Понять что я одержима. Что такое бесноватость и как защитить себя от подселения демона

В обычной жизни, пока она идет стабильно, без происшествий, мы и не задумываемся о том, что параллельно с нами существует мир иных сущностей. Главными его «жителями» являются ангелы и черти). Священное Писание богато описаниями воздействий на человеческие души демонов. В Библии называются признаки бесноватого человека. Святые отцы еще со средневековья придают этому важное значение. Об ангелах известно немного: они защитники, и нам не обязательно знать об их способах защиты. Бесы являются серьезными врагами рода людского, и для того чтобы им противостоять, надо изучать методы борьбы с этой нечистью. Сам Христос подчеркивал, что изгнать их можно только с помощью поста, креста и молитвы.

Как появился Злой дух?

До создания Творцом вселенной существовал мир ангелов. Самого могущественного звали Денница. Однажды он возгордился, поднялся против самого Бога и за это был изгнан разгневанным Господом из ангельского мира.

Каждый христианин знает признаки бесноватого человека: разговор чужим голосом, неприятие церковных ценностей, способности к левитации, серный запах и другое. Но есть и такие признаки вселения дьявола, которые трудно распознать.

Чтобы защититься от лучший совет - не связываться с ним, так как бесноватый не владеет собственным разумом. Изгнать из него бесов помогут только церковные обряды.

Как вселяется дьявол в человека

Антоний Великий утверждает, что человечество само виновато в том, что демоны находят в душах людей пристанище. Это бестелесные существа, которые могут укрыться в человеке, если тот принимает их гадкие мысли, искушения и волю. Так люди соглашаются с существующим злом. Рассказы священников о вселении дьявола достаточно пугающи и страшны. На своем личном опыте они не раз убеждались в реальности действий темной силы, поэтому знают все признаки бесноватого человека, могут его распознать и попытаться спасти душу. Даже сильная молитва не сразу помогает избавиться от вселившейся нечистой силы.

Так почему демоны имеют возможность входить в человека? Святые отцы утверждают, что им место там, где грех уже живет. Греховные мысли, недостойный образ жизни, множество пороков - дьяволу легче всего проникнуть в порочного человека.

Многие задаются вопросом, почему Бог это допускает. Ответ прост. В действительности от Всевышнего мы наделены свободой выбора, волей. Мы сами должны выбирать, чья власть нам ближе, Господа или Сатаны.

Священнослужители разделяют бесноватых людей на два вида.

Первый - бес подчиняет себе душу и ведет себя, как вторая личность внутри человека. Второй - порабощение воли человеческой различным греховными страстями. Еще Иоанн Кронштадтский, наблюдавший за одержимыми, отметил, что душами простых людей бесы овладеют по их простодушию и безграмотности. Если дух вселяется в душу человека образованного, то это несколько иная форма обладания, и бороться с дьяволом в этих случаях довольно-таки сложно.

Бесноватые люди в церкви

Есть утверждение в христианской церкви, что одержимость человека, не проявляющаяся в повседневной жизни, выходит наружу, стоит только подойти бесноватому к церкви или увидеть икону и крест. Бывали случаи, когда во время богослужения некоторые люди начинают метаться, выть, плакать, выкрикивать богохульные речи, ругаться. Все это является главными признаками бесноватого человека. Объясняется это тем, что бес старается оградить душу от божественного влияния. Дьявол нетерпим ко всему, что как-то напоминает о вере в Бога.

Образованные, интеллигентные люди с бесом в душе, казалось бы, привыкли учитывать мнение окружающих, они размеренны и степенны, но стоит только завести с ними разговор о религии, все их уважение сходит на нет, лицо тут же меняется, проявляется ярость. Бес, живущий внутри, не может переступить свою сущность, как только речь заходит о его вечном противнике - Боге. То, как ведут себя бесноватые люди в церкви, только подтверждает тот факт, что бес старается избегать источников опасности и боится быть изгнанным. На самом деле это не люди боятся церкви и Символов веры, а нечистая сущность, находящаяся в них.

Одержимость можно разделить на несколько признаков: в одних случаях бес просто нашептывает человеку гадости, побуждает творить непристойности, идти против Бога. Проникнув в тело, бес может действовать во вред другим людям, причиняя им зло. Вселившись в тело умерших, дьявол в облике призраков изводит людей.

Физические признаки одержимого бесами

Служители церкви определили явления, указывающие на признаки бесноватых людей. В трактате «О демонах» Петром Тирским указаны следующие пункты проявлений демона:

  • голос приобретает жуткий бесовский тембр;
  • возможны любые изменения голоса;
  • паралич тела или некоторых конечностей;
  • невероятное проявление силы для обычного человека.

Другие исследователи-демонологи также выделяют:

  • несвойственный для человека огромный живот;
  • быстрое угасание, потеря веса, приводящая к гибели;
  • левитация;
  • раздвоение личности;
  • подражание животным;
  • непристойное поведение, мысли;
  • запах серы (запах ада);
  • хула на Бога, церковь, святую воду, крест;
  • бормотание на несуществующем языке.

Это далеко не полный перечень признаков. Конечно же, многие пункты одержимости могут объясняться какими-либо физическими заболеваниями, так, в Средние века часто путали бесовщину с симптомами эпилепсии. Расстройства психики выдавали за прилюдные греховные оргии, подражание животным путали с шизофренией. На самом деле, действительно трудно определить в обыденной жизни, что значит бесноватый человек. Многие черты характера, стереотипы поведения, распущенность, невежество - все это напоминает бесноватость.

Изгнание беса

Традиционное «лечение» от одержимости - это изгнание демона из тела. Обряды экзорцизма совершают священнослужители, которые читают специальные молитвы, окуривают ладаном, проводят миропомазание. Чаще всего при проведении обряда люди сильно сопротивляются, даже падают в обморок. Священник не должен быть один, ему обязательно нужны помощники - другие представители церкви. Современные медики и психологи не верят в подобные обряды и утверждают, что это всего лишь Тогда как объяснить, что подобные приступы происходят исключительно при церковном вмешательстве и после совершения обряда люди чувствуют значительное облегчение? Ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Изгнать бесов можно искренней верой, молитвой и постом. Перед процессом изгнания нужно причаститься и исповедаться. Отчитку может совершать монах-молитвенник, который не познал греха и плотских утех. Ключевым моментом является строгий пост. Сама неподготовленная душа справиться с изгнанием бесов не сможет. Молитва может не сработать, и результат может быть непредсказуемым. Отчитка будет вестись монахом, который получил наставления от старшей духовной братии, он наделяется божественной защитой и особой силой, которая поможет справиться с бесами. Читаемая молитва называется экзорцистской. После ее многократного произнесения исчезают признаки одержания бесноватых людей, подтверждающие присутствие адских сил.

При изгнании дьявола молитва должна звучать из уст искренне верующего человека, магия строго исключается. Люди, занимающиеся оккультизмом, в 90% случаев становятся одержимыми бесами.

Молитвенная защита от нечистой силы

Нечистая сила с легкостью может напасть на нас, вселяться в дома, строить козни, делать человека одержимым. В православии есть множество молитв, которые помогают защититься от нападок нечистой силы. Самыми известными являются молитва Серафиму Саровскому, Пансофия Афонского «От нападения бесов», Святого Григория Чудотворца и, конечно же, молитва Иисусу Христу.

Православные верующие знают, что текст всегда нужно носить с собой, ведь в час разгула нечистой силы всегда есть вероятность попасть под ее влияние. Встретиться в любой момент на пути может и бесноватый человек, что делать в таком случае? Спасет молитвенное слово.

Многие заучивают текст молитвы наизусть. Но в стрессовых ситуациях человек обычно теряется и забывает обо всем на свете, так что лучше всегда иметь защиту при себе. Придать себе уверенность в сложной ситуации можно, прочитав текст молитвы с листа. Очень важно соблюдать некоторые правила:

  • Текст молитвы носите всегда с собой. Стиль и старославянские слова переиначивать и подделывать под современный язык не стоит, это может уменьшить силу намоленных веками слов.
  • Текст нужно проговаривать самостоятельно, онлайн-прослушивания здесь не подойдут, важна эмоциональная составляющая и искренность произносимых фраз.
  • При прочтении молитвы вы должны быть защищены крестом, образком. Беспардонные бесовские отродья легко могут проникнуть в незащищенные заблудшие души и свести слова молитвы на нет.

Оберегайте свою жизненную энергию и свое жилище. Например, бесам труднее будет проникнуть в дом, освященный батюшкой.

Одержимость с научной точки зрения

Что говорит о бесовщине официальная наука? Ученые называют одержимость психическим заболеванием, имя которому какодемономания. Считается, что припадками чаще всего страдают зависимые люди, открытые, впечатлительные или, напротив, пассивные. В своем большинстве они поддаются влиянию со стороны. Зигмунд Фрейд называл какодемономанию неврозом. По его утверждению, человек сам придумывает в себе демона, который подавляет его желания. Так что же такое одержимость - проклятие или болезнь? Ученые объясняют признаки бесноватости различными заболеваниями, но стоит заметить, что часто медицинские методы не способны снять проблему.

