Почему люди воюют? В чем кроется причина войны? Загадки человеческой психики: Люди не хотят убивать людей Почему в современном мире люди меньше воюют.

В июле 2005 года телеканал «National Geographic» показал зрителям новый проект - многосерийный документальный фильм о способностях человека убивать человека.

Многое в этом проекте оказалось настоящим открытием для общества. Приводимые авторами фильма факты действительно шокируют, а результаты научных исследований в данном вопросе заставляют иначе взглянуть и на самого человека, и на войну. Это кардинально меняет наши представления, казавшиеся устоявшимися и незыблемыми.

Почему нормальный человек, даже призванный в армию и воюющий за свою Родину, все равно не желает убивать? Наука нашла этому биологические объяснения.

ОТРИЦАНИЕ УБИЙСТВА

Фактура фильма шокирует, и поначалу в нее даже трудно поверить. В 1947 году американский генерал Маршалл организовал опрос ветеранов Второй мировой войны из БОЕВЫХ пехотных частей с целью определить поведение солдата и офицера в реальных боевых действиях. Результаты оказались неожиданными. Только менее 25% солдат и офицеров боевых пехотных частей армии США во время боя стреляли в сторону противника. И только 2% сознательно целились во врага.

Аналогичная картина была и в ВВС: более 50% сбитых американскими летчиками самолетов противника приходилось на 1% летчиков.

Выяснилось, что в тех видах боев, где противник воспринимается как человек и личность (это пехотные бои, авиационные дуэли истребителей и пр.), - армия неэффективна, и практически весь урон, причиняемый противнику, создается только 2% личного состава, а 98% не способны убивать.

Совсем иная картина там, где военные не видят противника в лицо. Эффективность танков и артиллерии тут на порядок выше, а максимум эффективности у бомбардировочной авиации. Именно ею в ходе Второй мировой войны и был причинен максимальный урон живой силе врага (примерно 70% от всех военных и гражданских потерь противника).

Что касается боевых схваток пехоты «лицо в лицо», то их эффективность - самая низкая среди других родов войск. Причина - солдаты не могут убивать.

Поскольку это - серьезнейший вопрос эффективности вооруженных сил, Пентагон подключил к исследованиям группу военных психологов. Выяснились поразительные вещи.

Оказалось, что 25% солдат и офицеров перед каждым боем мочатся или испражняются от страха. В армии США это вообще было нормой. В качестве примера «National Geographic» приводит воспоминания ветерана Второй мировой войны. Солдат-ветеран рассказывает, что перед первым боем в Германии обмочился, но его командир показал на себя, тоже обмоченного, и сказал, что это нормальное явление перед каждым боем: «Как только обмочусь, страх пропадает, и могу себя контролировать».

Опросы показали, что это - массовое явление в армии, и даже в войне с Ираком тоже около 25% солдат и офицеров США перед каждым боем мочились или испражнялись от страха.

Опорожнение кишечника и мочевого пузыря перед страхом смерти - это нормальный животный инстинкт, унаследованный человеком от зверей: с опорожненными кишечником и мочевым пузырем проще спасаться и убегать. Но вот другое психологи объяснить сразу не могли.

Примерно у 25% солдат и офицеров наступал временный паралич или руки, или указательного пальца. Причем, если он левша и должен стрелять левой рукой - то паралич касался левой руки. То есть, именно той руки и того пальца, которые нужны для стрельбы. После поражения фашистской Германии архивы Рейха показали, что эта же напасть преследовала и немецких солдат. На восточном фронте там была постоянная эпидемия «обморожения» руки или пальца, которыми надо было стрелять. Тоже около 25% состава.

Как оказалось, причины лежат глубоко в психологии человека, отправленного насильно на войну. В этих поисках исследователи прежде всего обнаружили, что 95% всех насильственных преступлений совершаются мужчинами, а только 5% - женщинами. Что еще раз подтвердило известную истину, что женщины вообще не пригодны для отправки их Государством на войну убивать других людей.

Исследования также показали, что человек вообще не является агрессивным существом. Например, шимпанзе являют в своем поведении по отношению к сородичам чудовищную агрессивность, которая эволюционно отсутствует у человека, так как, по мнению ученых, агрессивные особи человеческого рода в ходе человеческой истории неизбежно погибали, а выживали только те, кто склонен к компромиссу.

Анализ поведения собак показал, что ИНСТИНКТ запрещает собакам убивать себе подобных. У них есть четкие биологические ограничители подобного поведения, вводящие собаку в состояние ступора, если она начинает причинять другой собаке увечья, угрожающие ее жизни. Оказалось, что и нормальный человек в таких ситуациях становится подобным собакам. Ученые Пентагона, исследуя стресс солдата во время боя, нашли, что у солдата полностью «отключается передний мозг», ответственный за осознанное поведение, и включаются доли мозга, управляющие телом и сознанием с помощью животных инстинктов. Именно этим объясняются параличи рук и пальцев солдат - инстинктивным запретом на убийство себе подобного.

