Откуда пришли древние этруски и кривичи. Этруски: действительно ли они предки русских Этрусская лига


Данный саркофаг из терракоты, найденный в Черветери (Цере) и датируемый второй половиной VI века до н. э., хорошо известен. Он даже существует в трех практически идентичных экземплярах: один находится в Лувре, второй - в музее Вилла Джулия в Риме, а третий (копия) - в Британском музее . Мы не будем подробно описывать эту пару возлежащих на ложе поминального пира супругов с тонкими, изящными чертами лица, с легкой улыбкой на устах. Позже мы убедимся, что присутствие женщины, лежащей рядом с мужем, который нежно положил правую руку ей на плечо, - недопустимая вольность для Греции, но для Этрурии обычное дело. На голове у женщины tutulus , головной убор наподобие сахарной головы, который часто носили этрусские дамы в древние времена, на ногах - calcei repandi , традиционная обувь с острым, загнутым кверху носком. Но несмотря на позу и некоторые детали одежды, имеющие явно ионийское происхождение, лица супругов поразительно напоминают лица статуй той же эпохи из Греции и Малой Азии. Женщина похожа на первых аттических кор , что же касается мужчины, то, по словам Шарля Пикара, «этот тиррен с окладистой бородой, овальным, почти треугольным лицом, раскосыми глазами и пышными волосами, свободно ниспадающими на плечи, мог бы родиться среди эгейских пастухов» .

О чем рассказывают статуи

Следует ли отсюда вывод, что на саркофаге из Черветери этруски изображены именно такими, какими они были на самом деле, и что вельможи и знатные дамы при дворе Тарквиниев походили на эту терракотовую пару? Не нужно забывать о великой силе искусства, навязывающей жизни свои законы. Скорее, как говорится, природа станет подражать искусству, чем искусство воспроизведет реальность. Если в эпоху импрессионистов французы, пресытившись академической красотой, влюбились в купальщиц Ренуара, танцовщиц Дега и нимф Родена, чья животная грация будила их чувственность, это вовсе не значит, что в одно прекрасное утро француженки 1880-х годов проснулись с раскосыми глазами, приплюснутым носом и полными губами или что на берегах Сены обосновалось поселение таитянок, последовавших за Гогеном. А ведь в древней Этрурии влияние ионического стиля было гораздо более властным и повсеместным! Вместе с дорогими шерстяными тканями из Милета и чернофигурными амфорами из Клазомен или Аттики, вместе с техническими приемами ремесленников и даже внешним обликом богов этруски вывезли из Малой Азии и Греции каноническое представление о плавной линии лба, прямом носе, миндалевидных глазах и особенной улыбке, под которое они старались подстраиваться при жизни и которое во многом определяло собой тот образ, что должен был остаться после их смерти. Так что в надгробных изваяниях древних времен они предстают перед нами в масках.

Заманчиво поискать более правдивые свидетельства в памятниках более поздней эпохи, когда этрусский реализм, поощряемый податливостью терракоты, хоть и испытывал на себе, то тут, то там, влияние других стилей, в конечном счете все же развеял по ветру эти маски, вышедшие из моды. Накануне Второй мировой войны этим увлеклись немецкие ученые из числа приверженцев расовой теории (Rassentheorie ). Выбирая по своему усмотрению ту или иную характеристику, казавшуюся им специфической, они приходили к совершенно разным выводам. Один ученый, разглядывая урны с прахом с изображением усопших, был поражен тем, что у некоторых этрусков были носы с горбинкой или крючком . Их тут же занесли в список «орлиноносых» рас, а профессор Фишер в 1938 году повсюду встречал, зарисовывал и фотографировал итальянцев с орлиным носом - бесспорно этрусским. Везде, особенно в Кьюзи, на родине Порсенны , а еще в Волатеррах и Тарквиниях. В Перузии их оказалось маловато, а в Витербо не было совсем. Не связано ли это с историей Витербо, за который долго боролись римский папа и император Священной Римской империи, и не могли ли многочисленные иноземные вторжения привести к физиогномическому перевороту и исчезновению орлиных носов? Но едва затихло эхо его доклада в Берлинской академии наук, как автор одной из статей в журнале «Клио» заявил, что обнаружил главный отличительный признак этрусской расы и доказательство ее восточного происхождения - тучность .

Надо признать, что всему виной Катулл и Вергилий, которые, не сговариваясь, обличали: один - obesus Etruscus , а второй - pinguis Tyrrhenus . Катулл, рассказывая о различных народах, населяющих Италию, упоминает наряду со «скупым умбром» и латинянином из Ланувия, «смуглым и с крепкими зубами», «тучного этруска». Вергилий в более возвышенной манере описывает церемонию жертвоприношения под звуки флейты: «Жирный тирренец меж тем на кости слоновой играет у алтаря». И действительно, этрусские саркофаги II–I веков до н. э. зрительно подтверждают слова поэтов. На них усопший изображен полулежа на боку, опираясь на локоть, с чашей в другой руке, в позе пирующего. Скульптор-реалист не скрывает, а наоборот, выставляет напоказ с некой безжалостной снисходительностью внушительных размеров живот, выпирающий из распахнутых складок покрывала.

Этого оказалось достаточно, чтобы в удлиненных формах с саркофагов из Черветери разглядели худобу древних этрусков, на смену которым, после этнических преобразований и социальных потрясений, позволивших коренному населению вновь обрести свои права, пришли приземистые и плотные формы италийцев. Другие в изумлении обнаружили на самых древних стелах и бронзовых изделиях изображения коренастых этрусков, которые как раз и были настоящими этрусками, дружной толпой пузатых силенов, прибывших прямо из Карии в Малой Азии, тогда как элегантная стройность фигур из Черветери говорит о существовании в Южной Этрурии совсем другого народа - пеласгов, ранее приплывших с Крита и Кикладских островов. Можно подумать, будто коренастые и стройные фигуры не могли, как было давно доказано, одновременно или поочередно господствовать в ионическом стиле! Это не помешало Эрнсту Буксу в 1942 году приписать коренным этрускам «квадратное телосложение», которое он распознал впоследствии в фигуре императора Веспасиана, чей отец явно был сабином, а мать, возможно, происходила из этрусков, и которое, по его словам, до сих пор характерно для половины населения Тосканы.

Оставим в стороне эти нелепые теории и вернемся к тучности этрусков; ведь этот физический недостаток никак не связан с малым ростом. А в этом отношении мы не можем не считаться с неоднократными свидетельствами поэтов, особенно если они подтверждаются надгробными изображениями тех времен. Но не слишком ли преувеличено значение этих свидетельств? В прекрасном каталоге этрусских саркофагов поздней эпохи, изданном Рейнхардом Хербигом , мы обнаружили только три или четыре изображения, подтверждающих эту особенность. Да и тут нужно проявлять осмотрительность. Фигура на саркофаге из Сан-Джулиано близ Витербо тем более впечатляет, что она лежит на спине во весь рост, а огромный круглый живот возвышается как бы сам по себе. Было решено, что это усопшая женщина, то есть беременная. Однако следует иметь в виду тенденцию к стилизованному искажению действительности, характерную для этрусских скульпторов того времени: она сводится к геометрическому упрощению объемов, из-за чего ее как-то назвали кубизмом, или, точнее, стереометрией, поскольку она стремится к сочетанию как кубических, так и сферических объемов. Ясно, что саркофаг из Сан-Джулиано принадлежит именно к этой школе, столь чуждой греческим вкусам и непохожей на остальное искусство этрусков, а фигура, изваянная на нем, не может быть точным изображением человека. На крышке другого саркофага, найденного в склепе знатной семьи Партуну из Тарквиний, возлежит высокий старик, чья пухлая и дряблая плоть резко контрастирует с морщинистыми щеками и тощей шеей. Но, как отмечает сам Хербиг, такое часто случается в конце жизни с людьми умственного труда. Единственное изображение действительно тучного этруска находится в музее Флоренции. Огромный кусок мяса предстает перед нами с некой циничной наивностью. Гирлянда цветов на шее, кубок в вытянутой правой руке, золотое кольцо всадника на безымянном пальце левой. Мужчине на вид лет пятьдесят, у него маленькая голова, отнюдь не заплывшая жиром, он лыс, но на висках еще остались волосы, большие глаза широко открыты, а губы наверняка ярко-красные. Он как будто не осознает своей нездоровой полноты, но если бы он захотел подняться со своего ложа, то ему понадобилась бы помощь нескольких слуг. Пупок открыт, что выглядит почти непристойно, но ему, похоже, все равно. Выпячивая свой живот завидных размеров, потомок древних лукумонов с бесстыдством и в то же время с кастовой гордостью, даже в смерти, похожей на пир, заявляет о том, что рад оставить этот мир сытым и довольным.

