Открытый урок "вечные ценности человечества". Вечные ценности

5 лет назад

Понятие "вечные ценности" каждый трактует по разному. Некоторые считают, что это деньги, другие что это семья, третьи, что это любовь и дружба. Я же считаю, что все вышеперечисленное, кроме денег, это и есть "вечные ценности", то есть то, что всегда будет в человеке, в его сознании, то к чему он будет стремиться. Деньги относятся к материальной ценности. Сегодня они нужна, а завтра может придумают другую покупную валюту. Не отрицаю, что в наше время деньги играют немаловажную роль, у многих они являются мечтой и смыслом жизни, но не "ценностью", заложенной нашим организмом. Даже богатые люди, со своими миллионами, и те, стремятся найти друзей и близких, страшась одиночества. Какой смысл в деньгах, если ты никому не нужен? Если придя домой ты разговариваешь с собакой, и обнимаешь подушку. А вот настоящая дружба, теплое общение, взаимная любовь, это ценность не покупаемая, передающаяся из поколения в поколение.

Как бы не изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности человека, которые имеют большое для людей всех поколений, конфессий и культур. И они никогда не потеряют своей актуальности.

ВЕРА
Взрослые верят кукушке и не верят врачам, верят гороскопам и не доверяют науке. Дети же легко верят в чудеса и до определенного возраста живут фантазиями. Кстати, очень опасно в раннем возрасте разбивать детскую веру в чудо. Вера ребенка в Деда Мороза не проходит бесследно. Она оставляет в подсознании отчетливый след и твердую уверенность: чудеса возможны. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда остается надеяться лишь на чудо.

ЗДОРОВЬЕ
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Статистика дает нам следующие цифры. На 20% здоровье человека зависит от наследственности. Еще на 20% состояние здоровья определяется экологической обстановкой. От здравоохранения здоровье человека зависит всего лишь на 10%. И 50% здоровья человека определяется его образом жизни.

ДРУЖБА
Друзья - это особая категория людей, которая во все времена была особо ценна. Именно дружба считалась всегда самым прочным союзом. На различных этапах общественного развития она приобретала новые качества и реализовывалась в различных формах: братство по оружию, отношения, основанные на общности духовных интересов, эмоциональная привязанность. Кстати, существует Международный день друзей, который отмечается 9 июня.

ЖИЗНЬ
Помните любимый мультфильм детства «Малыш и Карлсон»? В одном из его эпизодов Малыш задал отцу совершенно уникальный вопрос: «Послушай, пап, если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить немного наличными…?» Мы не знаем, что ответил папа. Хотя хочется верить, что он сказал: «Человеческая жизнь бесценна, сынок».

КУЛЬТУРА
Культура - основа народного достояния. Именно она представляет собой ту ценность, которая одна лишь способна служить вечным фундаментом для построения будущего. Нет необходимости , что накопленный человеком положительный потенциал культуры становится его совестью, оберегом. Сейчас вряд ли можно представить современную действительность без великих произведений искусства, музыки и литературы: музыкальных шедевров Бетховена, произведений Гомера, картин Ван Гога, Стоунхенджа и Крепости Мариенберг.

ЛЮБОВЬ
Все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Любовь - это то, о чем постоянно думаем, о чем во все века пишут поэты, а певцы сочиняют песни.
Кстати, медики полусерьезно выделяют «синдром Дон Жуана», свойственный некоторым людям, которые не могут обходиться без любви и желают пребывать в таком состоянии всегда. Повышенный уровень гормонов обеспечивает им всегда хорошее настроение, активность, что положительно влияет на весь организм в целом.

МИР
Вечный мир является идеалом человечества, не достижимым по сей день. Но все страны планеты стремятся к нему. Ежегодно вручается Нобелевская премия людям, внесшим значительный вклад в дело мира и дружбы народов. В основном премии удостаиваются борцы с милитаризмом, участники международных организаций, правозащитники. Например, в 2011 году премию вручили Лейме Роберте Гбови, Тавакуль Карман и Элен Джонсон-Серлиф «за полноправное участие женщин в построении мира».

