Почему ребенок плохо засыпает и что с этим делать. Трудно уложить ребенка спать? Не делаем типичных ошибок Как уложить ребенка спать без слез

Как укладывать спать своего ребенка? Многие семьи сталкиваются с ситуациями, когда время сна пришло, а малыш бодр и не хочет идти в кровать. Эта проблема решается просто, если родители начинают вести себя грамотно.

Вопреки устойчивому мнению – не всем детям необходим дневной сон. Если новорожденный спит большую часть суток, то к 7 месяцам ребенок спит днем только два раза. Дети до 4 лет обычно спят один раз после обеда, но все зависит от темперамента, особенности психики и нервной системы, способности быстро восстанавливать энергетический баланс.

Если малыш без дневного сна остается спокоен и весел вплоть до вечернего отхода в кровать, беспокоиться не нужно. Тем более, если не получается укладывать ребенка спать без истерик днем. Если же он заметно устает, начинает нервничать или капризничать – это явный сигнал, что нужен еще один отдых в течение дня. А деток, которые любят поспать 3-4 часа после обеда, а потом плохо ложатся вечером, наоборот, стоит пораньше разбудить (1-2 часов вполне достаточно).

Для организации полноценного дневного сна родителям можно посоветовать:

  • установить режим дня, в котором в 6 утра – подъем, в 8-9 вечера – отход ко сну. Тогда до обеда проходит достаточно времени, чтобы ребенок мог устать;
  • организовать обучающие занятия, длительную прогулку в первой половине дня. После – плотный обед. Большинству малышей этого достаточно, чтобы крепко заснуть сразу после еды;
  • проветрить детскую комнату;
  • установить в доме спокойную атмосферу, задернуть шторы, можно включить для младенцев или звуки океана (дождя, ручейка).

Способы уложить ребенка спать ночью

Есть несколько нюансов, которые помогут родителям тратить меньше времени на подготовку ко сну, а малышам крепко засыпать в своей кроватке в хорошем настроении. Прежде всего стоит установить одно время для укладывания и ежедневно его придерживаться, независимо от обстоятельств. За 1-1,5 часа до сна нужно поужинать и заняться чем-то спокойным: почитать книжку, прибрать игрушки, собрать робота и т. д.

Что делать перед вечерним сном:

  1. Проветрить детскую комнату. Лучше всего поддерживать в ней температуру 22-24 ºC и влажность 50-70 %. Если будет слишком жарко, малышу будет трудно заснуть.
  2. Укладывать ребенка желательно в полумраке и приучать спать в темноте, это важно для правильной выработки гормонов.
  3. Если укладывать ребенка спать в одном и том же положении, наиболее комфортном для него, это будет своеобразный «якорь» засыпания.
  4. Желательно иметь свой собственный сценарий, который будет ежедневно сопровождать отход ко сну. Это может быть: , обсуждение планов на завтра, чтение книжки или прослушивание аудиосказки (музыки), пожелание добрых снов и т. д.

Что делать, если ребенок не хочет спать, потому что боится темноты?

Есть несколько правил, соблюдение которых помогает родителям вырастить ребенка, который не боится один спать в темной детской и другим может показать пример:

  • Следует проанализировать поведение самих родителей. Практически невозможно воспитать храброго ребенка, если взрослые в семье сами находятся в состоянии тревоги, страха или просто в постоянном напряжении. Если мама и папа смогут научиться демонстрировать малышу спокойствие и чувство удовольствия от жизни, у него не будет повода бояться чего-либо.
  • Детская комната должна быть уютной и вызывать у малыша чувство защищенности. Для этого родителям нужно уважать его право на «свою территорию»: не наводить в детской насильно чистоту и порядок, обустроить все так, как хочется ребенку.
  • Желательно поставить в комнате любимого чада светильник – ночник. Пусть это будет какой-нибудь персонаж, который в маминых сказках оберегает его от всех неприятностей. Включился свет – активировалась защита.
  • Иногда достаточно просто не закрывать дверь детской плотно. Тогда малыш слышит всех остальных членов своей семьи, чувствует, что он не один, и помощь, если что, близко. Сон станет спокойнее, и ребенок не будет тревожиться из-за темноты.
  • Не нужно стыдить ребенка за то, что он боится. Лучше всего сказать, что вы его понимаете и похвалить, если он будет делать успехи. Сказать, как вы гордитесь им, что спать в детской комнате одному – это очень храбро.

Если же у ребенка случаются истерики перед темной детской, он просится на руки или приходит ночью спать к родителям – лучше всего сходить к детскому психологу.

Как правильно укладывать спать без кормления

Для ребенка очень важно иметь полноценный сон для развития центральной нервной системы. Есть методы, которые помогают установить такой режим сна, при котором грудничок будет засыпать без кормления и спать всю ночь. Для этого нужно:

  • урегулировать частоту и продолжительность сна так, чтобы малыш не переутомлялся, не спал слишком долго в светлое время суток и хотел ложиться спать вечером. Перед отходом ко сну он должен бодрствовать хотя бы 4 часа;
  • устраивать продолжительную прогулку на улице после обеда;
  • ежедневно перед сном купать ребенка в приятной теплой воде;
  • перед сном плотно покушать;
  • ложиться в мягкую удобную кровать, желательно надеть подгузник, который будет хорошо впитывать.

Если все сделать правильно, малыш устанет и будет сладко спать всю ночь. К слову, если детский ночной сон прерывается на несколько мгновений – это нормально. Если мама чувствует, что ребенок начинает просыпаться, желательно ничего не предпринимать и подождать, когда он заснет самостоятельно.

Как уложить ребенка спать без укачивания

Многие педиатры советуют не укачивать грудничка перед сном, поскольку у него вырабатывается прочная связь между укачиванием и засыпанием. В этом случае, если его не укачивать, он не будет спать. Трудности начинаются тогда, когда ребенок становится слишком тяжелым для маминых рук.

