переводе с греческого языка школа – это досуг, то есть, возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Давайте вспомним, что к досуговой деятельности относятся: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. И ведь все это присутствует в школе. Только в каком-то карикатурном виде. Мало во всем этом личной мотивации школьников, да и самих учителей. А ведь известно, что никакая деятельность не будет успешной, если не имеет начала в индивидуальной заинтересованности человека. И только тогда школа станет домом радости, когда каждый, и ребенок, и взрослый, будет спешить в ее стены в ожидании красочных эмоций и ярких впечатлений!

Витторино де Рамбальдони (de Rambaldoni) (1378, Фельтре, - 02.02.1446, Мантуя), нтальянский педагог эпохи Возрождения. Окончил университет в Падуе. Испытал сильное влияние итальянских гуманистов П. Верджерио и Л. Бруни. Осуществлял на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. В 1423-1424 основал среднюю школу (Casa Giocosa - "Дом радости") при дворе герцога Гонзага в Мантуе. В ней обучались сыновья герцога, придворных, гуманистов Дж. Ф. Поджо Браччолини, Ф. Фильельфо, а также (за счёт Витторино) одарённые мальчики из бедных семей. Школу посещали и девочки из семейства Гонзага. К Витторино присылали учеников из других стран (Франции, Германии, Греции). Светлое, просторное здание школы было расположено в живописной местности, украшено яркими фресками, изображавшими детские игры, и ничем не напоминало аскетические средневековые школы. Основу обучения составляли латинские и греческие языки, чтение античных авторов, логика, риторика. Преподавались арифметика, геометрия, алгебра (в то время новая дисциплина), естествознание, музыка. Много внимания Витторино уделял нравственному воспитанию, в котором довольно сильным было влияние христианской этики. Классическое образование сочеталось с физическим воспитанием (упражнения и игры на воздухе были обязательными в любое время года и в любую погоду). Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в обучении элементы игры, отказался от схоластических диспутов, телесных наказаний. В преподавании математики применял наглядные пособия и практические работы. Считал необходимым пробуждение у учащихся интереса к предмету, учёт их индивидуальных способностей. Педагогических сочинений Витторино да Фельтре не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

Литература: Woodward W. H., Vittorino da Feltre and other humanist educators, Camb., 1897 (сор., N. Y., 1963); Vittorino e la sua scuola. Umanesimo, pedagogia, arti, Firenze, 1981.

В. И. Уколов

Витторино де Фельтре родился в 1378 году в городе Падуе. В свое родном городе занимался изучением греческого языка и математики, в чем добился большого успеха. Позже он использовал полученные знания в своей педагогической практике.

В эпоху Возрождения, когда начал свою профессиональную деятельность итальянский педагог Витторино де Фельтре, основным достижением образования и науки стал тот факт, что в центре учебно-воспитательного процесса находились не методы и средства работы, а человек, ученик, как субъект основного воздействия. Именно тогда педагоги стали учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, планировать их развитие, опираясь на возможности, интересы и потребности.

Именно такие идеи преследовал и де Фельтре, ведь основной его идеей было не заставить ребенка учиться, а мотивировать его к обучению. Это один из немногих педагогов того времени, которые уважительно относился к своим ученикам. Он был убежден, что интеллектуальное и физическое развитие, формирование ценностей должно происходить одновременно, формируя таким образом гармоничную личность. Организовывая процесс обучения, он руководился тем, что ученики должны иметь энциклопедические обширные знания, которые помогут им выбрать любую специализацию в будущем. С помощью организации труда ребят, учил их быть трудолюбивыми, а показывая уважительное отношение к ним, формировал уважение к окружающим.

Это один из педагогов, который воспитывал с помощью своего примера, что является одним из самых крепких методов воздействия на психику и процесс развития ребенка.

Все эти взгляды и принципы он пытался обобщить и внедрить в процесс обучения в своей собственной школе, которая получила название «Дом радости». Назвав так свое детище, Витторино де Фельтре пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие, что являлось большим новшеством в то время, когда физическое наказание находилось в центре наиболее часто используемых учителями методов.

Школа была большим достоянием эпохи, поскольку олицетворяла идеи гуманистической теории. Основана она была по инициативе герцога Гонзага, который, заметив успехи педагога в педагогической деятельности, предложил ему заняться воспитанием своих детей. Так и началось развитие школы, где позже обучались не только дети герцога, но и потомки других знатных семей. Для школы было отведено специальное помещение, которое находилось среди прекрасной природы. Здание со всех сторон было разрисовано фресками, что существенно отличало их от классических школ того времени, которые характеризовались особой сдержанностью, даже аскетизмом. Позже там начали обучаться и дети из обычных семей, которые могли получить образование совершенно бесплатно.

