Перечень товаров работ услуг организаций инвалидов по 44 фз. Какие преимущества предоставляются организациям инвалидов

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Совсем недавно мне пришлось по своей работе столкнуться с данным постановлением. Оно регулирует сферу закупок различных услуг или товаров между участниками подобных сделок. Но в рамках данного постановления также выделены некоторые преимущества инвалидов, которые должны соблюдать все участники. И в рамках этой статьи мы подробно рассмотрим, какие особые права были предоставлены данным нормативно-правовым актом.

В постановлении подробно описываются все нюансы, а также порядок подписания контрактов между субъектами этих правоотношений. Также здесь регламентируются правила организации торгов и закупок. Но особое внимание выделено организациям, в которых учредителями являются инвалиды.

Для всех участников, в том числе и людей с инвалидностью, действуют одинаковые методы проведения конкурсов:

  • с ограниченным участием , когда число участников строго регламентируется;
  • открытые, которые направлены абсолютно на всех желающих;
  • двухэтапный, когда торги осуществляются в несколько этапов;
  • аукционы, они могут проводиться в различным закрытых или открытых формах;
  • закрытые или с ограниченным участием, когда не каждый участник может участвовать в данном мероприятии;
  • запрос котировок или предложений.

Суть любой закупки заключается в наличии спроса на определенную услугу или товар. А те компании, которые могут предложить удовлетворение данной потребности, проводят между собой конкурс. Победителем становится тот, кто предложит самые выгодные условия. В это же время конкурентная борьба помогает значительно снизить стоимость.

Все заказчики могут самостоятельно определять методы определения будущего поставщика. Но исключением являются закупки, которые осуществляются у организаций инвалидов. Эти предприятия имеют перечень преимуществ.

Кто имеет исключение

В качестве таких организаций, на которые распространяются данные преимущества, можно выделить:

  • союзы, состоящие из предприятий, в которых участниками являются инвалиды;
  • общественные организации, где участие принимают люди с инвалидностью.

Ко всем этим формам организаций предъявляются следующие условия:

  • в состав данных обществ должно входить не менее половины участников , имеющих инвалидность;
  • уставной капитал данной компании должен состоять полностью из вложений инвалидов;
  • суммарная доля зарплаты должна приходиться не менее четверти от всей суммы на инвалидов.

При соблюдении этих условий данные общества получают право претендовать на определенные преимущества.

На что распространяется

Воспользоваться льготными условиями компании инвалидов могут не в отношении всех предоставляемых услуг или производимых ими товаров, а только в строго определенных. В основной перечень этих закупок входят такие товары:

  • различные виды соков;
  • консервированные овощи (исключение составляет картофель);
  • минеральные воды;
  • хлебцы и прочие аналогичные изделия;
  • одеяла и иное постельное белье;
  • хлопковые, чулочные и трикотажные изделия;
  • деревянные и пластмассовые изделия;
  • веревочные сети.

Более подробно с этим перечнем можно ознакомиться в самом Постановлении, либо в представленном видео.

Суть преимуществ

Любой заказчик должен предоставлять инвалидам 15 % от суммы контракта. Такие организации наравне с остальными участвуют в торгах. И если заказчик выберет победителем организацию, участниками которой являются инвалиды, он обязан в договоре прописать преимущества поставщика. Договор подписывается по цене выбранного предложения, но оплачивается с учетом предоставляемого преимущества. Однако такое преимущество не может превышать первоначально установленной суммы торга.

Такое преимущество позволяет организациям полноценно оплачивать труд инвалидов и предоставлять им рабочие места. Кроме этого они могут удачно участвовать в тендерах и выиграть обычных конкурентов.

Благодаря этим мерам инвалиды организовывают новые предприятия, занимаются бизнесом, создают дополнительные места для таких же ограниченных людей и успешно конкурируют на рынке.

ФЗ № 44 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентирует отношения между продавцами и потребителями на государственном уровне. В законе описаны все нюансы и порядок заключения контрактов между участниками торгов, также описаны правила проведения закупок у организаций инвалидов.