То есть, это вовсе не ментальные или социальные факторы, не пацифизм или наоборот фашизм представлений человека. Когда дело идет к убийству себе подобного, включаются биологические механизмы сопротивления, которые разум человека контролировать вообще не в состоянии.

Как один из примеров «National Geographic» приводит поездку Гиммлера в только что захваченный наш Минск, где нацисты Германии и Беларуси массово уничтожали евреев. Когда на глазах у Гиммлера, идеолога и организатора уничтожения евреев, расстреляли минского еврея, глава СС стал блевать, стал падать в обморок. Одно дело - писать далеко в кабинете приказы об убийстве «абстрактных» миллионов людей, другое дело - видеть смерть вполне конкретного одного человека, приговоренного к смерти этим приказом.

Крупнейшие американские психологи Свенг и Маршан, работавшие по заказу Пентагона, выяснили вообще поразительное. Результаты их исследования шокировали: если боевое подразделение ведет непрерывно боевые действия в течение 60 дней, то 98% личного состава сходят с ума.

Кем же являются оставшиеся 2%, которые в ходе боевых столкновений и есть главная боевая сила подразделения, ее герои? Психологи четко и аргументировано показывают, что эти 2% - психопаты. У этих 2% и до призыва в армию были серьезные проблемы с психикой.

Ответ ученых Пентагону был таков: эффективность действий вооруженных сил близкого боевого контакта достигается только наличием психопатов, а потому подразделения разведки или ударного прорыва надо формировать только из психопатов.

Однако в этих 2% есть и небольшая часть людей, которых не отнести к психопатам, но можно отнести к «лидерам». Это люди, которые обычно после армейской службы уходят в полицию или подобные органы. Они не демонстрируют агрессивности, но их отличие от нормальных людей то же самое, как и у психопатов: они могут запросто убить человека - и не испытывать от этого никаких переживаний.

ПОВАЛЬНОЕ УБИЙСТВО

Суть американских исследований человека в том, что сама биология, сами инстинкты запрещают человеку убивать человека. И это было, вообще-то, известно давно. Например, в Речи Посполитой в XVII веке проводили подобные исследования. Полк солдат на стрельбище поразил в ходе проверки 500 мишеней. А потом в бою через несколько дней вся стрельба сего полка поразила только трех солдат противника. Этот факт тоже приводит «National Geographic».

Человек биологически не может убивать человека. А психопаты, которые в войну составляют 2%, но являются 100% всей ударной силы армии в тесных боях, как сообщают психологи США, в гражданской жизни равно являются убийцами и, как правило, сидят в тюрьмах. Психопат - и есть психопат: что на войне, где он герой, что в гражданской жизни, где его место в тюрьме.

На этом фоне сама любая война представляется совсем в ином свете: где 2% психопатов Отечества воюют с такими же 2% психопатов противника, уничтожая при этом массу людей, не желающих убивать человека. А заряжают 2% психопатов на войну политики ради удержания своей личной власти в стране. Идеология тут никакой роли не играет, так как даже Гиммлер блевал от расстрела одного минского еврея, хотя был «идеологически подкован». Войну делают 2% психопатов, которым совершенно не важно, ради чего кого-то убивать. Главное для них - сигнал политического руководства к расправе. Вот тут душа психопата и находит свое счастье, свой звездный час.

Ветераны США Второй мировой и Вьетнама, Ирака, и российские ветераны войн в Афганистане и Чечне - все сходятся в одном мнении: если во взводе или в роте оказывался хоть один такой психопат - значит подразделение выживало. Если его не было - подразделение погибало. Такой психопат решал почти всегда боевую задачу всего подразделения. Например, один из ветеранов американской высадки во Франции рассказал, что один-единственный солдат решил весь успех боя: пока все прятались в укрытии на побережье, он забрался к доту фашистов, выпустил в его амбразуру рожок автомата, а потом забросал его гранатами, убив там всех. Затем перебежал ко второму доту, где, боясь смерти, ему - ОДНОМУ! - сдались все тридцать немецких солдат дота. Потом взял в одиночку третий дот…

Ветеран вспоминает: «С виду это нормальный человек, и в общении он кажется вполне нормальным, но те, кто с ним тесно жил, в том числе - я, знают, что это психически больной человек, полный псих».

В ПОИСКАХ ПСИХОПАТОВ

Пентагон сделал два главных вывода. Во-первых, надо строить боевые действия так, чтобы солдат не видел в лицо врага, которого убивает. Для этого надо как можно больше развивать дистанционные технологии войны и делать упор на бомбардировки и артобстрелы. А во-вторых, те подразделения, которые неизбежно вступают в непосредственный близкий боевой контакт с противником, надо формировать из психопатов.