  • Одержимость объясняют эпилепсией. При потере сознания во время конвульсий человек способен ощущать контакты с нематериальным миром.
  • Депрессия, эйфория, резкие перепады настроения свойственны для аффективного биполярного расстройства.
  • Путают с одержимостью и синдром Туретта. Из-за расстроенной нервной системы начинаются нервные тики.
  • Известно в психологии заболевание, сопровождающееся расщеплением личности, когда в одном теле живет несколько личностей, показывающих себя в различные периоды.
  • Шизофрению также сравнивают с одержимостью. У больного возникают галлюцинации, начинаются проблемы с речью, появляются бредовые идеи.

Если в человека вселяется нечистая сущность, это отражается на его облике. Как распознать бесноватого человека, перечислено в статье выше. Также к этому можно дополнить то, что у одержимых бесами меняется цвет глаз, они становятся мутными, хотя зрение остается прежним. Также может измениться цвет кожи, она становится темнее - этот признак очень опасен.

Реальные случаи одержимости

Существуют истории одержимости людей бесами, которые зафиксированы и подтверждены документально. Вот лишь некоторые из них.

Клара Германа Целе. История из Южной Америки. Девушка Клара в возрасте 16 лет сообщила священнику на исповеди, что чувствует в себе присутствие демона. История произошла в 1906 году. Ее словам сначала не поверили, так как определить бесноватого человека непросто. Но состояние ее стало с каждым днем ухудшаться. Есть документальные свидетельства людей, в которых сказано, что девушка неадекватно вела себя и разговаривала чужими голосами. Ритуал экзорцизма проводился над ней в течение двух дней, что ее и спасло.

Роланд Доу. История этого мальчика произошла в 1949 году. Умерла его тетя. Через некоторое время Роланд попытался с ней связаться при помощи спиритического сеанса, но вокруг стали происходить невероятные вещи: слышались крики, тряслись распятия, летали предметы и так далее. Приглашенный в дом священник видел, как падают и летают предметы. В то же время тело мальчика покрывали различные символы. Чтобы изгнать злого духа, потребовалось провести 30 сеансов. Более 14 источников подтверждают тот факт, что кровать с больным мальчиком летала по комнате.

История Эмили Роуз

Особо хочется отметить случай с Аннализе Мишель. Это самый яркий пример бесноватости человека. Девочка стала прототипом Эмили Роуз в известном фильме.

Когда девочке исполнилось 17 лет, жизнь ее стала кошмаром. Среди ночи на нее нападал паралич, невозможно было дышать. Врачи выставили диагноз: припадки Гранд Мал или эпилептические судороги. После того как Аннализе поместили в психическую клинику, положение ее стало только усугубляться. Медикаментозное лечение не приносило никакого облегчения. К ней постоянно являлся демон и говорил о проклятии. У нее начала развиваться глубочайшая депрессия. Через год, в 1970 году, девушку выписали из больницы. Она сама обратилась в церковь и попросила провести обряд экзорцизма, утверждая, что в тело ее вселился дьявол. Церковные служители знают, как понять, что человек бесноватый, однако отказали ей в помощи и посоветовали ей больше молиться. Девочка стала вести себя более неадекватно. Она кусала членов своей семьи, ела мух и пауков, копировала собак, наносила себе увечья, уничтожала иконы. Продолжалось это пять лет. Родственники с трудом уговорили священнослужителей на обряд экзорцизма. Обряд начался в 1975 году и закончился только в 1976, проводился он дважды в неделю. Из ее тела изгнано было великое множество нечистой силы, но здоровье ее все равно ухудшалось, она не могла ни пить, ни есть. В итоге девушка умерла во сне. По ее словам, перед смертью к ней приходила Дева Мария и предложила ей вариант спасения - оставить свое тело, которое поработили бесы.

Как вести себя с бесноватым человеком

Если вдруг у близких вы обнаруживаете признаки бесноватости, важно не теряться в этот момент, постараться создать условия, чтобы человек не навредил ни себе, ни окружающим. Есть несколько советов, как защититься от бесноватого человека:

  • Не стоит провоцировать бесноватого человека на приступ агрессии, так как он не способен отвечать за собственные действия. Соглашайтесь с ним и контролируйте ситуацию.
  • Оградите одержимого в движениях. Посадите или уложите на кровать. Следите, чтобы он не смог навредить себе.
  • При проявлениях бесноватости постарайтесь успокоить человека, привести его в нормальное состояние. Если приступ спровоцирован иконами или распятиями, уберите их.

Оберегайте себя и своих близких от посягательств демонов. Истинная вера, горячая молитва, жизнь в благочестии не дадут дьяволу завладеть вашей душой и телом.

Случается так, что всего лишь одна мысль может поглотить наш ум полностью, радикально изменить весь наш жизненный уклад и заставить нас строить всю свою жизнь, исходя из ее ценности, которая в какой-то момент становится для нас абсолютной. Когда такое случается, говорят, что человеком овладела сверхценная идея. Но почему это происходит? Что заставляет нас отложить все остальное на задворки нашей системы ценностей и оставить только что-то одно? И так ли это плохо для человека, ведь одержимость какой-то одной идеей концентрирует наши чувства, усилия в одном направлении, а значит позволяет реализовать наше стремление к цели более эффективно? Так ли это?

Что ж, давайте разберемся, что же это такое —Сверхценная Идея.

Сверхценная идея как психическое расстройство.

Понятие «сверхценная идея» впервые появилось в 1892 году в Германии, когда известный психиатр Карл Вернике, занимаясь изучением различных навязчивых состояний у своих пациентов, столкнулся с необходимостью отделить одни состояния от других. Причина была в том, что пациенты, одержимые различными идеями, проявляли эту одержимость по-разному.

Так, один из пациентов Вернике был свято убежден в том, что его супруга постоянно изменяет. При этом его уверенность строилась на убеждениях, которые не поддавались нормальной логике и с точки зрения обычного человека были совершенно нелепы. Например, увидев свет в окне дома напротив, он убеждал себя в том, что это сигнал жене от любовника о встрече. Ее стремление купить себе новое платье неизменно встречало с его стороны сопротивление, поскольку он был совершенно уверен, что на самом деле это делается для любовника, а когда жена приходила усталая с работы, он уверял себя, что усталость вызвана вовсе не работой, а плотскими утехами.

Другая часть пациентов фиксировались на навязчивых идеях по-другому, сохраняя ясное сознание, способность к адекватной оценке ситуации и нормальному логическому мышлению. Идеи таких людей не казались взявшимися из ниоткуда. Наоборот, мысль или идея, долгое время находившаяся на краю их сознания и имеющая вполне нормальное логическое обоснование, в определенный момент становилась чем-то исключительным, невероятным по важности решающим фактором.

Подобную идею всегда сопровождал мощный эмоциональный отклик, и это сочетание часто приводило к тому, что она начинала занимать доминирующую позицию в сознании, а будучи превосходно логически обоснованной и эмоционально значимой, она побуждала человека к очень активной деятельности по ее реализации. Другим важным признаком было гипертрофированное и даже болезненное преувеличение значения реальных фактов, которые стояли в основе первоначального убеждения.

Но самой важной особенностью состояния, которое было определено Вернике как сверхценная идея, был тот факт, что в какой-то момент она начинала занимать в сознании пациента абсолютно доминирующее положение, подчиняя себе его волю, его стремления, а иногда и всю его жизнь, смысл которой в значительной степени был предопределен этим болезненным умственным предпочтением.

Как появляется сверхценная идея.

Вы очень цените свою работу и страшно боитесь увольнения. В какой-то момент к вам приходит понимание (катарсис), что это увольнение непременно должно быть подстроено другими сотрудниками, завидующими вашим успехам. С этих пор ваша жизнь радикально меняется. Отныне вы придаете значение событиям, на которые раньше не обращали внимания: случайный косой взгляд коллеги, разговор ваших друзей во время перекура в стороне от вас, ухмылка начальника, звонок с неизвестного номера телефона — все это становится звеньями одно цепи, направленной на лишение вас должности. При этом основания для ваших подозрений всегда реалистичные, любое из описанных событий чисто гипотетически может быть частью заговора по отношению к вам, ведь известно, что в жизни такое случается. Если все происходит примерно так, то с большой степенью вероятности вами овладела сверхценная идея.

Отличие сверхценной идеи от других одержимостей.

Карл Вернике

На основании наблюдений за своими пациентами Карл Вернике впервые ввел определение сверхценной идеи, выделив ее как отдельное психическое отклонение. Критериями, отдаляющими ее от другого типа одержимости — сверхценного бреда, было то, насколько идея больного и ее предпосылки понятны окружающим, а также, имеется ли возможность у окружающих убедить человека в ложности его идей или нет. Другими словами, если в основе одержимости лежали реальные факты и пациент оперировал привычной большинству людей логикой, то он страдал сверхценной идеей, а не бредом, в основе которого всегда лежали фантастические предположения. Как нетрудно понять, в основе диагноза, отделяющего одно от другого лежали оценочные суждения окружающих, и именно они определяли границы нормы.

Основные идеи Вернике и сегодня лежат в основе диагностики состояний одержимости и, несмотря на то, что далеко не все психиатры их поддерживают, других четких определений, отличающих сверхценный бред от идеи, не существует.

Как отличить сверхценную идею от других одержимостей — таких, как сверхценный бред и навязчивая идея? На сегодняшний день психиатры говорят о четырех основных признаках, по которым это можно сделать.

Первый критерий — абсолютное доминирование идеи в сознании. Неважно, что происходит в мире: революции, землетрясения… Самым важным для вас будет теоретическая измена вашего партнера.

