Основные требования к методам психологического исследования. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был до­статочно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, от­вечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.

Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валид­ного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценива­ния именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу.

Валидность может быть теоретической и практической (эмпири­ческой), внутренней и внешней.

Теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик;

Эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению;

Внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики.

Внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого.

Надежность характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методи­ки в идентичных условиях.



Вопросы и задания для контроля

1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования?

2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности.

3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента.

4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению.

5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов.

6. Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.

Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.

Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

Интерпретация и апробация результатов исследования.

Оформление результатов научного труда.

Этапы подготовки и проведения экспериментального

Психолого-педагогического исследования

Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

Подбор и анализ литературы.

Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования.

Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик.

Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

Проведение эксперимента.

Обработка и анализ результатов эксперимента.

Предмет АХ. Значение АХ в развитии естествознания, техники, экономики.

АХ -наука о способах идентификации хим.соед, о принципах иметодах определения хим.состава в-в и их структуры. Предметом АХ яв-ся разработка методов анализа и практическое выполнение анализов, а также широкое исследование теоретических основ аналитических методов. Сюда относятся изучение форм существования элементов и их соединений в различных средах и агрегатных состояниях, определение состава и устойчивости координационны соединений, оптических, электрохимических и др. характеристик в-ва, исследование скоростей хим.р-ций, определение метрологических арактеристик методов и т.д.

АХ-яв-ся научной основой хим.анализа.

Теоретическую основу АХ составляют фундаментальные законы естествознания, такие,как переодический закон Д.И.Менделеева, законы сохранения массы в-ва и энергии, постоянства состава в-ва, действующих масс и др.

Получение чистых и сверхчистых в-в, составляющих основу многих отраслей новой техники, было бы невозможно без разработки соответсвующих аналитических методов контроля.

Химический анализ. Виды объектов анализа.

Хим.анализ - это получение опытным путем данных о составе и сва-вах объекта.

Объекты анализа: Природные - вода,воздух,почва,мин.сырье,нефть, полез.ископаемые. Промышленные -органического и неорган происхождения металлы и сплавы. Чистые в-ва . Медико-биологические .

Методы АХ.Гибридные методы. Понятие методики анализа.

1.Пробоотбор- получение представительной пробы при анализе какого-либо объекта.(из озера по всему, с разных глубин)

2. Пробоподготовка- перевод образца в удобное для анализа состояние.

3. Разделение и концентрирование-позволяют отделить компоненты в процессе проведения анализа.(экстракция, осаждение, возгонка, перегонка, хромотография)

4. Методы обнаружения(идентификация)(определить какие компоненты входят в состав объекта)

5. Методы определения-определить количественное сожержание.

Гибридные методы- сочетают в себе и разделение, и определение.(пр-р: хромотография)

Метод анализа - универсальный и теоретически обоснованный способ определения состава анализируемого объекта.

Метод анализа основан на определенных принципах зависимости между составом в-ва и его свойствами.

Методика анализа- подробное описание анализа объекта с использованием определенного мтеода.

4.Виды анализа:элементный, функциональный, молекулярный, вещественный, фазовый.

Элементный анализ -позволяет установить,какие элементы и в каком количественном соотношении входят в состав данного образца. Молекулярный анализ -позволяет установить наличие индивидуальных хим.соединений, характеризующихся определенной молекулярной массой. Структурный анализ –позволяет установить расположение атомов или молекул в кристалле. Функциональным анализ -позволяет определить содержание отдельных функциональных групп в структуре вещества. Фазовый анализ -позволяет определить отдельные структурныесоставляющие гетерогенных систем, различающиеся по свойствам, физ.строению и ограниченные друг от друга поверхностями раздела.

Классификация аналитических методов. Хим-ие, физ-ие и биолог-ие методы анализа.

Хим- в основе лежит хим.р-ция и выводы делаем визуально, оценивая какие-либо изменения.

Физ- инструментальное детектирование изменений в аналитической системе.

Биолог- аналитический сигнал формируется благодаря биологически-чувствительной части, которая контактирует с объектом анализа.

Требования, предъявляемые к методам анализа.