Согласно положениям настоящего закона, все закупки заказчики осуществляют с помощью конкурентных методов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Среди конкурентных методов выделяются конкурсы:

  • открытый;
  • с ограниченным участием;
  • двухэтапный;
  • закрытый;
  • закрытый с ограниченным участием;
  • аукционы (закрытые, открытые);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

При проведении конкурса выигрывает тот поставщик, который предложил более выгодные условия. При проведении аукциона выигрывает поставщик, который предложил самую маленькую цену за выполнение условий договора о закупке. Согласно, положениям Федерального Закона № 44, все заказчики вправе использовать любой метод определения поставщика. Исключение составляют закупки у инвалидов, подобным учреждениям предоставляются преимущества.

Положения настоящей 29 статьи Федерального Закона Российской Федерации о государственных закупках действуют на:

  • общественные организации людей с ограниченными возможностями;
  • союзы общественных предприятий людей с ограниченными возможностями.

Вышеуказанные организации должны соответствовать условиям:

  • члены организации инвалиды, их численность составляет не менее 50% от всего состава работников;
  • уставный капитал состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов;
  • доля оплаты труда гражданам инвалидам составляет не меньше 25% в фонде оплаты труда.

Статья 29 Федерального Закона РФ № 44

Заказчик при формировании заказа обязан предоставлять организациям инвалидов, в отношении установленной ими суммы за исполнение контракта в размере 15% в соответствии с определенным перечнем товаров, работ и услуг. Постановление преимущества инвалидам по 44 ФЗ содержит весь перечень объектов закупки.

Информацию о преимуществах для организаций инвалидов заказчик обязан указать в извещении о предстоящей покупке и в документах о товарах, услугах и работах, указанных в перечне Постановления № 341. Если заказчик определил в качестве победителя организацию инвалидов, то договор заключается по предложенной им цене в соответствии с преимуществом контракта, но не выше максимальной (начальной) цены.

Постановление Правительства О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта было принято 15 апреля 2014 года. Принят нормативно правовой акт № 341 на основании части 3 статьи 29 Федерального Закона о государственных закупках. 27 июля 2016 года был утвержден законодательный акт № 724, который внес изменения в 341 Постановление. В соответствии с 724 Постановлением был расширен перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Дополнение в Постановление составили 16 видов объектов государственной закупки. До внесения изменений в 2016 году, в Постановлении 341 был указан перечень объектов закупки в 42 наименования. Правительство России приняло решение о внесении изменений из-за того, что общественные организации, состоящие из людей с ограниченными возможностями, обращались в Министерство Труда с просьбой о расширении списка товаров.

Все преимущества, созданные для организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, направлены на:

  • эффективное осуществление государственной поддержки;
  • сохранение и увеличение рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

Список товаров, работ и услуг, согласно тексту 341 Постановления, имеют установленные рамки. В перечень закупок входят:

  • соки (фруктовые, овощные);
  • консервированные на уксусе овощи, за исключением картофеля;
  • хлебцы, сухарики, гренки и т.д.;
  • минеральные воды;
  • одеяла;
  • белье (постельное, столовое, туалетное);
  • декоративная мебель;
  • сети из бечевок, каната и веревок;
  • хлопковые изделия;
  • перчатки, митенки вязанные или из трикотажа;
  • изделия одежды из не тканных материалов;
  • колготы, чулки из и иные чулочные изделия вязанные или трикотажные;
  • деревянная тара;
  • пластмассовые изделия, предназначенные для упаковки.

Чтобы ознакомиться с полным списком товаров, работ и услуг, на которые распространяются преимущества, следует изучить полный текст настоящего 341 Постановления. Скачать последнюю редакцию Постановления от 15 апреля 2014 № 341 с изменениями и дополнениями можно по ссылке.

Согласно действующему законодательству, госконтракты для осуществления закупки должны предусматривать все имеющиеся преференции, которые оказывают влияние на окончательную стоимость соглашения. Рекомендовано при осуществлении организации процесса покупки заказываемому лицу наряду с предъявляемым условием к другой стороне договора указывать преимущества, предусмотренные в законе для различных классов соискателей.

Постановление правительства №341 внедрило в контрактные взаимоотношения законодательно закреплённые преимущества инвалидам по 44 фз как социальную господдержку. Для такого же поддержания незащищённых слоёв населения этот закон направлен наиболее продуктивно помогать не только организациям с ограниченными по здоровью кадрами, но и ТМ производителя отечественного рынка, учреждениям ИТК и предприятиям УИС.

