Полные ностальгии яркие советские фотографии Семёна Фридлянда. Открытие года: "Красная империя" Семёна Фридлянда

Родился в 1905 г. в Киеве в семье еврея-сапожника Осипа Моисеевича Фридлянда.

В 1922 г. окончил семилетнюю школу. С 1925 года работал в журнале «Огонек», которым в то время руководил его двоюродный брат, известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов, - сначала помощником фоторепортера, а затем фотокорреспондентом. В 1930 г. перешёл в фотоагентство «Унион» (впоследствии «Союзфото»), где работал до 1932 года фоторепортером, редактором и заведующим массовым отделом.

В 1932 г. окончил операторский факультет Государственного института кинематографии.

С 1932 г. работал в журнале «СССР на стройке». С 1933 года - фотокорреспондент центральной партийной ежедневной газеты «Правда». В конце 1930-х годов - председатель Ассоциации московских фоторепортеров.

В годы Великой Отечественной войны - фотокор Совинформбюро. В 1950-х годах - заведующий отделом фотографии журнала «Огонек».

Приходится двоюродным братом двум родным братьям - писателю Михаилу Кольцову и известному советскому художнику-карикатуристу Борису Ефимову.

Награды, премии и почётные звания

  • На выставке «10 лет советской фотографии» был награждён дипломом 1-ой степени.

На карте нашей страны сложно найти место, где бы не побывал Семён Осипович Фридлянд со своим фотоаппаратом. Если собрать воедино все фотографии Фридлянда (а их сохранилось около 19 тысяч!), то можно увидеть историю Советского государства 1930-1960-х годов: Великую Отечественную войну, новостройки и колхозные нивы, города и таёжные посёлки, дела и подвиги советских людей. На его снимках — студентки из Туркмении во время перерыва, китайские практиканты на заводе в Новосибирске, юннаты Нижне-Чёмской средней школы, города СССР — Ухта, Воркута, Севастополь, Сталиногорск ...

Семён Фридлянд родился в 1905 году в Киеве в семье еврея-сапожника Осипа Моисеевича Фридлянда. В 1922 году окончил семилетнюю школу. По воспоминаниям Юрия Кривоносова , «совсем не был похож на типичного киевлянина — и язык его был без обычного южного говорка, и не было в нем малоросского гонорка, от юга в нем был только мягкий юмор с грустинкой, совсем как у Исаака Бабеля ».

Какие же места в Сталиногорске, молодом городе химиков и шахтеров, уже успевшем пережить свое второе рождение после немецкой оккупации в годы войны , заинтересовали столичного фотокора Семёна Фридлянда? Это весьма неожиданно...

1. Детская музыкальная школа

Еще во время войны, в сентябре 1944 года по решению Комитета обороны начала работать Сталиногорская музыкальная школа. В маленькой квартире на пятом этаже начинали свою деятельность 5 преподавателей во главе с директором Л. Б. Фурманом и 20 учеников всего лишь по двум специальностям — фортепиано и скрипка. Но уже с 1 ноября 1945 года школа переехала в новое помещение, которое было выделено Сталиногорской ГРЭС , а ремонт произвел комбинат «Москвоуголь». В этот набор из 850 абитуриентов было принято 220 наиболее одаренных детей.

В настоящее время, «Детская музыкальная школа № 1» является первой ступенью музыкального образования и готовит профессионально одаренных учеников для поступления в музыкальное училище (которое, к слову, в городе также есть — Новомосковский музыкальный колледж имени М. И. Глинки , но увы, его открыли в городе на 10 лет позже этой поездки Семёна Фридлянда).

2. Клуб имени Артема

Детская изостудия:

3. Детский сад горняков

Наконец, началась шахтерская тема:

— Ой, подожди-подожди! А что это у тебя за игрушка, покажешь?!
— Ну может, и покажу!..

4. Шахтеры на курсах повышения квалификации

В стахановских школах:

5. На шахте с героем

Тяжело в ученье — легко в забое. Врубовая машина в деле:

А вот и машинист той самой врубовой машины — настоящий герой Мосбасса , с измазанным углем лицом, Иван Алексеевич Филимонов, по-хозяйски глядит на угольный пласт, как бы не замечая столичного фотографа:

Иван Алексеевич Филимонов — потомственный горняк, родился 27 апреля 1914 года на хуторе Соколовка (ныне пос. Соколово-Кундрюченский, в черте г. Новошахтинска Ростовской области). С 1930 года работал откатчиком в шахте. Вскоре переехал в Подмосковье, где интенсивно осваивали залежи угля, и поступил на шахту № 12 «Красноармейская» помощником врубмашиниста. На шахту № 2 «Узловская» комбината «Московуголь» Иван Филимонов перешел уже опытным мастером и вскоре довел добычу угля до 10 000 тонн в месяц.