Второй критерий — сверхценная идея имеет для вас огромную эмоциональную значимость. Какую бы форму она ни принимала, она неизменно вызывает у вас сильную и устойчивую эмоциональную реакцию.

Третий критерий — идеи, которые по вашему мнению лежат в основе одержимости, реально присутствуют в вашей жизни или вашем предыдущем опыте, а реальность означает тот факт, что эти предпосылки реальны с точки зрения окружающих. Так, домовой, постоянно мешающий вам заснуть, таковым признаком никак не является и говорит окружающим о том, что ваша одержимость — бред.

Четвертый признак — критичность вашего мышления. Это значит, что если посторонний человек, использовав некие аргументы, способен убедить вас в ложности вашей идеи, то вы страдаете не бредом, а именно сверхценной идеей.

Здесь следует сделать уточнение — последние два критерия являются как раз признаками, отличающими сверхценный бред от просто идеи, хотя с последним согласны не все психиатры.

Признаки состояний одержимости.

Не секрет, что в бытовых разговорах мы нередко ставим «психический диагноз» своему собеседнику, если с точки зрения логики его позиция не выдерживает никакой критики. В такие моменты чаще всего мы произносим слова «какой же бред!» Мы отлично понимаем, что это выражение — просто метафора, и человеку, который говорит «глупости», едва ли можно всерьез диагностировать отклонение психики. Отсутствие логики далеко не всегда означает наличие сверхценной идеи или бреда, а глупость и неумение мыслить не является признаком психического отклонения. Однако навязчивые мысли и сверхценные идеи вовсе не редкость в нашем мире, другой вопрос — насколько их можно считать психическими проблемами, ведь в отличие от того, что является бредом, здесь все не так очевидно.

Так, например, один из моих знакомых давно и свято верит в существование тайного мирового правительства, которое уже много сотен лет дергает за ниточки руководителей отдельных стран и нещадно эксплуатирует несчастные народы в своих корыстных целях. При этом, как и огромное количество других людей, верящих в подобные вещи, он не обладает реальными доказательствами своей позиции, но убедить его в обратном невозможно, разумные аргументы не действуют, ибо всякий раз решительно отметаются, как незначительные и несуществующие. Казалось бы, если в этом случае использовать два последних критерия, то речь здесь идет о наличии не просто сверхценной идеи, но самого настоящего бреда. И все же, это никоим образом не является ни бредом, ни даже идеей, ибо не выполняются самое первое условие — идея должна полностью доминировать в сознании, и если ваша идея не живет с вами большую часть вашего времени, то и говорить о том, что она является для вас сверхценной, нет никакой возможности.

Из приведенных выше примеров становится понятно, что границы между бредом, навязчивыми и сверхценными идеями весьма расплывчаты и условны, а явления эти очень близки по своей природе. В свете такой расплывчатости границ большое значение приобретают отличия, позволяющие приблизительно провести рубеж между этими понятиями.

Так, если мы говорим о навязчивых мыслях и идеях (диагноз «навязчивая идея»), то их принципиальная особенность заключается в том, что чаще всего они не воспринимаются как свои собственные, но как пришедшие извне. Они не несут в себе цели и при этом склонны к зацикливанию на манер заезженной пластинки. Это весьма мучительное состояние, особенностью которого является явно выраженное желание пациента его устранить. Человек, который никогда не испытывал состояния навязчивой идеи, может отдаленно сравнить это состояние с появлением в голове незатейливой, но очень навязчивой мелодии, от которой никак не удается избавится.

Бред (диагноз «сверхценный бред») чаще всего появляется эпизодами, он захватывает сознание полностью, а основывается это состояние на чем-то, не имеющем место в реальной жизни. В рассуждениях пациента почти всегда отсутствует привычная нам логика, которая нередко заменяется причудливыми паралогическими умозаключениями (ложная логика). Сверхценый бред имеет для человека огромную ценность и воспринимается как нечто, вообще не подлежащее критическому рассмотрению.

Что касается идеи (диагноз «сверхценная идея»), то это очень сильная эмоциональная убежденность в чем-либо, от которой хоть и непросто избавиться, но критическое отношение к ней со стороны пациента все же возможно. Умозаключения, приводящие человека к такой идее, в большинстве случаев основаны на обычной логике и касаются вещей, более или менее относящихся к реальному миру.

Конечно, разделение симптомов этих навязчивых состояний вовсе не означает, что одно не может переходить в другое. Так, сверхценная идея вполне может оказаться этапом на пути к бредовым состояниям (в случае развития бреда так нередко и случается), но это вовсе не значит, что навязчивая идея обязательно переходит в бред. Некоторые психиатры полагают, что навязчивые состояния имеют одну природу и что по сути это одно заболевание, которое просто имеет разные проявления и разные стадии. В качестве примеров они приводят случаи, когда вполне правильная формальная логика и критическое отношение вовсе не исчезали, а успешно ставились пациентами на службу своему бреду. Вот как рассуждал один пациент, который был убежден в том, что является волком-оборотнем. «Я волк, но сейчас я вижу у себя человеческие руки и ноги по причине простого обмана зрения, а невидимость моего истинного облика ничего не значит перед фактом моей истинной природы, которую я ощущаю всем своим существом». Вот так логика становится фрагментом, помогающим объяснить истинность природы бредового состояния.

Сверхценная идея как признак психического расстройства.

В наше время в психиатрии сверхценные идеи рассматривают как признаки целого ряда расстройств психики, при этом для каждого конкретного расстройства характерен свой набор более или менее типичных идей.

В качестве примера можно привестиобсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний и навязчивых действий), когда с помощью компульсивно-ритуальных действий пациент стремится предотвратить какое-либо весьма маловероятное событие (нужно 10 раз помыть руки, чтобы не подхватить заразу).

Дисморфофобия — одержимость незначительными дефектами своего тела (пациент не может перестать думать и беспокоится о небольшой родинке на шее, полагая, что все окружающие обращают внимание только на это).

Ипохондрическое расстройство, заключающееся в непрерывном тревожном поиске у себя симптомов опасных заболеваний (которые всегда находятся).

Фантомная беременность — навязчивое состояние, возникающее у женщин чаще всего на фоне сильного желания забеременеть.

Социофобия — больной исходит из уверенности, что все вокруг обращают внимание только на него и это внимание непременно осуждающее.

Характеры склонные к сверхценным идеям.

Психиатры считают, что есть несколько вполне определенных складов характера (акцентуаций), которые наиболее подвержены навязчивым идеям.

К ним относятся шизоидный и параноидный склады характера. Шизоидным личностям вообще свойственно увлекаться новыми и необычными идеями, и это увлечение порой доходит до психической паталогии. Что же касается параноидального склада, то эти люди, как правило, чрезмерно озабочены различными событиями, которые теоретически могут иметь для них неблагоприятные последствия, на этой почве и развиваются состояния, связанные с навязчивыми фобиями. Конечно, это вовсе не значит, что люди такого типа непременно станут одержимы навязчивыми идеями, данные типы характеров лишь больше других склонны к этому типу психических расстройств.

Нужно ли лечить людей одержимых сверхценной идеей?

Хороший вопрос — нужно ли обязательно лечить человека со сверхценными идеями? И почему мы вообще стараемся лечить психические расстройства, если в большинстве случаев их носители не представляют общественной опасности?

Поводом для того, чтобы лечить человека от психического заболевания, может быть либо его желание, либо очень редкие случаи, когда такие больные представляют реальную опасность для самих себя или для общества. Конечно, подобные симптомы почти всегда представляют определенные неудобства для ближайшего окружения человека, однако это не повод и никогда не должно быть поводом для принятии решения о лечении, если в его основе не лежит желание самого больного.

Приносят ли одержимости вред или пользу?

Когда мы говорим об одержимости идеей, как о болезни, то порой забываем, что под этим флагом люди способны сделать и немало хорошего. Так, если мы обратимся к истории науки, то редкие большие открытия обошлись без элементов одержимости. То же самое можно сказать и про многие гениальные произведения искусства и литературы, географические открытия, изобретения, духовные озарения.

Однако история знает и немало случаев, когда во имя таких идей творились преступления, сегодня можно вспомнить про радикальные религиозные направления, политические партии крайнего толка, массовые проявления истерии, которые почти всегда основаны на таких идеях (вспомним гитлеровскую Германию, сталинскую Россию или движение хунвэйбинов в Китае).

Конечно, как и почти любая другая вещь в этом мире, сверхценная идея не может рассматриваться в какой то одной однозначной плоскости, однако вопрос о том приносит ли она вред или благо очевидно стоит рассматривать с двух точек зрения — с точки зрения самого человека (страдает ли он от своей одержимости или для него это подарок судьбы) и с точки зрения общества (полезно это или вредно для окружающих).

Сверхценные идеи – это довольно характерное явление для человеческого общества, и они определенно играют важную роль в культуре и истории. Что касается взгляда на это явление, как на болезненные проявления психики, то следует всегда помнить о двух вещах:

— понятие психологической нормы всегда было и будет социально субъективно, точно так же и критерии психологических отклонений всегда будут отличаться довольно размытыми границами. Это значит, что определить, в какой момент заканчивается «норма» и начинается заболевание, всегда будет непросто. И реальность сегодня такова, что зачастую критерии оценки психологических отклонений определяют не только врачи психиатры, но и господствующие в данном обществе социальные стереотипы.

