Посох Моисея: история, происхождение, творимые чудеса, местонахождение и фото. Жезл Бога - инструмент из будущего? Посох моисея где сейчас

Ветхий Завет рассказывает о жизни и деяниях многих праведников-пророков. Моисей занимает среди них особое место - именно он предрек рождение Иисуса Христа и избавил евреев от египетского гнета. В сотворении ряда чудес ему помог особый атрибут, известный как жезл или посох Моисея. Артефакт сей окутан множеством тайн: откуда он появился, куда пропал после смерти пророка, как выглядел и можно ли найти его в наши дни? Данная статья расскажет о посохе и постарается ответить на самые интересные вопросы.

Происхождение Моисея

Моисей родился в то время, когда еврейский народ был под властью египтян. Согласно преданию, египетские фараоны заставляли их выполнять рабскую работу и постоянно контролировали через своих надзирателей, которые часто не считали рабов-евреев за людей.

Шли годы, и фараон понял, что рабов-израильтян стало слишком много. Настолько, что увеличившееся количество рабов стало угрожать политической стабильности и могло обернуться восстанием и переворотом. Чтобы сохранить власть, Рамзес повелел утопить в водах Нила всех новорожденных израильских мальчиков. Но не все матери смогли найти в себе силы подчиниться жестокому приказу. Мать Моисея, Иохаведа, была поражена необыкновенной красотой своего новорожденного сына.

Не желая с ним расставаться, она прятала его в течение трех месяцев, а затем, когда скрывать ребенка было уже невозможно, положила его в корзину и отнесла к берегам Нила, уповая на волю богов. Сестра Моисея скрылась в зарослях, чтобы посмотреть, что произойдет с ее братом. По счастливому совпадению, в этот момент искупаться к реке спустилась дочь фараона, которая не могла иметь детей.

Увидев корзину с чудесным младенцем, от которого исходил свет, она сразу решила забрать его во дворец и воспитать как своего ребенка. Сестра Моисея, ставшая свидетелем спасения, вышла из укрытия и предложила принцессе в качестве кормилицы для младенца его мать. Так произошло спасение Моисея, его воссоединение с матерью, и началась жизнь при дворце.

Моисей рос во дворце фараона, опекаемый и любимый как родной наследник. Сам фараон Рамзес часто брал его к себе, чтобы понянчить необыкновенно красивого и умного малыша. Однажды это привело к случаю, едва не погубившему Моисея. Фараон, играя с малышом, которому на тот момент было несколько лет, посадил его к себе на колени. Ребенок, разыгравшись, сбил с головы Рамзеса немес - специальный головной убор, символизирующий власть. Жрецы сразу заподозрили недоброе, решив, что малыш претендует на корону, и устроили ребенку испытание углем и бриллиантами, рассчитывая на то, что дитя захочет играть драгоценными камнями, тем самым продемонстрировав тягу к богатству и власти и скомпрометировав себя.

Моисей выбрал угли, обжегся и получил травму (ожог неба), которая на всю жизнь лишила его возможности четко говорить.

Бегство из Египта

Мальчик рос и замечал все больше несправедливости вокруг. Однажды он даже убил египетского надсмотрщика. Египтянину приглянулась жена еврейского раба и, изнасиловав женщину, он решил убить ее мужа, чтобы избежать огласки. Случилась драка, во время которой их и застал приемный сын дочери фараона. Желая заступиться за неповинного раба, он вмешался в бой и, как гласит легенда, произнес имя Господа, чем и убил преступника. Фараон, узнав об этом случае, решил как можно скорее избавиться от своего наследника.

Конечно, такое решение он принял не из-за смерти надсмотрщика. Дело было еще и в том, что Моисей становился взрослым и начинал представлять угрозу власти фараона. Все чаще и чаще Рамзес замечал в своем названном внуке угрозу себе и не одобрял его отношения к евреям.

Фараон послал наемников, но, как только один из них занес свой меч над головой будущего пророка, клинок рассыпался на множество кусочков. Несостоявшийся убийца и другие наемники, ставшие тому свидетелями, тут же были наказаны Богом, потеряв слух или зрение.