В рамках этой программы появились «рекомендации» для отбора контрактников. Более всего желанны стали психопаты. Мало того, поиск людей для контрактной службы перестал быть пассивным (отбирая из тех, кто обратился), а стал активным: Пентагон начал целенаправленно искать психопатов в обществе США, во всех его слоях, включая самые низы, предлагая им военную службу. Это было реализацией научного подхода: армии нужны психопаты. А именно - в подразделения тесного боевого контакта, которые в США сегодня только из психопатов и формируются.

США - большая страна, и ее население в два раза больше населения той же России. И психопатов там для службы в армии можно найти за 20 лет «научного подхода» неимоверно много. В этом, наверно, и истоки побед армии США в нынешних войнах. Ни одна армия мира сегодня не может противостоять армии США не только из-за технологий, но в первую очередь из-за того, что США первыми в мире разобрались в науке убийства и формируют ударные подразделения только из психопатов. Сегодня один профессиональный солдат армии США стоит сотни солдат прочих армий, потому что найден и отобран как психопат.

В итоге армии других стран все так же болеют той же самой болезнью - в тесном бою только около 2% способны реально воевать, а 98% - убивать не могут. И только США здесь существенно изменили эффективность контактного боя своих войск, приведя ее от 2% во Второй мировой войне к 60-70% сегодня. Только за счет активного призыва психопатов.

Но все это заставляет нас взглянуть на саму любую войну как на проявление психопатии. Тем более что воевать успешно могут только психопаты. В нормальном обществе мы психопатов лечим. Не пора ли нам и от самой войны излечиться, если, согласно исследованиям ученых, человек не хочет воевать, не может воевать, не предназначен Природой или Богом воевать. Человек не должен воевать. Это норма. А все остальное - психопатия, болезнь.

Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
Анри Барбюс

Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима.
Александр Невзоров

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Лао-цзы

Я полагаю, что рациональные объяснения природы войн далеки от истины по крайней мере по двум причинам: войны по природе своей иррациональны и ведут их не столько даже для захватов, сколько ради навязанных обществу мифологий либо глубоко спрятанных вожделений.

Мифами, отражающими вожделения народов, являются национальные идеи, не имеющие никакого отношения к правде, но сплачивающие людей и ведущие их на войну. Политика - конкуренция мифов и при всей условности, искусственности и неадекватности коллективных мифов они ведут одни народы к процветанию и успеху, а других выбрасывают на обочину исторического процесса. Парадигмальные изменения общественных структур, такие как войны, революции или иные сингулярности - не что иное как смены мифов. Народы существенно отличаются качеством жизни не из-за биологии, генетики или географии, а благодаря доминирующим идеям-представлениям о реальности, заложенным в конституции или правилах игры.

В книге "Русский фашизм" я писал, что фашизм является не столько социальным явлением, сколько негативным свойством человеческой души, свойством патогенным и разрушительным, извлекающим из людей всю мразь, самые низменные и темные качества человеческой природы. Эрих Фромм считал, что человеческий мозг живет в ХХ веке, сердца же большинства людей - в неолите. Поэтому фашизм рождается изнутри, из самих душ, которым нужны враги, внешние и внутренние, а зажигают эти души агрессией и ненавистью нелюди ада, бесы разных калибров, одержимые мифами и психическими патологиями собственного сознания.

Война - это всегда сатанизм, психическое отклонение от нормы, заражающее охлос, быдло, пекус, агрессивную, темную и невежественную часть населения. Поражая народные массы, такого рода сатанизм ведет к коллапсу государств и империй. История учит, что народы и страны, ставшие на этот порочный путь, движутся в небытие. Война - это заражение народных масс войной с помощью химер, воспринимаемых быдлом, как патриотический долг, святая обязанность или героизм. Альберт Эйнштейн по этому поводу писал: "Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом - как сильно я ненавижу всё это, какой низкой и подлой является война".

«Есть центры принятия решения, и есть место сражения. Приближаясь к месту сражения человек, начинает подвергаться тем чувствам и ощущения, которые далеки от его интересов. Органы чувств напряжены, обострены, сосредоточены до такой степени, когда наступает момент невосприимчивости более ни к чему. В голове становится пусто. И прошлое, и будущее исчезают; в момент разрыва снаряда такие понятия как «потому, что» и «для того, что» попросту не существуют, тогда как тело и разум стремятся к полной концентрации, без которой человеку в этих обстоятельствах не выжить. Говоря прямо, в основе битвы никогда не может лежать интерес, потому что у мертвых нет интереса. Человек вполне может отдать жизнь за Бога, короля, страну, семью, или даже за все сразу. Однако утверждать, что он сделал это потому что у него был некий посмертный «интерес», состоящий хотя бы в выживании самых близких и дорогих ему людей, было бы искажением смысла данного термина и превращением его в собственную карикатуру».