Именно в этом и заключается ценность саркофага из Флоренции, который некоторым образом подтверждает определения латинских поэтов. На нем изображен не этруск как таковой и не «вечный этруск», а один из этрусков эпохи упадка, тех зажиточных тосканцев, которых Рим лишил политической независимости, оставив им социальные привилегии. Управляя издали своими латифундиями, где трудились многочисленные рабы, они уже не покидали своих дворцов в Перузии или Тарквиниях, где, предаваясь горделивым воспоминаниям о днях былой славы, испытывали на себе все последствия dolce far niente и чревоугодия.

В то время в Риме издавались законы против роскоши (впрочем, их мало кто соблюдал), призывавшие к умеренности за столом. Катон Цензор отбирал казенных лошадей у слишком тучных всадников, не способных держаться в седле. Известны его слова: «Каким образом государство сможет извлечь пользу из этого тела, если оно от горла до пояса состоит из брюха?» Поэт-сатирик Луцилий истощил все запасы иронии, изощряясь в описаниях толстопузых гурманов: mandones, comedones, lurcones - «обжор», «толстобрюхих», «ненасытных утроб», налегающих на сало и свиные окорока, поглощающих нежную спаржу и цветную капусту, тратящих кучу денег на креветок и огромных осетров. Свои филиппики он саркастически заканчивал: «Vivite ventres!» - «Привет вам, люди-утробы!» Одновременно Лелий Мудрый, друг Сципиона Младшего, восхвалял вегетарианскую умеренность и философское превосходство щавеля , а бродячие проповедники твердили о том, что обжорство, подобно волшебнице Цирцее, превращает стариков в свиней и что толстое брюхо несовместимо с тонким умом: «Как вы сможете познать мудрость, если ваши сердца наполнены грязью и вином?» Таким образом, римский юмор и греко-римская этика совместно клеймили и бичевали тучность, явное проявление порока. Поскольку, по определенным причинам, этруски славились любовью к роскоши и излишествам, совершенно естественно, что, едва их перерождение дало к тому повод, в пристрастных глазах своих господ и соперников они предстали со всеми внешними признаками распущенности. Но речь здесь идет скорее о моральных, а не физических недостатках. Этрусков называли как obesus , так и segnis или ignavus . Вскоре мы к этому вернемся.

Этруски и тосканцы

Несложно рассеять туман, в котором стилизация «древних» и систематизация «новых» скрывают от нас тип внешности этрусков. Как только авторитет греческих образцов был поколеблен, в большинстве произведений изобразительного искусства ярко проявился свежий и исполненный вкуса реализм как художников, так и заказчиков, стремившихся как можно к более точному отображению индивидуальных черт и мельчайших деталей, даже самых невыигрышных. Тот, чье изображение должно было украсить саркофаг, наверняка требовал от мастера прежде всего полного сходства, вплоть до бородавок и физических изъянов, надеясь тем самым продолжить жизнь хотя бы в камне или терракоте. Сами же скульпторы, оставив грекам мрамор, подходящий для идеализации и облагораживания, учились своему ремеслу на привычной глине и работали не затаив дыхание, осторожно работая резцом, а импровизируя, ловя случайное, мимолетное выражение; этот порыв естественным образом передавался их скульптурам из бронзы и даже алебастра или травертина. Поразительным примером этой повсеместной тенденции служит школа художников, расписывавших вазы, которая процветала в III веке до н. э. в Волатеррах. На боках кратеров со «столбиками» художники из озорства вместо красивых мечтательных профилей с греческих образцов набрасывали в несколько штрихов остроумные, на грани карикатуры, портреты горожан, каких можно было встретить на рынке или на прогулке по главной улице по вечерам: красотку с горящими глазами или сварливую тетку с недовольным видом, атлета с роскошной фигурой или насупившегося книжника, круглощекого ребенка или старуху в платке, обвязанном вокруг шеи, благодаря которой один из художников этой мастерской получил от историков, занимающихся изучением этрусской керамики, имя Nunpainter - «рисовальщик монашки» .

В этой галерее правдивых портретов, какой не создал ни один другой народ, можно найти огромное разнообразие человеческих типов и лиц, тонких и грубых, энергичных и безвольных, хитрых и глупых, в которые природой и жизнью заложены все мыслимые психологические комбинации. Однако внешне в этрусках нет ничего, что могло бы показаться нам необычным, иным, что привлекает или внушает настороженность при виде представителей другой расы, ничего, что принято называть «восточным». На самом деле, стоит сорвать с них восточные маски - и перед нами предстают такие же итальянцы, каких мы встречаем сегодня, и это создает фантастическое ощущение их кровного родства. «Похожий на меня, мой брат», - мог бы сказать сегодняшний флорентиец. Среди них нет ни одного багдадского халифа, ни одного венецианского купца. Зато есть тосканские крестьяне, кондотьеры, каноники, римские императоры, юные Бонапарты, а на одной урне из Вольтерры - пара шестидесятилетних стариков, живущих в ладу и согласии, Филемон и Бавкида Овидия или Таддео и Венеранда Джузеппе Джусти. И ничто не мешает нам, мысленно совершая прогулку по улицам Тарквиний и Вей, наделить их обитателей такими же чертами, как у людей, которые сегодня гуляют по Лунгарно. И последняя черта в довершение картины: этрусские женщины были гораздо ниже ростом, чем мужчины . Ученые сравнили длину найденных скелетов и выяснили, что средний рост мужчин составлял 164 сантиметра, а женщин - 155. Тем приятнее будет узнать, что вовсе не гренадерское телосложение позволило этрусским женщинам занять высокое положение в обществе и что такая властная особа, как Танаквиль, подчинившая себе своего мужа Тарквиния силой характера, не возвышалась над ним горой - напротив, разговаривая с ней, Тарквинию приходилось немного наклоняться.

Средняя продолжительность жизни этрусков

К сделанным замечаниям о физическом облике этрусков нелишним будет добавить несколько уточнений относительно средней продолжительности их жизни. Демографические исследования находятся сейчас на подъеме, и новые методы можно попытаться использовать для изучения вопросов, касающихся народонаселения в греко-римском мире. Среднюю продолжительность жизни пытались определить в Египте, в Северной Африке, в Испании, в Бордо: сведения для этого почерпнуты из надгробных надписей, в которых очень часто указан возраст умершего . Мы располагаем определенным количеством этрусских эпитафий. Что же они могут нам поведать?

Мы не воспользовались для этого исследования текстами с буквенной записью числительных. Их точной идентификации пока нет, и хотя этрускологи в основном пришли к согласию по поводу чисел первого десятка - thu, zal, ci, huth, mach, sa, cezp-, semph-, nurph - и zar , они все еще колеблются, не зная точно, чему соответствуют huth и sa - 4 или 6 и cezp - и semph- - 7 или 8 . А поскольку названия десятков от 30 до 90 образованы от единиц от 3 до 9, то, используя такие записи (их около двух десятков), мы рискуем ошибиться не на один десяток. Скончалась ли Ramtha Matulnai в 45 или в 65 лет? А Larth Tute - в 72 или 82? Этого никто не может сказать точно.

Однако в нашем распоряжении есть примерно 130 надгробных надписей, в которых возраст умерших приведен в цифрах, и тут уже не может быть никаких сомнений. Впрочем, следует исключить те из них, где стертые места или трещины в камне могут внести погрешность в толкование. Остается 113 записей - вполне достаточно, чтобы прийти к определенным выводам.

Эти короткие эпитафии относятся к относительно поздним документам: они были сделаны в период с 200 по 50 год до н. а, то есть в последние два столетия существования мира этрусков. Практически все они найдены в Тарквиниях и Волатеррах: только в этих городах был широко распространен обычай указывать в эпитафии возраст покойного. Несмотря на это географическое ограничение, записи охватывают широкий контингент населения разных возрастов, состояния здоровья и социальных слоев.

Мы узнаем о маленькой Ravntza Urinati , дочери Аррунса, умершей в возрасте двух лет, о маленьком Sethre Ceisinies Mazu (Цезенний Мазон на латыни), прожившем три года, о маленькой Agatinia Annia , дочери Луция, скончавшейся в четыре года. Самое трогательное - уменьшительные имена детей (Ravntza от Ravntu, Agatinia ) наряду с достоинством, с каким младенцы с колыбели носят все ономастические атрибуты взрослых - фамилию, а иногда и имя признавшего их отца .

