Основы инженерной психологии. Объект, предмет и задачи инженерной психологии

  • Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.
  • Инженерно-психологическое проектирование
  • Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.
  • Анализ психологической структуры деятельности операторов.
  • Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.
  • Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.
  • Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».
  • Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.
  • Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.
  • Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.
  • Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.
  • Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.
  • Использование результатов исследований для виртуальной психологии.

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960 гг. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель - Щедровицкий Г.П.), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина. Созданы кафедры психологии труда и инженерной психологии на факультетах психологии ЛГУ (1966г.), КГУ (1967 г.), МГУ (1968 г.)

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, а также в последние годы - Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.



Психология труда - раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора». Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин – эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т.д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины. Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение: "Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью "

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда. Выделяются следующие основные направления исследований: - способы повышения производительности труда - рационализация труда и отдыха, - формирование профессиональной мотивации - оценка профессиональной пригодности - оптимизация отношений в трудовых коллективах. - психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности - проблемы и кризисы профессионального развития - профессиональные стрессы и конфликты - психология безопасности труда

В качестве методов исследования в психологии труда используются: - естественный и лабораторный эксперимент, - наблюдение, - интервью, - анкетирование, - психологические тесты, - тренажеры, - метод функциональных проб и другие методы.

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология учителя.

Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

  • взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
  • соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
  • возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
  • психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др.

Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Исследования в этой области направлены на изучение:

  • содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
  • различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
  • структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
  • условий и последствий психической депривации

Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

  • определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
  • изучение эмоциональной устойчивости учителя;
  • выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других

Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются (см. анимацию):

  • раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  • определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
  • определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  • определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  • изучение психологических основ деятельности педагога;
  • определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  • определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
  • разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Предмет и задачи инженерной психологии (26)

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Инженерная психология - наука, изучающая системы «че­ловек - техника» 1 с целью достижения их высокой эффектив­ности и разрабатывающая психологические основы:

Конструирования техники и организации управления тех­нологическим процессом;

Подбора людей, обладающих необходимым уровнем инди­видуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

Профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устрой­ства.

Инженерная психология как наука имеет двойственный ха­рактер. С.одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во. всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловле­но особенностью самого двойственного по своей природе объ­екта исследования -систем «человек - техника».

Такая двойственность объекта исследования в инженерной психологии порождает ряд специфических методологических особенностей. Кроме того, следует иметь в виду, что любая система «человек - техника» - это своего рода микроэлемент макросистемы, в роли которой выступает система производи­тельных сил. Поэтому в системах «человек - техника» прояв­ляется ряд таких общих закономерностей развития производи­тельных сил, которые обусловлены наличием в них материального (прежде всего технического) и субъективного (человече­ского) начал. Одна из таких закономерностей касается опре­деляющих моментов производительности общественного труда. Производительность общественного труда на каждом уровне развития производительных сил определяется, во-первых, со­вершенством техники, а во-вторых, накопленным производ­ственным опытом людей, их навыками к труду. Все это нахо­дит свое отражение в эффективности систем «человек - техни­ка». Эффективность каждой такой системы будет определяться производительностью и надежностью техники, подготовлен­ностью человека, согласованием рабочих характеристик чело­века и техники.

Другая общая закономерность связана с тем, что произво­дительные силы существуют в единстве с производственными отношениями. Социалистический способ производства предоп­ределяет труд как первейшую жизненную потребность челове­ка, основу его всестороннего развития. Капиталистический же способ производства неизбежно порождает отчуждение труда, его дегуманизацию, разрушающую личность. Если рассматри­вать с этих позиций системы «человек - техника», то можно сделать вывод, что условия социализма предъявляют качест­венно новые требования к технике. Хотя техническая политика и в условиях капитализма, и в условиях социализма направ­лена на создание производительных и надежных технических устройств, однако при социализме техника должна не только обеспечивать высокоэффективный производственный процесс, но и служить делу развития и совершенствования человека, расширению его знаний, воспитанию творческого отношения к труду.

Решая вопросы согласования человека и техники как эле­ментов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процес­сом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих тех­нику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, ана­томии, антропометрии, биомеханики.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая тео­рия систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.

Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики 2 .

Границы этой области очерчиваются в основном междисципли­нарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы «человек - техника - среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности тако­го понятия исследуемой системы, отметим лишь, что исполь­зуемое в инженерной психологии понятие системы «человек - техника» основано на положении, что всякая система функцио­нирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем «человек - машина».

Необходимо отметить, что инженерно-психологические ис­следования трудовой деятельности человека, деятельности, свя­занной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значи­мость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и соци­альной средами. Именно в трудовой деятельности аккумули­руются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-пси­хологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.