Мотивы, которые побуждают людей идти на войну и жертвовать жизнью, темны как книги Гримуара или заклинания для вызова бесов. Для нормального человека абсурдно умирать ради собственных интересов, но умирать ради чьих-нибудь психических патологий - еще абсурднее.

В своих глубинах война не инструмент политики и даже не массовое убийство ради определенной стратегии или цели, война - безумие одних, заражающее массу других. И чем больше крови пролито во имя сумасбродного мифа, тем священнее этот миф и его символы в сознании безмозглых.

«Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто».

Я обращаю внимание на то, что для всех без исключения поджигателей войн цели, ценности, символы кровопролития являются способами заражения йеху, такими же как понятие «наших бьют», «честь», «слава», «патриотизм», «победа», «энтузиазм», «знамя» или «награда».

Война - это не грандиозный театр, а гигантская скотобойня. И то, что вся история человека - это история войн, свидетельствует, что бесовство всегда брало и по сей день берет вверх над божественностью. За обозримую историю не было ни минуты на планете, когда где-нибудь не шла бы война, и до XX века примерно до 10 процентов населения Земли погибало в результате военных действий.

«Даже самые великие литературные произведения древности - это в основном вдохновенные повествования о том, как Ахилл выдирает сухожилия из Гектора, Шива раздает пинки асурам, прекрасный Усивака изничтожает дом Тайра, а Кухулин, сломав спину своему другу Фердиаду, говорит по этому поводу несколько добрых, прочувствованных слов. Про Библию и говорить нечего: там сплошное избиение младенцев от первой страницы до последней… Учитывая, что биологически человек - каннибал и падальщик, другого поведения от него, наверное, ждать было бы наивно».

Я еще мог бы понять стремление кроманьонца выпустить кишки из неандертальца, но ведь 99 % всех компьютерных игр, ныне выпускаемых в мире, предполагают, что игрок будет развлекаться убивая. А Вам известны игры, в которых нужно лечить, растить или строить?

Создав грандиозные мегаполисы, запустив спутники и летая на Луну, человечество так и не придумало ни одной идеологической системы, которая однозначно говорила бы, что война - это безумие, это опасность уничтожения человечества. А немногочисленные пацифисты всегда представлялись обществу и воспринимались большинством как существа малахольные, плохо понимающие важность и ценность «исторических моментов» и «великих побед». Я уж не говорю о «самом духовном» институте человечества: почти все мировые религии так или иначе поддерживают «святое право» одних народов резать другие народы, и не просто поддерживают, а благословляют массовое уничтожение, по сей день освящая ракеты и атомные бомбы.

Мне практически не известны получившие массовую поддержку теории, ориентирующие людей на сотрудничество и мир, но зато существуют десятки теорий, объясняющих неотвратимость войны: «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс). Фрейд объяснял войну агрессией и тягой к смерти, Мальтус - борьбой с перенаселением, Гегель - законами диалектического развития общества, Ленин - классовой борьбой, Гитлер - преимуществом одной расы над всеми остальными, Лоренц - врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, современные ученые - естественным проявлением коллективизма…

Теоретики замечательно показывают, в каких условиях люди охотнее воюют, но никто не разъясняет, зачем они вообще это делают? Тем более - в наши дни, когда война особенно разорительна для всех сторон конфликта и крайне невыгодна для ее участников.

«В общем, если бы люди тратили столько же усилий, сколько тратят на войны и на поиски компромиссов, они бы, несомненно, сумели решать все мировые вопросы, проливая одну-единственную жидкость - чернила».

Иногда войну называют зверством, даже говорят о «зверином оскале патриотизма», но мне неведомо зверство в виде перманентных и полномасштабных боевых действий самых беспощадных хищников. Да, хищники могут охотиться группами, но, встретив более сильного конкурента, чаще всего убегают. Они умеют охотиться, но не вступать в битвы. Поэтому термин «обезьяна с гранатой», наверное, была бы оскорбительной для обезьян… Поэтому даже если человеческая агрессивность и имеет глубокие биологические корни, то количественно у человека нет конкурентов за исключением вирусов…

Только скотская покорность и фанатизм человеческих толп делали и до сих пор делают возможным существование войн.

Война - это психоз, порожденный неумением прозревать взаимоотношения вещей. Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления. Война - варварство. Война - учитель насилия. Война - преступление, которое не искупается победой. Война - политический рак, разъедающий тело самых сильных государств. Война - это гидра, которая в современных условиях угрожает самому существованию человечества. Война - не приключение. Война - болезнь. Как тиф. Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны. Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.

Ведущий войну с другими не заключил мира с самим собой. Война и культура - несовместимы, они существуют в различных сферах и разговаривают на разных языках. Я убежден, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством. Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире. Если мы не прикончим войны, война прикончит нас.