Рядом с «умершими до срока», которым был уготовлен свой круг Дантова ада и, несомненно, ада этрусков, в могилу медленно сошел почтенный Larth Vestarcnies , скончавшийся в 84 года и, наверное, не слишком отличавшийся от своего сородича, жившего три века спустя, консула Вестриция Спуринны, юную и светлую старость которого описал Плиний Младший . Между этими двумя крайностями и за вычетом детей, трех десятков юношей и молодых женщин, умерших в возрасте от двадцати до тридцати лет, в расцвете сил, встречаются и гордые и довольные жизнью матери семейств, и старик, преуспевший как на политическом, так и на семейном поприще: воспитавший трех сыновей, избранный в 28 лет мэром своего городка, имевший шесть внуков и скончавшийся в 66 лет.

Для тех, кто полагает, будто эти документы касаются только узкого круга аристократов, сообщаем, что довольно большое число записей имеет отношение к рабам или вольноотпущенникам. Одной из самых знатных семей Вольтерры была семья Цецина, в которой Цицерон нашел близких друзей, хвалил их религиозные познания и извинял политические просчеты; она содержала многочисленную челядь, и эпитафии слуг учтены в нашей статистике. И это не считая Larthi Lautnei , умершей в 33 года, само имя которой (lautni ) указывает на ее происхождение из рабов .

Каков же результат? В общей сложности эти 113 человек прожили 4620 лет, так что средняя продолжительность их жизни равняется 40,88 года. Мужчины, как правило, в среднем доживали до 41,09 года, женщины немного меньше - 40,37 года, что отмечается повсюду в античном мире. Наши данные гораздо выше традиционных цифр (25 лет), однако соответствуют недавно полученным данным о среднем возрасте людей в других городах и странах: 45,2 года - в Северной Африке, 36,2 - в Испании, 35,7 года - в Бордо галло-римской эпохи. Конечно, они приблизительны. Тут не учитывается детская смертность, из-за которой эти цифры, возможно, пришлось бы сократить на 1/6. Но их значение неоспоримо, и они являются поразительным свидетельством жизненной силы этрусков даже в период упадка, особенно если вспомнить, что в Европе начала XIX века средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. В наши дни эта цифра возросла до шестидесяти пяти. Что касается Италии, то в 1900 году продолжительность жизни составляла 44,2 года для мужчин и 44,8 года для женщин, а в 1950-м - 53,7 и 56 лет соответственно .

Примечания:

Первое издание книги Ж Эргона, для которого написано данное предисловие, вышло в 1961 году. Здесь и далее - примечания редактора.

Фонд СИБА (CIBA Foundation) был создан в 1947 году для поощрения исследований в области медицины, химии, биологии и сопутствующих дисциплинах.

Кора (др. - греч . «дева») - в античном искусстве статуя стоящей прямо девушки в длинной одежде.

Порсенна - этрусский царь Клузия, союзник изгнанного из Рима Тарквиния Гордого.

«Тучного этруска»… «пухлого тиррена» (лат.) .

Приятное безделье (ит.).

Тучный… ленивый… праздный (лат.).

Военного дела народов Апеннинского полуострова речь шла о самнитах, поскольку автору показалось, что их влияние на военное дело Рима было более значительным. Понятно, что пришлось коснуться и этрусков, о военной организации которых в той же Википедии дано всего-то два предложения. Но… все случилось так, как и должно было случиться: тут же нашлись «знатоки», совершенно точно знающие, что этруски - предки русских (славян), ну и понеслось. И хотя таких людей на данном сайте, к счастью, немного, они есть. А это уже как на корабле: если есть в обшивке маленькая «дыра», то жди большой течи. Надо латать, пока она не началась. Поэтому, видимо, есть смысл вернуться к теме этрусков и посмотреть, а кто они такие, откуда, и далее подробнее изучить их военную историю, и доспехи.

Воин и амазонки – настенная роспись из Таргинии, 370 - 360 г.г до н.э. Археологический музей Флоренции.

О том, откуда они пришли на Апеннинский полуостров, сообщал еще Геродот, писавший, что этруски – это выходцы из Лидии – территории в Малой Азии, и что их название тиррены или тирсены, а римляне называли их туски (отсюда Тоскана). Долгое время считалось, что культура Вилланова – это их культура, но сейчас она больше ассоциируется с другим местным населением – италиками. Однако после дешифровки лидийских надписей эта точка зрения подвергалась критике, поскольку оказалось, их язык не имеет ничего общего с этрусским. Современная точка зрения такова: этруски - это не лидийцы как таковые, а еще более древний, доиндоевропейский народ западной части Малой Азии, принадлежащий к «народам моря». И очень возможно, что именно с ними был связан древнеримский миф об Энее, вожде побитых троянцев, который перебрался в Италию после падения крепкостенной Трои. Данные археологии почему-то сегодня достаточно большое количество людей не убеждают: «все это подделки, закопанные в землю» – утверждают они, хотя совершенно непонятно, какая у этих «закопок» может быть (или была) цель. В общем-то, получается, что цель одна: «обидеть Россию». Однако цель этого «мероприятия» опять же непонятна. До революции 1917 года Россия была империей, правители которой находились в самом тесном родстве с правящими домами Европы. То есть смысла в этом не было никакого. После революции ее сначала всерьез никто не воспринимал, то есть, зачем обижать и так обиженного и зарывать деньги в землю? А вот когда мы действительно стали из себя что-то представлять, то тут закапывать что-либо стало уже просто поздно – достижения науки позволяют распознать любую фальшивку.

И вот как раз именно наука дала нам самое главное доказательство того, что Геродот и археологи были правы. Можно считать доказанным, что древние этруски перебрались в Италию из Малой Азии, где они жили на территории современной Турции. Сопоставляя генетические данные жителей тосканского региона (древней Этрурии) с данными граждан из Турции, ученые Туринского университета сделали вывод об их очевидном сходстве. То есть на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского полуострова, о котором сообщал Геродот – справедливо! При этом изучались ДНК жителей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло. Донорами генетического материала стали мужчины из семей, которые проживали в этом районе, по крайней мере, в течение трех поколений, и чьи фамилии для этого региона уникальны. Игрек-хромосомы (которые как раз и передаются от отца к сыну) сопоставляли с игрек-хромосомами людей из других районов Италии, с Балкан, Турции и также острова Лемнос в Эгейском море. Совпадений с генетическими образцами с Востока оказалось больше, чем из Италии. Ну, а у жителей Мурло был обнаружен генетический вариант, который встречается вообще только лишь у жителей Турции. Тут уж как говорится – все, дальше спорить не о чем.


Этрусская подвеска с изображением свастики, 700 - 600 гг. до н.э. Бользена, Италия. Музей Лувр.

Правда, есть еще лингвистика, а она не может пока дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении этрусского языка. Хотя известно более 7000 этрусских надписей, его родства с какой-либо семьей языков не установлено. Ну, вот не установлено и все тут! Причем даже исследователями из СССР. Но если этруски выходцы из Малой Азии и имеют предками лидийцев, то их язык должен принадлежать к вымершей хетто-лувийской (анатолийской) группе индоевропейских языков. Хотя данные о его индоевропейском происхождении недостаточно убедительны.


Воины этруски несут павшего товарища. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

И вот тут окончательный ответ на эти споры дали… коровы! Изучение митохондриальной ДНК коров из Тосканы, проведенное группой генетиков под руководством Марко Пеллеккья из Католического университета Святого Сердца в Пьяченце показало, что их далекие предки имеют своими прямыми родственниками коров из Малой Азии! При этом исследовались животные всех регионов Италии. И оказалось, что около 60% митохондриальной ДНК коров из Тосканы идентичны митохондриальной ДНК коров с Ближнего Востока и из Малой Азии, то есть на родине легендарных этрусков. Одновременно это исследование не установило родства между тосканскими коровами и скотом с севера и юга Италии. Ну, а поскольку коровы животные домашние, поскольку они не летают, не плавают и не мигрируют стадами, становится понятно, что из одной части Средиземноморья в другую они могли попасть только лишь по морю на кораблях. А кто в тот период времени мог плавать по Средиземному морю на кораблях и «наследить» таким вот образом своими и «скотскими» генами? Только «народы моря», сначала поселившиеся на Сардинии, а затем и на материке. Кстати, древнейшее племенное название этрусков «Турша» или «Туруша» известно и по египетским памятникам эпохи Рамсеса II - то есть времени, когда он вел войну с «народами моря».