§2. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как ука­зывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем «человек - техника». Эффективность любой системы определя­ется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (резуль­тата), долговечность, энергозатраты и т. п. Ясно, что эффектив­ная работа систем «человек - техника» требует наличия высо­копроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качест­вам реализовать эти возможности, добиваться высокой произ­водительности труда и обеспечивать выполнение производствен­ных операций.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществ­ляется, во-первых, за счет улучшения технологических харак­теристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характери­стик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отноше­ние к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового про­цесса означает следующее:

Минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе;

Исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;

Минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказы­вающихся на ходе технологического процесса, качестве про­дукта (результата) или отрицательно влияющих на состояние техники или человека;

Сохранение высокой (заданной) работоспособности чело­века в течение длительного (заданного) времени путем мини­мизации энергозатрат (психического и физического напряже­ния) в трудовом процессе 3 .

Под улучшением характеристик трудового процесса, стиму­лирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:

Надежность работы технических устройств;

Рациональная конструкция техники;

Соответствие сложности техники уровню подготовлен­ности человека;

Совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;

Отсутствие вредных и мешающих работе внешних фак­торов.

Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса. Суще­ственную роль играют здесь социальные условия, определяю­щие все отношение человека к труду. Однако нельзя недооце­нивать роль характеристик трудового процесса в формирова­нии личности человека, в создании высокого уровня мотивации к данному виду трудовой деятельности. Условия социалистиче­ского общества предъявляют, как указывалось выше, качест­венно новые и в принципе более жесткие требования к техни­ке, к ее. развитию и совершенствованию, поскольку «автомати­зация и комплексная механизация служат материальной осно­вой для постепенного перерастания социалистического труда в труд коммунистический» (Программа КПСС. М., 1961, с. 67).

§3. ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследова­нием информационной сущности всех форм психического отра­жения, психической регуляции и психических (психофизиоло­гических) состояний в процессе трудовой деятельности и в под­готовительный период, когда осуществляются профотбор, обу­чение, тренировка, а также с раскрытием основных законо­мерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек-техника» 4 . В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяс­нению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сиг­нала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой систе­мы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструк­ции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профес­сиональной пригодности и профессиональной подготовлен­ности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «чело­век- техника».

Приспособление техники к человеку должно осуществляться с помощью ряда последовательных целенаправленных инже­нерно-психологических разработок на всех этапах проектирова­ния. В целом они составляют суть инженерно-психологического обеспечения проектирования АСУ. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и про­ектирование деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и ока­зывается возможным лишь при модернизации 5 .

Приспособление техники к человеку затрагивает структур­ную и функциональную стороны их взаимодействия.

Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основаниями для структурного приспособления являются следующие данные:

Размеры и форма тела человека и отдельных его частей;

Пределы и характер движений в суставной системе;

Силовые характеристики мышечной системы;

Поле зрения;

Чувствительность анализаторов.

В соответствии с указанными данными определяются следу­ющие параметры техники:

Размеры и форма пульта управления и кресла;

Размеры и форма панелей органов управления;

Размеры и форма органов управления (манипуляторов, педалей);

Объем, направление и характер движений органов управ­ления;

Сопротивление органов управления;

Размеры и форма приборных панелей;

Раамеры элементов индикационных частей приборов;

Сила сигнала (визуального или слухового).

Функциональное приспособление техники к человеку связа­но с особенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функ­ционального приспособления являются:

Объем и время восприятия;

Объем оперативной памяти и длительность хранения ин­формации;

Структурно-временные характеристики мышления;

Особенности внимания;

Особенности представлений;

Пределы регуляции произвольных движений;

Особенности координации движений;

Особенности взаимодействия анализаторов.

В соответствии с этим при разработке техники определяют­ся следующие параметры:

Количество сигналов и частота их поступления;

Длительность существования сигнала;

Признаки привлекающего эффекта сигналов;

Мнемические признаки сигналов;

Признаки отражения в сигнале существенных характери­стик объекта - источника информации;

Соотношение изменений индикационных элементов и дви­жений органов управления;

Соответствие характеристик сигналов представлениям человека о реальной ситуации, об объекте;

Размещение индикаторов и органов управления в соот­ветствии с их значимостью и очередностью использования;

Полнота информационного представления объекта. Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, как указывалось выше, является приспособление человека к технике. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку.

Исходя из потребностей в определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых той или иной про­фессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для успешного выполнения данной деятельности, про­водится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным профессиям, которое достигается, во-первых, профпропагандой и профпросвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для обоснованного ее выбора, устой­чивой мотивации и методов самоподготовки и развития про­фессионально-важных качеств; во-вторых, профконсультацией, предполагающей предварительное психологическое (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией по поводу выбора профессии.