С началом Великой Отечественной войны шахтеры получили «бронь» — стране требовался уголь. С приближением немецких войск к Узловой оборудование шахт частично эвакуировали. Но многое вывезти не успели, поэтому укрыли на месте, глубоко под землёй, в самых далёких выработках. Поступили так и горняки шахты № 2. Во время оккупации Подмосковного угольного бассейна немецкие оккупационный власти обследовали шахты с целью их восстановления, создали акционерное общество по эксплуатации Мосбасса. Затем последовали приказы, обязывающие горняков выйти на работу. По воспоминаниям И. А. Филимонова:

Четыре раза гитлеровские прихвостни приходили ко мне и пытались заставить работать в шахте. Под всякими предлогами я уклонялся. Но, убедившись, что от меня не отстанут, сбежал из дома в город Донской, где скрывался до прихода Красной Армии.


Герой Социалистического Труда
Иван Алексеевич Филимонов, 1948 год.
Фото: Александр Устинов.

Для меня открылась совершенно фантастическая коллекция цветных снимков Советского Союза, сделанных с 1950 по 1958 год и сопоставимых по качеству с современной цифровой фотографией. Автором этого чуда является Семён Осипович Фридлянд (1905-1964), наследие которого стало нам доступно, как и в случае с Прокудиным-Горским, благодаря американцам. Точнее, сотрудникам Денверского университета, которые отсканировали тысячи кадров с плёнки Agfacolor и выложили в свободный доступ.
Это коллекция представляет собой настоящую фотоэнциклопедию жизни послевоенного СССР, которая по широте своего тематического и географического охвата приближается к "Коллекции достопримечательностей Российской империи" всё того же Прокудина-Горского. Как и последний, Фридлянд (будучи шефом фотоотдела "Огонька") имел права съемки в таких местах, куда обычным советским гражданам и иностранным путешественникам был заказан.
Также как и у дореволюционного пионера цветной фотографии, в коллекции Фридлянда можно найти и "протокольные", документирующие кадры, и высокохудожественные этюды виртуозного мастера, настоящие произведения фотоискусства.
Остаётся только удивляться, почему великая коллекция Фридлянда в Рунете практически неизвестна, за исключением огромных кадров.
Постараюсь посодействовать её введению в широкий культурный оборот. Работа эта не лёгкая, потому что там более тысячи уникальных цветных кадров (ч.б. вообще почти 20 тыс.!), большинство из которых не подписаны и не датированы. Я уже начал работу по идентификации.
Буду выкладывать здесь понемногу сериями и отдельными снимками.
Для затравки несколько красивых и интересных работ.

Владивосток середины 50-х:

Кто помнит такой Архангельск?


Высокое разрешение

А Горький?

Также как и Прокудин-Горский, Фридлянд создавал позитивный образ красивой страны.

Экскурсия на водопад на Северном Кавказе:


Высокое разрешение

Всмотритесь в эти фотошедевры!


Высокое разрешение

Фридлянд был универсальным фотомастером.
Ему удавались практически все жанры.

Портреты:

Постанвочные сценки, такие как снимок "С добрым утром" (Колхозное Закарпатье) 1952:

Натюрморты:

Как и все пионеры цветной фотографии, он любил снимать цветы:

Выбирал яркую фактуру:

Был мастером постановки цвета, игры теней:

Его портретные снимки мне очень напоминают работы Джека Делано и Альфреда Пальмера из знаменитой коллекции американских кодохромов 1939-1943 г.:

Большинство работ Фридлянда несут в себе дух своего времени, эпохи.

Советская "бизнес-леди":

"Коллекционеры"

Конечно, он показывал светлую сторону советской действительности, её лучшие проявления. Красоту страны и её людей, тружеников, созидателей. Я думаю, в этом отношении он не так уж и сильно отличался от Прокудина-Горского, который не любил снимать социальные язвы.
Обоих можно упрекнуть в том, что они создавали "парадный портрет".
Да, у обоих кадры постановочные, но люди-то настоящие, как и прекрасные дома, бурлящие стройки, мощные паровозы - всё это были не декорации, а вполне осязаемая реальность.

