Почему религия называется иудаизм. Иудаизм как национальная религия евреев

Вопрос о религии и вере всегда будет волновать человеческие умы. Интерес к природе человечества и его Создателя не угасает с самого рассвета человеческой эпохи. Считается, что именно еврейский народ признан богоизбранным и ближайшим к нашему Творцу, а столица Израиля Иерусалим — столицей трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Так какая же вера у названного избранным Богом народа и во что же они верят?

Во что верят евреи?

Согласно данному вероисповеданию, Бог выделил еврейский народ как народ-проповедник, имеющий своей миссией донести до каждого на Земле их предназначение.

Несмотря на свою исключительность, еврейский народ подвергался длительным гонениям и бедам, и верят они в то, что их беды на Земле завершатся с приходом Мессии.

Вера иудеев основывается на десяти принципах:

  • Учение о создании всех людей на Земле Богом по своему принципу и подобию;
  • Принятие Бога не только как творца или создателя, но и как отца по отношению к человеку;
  • Жизнь каждого человека или народа принимается как его диалог с Богом;
  • Принцип исключительной ценности человеческой жизни и человека;
  • Принятие равенства каждого человека перед Богом;
  • Наличие священной миссии у еврейского народа — донести Божественные истины до каждого человека;
  • Соблюдение всеми евреями 613 основных заповедей, а неевреями 7 законов;
  • Принцип превосходства духовного над материальным;
  • Верование в приход Мессии;
  • Учение о том, что в определенный момент все мертвые воскреснут и станут снова жить на Земле.

Какие заповеди соблюдают евреи?

Так же как и у православных верующих, соблюдающих десять священных заповедей, у иудеев также есть законы, которым они должны следовать. Всего их шестьсот тринадцать , триста шестьдесят пять из которых являются запретительными — на каждый день в году, а двести сорок восемь — предписательными.

Для неевреев иудаизм предлагает семь заповедей, соблюдая которые каждый может войти в Небесное Царство вместе с евреями:

  1. Запрет богохульства;
  2. Запрет воровства;
  3. Запрет кровопролития;
  4. Запрет идолопоклонства;
  5. Запрет кровосмешения;
  6. Запрет употребления мяса, отрезанного от живого существа;
  7. Требование установления справедливой законодательной системы.

Священная литература иудаизма

Как и каждом вероисповедании, в религии иудеев также существуют столпы, на которых крепится вся религиозная история народа, их учения и законы. В иудаизме основным священным писанием является Танах, в который входят:

  • Учение Тора , создателем которого считается пророк Моисей;
  • Нэвиим - двадцать одна книга хронологическо-исторического содержания;
  • Кэтувим - сборник из тринадцати книг, включающих в себя разнообразные религиозные жанры.

Танах является аналогом Старого Завета у православного народа, содержащий в себе информацию и знания о происхождении и развитии еврейского народа, Божественные заповеди и законы, а также основные черты зарождения иудаизма, повлекшего за собой становление ислама и христианства.

Как и верующие других религий, евреи свято блюдут религиозные предписания, описанные в Танахе, надеясь на исходе жизни познать Милость Божию.

Разновидности иудаизма

Имея обширную и древнюю историю, религия иудеев получила развитие в различных направлениях, отличающихся культурой, традициями и даже диалектами.

На данный момент иудаизм имеет следующие разновидности:

  • Ашкеназы и Сефарды. Евреи западной и восточной традиции соответственно. Их различие состоит в том, что развитие разных культур - Запада и Востока оказало значительное влияние на трактование Танаха, произношение слов и культуру в целом, в результате чего произошло данное разделение;
  • Иудеи разных регионов. Традиции уклада жизни разных регионов также оказали влияние на течение и развитие иудейской религии;
  • Мировоззренческое разделение. По степени дозволенности иудаизм делится на либералов, консерваторов и ортодоксов;
  • Популярные течения. Во всем мире, в разных странах иудаизм принял несколько распространенных ответвлений: хасидизм, литваки, религиозные сионисты, антисионисты и многие другие.

Кто может исповедовать иудаизм?

Становление иудеем происходит двумя способами: рождение чистокровным евреем, либо совершение перехода в иудаизм — прохождение Гиюра. Этим еврейская религия отличается от других национальных: он не только наследуется по праву крови, но и готов принять любого желающего.

Однако, добиться принятия в иудаизм совсем не просто. Желающего обратиться в основную еврейскую религию очень долго отговаривают, проверяя твердость его намерений и настойчивость. И только человек, проявивший необходимую решительность может обратиться к желанному вероисповеданию.