Профессиональный отбор (профотбор) имеет целью опре­деление пригодности людей к обучению и последующей про­фессиональной деятельности. Профотбор проводится на осно­вании оценки различных психологических и других (медицин­ских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюде­ния за поведением, конкурсных экзаменов и т. п. Из психоло­гических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллек­туальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчи­вости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.

В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обу­чения) должны быть рекомендованы прежде всего люди, име­ющие высокий уровень индивидуально-психологических качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные противопока­зания к данной деятельности или столь низкий уровень исход­ной подготовки, который не позволяет надеяться на успеш­ность обучения в заданные сроки. В процессе обучения резуль­таты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заклю­чение о профпригодности которых оказалось ошибочным).

Профессиональная подготовка является одним из сущест­венных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное наприобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки; причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с разви­тием профессионально-важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).

Согласование человека и техники как элементов единой системы связано с необходимостью решения вопросов распре­деления функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполнять­ся автоматическими устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и поли­тика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуще­ствляется обычно по принципу преимущественных возможно­стей.

Стабильность выполнения однообразных действий;

Быстрота выполнения вычислительных операций, просче­та многочисленных вариантов с целью нахождения наилучше­го по заданным критериям;

Большой объем памяти и быстрота извлечения необхо­димых данных;

Быстрота и точность классификации относительно про­стых сигналов при малых уровнях помех;

Использование для передачи информации форм энергии, к которым рецепторы человека не имеют специфической чув­ствительности (например, электромагнитных колебаний в диа­пазоне радиоволн);

Выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам;

Нечувствительность к влиянию социальной среды;

Относительная простота создания защитных (от внешней среды) устройств.

Основными преимуществами человека можно считать:

Способность к обнаружению и опознанию сигналов в ус­ловиях высоких уровней шумов, при наличии специальных мер маскировки и т. п.;

Возможность принимать решения на основе обобщения данных и знаний, относящихся к различным областям науки, техники, производства;

Способность вырабатывать индивидуальный стиль дея­тельности как эффектную адаптационную меру;

Способность находить новые решения, новые способы выполнения рабочих (технологических) операций;

Способность принимать информацию по различным сенсорным каналам, легко переходить от одной модальности сиг­налов к другой;

Способность накапливать информацию и использовать накопленный опыт для совершенствования способов работы;

Возможность использовать для взаимодействия с техни­ческими устройствами различные индикаторы и органы уп­равления;

Возможность усиливать интерес к работе за счет нали­чия в трудовом процессе творческого, поискового компонента;

Способность сохранять готовность к действию в неожи­данных ситуациях;

Способность находить новые пути в неожиданных (экст­ренных) ситуациях.

Конечно, человек может поддерживать относительно высо­кий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. В отно­шении длительной стабильности однообразной работы машина бесспорно превосходит человека, она способна при этом вы­полнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных усло­виях, он обладает также колоссальными возможностями ком­пенсации, может в течение короткого времени не только пол­ностью восстанавливать работоспособность, но и выполнят работу на более высоком уровне.

Очевидно, что в любой системе управления функции между человеком и автоматическими устройствами должны распре­деляться таким образом, чтобы обеспечить возможность про­явления всех тех качеств, которые аккумулированы в совре­менном человеке как результат трудовой деятельности пред­шествующих поколений. В этом отношении автоматические, устройства, от простейших до самых сложных, призваны в пер­вую очередь обеспечить высокопроизводительную и надежную работу систем, при этом освободить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально предста­вить в рабочем процессе функции, наиболее отвечающие каче­ствам человека как личности, как субъекта деятельности.

1Понятие системы «человек - техника» используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек и сложные технические устройства.

2Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука, хотя в литературе имеют место такого -рода утверждения. Кардиналь­ным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологических основ и специфических методов исследования.

3Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физическим, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования, обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональ­ное состояние или отрицательно влияющих «а здоровье человека.

4В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду | с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психи­ческого в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта дея­тельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семанти­ческих характеристик информации.

5В период эксплуатации приспособление техники к человеку может осуществляться также за счет тех регулировок, которые предусмотрены в процессе проектирования. Это, например, изменение высоты сидения кресла применительно к росту человека, изменение громкости или яркости сигнала в зависимости от конкретных условий работы и т. п.

Возникла в 40-х гг. прошлого столетия. Основоположниками ее считаются Д. И. Менделеев, метеоролог М. А. Рыкачев, ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев. А. К. Гастев и И. П. Павлов. Именно И. М. Сеченов был автором научных трудов о человеке и его роли в рационализации трудовой деятельности и психологических процессах. Инженерная психология, вернее только ее основы, были сформулированы также И. М. Сеченовым.