Эти дети на бульваре нового города, построенного в голой степи для обслуживания Волго-донского канала на снимке 1952 года вполне реальны:

Благодаря новых технологиям и американцам (!) эти снимки из забытой коллекции дошли до нас спустя 60 лет словно свет погасшей звезды.
Сколько нас ждёт ещё впереди таких чудных открытий!

Н.К. Мидов родился в 1918 году в ауле Первомайский (до революции Абуково), Карачаевской автономной области. После окончания начальной школы стал табунщиком, пас лошадей. В 1938 году, уже в Ленинграде, призван в ряды Красной Армии и направлен служить на север, в состав 112-го стрелкового полка (52-я стрелковая дивизия). В его составе, в сентябре 1939 года, участвовал в походе Советских войск в Западную Белоруссию, а вскоре и в войне с Финляндией.

В первые же дни войны полк был переброшен на Мурманское направление. 29 июня 1941 года командир пулеметного отделения 112-го стрелкового полка младший сержант Мидов вместе со своими однополчанами вступил в бой с фашистами. Здесь, на рубежах рек Титовки и Западной Лицы, более 3-х лет сражался с врагом Назир Катуевич.

В ноябре 1941 года был ранен. Подлечившись в госпитале, с согласия командира, Мидов пошёл на снайперский сбор: решил проверить свои способности. В снайперы отбирали строго, но Мидов выдержал экзамен. Пробыв почти месяц на снайперском сборе, он отправился на «практику». В первую же снайперскую вахту молодой снайпер уложил 7 фашистов. К середине ноября 1941 года нa снайперском счету Мидова было уже 83 уничтоженных врага. 16 ноября был вторично ранен и отправлен в госпиталь.

Приказом по войскам Карельского фронта № 182 от 27 марта 1942 года командир отделения снайперов 35-го Гвардейского стрелкового полка (10-я Гвардейская стрелковая дивизия, 14-я армия) Гвардии сержант Н. К. Мидов награждён орденом Ленина. После излечения продолжил боевую работу. После окончания краткосрочных курсов младших лейтенантов, он получил под свое командование снайперский взвод. Окончательный снайперский счет Назира Мидова составляет не менее 104 уничтоженных врагов (данные на сентябрь 1942 года).

Однажды немцы обнаружили позицию Мидова и открыли по нему огонь из миномётов. Взрывом мины его контузило, вследствие чего ухудшилось зрение. Вернувшись из госпиталя, Назир Катуевич не смог снова занять своего места в ряду снайперов. Он продолжал воевать, командуя взводом автоматчиков.
В октябре 1944 года войска Карельского фронта и Северного флота осуществили Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, в результате, которой немецкие войска были разгромлены и изгнаны из Советского Заполярья, была освобождена также часть территории Норвегии. В этих боях участвовал и лейтенант Мидов. 15 октября вместе со своими однополчанами он освобождал тород Петсамо (Печенгу), а на следующий день был тяжело ранен осколком снаряда.

Почти 3 года Назир Катуевич провёл в госпиталях, перенеся сложнейшие операции на позвоночнике. Когда же он встал на ноги, медицинская комиссия признала его инвалидом 2-й группы. В послевоенные годы жил и трудился в селении Первомайском. Умер 9 февраля 1982 года. Имя Мидова присвоено одной из школ в Советском Заполярье, а его снайперская винтовка хранится в музее города Мурманска.

Награды, премии и почётные звания

  • На выставке «10 лет советской фотографии» был награждён дипломом 1-й степени.

Напишите отзыв о статье "Фридлянд, Семён Осипович"

Литература

  • Анри Вартанов «Семён Фридлянд», журнал «Revue fotografie» стр. 11-14, №2 1975

Книги с участием С. Фридлянда

  • «Антология Советской фотографии, 1917-1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986

Известные работы

  • Фотопортрет «Еврей-пасечник» - впервые был показан публике на выставке работ мастеров советского фотоискусства в Москве ()

Многотысячный архив фотографий находится в библиотеке Университета Денвера и доступен в электронном виде.

Ссылки

  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • www.ozet.ort.spb.ru/rus/index.php?id=577
  • www.sem40.ru/famous2/m1050.shtml

Примечания

Отрывок, характеризующий Фридлянд, Семён Осипович

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.