В школе происходило частое чередование деятельности: сначала дети занимались умственным развитием, потом практиковали физические упражнения. Педагог способствовал формированию художественного восприятия, то есть эстетических чувств, преподавая танцы, пение и музыку. Большое внимание уделялось этическому и религиозному воспитанию, что является основой ценностной ориентации личности. Он впервые начал применять в школе игры, как метод обучения. Стараясь раскрывать личность, ее интересы, педагог становился кумиром своих учеников.

Среди основных наук, которым обучал Витторино, было изучение греческих и латинских языков, математики, в состав которой входили геометрия, алгебра и арифметика. В преподавании данных предметов педагог применял наглядность и практические работы.

Исходя из принципов современной педагогики, можно сказать, что методы работы Витторино де Фельтре были совершенно оправданы и максимально близки к современным. Данный факт переопределяет то, что основными категориями современной педагогики является обучение, воспитание и социализация. Соединение всех этих компонентов способствует формированию гармоничной личности, что является одним из принципов работы Витторино.

Организовывая учебный процесс в «Доме радости», он не только обогащал знаниями своих учеников и способствовал их воспитанию, но и помогал им социализироваться. Ведь суть социализации лежит в принятии принципов, убеждений, норм общества и их присваивании. Такое возможно только в том случае, если человек находится в постоянном контакте с социумом, который ему дает это знание и понимание. Общаясь в коллективе, хоть и маленьком, с людьми совершенно разных взглядов и слоев, дети принимали друг друга, как личностей со своими особенностями.

Что касается его идеи о гуманном подходе, то следует заметить, что современная система образования также ориентирована на личность. Изучение индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка является главным условиям нормальной организации учебного процесса. С такой целью была создана дифференциация на уроках, которая позволяет ученикам выбирать задание с таким уровнем сложности, которое ему под силу. Изучение личности, развитие личности, воспитание личности и формирование личности – основные принципы современного обучения, которое, как уже стало видно, во многом соприкасается с принципами де Фельтре.

Совершенно неприемлемыми для гуманной педагогики современности являются физическое наказание и наказания любого другого характера, ведь оно способно разрушать личность, а значит, о гармоничности речи быть не может.

Частое чередование деятельности учеников в школе (умственное развитие – физическое развитие) способствует повышению продуктивности организма, а значит, и лучшему усваиванию нового материала. Данный принцип активно используется современными педагогами на уроках, не смотря на то, какой возраст учеников.

Существует прекрасное выражение, которое гласит, что труд из обезьяны сделал человека. Приучая детей к труду, педагог облагораживает их, способствует их личностному росту. В современной школе также приучают к труду посредством распределения школьных обязанностей, дежурств или организации субботников.

И, наконец, вероятно, самым важным положением, которое стоит осветить является то, что в основе обучения лежит добровольное получение знаний, ребенок учится только тогда, когда хочет, и заставить его можно только одним способом – мотивировав его. Мотивация – это то, что заставляет человека действовать. В нашем случае мотивировать ученика к учебе можно интересным материалом, разнообразным учебным процессом, системой поощрений и наказаний. Примерно также действовал и де Фельтре, заинтересовывая и мотивируя своих учеников к деятельности.

Итак, современная педагогика много полезного и качественного взяла из арсенала мировых образователей. Одним из них оказался Витторино де Фельтре, который чуть ли не впервые показал, как правильно относится к ребенку и его обучению.

Подход к обучению, предложенный Витторино де Фельтре, намного упрощает работу учителя и делает результат в несколько раз заметнее, поскольку исключает физический примус и насилие.

Наша основная программа - «Детский Сад – Дом Радости».

Создана эта программа Натальей Михайловной Крыловой, доцентом Пермского государственного университета и Валентиной Тарасовной Ивановой, педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственного университета.

Программа «Детский Сад – Дом Радости» ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Работая по программе, мы создаем условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, создания базиса его личностной культуры, развития его способностей и склонностей. Мы предоставляем ребенку широкий выбор видов деятельности, содействуем ему в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Выполнение разных видов деятельности в процессе игры, познания и общения обеспечивает успешность ребенка. Испытывая удовольствие от полученного результата, дошкольник получает позитивный опыт и стремится в дальнейшем к его обогащению.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

  • забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.

Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий –

«Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.

В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Особое место авторами программы уделено развитию у детей конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга.

Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

Специалисты детского сада уделяют много внимания физическому, эстетическому и музыкальному развитию дошкольников. Программа предусматривает еженедельные физкультурные занятия, музыкальные досуги и освоение детьми всех видов театрализованной деятельности

Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимыми для поступления в первый класс.

Ольга Пустакина
Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова

В детском саду , в котором я работаю, уже 19 лет реализуется НМС "Детский сад - дом радости "(автор :Н. М. Крылова ) и это дает прекрасные результаты : выпускники детского сада показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на "4" и "5".

Почему «Детский сад – дом радости » научно – методическая система? Потому, что она включает в себя :

Программу, с её задачами, принципами, методами, ориентирами в развитии детей,

Технологию – научно разработанным проектом внедрения Программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями эффективности. На каждый день разработаны маршрутные листы (перспективные планы, отражающие все виды деятельности детей, разработаны сценарии каждого дня от приема до позднего вечера детей 3-7 лет.