Существуют различные техники, которые помогают урегулировать вопрос сна без укачивания. Есть экологичные и менее щадящие методы, в зависимости от того, насколько быстро семья решила добиться результата. Один из самых популярных – испанский метод. Он предназначен для детей старше полугода и позволяет за неделю научить малыша спать в своей кроватке без укачиваний. Маме нужно спокойно и уверенно совершить ритуал отхода ко сну: например, дать малышу его игрушку, которая будет с ним спать. При этом мама говорит: «Сейчас мы будем учиться спать. Ты ляжешь со своим мишкой и будешь крепко спать до утра. Я очень люблю тебя».

У большинства родителей возникают сложности при организации детского сна. Ребенок плохо засыпает днем, мало спит, часто просыпается ночью или вовсе отказывается спать. Это приводит к усталости родителей, они стремятся уложить младенца спать при его нежелании и достаточной активности. Ребенку необходим отдых, вся семья вынуждена подстраивается к режиму малыша, возникают неудобства. Доктор Комаровский дает несколько общих рекомендаций, как уложить ребенка спать.

Расстановка приоритетов

Малыши быстро устают, нуждаются в полноценном отдыхе для восстановления сил. Он помогает развитию головного мозга и нервной системы. Недостаток сна ведет к хронической усталости, снижению защитных свойств организма. Большинству малышей важен дневной отдых.

Сон малыша не должен приводить к бессоннице родителей. Связь матери с новорожденным особенно сильная, он чувствует ее эмоции и реагирует схожим поведением. Хронический недосып у мамы, измотанность, напряженная обстановка в семье приводят к беспокойству ребенка. В результате он хуже спит, режим сна у остальных членов семьи нарушается. Попытки уложить малыша выматывают сильнее. Сложно говорить о правильном развитии ребенка и здоровых взаимоотношениях у родителей. Главный приоритет – положенный отдых всех членов семьи.

Режим сна

Отдых нужно организовать в соответствии с общими требованиями семьи. Определяя режим сна ребенка, нужно решить, во сколько укладывать малыша удобнее родителям. Это может зависеть от графика работы, необходимых дел по дому, учебы старших детей. Нельзя пренебрегать дневным сном.

Для установления комфортного режима, нужно понаблюдать за особенностями малыша: заметить дневное и вечернее время снижения его активности. Грудничок начинает показывать, что хочет спать, трет глазки, зевает, капризничает. Лучше начать его укладывать, он быстрее заснет.

Установленный режим необходимо обязательно соблюдать. Если решили укладывать ребенка в 23.00, нужно придерживаться выбранного времени. Правило касается и дневного сна. Расписание сформирует у малыша привычку и способствует быстрому засыпанию в установленное время. Правильно организованный режим сна младенца позволяет полноценно отдохнуть всей семье.

Где лучше укладывать?

Родные вправе самостоятельно определять место отдыха для ребенка. Можно брать младенца в свою кровать, если родителям так удобнее. Новорожденные легче и быстрее успокаиваются, если находятся рядом с мамой, чувствуют родной запах. Стоит помнить, что высыпаются родители в кровати с новорожденным плохо, приходится постоянно контролировать малыша. Если ребенок старше 3 месяцев продолжает спать с родителями, в последствии сложно приучить его ночевать отдельно.

Доктор Комаровский рекомендует укладывать малыша спать в отдельную кроватку. Оптимальным ее расположение в спальне родителей считается до года, потом рекомендуется отдельная комната, детская. Многие современные педиатры выступают против того, чтобы ребенок спал совместно с родителями, это не способствует формированию здорового детского сна.

Укладывание ребенка в кроватку для дневного и ночного сна способствует быстрому засыпанию и крепкому сну. Формируется устойчивый рефлекс «кроватка – сон». Постоянная смена места отдыха приводит к беспокойству, новизна вызывает интерес, изучение окружающего пространства. В тревожном состоянии ребенку сложно уснуть.

Зачем будить?

Родители стараются не беспокоить спящего ребенка. Продолжительный дневной сон приводит к активному бодрствованию и трудностях при укладывании вечером. С возрастом ребенок меньше спит в дневное время. Потребности у разных детей индивидуальны. Существуют средние показатели необходимого количества сна:

  1. Детям младше 3 месяцев требуется 15- 20 часов в сутки;
  2. Полугодовалый малыш спит 15 ч;
  3. Годовалому ребенку необходимо 14 ч.

Если 6-ти месячный малыш будет спать днем больше восьми часов, вечером он долго не уснет, ночной отдых значительно сократится. Лучше ограничить дневной сон. В первый месяц новорожденному требуется намного больше времени для восстановления сил, стоит будить его для кормления, купания, необходимых процедур.

За детьми старше 3 месяцев нужно понаблюдать. Если дневной сон достаточно долгий, а ночью его трудно уложить, нужно пораньше разбудить его в дневное время пораньше и посмотреть, как он заснет вечером. Прием поможет отрегулировать режим сна.

С возрастом у многих детей резко снижается потребность дневного сна, это связано с индивидуальными особенностями. Если ребенок плохо, мало спит, не стоит насильно его заставлять. Достаточная активность, хорошее самочувствие в течение дня и быстрое засыпание вечером указывают на то, что он спокойно обходится без дневного сна.

Режим кормления

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

Нужно посмотреть на поведение сытого грудничка. Если он становится активен, необходимо кормить его за час до сна. Он успеет успокоиться и не нарушит режим. Многие дети легко засыпают после еды, нужно кормить их перед тем, как укладывать спать и в дневное, и в ночное время.