Принцип предоставления привилегий ОИ

На основании статьи 29 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд» происходит регулированное предоставление привилегий в регламенте проведения торгов, которые являются основой для составления контрактных бумаг.

Ценовые преимущества нетрудоспособным лицам регламентируются следующими нормами закона:

  • Постановлением 341 от 15.04.2014 года.
  • Нормативно-правовым актом 724 от 28.07.2016 как доработкой к редакции 341 постановления.

Для справки! Не каждая организация инвалидов, где трудоустроены лица с ограничениями по возможностям здоровья, попадает под обеспечение ФЗ-44 и обладает преимуществами. Нормативы статьи 29 касаются только общественных организаций недееспособных людей с официальным статусом принадлежности, а также и к Российскому Союзу ОПИ.

Для включения в перечень организаций, которые попадают под обеспечение законодательными преимуществами, сообществу инвалидов следует соответствовать таким условиям:

  • среднесписочный состав штата сотрудников должен состоять из инвалидов на более чем пятьдесят процентов от общего количества работников;
  • уставной фонд предприятия состоит из совместных финансовых вложений ВОИ;
  • из ФОТ в организации более двадцати пяти процентов средств направлено на выплату зарплаты недееспособным сотрудникам.

При проведении мероприятий по выбору поставляющей стороны заказчик обязан обеспечить этим организациям привилегии. Когда госзакупка производится у единоличного поставщика, в исполнении такого правила нет необходимости. Преференции предоставляются в совокупности к заявленной соискателем стоимости.

Размер привилегии регламентирован пятнадцатью процентами и предоставляется в закреплённой очерёдности и на основании согласованного списка работ, товаров и услуг

Как происходит госзакупка

На основании положения действующего законодательства заказывающая сторона осуществляет все закупки при реализации конкурентных действий определения поставщика. Среди таких методов выделяются следующие конкурсы:

  • Открытого действия.
  • С регламентом ограниченного участия конкурсантов.
  • Двухэтапного исполнения.
  • Закрытый или с заявленным ограниченным участием претедентов.
  • Аукционного типа.
  • Путём запросов предложений и котировок.

Выигравшим конкурс принимается тот поставщик, который поставил наиболее приемлемые ценовые условия. И, согласно Закона № 44ФЗ, соискатели могут реализовывать любой из методов выбора поставщика с исключительным условием преимущественных прав закупки у инвалидов, так как подобные представители наделены привилегиями.

Внимание! Для получения преференций команда, являющаяся участником закупки и принадлежащая ОИ, должна ходатайствовать о своём соответствии критериям, которые установлены по закону. Для этого следует подать декларацию, составленную в произвольной форме. Согласно письму ФАС 37971, заказчик не имеет юридических прав истребовать у конкурсанта другие бумаги, которые подтверждают их соответствие закреплённым критериям.

Рассматривая эти привилегии с юридической стороны, можно обнаружить несогласованность действий статье 8 закона о госзакупках, которая призывает к принципам равноправия в конкурентной борьбе претендентов. Все законы имеют одинаковую юридическую силу и свои последствия, но преимущество инвалидов по 44 фз имеет моральный аспект вопроса.

Регламент проведения госзакупки с использованием ФЗ №44 следующий:

  • рассматриваемый товар, запрашиваемая услуга или необходимая работа входят в перечень, утвержденный правительством, который устанавливает возможность реализации преимущества. Детальный список действий, на которые распространяется правительственная привилегия, содержится в 341 постановлении. В настоящей трактовке в список включено более пятидесяти видов услуг и наименований товаров из различных экономических сфер деятельности. Исчерпывающий список был расширен после августа 2016 года;
  • заказчик указывает информацию о соблюдении преимуществ в документации по закупке и в других сопроводительных бумагах;
  • в случае победы в конкурсе ОИ контракт заключается по цене, предложенной этим предприятием, с учётом франчайзинга ценового приоритета. При этом окончательная стоимость соглашения не может превысить цену, закреплённую в извещении изначально.

Важно знать! При составлении контракта с победившим предприятием, имеющим признаки ОИ, заказчику дополнительно вносить какие-либо обстоятельства в редакцию заключаемого соглашения не требуется. В тексте указывается цена, которая увеличена на договорённые проценты, по отношению к стоимости, предложенной организацией инвалидов.