Поняв, что фараон не остановится ни перед чем, чтобы уничтожить некогда любимого внука, а ныне политического оппонента, Моисей убежал из Египта. В бегах, находясь на соседней с Египтом Медиамской земле, он познакомился с пастухом. Чуть позже он женился на его дочери. Сорок лет Моисей жил жизнью обычного пастуха, помогая тестю ухаживать за стадом. За это время дела евреев в Египте становились только хуже, но Моисей не знал, чем помочь своему народу.

Первое чудо, сотворенное посохом

В один из дней Моисей, как обычно, пас овец у подножия горы Хорив. Внезапно он услышал голос, призывающий его. Оглядевшись, Моисей понял, что голос идет от горящего тернового куста. Чудо состояло и в том, что куст пылал, но не сгорал. Мужчина догадался, что так к нему обращается Бог, и ответил на призыв. Господь рассказал, что Моисей избран спасти евреев от скорби и увести их в новые земли. Для этого он должен отправиться к фараону и просить его освободить евреев и отпустить в пустыню. Моисей изумился: как он сможет говорить с фараоном и вести за собой людей, если не может хорошо говорить из-за обоженного в детстве неба?

Господь уверил Моисея в успехе дела: говорить от лица пророка будет его брат Аарон, а чтобы евреи уверовали в божественное предзнаменование, Бог даровал Моисею способность творить чудеса: посох Моисея, с которым он выходил пасти скот, мог превращаться в змею. Другим знамением, призванным убедить народ в пророческом предназначении Моисея, стали пятна болезни на его руках, которые могли исчезать.

Так появился Моисеев жезл, при помощи которого он сотворит множество чудес и освободит египетский народ.

Исход евреев и второе чудо

Как и ожидалось, фараон не захотел отпускать еврейский народ. Чудеса, сотворенные Моисеем - посох-змея и исчезновение проказы - не убедили правителя в богоизбранности пастуха. Он заявил, что уже видел такие чудеса от своих жрецов. Тогда Моисей рассказал о пророчестве: 10 кар в виде болезней и нашествий вредителей постигнут Египет, если евреи не будут освобождены. Фараон не поверил пророку и велел Моисею и его брату убираться из дворца.

Но стоило им удалиться, как Нил наполнился кровью, люди начали болеть и бедствовать, а урожай был уничтожен саранчой. Десятой карой стала смерть всех первенцев в египетских семьях. Увидев слезы своего народа, теряющего детей и близких, умирающих от болезней и голода, фараон призвал Моисея и приказал ему собрать всех евреев и выйти в пустыню, дабы молиться о прощении египетского народа. Так евреи получили от фараона право на время покинуть Египет. Но Моисей, руководивший теперь 600 еврейскими мужчинами и их семьями, даже не думал о возвращении.

Так начался исход из Египта. Люди безостановочно шли несколько дней и ночей, и сам Господь указывал им путь. Фараон вскоре догадался, что еврейские рабы не захотят возвращаться назад, и отправил в погоню за ними свою лучшую армию. Египетские преследователи настигли еврейский народ, когда те подошли к берегу Красного моря. Оказавшись в тупике, люди приготовились принять смерть, но Бог подсказал Моисею путь к спасению. Пророк по повелению Господа ударил посохом по берегу - и морские воды расступились перед еврейским народом. Они смогли перейти море, в то время как перед египтянами вода вновь смыкалась.

Третье чудо

После преодоления морских пучин евреев ждал долгий и трудный путь по пустыне. В пути изнеможенные и уставшие люди не раз проявляли малодушие, обвиняя Моисея во лжи и теряя надежду на спасение. Пророк каждый раз обращался за помощью к Богу. Пищу для голодающих евреев ниспослал Господь, даровав людям манну небесную. У подножия горы Хорив евреи стали просить воды. Тогда Моисей ударил посохом по скале, и из образовавшейся расселины потекла вода. Когда они добрались до горы Синай, Бог послал евреям скрижали с заповедями, которому должны следовать иудеи.

Четвертое чудо

Евреи странствовали по пустыне сорок лет. За это время умерли многие из тех, кто вышел из Египта. Люди снова возроптали на пророка из-за жажды и голода. И тогда пророк вновь ударил по скале жезлом, чтобы извлечь воду.

Спустя несколько десятков лет странствий, понадобившихся для того, чтобы народ поверил в Бога и научился следовать заповедям, евреи пришли в Землю Обетованную.

