Основы общей психологии. С.л

навсегда быть прикованным к определенной профессии и в соответствии с тем, как
общественно расценивается эта профессия, занимать то или иное место в общественной
иерархии общества. В этом зло. Оно должно быть преодолено. Преодоление
непосредственных психоморфологических корреляций в учении о способностях и за-
датках-такова первая предпосылка для построения подлинно научной теории о
способностях.
Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего
теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой дея-
тельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материалов пост-
роение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств
человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека отклады-
ваются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом.
Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия.
Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых
знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих
знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возмож-
ностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возмож-
ности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего
сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшест-
вующей работы мысли - как средства ее деятельного развития.
Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является
функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе
общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми,
осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетичес-
кий слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существенней-
шим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха - как закреп-
ленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия
как процесса - является закрепляющаяся в слухе генерализованная система оп-
ределенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений,
всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает
возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных
восприятий и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой)
в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответствен-
но, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному
языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности.
Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не
только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее
значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компо-
нентом способности к освоению языков является способность к генерализации
отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способ-
ным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого
числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразо-
вания к словоизменения, и в результате - перенос этих отношений на другие случаи.
Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий
анализ.
Свойственные данному индивиду тонкость анализа и широта генерализации, лег-
кость и быстрота, с которой эти процессы у него совершаются, образуют отправной
путь, исходную предпосылку формирования его способностей - языковых, математи-
ческих и т. д.
Способность как свойство личности должна выражаться в действиях, допускаю-
щих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой. Поэтому в
основе способностей должно заключаться обобщение. Говоря об обобщении, мы, не
ограничиваясь вообще обобщением материала, считаем необходимым особенно под-
черкнуть обобщение (или генерализацию) отношений, так как именно генерализация
отношений дает особенно широкий перенос. (Отсюда путь к обратимости операций.)
Обобщение или генерализация тех или иных отношений является необходимым
компонентом всех способностей, но в каждой способности происходит обобщение
других отношений, другого материала.


Аннотация

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы..." настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

От составителей

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л.Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал – разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский
Предисловие ко второму изданию

Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие "лагеря смерти", представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.

Выходит эта книга в свет в незабываемые дни победоносного окончания Великой Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в новом рельефе выступают перед нами большие, основные мировоззренческие проблемы философской и психологической мысли. С новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании – не только теоретическом, но и практическом, моральном – в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их разрешение. От человека – сейчас это очевиднее, чем когда-либо, – требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности.

Институт философии Академии наук СССР,
С.Рубинштейн
20/V 1945 г., Москва
Предисловие к первому изданию

Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих "Основ психологии", вышедших в 1935 г. Но по существу – как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций – это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

Мои "Основы психологии" 1935 г. были – я первый это подчеркиваю – пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:

  1. развитие психики и, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения;
  2. действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии сознания пассивной созерцательности и в связи с этим
  3. преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.

Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.

Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, – такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.

Эта книга по существу (плохая или хорошая – пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и – из более частных проблем – на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной ("контекстной") речи и ее места в общей теории речи и т.д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.

При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом коллективного труда – труда более узкого коллектива моих ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.

В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для меня – основное.

Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.

С.Рубинштейн,
2/VII 1940 г., Москва

Просмотров: 2510
Категория: »

- Рубинштейн С.Л. - 1999.

Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга - один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), - под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, - являются, хотя и частично дополненными его более поздними работами и комментариями составителей, но значительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста не помечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.
Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.

Часть первая
Глава I. Предмет психологии 7
Природа психического 7
Психика и сознание 15
Психика и деятельность 19
Психофизическая проблема 22
Предмет и задачи психологии как науки 27
Глава II. Методы психологии 37
Методика и методология 37
Методы психологии 38
Наблюдение 42
Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46
Экспериментальный метод 49
Глава III. История психологии 54
История развития западной психологии 54
Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54
Оформление психологии как экспериментальной науки 61
Кризис методологических основ психологии 64
История психологии в СССР 77
История русской научной психологии 77
Советская психология 87