Инноватику – научное обоснование закономерностей внедрения технологии в практику работы.

Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ, опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности.

Обеспеченность Программы "Дома радости " Технологией и Инноватикой – вариант преодоления сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности, разобщенности парциальных программ и методик развития ребенка, что соответствует требованиям ФГОС. Ведь не для кого не секрет, что реализуемые комплексные программы "От рождения до школы", "Детство " и др. включают в себя ряд разобщенных программ, методик и только от уровня мастерства педагога зависит конечный результат. В Технологии «Дома радости » все направления развития связаны воедино, прописано все : начиная от организации развивающей среды и заканчивая детальной работой с каждым ребенком. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов, не зависимо от стартовых возможностей детей.

Итак, воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду - Доме радости » - это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.

Она ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Жизнь ребенка в детском саду проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня. Все виды деятельности : игра, труд, учеба связаны воедино и вытекают один из другого.

Направления Программы :

ПЕРВОЕ - приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.

ВТОРОЕ - содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.

ТРЕТЬЕ - приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

Развивающая среда групп "Детского сада - дома радости " немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит : воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном. Имеются в группе тематические полочки :"Будущей постройки","регионального компонента","России","миров", "ассоциативного мышления","технической игрушки" и др.

Два раза в месяц меняется их содержание. Оформление данных полочек, работа по их материалам позволяет расширить зону "неясных знаний", расширить их кругозор, что оказывает огромное значение на развитие умственных способностей детей .

Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому - то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул. Дети в садик бегут с радостью . Именно поэтому данную НМС и назвали «Дом радости » .

Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе - мишка, в старшей и подготовительной к школе группе - незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка - недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка - ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.

У многих дошкольных учреждений при введении ФГОС встает проблема интеграции образовательных областей, интеграции видов деятельности в воспитатель – образовательный процесс. В данной НМС таких проблем нет. Все настолько интегрировано, гармонично, что дети, не замечая того обучаются, развиваются, воспитываются.

Хочется затронуть одну из самых главных особенностей НМС , благодаря которой практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев» . Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели - как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель - система из пяти компонентов : задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.

Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки :

1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?

2. Из чего буду делать?

3. Чем буду делать?

4. Буду делать по порядку…

5. У меня получилось то, что я задумал!

Происходит это всегда, независимо от вида выполняемой деятельности : задумал - доведи до результата! Именно поэтому выпускники "Дома радости " успешны в школе.

Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой "Лесенкой успеха". Каждому виду деятельности, по мнению автора программы , необходимо учить и учеба должна быть в удовольствие!

Что же представляет собой "Лесенка успеха"?

Первая ступенька "Лесенки успеха" (этап целенаправленной работы педагога) называется "театр взрослого". Цель педагога - вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель - "артист", а ребенок - "очарованный зритель". "Научи меня, я тоже так хочу!" - вот тот итог, который должен быть услышан педагогом на данной ступеньке "Лесенки успеха".

Вторая ступенька - "желанные", "вкусные" собеседники. Цель педагога - содействовать ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности, а затем и до уровня творчества. Однако существует необходимое условие : успех воспитателя зависит от желания ребенка; поэтому программа воспитателя будет выполнена только тогда, когда она станет программой самого ребенка (Л. С. Выготский) .

Третья ступенька - фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т. д.) . Цель педагога двойная : с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников самоутвердится в самодеятельности, а с другой - в форме общегрупповой организации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли "дирижера" или "режиссера", а дети - "оркестр заботливых исполнителей" с нравственной направленностью поведения.

Четвертая ступенька "Лесенки успеха" - внутренний "театр" ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности - к творчеству. Дошкольник способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности. Цель педагога - любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно "очарованный зритель", а ребенок - "артист".

Нельзя не сказать, что в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах. Это : "минутка тишины" и "минутка шалости", опробование, "мамины и папины" занятия и др. О «маминых и папиных» занятиях следует остановиться поподробнее. В соответствии с ФГОС предусмотрено взаимодействие с родителями, а не работа с родителями, как было раньше. Именно эти занятия позволяют осуществлять данную задачу. Родители приходят в группу и принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе. Они шьют платья для кукол, делают скворечники, кормушки для птиц, ящики под рассаду, изготавливают вертушки и пр.

Хочется заметить, что в программе полностью разработана система мониторинга по всем направлениям развития детей.

Основные характеристики воспитанников «Дома радости » :

1. Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.

2. Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха . Он открывает смысл необходимости учиться в школе.

3. У ребенка на основе развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.

4. Выполнение каждого вида деятельности обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа - Мишки, Незнайки) . Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым.

Педагоги, работающие по программе "Детский сад - дом радости " понимают, что каждый день недели - это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.