— границы самого заболевания должны определяться врачами психиатрами, а решение о лечении заболевания должен принимать только сам пациент – конечно, при условии, что он не представляет опасности для себя или окружающих.

На сегодняшний день не существует определенного метода лечения навязчивых состояний, и методы воздействия на пациентов выбираются, исходя из типа и степени расстройства. Это может быть психотерапия, а в особенно ярко выраженных случаях применяются антидепрессанты и антипсихотики.

Пока всего этого нет, необходимо развивать зоркость и прислушиваться к тонким чувствованиям. Многие признаки одержимости могут быть замечены на земном уровне при достаточной наблюдательности, непредубежденности и чистоте психической энергии человека. По сути, наблюдательность, зоркость и естественное напряжение чувствознания в этом направлении является путем развития ясновидения, яснослышания и других способностей, заложенных в человеке.

Также при определенной чистоте психической энергии для диагностики одержимости можно применять . Показания этого маленького «прибора» смогут выявить отклонения в работе психической энергии человека, а также указать на их причины - болезнь, упадок сил, внешние воздействия, одержимость астральными лярвами или элементариями.

Изменение поведения

Многие странности поведения относятся к психическим заболеваниям, но являются следствием одержимости. Строго говоря, очень часто неправильно рассматривать вопрос «одержимость или болезнь», когда речь идет об «одержимости и болезни» . Эти явления взаимосвязаны, болезнь открывает ворота для одержителей, а одержимость истощает и разрушает организм, вызывая разные болезни. И такое разложение очень опасно, поскольку оно распространяется, как эпидемия. Когда окружающая среда загрязнена и отравлена, достаточно малейшего пореза, чтобы вирус проник в организм.

Пусть врач не изумляется, если заметит, что признаки одержания принимают эпидемический характер; их больше, нежели ум человеческий может представить. При этом разновидности очень различны — от почти неуловимой странности до буйства (Мир Огненный ч.1, 278)

Выражение одержимости может быть в особенностях поведения, упадке сил, ослаблении иммунитета и заболеваниях. В первую очередь поражается нервная система, за ослаблением нервов следует поражение и разложение других тканей.

Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией. Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергии будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу. Даже эта простая мера будет полезна. Также психическая энергия будет лучшим очищением в период скрытой болезни. Но ужасно разложение нервного вещества под влиянием пьянства и всяких пороков. Подумайте, в каком состоянии окажется тонкое тело, где тончайшие нервы занимают значение скелета! Для Земли кость, для Тонкого Мира нервы, для Духа Свет. (Иерархия, 190)

При достаточной зоркости и внимательности, наблюдения за поведением других могут четко указать на присутствие одержителя. Как правило, это совокупность нескольких признаков, а не одного проявления, причем в сфере психики следует быть весьма осторожными с диагностированием отклонений от «нормы»:

Необходимо расчленить область, так называемой, истерии на множество отделов. Теперь она занимает место от одержимости до утонченной духовности. Конечно, нельзя оставлять такие противоречивые смешения, именно, не научно сваливать все в одну кучу, лишь бы не побеспокоить мозг размышлением. Иначе Святая Тереза может оказаться в пределах одержимости, а самый мерзкий демон будет приближен к престолу. Недопустимо согласиться со смешением различных состояний. (Сердце, 325)

Кроме явных признаков психических болезней (неврозы, аффекты, шизофрения, мании, фобии и т.д.), к проявлениям одержимости можно отнести следующие явления:

Следует помнить, что одержителю нужны не его жертвы, а воздействие на окружающих. У одержимых проявляется особое двойственное мышление, когда логические доводы и увещевания не воспринимаются. Наоборот, сами споры и скандалы служат пищей для одержителя. Поэтому таких людей лучше оставить в одиночестве, а не надоедать им, давая тем самым возможность проявлению одержителей. Полная изоляция (даже длительный сон, вызванный лекарствами) будут полезны.

Бывает у людей такое одичание духа, что они могут существовать, лишь осуждая друг друга. Это не досмотр доспеха с целью помощи, наоборот, осуждение становится смыслом жизни. Если у такого осуждателя отнять язык, он пропадет, засохнет, как растение без воды. Такое явление можно разобрать с врачебной точки зрения. Можно видеть в этом осуждении вид вампиризма одержания, когда требуется овладение жизненным флюидом, более активным, чтобы питать одержателя. (Сердце, 169)

Человек, постоянно нападающий на других, осуждающий все и вся, также с очень большой вероятностью является одержимым или находится в группе риска. В этом случае полезно не давать ему поводов для проявления и игнорировать все такие осуждения и осмеивания, в т.ч. личные нападки. Можно вскользь спросить - а как должно быть? Обычно осуждатели не готовы предоставить ничего созидательного и утверждающего, поэтому вынуждены замолчать. Зато на любые доводы они найдут сотню зацепок, осуждений и возражений, чтобы дальше распалять спор.

Проявления телесные

Небрежение психической энергией является источником многих болезней. Можно сказать, что не только телесные и психические заболевания, но одержания всецело зависят от состояния психической энергии. Человек, утерявший иммунитет, будет утратившим и запас психической энергии. Человек, нарушивший равновесие нравственности, уже докажет распущенность своей психической энергии. (Аум, 599)

Одержители обычно не ценят здоровье жертвы, наоборот, любое разложение приятно им, но они не глупы, и если через жертву производится длительное воздействие на какое-то светлое начинание, то ей будут давать временные передышки, чтобы избежать быстрого уничтожения организма. Это подтверждает взаимосвязь физического и астрального уровня, а также то, что разные планы живут по одинаковым законам, ведь и на физическом уровне хроническая болезнь более разрушительна, чем отдельные приступы.

Много напряжения, нужно понять насколько мировое положение связано с делами. Невозможно отделить, когда общее состояние равняется неслыханной битве, потому так приказываю держаться неотделимо, проникаясь напряжением момента. Не отступать, но одержимых теснить дружно. Если шутка допустима, можно назвать эту фазу сражения битвою с одержанием. Поистине темные пробуют усилить себя одержанием. Но такая метода не может длиться долго, ибо, именно, одержанием они разлагают самих себя. Ведь знаете как одержание постепенно разрушает организм, неминуем паралич некоторых нервных центров. Потому так много полезного могут делать врачи, устремив внимание на одержание. Спросите врача Л. не замечал ли он в глазах одержимых некоторые особенности? Ведь, по глазам можно судить о двойственном существовании. Когда он ответит, скажу Мои поправки. Но не имею в виду только поверхностное явление, вроде мутного или бегающего взгляда, нужно подметить и другие признаки. Можно отметить также признаки походки, голоса и даже изменение в весе. Не спрашивайте об этом психиатров, ибо они имеют закостенелые заключения, но врачи типа Л. могут подметить непреднамеренно. Между тем, как нужны эти наблюдения сейчас, когда одержание становится повальным заболеванием! Тучи сметливых духов чуют слабость сердец людей и устремляются яростно к завладению земным запахом (Сердце, 219).

Из цитаты выше и других параграфов Агни-Йоги можно выделить следующие физические признаки одержимости:

У людей с врожденной склонностью к медиумизму лимфатические узлы обычно постоянно увеличены, но медиумизм - это врата для одержимости. При естественном контакте с Тонким Миром отсутствует обильное выделение мокроты, наоборот, слизистые оболочки остаются сухими, как бы из-за близости пространственного огня, а лимфатические узлы не увеличиваются .

При повреждении сущности происходит одержание, но очищенный дух может подвергнуться не одержанию, но болезни. Вы читали, как Наш Брат, бывший уже на высокой степени, тем не менее, продолжительно болел от темных противодействий. (Сердце, 484)

Несмотря на обилие указаний, однозначно диагностировать одержимость даже при совокупности нескольких симптомов нельзя, пока психическая сфера и ее воздействие на физический мир не изучено в достаточной мере. Пока что следует воспринимать такие симптомы, как вероятность одержимости и признаки медиумизма. Тем более, что организм и сознание часто инстинктивно сопротивляется, и происходит противодействие и борьба. Главное, чтобы воля не была полностью сломлена и подчинена желаниям одержителя, хотя во многих случаях человек ублажает себя теми же мыслями и пороками.

Реакция животных

«Урумия» называется огненное понимание одержания. Не только люди могут обладать этим чувствознанием, но и некоторые животные, близкие людям, чуют это ужасное состояние. Лошади и собаки особенно понимают и негодуют на приближение одержимых. В древнем Китае была особая порода собак, высоко ценимая, которая особенно чутко узнавала так называемых одержимых. Также в древности было принято показывать гостям коней и собак. При этом замечали отношение животных. Многие послы прошли через такое испытание. Нужно заметить, что кошки тоже чуют одержимого, но обычно совершенно обратно. Одержимость приводит их в радость. Так например, когда кошка чует одержимого или сильное явление его, она не прячется, но ходит, радуясь и мяукая. Тогда как собака ощетинится и пытается, или прятаться, или броситься на такого человека. Нужно развивать в себе Урумию не только для охраны, но и на предмет изгнания одержателя. Часто одна беседа о значении Агни уже действует на одержателя. Он страшится Огня и потому упоминание об огненной энергии уже заставляет его злобствовать и затем отступать. (Мир Огненный ч.1, 373)

Конечно, не все животные одинаково хорошо различают одержимость, даже если они одной породы. Более того, окружать себя животными для защиты и полагаться только на их чутье не стоит. Низкий животный магнетизм иногда используется темными силами для проявления. Могут появиться какие-то бродячие коты или собаки, и даже домашний любимец может стать средством для проявления темных сущностей. Поэтому животных не стоит допускать в свою спальню, а также минимизировать контакт с ними, если психическая энергия человека не находится в достаточной чистоте .