Месячного ребенка кормят 1-2 раза ночью, обычно по требованию. Постепенно ребенка приучают к кормлению в определенное время, детям старше 3 месяцев ночью бывает достаточно разового приема пищи. У детей старше полугода нет биологической потребности ночного кормления.

Стоит помнить, что ночью грудной ребенок просыпается не только от голода. При организации режима кормления не стоит торопиться прикладывать его к груди или поить из бутылочки со смесью при пробуждении раньше установленного времени. Часто младенец самостоятельно успокаивается и засыпает. Но необходимо накормить его при усилении плача.

Активность в дневное время

Малыш весь день с интересом познает мир, получает много новой информации. Насыщенная жизнь грудничка помогает быстрее засыпать, способствует крепкому сну. Есть разные способы:

  • Ежедневные прогулки по улице, дневной сон на свежем воздухе;
  • Игры с малышом, прослушивание музыки, чтение вслух сказок;
  • Различные формы изучения окружающего мира, знакомство с новыми людьми, общение с детьми и родственниками;
  • Массаж, гимнастика для малыша.

Мероприятия способствуют и здоровому сну, и общему гармоничному развитию ребенка. Важно ограничить активное времяпровождение непосредственно перед тем, как уложить спать новорожденного. Малыш успокоится, ему легче настроиться на сон. Рекомендуется отключать посторонние источники звука и приглушать свет, чтобы ребенок не отвлекался и в будущем не боялся темноты. Если при отключении света он начинает капризничать, нужно попытаться успокоить его, не включая освещение.

Многие малыши засыпают быстрее при покачивании на руках, в кроватке. Комаровский считает метод вполне допустимым. Но злоупотребление подобным способом может привести к бессонным ночам, когда родители по очереди качают младенца. По возможности нужно приучать его к засыпанию в кроватке, и готовиться к капризам и плачу в первое время привыкания.

Воздух в комнате малыша

Комфортная температура воздуха в помещении для сна 18°С, оптимальная влажность от 50 до 70%. В душной комнате малышу тяжело уснуть из-за нехватки воздуха. Необходимо регулярно проветривать для поступления кислорода. В слишком теплой спальне спящий малыш сильно потеет, просыпается от дискомфорта, возрастает вероятность простуды. Жаркий воздух может вызвать обезвоживание, плохое самочувствие.

Сухой воздух приводит к пересыханию и отеку слизистых носоглотки. Возникает снижение местного иммунитета, благоприятные условия для развития вредной микрофлоры, ослабление организм.

Необходимо регулярно проводить влажную уборку, использовать увлажнители для воздуха и контролировать показатели с помощью термометра и гигрометра. Терморегуляция детского организма отличается от взрослой, родителям сложно определить комфортную для малыша температуру по своим ощущениям.

Купание для крепкого сна

Водные процедуры играют важную роль для гигиены ребенка. Купание позволяет развивать его, укрепляет мышцы, способствует снятию усталости. До заживления пупочной ранки нужно использовать отдельную ванночку для купания, чтобы свести риск инфицирования к минимуму. Потом лучше использовать общую большую ванную, чтобы малыш мог плавать, двигать ручками и ножками, плескаться.

Купание выступает в качестве полезной физической нагрузки и доставляет радость малышу. Положительные эмоции, расслабление после физической нагрузки способствуют хорошему сну. Для ухода за кожей в воду добавляют , заранее проверив аллергическую реакцию у малыша.

Подходящая температура теплая, 36°. Горячая вода действует раздражающе на нервную систему малыша, вызывает обратный желаемому эффект. Проводить водные процедуры рекомендуется незадолго до сна, большинство малышей практически сразу засыпают.

Кроватка для малыша

Как правильно организовать место для сна? Нужно подобрать ровный и достаточно плотный матрас, чтобы он не сильно прогибался под весом ребенка и быстро восстанавливал форму. Для правильного формирования позвоночных изгибов следует отказаться от подушки: она показана детям старше двух лет. Одеяло нужно легкое, не вызывающее перегрева и замерзания.

Постельные принадлежности должны быть выполнены из качественных натуральных материалов. Синтетика плохо пропускает воздух и влагу, приводит к опрелостям у ребенка, может вызывать аллергию. Нужно внимательно подбирать средства для стирки детских вещей, лучше не использовать различные кондиционеры.

Подгузник для сна

Доктор Комаровский считает, что правильно подобранный подгузник способствует крепкому ночному сну. Комфорт важен для крепкого сна ребенка. Его спокойствие позволяет выспаться родителям. Следует выбирать качественные модели, безопасные для здоровья ребенка при достаточно продолжительном воздействии.

Соблюдение правил поможет организовать режим сна, питания и отдыха ребенка. Если укладываем спать по Комаровскому, важно соблюдать установленную последовательность, чтобы сформировать у малыша привычку, и он засыпает значительно быстрее. Родители должны действовать мягко, но уверенно. Важно оставаться доброжелательными, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.

Приучение к расписанию может вызывать недовольство, капризы, плач. Необходимо отнестись к малышу с пониманием, не злиться и не ругать его. Плач – основной способ выразить эмоции, ребенок может без особого вреда немного поплакать. Сформированный график облегчит жизнь родителей и малыша, поможет ребенку быстрее засыпать, позволит семье полноценно отдыхать и высыпаться.

Kонсультант по сну Нина Гофман объясняет, что нарушение сна - это серьезная штука, которая у детей встречается довольно редко. Гораздо чаще сами родители допускают ошибки, из-за которых дети испытывают сложности со сном. Но не стоит отчаиваться, все можно исправить.