«С тех пор, как Земля вращается вокруг солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря войне. Война - естественное и обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. У нее нет начала, нет конца. Война - это сама жизнь. Война - это отправная точка».
Адольф Гитлер "Моя борьба"

Дети о войне.

Мясорубка - это и есть война.
Алексей, 6 класс

Война – это самое страшное слово во всех языках мира. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, войны на Земле не прекращаются. От копий, стрел и щитов человечество пришло к самому страшному и разрушительному оружию – атомным бомбам, применение которых может уничтожить дом всего живого – планету Земля.
Но Войны не проходят сами по себе, их начинают люди. Группы, стоящие у власти, решают судьбы народов. Эти опьяненные силой и властью политики стремятся к мировому превосходству, не понимая самого простого и главного, что каждый человек на Земле любой национальности и любого цвета кожи имеет право на жизнь…
Долгова Ирина, 6 класс

В этом году наша страна празднует 60-летие Победы. Во время войны огромное количество людей погибло и много пропало без вести. Война, я не хочу встречаться с тобой. Ты такая подлая, противная, мерзкая, приносящая горе всем. Многие дети остались без родителей…
Филиппова Даша, 6 класс

У Войны не женское лицо. У Войны лицо смерти. Война, ты несешь с собой боль и страдания. Ты унесла миллионы жизней. Ты сделала несчастными каждого второго на земле. Там, куда приходишь ты, уничтожается все живое и человеческое. Ты приносишь горе и разрушение, болезни и голод. Твои щупальца простираются на многие тысячи километров. Из-за тебя остаются дети сиротами, жены без мужей, матери без сыновей.
Тебя не должно быть.
Петрова Анастасия, 6 класс

Я ненавижу тебя, Война! Мне противны все люди, которые разжигают великий Огонь Войны. А ведь именно в этом Огне сгорают человеческие мечты, жизни и судьбы! Ну, а больше всего мне противны люди, которые фанатично следуют за тобой, которые обожествляют тебя, Война! Ведь эти люди не живут в нашем мире, они живут в мире, где главными ценностями являются не героизм и патриотизм, а в мире, где ценятся злость, ненависть, жестокость и коварство.
Фурсова Надя, 6 класс

Война! Что это такое? Какой страшный смысл хранит в себе это слово? Я хочу, чтоб ты больше не повторялась. Когда ты началась, ты унесла очень много жизней. Из-за тебя пострадали дети. Многие из них потеряли родителей. Я не хочу больше выстрелов. Я хочу, чтоб ты, наконец, кончилась, а на Земле воцарился мир.
Фиохин Антон, 5 класс

Обращаюсь к тебе, Война, не с уважением, а с презрением. За то, что ты бесцеремонно вторглась в наши дома, неся хаос и разрушение. Все те страдания, которые ты причинила, мы никогда не забудем. Вспоминая эти события, мы будем проклинать тот день, тот год и тот час, когда ты пришла в наши города.
Ларькова Арина, 7 класс

Война, ты гибель невинных людей, природы. Ты уродуешь землю, выжигаешь леса. Война, ты катастрофа всей Земли. Ты забираешь из жизни лучших людей, смелых и отчаянных, которые, не задумываясь, отдают свою жизнь ради жизни других. Я ненавижу тебя и хочу, чтобы люди жили в мире и никогда не знали тебя. Война, ты кровожадный хищник. Мы против тебя. Да здравствует жизнь и мир!
Фисенко Ксения, 6 класс

Этим вопросом задавались сотни мыслителей и ученых на протяжении всей истории человечества, но так и не пришли к единому мнению.

Законы природы

Существует гипотеза, что война – это один из природных механизмов, регулирующих человеческую популяцию. Определенная логика в данном утверждении есть, ведь человечество давно научилось эффективно защищаться от хищников и многих других природных напастей. Следовательно, как говорил в одном из своих выступлений известный в Интернете персонаж Mr Freeman, нас становится многовато.

Перенаселение

Исходя из предыдущей теории, можно вывести следующую: в связи с тем, что население планеты с каждым годом увеличивается, а территории пригодные для жизни, запасы пищи, воды и полезных ископаемых, напротив, стремительно уменьшаются, военные конфликты становятся неизбежными.
Томас Мальтус полагал, что война - неизбежный результат роста населения в условиях ограниченного доступа к ресурсам.

Амбиции королей

К сожалению, зачастую мирное население мало что решает в политических играх «больших боссов». Таким образом, народы иногда становятся лишь пешками, удовлетворяющими манию власти к захвату новых территорий и сфер влияния на мировой арене.

Древние инстинкты

Некоторые исследователи полагают, что человек стремиться воевать из-за непобежденных животных инстинктов. То есть не потому, что ему действительно нужна данная территория или ресурс, а из-за непреодолимой тяги защищать «свое», даже если оно таковым не является.