Евреи — древнейшая нация из ныне существующих. Об его исключительном предназначении ходят легенды и написано множество трактатов. Именно поэтому вопрос о вероисповедании этого народа, его традициях и верованиях никогда не будет полностью раскрыт. Однако, на данный момент на вопрос: «Какая вера у евреев?» мы можем дать однозначный ответ - иудаизм .

Видео: кому молятся евреи в синагоге?

В данном ролике иудей Матвей Кауфман расскажет, какому Богу поклоняется этот народ:

Название: Иудаизм (от колена Иуды, давшее название Иудейскому царству)
Время возникновения : 853 г д.н.э
Основатель: Моисей
Священные книги : Танах, Талмуд

Иудаизм - религия еврейского народа. В развитии иудаизма выделяют три исторических периода: храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический.

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево, так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай.

Самый известный символ иудаизма - шестиконечная Звезда Давида.

Танах называют Еврейской Библией, описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи - это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух, абсолютное существо. Бог - Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог - помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков - гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен «по образу и подобию Божию», и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими.

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят,что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире», требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  • отказаться от идолопоклонства;
  • воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  • не проливать кровь;
  • не произносить имя Бога всуе;
  • не творить несправедливости и беззакония;
  • не красть;
  • не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когда не раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Любовь к Богу -неотъемлемая составляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь - «Люби ближнего твоего, как самого себя», поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Другие направления:

Вайшнавизм гаудия | Философия вайшнавизма Название: Вайшнавизм (поклонение богу Вишну и его аватарам) Основатель: отдельные течения - Кришна, Рама...

Иудаизм является одной из самых древних религий. Его истоки восходят ко II тысячелетию до н. э. Окончательно он сформировался в I тысячелетии до н. э.

Во II тысячелетии до н. э. на севере Аравийского полуострова обитали еврейские племена, которые вели кочевой образ жизни. Основным занятием их было скотоводство. Они исповедовали первобытные политеистические верования.

Начиная с XV-XIV вв. до н. э. еврейские племена приступают к завоеванию земледельческих областей Палестины и оседают на покоренных землях. Постепенно первобытнообщинные отношения сменяются рабовладельческими. Примерно к X в. до н. э. у евреев складывается рабовладельческое государство, которое вскоре распадается на два царства - Израиль и Иудею. В это время и начинают складываться собственно иудейская религия.

Первоначально у евреев было много богов. Особую роль играли главные боги того или иного племени. Постепенное возвышение племени Иуды вело к тому, что из множества древнееврейских богов выделяется главный бог племени - Яхве, который становится главным богом всех евреев, а затем и единственным их богом. Большое значение в этом процессе имело построение в Иерусалиме храма в честь Яхве, который стал центром иудейской религии.

В I тысячелетии до н. э. создается основной религиозный документ иудаизма - Тора, включившая в себя пять первых библейских книг: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Текст Торы создавался на протяжении длительного периода времени, начиная с XIII и кончая V в. до н. э. В основу содержания Торы легли предания как еврейского народа, так и мифы ассировавилонян, египтян, финикийцев и других народов Востока. На протяжении V-I вв. до н. э. Тора была дополнена другими «священными книгами», которые вместе с Торой составили первую часть Библии - Ветхий завет.

Ветхий завет является идейной основой иудейской религии. В ветхозаветных книгах рассказывается о сотворении богом человека и мира и о жизни первых людей- Адама и Евы в раю, об их известном грехопадении и изгнании их из библейского рая, о судьбе потомков этой «первой четы», а затем с религиозных позиций излагается история еврейского народа вплоть до нашей эры. В ветхозаветных библейских книгах содержатся вероучительные положения иудейской религии, многочисленные моральные и религиозные предписания, которыми обязан руководствоваться правоверный еврей, а также ритуальные предписания и пророчества. Кроме сугубо религиозных книг, Ветхий завет включает в себя произведения, представляющие собой литературные памятники еврейского народа.

В VII-VI вв. до н. э. начинается расселение евреев за пределами Палестины, вызванное ассирийскими и вавилонскими завоеваниями. Оно особенно усиливается в период римского владычества и после подавления иудейских восстаний против Рима в I и II вв. н. э.