Вовремя укладывайте

Нормальное время для отхода ко сну для малыша - от 18.30 до 19.30. Начиная с 6 недель у младенцев к вечеру начинает вырабатываться большее количество гормона сна - мелатонина, с его помощью нам проще уснуть. С его же помощью удлиняются фазы глубокого сна, которого у младенцев очень мало. Это очень важная фаза сна, в том числе она способствует выработке гормона роста, работе в особом режиме нашего пищевого тракта, печени и других внутренних органов.

Этот глубокий сон происходит как раз в первую половину ночи (примерно с 19 до часу ночи). Правильно последовательно укладывайте младенца именно в это время, вскоре паттерн его сна изменится.

Забудьте про гибкий режим

Режим - это ритм дня, который для младенца крайне важен, начиная с 3-4 месяцев. Это возраст, когда ребенок начинает потихоньку ориентироваться, и все внешние раздражители превращаются для него из сплошного потока в отдельные куски информации. Этих раздражителей много, мир перед ребенком огромный, непонятный, а в режиме он находит цепочки, последовательность событий. Вот он спит, потом просыпается, ест, активничает, гуляет, потом ему меняют памперс, готовят ко сну, закрывают занавески, и тут он снова спит. Ему спокойно, комфортно, он примерно понимает, чего ждать. Есть рутина, которая успокаивает, не слишком много сюрпризов. Дети – страшные консерваторы, они не любят ничего нового, они быстро привыкают к определенным порядкам и не хотят ничего менять. Не потому что они контрол фрики, а потому что им необходимо минимальное ощущение контроля над своей жизнью. Важно также проговаривать младенцу, что мы собираемся с ним делать – слов он не поймет, но постепенно у него возникнут ассоциативные связи слова с действием.

Я часто слышу от родителей «он не хочет спать». Речь, например, идет о восьмимесячном младенце. Он что, сам встал и сказал, что не хочет спать? Он лежит в кровати и орет. Часто бывает, что ребенок перевозбудился - так это не потому, что он ЕЩЕ не хочет спать, а потому что он УЖЕ не хочет спать. Как это происходит? Мы рождаемся с незрелым мозговым аппаратом, но после рождения он развивается с космической скоростью - в него поступают тонны новой информации. Вся информация должна уложиться в мозгу, каким-то образом увязаться друг с другом. Каждые сутки мозг младенца вырабатывает порядка 3 миллионов новых связей. Его мозг работает очень интенсивно, и ему надо отдыхать. Отдых для мозга - это сон. Но мозг не может сам пойти уложить себя спать, он не может, как батарейка, взять и сесть. Он зовет на помощь гормоны стресса, они помогают ему функционировать в этих условиях. Он дает команду щитовидке: а ну, дай-ка мне адреналина и кортизола. Чтобы это произошло, ребенку нужно просто не заснуть вовремя – достаточно 10 минут, получаса, часа (в зависимости от возраста и врожденной степени возбудимости). И механизмы торможения у детей поначалу не работают или работают очень плохо, поэтому им нужна грудь, чтобы взяли на ручки, еще что-то внешнее, чтобы их утихомирить (соска, коляска, и т.д.). Все эти истерики, невозможность заснуть - это адреналин.

Следите за дневным рационом

Этот пункт больше касается младенцев. У младенцев часто бывает так, что в течение дня они недоедают. В районе 6-7 месяцев наступает период, когда есть становится скучно – то дети висели на груди по сорок минут и не отцепишь, а тут 5 минут поели и завертели головой. В этом возрасте происходит очередной скачок развития, они видят гораздо больше вещей, у них появляются новые возможности для исследования, познания мира. Это пересиливает потребность в еде. Заморил червячка и пошел исследовать дальше. Получается, что они днем недоедают, а ночью просыпаются каждый час, чтобы поесть.

Дневной сон должен быть полноценным

Бывает, что днем дети недосыпают, у них накапливается усталость, и к вечеру они слишком возбуждены. Некоторые родители ошибочно предполагают, что если не дать слишком много спать днем, то ночной сон улучшится. Но в результате из-за повышенного уровня гормонов стресса в крови не только заснуть тяжело, но и сон получается некачественный, менее глубокий, поверхностный. Из такого сна легко проснуться. И некоторые просыпаются каждые 10-15 минут.

Давайте детям уставать физически

Есть младенцы, которых столько таскают на руках, что в результате они недостаточно устают физически. Это может стать триггером для поверхностного сна. Мозг должен быть не переутомлен, но тело должно быть уставшим. Перед сном постепенно замедляем темп, заглушаем свет, заранее к нему готовимся.

Проводите время с детьми качественно

Мама с папой приходят с работы вечером, ребенок к ним бросается, перевозбуждается, а дальше понятно – уложить его невозможно. Спать-то он хочет вне зависимости от этого. Мозгу нужно спать, а ребенок хочет тусоваться с родителями. Или еще бывает так: ребенка кладут вовремя, а ночью он просыпается и требует маму или папу. Так он компенсирует отсутствие родителей днем.

Один из самых действенных способов удовлетворить потребности ребенка в том случае, если мы все вынуждены работать - это выделять ему на постоянной основе quality time (время нетто, проведенное с ребенком, без параллельных занятий чем-то еще, включая мобильник). И тут дело не количестве, а в качестве этого проведенного вместе времени. Это может быть и 10 минут, про которые он будет всегда знать, что перед тем, как он идет в ванну, у него есть время с мамой или с папой или с обоими. Это его личное время, он будет знать, что он всегда может на него рассчитывать, и ему не нужно с боем его отвоевывать. Ему не надо будет вести себя так, чтобы привлечь внимание. Важно, чтобы этот момент происходил по инициативе родителя – тогда ребенок видит, что родителям важно это время, проведенное с ним. Такие 10-15 минут в день могут изменить картину.