Часть вторая
Глава IV. Проблема развития в психологии 94
Развитие психики и поведения 103
Основные этапы развития поведения и психики 107
Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107
Инстинкты108
Индивидуально-изменчивые формы поведения113
Интеллект121
Общие выводы124
Глава V. Развитие поведения и психики животных 132
Поведение низших организмов 132
Развитие нервной системы у животных 133
Образ жизни и психика 136
Глава VI. Сознание человека 142
Историческое развитие сознания у человека 142
Проблема антропогенеза 142
Сознание и мозг 145
Развитие сознания 152
Развитие сознания у ребенка 159
Развитие и обучение 159
Развитие сознания ребенка 170
Часть третья
Введение 174
Глава VII. Ощущение и восприятие 189
Ощущение 189
Рецепторы 191
Элементы психофизики 192
Психофизиологические закономерности 195
Классификация ощущений 197
Органические ощущения 201
Статические ощущения 206
Кинестетические ощущения 207
Кожная чувствительность 207
1.Боль 208
2.и3.Температурные ощущения 209
4.Прикосновение,давление 211
Осязание 212
Обонятельные ощущения 214
Вкусовые ощущения 215
Слуховые ощущения 217
Локализация звука 222
Теория слуха 225
Восприятие речи и музыки 227
Зрительные ощущения 231
Ощущение цвета 232
Смешение цветов 233
Психофизиологические закономерности 235
Теория цветоощущения 239
Психофизическое действие цветов 240
Восприятие цвета 241
Восприятие 243
Природа восприятия 243
Константность восприятия 252
Осмысленность восприятия 253
Историчность восприятия 257
Восприятие и направленность личности 258
Восприятие пространства 259
Восприятие величины 265
Восприятие формы 265
Восприятие движения 267
Восприятие времени 270
Глава VIII. Память 277
Память и восприятие 277
Органические основы памяти 280
Представления 282
Ассоциации представления 286
Теория памяти 286
Роль установок в запоминании 292
Запоминание 295
Узнавание 300
Воспроизведение 301
Реконструкция в воспроизведении 303
Воспоминание 305
Сохранение и забывание 307
Реминисценция в сохранении 311
Виды памяти 315
Уровни памяти 315
Типы памяти 317
Глава IX. Воображение 320
Природа воображения 320
Виды воображения 324
Воображение и творчество 326
«Техника» воображения 330
Воображение и личность 333
Глава Х. Мышление 335
Природа мышления 335
Психология и логика 338
Психологические теории мышления 339
Психологическая природа мыслительного процесса 343
Основные фазы мыслительного процесса 348
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351
Понятие и представление 356
Умозаключение 360
Основные виды мышления 362
О генетически ранних ступенях мышления 368
Развитие мышления ребенка 372
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373
Первые обобщения ребенка 377
«Ситуативное» мышление ребенка 379
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения 396
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400
Теория развития мышления ребенка 404
Глава XI. Речь 414
Речь и общение. Функции речи 414
Различные виды речи 424
Речь и мышление 428
Развитие речи у детей 431
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431
Структура речи 436
Развитие связной речи 438
Проблема эгоцентрической речи 445
Развитие письменной речи у ребенка 447
Развитие выразительной речи 450
Глава XII. Внимание 453
Теория внимания 455
Физиологические основы внимания 458
Основные виды внимания 459
Основные свойства внимания 462
Развитие внимания 469
Часть четвертая
Введение 473
Глава XIII. Действие 483
Различные виды действия 485
Действие и движение 487
Действие и навык 495
Глава XIV. Деятельность 507
Задачи и мотивы деятельности 507
Труд 515
Психологическая характеристика труда 516
Труд изобретателя 518
Труд ученого 522
Труд художника 525
Игра 529
Природа игры 529
Теория игры 535
Развитие игр ребенка 537
Учение 540
Природа учения и труд 540
Учение и познание 542
Обучение и развитие 544
Мотивы учения 545
Освоение системы знаний 548
Часть пятая
Введение 558
Глава XV. Направленность личности 566
Установка и тенденции 566
Потребности 570
Интересы 573
Идеалы 580
Глава XVI. Способности 584
Общая одаренность и специальные способности 589
Одаренность и уровень способностей 593
Теории одаренности 595
Развитие способностей у детей 599
Глава XVII. Эмоции 602
Эмоции и потребности 602
Эмоции и образ жизни 605
Эмоции и деятельность 610
Выразительные движения 618
Эмоции и переживания личности 624
«Ассоциативный» эксперимент 626
Виды эмоциональных переживаний 627
Эмоциональные особенности личности 638
Глава XVIII. Воля 642
Природа воли 642
Волевой процесс 649
Патология и психология воли 659
Волевые качества 663
Глава XIX.Темперамент и характер 670
Учение о темпераменте 670
Учение о характере 678
Глава XX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694
Самосознание личности 694
Жизненный путь личности 701
Послесловие 706
Список научных трудов 738
Список работ 742