РОДИНА
Родина - синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность. В России Родина является главной ценностью: ее защищают, за нее борются. Кстати, по-китайски «родина» - это цзу-го, то есть страна предков, цзя-сян - отчий дом, а гу-сян - родное место. Интересно, что китаец, переменивший место жительства, числится по месту происхождения, то есть человек считается шанхайцем, даже если он родился в Пекине в третьем поколении выходцев из Шанхая.

НЕЗАВИСИМОСТЬ
Во все времена многие государства сражались за свою независимость и свободу. И самым популярным праздником в этих странах является День независимости. Например, День независимости Бразилии празднуется 7 сентября, Греции - 25 марта, Финляндии - 6 декабря, Швеции - 6 июня. Этот праздник считается одним из главных в США. Вся страна с большим размахом ежегодно отмечает его 4 июля. Кстати, в 2011 году американцы потратили на празднование главного национального праздника около 2,8 миллиардов долларов. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальной Федерацией розничной торговли США.

СЕМЬЯ
История жизни каждого человека - это, прежде всего, история его семьи. Нет связи более крепкой, чем семейные узы. Нет чувства более сильного и искреннего, чем родительская любовь. Теплота семейных отношений во все времена делала человека добрее, заботливее и терпимее к окружающим. Интересно, что самая многочисленная семья в мире живет в Индии в деревушке Бактванг. Она состоит из 181 человека. У 67-летнего Зиона Чана 39 жен, 94 ребенка, 33 внука и 14 невесток.

ПРАВДА
Ее никто не видел, ее нельзя потрогать… Хотя ее часто ищут, еще чаще ждут (в основном от других), иногда ее бывает мало, иногда она бывает частичной, ее можно выдать, ею можно колоть глаза. Она не горит в огне и не тонет в воде - правда.Кто-то любит ее, а кто-то боится. Но никто не будет спорить, что правда бесценна. А фильм «Цена правды» рассказывает о том, сколько нужно заплатить за то, чтобы узнать правду.

ЧЕЛОВЕК
Человек - это не только высшая ценность, признанная во всем мире, но и собрание множества интересных фактов. Например, человек является единственным представителем животного мира, который способен рисовать прямые линии. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые. Кроме того, в теле взрослого человека около 75 километров нервов.
Опубликовано

Ценность: любовь.

Качества: ценностное отношение к жизни, любовь к близким людям, дружелюбие, отзывчивость.

Цель: расширение представлений учащихся о вечных ценностях человечества, о цели жизни человека как постижении высших духовных ценностей.

Задачи:

Раскрывать значение и многогранность понятий «ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные цен­ности»;

Развивать умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах;

Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, духовному опыту человечества, друг к другу.

Ресурсы: видеоролик «Ценности жизни», раздаточный материал со списком ценностей, таблицей ценностей по количеству учащихся, шкатулка, сердечки с названиями ценностей.

Ход урока

Позитивный настрой (концентрация на дыхании)

Учитель: Ребята, сядьте прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдох..., выдох... (9-10 раз, медленно)

Возьмите друг друга за руки и передайте частичку своего тепла одноклассникам, пожелайте им и мне успехов. Улыбнитесь друг другу. Я рада, что вы чувствуете себя хорошо, что вам комфортно, и вы готовы работать вместе со мной.

Объявление темы урока

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем изучать тему «Вечные ценности человечества». Мы поговорим о том, какое значение имеет слово «ценность». Выясним, какое значение имеют духовные и материальные ценности в жизни человека. Поделимся мнением, какие ценности важны для каждого из вас.

Позитивное высказывание (цитата урока)

Учитель предлагает вниманию учащихся цитату, написанную на доске. Необходимо прочитать ее и объяснить смысл:

Хоть мы и смертны, мы должны не подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего. (Аристотель)

(Учащиеся объясняют смысл высказывания.)

Просмотр видеоролика (подарок учителя)

Учитель предлагает учащимся просмотреть видеоролик «Ценности жизни», в котором рассказывается о ценностях жизни молодого человека.

Вопросы для обсуждения:

Можем ли мы назвать эти ценности общечеловеческими?