Бывает, что мамы с детьми проводят круглые сутки (особенно с младенцами), а у детей все равно дефицит внимания. Потому что мама параллельно живет своей жизнью, она закидывает стирку, должна что-то приготовить, а вот она в телефоне что-то смотрит, с кем-то говорит. Нужен пузырь, который создает родитель, в котором есть только он и ребенок. Я считаю, что в такой ситуации родителям стоит попросить помощи в уходе за ребенком или взять няню на часть времени, а то получается, что ребенок с вами постоянно, при этом он должен клянчить ваше внимание. Иногда лучше взять няню или отдать в сад, чтобы потом проводить вместе час в день, но качественно. И ребенок будет доволен, и у вас будет ресурс.

Смените ассоциацию на засыпание

Начиная с 4 до 6 месяцев ребенок уже созрел для того, чтобы самому засыпать (есть достаточно гормона сна). Родители не всегда это знают и продолжают его укачивать, усыплять на груди, с бутылкой, соской, в коляске, в машине. Так возникает ассоциация на засыпание, зависимость. Ребенок тоже не знает, что умеет засыпать самостоятельно, потому что мы не даем ему шанса об этом узнать. Он знает: «я засыпаю только так, чтобы уснуть, мне нужна помощь».

Сон - это самое беззащитное состояние для человека. Для того, чтобы в случае необходимости человек мог защитить себя, сон делится на эпизоды (у взрослых – 1,5-2 часа, у детей до 2-3 лет – 40-60 минут). Между эпизодами сна происходит просыпание, буквально на пару секунд. Мозг в это время находится в режиме бодрствования. Мы это даже не замечаем, поворачиваемся на другой бок и начинаем следующий эпизод. Но если ребенок не умеет засыпать самостоятельно, а тут во время этого просыпания какая-то помеха пробудила его окончательно, ему нужна помощь. А помешать ему может масса внешних и внутренних раздражителей, например, газик в животе, зуб болит, посторонний звук, холодно, жарко, рука застряла между прутьями кровати. Кроме того, его может разбудить смена обстановки. Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на кухне на полу. Так и для ребенка, который уснул на груди, а проснулся в кровати. И тогда начинается ночной марафон.

Важно отметить, что существует метод, когда ребенка оставляют одного “проораться”. Я категорически против его применения. Он работает неплохо, но цена слишком велика – ребенок отчаивается получить необходимую ему помощь, и это может послужить причиной многих психологических проблем. Приучить к самостоятельному засыпанию можно с помощью постепенной и поэтапной замены ассоциации на менее зависимую, в результате чего ребенок засыпает без посторонней помощи.

Учитесь ставить границы (для детей старше года)

Примерно с года (или начала самостоятельной ходьбы) у ребенка происходит огромный скачок и потребность в самостоятельности. Я расту, я взрослый, я сам хочу решать - начинается борьба за власть с родителями. Кто решает, когда ребенок идет спать? Кто решает, какой режим? Что вообще решает сам ребенок? Если ребенок не получает достаточной свободы выбора на свой возраст или получает слишком большую свободу выбора - результат один и тот же. Он не уверен в том, что можно и чего нельзя. И тогда он начинает пробовать проверять все - скандалы в магазине, на площадке, откуда он не хочет уходить. Это не намеренная манипуляция, а изучение ассоциативных связей в жанре "я это не съел, и мама занервничала". Это может происходить вокруг еды, вокруг отправления естественных потребностей, когда мы хотим приучить к горшку, и вокруг сна, потому что мы тоже хотим спать, и у нас терпения меньше. Когда нас разбудили ночью, мы хотим только одного – чтобы это поскорее закончилось, и наши механизмы торможения работают плохо.

Тут важно дать ребенку право выбора (там, где он может взять за него ответственность). Например, право выбрать, какие штаны он наденет –красные или синие. Выбор из двух блюд – мясо с рисом или с картошкой? С двух лет можно дать больше выбора: «Смотри, мы идем в душ, тебе надо помыться. Это решаю я. Но ты можешь выбрать, как ты хочешь пойти в душ – чтобы нам было в кайф и мы там поиграли, или ты можешь пойти со слезами, но тогда мне придется тебя тащить в воду, чего я бы совсем не хотела. Что делать, нам нужно в душ. Что ты выбираешь?». Ребенок понимает, что поведение тоже выбирает он, и ему не надо своим поведением выдирать у нас этот контроль.

То же самое с укладыванием на ночь или ночными просыпаниями – если мы не устанавливаем в этом четкие границы, не проговариваем, как все будет происходить, то ребенок начинает тянуть волынку: писать, какать, пить, забыл взять игрушку в кровать или сообщить нечто важное. Если мы ведемся на такое поведение, укладывание может занять и все три часа (реальная цифра из практики).

Готовьтесь к укладыванию заранее

Все должно происходить так, как сказали родители, потому что их словам можно верить. Не в формате «я сказал - ты сделал», нет. А рассказываем ребенку, что сейчас произойдет. «Сейчас мы посмотрим мультик, потом поужинаем, потом мы пойдем в душ, потом будем читать и после сказки ляжем спать. Если мы быстренько все это сделаем, то успеем прочитать целых две сказки». Так ребенок будет знать, чего ему ждать, он знает, какой план. У него есть время к нему привыкнуть.

Тут крайне важно выполнять обещанный план действий. Если мы говорим, что сейчас пойдем в душ, после чего уступаем ребенку и сначала читаем книжку, то он, не будучи уверен в вашем слове, будет продолжать пробовать все больше растягивать эту границу.

И тут не надо советоваться с детьми, спрашивая, когда они хотят лечь спать. Давать выбор нужно, например, такой: ты хочешь спать с мишкой или с самолетиком?

