Почему люди в основном правши.

» статьёй «Почему существуют правши » Где постараемся подробно ответить — с иллюстрациями, примерами и объяснениями. Кстати, правшей-левшей мы уже затрагивали на сайте в статье «Право- и леволапые коты и кошки «

Почему существуют правши? На превый взгляд, странный вопрос — существуют и всё. Как и левши, в общем-то. Но если присмотреться детальнее… Действительно, почему люди в основном правши? ПОЧЕМУ — в чём причина доминанты правой руки? Ведь обычно в природе случайностей не бывает…

И действительно, существование правшей отнюдь не случайно. Об закономерностях возникновения праворукости читаем дальше.

И начнём рассказ с азбучной истины: существует правая и левая половинки мозга. Они соответствуют правой и левой половинкам тела.

Переходим к менее известному и более загадочному: левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие – левой.

Нервные пути от каждого полушария перекрещиваются. В чём смысл?? Кажется, что прямой контроль: правое полушарие – правая половина тела – более логичен. Хороший вопрос, и подробный ответ скоро выйдет — в статье «Почему двусторонняя симметрия?».

Также считается, что две половины мозга в ответе за разные способности.

Правое полушарие:

  • пространственно-зрительное восприятие
  • создает целостную визуальную картину;
  • оно контролирует грубые движения,
  • отвечает за интуицию,
  • за эмоциональное восприятие,
  • с его помощью мы воспринимаем музыку.

Левое полушарие заведует

  • смысловым восприятием,
  • речью,
  • письмом,
  • счетом,
  • аналитическими способностями,
  • абстрактным мышлением,
  • оно способно к созданию ложных высказываний.

И опять же, вопрос: в чем смысл такого разделения? Снова таки, ответ связан с существованием правшей.

У правшей больше развита левая половина мозга, а у левшей — правая. Это называется «асимметрия полушарий». Причина асимметрии — особенности действия, а не строения. То есть, первична именно деятельность — а уже потом полушария становятся асимметричными.

Мозг, обеспечивающий координацию процессов в теле, должен выполнять две задачи:

  • хранить информацию о накопленных навыках
  • и постепенно осваивать новые функции.

Так получилось, что роль сохранения играет правое полушарие, а роль освоения новых задач – левое (у правшей). Иначе говоря, контроль за любым новым навыком сначала отрабатывается левым полушарием. После отшлифовки и закрепления его «мозговой поддержки» левое полушарие передает этот контроль правому.

То есть, когда вы учитесь делать сальто назад (играть на пианино, ездить на машине и т.д.), то, пока вы не научитесь, работает одно полушарие. А когда научитесь — другое.

Замечено, что новые смысловые звуки у человека лучше воспринимаются именно правым ухом, а мелькающие написанные слова и числа (новые понятия!) лучше различает правый глаз. Можно сказать: левое полушарие — «питомник новых функций».

Докажем теорию о разных функциях полураший на обезьянах.

Щимпанзе предлагали откинуть крючок с крышки ящика и достать лакомство. Так вот, оказывается, крючок откидывался чаще правой рукой (дело-то новое, в джунглях крючков нет), а пища чаще бралась левой (дело привычное, веками отработанное).

Похожие результаты при наблюдениях за гориллами . Оказалось, что, принимая вертикальное положение и начиная двигаться на задних конечностях, эти обезьяны чаще опираются на землю именно правой рукой. Прямохождение – навык новый, следовательно, помогать его осваивать должна правая рука!

Именно поэтому у людей появляется феномен праворукости. Мы ведь выполняем огромный набор действий, которого не было у предков. Шимпанзе не фехтуют, а гориллы не печатают на машинке. Все это поздние эволюционные приобретения – и, значит, в первую очередь, с ними разбирается правая рука и левая половинка мозга.

Почему у большинства позвоночных нет правшей-левшей?

Потому что праворукость человека связана с нагрузкой на левое полушарие — обработка новых навыков примерно с палеолита (начало орудий труда), которые для животных не свойственны.

Пара важных слов про левшей

В нескольких процентах случаев на свет рождаются дети, у которых изменен генетический контроль над разными функциями полушарий. Говоря проще, их полушария как бы меняются ролями. Правое становится «революционным», а левое – «оппозиционным». В результате ребенок становится левшой. Переучивать его быть праворуким в этой ситуации не просто педагогическая ошибка, а преступление , поскольку при выполнении навязанных свыше, несвойственных полушариям функций, у детей часто развиваются тяжелые неврозы.

Итак, все новые особенности и навыки прежде всего обрабатываются левым полушарием, а затем закрепляются правым.

Вы можете спросить: «Да, почему доминирует одно полушарие, это понятно — разные задачи»

«Но почему именно ПРАВШИ?»

«Почему не наоборот, почему доминируют не левши?»