(Ответы учащихся)

Творческая деятельность, групповая работа

Позиция: «Мы считаем, что…».

Обоснование: « Потому что…».

Подтверждение: «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Мы можем это подтвердить…».

Следствие: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

(После обсуждения текстов спикеры групп презентуют результаты анализа, проведенного по формуле ПОПС).

Текст для первой группы

Калерия Тальчук, Казахстан

Тик-так, тик-так... Именно так звучат шаги уходящего времени. Время – самая удивительная на Земле вещь. До сих пор люди не научились управлять этой необузданной стихией. Путешествовать во времени, подчинить его себе пока никому не удалось. К тому же время – самая главная ценность нашей жизни. Почему?

Время – неумолимый палач и щедрый создатель. Оно проходит, уносит что-то старое, отжившее и приносит новое, неожиданное. Целью прогресса люди считают экономию времени. Но его по-прежнему не хватает всем: домохозяйкам, пенсионерам, школьникам. Нам некогда послушать пение птиц поутру, потому что наши уши заняты наушниками с новой музыкой; мы не находим времени, чтобы посмотреть на алый закат, так как наши глаза устремлены в монитор компьютера или телевизор; нам некогда вдохнуть чистого горного воздуха, и мы дышим выхлопными газами, потому что нас не отпускают юродские дела. Быть наедине с природой – пустая трата времени.

Так на что же уходит это драгоценное время? На пустые разговоры, компьютерные игры, воздушные мечты... Да, теперь это важнее, чем положить на материнские колени свою голову, если внезапно кончаются силы и нужна её поддержка и любовь.

Прав Александр Красный, когда говорил, что ни за какие деньги мы не сможем купить ни одной дополнительной минуты жизни. Поэтому всё своё время мы должны тратить с умом, получая радостное удовольствие от каждого мгновенья. Важна даже доля секунды, особенно если она решает чью-то жизнь или, например, судьбу золотой медали на Олимпийских играх.

Как часто мы говорим друзьям, родителям, знакомым: «Я занят! У меня нет времени! У меня важное дело!». Но стоит иногда задуматься, настолько ли важно это дело, стоит ли оно затраченного времени.

Делайте только то, что нужно делать, чтобы в будущем не сожалеть об упущенном. И как бы банально это не звучало – берегите время!

Текст для второй группы

Дарья Гвоздик, Украина

Я часто спрашиваю себя: что же мы больше всего ценим в жизни? Деньги? Но ведь придёт время, когда никакие капиталы не будут нужны. Связи? Но ведь не бывает ничего вечного. Работу? Но зачем же нужна работа, если работать вам не для кого. Что же тогда мы ценим? Наших близких – мы живём для них. Наши чувства – пока мы живём, нужно чувствовать. А вообще я считаю, что нужно ценить жизнь. Жизнь даётся нам один раз, и каждая прожитая секунда, каждая минута и каждый час никогда уже не вернутся. Давайте ценить жизнь, ценить время.

Чего мы ждём порой от жизни? Каких-то чудес? Но ведь достаточно оглянуться вокруг себя – как прекрасен мир! Как много на свете удивительных вещей: красивые люди, чудесные цветы, необыкновенные бабочки... Как много вокруг ярких красок: пурпурная, золотая, лазурная... Как много сильных чувств испытывает человек: счастье, радость, печаль, грусть... Как много в мире улыбок: светлых, ласковых, лучезарных... Как много чудес вокруг: капелька росы на пышном цветке астры, переливающаяся миллионами цветов и оттенков, солнечный зайчик в тени ветвистого клёна... Как радостно бывает на сердце, когда рядом шагает друг, когда в море падает звезда, когда дождь барабанит по крыше. Как мало нужно слов, чтобы сказать: «Я живу!», «Я люблю!», «Я счастлив!».

Давайте ценить мгновения счастья, дружбу, любовь, свет, которые дарит нам жизнь. Давайте ценить время! Давайте ценить жизнь!