Его высказывание об активном отдыхе человека как лучшем средстве повышения и особенно сохранении работоспособности, до сих пор не утратили своей актуальности и с успехом применяются на практике.

Что же такое инженерная психология?

Это наука, вернее ее отрасль, которая в современном высокотехнологичном обществе принимает все более актуальное значение, ведь вопросов, изучающих системы "человек-машины", в современном, быстро изменяющемся мире становится все больше.

В чем же ее сущность и каковы основы инженерной психологии? Она изучает актуальные отношения и особенности труда современного человека в его производственной и

Результатом этого исследования является оптимизация трудового процесса людей, которая необходима при создании новейших технологий и, конечно, непосредственно новых технических средств. Благодаря ним совершенствуются системы управления, а также происходит улучшение основных характеристик современного трудового процесса.

Инженерная психология рассматривает, в частности, актуальные и многочисленные проблемы взаимодействия человека с ЭВМ. Следствием этого является установка определенных требований к обоим участникам этого процесса. В качестве показателей используются такие понятия как надежность, эффективность, быстродействие, точность.

Очень близко основы инженерной психологии располагаются к другой науке - эргономике, которая изучает человека, создание безопасных рабочих мест, и объектов труда. На основании полученных заключений моделируются новые компьютерные программы. Их целью является создание более благоприятных условий труда, которые бы повышали его эффективность. Вся система учитывает физические и психические особенности человеческого организма, базируясь на психологии, анатомии и физиологии индивида.

В свою очередь инженерная психология, как является важнейшей частью эргономики. В современном мире, который характеризуется стремительными темпами развития высоких технологий, усложненные производственные процессы и новейшее оборудование в корне изменили функции человека на производстве.

Другой уровень задач, увеличение потока информации и высокотехнологичное оборудование ставят перед личностью новые задачи и требуют от нее более высоких нагрузок. Физические усилия в основном снижаются, а индивидуум в содружестве "человек-машина" становится менее важным звеном. Виной тому Именно поэтому возникает необходимость обеспечения полной безопасности персонала на современном производстве.

Решить эту задачу может инженерная психология в совокупности с эргономикой. Благодаря знаниям, полученным в результате исследований, которые проводятся учеными этих отраслей, определяется успешное функционирование техники.

Инженерная психология и эргономика играют также главную роль в оптимизации условий труда. Такой существенный показатель, как эргономичность, является самым обобщенным критерием свойств техники и характеризует степень комфортности, которая соответствует определенным образцам устройств и механизмов.

Для чего служит инженерная психология и эргономика? Они исследуют такие направления, как создание новых рабочих мест, их проектирование, обеспечение технического обслуживания машин, изучают не менее важный вопрос подбора кадров и профессиональную подготовку.

Инженерная психология и эргономика стали наиболее перспективными науками в развитии и на них возлагается огромная ответственность в связи с прогрессивным развитием общества.

Научного направления выделяют два этапа.

    Первый этап связан с возникновением новой области знаний и активным накоплением практических исследований (20-60 гг. 20 века). Это было обусловлено развитием техники и проведением экспериментов, которые подготовили основу для зарождения инженерной психологии как науки. Основателями инженерной психологии как нового научного направления стали американские и английские психологи: А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет. В России первыми исследованиями инженерно-психологического характера стали разработки, проведенные в двадцатые годы XX века в сфере психологии труда и психотехники. В октябре 1959г. в ЛГУ была организована лаборатория индустриальной психологии, где руководителем был Б. Ломов. В 1963 г. была выпущена его монография «Человек и техника». Именно данная работа стала тем научным трудом, которая послужила роль толчка к проведению масштабных исследований по главным проблемам инженерной психологии. Данный этап характеризуется «машиноцентрическим» подходом, когда осуществлялось активное накопление эмпирического материала. Именно эти наработки и стали в дальнейшем основой различных методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, всевозможных учебников.

    Второй этап связан с теоретическим оформлением инженерной психологии (60-90 гг. 20 века). Преобладающим становится «антропоцентрический» подход, согласно которому человек рассматривается как субъект, а техника - средство труда. Данный этап характеризуется переходом от обезличенного к индивидуальному человеку, в руках которого находится пульт управления.

    Третий этап характеризуется системными исследованиями в инженерной психологии (90 гг. 20 века - настоящее время). Человек рассматривается не просто как звено системы «человек - машина», акцент смещается на проектирование деятельности человека в системах «человек-техника».

Цели и задачи инженерной психологии

Определение 1

Инженерная психология – это научная дисциплина, которая занимается изучением объективных закономерностей процессов информационного взаимодействия человека и техники с дальнейшим использованием их при проектировании, создании и эксплуатации системы «Человек-машина».