Собственные ощущения

Человеку следует прислушиваться и к собственным ощущениям, ведь человеческий аппарат может быть развит гораздо больше, чем чутье животных. Об опасности могут сигнализировать разные сердечные ощущения, беспричинное появление негативных мыслей и эмоций, «наеживание», ощущение мурашек по коже и другие проявления.

Энергетика распространяется вокруг человека, и при приближении к нему сразу чувствуется, насколько его личный магнетизм приятен или отталкивает. Возле некоторых людей можно наговорить глупостей, легко вспылить, поддаться гневу или раздражению, причем позже сам человек недоумевает, откуда на него нашли такие мысли и эмоции. Но если учесть реальность Тонкого Мира, то объяснение очень простое. Волны эмоций человека создают определенные вибрации, даже если он не насылает на вас негативные мысли. Два магнитных поля при пересечении меняют свой вектор, и человек становится хуже. Если он не обращает внимания на свое состояние и считает это естественными проявлениями, он запросто сорвется и поддастся негативному влиянию. Такие реакции могут возникать и в тех случаях, когда вибрации двух людей не гармоничны, хотя каждая сама по себе является хорошей. Так добродушный простак будет чувствовать себя не в своей тарелке в высокоинтеллектуальном обществе, а профессору будет неприятно среди малообразованных, хотя и добрых людей . Поэтому к собственным чувствам следует прислушиваться, но не спешить делать поспешные выводы, а стараться контролировать свое эмоциональное состояние.

Явления Тонкого Мира могут вызывать определенные физические и химические реакции. Например, в народе бытует выражение: «повеяло могильным холодом ». Такое выражение не случайно. Народная наблюдательность подметила одно из явлений, которые пока еще не изучены наукой, да и в оккультных источниках таких упоминаний мало. Но если мы знаем, что некоторые вещества могут менять свои свойства в зависимости от температуры или наличия магнитного поля, и даже эмоции меняют статическое поле кожи, то приближение энергетических существ также может быть обнаружено по косвенным и прямым признакам. Так, при приближении духов или каких-то существ Тонкого Мира может возникать внезапный озноб, холодный ветерок и другие температурные ощущения.

Боязнь Астральных явлений основана на других причинах, нежели на призраках, ибо нужно понять холод Астрала, как химическую реакцию (Агни Йога, 352) .

Приближение Огненных и Тонких Существ знаменуется сердечным трепетом и ощущением холода или жара . Но если мы постоянно окружены существами Тонкого Мира, то почему мы ощущаем их лишь иногда? В этом заключается закон и качества мысли. Если эти существа направляются к нам, иначе говоря, мыслят о нас, то мы ощущаем их не только огненными центрами, но даже физически. Принято говорить о волосах, встающих от ужаса, но не ужас это, только особое воздействие энергии, отчасти подобное электричеству. В основании такого ощущения тоже лежит мысль. Не особое внушение, но качества мысли дают эти чувства. Даже физический взгляд заставляет обернуться человека, насколь же сильнее должна действовать огненная энергия Высших Миров! Значит, перед нами снова целый ряд полезных опытов и наблюдений как и на которые центры действует огненная энергия Мира Высшего. Также нужно заметить, что иногда ощущается холод; тоже не чувствуется ли подобие его около действующей электрической машины? Изучение внешних воздействий мысли должно занять внимание ученых (Мир Огненный ч.1, 451).

Поучительно наблюдать с научной точки зрения, содержание атмосферы, окружающей сущность Тонкого или Огненного Мира, когда она конденсирована для появления среди плотного мира. Можно припомнить дуновения, предшествующие явлению, но можно различать как в одном случае ощущается как бы горняя прохлада, и явление может приносить даже благоухание. Но в ином случае можно чувствовать пронзительный холод и неприятный запах — так различаются слои миров . Но можно бы отличить и разные химические составы сгущенной атмосферы. Разве это не будет явлением высших реальностей? Так можно и духовно и физически постигать величие Незримых Миров. Нужно не только привыкать к этому прекрасному сознанию, но и строить свои поступки соизмеримо с величием Мироздания. (Мир Огненный ч.1, 610)

Эти описания ощущений при приближении невидимых существ расширяют список ощущаемых феноменов:

  • не только холод, но и жар, причем ощущения холода разные (горняя прохлада и пронзительный холод)
  • сердечное трепетание;
  • волосы, встающие от ужаса;
  • дуновение;
  • благоухание или неприятный запах.

Также весьма интересно упоминание «могильного холода» в письмах Е.И.Рерих:

Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от Мира Невидимого, от невидимых вибраций, лучей, исходящих от Великих Жизнедателей, Великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен. Так же, как когда чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас Тонком Мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим Миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные. Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на тонкий мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром .

Также очень радуюсь Вашим прозрениям в Мир Тонкий. Думается мне, что Ваши объяснения правильны, ибо сам видящий всегда лучше другого знает в духе значение их. Ибо символы видений всегда избираются наиболее близкие сознанию видящего и нередко, что один и тот же символ у разных лиц может означать противоположное понятие. Прислушивайтесь к голосу сердца Вашего и не обманетесь. (15.01.32 Рерих Е.И. Письмо Ф.Д.Лукину).

Подобные упоминания можно встретить и в других источниках. В статье «Магическое вызывание духа Аполлония Тианского» Е.П.Блаватская приводит отрывок из Элифаса Леви. Кроме физического холода, в нем также упоминается звон в ушах , сопутствующий приближению развоплощенных оболочек (элементариев):

Если человек жил хорошо, его астральный труп или дух испаряется, как чистый фимиам, восходя к высшим областям; но если он совершал злодеяния - астральное тело, удерживая его в плену, вновь ищет объекты страстей и жаждет возобновить свою жизнь. Оно терзает молодых девушек во сне, купается в парах пролитой крови, кружится вокруг мест, где протекали удовольствия его жизни; стережет зарытые им сокровища, изнуряет себя бесплодными попытками создать себе материальные органы и жить вечно. Но звезды притягивают его и поглощают; он чувствует, как слабеет разум, как угасает память, как растворяется все его существо... ему являются его пороки и преследуют его в виде чудовищ; они набрасываются на него и пожирают... Несчастный теряет один за другим все свои члены, служившие для удовлетворения порочных аппетитов; затем он умирает во второй раз - и уже навсегда, ибо теперь он теряет свою индивидуальность и память. Души, призванные жить, но еще не совсем очистившиеся, остаются на некоторое время в плену у астрального тела, в котором они очищаются одическим светом, стремящимся ассимилировать их в себе и растворить. И вот, чтобы избавиться от этого тела, страждущие души иногда входят в тела живых людей и удерживаются там в состоянии, которое каббалисты называют эмбриональным.

Это и есть воздушные фантомы, вызываемые во время некромантии. Это - лярвы, мертвые или умирающие сущности, с которыми приходят в контакт во время вызываний; они не могут говорить иначе, как только посредством звона в наших ушах, производимого нервным дрожанием , о котором я уже упоминал и, рассуждая, обыкновенно лишь отражают наши собственные мысли или мечты.

Но чтобы видеть эти странные формы, нужно привести себя в особое состояние, граничащее со сном и смертью; то есть, нужно намагнетизировать себя так, чтобы достичь некоторой степени ясного и бодрствующего сомнамбулизма.

Закрыв глаза, я трижды призвал Аполлония и, когда открыл их, предо мною стоял человек, совершенно закутанный в нечто вроде савана, показавшегося мне скорее серым, нежели белым; лицо его было худощавым, печальным и безбородым, что совершенно не соответствовало моему представлению об Аполлонии. Я испытывал чувство чрезвычайного холода и, когда открыл рот, дабы обратиться к призраку с вопросом, не смог произнести ни звука .

Отрывок из воспоминаний Арчибальда Кейтли (современник Е.П. Блаватской) также подтверждает это явление:

Собрания ложи Блаватской были неординарными. Иногда там бывали и невидимые посетители, которых видели лишь некоторые из нас. Однажды вечером перед собранием я спустился вниз и обнаружил, что эта комната стала похожа на морозильник, хотя пламя в камине и светильники горели во всю силу. Я обратил на это внимание Е.П.Б., но она отвечала мне со смехом: "А, тут ко мне приходил повидаться мой друг, и он позабыл удалить свою атмосферу" . ("Оккультный мир Блаватской").

На основании изложенных материалов пока рано делать однозначные выводы. Они скорее указывают на новые направления в изучении явлений, которые сопутствуют приближению существ из Тонкого Мира. Но эти явления вполне реальны на физическом уровне, значит, их можно фиксировать и изучать даже техническими средствами. Причем самым лучшим аппаратом может стать человеческое тело, поэтому так важно развивать чувствознание и прислушиваться к собственным ощущениям.

Сложности обнаружения одержания

Психическая сфера настолько переплетена с физическим миром, что сложно провести грань между болезнью и одержанием. Например, одержители часто любят прикрываться странностями и особенностями поведения, и пока им это удается, руки у них развязаны. Как только луч понимания укажет на действительную причину этих странностей, они уже не могут безнаказанно вредить под видом больного человека со скверным характером и вынуждены умерить свою активность.