Находясь в рассеянии (диаспоре), евреи лишаются возможности посещать свой религиозный центр - Иерусалимский храм, который в 70 г. н. э. был разрушен римлянами. Поэтому они начинают собираться в местные собрания - синагоги. Руководящая роль в синагогах постепенно переходит к раввинам - религиозным наставникам, которые пользовались авторитетом знатоков «священного писания». Раввины занимались толкованием Торы и других книг Ветхого завета применительно к новым историческим условиям. Результатом этой деятельности раввинов явился Талмуд, составленный в IVb. до н. э.-V в. н. э. Талмуд представляет собой свод различных наставлений в вере, религиозно-юридических и этических норм, ритуальных правил и т. п. Постепенно Талмуд превратился в документ, регулирующий жизнь еврейских общин и регламентирующий до мелочей жизнь каждого верующего еврея.

В иудейском рассеянии возникает ряд сект, отражавших в религиозной форме классовую неоднородность еврейского общества. Так, секта саддукеев выражала интересы духовенства и верхушки еврейского общества, секта фарисеев - интересы средних социальных слоев, а секта есеев, или эссенов,- бедноты.

История возникновения иудаизма уходит глубоко в века, во времена до нашей эры. Иудаизм является первой монотеистической религией. Первые шаги к установлению монотеистической религии сделал царь Давид. Он перенес в Иерусалим Ковчег завета. Некоторые считают это временем возникновение иудаизма. С времени правления Соломона началась эпоха первого храма. Царь построил Иерусалимский храм, ставший святилищем. Он начал собирать дань с людей на содержание храма. Жрецы храма были одновременно и государственными чиновниками. Это показывает неразделимость религиозных, этических и мировоззренческих взглядов иудеев. Так, возникновение и развитие иудаизма стало неопровержимым фактом. Соломон контролировал состояние, функционирование и влияние Храма. Благодаря такому смешению религиозного и царского произошла централизация религии иудеев.

Главной священной книгой (Пятикнижием) иудаизма является Тора. Она представляет собой древние свитки, множество раз переписанные. Христиане видят огромную схожесть Торы с Ветхим Заветом, что неудивительно, так как христианство взяло многое от иудаизма. Тора включает в себя пять книг и имеет общее название – Ветхий Завет. Книги Торы: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Создание этих книг охватывает длительный период, их писали различные люди, поэтому текст Торы, в общем, является очень неоднородным и довольно сложным для восприятия. По сей день богослужения в синагогах предполагают прочтение отрывков из Торы на идише (в некоторых конфессиях – на родном языке евреев, если они проживают в других странах). Последние также не считают священными писания Талмуда, так как в них содержится больше этических наставлений и размышлений.

Эпоха второго храма началась с восстановления разрушенного ранее первого Храма в Иерусалиме. Тора была признана на официальном уровне и стала основой законодательства всей Иудеи. Но во втором веке до нашей эры из-за ухудшившейся политической обстановки Греция начала наступательные действия, в результате которых иудеи оказались под ее влиянием, а второй храм стал храмом Зевса. Религиозный подъем и национально-освободительная война вернули свободу иудеям, а храм очистили от инаковерных. В честь этого события до сих пор иудеи отмечают праздник Хануки. Но недолго длится эпоха независимости Иудеи, вскоре начинается война с Римом. Храм снова разрушен.

В эпоху римского завоевания синагогальные богослужения преследовались. В средневековую эпоху все вернулось на круги своя, но в иудаизм стали проникать течения каббалы. Но с наступлением Нового времени иудеи вновь вернулись к своим ортодоксальным взглядам на жизнь и религию. На сегодняшний день Израиль и Соединенные Штаты Америки представляют наибольшую иудейскую общину. За пределами Израиля религия стала более лояльной, позволив женщинам и мужчинам молиться вместе, а также представительницам слабого пола претендовать на звание раввинов. Но основы иудаизма – одной из древнейших религий – остались прежними.

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

ИУДАИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Студентки II курса

ОСП «Культурология»

Заочной формы обучения

Катаевой Т. О.

Калининград


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4

Эпоха Первого Храма…………………………………………………........5

Пятикнижие (Тора)………………………………………………………….7

Эпоха Второго Храма………………………………………………………9

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11

ПРАЗДНИКИ ПОСТЫ…………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Иудаизм - это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей , содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми: запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет разврата запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом. Канон священных книг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала,хасидизм).

Начиная формироваться как религия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либо территорией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальному признаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались и не входили в эту систему считались как некая опасность.

Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Богом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ). За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля).

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве ("Сущий", из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов.

В XIII в. до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла израильская религия - иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды, камни, животные.

Следы тотемизма легко увидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего - о змее и о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально был божеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями, летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхве стал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова - более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.

Эпоха Первого Храма

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма.Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове или разведённой и т.д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм.

Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения “союза”. Союз - это своего рода договор: народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он - “народ избранный” при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа.Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизм как “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.