Ну, а затем они просто ассимилировались. Не ушли из Италии, как утверждают некоторые славянофилы, чтобы стать предками славян, а именно ассимилировались. Иначе… их генов мы бы сегодня на ее территории не нашли. Для этого надо весьма долго… совокупляться, чтобы так хорошо «наследить». Да и скот они тогда бы тоже угнали, ведь в то время это было огромной ценностью. Но нет: и люди, и скот – все это осталось в Италии. А это значит, что никакие этруски не русские, и нашими предками никогда не являлись!


Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренции.

Теперь культура. Ее характерные черты – будь то духовная культура или материальная, окончательно никогда при переселении не исчезают. Особенно это касается религии. Известно, что этруски верили в загробную жизнь усопшего и, как и египтяне, старались обеспечить его «на том свете» всем необходимым. В результате, этруски строили для них гробницы так, чтобы они напоминали покойнику его родной дом и наполняли их утварью и мебелью. Усопших подвергали кремации, а прах помещали в специальную урну. Известные и прекрасные скульптурные саркофаги.


Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

Захоронению вместе с урной подлежали личные вещи и драгоценности, одежда, оружие и разные бытовые предметы, то есть присутствовала стойкая вера в душу человека, с телом не связанную! На стенах гробниц рисовали такие приятные во всех отношениях сцены, как пиры, спортивные игрища и танцы. Поминальные игры, бои гладиаторов, жертвоприношения усопшим – все это должно было облегчить их участь на «том свете». В этом религия этрусков сильно отличалась от представлений греков, для которых гробница было просто гробницей, местом для мертвого тела, но и не более того!

Главными этрусскими божествами являлись богиня любви Туран, Тумус – аналог греческого бога Гермеса, Сефланс – бог огня, Фуфлунс - бог вина, Ларан - бог войны, Фесан – богиня зари, Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти – Калу, Кульсу, Лейон и др. Свои религиозные взгляды этруски записали в священных книгах, а римляне их потом перевели и много всего интересного из них почерпнули, в частности, о гаданиях по внутренностям животных, о небесных знамениях и разных обрядах, при помощи которых можно «подействовать» на богов.


Этрусская чернофигурная ваза с изображением сражающихся гоплитов, око.550 г. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Как и многие древние общества, этруски проводили военные кампании в течение летних месяцев; совершали набеги на соседние районы, пытались захватывать земли, ценные товары и рабов. Последние могли быть принесены в жертву на могилах усопших, чтобы почтить их память, аналогично тому, как Ахилл постарался почтить память убитого Патрокла.


Этрусский шлем коринфского типа, VI – V вв. до н.э. Даллаский музей искусств, Техас.

Письменные памятники этрусского периода носят фрагментарный характер, но и они дают основание считать, что этруски соперничали с ранними римлянами за господство в центральной Италии в течение почти двух веков (c.700 до н.э. - 500 до н.э.), но первыми из соседних с Римом культур начали поддаваться римской экспансии.


Этрусский шлем из Британского Музея.


Константин Миляев

Еще мальчиком, зачитываясь детской энциклопедией, я обратил внимание на историю загадочного народа - этрусков. А когда прочитал, что язык этрусков до сих пор не могут перевести, несмотря на сохранившиеся многочисленные образцы письменности, то уже тогда подумал: "Этруски… Корень слова - рус… Это же очень похоже на слово "русские". Почему бы не попробовать для дешифровки этрусского языка древнерусский язык? И уже будучи взрослым, познакомившись с трудами писателя Владимира Щербакова и ряда других исследователей-этрускологов, я вновь вернулся к этой теме.

Потомки сынов леопарда

Римский историк Тит Ливии писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю… Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия... Одно из них италийские народы называют Тусским, по имени народа, другое - Адриатическим, от Адрии, колонии этрусков...".
Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от нее. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном, который римляне называли ростром (слово, несомненно, этрусское "отросток").
На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами. Нетрудно понять преимущества такого якоря: до его изобретения пользовались якорными камнями, корзинами с камнями.
Наиболее известные из городов этрусков - Чатал-Гююк и Чайеню-Телези - были найдены археологами в Малой Азии. Жители Чатал-Гююка строили дома из сырцового кирпича в VII тысячелетии до нашей эры. Они знали 14 видов культурных растений. Обрывки тканей того периода вызывают изумление даже у современных ткачей. Техника полировки зеркал из обсидиана была уникальна. Отверстия в бусинах из полудрагоценных камней просверливались тоньше игольного ушка. Мастерство и художественный вкус древних этрусков намного превосходят все известное для других регионов нашей планеты. Судя по некоторым признакам, эта древнейшая из человеческих цивилизаций могла во многом соперничать с легендарной Атлантидой.
В Чатал-Гююке найдены святилища и храмы, найден и целый жреческий район этого древнейшего поселения. Богиня-мать, дающая жизнь ребенку (одно из главных божеств Чатал-Гююка), восседает на троне, ручки которого оформлены в виде двух леопардов. Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше пирамид и других памятников древности, в том числе шумерийских.
Одна из древнейших этрусских фресок воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этрусков является все-таки Малая Азия. В языке хатгов, населявших Малую Азию пять-шесть тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этруски же называли сами себя расенами.
В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его - древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду - расу: расены, русы, русици. Именно они в свое время выдержали удар великих атлантов, вознамерившихся обратить в рабство все Средиземноморье.

Тайна этрусских письмен

К сожалению, с дешифровкой этрусских письмен еще много сложностей. Одна из причин тому - использование латинской транскрипции для "озвучивания" этрусских надписей. Но латиница не может передать особенностей этрусского языка, а значит, и привести к правильному пониманию этрусских слов. В этом состояло и состоит главное препятствие, которое не позволило западным специалистам приблизиться к цели. Большинство переводов с этрусского неверны, лишь малая часть их передает примерный смысл отдельных текстов. И даже найденные параллельные тексты на этрусском и финикийском языках не помогают делу.
Если же исходить из того, что русский язык сохраняет органическое родство с языком расенов-этрусков, мы получаем наконец-то ключ к расшифровке древних надписей.
Этруски, образно говоря, крупная ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" упоминаются не венециане, как трактуют переводчики, а "венедици" - венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" - вести, увести - подтверждает это. Плач по "уноши князи Ростиславу" тоже является этрусским следом. Имя одной из богинь Этрурии - Уна, "юная". Тогда говорили "уноша", а не "юноша". Корень этот оставил глубокий след в современном русском языке. Ему обязаны своим происхождением суффиксы "онок", "ёнок". Рысенок - это дословно "рысь юная".

"Мини мулуванеце авиле випена" - так выглядит одна из этрусских надписей. Надписи на изделиях древних мастеров часто начинаются с местоимений "я", "меня". В приведенном примере перевод на русский язык должен быть таким: "Меня художник Авиль (выполнил)". Мулуванец (мулюванец) - это художник, примерно так соответствующий глагол звучит в современном украинском языке. Однако в специальных работах можно найти иной перевод: "Меня посвятил Авл Вибенна". Но этот перевод противоречит уже установленным нормам самого этрусского языка, в котором глагол всегда завершает фразу. Так что "мулуванеце" никак не может быть глаголом.
Вот несколько этрусских слов (некоторые из них известны этрускологам): уна - юная; тур - дар; туруце - подарил; туран - дарительница; спур - сбор; тес - тес; авил - год - овал; свидан, звидаи - свидание; слав - слава; торна - дорога; венев - венок; тум - дума, мысль; лепо - прекрасно; рош - рожь, пшеница, хлеб; аде, яде - яд; сил - сила; жинаце - жать, ларь; тел - делать; жиси - жизнь; скатера - покрывало, скатерть; зусле - сусло; разторопеви - расторопность; apex - зоркость; аис, яис - первоначало, бог, яйцо; пуя, поя - жена; пуин, пуинел - опьяненный, буйный; карчазь, карчаже - кабан (ср. "корчевать" от привычки кабанов вырывать из земли корни); синивица - синица; арел - орел; али - или; ита -эта; ан, ен - он; ми - я; мини - меня; ти - ты; ени - они.
Есть в этрусском языке трудное слово "лаутни". Перевод его означает зависимую группу людей, рабов например. Есть и другие расшифровки этого термина: домочадец, вольноотпущенник, член семьи и т. д. Обратим внимание на звучание слова. Лаутни - лаудни - людни - люди. Много позже слово это как бы вернулось в выражениях "люди графа такого-то", "людская" и др. Зилак в Этрурии - должностное лицо. Понять его звучание помогает цепочка: "зилак - силак - силач". Смысл самого слова таков: "могущественный", "сильнейший", "предводитель".