Но могут быть и обратные ситуации, когда люди прикрывают свои слабости одержимостью. В.Даль описывает интересный случай излечения кликушества . В одном поселке перед очередной службой был построен небольшой навес с устройством для лечения клукушества - обычным садовым шлангом, из которого предполагалось обливать кликуш для изгнания бесов. Устройство и принцип действия «лекарства» доходчиво объяснили и даже продемонстрировали в действии. Во время следующей службы в храме ни одна кликуша не проявилась. В.Даль предположил, что под кликушеством эти женщины просто скрывали свои слабости, например, неумение готовить или вести хозяйство.

Также и двойственность мышления не всегда вызвана одержителями.

Урусвати знает, что нередко проявляется двойственность человеческого сознания. Проще всего объяснить это одержанием, но, кроме того, утверждаются черты прошлого существования. Но могут быть и прозрения в будущее, отрывающие от настоящего, как самовнушение.

Также поучительно наблюдать, что такая двойственность проявляется гораздо чаще, нежели думают. Нельзя ее приписать лишь дурному характеру или привычкам, она будет, как временное затемнение сознания. Некоторые из исследователей полагают, что происходит касание волн хаоса которые выбивают сознание из его нормального состояния. Несомненно, такое наблюдение имеет основание.

Люди слишком мало изучают свое нормальное сознание, чтобы уловить отклонение. Мы постоянно советуем изучать сознание людей, чтобы найти всякие фазы отклонений. Нельзя полагать, что болезнь организма постоянно будет влиять на сознание. Иногда именно болезнь будет источником возвышенного сознания.

Не будем перечислять различных обстоятельств, которые утверждают разные состояния сознания. Теперь хотим лишь указать, что двойственность сознания есть явление весьма обычное, хотя и нежелательное. Оно тем вреднее, что не дает возможности повлиять на человека, ибо каждое его состояние будет нуждаться в особых приемах внушения.

Иногда двойственность бывает настолько противоположна, что невозможно вообще применить внушение. Каждую минуту могут произойти колебания и внушение окажется бесцельным и даже вредным. Поистине, человек нуждается в изучении его психической энергии.

Много опытов происходит, но следствия пока не велики. Причина в том, что исследователи наблюдают лишь отрывочно и многие явления проходят без внимания.

Мыслитель указывал, чтобы каждое наблюдение происходило беспрерывно, и люди не вносили бы своих воздействий. (Надземное, 284).

К этим вариантам можно добавить наличие собственных комплексов, подавляемых сознанием, и картина психического сознания еще больше осложнится, хотя и приблизиться к реальности. Также и навязчивые мысли могут приходить из разных источников. Кроме темных внушений и пространственных волн, вполне вероятны следующие причины:

- Неподвижность мозговых центров . Человек не способен найти решение и постоянно прокручивает одну и ту же мысль. Чтобы решить проблему и побороть зацикленность, нужно научиться как бы откладывать мысль в сторону, а также давать разные задания мозгу, чтобы расшевелить его. Например, овладевание новыми навыками, решение неожиданных задач, пение, и все, что не присутствует в ежедневном обиходе.

- Разные слои мышления . Мышление происходит на нескольких уровнях, и человеку может казаться, что он избавился от какой-то мысли, хотя на самом деле он в нее погружен . Поэтому важно развивать чистоту мышления в любой обстановке, не ограничиваясь бытовыми проблемами и обычной работой. Развитие творчества, самообучение, сознательное развитие умственных способностей, стремление к красоте и другие направления мышления помогут очистить глубокие слои сознания.

- Засорение пространства негативным мышлением . В условиях современного города даже без существ Тонкого Мира одномоментно порождаются тысячи и миллионы глупых, низких и грубых мыслей. Они распространяются в пространстве, подобно невидимой пыли перца, от чего все вокруг начинают чихать . И эти негативные мыслеформы и вибрации способные отравлять даже самые благотворные воздействия, как от одной ложки дегтя портится целая бочка меду. Причем не обязательно порождать черную ненависть, даже неяркие мысли-компоненты меняют формулу человеческого состояния .

Урусвати знает, что пространственные токи в сущности благодетельны, но могут быть и разрушительны, когда они касаются гнилостной земной атмосферы. Часто самые благодетельные химические составы от одного ингредиента превращаются в сильные яды. То же самое происходит с некоторыми пространственными токами, когда на них действует коричневый газ Земли. Но сама планета не виновна в таких вредоносных испарениях. Царь планеты — человек является творцом ядов.

Ученые лишь с оговоркою соглашаются в том, что человеческие излучения преображают всю окружающую атмосферу. Никакие другие излучения несравнимы с мощью человека. Он может и оздоровить и отравить все окружающее. Не столько больные люди могут отравить атмосферу, сколько раздражение, гнев и всякая злоба. Теперь сопоставьте — много ли добрых излучений одновременно проявляется на коре земной и насколько превышают их злобные мысли.

Говорю не об идеальных мечтаниях, но о врачебных советах. Человечество страдает от раздражения слизистых оболочек и от злокачественных опухолей, эти бедствия принимают размеры эпидемий. Множество соображений высказывается, но среди них упускают из виду, что такие эпидемии происходят от пространственных воздействий.

Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои зараженные, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасется ухудшить его, то уже может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии натолкнутся на незримые противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности.

Мыслитель просил: «Не допустите злобу, она есть источник болезней». (Надземное, 413)

Также диагностирование одержимости осложняется тем, что не каждое одержание является темным.

Могут быть воздействия средних сфер, направленные, по мнению одержателей, во благо. Но особенно хороших следствий не получается. Одержатели таких невысоких степеней и вместилища, им доступные, небольшого развития — получается двоемыслие, неуравновешенность и неумение владеть собою. Много таких людей, которые зовутся слабовольными, при этом обе воли уменьшают друг друга. Лечить таких людей можно, лишь предоставляя труд по их избранию, но в большой мере. (Мир Огненный ч.1, 283)

В этом конкретном случае сосредоточенный труд в определенной области быстро наскучит одержателю, который стремится выявить свое «Я», и он покинет это тело. Но следует очень и очень задуматься, что допустило проникновение извне, чтобы укрепить свою защиту и не допустить повторных проникновений.

Вообще, отношение к труду - это еще один показатель чистоты психической энергии и свободы от одержителя. Для нормального человека естественна тяга к познанию и какой-то активной деятельности. Для темных же любой созидательный труд ненавистен, как противоположность хаоса и разложения. Поэтому сознательное стремление к труду усиливает и очищает человека, укрепляя его волю против темных влияний.

Пока медицина еще не изучила взаимосвязь сложных психологических процессов и здоровья, будет сложно отличить проявление медиумизма, реакцию на пространственные события и пробуждение собственных сил человека. Два последних фактора не стоит сбрасывать со счетов, чтобы при столкновении с неожиданными явлениями не лечить человека от собственного развития и чувствительности:

Нервные центры и выделения желез образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдет к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры. (Агни Йога, 42)

Правильно замечено, что некоторые боли называем священными, через них восходит дух и нет другого пути. Не знаем примера, когда сознание восходило без болей тела. Нужно понять, как бережно нужно относиться к каждому явлению, когда мы можем ожидать каждый час посылки высших энергий. (Агни Йога, 235)

Врач, могущий изучать священные боли и не делающий этого, повинен. Путем изучения болей этих и сопоставления с явлениями, вызывающими их, он мог бы приготовлять ступени грядущей эволюции. В сущности болей священных, при духовном развитии мира, не должно существовать, но окружающее несовершенство создает эти боли. (Иерархия, 165)

Урусвати знает, что есть священная боль. Современные врачи назовут эту боль невралгией, ревматизмом, нервными судорогами, воспалением нервных каналов. Много определений будет высказано, но даже земной врач усмотрит нечто особенное. Мы определяем это нечто, как стук психической энергии в Беспредельности. Можно заметить, что такие боли начинаются без видимой причины и умолкают тоже без следствий. Они разновидны и невозможно предвидеть какой центр заболит. (Надземное, 158).

Поэтому некоторые нервные реакции будут не проявлением болезни, а свидетельством развития человека. Точно так, как прорезывание зубов вызывает боль, это нужно пройти, и не винить самого человека, если новые восприятия принесут ему огорчение, вызванное несовершенством окружающей среды.

Предостережения при определении одержимости

К определению одержимости нужно подходить взвешенно и осторожно. Не нужно привлекать внимание человека, поскольку одержители очень чутко относятся к мыслям и при обнаружении могут впасть в буйство. Необходима максимальная осторожность и концентрация, тем более что одержимость заразительна. Распространяя вокруг себя низкие вибрации, одержимые становятся каналом для воздействия на окружающих.

Точное диагностирование одержимости возможно только по совокупности нескольких факторов, но даже в этом случае возможны разные проявления и степень сложности - от временной одержимости средним «светляком» до наличия многих астральных лярв и грубых элементариев. К прискорбию, в нынешнее время опасности одержания подвержены огромные массы людей, не задумывающихся о состоянии своей психической энергии и даже отрицающих ее. Можно сказать, что Земля охвачена эпидемией одержания, поэтому в большинстве случаев одержимость все же подтвердится.