Итоговые правила для успешного осуществления госзакупки с применением правительственных рекомендаций:

  • Госзакупка проводится в условиях конкуренции с рассмотрением нескольких поставляющих сторон. Модальность конкурсанта не имеет значения в определении победителя.
  • Приобретаемые товары должны соответствовать утверждённому перечню этого вида контракта.
  • Нежелательно одновременное приобретение товаров, если только часть из них включена в перечень ФЗ 44. Наилучшим способом провести мероприятие без осложнений – это развести их по разным торгам во избежание получить обвинения в ограничении претендентов на участие в госзакупке без оснований.
  • Только Федеральный закон определяет критерии, которым должен соответствовать победитель конкурса.

Все преференции, которые разработаны и действуют для организаций ограниченных по здоровью людей и принимающих участие в госзакупках или приобретениях для покупок муниципального значения, направлены на обеспечение инвалидов местами для трудоустройства. Тем самым увеличивается эффективность господдержки незащищённых слоёв населения.

При подготовке документации к новой закупке заказчику иногда необходимо указать не только требования к поставщикам, но и преференции, в частности организациям инвалидов. В чём они заключаются и кому предназначены, рассмотрим в статье.

Понятие преференции

  1. общероссийским общественным организациям инвалидов , в т. ч. союзам общественных организаций инвалидов, где инвалиды и их законные представители составляют 80% членов;
  2. дочерним предприятиям организаций инвалидов, где среднесписочная численность инвалидов от 50%, а доля оплаты труда инвалидов в общем фонде - от 25%.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В извещении о закупке и закупочной документации обязательно необходимо указать информацию о предоставлении преференций организациям инвалидов. Чтобы получить преимущество, организации инвалидов надо заявить о своем соответствии этим критериям.

В каком случае организации инвалидов могут рассчитывать на преференции

Законодательство выдвигает следующие условия, при которых заказчик заключает контракт с преференциями:

  1. проводимая закупка не должна быть закупкой у единственного поставщика . Причём среди претендентов могут быть как организации инвалидов, так и другие участники. В момент выбора предложений для заказчика не имеет значения, имеет ли поставщик отношение к инвалидам. Т.е. преференция по кругу участников в данном случае отсутствует;
  2. закупаемые товары, работы или услуги должны быть из перечня, утвержденного постановлением Правительства от 15.04.2014 № 341. Если есть необходимость провести одновременно закупку товаров, как включённых в указанный перечень, так и не включённых, то заказчику в Письмах Минэкономразвития России от 19.08.2014 №Д28и-1616, от 28.03.2016 №Д28и-747 рекомендуется их разделить по разным лотам.
    Если вы этого не сделали, то преференции поставщику не смогут быть оказаны, и ваши действия могут быть рассмотрены как необоснованное ограничение числа участников закупки 44-ФЗ;
  3. выбранный поставщик должен соответствовать параметрам, указанным в п.2 ст.29 44-ФЗ (описаны выше). При подаче документов поставщик обязательно должен заявить о своей принадлежности, но в свободной форме, без предоставления каких-либо иных дополнительных доказательств.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Преференция инвалидам по 44-ФЗ

Если в результате проведенного тендера выиграла организация инвалидов, то заказчику должен заключить с ней контракт по цене, превышающей предложенную на величину до 15%. Но не выше НМЦК, даже если преимущество в итоге составит всего 1%. В этом и заключаются преференции инвалидам по 44-ФЗ, их подробно регламентирует постановление правительства №341.

Особые условия по цене для организаций инвалидов действуют при закупке товаров из перечня постановления № 341, это ряд продуктов питания, одежда и белье, мебель и пр.

Какие еще меры обсуждают для поддержки организаций инвалидов?

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект №1121415-6. В Закон № 44-ФЗ предложили внести еще один случай закупки у единственного поставщика - с организациями инвалидов. Обозначенные ограничения по таким закупкам: сумма по конкретной закупке - не более 1 млн рублей; за год такие закупки не должны составлять больше половины от всех закупок заказчика, в денежном эквиваленте - не должны превышать 20 млн рублей.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»