Главной целью направления является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора и технического средства. Задачи дисциплины делятся на две группы: общие теоретические и частные практические.

К первой группе относятся следующие моменты:

  1. Адаптация техники к человеку.
  2. Адаптация человека к технике.
  3. Рациональное распределение функций между человеком и техникой.

В состав второй группы входят следующие задачи:

  1. Диагностические: анализ основных составляющих деятельности оператора; познание сущности преобразования информации человеком-оператором; изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек-машина».
  2. Эксплуатационные: создание принципов функционирования рабочих мест операторов; изучение функциональных состояний оператора; разработка основ профессиональной подготовки операторов; инженерно-психологическое проектирование и оценка систем «человек-машина».

Инженерная психология и другие науки

Являясь новой отраслью, инженерная психология акцентировала внимание на психологическом содержании и практической направленности. Главным отличием научной дисциплины стало ее создание на границе гуманитарной и технической сферы знаний. На сегодняшний день установлено взаимодействие инженерной психологии с кибернетикой, теорией связи, теорией автоматического управления и регулирования, технической эстетикой. Кроме того, основой для решения задач инженерной психологии стали общая и экспериментальная психология, гигиена и психология труда, социальная психология, техническая эстетика.

Инженерная психология является основой такой области науки как эргономика. Предмет эргономики связан с трудовой деятельностью человека при взаимодействии его с техническими системами. Еще одной наукой которая тесно взаимодействует с инженерной психологией является психология труда. В качестве главной ее задачи выступает акцент на психологических особенностях работы человека, при этом в число задач инженерной психологии входит приспособление техники к возможностям человека.

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Большинство людей включены в определенную профессиональную деятельность, которую они выбирают по разным причинам: одни по призванию, другие по стечениям обстоятельств или сове­там близких людей. Но в любом случае каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности.

Если вы выбрали профессию инженера, то давайте попробуем разобраться в психологии инженерной деятельности. Иногда ошибочно думают, что этим занимается инженерная психология, но ее предмет совсем другой – она изучает психологические аспек­ты информационного взаимодействия человека и техники. Больше всего знаний о психологии инженера, особенностях его професси­ональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональ­ной деятельности.

В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональ­ной пригодности, психологической готовности к профессиональ­ной деятельности, ее психологическая характеристика.

В этом разделе нашей книги мы постараемся дать психологический анализ инженерной деятельности через составление профессиограмм, психологического портрета разных видов инженерной деятельности.

Что же такое профессиограмма и психограмма?

Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма – характеристика тре­бований, предъявляемых профессией к психике человека.

Подробный анализ профессиографии дан в учебнике по психо­логии труда (М. А. Дмитриева и др.). Мы же будем рассматривать и анализировать один вид профессиональной деятельности – де­ятельность инженера.

Профессия инженера возникла как занятие, связанное с приложением знаний в практике строительства и индустрии. Сегодня эта профессиональная деятельность охватывает практиче­ски все сферы материального и духовного производства, упра­вления, культуры. По определению С. А. Тихомирова, инже­нер – это субъект, занятый преимущественно знаковой деятель­ностью, направленной на исследование, нормальную эксплуата­цию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда, соответствую­щих его эпохе.

Важнейшим признаком инженерной деятельности является решение технических задач, связанных с многовариантной неопреде­ленностью и, следовательно, с необходимостью выбрать наиболее целесообразный способ их решения. Познавательный этап инже­нерной деятельности предполагает переход от эмпирико-технических знаний к технико-научным, а созидательный – есть воплоще­ние опыта и знаний в конкретных образах новой техники.

Предмет инженерной деятельности – техника в широком понимании этого слова. Существенными признаками являются:

опосредованность ее воздействия на материальный субстрат техники;

научная обоснованность, т. е. использование научных знаний;

учет при решении технических задач фактора времени и затрат, т. е. практическое отношение к технике.

Средствами инженерного труда служат.

научные знания в виде готовых формул, зависимостей различных величин, методик расчета, содержащихся в справочниках и инструкциях;

социально-технические нормы – стандарты, технические усло­вия, отраслевые нормы, правила ТБ и т. д.;

информация о состоянии материально-технического базиса об­щества, фиксированная в каталогах, перечнях номенклатуры изде­лий, и т. д.;

информационно-вычислительная техника для сбора, обработки и представления технической информации.

Результаты инженерной деятельности представляются:

в знаковом виде – чертежи, схемы, программы, графики, технологические карты, расчеты, описания;

в письменном или устном распоряжении, указании, объяснении.