Для самого человека важно признать наличие проблемы. Это даже не первый шаг в сторону освобождения, а примерно половина решения проблемы. Такая мысль запускает в сознании процессы поиска решения и перестраивает всю деятельность психики и тела.

Холод и изоляция по отношению к одержимому предпочтительнее, чем переживания и бурные увещевания. Также полезна любая деятельность и активность. Полезен труд, особенно на свежем воздухе, длительные прогулки на природе, изготовление чего-либо (шитье, вязание, плетение, ремесла и т.д.) и другие занятия, которые укрепляют человека и на физическом, и на тонком уровне. Недопустима праздность и пассивное состояние, безволие и потакание низшим страстям и порокам. Умеренность в пище, отказ от алкоголя, никотина и наркотиков, смена привычной обстановки (как поля для проявления одержителя), самоизоляция и другие меры также будут полезны.

Страх при общении с одержимыми недопустим. Страх и сомнение парализует и пресекает действие психической энергии, которая нужна и для собственной защиты. Поэтому при приближении к одержимым нужно быть осторожным и сохранять спокойствие, как бы общаясь с просто больным человеком, а лучше вообще не выказывать своего отношения, чтобы не оскорбить сознание физического тела и чувства человека.

Осторожность необходима и в обнародовании всех вопросов, связанных с одержимостью. Человек рискует не только быть осмеянным, но и подвергнуться реальным нападкам различных сил, которые с помощью одержимости хотят усилить свои ряды. Но этот перевес временный, поскольку одержимость разлагает и физически, и психически. Тем не менее, осторожность и бдительность необходимы для самозащиты.

Анатолий Филозоф

В большинстве древних мировых культур психические расстройства рассматривались как различного рода одержимости злыми духами, для избавления от которых проводились специальные обряды изгнания. В 1970-х годах австрийский профессор-антрополог Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488-ми социальных обществ из разных уголков планеты и обнаружила, что в 360-ти из них (74%) присутствовало верование в одержимость в той или иной форме. Сегодня существование данного явления признают многие религиозные течения, а некоторые их деятели даже выступают за то, чтобы церковь принимала активное участие в изгнании нечистых духов из людей. Уделяется внимание данной проблеме и в аюрведе, однако здесь одержимость рассматривается сквозь призму йогического знания.

Шумеры, жившие в Месопотамии около 4000 лет до н. э., первыми описали случаи экзорцизма. В те времена это была распространённая практика и изгнание демона из человека представлялось таким же обычным делом, как сегодня - лечение зубов. Каждый уважающий себя врачеватель, живший в то время, знал специальные заклинания и заговоры против злых духов.

Признаки одержимости человека

Понятие «одержимость» трактуется по-разному, но в общем одержимостью можно назвать полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.

Определить одержимость человека можно по нескольким признакам. Эти признаки в различных религиозных течениях могут как совпадать, так и быть различными.

Например, согласно христианским традициям, признаки одержимости таковы:

  • агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п.;
  • судороги, эпилептические припадки;
  • признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п.;
  • одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы;
  • беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п.;
  • непереносимость воды, особенно святой;
  • обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п.;
  • появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
  • навязчивые мысли о самоубийстве/убийстве;
  • отсутствие чувства стыда, жалости, сочувствия.

Одержимость в разных религиях

Представления в исламе о признаках одержимости шайтанами или джиннами существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами одержимости являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии. При этом одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, утратой болевой чувствительности или беспричинными болями. Считается, что джинны отличаются от христианских бесов. У них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему глазу, имеют свободную волю. Кроме того, иногда они исповедуют ислам. Предполагается, что джинны могут толпами вселяться в грешных людей, представителей другой веры или плохих мусульман. Избавление от одержимости такими сущностями происходит с помощью чтения Корана специально обученными людьми.

В буддизме изгнание всякого рода духов также имеет место. В Японии в Средние века были очень популярны всякого рода «народные» истории о привидениях и демонах, которых изгоняют буддийские монахи с помощью заступничества Будды Амитабхи. В IX в., например, существовал обряд, в ходе которого учёные монахи сначала долго читали мантры, а потом откупались от духа бобами. Также существовали всякого рода обереги, амулеты и т. д. Интереснее всего представлена «бесовщина» в тибетском буддизме, где демоны (под влиянием в том числе местной религии бон) стали очень популярны и существуют почти что наравне с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей приношениями. Однако встречаются и такие ритуалы, когда духов изгоняют откуда-либо насильно.

В аюрведе – традиционной системе индийской медицины – в отличие от различных религиозных течений, одержимость является не наивным суеверием, а отражением длительного изучения области сознания. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, и между этими мирами - различными измерениями - происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в аюрведе выделяются различные виды одержимости.

Демонологии посвящён раздел аюрведы, называемый граха-чикитса. В нём рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными программами, или психическими вирусами. А лечение представляет собой процедуру изгнания духов, основанную на мантрах и молитвах.

Согласно аюрведе, общей причиной болезней, которые связаны с одержимостью духами (бхутами), являются всякого рода злые, неблагие деяния, особенно осквернение или разрушение святынь, оскорбление божеств-хранителей, святых писаний. Воздействию демонов легко подвергаются люди, испуганные пребыванием в незнакомой пустынной местности, в темноте или предающиеся сильной скорби. Кроме того, общими причинами одержимости можно назвать: упадок духа, напряжённую работу мысли, связанную с переживаниями и беспокойством, а также длительное употребление в пищу несовместимых продуктов, алкоголя, наркотиков или воздействие на человека демонов.

В аюрведических текстах перечисляются более пятнадцати разновидностей демонов класса бхута. Человека, одержимого демонами, характеризуют изменения в поведении (физическом, речевом, ментальном), душевное беспокойство, вспыльчивость, неуравновешенность, путаница в мыслях.

Говоря об одержимости божествами, аюрведа имеет в виду божеств низшего порядка. Эти божества получают наслаждение от роскоши, празднеств, красоты и утончённых эстетических переживаний. Подобные божества овладевают людьми исключительно ради игры, они не причиняют своим жертвам явного вреда и даже могут наделить их знанием, творческой силой, талантом и вдохновением. Многие из медиумов пребывают в состоянии такой одержимости и находят его восхитительным.

Однако с точки зрения аюрведы и йоги любая форма одержимости опасна. Всякая одержимость возбуждает вату (одну из трёх сил, управляющих телом человека), ослабляет нашу связь с собственной душой и вызывает такие нарушения ваты, как бессонница, мечтательность или преждевременное старение.

Согласно аюрведе, если в человека вселился дух дэва, его лицо приветливо, любезно. У него добрый взгляд, он не бывает злым, молчаливым,он равнодушен к еде, поклоняется богам и придерживается религиозных ритуалов, а также совершает много благочестивых поступков. От него исходит особая обворожительность. Он любит белые цветы и одежды, реки, горы и красивые здания, не оскорбляет и не пугает других людей. Его речи красивы, он мастер создания прекрасных иллюзий и соблазнов. Но в словах его нет духовной глубины и силы.

Одержимому гандхарвом нравится петь, танцевать, сочинять стихи, музицировать, он склонен делать подарки, меценатствовать, у него игривые глаза, быстрые ум и речь, он много шутит и смеётся, он хочет нравиться другим, он артистичен, ему по душе праздники и шумные пиры, он любит всё красивое: жильё, украшения, одежду. Его настроение всегда приподнято. Он легкомыслен, удачлив, обворожителен. Он без труда учится. Он предпочитает изысканную пищу, дорогие вина.

Человеческая жизнь описана в Ведах как битва между дэвами и асурами - божествами света и демонами тьмы. Асуры постоянно стремятся проникнуть в жизнь человека, чтобы повлиять на неё. Они управляют низшим миром. Преступления и большинство войн - дело их рук. Цель асуров - воспрепятствовать эволюции человечества, не дать человеку постичь свою истинную духовную природу. С асурами связаны самые тяжёлые случаи умопомешательства, в частности психозы, и эта форма одержимости наиболее опасна. Демоны могут вселиться в человека, который находится в состоянии безудержного гнева, ненависти и фанатизма, когда его самоконтроль полностью утерян.

Как правило, подобная одержимость представляет собой состояние питты, и лечат её так же, как психические расстройства питта-типа. Важную роль при этом играют любовь, терпимость и сострадание. Одержимый асуром пристрастен к мясу и вину, у него раздражительный характер, он смотрит искоса, очень гневлив и заносчив, груб и безбожен в речах, склонен к тирании. Он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки. Он бесстрашен, горд, смел, но зол, находится в постоянном поиске удовлетворения своих амбиций.

У человека, в которого вселяется ракшас, злобный взгляд, сдвинутые брови, резкие движения; он гневлив, раздражителен, топает ногами, бросает предметы, кричит, угрожает, сжимает кулаки, стискивает зубы. Он жаждет подчинения, он запугивает, делает страшное выражение лица; он сильный, хотя ничего не ест; гнев и злоба, переполняющие его сердце, лишают его сна и покоя. Насилие даёт ему силы, распутство приносит ему удовлетворение, жестокость и бесстыдство порождают в нём радость. Преступления для него – хлеб. А отвратительная брань – поэзия. Он мстителен, непредсказуем и ревнив, говорит вызывающе и зло. Из пищи он любит больше всего кровавое мясо, он ест его и не наедается, он любит вино, но долго не пьянеет. Его страсть ненасытна.