Пятый случай использования жезла

Некоторые источники указывают на то, что посох Моисея был использован пять раз. В последний раз, когда народ страдал от жажды, пророк ударил по скале дважды, усомнившись в своих словах и Боге и желая как можно скорее получить воду. За такое малодушие Господь послал ему наказания: сам Моисей не дошел до Палестины, умерев раньше. Пророку лишь удалось увидеть Землю Обетованную издалека.

Влияние посоха на людей

Существует предание, согласно которому полководец Иисус Навин обратился к Моисею за помощью перед трудной битвой. Пророк произнес речь, а также продемонстрировал воинам свой посох. Через силу слова, идущую от него, войска почувствовали особое воодушевление и выиграли бой.

Происхождение посоха

Из Ветхого Завета известно, откуда в посохе взялась сила, способная творить чудеса - вероятно, ею посох наделил сам Бог, когда явился Моисею в образе пылающего куста в первый раз. Но каким был этот артефакт и откуда он появился у Моисея? Сейчас в Стамбуле посох Моисея выставляется во дворце Топкапы. Он представляет собой обычную пастушью палку из дерева. Но согласно источникам, Моисей не делал себе посоха сам. В Торе и в исламской традиции сохранилось предание, что свой посох Моисей получил в дар от тестя Итро.

Тайна Итро и посоха

Казалось бы, все просто: тесть-пастух подарил Моисею посох. Но был ли Итро простым пастухом? Оказывается, нет. Итро был жрецом и советником фараона, но, в отличие от другой египетской знати, всегда выступал на стороне евреев, сочувствуя им.

Однажды жрец Итро понял, что египетское многобожие - неправильная религия, и начал проповедовать веру в Иегову (Бог-отец Иисуса Христа). Он тут же объявил народу, что не сможет быть больше жрецом и рассказал о своих измышлениях. Люди были так ошеломлены, что отвернулись от Итро и его семьи, и тот вынужден был покинуть Египет и вести жизнь обычного пастуха. С собой он забрал свои жреческие скипетры, символы божественной власти, один из которых впоследствии и передал Моисею в подарок.

Божественное сотворение посоха Моисея

Также существует предание, согласно которому жезл был создан Богом в сумерки шестого дня сотворения мира и затем передан Адаму. После изгнания Адама и Евы посох переходил к сыновьям Адама, а после каким-то образом оказался у египетских фараонов, где его приметил и попросил себе жрец Итро. Таким образом, можно говорить о божественном происхождении артефакта и особой задумке Господа, согласно которой посох вернулся к сыновьям Иакова.

Внешний вид

Мы можем только предполагать, как выглядела эта реликвия. Если говорить о хранящемся во дворце Топкапы посохе Моисея, то он представляет собой обычный пастуший деревянный посох со следами от сучков. Многие верующие скептически относятся к тому, что чудеса творил именно этот предмет. Сомнений нет только у экскурсоводов по Стамбулу: посох Моисея (на фото ниже), по их словам, является подлинником, и это не нуждается в доказательствах.

Можно представить, как выглядел посох, по преданию, сохранившемуся у иудеев и мусульман. Полагаясь на то, что Моисей получил сей предмет от египетского жреца, можно сделать вывод, что посох, вероятно, представлял собой деревянную или металлическую палку, декорированную Божьими именами и эпитетами - такие жезлы применялись в обрядах египетских жрецов и изображались на картинах с египетскими божествами.

В качестве амулета евреи изображают посох Моисея в виде жезла с рисунками на набалдашниках и надписями религиозного характера.

Тайна исчезновения

Моисей умер, так и не добравшись до Палестины, - так наказал его Бог за то, что пророк смалодушничал и усомнился в правильности своего пути. Его могила была сокрыта Богом, чтобы язычники не смогли сделать культ из захоронения пророка. Поэтому место, где погребен Моисей, по сей день остается неизвестным.

Вместе с этим загадкой стало и место, где посох Моисея находится в наши дни. Это дает повод для многочисленных теорий и спекуляций.

Возможные варианты местонахождения посоха

Моисей - один из самых важных пророков христиан, иудеев и мусульман. Поэтому жезл, которыми он творил чудеса, является почитаемой святыней. Но где посох Моисея сейчас? По одной из версий, как уже говорилось, он хранится в Турции, во дворце-музее Топкапы. Подлинный ли посох Моисея в Стамбуле, узнать не представляется возможным. Среди верующих также нет единого мнения на этот счет.