Не перевозбуждайте ребенка

Родитель пришел с работы, очень соскучился, начинает подкидывать ребенка, бегать с ним, "разгуливать" его перед сном. Это плохо сказывается на засыпании и на сне, потому что активные игры вечером повышают адреналин. Постарайтесь играть в спокойные игры - строить конструктор, собирать пазл, рисовать.

Заведите четкий ритуал перед сном

Уход в сон - это своего рода расставание – с миром, с папой, с мамой, с собой. Любое расставание дается ребенку тяжело. Ритуал здесь очень важен. Это несколько действий (в соответствии с возрастом ребенка), которые происходят в определенном порядке, после последнего из которых – только сон. Желательно, чтобы ритуал включал в себя все “причины” отложить момент засыпания – туалет, попить, взять игрушку, почитать книжку. Также в это время детям нужно много физического контакта, объятий, поцелуев, самым последним может быть какой-то ваш особенный поцелуйчик перед сном. Еще важно дать детям ощущение того, что завтра обязательно наступит: «Вот ты проснешься, и мы попрыгаем в сад на одной ножке», «ты проснешься, и к нам придет Петя в гости», «ты проснешься, мы поедем на рынок и приготовим обед». Если после всего этого ребенок продолжает вставать с кровати, приходить к вам и просить еще чего-то, мы просто молча отводим его за руку в кровать (о чем он тоже должен быть предупрежден). Если мы будем последовательны в укладывании и в наших реакциях на их просыпания, то эти "гуляния" довольно быстро прекратятся.

В заключение хочу дать общий совет – если вы чувствуете, что не справляетесь с налаживанием нормального сна ребенка, а значит и всей семьи, обращайтесь за профессиональной помощью. До трех лет у детей развивается до 80% объема головного мозга, и накопленный до этого возраста недосып может оказать пагубное влияние на развитие (и когнитивное, и эмоциональное и физическое) и спровоцировать многие проблемы в будущем.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Все мы наслышаны, а некоторые уже ощутили на себе, как меняется ребенок и его поведение в 3 года (а у некоторых малышей и чуть раньше). Для вчерашнего крохи начинается период взросления, осознания себя отдельно от мамы, малыш хочет показать во всем свою самостоятельность и независимость. Для кого-то из малышей это проявляется просто в большей эмоциональности, а кто-то становится настоящим маленьким тираном - вечное недовольство, постоянное «нет», бесконечная проверка границ дозволенного и истерика по малейшему поводу.

В этот же период часто происходит и регресс сна, частые протесты перед укладыванием, отказ от дневного сна, ночные страхи, когда малыш, даже до этого спокойно спавший в своей кроватке, перемещается к родителям в постель.

В этот период недосып отражается на поведении и развитии малыша очень сильно. Но чем можно помочь великому нехочухе в этом возрасте спокойно спать?

    Старайтесь как можно дольше сохранить дневной сон. Как минимум до 4 лет дневной сон необходим малышу для здорового роста и развития. Отсутствие или недостаток дневного сна обязательно скажется и на ночном. Используйте максимальное затемнение, режим и прохладу в комнате, чтобы помочь ему уснуть. Старайтесь планировать свой день таким образом, чтобы на время дневного сна не выпадали мероприятия, постарайтесь сдержать себя от искушения максимально загрузить время ребенка кружками и занятиями. Помните, что как раз во время дневного сна мозг малыша развивается, перерабатывает и усваивает информацию, отрабатывает новые навыки.

    Не поддавайтесь желанию уложить подросшего малыша позже вечером, даже если он будет утверждать, что не устал, а он будет утверждать именно это . В этом возрасте дети уже прекрасно маскируют симптомы усталости, ведь играть и быть с мамой и папой гораздо веселее, чем спать. Но, тем не менее, мало кто из малышей выдерживает без последствий более, чем 6-7 часов без сна. Оптимальное время отбоя в этом возрасте 20 часов при наличии дневного сна, и раньше, если малыш днем не отдыхает. При отсутствии дневного сна, постарайтесь, чтобы у ребенка было время спокойного отдыха, например, чтения книг, рисования.

    Снижайте активность как минимум за полчаса до укладывания. Старайтесь избегать просмотра мультфильмов и активных игр, пусть это будет рисование, лепка, паззлы, все, что способно удержать малыша на месте, привлечь его внимание и успокоить. Время перед сном очень важно для малыша, отложите все дела и просто побудьте с ним, тогда и расставание на ночь будет не таким сложным.

    Ритуалы - наше всё! Ни в коем случае не отказывайтесь от ритуалов перед сном, но видоизменяйте их с возрастом малыша и его новыми интересами. Сейчас уже не так актуально укладывание игрушек спать, а вот чтение книги, разговоры о том, как прошел день, обнимашки и поцелуи, колыбельные - никогда не надоедают. Возможно, что вам придется немного удлинить ритуал, чтобы дать малышу больше времени для успокоения.

    Терапевтические сказки, которые вы будете рассказывать сами, помогут справиться малышу со страхом темноты, одиночества, непослушанием. Вы можете придумать сказку сами, назвав героя именем малыша, а можете рассказать уже готовую. Подобная сказка может стать чудесной частью ритуала.

    Введите правила сна и систему поощрения. В возрасте 3-х лет малыши уже очень четко понимают правила. Вместе с ребенком нарисуйте плакат, на котором напишите, как вы будете проводить время перед сном, пусть он активно участвует в процессе, вносит предложения и разукрашивает. Например: чистим зубы, одеваем пижаму, читаем сказку, обнимаемся, выключаем свет, закрываем глазки и спим. Повесьте плакат прямо над кроватью. Напоминайте малышу правила сна каждый раз перед укладыванием и поощряйте его, когда он их соблюдает. Поощрение может быть не ежедневным, а, например, еженедельным - поход в зоопарк, на игровую площадку и т.д. Хвалите его за то, что он выполняет правила, говорите почаще о том, что теперь у него есть силы, чтобы больше играть, бегать, что он очень порадовал маму и папу тем, что отдохнул. В этом возрасте малышам очень важна положительная оценка их действий и поступков от родителей.