Текст для третьей группы

Лина Воронина. Германия

Главная ценность для человека – жизнь, а вот главная ценность жизни – Случайность. Да-да, именно Случайность, с большой буквы. Кто-то называет её Фортуной, кто-то Роком, кто-то Провидением. Но это неважно. Главное, что без Её Величества ничего не происходит в этом мире. Даже начало новой жизни по сути дела не что иное, как воля случая.

Люди верующие говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает». Я согласна с этим, потому что то, что имеется в виду под волей Божьей – Случайность, счастливая или нет, но способная повернуть всё в иное русло. Но есть и другое мудрое изречение: «На Бога надейся, а сам не плошай». Оно указывает на то, что «ждать у моря погоды» (т.е. подходящей случайности) или идти у событий на поводу недостойно и неэффективно. Это всё равно, что смотреть, как кого-то обижают и не вступиться.

Я считаю, что жизнь – это алгоритм случайностей со множеством решений. Задача человека – в каждой ситуации стараться находить такое решение, чтобы следующая случайность была наиболее благоприятной из числа возможных (прошу прощения за, возможно, излишнюю математизацию, но именно так я себе это представляю). Из этого следует, что человек волен пытаться быть хозяином своей судьбы. Я говорю «пытаться», потому что случаются моменты, когда нельзя ничего изменить и надо ждать завершения возникшей ситуации.

Да, всё-таки Случайность – главная ценность любой жизни. Ведь именно она делает каждую жизнь неповторимой, оригинальной, накладывает отпечаток на людей, судьбы их потомков. Поэтому важно научиться осмотрительно обходиться с Её Величеством Случайностью, потому что она, как известно, дама с характером.

Вывод учителя: Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Общечеловеческие ценности значимы для всего человечества.

Игра «Я выбираю»

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам сделать выбор того, что ценно для каждого из вас. Подумайте и решите, какую ценность вы выбираете и почему.

· здоровье

· интересная работа

· материальное благополучие

· мудрость

· любовь одного человека на всю жизнь

· красивые, умные, воспитанные дети

· независимость

· успех в работе

· мир во всем мире

· здоровье родителей

· внешняя красота

· счастье

Вопросы для обсуждения:

Как вы объясните ваш выбор?

Можно ли это купить за деньги?

Какую еще ценность вы бы приобрели, если бы смогли?

(Учащиеся выбирают ценности и объясняют свой выбор.)

Обобщение

- Ребята, подлинное богатство личности и благоденствие жизни человека возможно лишь благодаря нравственным и эмоциональным качествам. Человек по-настоящему считается богатым только тогда, когда обладает качествами нужными не только ему самому, но и окружающим людям. Это богатство измеряется не количеством вещей, которыми обладает человек, а тем, что человек способен дать другим.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается выполнить упражнение «Мои ценности». В таблице ценностей необходимо проранжировать каждую по степени ее важности в жизни ученика и объяснить свой выбор.

Активная жизнь
Здоровье
Интересная работа
Красота природы и искусства
Любовь
Материально-обеспеченная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Уверенность в себе
Познание
Свобода
Счастливая семейная жизнь
Творчество

Заключительная минута тишины

Учитель: Ребята, я приготовила вам подарок. В этой шкатулке находятся «драгоценности жизни». Я хочу подарить их вам для того, чтобы они всегда сопровождали вас в жизни и помогали жить в ладу с окружающим миром. И тогда в ваших душах будет царить мир, спокойствие и любовь! (Ученики берут из шкатулки сердечки с ценностями и зачитывают их).

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и подумайте о том, что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем уроке. Ощутите ценность вашей жизни и жизней всех людей в мире. Отправьте всем людям мысленные пожелания Любви, Добра и Тепла.

Спасибо вам за урок, до свидания!

Выявление ценностей важно для каждого человека. Когда ребенок взрослеет, он осознает, какие именно ценности имеют для него наибольшее значение.

Понятие ценностей

Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.

Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, - она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.

Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.

Вечные ценности

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.

А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.

Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.

Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.

Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Что важно и что неважно сегодня для россиян, чем дороги им традиционные ценности и почему Леонида Брежнева до сих пор поминают добрым словом? Об этом размышляет директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков

Михаил Горшков. Фото Юрий Машков/ТАСС

– Если попробовать выделить пять-шесть главных жизненных ценностей, значимых для современных россиян, какая получится ценностная иерархия?