Впрочем, возможна и другая аналогия. "Солнце" на этрусском языке звучит как "усил". В нем должен быть сокрыт один из древнейших корней, сохраненный в слове "сиять". "Усил", "осил" как бы сближают силу и сияние.
В сложном термине "зилак мехл расенал" можно уловить уже знакомые созвучия. Перевод, по-видимому, должен звучать так: "предводитель силы расенов".

Тин - главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово "день".
Сыны леопарда в свое время были силой, способной опрокинуть атлантов.
Катастрофа, которой еще не знала Земля, уничтожила все города Восточной Атлантиды - родины общечеловеческого праязыка. Только спустя тысячелетие начали подниматься первые поселки - в основном на континенте, вдали от берегов. Так возник Чатал-Гююк (название современное), Иерихон.
Но даже четыре тысячи лет спустя районы побережья не достигли былого расцвета. Древнейшие племена лишь частично оправились от страшных потерь. Они сохранили язык и культ леопарда. Позже их назвали пеласгами. В древнейших финикийских, критских, малоазийских, эгейских поселках говорили на том же праязыке. На рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры из континентальных районов пришли греки-ахейцы, племена которых в древности менее пострадали от катастрофы, так как районы их обитания не были связаны с морем и не подвергались опустошению стихиями.

Подлинные варвары-греки захватили территорию нынешней Греции, разрушили города пеласгов, их крепости, сровняли с землей крепость Пеласгикон, на месте которой лишь через полторы тысячи лет построили Парфенон. Многие из пеласгов переправились на Крит, спасаясь от вторжения. На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их прочитана, но не понята до сих пор. Язык их неизвестен лингвистам, хотя это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, кимерийцы, трипольцы, этруски, жители Трои и многие, многие другие.
В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Полнокровное искусство минойцев-пеласгов уступает место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской живописи мотивы - цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля - исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.

И все же ахейская культура греков смогла многое заимствовать от минойцев. В том числе линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с самими богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое.
Примерно через семьсот лет наступил расцвет ахейской микенской культуры. Но на земли Греции и прилегающие районы обрушилось новое нашествие греков-варваров, известных под именем дорийцев. После него начался новый период греческой истории - гомеровский, как принято его называть. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Дворцы, цитадели и целые города лежали в развалинах.

Пеласгами были и филистимляне (от их имени происходит само слово "Палестина"). Филистимляне пришли на палестинское побережье примерно в то же время, что и первые кочевые и полукочевые племена с Востока. Пеласги и филистимляне - ближайшие родственники этрусков-расенов.
Многое из их культуры стало достоянием других народов, в том числе греков, кочевников, пришедших в Палестину, и т. д. И пеласги, и многие племена так называемых народов моря, и трипольцы - создатели трипольской культуры на Днепре - были в конечном счете сынами леопарда, то есть русами, русичами Малой Азии.

Этрусское "ци" означает "три". "Циполи" означает дословно "три боли". Так называли лук. Ведь от него болит горло, нос, болят глаза.

Украинская "цибуля" и итальянское "чиполло", "чиполлино" свидетельствуют об этрусских корнях. А русское слово "цыпленок" - дословно "трехпалый".
Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, "на родину". Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов.
Что же дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти все, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов и сегодня является частью городского хозяйства Рима.

В городе Никония (район Днестра) был найден фигурный сосуд, на котором можно прочесть русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос". Перевод: "Храни себя жена с его дочерью (дош - дочь)". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком - ребенок. Это соответствует надписи. Оказывается, русские тексты - явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Надписи из Никонии более двух тысяч лет, Аль-Хорезми назвал некогда в своей книге черноморские города: Растиянис, Арсаса, Арусиния. Теперь-то можно с уверенностью сказать: это города русов, потомков легендарных сынов леопарда .

Глава 2. Происхождение этрусского народа.

Этруски всегда считались таинственным народом, имевшим мало общего с окружавшими его племенами. Вполне естественно, и в древности, и сейчас пытались выяснить, откуда же он взялся. Это тонкая и сложная проблема, и по сей день не получившая общепризнанного решения. Как обстоят дела в наше время? Чтобы ответить на вопрос, важно вспомнить мнения древних авторов по этому поводу, а также последующие суждения современных ученых. Таким образом мы выясним, позволяют ли известные нам факты прийти к какому-либо разумному решению.

В древности по данному вопросу сложилось почти единодушное мнение. Оно основывалось на рассказе Геродота, первого великого греческого историка, о приключениях, которые привели тирренцев на землю Тосканы. Вот что он пишет:

«Говорят, в правление Атиса, сына Мана, всю Лидию охватил великий голод. Какое-то время лидийцы старались вести обычную жизнь; но, поскольку голод не прекращался, они пытались что-нибудь придумать: одни предлагали одно, другие – другое. Говорят, именно тогда были изобретены игра в кости, игра в бабки, игры в мяч и другие, но только не игра в шашки, так как на ее изобретение лидийцы не претендуют. И вот как эти изобретения помогали им бороться с голодом: из каждых двух дней один день целиком посвящали игре, чтобы забыть о поисках пропитания. На следующий день люди прерывали игру и ели. Так они жили восемнадцать лет.

Но так как бедствие не только не утихало, а, напротив, усиливалось, царь разделил лидийский народ на две части; одна из них по жребию должна была остаться, вторая – покинуть страну. Царь возглавил ту группу, что должна была остаться, а во главе второй группы поставил своего сына Тиррена. Те лидийцы, которым жребий велел покинуть страну, отправились в Смирну, построили корабли, погрузили на них все свои пожитки и отплыли на поиск земель и средств к пропитанию. Исследовав берега многих стран, они наконец достигли земли умбрийцев. Там они основали города, где живут по сей день. Но они перестали называться лидийцами, взяв себе название по имени возглавлявшего их царя. Таким образом, они получили имя тирренцы».

Мы действительно знаем, что жители Тускии, которых римляне называли тусками или этрусками (отсюда и нынешнее название Тосканы), у греков были известны как тирренцы . Отсюда, в свою очередь, возникло название Тирренского моря , на берегах которого этруски построили свои города. Таким образом, Геродот рисует картину миграции восточного народа, и в его изложении этруски оказываются теми же лидийцами, которые, согласно хронологии греческих историков, покинули свою страну довольно поздно – в XIII веке до н. э. и поселились на берегах Италии.

Следовательно, вся этрусская цивилизации происходит непосредственно с Малоазиатского плато. Геродот писал свой труд в середине V в. до н. э. Почти все греческие и римские историки приняли его точку зрения. Вергилий, Овидий и Гораций в своих поэмах нередко называют этрусков лидийцами. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город Сарды сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков. Сенека приводит этрусков как пример миграции целого народа и пишет: «Tuscos Asia sibi vindicat» – «Азия считает, что она породила туcков».

Итак, классические авторы не сомневались в истинности древних преданий, которые, насколько нам известно, впервые огласил Геродот. Однако греческий теоретик Дионисий Галикарнасский, живший в Риме при Августе, заявлял, что не может придерживаться этого мнения. В первом своем труде по римской истории он пишет следующее: «Я не думаю, что тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный; и нельзя сказать, что они сохранили какие-либо другие черты, которые носили бы следы происхождения с их предполагаемой родины. Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы, и, по крайней мере с этой точки зрения, они отличаются от лидийцев сильнее, чем даже от пеласгов. Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из-за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие другие народы».

Таким образом, уже в древние времена существовали два противоположных мнения о происхождении этрусков . В новое время дискуссия разгорелась снова. Некоторые ученые вслед за Никола Фрере , который в конце XVIII века был постоянным секретарем Академии надписей и изящной словесности, предлагали третье решение в придачу к двум уже существующим. Согласно ему, этруски, как и другие италийские народы, пришли с севера; этруски имели индоевропейские корни и входили в состав одной из волн захватчиков, которые последовательно обрушивались на полуостров начиная с 2000 г. до н. э. В настоящее время этот тезис, хотя и не опровергнутый полностью, имеет очень мало приверженцев. Не выдерживает он и проверки фактами. Поэтому мы должны сразу же его отбросить, чтобы избежать ненужного усложнения проблемы.