Посмотреть на одну из вариаций священной реликвии можно и в Иордании. На горе Небо установлена скульптура, символизирующая первое чудо - превращение жезла в змею.

Таким образом, увидеть можно два объекта: скульптурное изображение и якобы подлинный посох в сокровищнице дворца Топкапы. Также вы можете посмотреть на многочисленные картины, изображающие жизнь и чудеса, сотворенные Моисеем. На них посох чаще всего оплетен змеей, лишь изредка имеет вид египетского жреческого жезла.

Отражение в культуре

Посох Моисея часто присутствует на картинах с пророком, где, как правило, являет собой или простую пастушью палку, или напоминает скульптуру с горы Небо.

Американский мультфильм "Принц Египта" рассказывает о жизни пророка. Жезл там тоже изображен в виде простой палки, которой пользовались пастухи.

В популярном сериале «Сверхъестественное» посох Моисея выступает орудием казни, невероятно мощным оружием небес. При его помощи обладатель реликвии может насылать так называемые египетские казни на своих врагов. Внешне этот посох похож на деревянную трость с ручкой.

Посох Аарона фигурирует всего в двух содержательных библейских эпизодах, первый из которых относится еще к периоду пребывания евреев в Египте. Точнее - к моменту перед Исходом.

Когда Бог призвал Моисея к пророческому служению, тот сначала отговаривался тем, что «тяжело говорит и косноязычен» (Исх., гл. 4). Бог повелел ему взять своего старшего брата Аарона своим помощником и идти к фараону.

Когда Моисей и Аарон пришли к фараону и попросили (или потребовали) отпустить евреев из Египта, они сказали, что являются посланниками самого Бога, но фараон не поверил им и потребовал доказательств. Тогда в доказательство своих слов Аарон сделал следующее:

«И бросил Аарон посох свой перед фараоном и перед рабами его, и сделался посох змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы » [ Исх 7:8-13 ] Рекомендую обратить особое внимание на данный случай, а вот на египетские жезлы, о которых идет речь у автора - пока нет.

В каббалистической традиции, правда, посохи превращались не в змей, а в крокодилов, но суть от этого не меняется…

Однако это лишь разозлило фараона, и он отказался отпускать евреев из Египта. И тут наступило время знаменитых десяти «казней египетских», в трех первых из которых был вновь задействован посох Аарона:
«…поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх., гл. 7).

«И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую» (Исх., гл. 8).

«Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» (Исх., гл. 8).

Если в первом случае события во время визита к фараону можно, скажем, было бы списать на грамотно наведенную массовую галлюцинацию, то в трех первых «казнях египетских» посох Аарона выступает уже в роли своеобразной «волшебной палочки». Хотя и здесь вариант может быть гораздо более простой. Ведь во всех случаях реальное действие, в котором и заключается «казнь», производит вовсе не Аарон, а сам Бог.

Взмах же Аароном своим посохом мог служить только «сигнальной отмашкой» для Бога, которому для того, чтобы добиться от фараона нужного решения, нужно было не только провести саму «казнь», но и поднять авторитет своих посыльных - Моисея и Аарона.

«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Ароновых» (Исх., гл. 28).

Однако многие «именитые люди» выступили против этого назначения и требовали равного участия в проведении культовых обрядов для всех родов. Бунт, в традициях действий Бога в подобных случаях, был подавлен на корню -

Библия сообщает, что в результате «умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву» [ Числ 16:41-50 ]
; сколько же погибло «по делу Корееву» так и не указывается.

И все-таки после столь образцово-показательной «порки» зачем-то устраивается «игра в демократию».

Претендентам от двенадцати родов предлагается на ночь оставить свои посохи в Скинии перед Ковчегом Завета, дабы Бог выбрал из них тот посох, обладатель которого и станет первосвященником.
«…и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис., гл. 17).

Выбор стал для всех ясен (как будто не ясен он был по предыдущей резне), и Аарон был назначен первосвященником, как первосвященниками с тех пор должны были быть только потомки из его рода.


Расцветший посох Аарона

Вряд ли можно однозначно сказать, как именно случилось то, что посох Аарона смог так «отличиться» всего за одну ночь. Можно, конечно, было его посадить в горшок с влажной почвой и поместить в какой-нибудь «ускоритель времени». Можно было бы ускорить растительные процессы каким-то неизвестным нам видом излучения от Ковчега. А можно было и просто подменить. В том числе сделать это мог и Моисей - ведь он был заинтересованным лицом, поскольку Аарон был ему братом. Как бы то ни было, история (а тем более Ветхий Завет) об этом умалчивает.