    Проявите фантазию. Часто малышу в таком возрасте необходим выбор, чтобы он проявил свою самостоятельность, так предоставьте его. Например, пусть он сам выберет себе пижаму или постельное белье, книгу, которую вы прочтете перед сном, игрушку, с которой будет спать. Пусть предложение ложиться в кровать звучит не как приказ: «а теперь в кровать!», а как предложение, но обсуждать вы будете не сам поход в кроватку, а выбор аксессуаров: малыш, пошли выберешь себе пижаму, в которой будешь спать. Мотивируйте малыша хорошо спать тем, что он будет сильным, крепким, выносливым, и вырастет большим, как папа. Хорошей мотивацией также может быть ожидание чего-то хорошего после сна: вкусный перекус, прогулка.

    Не забывайте про витамины для сна. В этом возрасте малыши активно растут, а питание, к сожалению, не всегда обеспечивает необходимый баланс витаминов и минералов. Старайтесь, чтобы рацион ребенка был достаточно разнообразным, а если вы сомневаетесь или малыш питается избирательно, то посоветуйтесь с врачом, вполне может быть, что малышу назначат комплекс витаминов.

    Организуйте активное время. Все трехлетки практически не ходят пешком, их ритм жизни таков, что они готовы бегать и прыгать все дни напролет. Постарайтесь, чтобы у малыша была такая возможность. Если ребенок проводит достаточное количество времени активно, то и вечером ему будет легче уснуть.

    Установите границы. Для трехлеток, активно познающих мир и пробующих свои силы, обязательно нужны границы дозволенного. Ребенок любого возраста чувствует себя защищенным только в рамках и задача родителя быть последовательным и четким в организации этих пределов.

Как это применимо ко сну ребенка?

Когда малышу спать решают родители, а не ребенок. Мы уже говорили, что в этом возрасте малыши умеют скрывать усталость и ожидать от них желания отдохнуть, практически бесполезно.

Чтобы малыш не просил повтора какого-либо элемента ритуала, например, еще и еще один стакан молока, еще очередная сказка и т.д., вы можете воспользоваться таймером. Установите таймер (будильник, телефон) на время, когда вы должны выйти из комнаты ребенка, и объясните ему принцип. С таймером спорить бесполезно и обычно это неплохо срабатывает.

Будьте последовательными и не меняйте правила в зависимости от своего настроения, усталости и поведения малыша.

Запаситесь терпением, ведь на самом деле дети растут очень быстро и уже скоро ваш кроха не будет так сильно нуждаться в вас, а этот период сложностей вы будете вспоминать с улыбкой.


Понравиласть статья? Оцените:

    Спасибо за ответ! Соблюдаем все, кроме мультиков и активных игр. Ребенок очень активный, в спокойные игры играть не хочет, сразу все раскидывает =(

    Прикрепить изображение

  • Помогите расшифровать ЭЭГ ребенка

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, расшифровать ЭЭГ. Ребенку три года. Жалобы на плохой сон. Периодически спит плохо, просыпается, много двигается, часто не спит днем. Только 2 месяца назад отлучились от груди. Возможно, привычка просыпаться еще не искоренилась. Хотя иногда спит всю ночь. Но укладывается спать к 11-12, просыпается в 8, днем уложить очень тяжело. У меня (мамы) на ЭЭГ выявляется пароксизмальная активность. Были приступы с 14 до 17 лет. 8 лет я пила противосудорожные. Меня беспокоит, могла ли передаться пароксизмальная активность ребенку. У меня тоже есть сложности с засыпанием и сном в целом. За 4 года до беременности противосудорожная терапия была отменена. Роды естественные в 37 недель, вес ребенка 2570 при рождении, 50 см. Копирую вам заключение ЭЭГ: По данным ЭЭГ наблюдается умеренная дизритмия, гиперсинхрония корковой активности. На этом фоне отмечается повышенная активация неспецифических структур ретикулярной формации ствола мозга. Снижение порога пароксизмальной активности.Типичных эпилептифорных паттернов со спайк-волновым компонентом на момент обследования не выявлено.

  • Неспокойный-возбудимый ребенок.