Эта нордическая гипотеза основывается на мнимой связи между названием ретов , или ретийцев, с которыми сражался Друз, сын Августа, и именем «расена» , которым, по свидетельствам классических авторов, называли себя этруски. Наличие ретийцев якобы представляет собой историческое доказательство, что в древние времена этруски пришли с севера и пересекли Альпы. И это мнение вроде бы находит подтверждение у Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски. Ретийцев сама природа их страны обратила в дикое состояние, так что они не сохранили ничего от своей древней прародины, за исключением говора, да и то в крайне искаженной форме» (V, 33, II). Наконец, в областях, где жили ретийцы, действительно были найдены надписи на языке, аналогичном этрусскому.

На самом же деле перед нами пример того, как из истинных фактов выводятся ложные заключения. Присутствие этрусков в Ретии – реальность . Но это произошло сравнительно недавно и никак не связано с гипотетическим переходом этрусков по альпийским долинам. Лишь в IV веке до н. э., когда из-за кельтского вторжения этрускам пришлось уйти с Паданской равнины, они нашли убежище в альпийских предгорьях. Ливии, если внимательно проанализировать его текст, не имеет в виду ничего иного, и найденные в Ретии надписи этрусского типа, созданные не ранее III веке до н. э. , превосходно объясняются именно этим перемещением этрусских беженцев на север.

Тезис о восточном происхождении этрусков имеет куда больше оснований . Похоже, он недвусмысленно подтверждается многими данными лингвистики и археологии. Многие черты этрусской цивилизации очень сильно напоминают то, что нам известно о цивилизациях древней Малой Азии. Хотя различные азиатские мотивы в этрусской религии и искусстве, в конце концов, можно объяснить случайным совпадением, сторонники этого тезиса полагают, что восточные черты этрусской цивилизации слишком многочисленны и слишком заметны; поэтому, указывают они, следует исключить гипотезу о чистом совпадении.

Самоназвание этрусков – «расена» – можно найти в многочисленных очень похожих формах в различных наречиях Малой Азии. Эллинизированное название «тирренцы» или «тирсенцы» также, видимо, происходит с Анатолийского плато. Это – прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» . Нам известно о местности в Лидии, которая точно так и называлась – Тирра. Появляется искушение увидеть взаимосвязь между этрусским и лидийским словами и приписать какое-то значение этой любопытной параллели. Если судить по латинскому слову turris – «башня», – несомненно, происшедшему от этого корня, то название «тирренцы» буквально означает «люди цитадели» . Корень очень часто встречается в этрусском языке. Достаточно вспомнить Тархона , брата или сына Тиррена, который основал Тарквинию и додекаполис – лигу из двенадцати этрусских городов. Или же саму Тарквинию, священный город древней Этрурии (Тускии). Однако, имена, образованные от корня tarch, часто встречаются и в Малой Азии. Там их давали богам или правителям.

В 1885 г. два молодых учёных французской школы в Афинах, Кузен и Дюррбак, сделали крупное открытие на острове Лемнос в Эгейском море. Неподалеку от деревни Каминия они нашли погребальную стелу с украшениями и надписями. Мы видим на ней изображенное в профиль лицо воина с копьем и два вытесанных текста : один вокруг головы воина, другой на боковой стороне стелы. Этот памятник, творение местного архаического искусства, создан не позже VII века до н. э ., то есть гораздо раньше, чем греки завоевали остров (510 г. до н. э.). Надписи выполнены греческими буквами, но их язык – не греческий. Очень быстро было подмечено сходство этого языка с языком этрусков. Здесь и там одни и те же окончания; похоже, словообразование совершается по одинаковым правилам. Таким образом, на острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. И стела – не единичное доказательство. Незадолго до Второй мировой войны исследователи итальянской школы нашли на острове и другие фрагменты надписей на том же языке – очевидно, на языке, которым пользовались обитатели острова до его завоевания Фемистоклом.

Если же тирренцы происходили из Анатолии, они вполне могли останавливаться на таких эгейских островах, как Лемнос, оставляя на них небольшие общины. Появление стелы из Каминии, более или менее совпадающее по времени с зарождением этрусской цивилизации, вполне объяснимо с позиций гипотезы о восточном происхождении этрусков.

Рис. 5. Погребальная стела из Каминии на острове Лемнос. Национальный музей, Афины.

Пытаясь решить эту проблему, исследователи обратились к антропологии. Систематическое исследование примерно сорока черепов, найденных в этрусских могилах итальянским антропологом Серджи, не дало убедительных результатов и не выявило сколько-нибудь существенной разницы между данными из Этрурии и из других областей Италии. Сэр Гэвин де Вир недавно выступил с идеей воспользоваться генетическими свидетельствами, основанными на группах крови. Пропорция, в которой встречаются четыре группы крови, более или менее постоянна у каждого народа. Следовательно, изучая группы крови, можно узнать о происхождении и степени родства народов, не слишком разделенных во времени.

Поскольку на протяжении веков население Тосканы оставалось относительно стабильным, современные тосканцы должны сохранить гены , унаследованные от этрусков (гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии)

На картах, показывающих распределение групп крови в современной Италии, в центре полуострова выделяется область с явными отличиями от остального населения Италии и имеющая сходство с восточными народами. Результаты этих исследований позволяют нам оценить возможные признаки восточного происхождения этрусков. Однако следует соблюдать величайшую осторожность, поскольку этот феномен можно объяснить воздействием и совершенно иных факторов.

Понадобится слишком много места, чтобы перечислить все этрусские обычаи, религиозные представления и художественные приемы, которые часто и обоснованно связывают с Востоком. Упомянем лишь наиболее заметные факты. Женщины этрусков, как и в , занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Но такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. Там, как и в Этрурии, женщины присутствуют на спектаклях, представлениях и играх, не оставаясь, как в Греции, затворницами в тихих покоях женской половины.

Мы видим этрусских женщин на пиру рядом с мужьями: на этрусских фресках часто изображают женщину, возлежащую рядом с хозяином дома за пиршественным столом . Вследствие такого обычая греки, а затем и римляне безосновательно обвиняли этрусских женщин в аморальности. Надписи дают еще одно подтверждение видимого равноправия этрусской женщины: нередко лицо, посвящающее надпись, упоминает имя матери наряду с именем отца или даже без него. У нас есть свидетельства распространения такой матронимии в Анатолии, особенно в Лидии. Возможно, в этом проявляются следы древнего матриархата.

Рис. 6. Супружеская чета на погребальном пиршестве. С гравюры Байреса в «Гипогеях Тарквинии», часть IV, илл. 8.

В области искусства и религии точек совпадения еще больше. В отличие от греков и римлян, подобно многим восточным народам, этруски исповедовали религию откровения, чьи заповеди ревностно оберегались в священных книгах. Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах. Это Тиния, Уни и Менерва, которых римляне, в свою очередь, стали почитать под именами Юпитера, Юноны и Минервы.

Культ троицы , которой поклонялись в святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трех богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации. Этрусские гробницы нередко окружают cippi – низкие столбы с украшениями, являющимися символом божественного присутствия, или без них. Они высечены из местного камня – либо из ненфро, либо из вулканических пород – диорита или базальта. Это напоминает малоазиатский культ, в котором божество часто представлено в виде камня или колонны. Яйцеобразные этрусские колонны также изображают в схематической и символической форме покойника как обожествляемого героя.

Даже древних поражало нездоровое и маниакальное отношение этрусков к божествам, их постоянное стремление узнать будущее, изучая предзнаменования, посланные людям богами. Такая пагубная религиозность, столь большой интерес к прорицаниям неизбежно заставляет вспомнить аналогичные настроения у многих восточных народов. Позже мы подробнее рассмотрим технику предсказаний, необычайно распространенную у этрусков.

Этрусские жрецы – гаруспики – у других народов древности имели репутацию мастеров в искусстве прорицания. Они преуспели в толковании знамений и чудес. Аналитический метод гаруспиков всегда основывался на невероятно запутанной казуистике. Удар грома, столь сильно ассоциирующийся с тосканскими небесами, где часто бушуют ужасные и жестокие грозы, являлся предметом исследований, поражающих нас своим подробным и систематическим характером. Гаруспики, по мнению древних, не знали себе равных в искусстве фульгуратуры. Однако некоторые восточные народы, например, вавилоняне , задолго до них пытались истолковывать грозы с целью угадать волю богов. До нас дошли вавилонские тексты, в которых объясняется смысл грома в зависимости от соответствующего дня года. Они имеют несомненное сходство с этрусским текстом, который сохранился в греческом переводе Иоанна Лидийского и представляет собой не что иное, как календарь гроз.