Политика и ничего больше

Многие социологи сходятся на мысли, что корни и причины военных конфликтов не стоит искать в психологии и биологии, скорее, уверены они, это всего лишь один из политических маневров, никак не связанных с природой человека. Война в этом случае не многим отличается от прочих инструментах в политических взаимоотношениях между странами.
Дэн Рейтер писал, что войну не следует воспринимать как отказ от дипломатии, это продолжение торговых отношений другими средствами.

Истоки в религии

Если заглянуть в учебник истории, можно проследить интересную закономерность: все войны, так или иначе, связанны с религиозными предпочтениями людей. Так, например, верили, что только воин может попасть в желанную загробную жизнь. Христиане и вели войны с «неверными», желая навязать свою веру другим народам. И даже в новейшей истории мы можем увидеть манипуляцию людьми посредством давления на их религиозные чувства.

Какими бы не были реальные причины возникновения военных конфликтов, современный человек обязан понимать их последствия и стараться избегать разжигания новых войн.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле;
  • совершенствовать умение работать в группах;
  • учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать;
  • воспитывать патриотические чувства.

Приемы:

  • кластер
  • синквейн

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н. Ф. Виноградова; М., “Вентана-Граф”, 2006 г.;
  • иллюстрация репродукции картины В. В. Верещагина “Апофеоз войны”;
  • листы с текстами для работы в группах;
  • тематические листы для составления кластера;
  • Конституция РФ.

Ход урока

I. Стадия вызова.

  • Ответы учащихся на вопросы учителя.
    • Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?
    • Что являлось причиной ваших ссор?
    • Что вы чувствовали?
    • А чем заканчивались ваши ссоры?
    • Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)
  • Сообщение темы урока.
  • Работа в группах (5 групп). Составление кластера “Почему люди воюют?”.
  • Учащиеся высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.

II. Стадия осмысления. Работа в группах. Дополнение кластера.

  • Учащиеся работают в пяти группах.

I гр., II гр., III гр.: тексты на листочках;

IV и V гр.: работа по учебнику (с. 131)

I группа:

“Что такое война и почему люди воюют?

Соперники в искусстве брани
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани,
И упивайтеся враждой!
Пусть мир пред вами цепенеет,
Дивяся грозным торжествам
Никто о Вас не пожалеет,
Никто не помешает Вам.

(А.С. Пушкин)

Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Войну, как известно, начать легко, закончить трудно, выиграть - невозможно. Но в наше время войны давно уже ведутся не ради победы, а исключительно ради удовлетворения чьих-то личных и узкокорпоративных интересов - вот что самое страшное! Ведь все соглашаются, что война - это ужасно, но войны от этого не прекращаются.”

II группа:

“Почему мы воюем? Вопрос, который, наверное, задавал себя любой здравомыслящий человек, вот уже не одно тысячелетие остается без ответа. Что заставляет одного человека хватать оружие и идти убивать другого человека? Современному поколению война видится забавной и интересной игрушкой, где есть подвиги, плотно сжатые зубы, выстрелы с расстояния и гранаты, буравящие землю там, где вы просто не можете умереть. Самое страшное в войне то, что в ней теряется ценность одной единственной жизни, одной единственной свечи, горящей в сумерках чужих судеб и чужой смерти. Единичная смерть, вплетенная в веретено других смертей, не воспринимается человечеством как трагедия. Она воспринимается как еще одна злополучная потеря, еще один промах, еще одно доказательство, что войны без потерь – не бывает.”

III группа:

“Историки подсчитали, что за 5600 лет на Земле было всего 294 года мира. Представляете! Всего 294 года за 5600 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости ненависти! Когда же на Земле закончатся войны? Об этом очень чётко написано в Библии, в пророчестве Исайи. "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
Видимо, когда сбудется пророчество Исайи, закончатся на Земле войны...”

IV и V группы - работа по учебнику (с. 131, I абзац)

В ходе самостоятельной работы учащиеся изучают материал, обсуждают его в группах и рассказывают классу.

В результате обсуждения изученного материала кластер дополняется.

  • Обсуждение в группах. Продолжить высказывание:

Война – это… (смерть, боль, горе, печаль, убийства, грабежи, разбой, насилие, слезы, ужас…)

  • Рассматривание репродукции картины В. В. Верещагина “Апофеоз войны” и беседа с учащимися.

Учитель: “В. В. Верещагин знал, что несет с собой война. Изобразил ее на своих картинах. И сам погиб при взрыве броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны вместе со своим другом С. О. Макаровым – командующим русской эскадрой”.

Что изобразил Верещагин на своей картине?

Как он это сделал?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Самостоятельная работа по учебнику, с. 131, I и II абзац.

Какие бываю войны?