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы общей психологии - Рубинштейн С.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Чем сильнее возбуждение одного из цветочувствительных веществ по отношению
к возбуждению двух других цветочувствительных веществ, тем сильнее насыщенность
цвета. Чем слабее различие по интенсивности между всеми тремя возбуждениями, тем
менее насыщенным является цвет. При уменьшении интенсивности всех трех возбуж-
дений уменьшается светлота цвета. При каждом изменении в соотношениях интенсив-
ности возбуждения цветочувствительных веществ возникает новое качество ощущения.
Благодаря этому при наличии всего трех основных возбуждений человеческий глаз раз-
личает несколько сот тысяч цветов, отличающихся по цветному тону, светлоте и насы-
щенности. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих
веществ не возбуждается вовсе.
Дополнительными являются цвета, которые при своем смешении вызы-
вают равное возбуждение всех трех веществ, т. е. вызывают ощущение белого цвета.
При утомлении глаза каким-либо цветом изменяются соответствия в силе каждого
из трех процессов, вызывающих ощущение цвета. Благодаря этому изменяется
чувствительность глаза к световым волнам различной длины. Этим, по теории Юнга -
Гельмгольца, объясняется явление адаптации и последовательного контраста.
Э. Геринг предложил другую теорию цветоощущения. Он считает, что в глазу
имеется три цветочувствительных вещества - бело-черное, красно-зеленое и желто-
синее. Диссоциация веществ вызывает ощущения белого, красного и желтого, а ас-
симиляция вызывает ощущения черного, зеленого и синего.
Помимо теорий Юнга - Гельмгольца и Геринга существуют еще и другие
многоступенные теории зрения, построенные на учете не только периферических,
но и центральных процессов. По Г. Э. Мюллеру, существуют первичные процессы
P1, Р2 и Р3. Первичные процессы соответствуют трем основным возбуждениям теории
Гельмгольца. Вторичные хроматические процессы имеют промежуточный характер
и протекают также в сетчатой оболочке глаза, причем эти вторичные процессы,
в соответствии с теорией Геринга, попарно связаны между собой. Центральных
возбуждений, по Мюллеру, шесть: красное, желтое, зеленое, синее, белое и черное.
Аналогичную схему предлагает также и Т. Шьелдерупп.-Эббе.
Согласно теории X. Лэдд-Франклин, на первой стадии филогенетического разви-
тия зрение было ахроматическим, затем произошла дифференциация, и зрение стало
дихроматическим, т. е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней,
третьей, стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматическим, т. е.
глаз стал различать вместо желтого два цвета - красный и зеленый. С этой точки
зрения, явление цветослепоты есть возврат ко второй стадии развития глаза, когда
орган зрения был дихроматическим.
Как показали опыты Л. А. Шварц, предварительное слабое раздражение глаза
тем или иным цветом может повлечь за собой повышение чувствительности к другому
цвету в 2-3 раза на срок до получаса. Ею было установлено, что подобная сенсиби-
лизация имеет место только для дополнительных цветов: красный - зеленый и жел-
тый - синий, причем красный и желтый цвета оказывают значительно более сильное
сенсибилизирующее действие, чем зеленый и синий. Сенсибилизация имеет место и
при воздействии красным и желтым цветом на другой глаз и при мысленном воспроиз-
ведении этих цветов, в то время как зеленый и синий такого эффекта не дают. Это,
по-видимому, связано с различной локализацией цветов и филогенетическим возрастом
соответствующих участков мозга.
Психофизическое
действие цветов
Каждый цвет определенным образом воздействует на человека.
Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредствен-
ным физиологическим влиянием их на организм, а с другой -
ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Неко-
торые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.
Еще И.-В. Гёте отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки
зрения цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие и б) порождающие
печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым -
сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способ-
ствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом
эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет
ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с во-

Классический труд С.Л. Рубинштейна “Основы общей психологии” относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали “Основы... ” настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 4

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 4
Природа психического 4
Психика и сознание 9
Психика и деятельность 13
Психофизическая проблема 15
Предмет и задачи психологии как науки 18

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 26
Методика и методология 26
Методы психологии 27
Наблюдение 30
Самонаблюдение 30
Объективное наблюдение 33
Экспериментальный метод 35

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 39
История развития западной психологии 39
Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в. 39
Оформление психологии как экспериментальной науки 44
Кризис методологических основ психологии 46
История развития психологии в СССР 57
История русской научной психологии 57
Советская психология 62

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 67

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 67
Развитие психики и поведения 74
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта 77
Инстинкты 78
Индивидуально-изменчивые формы поведения 82
Интеллект 87
Общие выводы 90

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ 95
Поведение низших организмов 95
Развитие нервной системы у животных 97
Образ жизни и психика 98

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 103
Историческое развитие сознания у человека 103
Проблема антропогенеза 103
Сознание и мозг 105
Развитие сознания 111
Развитие сознания у ребенка 117
Развитие и обучение 117
Развитие сознания ребенка 127