Любимым занятием гаруспиков было изучение печени и внутренностей животных, принесенных в жертву богам; кажется, само название гаруспиков происходит от этого обряда. Мы видим на этрусских барельефах и зеркалах изображения жрецов, совершающих эту странную операцию, которая также напоминает нам о древних ассиро-вавилонских обычаях. Разумеется, такой метод прорицания был известен и применялся в других странах. Например, есть многочисленные свидетельства, что он практиковался позднее в Греции. Но нигде больше ему не придавали такого колоссального значения, как в некоторых странах древнего Востока и в Тускии. В ходе современных раскопок в Малой Азии и Вавилонии было обнаружено множество терракотовых моделей печени. На них вырезаны пророчества, основанные на конфигурации изображенных органов. Аналогичные предметы найдены и в этрусской земле. Самый знаменитый из них – бронзовая печень, обнаруженная в окрестностях Пьяченцы в 1877 г. С внешней стороны она разделена на несколько частей, носящих имена тусских богов . Эти божества занимают определенные области на небе, которым соответствуют четко определенные фрагменты печени жертвы. Каким богом послано знамение, определялось по тому, на какой части печени был найден знак ; точно так же молнию посылал бог, который владел той частью неба, откуда она ударила. Таким образом, этруски, а до них вавилоняне, усматривали параллелизм между печенью жертвенного животного и миром в целом: первая представляла собой всего лишь микрокосм, воспроизводящий в крохотном масштабе строение мира.

В сфере искусства на связь с Востоком указывают очертания некоторых предметов и специфические способы обработки золота и серебра . Этрусские предметы из золота и серебра сделаны с большим мастерством еще в VII веке до н. э. Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью. Восхищаясь ими, мы невольно вспоминаем тонкую технику ювелиров Ближнего Востока.

Понятно, что такое совпадение хорошо известных фактов лишь подкрепляет убежденность сторонников «восточной гипотезы». И все же немало ученых склонны принять идею о коренном происхождении этрусков, которую почти две тысячи лет назад выдвинул Дионисий Галикарнасский . Они ни в коем случае не отрицают родства, связывающего Этрурию и Восток, но объясняют его по-иному.

До индоевропейского вторжения Средиземноморский регион был населен древними народами, связанными многочисленными узами родства . Захватчики, явившиеся с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., уничтожили почти все эти племена. Но тут и там неизбежно оставались некоторые элементы, пережившие общий катаклизм. Этруски, говорят нам сторонники этой гипотезы, представляют собой именно один из этих островков древней цевилизации ; они пережили катастрофу, что объясняет средиземноморские черты этой цивилизации. Таким образом можно объяснить бесспорное родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и Эгейского бассейна, наподобие тех, что запечатлены на Лемносской стеле.

Такова весьма привлекательная точка зрения, которой придерживается ряд лингвистов – учеников итальянского исследователя Тромбетти. Две недавно изданные книги Массимо Паллоттино и Франца Альтхайма дают научное обоснование этого тезиса. Оба автора подчеркивают один существенный момент своей аргументации. По их мнению, вплоть до нынешнего времени проблема крайне некорректно формулировалась. Мы всегда задаемся вопросом, откуда пришли этруски, словно это самое естественное дело, когда целый народ неожиданно объявляется в каком-то регионе, который позже становится его родиной. Этруски известны нам лишь по Апеннинскому полуострову (и островов Эгейского моря?); фактически здесь разворачивается вся их история. Тогда зачем мы должны задаваться чисто академическим вопросом об их происхождении? Историка скорее должно интересовать, как формировалась этрусская нация, её цивилизации. Чтобы решить эту проблему, ему не обязательно постулировать восточное происхождение этрусков, которое невозможно доказать и которое в любом случае весьма маловероятно.

Рассказ Геродота следует воспринимать как разновидность тех многочисленных легенд, к которым обращаются древние авторы, повествуя о происхождении народов. Этруски, видимо, происходили от смешения этнических элементов различного происхождения; именно из такого смешения возникает этнос, нация с четко определенными характеристиками и физическими чертами. Таким образом, этруски снова становятся тем, чем они никогда не переставали быть, – чисто италийским феноменом. Поэтому мы без сожалений можем расстаться с гипотезой об их миграции из другой страны, источник которой в любом случае требует крайне осторожного к себе отношения.

Такова суть нового учения , которое отрицает полуисторическую-полулегендарную традицию и странным образом повторяет выводы Дионисия Галикарнасского , первым попытавшегося опровергнуть эту традицию. Так люди, имеющие репутацию в современной этрускологии, объявили себя сторонниками автохтонности, или, по крайней мере, частичной автохтонности этрусского народа , отрицая традиционную гипотезу, хотя её продолжает поддерживать значительное число исследователей.

Мы должны признать, что нелегко сделать выбор в пользу той или иной теории. Попытки Альтхайма и Паллоттино доказать италийское происхождение этрусков опираются на ряд наблюдений, безусловно верных и выдерживающих проверку, что бы мы ни думали об их идее в целом. Разумеется, куда более важно проследить строго историческую эволюцию этрусского народа на тосканской земле, чем растрачивать силы, пытаясь выяснить, откуда он взялся. В любом случае, не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа. Он появился на свет благодаря слиянию различных этнических элементов, и мы должны отказаться от наивного представления о народе, который внезапно, словно чудом, появляется на итальянской земле. Даже если и были миграция и нашествие завоевателей с востока, они могли быть довольно малочисленными группами, которые смешались с италийскими племенами, уже давно жившими между Арно и Тибром.

Итак, вопрос в том, следует ли придерживаться идеи о мореплавателях из Анатолии, которые прибыли в Средиземное море и искали на берегах Италии место, где они могли бы жить.

Нам представляется, что с такой четко определенной точки зрения предание о пришельцах с Востока сохраняет свое значение. Только оно позволяет объяснить зарождение в конкретный момент времени цивилизации в значительной степени совершенно новой, но обладающей многими чертами, которые связывают этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром . Если теорию об автохтонности довести до логического завершения, будет трудно объяснить неожиданное зарождение ремесел и искусств, а также религиозных представлений и обрядов, которые ранее не были известны на тосканской земле. Выдвигались предположения, что произошло своего рода пробуждение древних средиземноморских народов – пробуждение, вызванное развитием морских и торговых связей между Восточным и Западным Средиземноморьем в начале VII века до н. э. Но такая аргументация не в силах объяснить, чем вызвано такое быстрое развитие культуры в Италии, чья цивилизация находилась на отсталом и во многих отношениях первобытном этапе.

Разумеется, миграцию нельзя датировать, как утверждает Геродот, 1500-1000 гг. до н. э. Италия входит в историю на более позднем этапе. На всем полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 г. до н. э. И лишь к VIII в. до н. э. мы можем отнести два события, имевшие величайшее значение для истории древней Италии, а соответственно, и всего Западного мира, – прибытие первых греческих колонистов на южные берега полуострова и на Сицилию ок. 750 г. до н. э. и первый расцвет этрусской цивилизации в Тоскане, происшедший, по бесспорным археологическим данным, не ранее 700 г. до н. э.

Таким образом, в Центральной и Южной Италии более или менее одновременно развивались два великих центра цивилизации, и оба внесли свой вклад в пробуждение полуострова от длительного сна. Ранее тут не существовало ничего сопоставимого с блестящими цивилизациями Ближнего Востока – египетской и вавилонской. Это пробуждение отмечено началом этрусской истории, а также прибытием эллинов . Прослеживая судьбу Тускии, мы видим приобщение Италии к истории человечества.

Реймон Блок Этруски. Предсказатели будущего.
| | Глава 3.

6 059

История человечества последних тысячелетий знает многочисленные свидетельства Великих переселений народов из одних районов Земли в другие из-за резкого ухудшения природных и климатических условий. В результате этого многие народы покидали территории прекрасных земель, где их предки осёдло жили много столетий и тысячелетий. На этих землях им пришлось оставить (во власти природных стихий) свои города и сёла, дворцы, величественные культовые строения, памятники культуры, наземные и подземные сооружения, некрополи и т.д. Народы переселялись, взяв с собой только самое необходимое, оказавшись вдруг беженцами-кочевниками. Переселение шло на свободные земли добрых соседей, одновременно вёлся поиск более свободных территорий в далёких краях Земли.

Известно, что многие переселявшиеся народы были наследниками великих цивилизаций. Невольно напрашивается вопрос, а что же они оставили из материальных творений на покидаемых землях? Хотелось бы знать, где и какими были их города и культура. Характерно, что большие народы переселялись с места на место во главе своих административных и духовных лидеров (царей, князей, жрецов, героев). Этот порядок сохранялся практически во все тысячелетия. Такая надёжная система самоорганизации с заботой о единении общества прошла испытание на прочность через многие тысячелетия, позволив сохранить длительное историческое существование народов, как этноса. Не многие народы современности могут гордиться сохранившимся духовным и административным самоуправлением.