Затем «…сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали» (Чис., гл. 17).

Довольно странное распоряжение, надо сказать. Ведь Ковчег Завета (он же «ковчег откровения») видеть имели право лишь те же первосвященники. Тогда кого могло остановить от ропота и бунта «знамение», находящееся в недоступном месте?..

На этом упоминания о посохе Аарона заканчиваются…

Если посох Аарона был при совершении «казней египетских» хотя бы в роли «сигнальной палочки», то уже было бы интересного его поизучать при обнаружении Ковчега Завета - вдруг там не просто «палочка дирижера», а источник какого-то сигнала. И уж тем более было бы интересно его исследовать, если его роль в данных действиях была существенно шире. Например, посох Аарона действительно производил какие-то действия, связанные с применением биологического оружия.

Однако даже если в Ковчеге Завета и лежит какой-то расцветший посох Аарона, то отсюда вовсе не следует, что он является тем самым посохом, который был задействован при «казнях египетских». Библия этого совершенно не утверждает. А у Аарона мог быть и не один посох…

Самым загадочным предметом, который имеется в оглашенном списке претендентов на то, чтобы оказаться внутри Ковчега Завета, является посох Моисея, хотя проявления его «странных» свойств также ограничиваются всего несколькими библейскими эпизодами.

Первый эпизод не особо впечатляет. Тем более, что действие нам уже знакомо - посох превращается в змею и обратно. Это происходит во время того, когда Бог назначает Моисея избранным пророком, который должен повести за собой народ израильский.

«И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]
И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его» (Исх., гл. 4).

Это свойство жезла превращаться в змея и обратно Моисей и продемонстрировал вскорости евреям в качестве знамения, подтверждающего его притязания на звание пророка…
Гораздо более впечатляющ второй эпизод, связанный с посохом Моисея. Этот эпизод относится к событиям уже после Исхода евреев из Египта.

Фараон послал вслед ушедшим евреям огромное войско, которое настигло беглецов у побережья «Чермного моря» (большинство исследователей полагает, что речь идет о Красном море, но есть и те, кто сомневается в этой версии). Оказавшийся в безысходном положении Моисей воззвал к Богу.

«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх., гл. 14).

Перед Моисеем раздвигаются воды моря

Третий эпизод с использованием необычных свойств посоха Моисея произошел после того, как евреи познакомились с «манной небесной».

«И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.

И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?

И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.

И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх., гл. 17).

В данном тексте почему-то говорится о том, что Моисей ранее «ударял» посохом по воде. Между тем ни о каком ударе посоха по воде при форсировании Чермного моря нет ни слова - Моисей там лишь простирает над водой руку с посохом, а это все-таки несколько иное действие, нежели удар. Но возможно, что здесь лишь неточности перевода…

Буквально сразу же после описания события с извлечением воды из скалы, в Ветхом Завете следует текст о еще одном использовании посоха Моисеем.

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх., гл. 17).

Аарон и Ор поддерживают руки Моисея

Больше о посохе Моисея в Ветхом Завете не говорится ничего…

Нет ничего в Ветхом Завете и о том, откуда собственно взялись посохи Аарона и Моисея.


Posts from This Journal by “Ковчег Завета” Tag

  • Некоторые странности на горе Хорив

    По аналогии с странными свойствами Ковчега Завета 1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо…

  • В начале было Слово

    Раньше, чем мне попался на глаза вчерашний шикарный материал о Ковчеге Завета, сделанный на основе данных книг Ветхого Завета, я пришла к выводам…

  • Ковчег Завета-9. Краеугольный камень

    Вслед за этим Израиль постигла катастрофа, о которой мы уже ранее упоминали, - когда Офни (Хофни) и Финеес (Пинхас), сыновья Илия, взяли…

  • Ковчег Завета-8. Траектория Ковчега

    Предположительный маршрут евреев до горы Синай Посмотрим теперь на хронологию событий, так или иначе, связанных с Ковчегом Завета. Итак, через…

Посох Моисея является одним из самых загадочных предметов, упоминаемых в Ветхом Завете. Проявления его «странных» свойств ограничиваются всего несколькими библейскими эпизодами.