Если в человека вселяется пишача, он то смеётся без повода, то плачет без всякой причины. Он не может контролировать ум и язык и поэтому высказывает сумбурные мысли, которые проходят через его ум. Он слезлив, истеричен, склонен к извращениям, постоянно почёсывается, строит гримасы, часто мигает, жалуется на сухость кожи, любит рассказывать о своих несчастьях; рассеян, злопамятен, хитёр, коварен; любит в уединении предаваться низким эротическим фантазиям, ему нравится обнажаться перед другими, общаться с порочными людьми, он ест много, ему нравится несвежая пища с душком и дешёвые крепкие вина. Он подобострастен, пресмыкается перед сильными и насильственен по отношению к слабым.

Если в человека вселяется дух нишада, он перестаёт следить за своим внешним видом, не моется, одевается в старьё, собирает на свалках тряпьё, ненужный хлам; часто его сопровождают грязные бездомные собаки; питается отбросами; предпочитает жить в заброшенных домах или в подвалах; ему нравится проводить время на кладбищах и свалках. Его речь груба и резка. Он агрессивен и труслив. Он может убить даже свою мать и при этом не будет испытывать никакого раскаяния. Чистота, просвещённость и радость других вызывают в нём дикую злобу. Он постоянно занят поисками еды в «мусорных баках» и наслаждается суррогатами алкоголя.

Как избавиться от одержимости?

Общая методика лечения всякой одержимости, согласно аюрведе – произнесение мантр и дхарани, огненные обряды очищения, чтение священных текстов, которые изгоняют демонов, а также лечебные процедуры и лекарственные средства.

А вот методами профилактики являются:

  • недопущение неправильных действий (телом, умом и речью) в стремлении нарушить законы жизни,
  • контроль чувств,
  • памятование о правилах праведной жизни (и следование им),
  • хорошее знание местности проживания и правильные привычки,
  • знание времени (сезона, возраста) и себя самого,
  • мораль и нравственность,
  • планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа,
  • невступление в контакт с бхутами (демонами).

29.05.2014, 00:01

27883

+21

Фильмы ужасов и мистические романы приучили нас к мысли, что одержимым может быть только человек, харкающий зеленой слизью, ползающий по потолку и обязательно разговаривающий страшным демоническим голосом, причем в половине случаев – не латыни. Однако в подавляющем числе случаев одержимые ведут себя точно так же, как и мы с вами.

Нет, глядя на них, можно смело предположить, что с этими бедолагами что-то не так. Но что именно?.. Как правило, самый тяжелый диагноз, который им ставят окружающие – «странный» или, если цитировать Куража Бомбея – «мелкие проблемы с кукушечной». И это несмотря на то, что с человеком случилась просто невероятно страшная беда – некое адское существо вселилось в одно из его тонких тел, уже начав его порабощение, которое почти всегда закончится или ранней смертью, или обязательным безумием, или поступками настолько чудовищными, что мы даже не хотим их озвучивать.
При этом выявить одержимого на любой стадии закабаления его энергий сторонней сущностью, невероятно просто. Для этого только и нужно, что найти в нем хотя бы 45% признаков одержимости, которые я, ведьма Ольга, перечислю чуть ниже. Ну а если Вы найдете их все, то можете не сомневаться – самое худшее с человеком уже произошло, и помочь ему может лишь эзотерик или священник, обладающий навыками экзорцизма.

А вот один или два признака не значат равным счетом ничего. И я настоятельно прошу вас помнить об этом, когда вы возьметесь диагностировать ваших друзей, родственников, тещи или знакомых.

1. Первое, на что обращаешь внимание при общении или контактах с одержимыми – запах. И это – не неприятный запах застоявшегося пота или не смытых нечистот. Классический одержимый источает вокруг себя самое настоящее зловоние, которое не только почти мгновенно заполняет всю комнату, в которой он находится или салон автобуса, но и вызывает у многих рвотные спазмы, или жжение в глазах и горле.

2. Обратите внимание на состояние его кожи. У одержимого она всегда или слишком бледна или воспалена. Особенно страдают спина, ягодицы, кисти рук и шея. Но и на лице и прочих участках тела можно найти как мокрую сыпь, так и самые настоящие язвы.

3. У некоторых одержимых (а о подобном писали еще те, кто составлял для инквизиции трактаты по выявлению носителей адских духов трактаты) на теле можно отыскать одну и больше родинок правильной формы, настолько огромных, что они напоминают самый настоящий сосок. Считается, что именно из него высасывают энергию одержимого существа, поселившиеся не в нем, а рядом с ним – на неких тонких планах.

4. Вернемся к внешности, и обратим внимание на зубы и волосы. Первые с вероятностью в 99% отличаются просто ужасным состоянием, а то и вовсе отсутствуют (профессиональные спортсмены и любители уличных драк – не в счет). А до волос, то их главной проблемой являются колтуны, которые возникают постоянно, не смотря на то, что их владелец или владелица ежедневно расчесываются.

5. Одевается такой человек, как правило, очень плохо. При условии, что у него есть деньги на полную замену гардероба, он носит статье и рванье, из-за чего выглядит почище самого настоящего бомжа.

6. Он избегает смотреть в глаза даже с теми, с кем разговаривает. Подобный страх настолько велик, что он если смотреть ему в глаза излишне внимательно, то одержимый может оборвать разговор и уйти. И это понятно. Ведь глаза не зря считаются окнами души, сквозь которые можно увидеть того злобного духа, что поселился в одержимом.

7. Он вообще избегает смотреть на что-либо прямо, а потому вы постоянно может увидеть, как такой человек, стоя чуть боком, скашивает глаза в сторону, пытаясь что-либо или кого-либо рассмотреть.

8. Также одержимые крайней не любят зеркал, избегая подолгу смотреть в них. В темное время суток они вообще испытывают некий мистический ужас по отношению к зеркалам, объяснить который хоть сколько-нибудь внятно они не могут.

9. Посмотрите на то, как такой человек спит. Одержимого постоянно преследуют кошмарные сны, на присутствие которых он может даже вслух жаловаться. Но часто носители адских сущностей утром не в состоянии вспомнить то, что им снилось. Хотя во сне они плакали, кричали, пытались встать или сесть (как правило, при этом не просыпались). Также классическим признаком считается громкий зубовный скрежет, который начинается на последних стадиях одержимости.

10. Почти все одержимые разговаривают сами с собой, поскольку перестают видеть грань между реальностью и своими мыслями.

11. Им свойственны настолько сильные перепады в поведении, что зачастую кажется, что вы каждый раз общаетесь с совершенно иным человеком.

12. В некоторых случаях можно наблюдать, когда мужчины начинают вести себя как женщины, а женщины – как мужчины. Но такие «приступы», быстро заканчиваются, и человек возвращается в свое «нормальное» состояние.

13. Одержимые невероятно услужливы и постоянно пытаются показать свою никчемность по сравнению с вами. Они легко идут на любое унижение, так как считают, что иначе им не спрятать от вашего внимания ту сущность, которая уже обитает в них.

14. И при этом они всегда готовы показать свою настоящую суть. Так им достаточно немного выпить, и они превращаются в самых настоящих чудовищ, злобных циников и хамов, способных проявить агрессию по отношению к любому или любой.

15. Но именно поэтому они редко употребляют алкоголь. По крайней мере, в малознакомых компаниях, выбирая в собутыльники тех, кто способен терпеть их приступы ярости и злости.

16. Попросите одержимого рассказать о том, что ждет какого-угодно вашего общего знакомого, и он обязательно нарисует вам картину болезней, бед, несчастий, которая закончится обязательным падением человека, чью судьбу он возьмется предсказать.

17. Одержимые не любят яркого солнечного света, и избегают людных мест. Но долго находиться в одиночестве они тоже не могут, и точно так же терпеть не могут ночной темноты. Если зайти вечером домой к такому человеку, то вы увидите, что в его квартире включен весь возможный свет, и обязательно работает телевизор, а в сумму к нему и компьютер, приемник или какое-нибудь иное звуковоспроизводящее устройство.

18. Особого внимания заслуживает то, что такой человек ест. Во-первых, одержимые питают просто фантастическую страсть к некачественным или испорченным продуктам. Во-вторых, они никогда не сидят на диетах или питаются полезной пищей, предпочитая жирное и мучное. В-третьих, свой ежедневный рацион они редко представляют без мяса. И последнее – очень многим из них свойственны или излишняя худоба или чрезмерный вес, порой переходящий на уровень серьезного ожирения.

19. При этом одержимые отличаются весьма крепким здоровьем – они редко болеют, и еще реже простуживаются. Но, как говорилось, глядя на них, пышущими здоровьем таких людей невероятно сложно назвать.

20. В некоторых случаях одержимые начинают активно использовать в своей речи мат и сквернословия. При этом, если они видят, что это шокирует вас, они испытывают некую явную радость.

Ну а вот то, что одержимые могут бояться святой воды, колокольного звона, молитвы, или самого вида священника – не более чем миф. Это куда чаще является признаком или излишне разыгравшейся фантазии, или одной из форм шизофрении. И это уже было неоднократно доказано бесчисленными опытами, в ходе которых выяснилось, что все псевдо-одержимые боятся только священников той религии, к которой принадлежали, или молитв, произносимых им на понятном им языке. Или любых латинских текстов, которые они принимали за "сильные католические молитвы".
(с) Ведьма Ольга