Какая обязанность существует у каждого гражданина страны?

Коллективное составление кластера:

  • Чтение статьи 59 Конституции РФ.
  • Ответы на вопросы:

Какие войны велись на территории России?

Каких героев, полководцев вы знаете?

Как русский народ сражался с врагами?

  • Работа в группах с пословицами. Разделить пословицы на 2 группы, определить их тему (“Защита Родины”, “Война и мир”).

Пословицы:

  1. Береги землю любимую, как мать родимую.
  2. Тот герой, кто за Родину стоит горой.
  3. Мир строит, а война разрушает.
  4. Умелый воин не дрогнет в бою.
  5. Худой мир лучше доброй ссоры.
  6. За край родной иди бесстрашно в бой.
  7. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
  8. Свет победит тьму, а мир – войну.
  9. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
  10. Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление.

III. Рефлексия.

Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (“Когда же на Земле закончатся войны?”)

Происходят ли войны сейчас в мире?

Как предотвратить войны?

Почему мы должны знать о войнах и помнить о них?

Назовите антоним слову “война”.

  • Составление по группам синквейна по теме урока.

I группа.

Война.
Захватническая, освободительная.
Убивает, разрушает, уничтожает.
Пусть исчезнут войны на Земле!
Смерть.

Итог урока.

Заключительное слово учителя. Чтение цитаты высказывания целительницы Ванги: “Придет день, когда ложь исчезнет с лица Земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых будут знать цену жизни и будут оберегать ее”.

IV. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Нарисовать плакат на тему: “Миру – да, войне – нет!”
  2. Написать сочинение на тему: “Почему люди воюют?”

Список использованной литературы.

  1. http://www. AURORA Forum.ru/
  2. “Технология развития критического мышления”. Институт развития образования “Смена”. Санкт-Петербург, 2005 г.
Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию Антонец Владимир Александрович

Почему люди воюют?

Почему люди воюют?

Около 15 000 войн разного масштаба произошло на Земле за 5–6 тысяч лет человеческой цивилизации. Время абсолютного мира составило около 300 лет - менее 2 %. Так утверждают американские исследователи войн и военных конфликтов Лео и Марион Бресслер.

Я не могу судить о том, как они получили такие оценки, но известно, что только Россия после Куликовской битвы более половины времени провела в войнах.

До XX века войны всегда имели ясное обоснование. Воевали за Елену Прекрасную, гроб Господень, за трон, свободу, земли, скот. Воевали за пленных. Так, южноамериканским индейцам не хватало людей для жертвоприношений их кровавым богам. Вавилонскому царству не хватало квалифицированных работников, и его воины пленили израильтян. Всегда оказывалось, что война кому-то чем-то выгодна. Как говорит русская пословица, кому война, а кому мать родна. Поэтому часто объясняли войну выгодой.

Двадцатый век все переменил. Если раньше волей предводителей войну можно было и начать, и прекратить, то в прошлом столетии вооруженные столкновения вышли из-под контроля. В войну втягивались и те, кто никакой выгоды иметь не мог. Парадоксально, но для многих простых людей участие в войне было единственным шансом выжить. Например, можно ли представить советского или немецкого военнообязанного времен Второй мировой, который отказался бы идти в армию? Многие ветераны говорят, что главный итог их войны в том, что они выжили.

Глубинные причины, толкающие людей к войне, к сожалению, остаются неясными. Биологи открыли, что войны ведут и ближайшие эволюционные родственники людей. Шимпанзе убивают себе подобных из другой стаи безо всякой очевидной выгоды - не получают ни пищи, ни территории, ни самок.

Бедствия, вызываемые войнами, заставили людей сконцентрироваться не на причинах баталий, а на способах их предотвращения и минимизации наносимого ими ущерба. В 1962 году вышла книга американской писательницы Барбары Такман «Августовские пушки». До Карибского кризиса, то есть до возможного начала Третьей мировой войны, оставался примерно месяц. Книга попалась на глаза 45-летнему президенту США Джону Кеннеди. Он был потрясен тем, как из-за недостатка информации люди, управлявшие странами, принимали важнейшие решения не на основе фактов, а на основе соображений и домыслов. Эскалация войны шла помимо их воли.

Исторические факты подтверждают, что и Кеннеди, и Хрущев испытывали колоссальное давление со стороны своего окружения. Многие историки склоняются к тому, что именно эта книга повлияла на решение Кеннеди в самый разгар кризиса позвонить напрямую Хрущеву. С тех пор прямые линии связи и регулярные встречи даже потенциальных противников стали нормой, сохраняющей мир.

Другая американская писательница - Лоис Буджолд, указывая на то, что политики и военные не могут предотвратить войны, предложила применить не политический и военный, а техногенный подход. Он состоит в том, что войну рассматривают как предотвратимую катастрофу и вырабатывают процедуры, препятствующие ее возникновению. С Буджолд не так легко спорить, потому что даже военные, прочитавшие ее книги, поражаются точности и глубине стратегического видения.