    Здравствуйте,уважаемый доктор,начну сначала,что бы было понятнее.вообщемс рождения дочка капризная,не спокойная,не слазила с рук,боялась чужих людей,врачей(нам педиатр говорил,что мы на участке самые не спокойные и плачем постоянно) в 4 месяца,пошли к неврологу с жалобами,тремор ручек.пульсировал родничек при плаче,на груди(как оказалось,в норме он и должен пулсировать).Попросила направление на УЗИ.По УЗИ-признаки незначительной
    внутричерепной
    гипертензии,(там межполушарная щель расширена на 6мм.но это же не признак ВЧГ,почему написали,не ясно до сих пор) невролог ставила-
    субкомпенсацию,внешних
    признаков не было.только по УЗИ..но лечение
    назначала
    диакарб,аспоркам,элькар-1 месяц,потом
    просто сказала,забыть и не
    лечить больше.в 8 месяцев делали контрольное УЗИ сердца я попросила что бы посмотрели на ВЧД,гипертензия так и осталась.Я не успокоилась и все же сходила к другому неврологу,мне хотелось понять почему ВЧД,пусть и незначительное есть,а лечить не нужно,почему вообще его поставили.в принципе доктор сказал все тоже самое,но только с обьяснениями и разьяснениями.диагноз-неврологически здорова.дочка с детства
    не спокойная,врач предположила,что это возможно в силу характера,что я не исключаю.Развивается по возрасту,с детками общается,но редко видимся,в сад не ходит,разговаривает.Но часто капризы,одна играть не любит.но в целом
    норм.ребенок.вообщем в год
    увидела,как дочь среагировала
    на впервые увиденную собаку
    в близи на улице,её всю
    затрясло,-похоже на тремор всего тела.вообщем
    эмоционально так у нее получилось,такое было
    раза 3 и всё.позже стала
    обращать внимание,при плаче
    на пару секунд буквально задерживает
    дыхание,похоже на АРП.но при этом не чего не
    где не синеет,так же в год часто
    просыпалась по ночам,не
    плакла,уложить даже грудью
    не могла,просто
    встовала-могла по играться,потом
    ложилась спать.пробовали менять
    режим дня,убирали
    памперсы,ложили со светом,без света.потом
    пробуждения прошли.но капризы,беспокойство осталось,не могу понять,характер или неврология,требует что-то нытьем.спокойно день проходит очень редко.а перед
    новым годом были у
    невролога,дочери было 1.5г.жалобы на все,что выше написала,выписала только
    пантогам курс 2 месяца 1ч.л.2-3р.в день,почему так на выбор-не понятно,ну я стала давать 2 раза в день.сказала что ребенок
    слегка возбудим,в карте не
    чего не писала,мы с ней в
    неофиц.обстановке
    разговаривали.к тому же и
    мне анвифен
    выписала,с учетом ГВ-кормлю грудью,3 р.по 1капсуле.тоже на 2месяца курс.дело в том,что у нас тяжелая ситуация в
    семье,развод.дочка
    часто болеет.(видимо и дочка не спокойная из-за обстановки в семье)вообщем дошла
    до нервного срыва.а уже в
    январе я стала замечать синеву
    над губой,не
    постоянная,проявляется в
    течении дня.снова пошли к неврологу
    чтобы сперва исключить
    неврологию,подумала,вдруг
    прогрессирует вчд,ну мало ли,а
    потом хотели к кардиологу,невролог
    сказала,все правильно,но сперва
    сделать экг.сказала,что по части
    неврологии,это когда больше в
    основном при плаче синеет
    носогубный
    треугольник,а не в спокойном состояние.экг,нормальное,кар
    диолог предположил или же
    синеву дают близко
    расположенные сосуды-
    вены,или это к неврологу,и
    невролог в свою очередь
    сказала,что явной неврологии нет,и
    точнее чказать не может,венки это или все таки по ее части...но написала-в карте-
    пэп,синдром
    гипервозбудимости.я
    спросила,у неё,у нас
    что,неврология?пэп -это же
    нарушение или поражение
    мозга.она
    ответила(,нет,но мне нужно же
    было,что-то написать в карте).и
    выписала ещё
    глицин по 1т.2раза в день,и 1/2т.3р.фенибут,-и это все к понтагаму,на оствшийся месяц.меня
    смутило,почему 2ноотропа
    вместе-пантогам и фенибут,и с учетом того,что и я пью анвифен,
    через грудь передаю свой препарат,вдруг передозировка будет..она
    сказала как показала
    практика,вместе их принимать можно.Но я что-то побаиваюсь,так и даю пантогам,начали глицин,фенибут пока не даю,хотела еще проконсультироваться у вас,нужно второе мнение.прошу не осуждать,за то что метаюсь от одного врвча к другому.но и невролог у нас взрослый,поэтоМу как-то сомневаюсь,другого нет.МОИ ВОПРОСЫ.1) Нужен ли фенибут в нашем случае? 2)правильное ли лечение выписал наш невролог? 3) Было ли у дочери ВЧГ или все же нет(по УЗИ только межполушарная щель расширена и все)? Дополню-на момент назначения неврологом всех этих препаратов дочери было 1.5г.все симптомы о которых я рассказывала докотру,были собраны,т.е.в 1 год-вот это,что похоже на тремор всего тела,напомню,например при виде собаки,ее затресло(эмоционально среагтровала)АРП тоже было после года и дыхание задерживала буквально на пару секунду,не чего не где не синело,и такое было редко,когда сильно ударится к примеру,ну в месяц 2-3раза.На момент осмотра,в декабре,в 1.5г я уже не замечала такого АРП,ну подумала просто вдруг временное затишье,но неврологу я о них сказала и потом АРП уже не замечала,сейчас вроде тоже затишье.Но по ночам все равно просыпается,не плачет,просто меня зовет или грудь,засыпает.по этому поводу я читала-"Дети не должны спать до утра ни на ГВ, ни на ИВ. Существуют две определенные фазы сна, фаза глубокого сна и фаза поверхностного сна. Детский мозг устроен так, что фаза глубокого сна составляет примерно 10% до 5 лет, остальные 90% - поверхностный сон,Сразу же после засыпания мозг ребенка "уходит" в глубокий сон, в 1 год жизни малыша глубокий сон составляет примерно 10 минут, в это время мозг ребенка отдыхает, малышу не снятся сны. Потом начинается шевеление глазных яблок, а нередко и взмахи ручками, ножками. Мозг ребенка вступает в поверхностный сон, именно во сне идет развитие мозга. Это естественно. Это физиологично." 4) Так ли это про фазы сна?.Я поэтому и переживаю,что возможно эта секундная задержка дыхания уже прошла самостоятельно,"трясучка"эта вроде тоже,поэтому и боюсь давать так много препаратов,вдруг невролог меня не поняла,что все эти симптомы были в период с 1-до 1.5года примерно,или такое самостоятельно не проходит и у дочери просто временное затишье?2 месяца тишина.Заранее спасибо за помощь.Выложила- снизу вверх 3результата УЗИ(там только расширение межполушарной щели-ЭТО ЖЕ не признак ВЧГ.так ли это?и осмотр невролога из области.