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 129

ВВЕДЕНИЕ 129

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 140
Ощущение 140
Рецепторы 141
Элементы психофизики 143
Психофизиологические закономерности 145
Классификация ощущений 146
Органические ощущения 149
Статические ощущения 153
Кинестетические ощущения 153
Кожная чувствительность 154
1. Боль 154
2 и 3. Температурные ощущения 155
4. Прикосновение, давление 157
Осязание 157
Обонятельные ощущения 159
Вкусовые ощущения 160
Слуховые ощущения* 161
Локализация звука 166
Теория слуха 167
Восприятие речи и музыки 170
Зрительные ощущения 172
Ощущение цвета 173
Смешение цветов 174
Психофизиологические закономерности 175
Теория цветоощущения 179
Психофизическое действие цветов 180
Восприятие цвета 181
Восприятие 182
Природа восприятия 182
Константность восприятия 189
Осмысленность восприятия 190
Историчность восприятия 193
Восприятие и направленность личности 193
Восприятие пространства 194
Восприятие величины 198
Восприятие формы 199
Восприятие движения 200
Восприятие времени 202

Глава VIII. ПАМЯТЬ 207
Память и восприятие 207
Органические основы памяти 210
Представления 211
Ассоциации представлений 214
Теория памяти 214
Роль установок в запоминании 219
Запоминание 221
Узнавание 225
Воспроизведение 226
Реконструкция в воспроизведении 227
Воспоминание 228
Сохранение и забывание 230
Реминисценция в сохранении 233
Виды памяти 236
Уровни памяти 236
Типы памяти 237

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ 239
Природа воображения 239
Виды воображения 242
Воображение и творчество 243
«Техника» воображения 246
Воображение и личность 248

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ 249
Природа мышления 249
Психология и логика 251
Психологические теории мышления 252
Психологическая природа мыслительного процесса 256
Основные фазы мыслительного процесса 259
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 261
Понятие и представление 264
Умозаключение 267
Основные виды мышления 269
О генетически ранних ступенях мышления 273
Развитие мышления ребенка 276
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 276
Первые обобщения ребенка 279
«Ситуативное» мышление ребенка 280
Начало активной мыслительной деятельности ребенка 281
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений 284
Умозаключения ребенка и понимание им причинности 285
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 288
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 292
Овладение понятиями 293
Суждения и умозаключения 296
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 297
Теория развития мышления ребенка 299

ГЛАВА XI. РЕЧЬ 307
Речь и общение. Функции речи 308
Различные виды речи 314
Речь и мышление 318
Развитие речи у детей 319
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 319
Структура речи 323
Развитие связной речи 325
Проблема эгоцентрической речи 329
Развитие письменной речи у ребенка 331
Развитие выразительной речи 333

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ 335
Теория внимания 336
Физиологические основы внимания 339
Основные виды внимания 340
Основные свойства внимания 341
Развитие внимания 346

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 348

ВВЕДЕНИЕ 348

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ 354
Различные виды действия 356
Действие и движение 358
Действие и навык 363

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 371
Задачи и мотивы деятельности 371
Труд 376
Психологическая характеристика труда 377
Труд изобретателя 378
Труд ученого 381
Труд художника 383
Игра 386
Природа игры 386
Теории игры 390
Развитие игр ребенка 392
Учение 394
Природа учения и труд 394
Учение и познание 395
Обучение и развитие 396
Мотивы учения 397
Освоение системы знаний 400

ЧАСТЬ ПЯТАЯ 406

ВВЕДЕНИЕ 406

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 411
Установки и тенденции 411
Потребности 414
Интересы 417
Идеалы 421

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ 424
Общая одаренность и специальные способности 428
Одаренность и уровень способностей 430
Теории одаренности 431
Развитие способностей у детей 435

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ 436
Эмоции и потребности 436
Эмоции и образ жизни 438
Эмоции и деятельность 442
Выразительные движения 448
Эмоции и переживания личности 452
«Ассоциативный» эксперимент 453
Виды эмоциональных переживаний 454
Эмоциональные особенности личности 461

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ 463
Природа воли 463
Волевой процесс 469
Патология и психология воли 475
Волевые качества личности 478

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР 483
Учение о темпераменте 483
Учение о характере 488

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 499
Самосознание личности 499
Жизненный путь личности 504

ПОСЛЕСЛОВИЕ 507

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА 507

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА 529

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ 532

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 537

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое вниманию читателя издание “Основ общей психологии” С. Л. Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С. Л. Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С. Л. Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.
Первое издание “Основ общей психологии” (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Л. М. Ухтомского, В. И. Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С. Л. Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в “Послесловии” к данному изданию.
Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.
Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.
При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л. Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал — разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.
Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л. Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л. Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л. Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.
Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л. Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К. А. Абульханова-Славская,
А. В. Брушлинский

Формат: DOC
Язык: Русский