Всё очень просто — по той же причине, что и необходимость трогать оголённые провода правой рукой: правая рука дальше от сердца, и если человек сунет её в какую-то гадость, то умрёт с меньшей долей вероятности 🙂

Возвращаясь к разным задачам полушарий: просмотрите ещё раз «способности» двух полушарий. И обратите внимание: доминирующее полушарие отвечает за «недавние» навыки — речь, письмо, логика. А подчинённое полушарие — за более древние — эмоции, интуиция.

Вот так вот оно бывает…

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

Ответ, казалось бы, прост: потому что большая половина человечества - правши. Без учёта небольших расхождений в зависимости от региона и временного периода, около 90% людей были и остаются правшами.

Чаще всего, когда речь заходит о преобладающей руке, всё внимание уделяется . Их меньше, и это считается необычным. На самом же деле мы не знаем, что считать обычным, а что нет, поскольку причины, вызывающие доминирование левой или правой руки, изучены мало. Раньше учёные полагали, что различия между левшами и правшами в наследственности, но в действительности это не так.

Асимметрия

Люди - очень асимметричные создания, и это относится не только к тому, как мы используем части своего тела, но и к тому, как они располагаются. Например, сердце обычно смещено влево, а печень - вправо. Кроме асимметрии, есть ещё и взаимосвязь между ними, причём не всегда прямая.

За работу правых конечностей отвечает левое полушарие мозга, а за работу левых - правое.

Эту связь можно проследить с помощью специальной методики, придуманной в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой (Juhn Atsushi Wada). Одноимённый тест используется для подготовки операций на мозге и позволяет выявить принадлежность тех или иных функций определённому полушарию. В ходе теста в одну из сонных артерий человека вводят анестетик, который в буквальном смысле отключает соответствующее полушарие мозга на несколько минут. Полученные результаты очень интересны.

Так, 90% правшей после отключения левого полушария перестают контролировать правую руку и теряют способность говорить. Но странно то, что 70% левшей также лишаются речи, когда парализована левая сторона их мозга. У остальных способность обработки речи правым полушарием или обеими распределена примерно поровну. Никто не знает, почему большинство правшей асимметричны, а большинство левшей - нет.

Гены

Раньше доминирование одной из рук считалось особенностью, которую просто объяснить. Одна из самых популярных генетических моделей была предложена в 1985 году психологом Крисом Макманусом (Chris McManus) и предполагала, что за это отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: dextral (D) и chance (С). Первый отвечает за праворукость, а второй добавляет случайности в прямом смысле слова. Комбинация генов родителей определяет, будет ребёнок правшой или левшой: DD - правша, СС - левша с 50-процентной вероятностью, а CD - левша с 25-процентной вероятностью.

Однако в 2013 году в журнале Heredity было опубликовано исследование, показывающее, что на праворукость влияет не только наследственность. Проанализировав геномы 3 940 близнецов, учёные выяснили, что вероятность одинаковой доминирующей руки у однояйцевых близнецов с полностью идентичными генами практически не отличается от таковой у разнояйцевых, генетическое сходство которых не больше, чем у обычных братьев и сестёр. Более того, им даже не удалось найти ни одного общего гена у никак не связанных между собой людей, имевших одну и ту же ведущую руку.

Это говорит о том, что простые генетические модели уже устарели, но учёные не спешат списывать их со счетов. По их мнению, наследственность всё-таки влияет на праворукость, но не полностью, как предполагалось ранее, а всего лишь на 25%. И это очень необычно.

Для сравнения: группы крови, влияющие на совместимость при переливании, основаны на простой наследственности и почти на 100% зависят от родительских генов. - более сложная штука, на которую влияет более 300 различных генов. Самый сильный из них добавляет всего около 4 миллиметров роста. В разных исследованиях цифры немного различаются, но учёные сходятся во мнении, что на 60–80% рост человека зависит от наследственности. У индекса массы тела, цвета кожи, волос и глаз, а также других физических черт показатели наследуемости очень высоки и составляют 60–70% и выше.

Общество

Итак, если наша праворукость не зависит полностью от генов, то что же является её причиной? Известно, что на преобладание правшей или левшей воздействует общественное влияние. В большинстве западных культур в начале XX века левшей принудительно переучивали в правшей, иногда даже насильственными методами. Тогда как в Австралии, согласно проведённому в 1981 году исследованию, количество левшей среди населения в период с 1880 по 1969 год выросло с 2 до 13,2%. Учёные объясняют это тем, что быть левшой было удобнее и люди становились левшами.

Однако культурные различия полностью не объясняют праворукость.

Что касается ведущей руки у наших ближайших родственников - обезьян, то здесь учёные расходятся во мнениях. Некоторые исследователи, изучавшие шимпанзе и других обезьян, считают, что вероятность праворукости отдельно взятых особей - примерно 50 на 50. Другие не соглашаются с ними, ссылаясь на исследования более конкретного поведения животных, например использование инструмента. Их результаты указывают на то, что большинство обезьян - правши. Соотношение правшей и левшей среди обезьян гораздо ниже, чем среди людей, и составляет 2:1 против 9:1. Однако генетический фактор у обезьян выражен более ярко, поэтому они предположительно могут наследовать праворукость или леворукость своих предков.