Структура инженерной профессии сложна и многообразна. Она детерминируется не только внутренними особенностями деятельности, но и общественным разделением труда, а также со­стоянием технического базиса общества. Профессия инженера включает большое количество инженерных специальностей, раз­личающихся в зависимости от технического объекта (предмета) деятельности: инженер-электрик, инженер-строитель, радиоинже­нер, инженер-системотехник и т. д. Кроме того, структура инже­нерной профессии может быть рассмотрена с точки зрения видов инженерной деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатом труда.

Инженеры-исследователи ответственны за формирование принципов и создание новых научно-исследовательских решений. Предметом исследовательской деятельности является содержание технического объекта, а решаемой задачей – научно обоснован­ный поиск оптимальных принципов действия, способов взаимо­действия, которые могут быть использованы для создания новых или усовершенствованных технологических объектов. Поэтому деятельность инженера-исследователя требует умения организо­вать экспериментальную работу, развития формально-логического и понятийного компонентов мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать получае­мые результаты.

Инженеры-конструкторы занимаются разработкой проектов и решением конструкторских задач. Они абстрагируются от прин­ципа действия объекта и уделяют внимание конструкции, схе­ме технического устройства: расположению, взаимодействию. Основная задача конструктора – поиск оптимального сочетания конструкции элементов технического устройства (например, при­бора) с учетом воздействия на него факторов окружающей среды. Инженер-конструктор создает знаковую форму технического объ­екта (например, в виде чертежа), переходит от общего образа устройства или системы к проектированию структуры и элемен­тов с разной степенью детализации. Конструктор решает вопрос: из чего состоит и как работает система в целом? Таким образом, характер деятельности инженера-конструктора требует развития образного мышления, пространственного воображения, комбина­торных способностей, склонности к аналогиям, умению опериро­вать знаковой информацией.

Инженеры-технологи обеспечивают производство конструк­ции (технического объекта) с помощью имеющейся или разраба­тываемой технологии. Предметом их деятельности является спо­соб изготовления технического объекта, надежного и эффектив­ного в эксплуатации, с минимальными затратами времени, труда и материалов. Деятельность инженеров-технологов аккумулиру­ет результаты деятельности всех других инженеров и включает функции проектировщика (проектирование технологических про­цессов, выбор технологического оборудования), производственни­ка (рациональная организация взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использова­ния техники), эксплуатационника (контроль за правильной экс­плуатацией). Типичным результатом труда инженера-технолога можно считать комплект технологической документации по типу технологических карт, представляющий собой словесное описание последовательности операций по изготовлению узлов, элементов, приборов. Важными профессиональными качествами инженера-технолога являются склонность к анализу, систематичность и логичность мышления, способность к реконструктивной деятельно­сти, т. е. переходу от абстрактного к конкретному мышлению.

Инженеры-организаторы организуют коллектив или группы людей на выполнение исследовательских, конструкторских, технологических и производственных задач; выполняют административ­но-хозяйственную работу по планированию и организации про­изводства, подбору и расстановке кадров, техническому обеспе­чению производства, охране труда и управлению людьми. Ре­зультатом их деятельности является способ организации людей для выполнения коллективной технической или производствен­ной задачи.

Очевидно, что каждый из видов инженерной деятельности предъявляет специфические требования к выполняющему ее специалисту.

Опираясь на разработанные в психологии модели профессиональной деятельности сложного интеллектуально-практического типа, мы предлагаем модель профессиограмм инженерного труда (рис.). Это – сложная иерархическая система с прямыми и обратными связями.

В основе всякой деятельности лежит поиско­вый познавательный компонент, который предполагает выделение проблемы, сложных противоречивых ситуаций, предмета исследования. С поиска начинается и инженерная деятельность. Затем процесс как бы разветвляется на два параллельных, но тесно вза­имосвязанных этапа. От поисковой деятельности идет переход к прогностической и исследовательской, основной задачей которой является выдвижение гипотез, поиск новых технологий и формирование концептуальных моделей. Вместе с тем результаты и поисковой, и прогностической деятельности должны быть закре­плены в соответствующих схемах, чертежах, знаках, описаниях, чему служит знаковая деятельность.

Рис 4.4.1. Модель профессиональной деятельности инженера

На основе выдвинутых новых принципов и моделей строится конструктивная деятельность, предполагающая поиск новых конструкций, построение нового технического объекта. Эта деятельность очень тесно связана со знаковой, так как на этом этапе инженер создает знаковую форму технического объекта. Важней­шим связующим звеном в работе инженера является коммуника­тивная деятельность: общение с разными специалистами, обмен информацией на всех этапах.