– Вполне предсказуемая. Например, если сопоставить современную российскую шкалу ценностей с показаниями того же «Евробарометра», то легко заметить, что основные ценности россиян и европейцев в целом совпадают: семья, материальный достаток, интересная работа, уважение окружающих, сопряженное с осознанием своего места в обществе, хорошее образование, душевная гармония или, иными словами, чистая совесть. Но есть серьезное отличие: любой европеец удивится, что в списке ценностей нынешних россиян такое понятие, как демократия, занимает лишь десятоедвенадцатое места.

«МЫ СПРАШИВАЛИ ГРАЖДАН: «В каком периоде российской истории вы хотели бы жить?»
32% выбрали современную Россию. За ней с отрывом в 10% следует брежневский СССР»

Вообще же говорить надо не о формальных пунктах списка ценностей, а о содержании каждого из этих понятий. Скажем, как мы понимаем семью? Для нас это создание уникального союза между представителями противоположных полов. Европейцы семью видят иначе, в том числе в однополом варианте. Но для россиян такое представление о семье неприемлемо в силу традиций и исконно человеческой природы. Тем не менее и европейцы, и россияне в иерархии ценностей семье отводят первое место. Из-за разницы в понимании одних и тех же ценностей европейцам кажется, что мы слишком не похожи на них.

– А на самом деле?

– Во-первых, почему мы обязательно должны быть на кого-то похожи, пусть даже на жителей Западной Европы? Во-вторых, важно понимать: ценностный выбор определяет не абстрактный подход к тому или иному понятию, а то, как человек его воспринимает, что для него стоит за этим понятием. И здесь многое зависит от того, как трактуются в России и Европе одни и те же ценности.

Так, россияне и европейцы по-разному объясняют, что такое демократия. Для европейцев это волеизъявление народа, требование к власти учитывать в первую очередь интересы людей. А для россиян демократия скорее инструмент повышения уровня жизни населения. Они полагают, что, если эта функция выполняется, страну можно считать демократической. Кроме того, по их мнению, демократия должна обеспечивать социальный порядок и защищать достоинство человека перед обществом. Согласитесь, в таком представлении о демократии нет ничего плохого. Однако оно не укладывается в рамки привычных определений из учебников политологии. И этого несоответствия и его истоков наши европейские оппоненты понять никак не могут.

Лет семь-восемь назад в одном из посланий Федеральному собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что общество в своем отношении к какому-либо явлению не может выйти за пределы достигнутого на данный исторический период уровня политической культуры. Если взглянуть на ситуацию под этим углом зрения, тогда получается совершенно здравая, а главное, объективная картина, позволяющая понять, почему российский социум отличается сегодня именно такими, а не какими-либо другими характерными чертами.

Почему мы реагируем на любые атаки извне? Да потому, что мы хотим быть такими, какие мы есть, мы хотим сохранить чувство собственного гражданского достоинства. Нам не нравится, когда сценарии мирового развития и распределения ролей в высшей лиге мировой политики разрабатываются и осуществляются без нашего участия. Почему держава, занимающая огромные пространства, должна с этим мириться? Вот если что-то не устраивает США и ведущие страны Западной Европы – это уже другое дело. Однако есть понятие национальных интересов государства, которые наши оппоненты очень оберегают, а нам почему-то в этом отказывают.

Фото Натальи Львовой

– Вы сказали об интересах государства, а какое содержание россияне вкладывают в понятие «государство»? Для них это сила со знаком плюс или минус? И какие качества в этой силе для них основные, а какие второстепенные?

– Согласно опросам, в последние годы существенно выросла доля населения, связывающая с государством большие надежды, воспринимающая государство как отца большого семейства, который всегда поможет и проявит заботу.

Обращает на себя внимание и то, что либеральную модель экономики, подразумевающую исключительно рыночные механизмы, поддерживает 12–14% граждан. При этом треть россиян выбирают плановую экономику, видимо, опираясь на советский опыт. А основная часть населения нашей страны отдает предпочтение смешанному типу экономики. Это примерно тот тип, который описывал в работах по НЭПу Владимир Ленин. Командные высоты в экономике должны быть у государства, а малый, средний бизнес и то, что связано с обслуживанием (медицина, образование, бытовые услуги), должны быть как в совместном управлении, так и в руках частника.