Вывод

Собрать все эти свидетельства воедино и однозначно ответить на вопрос, является ли праворукость врождённой или приобретённой, очень сложно. По словам учёных, выходит так, что наследуемость не всегда зависит от одних только генов.

Мы правши из-за генов, из-за нашей культуры и других факторов, которые влияют на нас до и после рождения.

Более высокий уровень в утробе матери повышает вероятность того, что ребёнок будет левшой. После рождения дети копируют поведение своих родителей, что также влияет на определение доминирующей руки. Многое зависит и от окружения, в котором растёт и развивается ребёнок.

Так или иначе, праворукость - яркий пример того, как изменился наш взгляд на генетику. Раньше мы считали, что всё зависит от единственного волшебного гена, но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее.

Почти все население планеты начинает движение с правой ноги и именно правой рукой пишет и рисует. При этом в каждой стране, то есть у всех народов рождаются и левши тоже, но их гораздо меньше в процентном соотношении. Почему же правши доминируют в человеческой природе?

Леворукость — редкий побочный эффект

Как известно, за работу правой руки и ноги отвечает левое полушарие, а за работу левых конечностей — правая часть головного мозга. Речевой центр, координация движений, смекалка и использование опыта и памяти, расположены в нейронных участках мозга тоже находящихся в левой части черепной коробки. В начале нашего века американские историки-антропологи выяснили, что еще полтора миллиона лет назад представители видов, предшествовавших современному человеку, в момент первых движений на двух ногах и использовании примитивной речи начали в большей степени задействовать одну руку — правую, потому что развитие всех умений связано с усиленной работой левого полушария. Но левши рождались тогда и живут сегодня, однако они не являются неумелыми или в какой-то степени недоразвитыми людьми. Речевой центр и все остальные важные нейронные связи у них точно также расположены в левом полушарии. Это было подтверждено еще в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой, который выявил это с помощью специальной методики. Он использовал тест, который иногда хирурги проводят при подготовке к операции на мозге, выявляющей принадлежность тех или иных нейро-функций определенному полушарию. В ходе тестов в одно из сонных артерий каждого испытуемого вводили лекарство-анестетик, которое блокировало определенное полушарие его мозга на несколько минут. В итоге у 90% правшей после отключения левого полушария перестала работать правая рука и они не смогли говорить. Однако и 70% левшей тоже при отключении левого полушария лишились речи и возможности двигать правой рукой. Иными словами их нейронная связь устроена точно также, как у правшей, и доминантность их левой руки всего лишь случайный побочный эффект, который крайне редко проявляется у некоторых индивидов. Именно поэтому праворукие люди преобладают на планете.

Не преобладающая комбинация генов

Однако известный психолог Крис Макманус из Университетского колледжа Лондона, Великобритания, считает, что появление на свет левшей закодировано в человеческих генах. В своей книге «Правая рука, левая рука» он приводит факты о том, что у левшей другие принципы функциональной организации мозга. И за подобное развитие человека отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: декстрал (D) и ченс (С). Декстрал формирует праворукость, а ченс добавляет вариативности. Комбинация генов родителей определяет, будет ребенок правшой или левшой: DD — на 100% правша, СС — левша, но с вероятностью 50%, а CD — возможный левша, но только уже на 25%. Из этой комбинации становится понятно, что в процентном соотношении правшей все же рождается больше, чем левшей. Поэтому согласно статистическим данным, левшой является каждый седьмой человек в мире. В 1977 году приблизительно 8 — 15 % взрослого населения земного шара являлись левшами. Но почему? Все-таки они появляются?

Гормональный сбой в утробе матери

Все левши точно также овладевают знаниями и профессиями, живут в том же обществе, но в большей степени используют левую руку. И в этом все их отличие. Однако врачи из Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей, Россия, давно выяснили, что леворукость у малышей проявляется одновременно с развитием речи и именно в этот момент заметны ее дефекты. Дети-левши воспринимают мир наоборот и озвучивают его, например, в виде не «тетя Таня», а «Таня тетя». И хотя их учат писать слева на право, математические функции они поначалу осуществляют справа налево, поэтому стандартное обучение им дается труднее, чем правшам. Но это не все отличия. Поскольку статистика утверждает, что левшами чаще рождаются мужчины, чем женщины, американский невропатолог Норман Гешвинд выяснил еще одну закономерность. Более высокий уровень тестостерона в утробе матери повышает вероятность того, что ее ребенок будет не только мальчиком, но и левшой. Тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга плода и ответственен за возможные различия в строении мозга, как у мужчин, так и у женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательного размещения, то подобная задержка может привести к леворукости. Гешвинд считает, что вместе с этим явлением тормозится и развитие иммунной системы плода. Поэтому левши, как мужчины, так и женщины, часто страдают разными инфекционными заболеваниями. Однако подобные гормональные сбои у беременных не такое уж частое явление, поэтому левшей и рождается в мире гораздо меньше.