Первый эпизод не особо впечатляет (хотя именно на него и выводят две кобры на «скипетре» Тота) – посох превращается в змею и обратно. Это происходит во время того, когда Бог назначает Моисея избранным пророком, который должен повести за собой народ израильский.

«И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]

И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его» (Исх., гл. 4).

Это свойство жезла превращаться в змея и обратно Моисей и продемонстрировал вскорости евреям в качестве знамения, подтверждающего его притязания на звание пророка…

Гораздо более впечатляющ второй эпизод, связанный с посохом Моисея. Этот эпизод относится к событиям уже после Исхода евреев из Египта.

Фараон послал вслед ушедшим евреям огромное войско, которое настигло беглецов у побережья «Чермного моря» (большинство исследователей полагает, что речь идет о Красном море, но есть и те, кто сомневается в этой версии). Оказавшийся в безысходном положении Моисей воззвал к Богу.

«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.



И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх., гл. 14).

По умолчанию считается (и представлено на имеющихся различных иллюстрациях к данным событиям), что Моисей простирал руку с посохом…

Рис. 108. Перед Моисеем раздвигаются воды моря

Третий эпизод с использованием необычных свойств посоха Моисея произошел после того, как евреи познакомились с «манной небесной».

«И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.

И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?

И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.

И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх., гл. 17).

В данном тексте почему-то говорится о том, что Моисей ранее «ударял» посохом по воде. Между тем ни о каком ударе посоха по воде при форсировании Чермного моря нет ни слова – Моисей там лишь простирает над водой руку с посохом, а это все-таки несколько иное действие, нежели удар. Но возможно, что здесь лишь неточности перевода…

Рис. 109. Иссечение воды посохом

Буквально сразу же после описания события с извлечением воды из скалы, в Ветхом Завете следует текст о еще одном использовании посоха Моисеем.

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.

И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой, с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх., гл. 17).

Здесь также на всех существующих иллюстрациях в одной из рук Моисей держит посох.

Рис. 110. Аарон и Ор поддерживают руки Моисея

Больше о посохе Моисея в Ветхом Завете не говорится ничего…

Нет ничего в Ветхом Завете и о том, откуда собственно взялся посох Моисея. Но информация об этом сохранилась в других источниках. Причем версия, которая имеется по этому поводу в мусульманской традиции, совпадает с тем, что можно найти в Торе. И ту же самую версию мы услышали от Великого Коэна, то есть Первосвященника, самаритян во время своей экспедиции в Израиль в 2010 году.

Согласно всем этим источникам, Моисей не сделал себе посох из ветки какого-то дерева или кустарника, а получил в уже готовом виде от своего тестя (то есть отца жены) по имени Итро. Итро же, как выясняется, был человеком не простым.

Вот, что говорит по этому поводу один из еврейских источников.

Некогда Итро занимал должность советника египетского фараона и, в отличие от других советников, предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Медиане. Вскоре он стал там главным жрецом.

Однако в некий момент (по неясным причинам) Итро проникся центральной идеей монотеизма – идеей единого Бога – и объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.

Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от него и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их – и они вынуждены были ждать, пока все остальные напоят свои стада.

Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот «египтянин» помог им напоить скот – и в тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что «египтянин» помог им и защитил их от пастухов, и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот «египтянин» происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше (то есть Моисей). Он сказал Итро: «Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и, в конце концов, я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь – и я не смог бы помочь твоим дочерям». Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.

Упоминание «рода Яакова» (он же Иаков в христианской традиции) в этой истории не случайно. Дело в том, что именно с Яаковым связан тот отрывок в Торе, в котором вновь мы видим посох, творящий «чудеса».

«В недельной главе «Ваишлах» наш праотец Яаков рассказывает: «С моим посохом перешел я этот Иордан». Раши поясняет: «Он опустил свой посох в Иордан, и воды реки расступились». То есть Яаков тоже сделал чудо с помощью посоха» (Бенцион Ласкин, Недельная глава «Шмот»).

Таким образом воздействие посохом на большой массив воды имело место задолго до рождения Моисея. И это не случайно, поскольку, согласно преданиям, посох имел божественное происхождение и длинную историю. Эту историю мы вкратце услышали у самаритян.