1.Правильность параметр, характеризующий близость экспериментальных и истинных значений измеряемой величины. Она характеризуется систематической погрешностью, которая зависит от работы прибора, индивидуальных особенностей аналитика, ошибок при расчете и методических погрешностей.

2. Воспроизводимость параметр, отражающий случайные ошибки измерения и показывающий

степень разброса повторных (параллельных) определений. Это мера того, как повторяются результаты при многократном проведении анализа.

Воспроизводимость определяет вероятность того, что результаты последующих измерений окажутся в некотором заданном интервале, в центре которого находится среднее значение. Ее можно оценить с помощью любого доступного образца, тогда как для оценки правильности метода необходимо располагать стандартными образцами.

Стандартные образцы образцы веществ, состав которых типичен для определенного класса анализируемых материалов, определен с высокой точностью и не изменяется при хранении. Непременным условием применения стандартного образца в химическом анализе является максимальная близость состава и свойств стандартного образца и анализируемой пробы. Их применяют для градуировки и проверки аналитических приборов и методов. Особое значение они имеют при использовании физического метода анализа (пример: анализ сплавов чугуна и стали).

3. Точность анализа определяется суммой правильности и воспроизводимости.

4. Предел обнаружения (ПО) – это минимальная концентрация вещества, которая может быть определена данным методом с какой-то допустимой погрешностью: (моль/дм3; мкг/см3; %).

5. Чувствительность

6.

7.Экспрессность.

8.Простота.

9.Экономичность.

10.Локальность .

11.Автоматизация.

12.Дистанционность.

В производственных условиях, где анализы носят массовый характер, выбирают наиболее простые, быстрые методы, если они обеспечивают требуемую точность и достаточно низкий предел обнаружения. Выбор метода в каждом конкретном случае определяется целями и задачами исследования, а также производственными возможностями (наличие химических реактивов и приборов).

7. Макро-, микро- и ультрамикроанализ .

Диапазон концентраций(содержания) в-ва в анализируемой пробе и общепринятый термин, характеризующий количество определяемого компонента, взаимосвязаны:

а) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет более 10%, то речь идет об определении (анализе) основного компонента;

б) если массовая доля анализ-ого в-ва составляет 0,01%-10%, то говорят об определении примесей;

в) если массовая доля анализ-ого в-ва находится в интервале (10 -6 -10 -2)% , то проводится анализ следовых количеств(определение следов в-ва).

9. Основные аналитические характеристики: чувствительность и избирательность определений.

Чувствительность параметр, характеризующий изменение аналитического сигнала, например, оптической плотности или напряжения, с изменением концентрации определяемого компонента, т.е. это тангенс угла наклона градуировочного графика.

Избирательность, селективность возможность определения какого-то вещества (иона) в присутствии других.


Похожая информация.


Экзамен по психологии!!!

1 и 2 билет

Методы психологии-Это способы изучения психики.

Они делятся на: Основные и Вспомогательные

Основные методы:

1.Наблюдение-это систематическое, планомерное восприятие поведения другого человека с последующими выводами о его психике.

Требование к наблюдению:

1. Точная фиксация(дата наблюдения,наблюдения поведения,анализ)

2. Побуквенная фиксация(пошаговая)

3. Наличие плана

4. Наличие цели

5. Система

2.Эксперемент-это метод при котором исследователь создает специальные условия при котором возможны проявления определенной психологической функции.

Требования к эксперементу: (психологическая функция (5-6 человек в наблюдении (1 человек)

1. Быстрый

2. Фиксация

3. Должен быть знаком

Наблюдение –это субъективный метод

Эксперимент -это объективный метод

В эксперименте более активный исследователь,но нельзя вмешиваться в процесс.

2 билет!!!Перечислите дополнительные методы психологии.Вспомогательный метод

1 .Изучение продуктов детской деятельности(рисунок, поделки, сочинил сказку)

Требования:

1. Продукт создается самим ребенком

2. Выбор инструментария и материала должен быть самим ребенком.

3. Ребенок должен сидеть один в процессе творчества

4. В процессе создания продукта вы должны следить за этим процессом и все фиксировать.

5. После создания продукта провести беседу.

2. Тест-это стандартизированный метод при котором каждое задание оценивается в баллах.