– Можно ли сегодня говорить о том, что страна переживает некий ренессанс консервативных ценностей?

– Было бы правильнее говорить об определенной трансформации понятия «консерватизм». В наши дни он уже не воспринимается как противовес реформам или прогрессу. Речь скорее идет о стремлении к золотой середине, к сохранению традиций. Причем понимаемому как принятие из прежнего духовно-практического наследия того, что созвучно и отвечает интересам дня сегодняшнего. Подобная тенденция – веяние времени. Вообще это свойственно нормальной психике: человек не может быть постоянно ориентирован на выработку чего-то нового. Однако также он не может игнорировать все новоявленное.

Люди говорят, что выступают за стабильность, но за стабильность развивающуюся, за приобретение нового качества, но адаптированного к основам.

Фото Валентина Соболева / Фотохроника ТАСС

– Вы согласны с тем, что в глазах граждан России ценности западной либеральной демократии во многом дискредитированы?

– Опросы показывают, что это действительно так. В 1992–1993 годах эти ценности разделяли 38% населения, а сейчас – всего 7%. В чем причина такой трансформации? Я думаю, здесь можно выделить два фактора.

Во-первых, в России либеральными идеями изначально было названо то, что было обречено на провал. Я имею в виду всеобщую вседозволенность, абсолютную свободу, вернее, свободу сильного над слабым. Во-вторых, народ в конце концов понял, что именно интересует Европу у нас в стране. Европейцы – прагматики, и их интересуют в основном наши природные ресурсы и возможность подешевле их приобрести. Даже при решении вопросов помощи России на первый план выходит главным образом желание поживиться за наш счет.

Фотохроника ТАСС

– Как бы вы охарактеризовали отношение россиян к прошлому своей страны? Что для них прошлое – предмет гордости или, наоборот, повод для стыда? Традиции, на которые нужно ориентироваться, или опыт, повторения которого стоит избегать?

– Наше недавнее исследование нас самих обрадовало и удивило: 95% россиян относят к предметам своей гордости то, что связано с советским периодом. Справедливости ради замечу, что нам на самом деле есть чем гордиться: победа в Великой Отечественной войне, первый полет человека в космос, высокое качество образования, достижения в науке, культуре, спорте.

Говоря об истории нашей страны в ХХ столетии, можно условно выделить несколько периодов. Первый – Россия до 1917 года, второй – СССР при Иосифе Сталине, третий – Советский Союз при Леониде Брежневе, четвертый – страна при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине. И пятый – это современная Россия нового века.

«НАШЕ НЕДАВНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
нас самих обрадовало и удивило: 95% россиян испытывают гордость за советский период»

Мы просили респондентов выделять какие-то наиболее существенные характеристики каждого из этих периодов. Так вот, период до 1917 года характеризовался успехами в искусстве, любовью к Отечеству, почитанием православия. Какие перечислялись черты СССР при Сталине? Дисциплина, порядок, страх, любовь к Отечеству. Самое большое количество положительных отзывов прозвучало в адрес брежневского периода: социальная защищенность, жизнерадостность, успехи в образовании, науке, технике, промышленности. Время Горбачева – Ельцина оценивалось негативно: тяжелое экономическое положение, межнациональные конфликты, экономический кризис. О современной России было сказано следующее: возможность стать богатым человеком, бандитизм, преступность, коррупция, гражданские политические свободы и одновременно бездуховность. Вот вам отражение в российском самосознании лиц всех эпох. И пусть после этого кто-то попробует назвать наш народ нездравомыслящим.

– Так россияне видят в современности больше плохого или хорошего?