Рис. 111. Верховный Коэн самаритян

А вот, что пишет об этом Бенцион Ласкин:

«На самом же деле все началось еще раньше. В Мишне говорится (Пиркей авот), что посох был создан на исходе шестого дня Творения – в сумерки, перед самым началом первой в истории человечества Субботы. Мидраш добавляет, что когда первый человек был изгнан из рая, то он взял с собой посох. Затем этот посох передавался из поколения в поколение, пока не достался Ноаху, который отдал его своему сыну Шему. От того посох перешел к Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. После смерти Йосефа посох каким-то образом оказался у Итро (возможно, после смерти Йосефа фараон раздал его имущество, и Итро, как наиболее духовный человек из всех советников фараона, получил посох). Когда Итро, покинув Египет, поселился в Мидьяне, он воткнул посох в землю в своем саду, но потом никак не мог вытащить его из земли. У Итро была дочь по имени Ципора, которая была очень хороша собой: как говорит Раши, «все признавали ее красоту». Так что в Мидьяне многие герои хотели взять ее в жены. Каждого, кто приходил просить руки дочери, Итро подвергал испытанию, говоря: «Если ты сможешь вытащить этот посох, то получишь мою дочь». Однако все попытки женихов не увенчались успехом. А потом пришел Моше и вынул посох из земли (и женился на Ципоре)».

Несколько иной вариант (который не принципиально отличается от приведенного выше) дает еврейская Агада:

«Посох этот, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан господом Адаму в раю, от Адама перешел к Ханоху, от Ханоха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Ицхаку, к Яакову и, наконец, к Йосефу. После смерти Йосефа посох был взят фараоном к себе. Итро, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе. Видя это, Итро понял, что Моисею суждено освободить народ израильский, и дал ему в жены дочь свою Ципору».

Во всех этих вариантах присутствуют два важных момента. Во-первых, посох имеет божественное происхождение, то есть создан Богом. А во-вторых, Итро был египетским жрецом. И это прямо выводит нас на те изображения египетских богов, где боги держат в руках «скипетр».

Можно предположить, что Моисею достался от Итро один из таких «скипетров» (названный в Ветхом Завете «посохом»), с помощью которого пророк и совершал перечисленные выше «чудеса», демонстрируя громадное превосходство технологий цивилизации богов не только над возможностями людей ветхозаветных времен, но и над нашими современными достижениями. Перечень же «чудес» подсказывает нам, что «скипетр» был многофункциональным устройством, способным в том числе воздействовать и на гравитацию (раздвигал воды Иордана и Чермного моря), и на людей (последний эпизод с воздействием на людей во время битвы).

Естественно, что в рамках монотеистической религии никто не мог вести речь о многих богах, поэтому в текстах остался лишь один «Бог», который все создал – в том числе и «скипетр», доставшийся в итоге Моисею. Та же часть сюжета, согласно которой Бог передал этот «скипетр» самому первому человеку – Адаму, может указывать на то, что «скипетр» попал к людям в очень давние времена.

Понятно, что подобный предмет не мог свободно использоваться кем попало. Его должны были хранить жрецы или посвященные. Вот и упоминаются среди владельцев посоха (читай – «скипетра») только выдающиеся «праотцы», которые явно не относились к разряду «простых смертных». И то, что «посох» на определенном этапе оказался в руках именно египетского жреца Итро, тоже явно не случайно.

Рис. 112. Посох из дворца Топкапы в Стамбуле

Данная версия по крайней мере оказывается куда более логичной, нежели предположение, что простой деревянной палкой можно было совершать «чудеса», описанные в Ветхом Завете. Например, такой, какую сейчас демонстрируют во дворце Топкапы в Стамбуле, утверждая, что это и есть посох Моисея.

Настоящий посох Моисея исчез в неизвестном направлении. Его следы потерялись после смерти пророка…

Достаточно очевидно также, что и довольно многочисленные посохи, обнаруженные в египетских захоронениях и представляющие собой обычные деревянные или металлические палки, хоть и декорированы порой с двух сторон под «уас», не имеют ничего общего со «скипетрами» в руках богов. Это обычная имитация внешнего вида – причем в сильно упрощенном варианте.