Великие переселения народов происходят чуть ли не каждое тысячелетие. Их возникновение актуально и возможно в ближайшие десятилетия. Если раньше о признаках неизбежного предстоявшего переселения с обжитых мест предсказывали учёные жрецы, то в настоящее время это можно делать на основе богатейшего фактического научно-исторического материала.

Из истории известно, что в Европу пришли с Востока многие народы: этруски, кельты, скифы, арии, гунны, венгры… Они принесли на новые земли свою самобытную культуру, традиции, создав новые города, государства, цивилизацию.

Наиболее глобальными причинами, заставившими людей покинуть свои обжитые земли, являлись: во-первых, опускание под воду островов и прибрежной суши в одних местах (с их полной утратой) и подъём из воды новых островов и суши в других местах с образованием свободных территорий. Известно, что водами морей и океанов поглощены большие и малые острова легендарных земель: Атлантиды, Лемурии, Арктиды, Гипербореи… Процесс опускания и подъёма земель в разных местах наблюдается и в наше время. Второй причиной переселений в нашем Северном полушарии Земли (как и в Южном) является постоянное перемещение по земному шару Северного географического полюса (СГП), а с ним «вечной» мерзлоты и оледенения. Из истории известно, что мерзлота и оледенение были там, где сейчас тепло (Африка, Европа…), а сегодня холодно в тех местах, где было тепло (Гренландия, север нашей страны и её северные острова…). Расположение Северного географического полюса в какой-то мере связано с расположением зон оледенения и мерзлоты. Около 11,6 тыс. лет тому назад СГП находился на северо-западе Канады у границы с Аляской с малой площадью «вечной» мерзлоты и оледенения. Но после гибели и ухода под воду острова Атлантида, СГП начал перемещаться в сторону его сегодняшнего положения, то приближаясь к Аляске и Чукотке, то удаляясь, делая зигзаги в стороны (см. карту-схему).

Процесс переселения народов можно проследить на примере далёких предков кривичей (пракривичей), которые в X тыс. до н.э. занимали территорию к северу от Певека (Чукотка) на многие сотни километров. Но постепенный уход прибрежных земель под воду заставил их переселяться в южном направлении на уровень острова Врангеля и Медвежьих островов, а затем ещё южнее. В VII тыс. до н.э. они размещались вокруг Анадырского плоскогорья (от берега Чукотского моря до Колымского нагорья).

В IV тыс. до н.э. у северо-запада Аляски начал действовать мощный очаг (центр) расползающегося мерзлотообразования и оледенения, распространивший свое влияние на Чукотку. Это заставило пракривичей 6 тыс. лет тому назад оставить свои земли и уйти в западном направлении на берега реки Лены, а затем на Енисей и Урал. Образование новых очагов холодообразования на острове Врангеля, Новосибирских островах и др. позволило распространиться вечной мерзлоте и частично оледенению от Чукотки до Ямала, а в южном направлении — до Алдана, Вилюя, Подкаменной Тунгуски… Всё это заставляло сниматься с места многие обитавшие там народы, уходившие в западном и южном направлениях. Северная Европа и Скандинавия, недавно освободившиеся ото льда и «вечной» мерзлоты, имели свободные, незаселённые территории.

Пракривичи в середине III тыс. до н.э., находясь на Полярном Урале, разделились на две группы. Одна группа ушла на реку Мезень, а затем через Псковские земли, в Прибалтику на Рейн, побережье Северного моря. Эта группа прибыла сюда около трёх тысяч лет тому назад. Вторая группа ушла на юг, западнее Урала в район истока Камы, а далее вдоль Камы, Оки, через Житомирщину, Тюрингию вышла около 4 тыс. лет тому назад (первой) в район Рейна — побережья Северного моря. Около 2,5 тыс. лет тому назад после объединения этого народа с образованием государственности (княжеств) значительная часть северной группы людей вновь ушла в восточном направлении через Дрезден, район Варшавы, Вильнюса, Смоленщины, Брянщины, Московии в Вятские земли. Здесь в середине II тыс. н.э. их самостоятельность прервалась (но их жрецы ушли на Восток). К их забвению приложили усердие Грозный, церковь и др.

Интересны маршруты переселения предков легендарных этрусков, пройденные ими за многие тысячелетия. Назовем их «праэтрусками». 12-13,5 тыс. лет тому назад они обитали на северо-востоке Гренландии. В тот период там было тепло.
Но к X тыс. до н.э. границы мерзлотообразования и льда вокруг полюса начали значительно расширяться с появлением новых очагов холода, да и сам СГП начал активно перемещаться в сторону Гренландии. Под натиском холода в X тыс. до н.э. праэтруски вынуждены были переселиться в район Шпицбергена и Скандинавии. В тот период эта территория входила в одну из 15 конфедераций империи Атлантиды со столицей на севере Скандинавии, остатки которой сейчас находятся на шельфе Норвегии. В поисках более свободных земель праэтруски, к моменту гибели острова Атлантида, переместились за Урал на Северо-Сосьвенскую возвышенность. Наступившее после гибели о. Атлантида оледенение Скандинавии и Северной Европы вызвало волны переселений народов из этих мест в восточном и южном направлениях (этот период переселений пока остается белым пятном человеческой истории). Около 8 тыс. лет тому назад праэтруски переместились за Енисей у Подкаменной Тунгуски, позже они были в районе Байкала (у Бодайбо, Нерчинска), на севере Большого Хингана (Манчжурия). К IV тыс. до н.э. они вышли на земли между Охотским морем и рекой Алдан. Относительно Гренландии эти земли расположены по другую сторону существующего положения Северного полюса. У Алдана народ прожил спокойно около шестисот лет. «Вечная» мерзлота и оледенение, охватившие Чукотку, докатились до Алдана 5,4 тыс. лет назад. Это вынудило праэтрусков (и ряд других народов) уйти в западном направлении. Гонимые распространившимися зонами холода, праэтруски около 5 тыс. лет тому назад оказались на Южном Урале. Здесь народ разделился (как и пракривичи) на две группы. Одна группа пошла в южном направлении, обогнув с востока Каспий, вышла на южное побережье Чёрного моря и запад Ближнего Востока (Турция) к концу II тыс. до н.э. Вторая группа прошла в западном направлении у больших излучин Волги и Дона, через Запорожские степи, Карпаты, в район Этрурии (Италия). В районе Днепра от второй группы отделилась часть народа и ушла северо-западным побережьем Чёрного моря на территорию Болгарии, Греции к Мраморному морю с проливами Босфор и Дарданеллы. Практически праэтруски были на южном и северном берегах Мраморного моря. Из района Этрурии ушла в западном направлении мобильная экспедиция для поиска новых земель, которая, пройдя Испанию, переправилась на северный берег Африки и прошла вдоль него до мест Карфагена и Триполи (столицы современной Ливии). Там ими были созданы опорные пункты. Где-то в первых столетиях новой эры и позднее значительная часть этрусков переселилась с Апеннинского полуострова на Балканы, северное Причерноморье и Днепр, а также в район Венгрии и Прибалтики (до Литвы).

В процессе переселения предки кривичей, этрусков и других народов частично оседали на землях других народов по тем или иным причинам. Некоторые группы кривичей осели: у Оби (по рекам Надым и Пур), на реке Мезень, южнее Псковского озера, на границе Белоруссия — Польша — Литва, в районе Карпат. Предки этрусков остались жить: на Южном Урале, западнее Днепра, на востоке Балкан и в Малой Азии (на западе Турции). В большей части потомки этих славных народов сейчас проживают в Европейской части континента.

Процесс перемещения Северного географического полюса по земному шару продолжается пока в замедленном темпе, но в стороне от него идёт формирование новых очагов холода. Закономерность перемещения СГП указывает на его зигзагообразную направленность в сторону полюса холода (в район Верхоянска). Через сколько десятилетий или столетий это произойдёт, покажут дальнейшие исследования и реальные проявления климата. Изменение положения Северного полюса синхронно связано с изменением положения и Южного полюса. В зоне оледенения могут оказаться новые земли и одновременно освободиться ото льда обширные районы в других местах.
Изучению данного процесса в природе необходимо уделиь должное внимание, чтобы не быть застинутыми впрасплох. Этот вопрос касается многих стран мира, и решаться он должен сообща, в том числе и в рамках ООН.

«Необъявленный Визит», № 4(18), 1996 г.