Создание новой конструкции предполагает переход к следующему виду деятельности -- проверочно-испытательной, где идет испытание конструкций и налаживание технологического процесса. Здесь необходимым компонентом является организационная деятельность, которая включает управление людьми и организа­цию их труда, а также управление процессом внедрения результа­тов инженерной деятельности в производство. Завершает модель социальная деятельность, предназначенная для оценки социальной значимости результатов труда, а также социальных последствий внедрения новых технических решений. Этот этап связан с вы­полнением инженером социальных функций в обществе.

В модели профессиограммы выделяют определенные циклы и связи индивидуальной и групповой деятельности инженеров. Кроме того, может быть вычленена модель отдельного ви­да инженерной деятельности – научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, эксплуатационной и органи­зационной.

Для успешной профессиональной деятельности зачастую важ­ны не сами психологические свойства или качества работника, а их сочетание, способствующее достижению наилучших результатов. Доказано, что возможно формирование индивидуального стиля деятельности, обусловленного типологическими особенностями и системой действий, которые складываются у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Рассматривая вопрос о профессионально значимых свойствах, мы должны, с одной стороны, оценить их стабильность, неизмен­ность и, с другой стороны – возможность развития, коррекции и ком­пенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. Важно, с какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон его индивидуальных различий и, наконец, как включается данное свойство в структуру личности работающего человека.

Наиболее детальный социально-психологический анализ профессии инженера дан Э. С. Чугуновой. Она выделяет общие и специальные способности, необходимые в деятельности инжене­ра: способности к умозаключению, анализу и синтезу материа­ла, знание своей деятельности, широту словарного запаса, общий уровень культуры, развитость пространственных представлений и памяти. Для проявления творческой активности в инженерной деятельности имеют значение общие показатели интеллектуальных достижений, социально-психологические установки и личностные характеристики (эмоционально-волевые и коммуникативные). Результаты экспериментальных исследований позволили сделать вывод о том, что интеллектуальный фактор (развитие вербального и невербального интеллекта, скоростных характеристик мышления и т. д.) имеет системообразующее значение для творческой ак­тивности в инженерной деятельности.

Техническое мышление рассматривается как особая интеллектуальная деятельность, направленная на изменение действитель­ности, создание чего-либо нового. Специфической особенностью технического мышления является опора на наглядность и опе­рирование пространственными образами технических объектов. Выделяют следующие качества конструкторско-технического мы­шления: 1) техническое понимание, т. е. распознавание струк­тур и функционирования технических объектов; 2) способность к структурно-функциональным и элементно-системным преобразо­ваниям объектов в форме зрительных образов; 3) способность к перекодированию зрительно-пространственных образов в услов­ные графические изображения (проекции) и, наоборот, услов­ных двумерных изображений - в объемные зрительные обра­зы; 4) продуктивное оперирование образами, комбинирование частями и системами в целом, функциями и отдельными при­знаками технических деталей и блоков, т. е. способность к комбинированию, способность мыслить по аналогии и контра­сту. Инженеру, в особенности исследователю и проектировщи­ку, необходимы математические способности, составляющие осо­бую подструктуру профессионально значимых в инженерной дея­тельности качеств. К математическим способностям относятся:

1) способность к формализованному восприятию математического материала, «схватыванию» формальной структуры задачи;

    склонность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики;

способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; 4) способность к свер­тыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; 5) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; 6) стремление к ясности, про­стоте, экологичности и рациональности решений; 7) способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслитель­ного процесса, переключению на обратный ход мысли (обрати­мость мыслительного процесса при математическом рассужде­нии). Выделяют также математическую память на математиче­ские отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств и общий синтетический компонент: математиче­скую направленность ума.

Все перечисленные выше качества, относящиеся к техническо­му, математическому и конструкторско-техническому мышлению, исследователи считают профессионально значимыми в деятельно­сти инженера.

Наряду с интеллектуальными способностями рядом авторов отмечается несомненное влияние направленности инженера, его мотивации, отношения к профессиональной деятельности, к себе и некоторых характерологических особенностей на эффективность и результативность работы. Существенное значение имеют связи между различными подструктурами индивидуальности инженера: интеллектуальными, эмоциональными, коммуникативными свойствами, особенностями мотивации.

Каждый вид инженерной деятельности предъявляет определенные требования к психологическим качествам личности. Без учета этих качеств невозможна ни эффективная подготовка инженеров, ни рациональное их использование.