Рис. 113. Посохи из захоронений времен царствования Аменемхета III

Дин понял, что оставаясь возле Лизы и ребенка, он подвергнет их большей опасности. Несмотря на то, что они до сих пор не знают о скрытом мире, где бушуют оборотни в лесах, а на небе идет война за власть, Дин решает отправиться с Сэмом на охоту и покончить с этим всем. В одном из городов, он замечает странные убийства. То один человек в мгновение превращается в лужу кровы, то второй умирает из-за того, что прямо из головы насекомые полезли.

Дин предлагает, позвать Кастиэль, и узнать о предполагаемых причинах этих смертей. Кастиэль появляется перед Винчестерами и, выслушав все это, рассказывает о том, что после смерти Михаила, на небесах идет жестокая война. Рафаил, последний архангел, решил навести свой порядок, но не все это приняли, и перешли на сторону Кастиэля. Затем ангел рассказывает о Посохе Моисея, древнем оружие, которое из-а хаоса верху, было украдено. И все это, скорее всего является причиной воздействия самого посоха.

Это все набирает оборот, когда на поисках этого артефакта с небес спускается Рафаил. Между ними сначала завязывается разговор, в котором Сэм и Дин узнают еще несколько важных подробностей о происходящем в мире. Сэм говорит, что его не волнует война ангелов, и что он хочет остановить смерти людей.

Смотрите онлайн 3 серию 6 сезона сериала Сверхъестественное на русском языке в хорошем качестве. В нашем онлайн кинотеатре доступен просмотр с мобильных устройств и планшетов на платформах iOS, Android и Windows Phone

В Библии упоминается загадочный жезл, врученный Моисею самим Богом. Он мог из воды сделать кровь или вызвать град. В наше время наука может дать объяснение многим чудесам. Так может и Жезл Моисея является всего лишь еще не придуманным нашей цивилизацией, но вполне реальным прибором?

Напутствие Бога

В Библии сказано, что Моисей впервые написал о магическом жезле по указанию Господа. Кем же был Моисей? Родился он на территории Египта, где иудеи пребывали в рабстве. Но настал день, когда Моисей убил египтянина, вступившись за соплеменника, и скрывался в «земле Мадиамской», где обзавелся семьей. Угнетение евреев в Египте не прекращалось.

Горящий куст

Бог услышал мольбы евреев и явился Моисею, повелев вывести ему свой народ в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Бог и ангел явились Моисею странным образом: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». В наше время это явление легко объяснить, это мог быть электрический фонарик.

Господь наградил Моисея волшебным жезлом, способным обращать воду в кровь. Кроме того, жезл мог превращаться в змею. Сейчас каждый сможет сделать из воды жидкость очень похожую на «кровь», смешав хлорид железа с роданидом аммония. А если нагревать кусочек роданида ртути, то он, быстро разлагаясь, превратится в извивающуюся пористую массу, очень похожую на змею. Этот опыт имеет название «фараонова змея».

Казни египетские

Итак, оказывается чудо имеет простое объяснение. Но, всё-таки Моисей имел посох, представляющий собой сложный механизм и описанные выше фокусы – сущий пустяк.

Ведь жезл Моисея мог менять время суток, насылать саранчу и «песьих мух». В наше время тоже можно управлять погодой при помощи специальных реагентов. Вполне вероятно, что жезл позволял это на расстоянии.

И всё же, чем на самом деле был жезл Бога? Как он превращал одни вещества в другие? Каждое вещество определяется зарядом ядра его атома, таким образом, если изменить заряд ядра, то мы получим другое вещество. В ХХ веке в результате опытов искусственным путем было получено золото, но такой способ оказался нерентабелен, в сравнении с простой добычей. Возможно вскоре будет найден другой более дешевый способ. Знаменитый бозон Хиггса (частица Бога) уже почти найден в адронном коллайдере (почти – так как еще не завершилась проверка результатов экспериментов).
Возможно, эти исследования позволят делать из одного вещества другое или лишать его массы, так как боги древности знали секрет борьбы с гравитацией.

Волшебная палочка

Библия говорит, что пророк Моисей был не единственным обладателем жезла, такие палочки имелись еще и у властителей Египта.
Подобные мифы существуют в Индии, Шумере и Америке. Так у греческих богов имелся магический жезл кадуцей, похожий на жезл Моисея и позволявший совершать различные чудеса. По своей форме кадуцей напоминает коническую спиральную антенну. Такие жезлы стали прообразом волшебной палочки, известной всем из детских сказок.