Достоинства теста:

1. Есть варианты ответа

2. Есть баллы

3. Многократное использование

4. Быстрый большое количество испытуемых

5. Объективность

Недостатки теста:

1. Не все тесты подходят к определенной личности

2. Мало вариантов ответа

3. Не учитывается состояние человека (эмоциональное)

3.Социометрический метод (эксперимент, есть условие)

Социометрия (изучение межличностных отношений в группе, социометрический статус каждого ребенка)

Эксперимент с открыткой в раздевалке(посмотрите в тетрадке)!!!

Дополнение к методу Теста (социометрия)

Виды теста:

1. Индивидуальные - исследование психики конкретного человека

2. Групповые – проводится с группой людей

3. Социальные – проводится с людьми разного возраста

4. Изолированные – исследование одной стороны психики

5. Батарея тестов –используется система тестовых заданий

6. Тесты достижений – выявляют степень овладения понятиями,умениями и навыками на данный момент.

7. Личностные тесты – исследование личностных особенностей.



8. Интеллектуальные – исследование умственного развития:

· Оценка уровня умственного развития

· Выявлений отношений умственного развитя

· Определение умственной готовности детей к школе

9.тесты креативности – исследование творческих способностей

10.проективные – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатом его продуктивной деятельности. (Рисуночный тест семья: васильева “Ты меня понимаешь” ,”Тест для детей” Брайн Шелби.

4.Метод беседа

Беседа –это вопросно-ответный метод (с середины среднего дошкольного возраста)

Разговор направлен на наличие ответа, а в беседе выявления знаний детей об окружающим и выявление нравственных ценностей ребенка.

Требования к беседе:

1. Несет субъективный характер, встает в позицию ребенка

2. Вопросы должны быть короткие

3. К беседе надо готовится заранее

4. Варьировать вопросы (перефразировать)

5. Побуквенная запись

6. С одним ребенком в методе

7. Количество вопросов в беседе должно быть прямо пропорционально возрасту детей

8. Беседа не более 5-7 минут.

5.Метод анкетирования:

1.Зыкрытый

2.Открытый

Анкетирование проходит пот Шнербеле.

Характеристика основных методов психологии

Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)



Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;

2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

Переваги і недоліки методу спостереження

Рис 124 Преимущества и недостатки метода наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.

Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.

С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.

В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.

Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", но и "почему?", "как?".

Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.

Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.

Анкетное исследование - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, в тех или иных переживаний, их оценки. На поставленные в анкете вопросы анкетированные дают ответы в письменной форме. Причем вопросы ставятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными: "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, который соответствует его личным взглядам и интересам. В анкете ставятся вопросы и констатируемого и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именной, когда подопытный отмечает свою фамилию и имя, приводит некоторые сведения о себе, и анонимной, при использовании которой получают более честные ответы.

С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем материала, что дает основания считать полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода является субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.

Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.

Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.

Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.

Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.

Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.

Существуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию:

1. Применяемые методы исследования должны быть научными , т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации, которую можно использовать во благо обследованного. Только тогда их, возможно, задействовать вновь.

Современное развитие психологии допускает альтернативное изучение причин возникновения психических явлений. Плюрализм может в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п.

2. Используемые методы должны быть валидными и должен давать, достоверную, правдивую информацию. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате деятельности, общения, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам.

Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психического развития; когда оно исследует только одну деталь, а претендует на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры.

Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апробируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компетентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог обязан привлекать проверенные методы, полученные в профессиональном сообществе.

3. Метод должен способствовать получению однозначной информации , которая может быть подтверждена и другими средствами исследования.

Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится использовать как можно больше методик, которые, естественно, высвечивают многообразную картину обследованного качества. Это приводит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при изменении ситуации метод приводит к иным результатам.

Если проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) - дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог - картина меняется. Одни дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с психологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при наблюдении.



4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важно раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом.

В настоящее время появилось множество материалов об исследовании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с психикой человека.

5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию . Это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характеризуют всю совокупную выборку. Репрезентативность - представительность данных, полученных тем или иным способом.

Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся начальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у первоклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовлекая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением большего числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждаться и у других.