Деятельность инженера-исследователя носит творческий, поисковый характер и поэтому, наряду с глубокими знаниями общетеоретических и специальных предметов, предполагает развитие таких психологических качеств, как высокая устойчивость и концентрация внимания, вербальный и невербальный компо­ненты мышления (в частности, абстрактно-логический), критич­ность суждений. Необходим высокий уровень общей технической осведомленности и способность к осмыслению и интерпретации научно-технических понятий. Исследователи могут обладать значительной личностной тревожностью наряду с высокой самооценкой. Общая работоспособность -- выше средней. В плане лич­ностных и характерологических черт прежде всего выделяются преимущественная направленность на когнитивный (познаватель­ный) тип деятельности, а также низкая конформность, интровертированность, внутренняя конфликтность (неудовлетворенность) в сочетании с определенной практичностью, целеустремленностью и добросовестностью.

Согласно типологии Н. Н. Обозова, основанной на трехкомпонентной структуре человеческого поведения и выделяющей три его типа: мыслителя, собеседника и практика, преобладающая масса исследователей может быть отнесена к типу «мыслителей».

Краткая характеристика этого типа: преобладает познавательный, когнитивный стиль деятельности; предпочитает умственную, научно-исследовательскую работу; любит размышлять о жизни, науке и искусстве, пофантазировать; интровертирован, т.е. сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Особенности мышления и принятия решений: строгая логика и доказательство мыслительных конструкций, высокое развитие знаковой функции, умение работать с различными знаковыми системами, ригидность. Мыслители отличаются обычно широким диапазоном интересов в когнитивной сфере (главный интерес – познание нового и нестандартного), поэтому для инженеров-исследователей важно развитие как гуманитарных склонностей (направленность на человека), так и технических (направленность на предмет).

Для более полной характеристики исследователей и успеш­ности их научной деятельности важно учесть проблему взаи­моотношений в научной деятельности, тесно связанной с во­просами порождения нового знания, оптимизацией коллектив­ной научной деятельности, проблемой механизмов индивиду­ального творчества. В центр ставится проблема предметно-рефлексивных отношений сотрудников - глубинных, интериоризованных, предметно-опосредованных отношений ученого с на­учным сообществом. Наиболее глубинный пласт – рефлек­сивная работа сознания, направленная на реконструкцию обра­за мира, а также понимание особенностей восприятия други­ми его идей, подходов, методов. Система таких предметно-рефлексивных отношений оказывает влияние на мотивацию* нор­мы поведения, качество индивидуального творческого продукта ученых.

Исследования ролевых отношений позволили выделить несколько типов ролевого поведения в научном коллективе: кри­тики, генераторы идей, эрудиты, организаторы, мастера, комму­никаторы, исполнители.

Работа инженера-конструктора носит более прикладной характер, что соответствует направленности на практическую деятельность. Значимые характеристики внимания, как и для инженера-исследователя, - устойчивость и концентрация. Необходимы высокий уровень работоспособности и точность при выполнении расчетных операций. У конструктора преобладает невербальный, образный компонент мышления.

Необходимо развитие пространственного воображения и представлений, умения оперировать цифровой и знаковой информацией. Конструкторы отличаются невысокой личностной тревож­ностью, эмоционально устойчивы. По характеру инженеры, занимающиеся конструкторской деятельностью, часто имеют самооценку ниже, чем инженеры-исследователи, в то же время, как и последние, они малообщительны, рациональны, добросовестны, решительны.

Важной особенностью деятельности инженеров-организато­ров является тесное взаимодействие с людьми (коллегами и подчиненными). Это накладывает отпечаток на требования к психологическим качествам этой категории инженеров. Организаторы должны обладать хорошей переключаемостью внимания и высокой скоростью психофизиологических реакций, им необходимы эмоциональная стабильность и невысокая тревожность. Преобладающий компонент мышления – вербальный. Общая направленность на коммуникативную деятельность, самооценка и социальный ста­тус высокие. По характеру организаторы отличаются от других категории инженеров общительностью, выраженной склонностью к лидерству, реалистичностью.

Профессиональное самоопределение инженера начинается с момента выбора профессии. В период обучения в техническом вузе происходят развитие и перестройка мотивов, изменяется от­ношение личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что создает предпосылки для дальнейшего профессионального самоопределения. Правда, условия подготовки ин­женера в институте во многом отличаются от условий реальной профессиональной деятельности. В студенческие годы будущие специалисты почти не сталкиваются с требованиями и особенно­стями практической, в частности, производственной деятельности (за исключением производственной практики на старших курсах). Учебная деятельность студента качественно отличается от дея­тельности дипломированного инженера. Тем не менее, ни успеш­ное овладение знаниями, умениями и навыками во время подго­товки в вузе, ни сокращение периода адаптации к новым условиям работы невозможны без развития профессионального самосозна­ния, предметно-рефлексивных отношений в научной и предметной деятельности. Развитие самосознания и рефлексии возможно че­рез познание и раскрытие своей индивидуальности, внутреннего потенциала, творческих возможностей.