Вероятно, на свете нет ничего более ценного, чем мирная жизнь. К сожалению, как показывают факты, большую часть времени человечество проводит в войнах и не знает истинных причин их возникновения. Обнадеживает, что люди все больше думают о том, как должны строиться отношения между народами, чтобы не возникало войн.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Почему некоторые люди - левши? Многие родители детей-левшей очень беспокоятся по этому поводу, но еще больше удивляются, когда им говорят, что они не должны и пытаться это исправить. Авторитеты утверждают, что если существует сильное преимущество левой руки и человек

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Почему люди стареют? Вам известно, что в древнем Риме средняя продолжительность жизни у людей была всего 23 года? Еще 100 лет назад в СШАона составляла 40 лет. Большинство людей предпочитает жить долго, и никто не хочет стареть. Но старение - это процесс, начинающийся с самого

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Почему люди заикаются? Самый сложный и требовательный музыкальный инструмент, который можно себе только представить, - это, вероятно, человеческий речевой аппарат. В него входят живот, грудная клетка, гортань, рот, нос, язык, небо, губы, зубы. Наиболее важны при

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Почему люди ходят во сне? Такие случаи встречаются нечасто. Но поскольку хождение во сне - это определенная форма поведения, то в этом нет ничего таинственного. Чтобы понять это явление, следует начать с самого сна. Сон нам нужен для того, чтобы уставшие органы и ткани

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Т. Горр. Почему люди бунтуют Измерение сильных беспорядков характеризуется в значительной степени спонтанной борьбой в виде мятежей и демонстраций. Это в корне отличается – и статистически, и по существу – от того, что может быть названо измерением революционности,

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Почему люди заикаются? Все мы встречали людей, которые заикаются. К таким людям надо относиться с пониманием и сочувствием, но, к сожалению, находится много таких людей, включая и шутников, которые считают это предметом для насмешек. Заикание или запинание происходит,

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Почему люди курят? Миллионы людей знают, что курение опасно для здоровья, и тем не менее миллионы людей курят. Почему? Специалисты из многих отраслей знания, занимавшиеся этим вопросом, считают, что процесс, благодаря которому курение становится привычкой, равно как и

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Как и почему люди кашляют? Кашель – важный механизм защиты легких. Это сильный, резкий выдох воздуха в результате сокращения мышц дыхательных путей. Воздух выталкивается с большой скоростью, что позволяет очистить дыхательные пути от инородных веществ.Кашель могут

Из книги Особо опасные преступники [Преступления, которые потрясли мир] автора Глобус Нина Владимировна

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ УБИЙЦАМИ? Пожалуй, больше всего вопрос этот волнует психологов и писателей. Теорий на этот счет хватает. Но если обобщить их, то окажется, что они делятся на несколько основных групп.Итак, что же делает человека разумного человеком

Из книги Южно-Африканская Республика. Демо-версия для туристов из России автора Згерский Иван

Почему люди боятся скорпионов? Надо сказать, что люди боятся скорпионов не напрасно. Хотя скорпионы в поисках пропитания нападают прежде всего на насекомых, мокриц и своих ближайших родственников – пауков, они могут укусить и человека.Укусы скорпиона не только очень

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Почему люди воюют с воронами? Вороны – очень интересные создания. Некоторые из них считаются долгожителями и как будто живут до 300 лет. Этим вороны даже заслуживают особого почтения, ведь они столько видели на своем веку и должны быть мудрыми. Но люди не очень-то любят

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

Почему люди едут в ЮАР? Видимо, начитались Айболита.Впервые на землю ЮАР, как и многие, я ступил в аэропорту Йоханнесбурга. Стояло лето, вечерело, было очень тепло. Вокруг простиралась равнина, застроенная производственными помещениями и ангарами. Горизонт был в дымке. Я

Из книги автора

Почему Турция, Израиль и Иран не воюют против Исламского государства в полную силу? ГЕОРГИЙ МИРСКИЙисторик, политолог, главный научный сотрудник ИМЭМО РАНТурция не воюет, потому что ИГ для нее враг даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Главный соперник Турции

Из книги автора

Почему и как люди стареют? Как ни удивительно, с научной точки зрения проблема старения весьма молода. Пока старых людей на Земле было мало, эта проблема не казалась актуальной. Так, в Европе конца XIX века средняя продолжительность жизни составляла 39 лет, а Россия

Из книги автора

Почему люди зевают? Если обратиться к медицинской энциклопедии 30–40-летней давности, можно прочитать, что-то похожее на то, что «зевание представляет собой безусловный рефлекторный акт, широко распространенный среди млекопитающих, рептилий и рыб. Оно имеет