6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым . Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция, как усложняется или упрощается задание. Например, психолог говорит ребенку: «Сейчас посмотрим, умный ты или только кажешься таким, а то в классе ведешь себя, будто с тобой никто и справиться не может». Получается в таком случае не научное исследование, а его фальсификация, да еще с угрозой и в форме наказания.

Случается, испытуемый не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответьте на вопросы, и я скажу, кто вы - интроверт или экстраверт».

7. Проводимые исследования, не должны быть спонтанными, случайными и хаотичными . Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследования. В программе указывается и исследовательская выборка, обосновывается, почему требуется изучить определенное количество человек, кто будет проводить исследование - психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов - например, предполагается ли задействовать различные школьные службы (методическую, логопедическую, медицинскую).

Объективность должна быть основным принципом психологического исследования. Психодиагностические методики разного типа придерживаются разных требований, так, например, измерительные методы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Цель, предмет и область применения должны быть сформулированы однозначно, четко выделена область применения, контингент испытуемых, конкретизированы цели использования;
  • Процедура проведения задается однозначным алгоритмом;
  • Процедура обработки. Она должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла. Диагностические суждения или выводы должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности;
  • Тестовые шкалы обязательно проверяются на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения;
  • Основанные на самоотчете процедуры, должны быть снабжены средствами контроля над достоверностью для отсеивания недостоверных протоколов;
  • В головной методической организации должен вестись банк данных, собранных по тесту с целью периодической коррекции всех стандартов методики.

Требования к экспертным методам

  • Инструкции по применению снабжаются указанием на квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
  • Все инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к эталонному набору данных;
  • Процедура обработки результатов должна включать документирование Промежуточных этапов обработки, чтобы другому эксперту перепроверить конечный результат;
  • Разработчикам-пользователям важно иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению эксперт-согласованности на эталонном наборе данных;
  • В головной организации должен быть банк данных, который обеспечивает подготовку пользователей и их переподготовку.

Любая методика не будет являться профессиональной психодиагностической методикой, если она не удовлетворяет перечисленным требованиям. В обязательном порядке все методики в рамках головных методических организаций должны проходить аттестацию. В обязанности головных методических организаций входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик».

Не прошедшая аттестацию инструктивная литература, считается непригодной для применения в практической психологии, хотя в исследовательских целях возможность её применения не исключается.

Требования к пользователям

Пользователями являются профессиональные психологи и непсихологи. К ним предъявляются разные требования. Пользователь психолог:

  • Знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы Психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики. В обязательном порядке психолог должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике. Кроме этого у него должна быть личная библиотека методик, применяемая в данной области, Важным является самостоятельное ведение картотеки;
  • Психолог-профессионал отвечает за решения, которые принимаются им На основе тестирования. Он обеспечивает их соответствие репрезентативности и прогностической валидности. Должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами;
  • По сравнению с непрофессионалами пользуется преимущественным правом На проведение психодиагностики в заданной области, использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Имеет право на преимущественное получение методических материалов и их приобретение в качестве индивидуальной профессиональной собственности;
  • Он обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя другие стандартизованные методики и метод независимых экспертных оценок;
  • В подборе методик для комплексной программы исследования исходит из требования максимальной эффективности диагностики – максимальная надежность при минимальных затратах;
  • Занимается научно-методической работой, анализируя эффективность применения методики в заданной области. Как правило, эта работа предусматривает оперативные контакты с головной методической организацией;
  • Для проведения стандартных методик обследования обеспечивает самое тщательное соблюдение всех требований. Интерпретация, подсчет баллов, прогноз проводятся в строгом соответствии с методическими указаниями. В использовании методики психолог не имеет права отклоняться от стандарта, принятого на определенное время;
  • Полученную от испытуемого психодиагностическую информацию, содержит в строгой конфиденциальности. Для кого и для чего полученная информация может использоваться психолог обязан предупредить испытуемого, и не скрывать, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
  • Психолог обязан хранить профессиональную тайну;
  • Наряду с вероятной гипотезой, рассматривать альтернативные диагностические гипотезы;
  • Обо всех нарушениях нормативных принципов психодиагностики.

Психолог обязан сообщить в региональные или центральные органы Общества психологов. Имеет право лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.