– Мы спрашивали: «В каком периоде российской истории вы хотели бы жить?» 32% выбрали современную Россию. За ней с отрывом в 10% следует брежневский СССР. Все остальные периоды получили гораздо меньшую поддержку. Однако 32% россиян в рамках того же опроса предпочли такой вариант: «Никакой период я не могу отождествить с идеальным для России». Это значит, что каждый третий в нашей стране человек старше 18 лет не в состоянии определиться, с каким периодом родной истории он мог бы связать свои мечты и представления о желаемом для себя государстве.

– Это плохой симптом?

– На самом деле это допустимо: наше государство и общество периодически шатает из стороны в сторону, не определен некий магистральный путь, направление меняется с приходом нового лидера. Плюс внешние обстоятельства, различные кризисы. Когда все ставится с ног на голову, как можно определиться со своим представлением об идеальной модели? Поставьте себя на место простого, не слишком искушенного или образованного человека: в такой ситуации дать ответ действительно сложно. Но я, честно говоря, полагал, что людей, выделяющих современную Россию, будет гораздо меньше, а оказалось – треть. На мой взгляд, это хороший признак.

– Почему?

– Исследования, подобные вышеописанному, очень любят проводить немцы, они их повторяют каждые полгода. Интересно, что только в 1975 году, спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны, на первое место в немецком опросе вышел ответ «Хотел бы жить в современной Германии». У нас до 2005– 2006 годов по популярности лидировал брежневский период: за него высказывались 56%, за современную Россию – 38%. В 2007–2008 годах желание жить в сегодняшней России впервые стало доминировать над предпочтением брежневской эпохи. Теперь перевес в 3 раза.

– А есть ли у граждан России исторические авторитеты, фигуры, которые однозначно воспринимаются со знаком плюс?

– Сейчас в обществе практически исчезло понятие морального или духовного авторитета. К этому можно по-разному относиться, но это факт. Я считаю, что это плохо. Всегда должен быть какой-то авторитет, который является ориентиром. Тем более что нашей ментальности свойственна потребность в лидере. Поэтому я и говорю, что современное отсутствие морального авторитета представляется мне весьма печальным. Политические авторитеты есть, но и их очень мало: Владимир Путин да Сергей Шойгу. Для такой страны, как Россия, этого, конечно, недостаточно. Но сложившуюся ситуацию может исправить только время.

– А что происходит с оценкой лидеров советской эпохи? Недавний опрос «Левада-центра» свидетельствует, что число граждан, признающих позитивную роль Сталина, растет (52%), а 46% россиян считают, что Ленин принес стране больше хорошего, чем плохого. Как это можно объяснить? Связано ли это с меняющимися ценностными ориентирами или люди просто становятся более объективными в оценках?

– Подобные изменения в общественном мнении объясняются тем социальным опытом, который жители России приобрели за последние 20 лет реформ. Это переоценка ценностей, усталость от крайностей, в которые мы впадали, от механического переноса чужого опыта на российскую почву. Упомянутые вами лидеры в своей политике этого как раз избегали, они внедряли свое, русское, традиционное разными, иногда пусть даже низменными способами.

В чем состоит ключевая характеристика российского самосознания сегодня? Невероятно выросло понимание ценности «своего». Это не означает отторжения всего остального. Мы попытались проанализировать мнение людей об основных уроках XX века: «Как вы считаете, что мы должны вынести из того, что переживала страна последние 100 лет?» Наиболее распространенные ответы таковы: необходимо следовать своим путем, держаться за свои опоры и использовать то из нового, что соотносится с нашими традициями и ценностями и доказало в современную эпоху свою эффективность, а не копировать бездумно чужой опыт. И людям неважно, откуда все это самое эффективное – из социализма или капитализма. Главное, чтобы оно действительно отвечало интересам российских граждан.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БРЕЖНЕВСКИЕ ВРЕМЕНА БЫЛИ ПЕРИОДОМ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ ИЛИ ПЕРИОДОМ ЗАСТОЯ, КОТОРЫЙ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИВЕЛ К КРАХУ СССР? (%)

Сначала был период благополучного развития, а затем застой, который привел к краху СССР
28

Это был период благополучного развития страны
22

В этот период в стране возникли серьезные проблемы, но СССР к краху привели Горбачев и демократы
19

Это был период застоя, который привел к краху СССР
18

Беседовал Владимир Рудаков