Постановление по инвалидам 44 фз. Какие преимущества предоставляются организациям инвалидов

При подготовке документации к новой закупке заказчику иногда необходимо указать не только требования к поставщикам, но и преференции, в частности организациям инвалидов. В чём они заключаются и кому предназначены, рассмотрим в статье.

Понятие преференции

  1. общероссийским общественным организациям инвалидов , в т. ч. союзам общественных организаций инвалидов, где инвалиды и их законные представители составляют 80% членов;
  2. дочерним предприятиям организаций инвалидов, где среднесписочная численность инвалидов от 50%, а доля оплаты труда инвалидов в общем фонде - от 25%.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В извещении о закупке и закупочной документации обязательно необходимо указать информацию о предоставлении преференций организациям инвалидов. Чтобы получить преимущество, организации инвалидов надо заявить о своем соответствии этим критериям.

В каком случае организации инвалидов могут рассчитывать на преференции

Законодательство выдвигает следующие условия, при которых заказчик заключает контракт с преференциями:

  1. проводимая закупка не должна быть закупкой у единственного поставщика . Причём среди претендентов могут быть как организации инвалидов, так и другие участники. В момент выбора предложений для заказчика не имеет значения, имеет ли поставщик отношение к инвалидам. Т.е. преференция по кругу участников в данном случае отсутствует;
  2. закупаемые товары, работы или услуги должны быть из перечня, утвержденного постановлением Правительства от 15.04.2014 № 341. Если есть необходимость провести одновременно закупку товаров, как включённых в указанный перечень, так и не включённых, то заказчику в Письмах Минэкономразвития России от 19.08.2014 №Д28и-1616, от 28.03.2016 №Д28и-747 рекомендуется их разделить по разным лотам.
    Если вы этого не сделали, то преференции поставщику не смогут быть оказаны, и ваши действия могут быть рассмотрены как необоснованное ограничение числа участников закупки 44-ФЗ;
  3. выбранный поставщик должен соответствовать параметрам, указанным в п.2 ст.29 44-ФЗ (описаны выше). При подаче документов поставщик обязательно должен заявить о своей принадлежности, но в свободной форме, без предоставления каких-либо иных дополнительных доказательств.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Преференция инвалидам по 44-ФЗ

Если в результате проведенного тендера выиграла организация инвалидов, то заказчику должен заключить с ней контракт по цене, превышающей предложенную на величину до 15%. Но не выше НМЦК, даже если преимущество в итоге составит всего 1%. В этом и заключаются преференции инвалидам по 44-ФЗ, их подробно регламентирует постановление правительства №341.

Особые условия по цене для организаций инвалидов действуют при закупке товаров из перечня постановления № 341, это ряд продуктов питания, одежда и белье, мебель и пр.

Какие еще меры обсуждают для поддержки организаций инвалидов?

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект №1121415-6. В Закон № 44-ФЗ предложили внести еще один случай закупки у единственного поставщика - с организациями инвалидов. Обозначенные ограничения по таким закупкам: сумма по конкретной закупке - не более 1 млн рублей; за год такие закупки не должны составлять больше половины от всех закупок заказчика, в денежном эквиваленте - не должны превышать 20 млн рублей.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

В отдельных случаях при подготовке к проведению закупки закон обязывает заказчика указывать не только предъявляемые к поставщику требования, но также преимущества, которые предусмотрены российским законодательством для различных категорий претендентов, в частности, для организаций инвалидов.

Осуществление закупок у инвалидов по 44 ФЗ

Если рассуждать с точки зрения формализма, предоставляемые отдельным категориям поставщиков, исполнителей или подрядчиков преференции противоречат заявленным в статье 8 закона о госзакупках гарантиям и принципам обеспечения равноправной конкуренции среди претендентов. Однако законом предусмотрены отдельные условия для субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы и предприятий инвалидов.

Вопрос участия людей с ограничениями физических возможностей в осуществлении госзакупок затрагивается в статье 29 ФЗ-44. Статья состоит из трех частей, которые гласят следующее:

  1. Организациям лиц с ограниченными физическими возможностями законом предусмотрены преимущества при участии в осуществлении госзакупок. Прописаны в части 3.
  2. Действие положений рассматриваемой статьи распространено на всероссийские общественные объединения инвалидов. В их числе:
    • Союзы таких общественных предприятий. Процент людей с ограничениями и их законных представителей в них должен составлять не меньше 80% от общего количества членов;
    • Организации, уставный капитал которых целиком составлен из вкладов всероссийских общественных предприятий инвалидов. В рамках таких компаний численность инвалидов в количественном соотношении должна составлять не менее половины, а доля оплаты труда — не менее четверти от общего объема выплачиваемых средств.
  3. Во время проведения процедур по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен предоставить упомянутым выше предприятиям преимущество. Это требование не действует в случае, когда закупка осуществляется у единственного поставщика. Преимущество предоставляется в контексте озвученной претендентом цены в размере. Размер такой преференции ограничен 15 процентами. Предоставляется в установленном законом порядке и соответственно утвержденному Правительством РФ перечню работ, товаров и услуг. Так называемое «постановление о преимуществе инвалидам по 44 ФЗ», т.е. Постановление Правительства РФ N 341 мы рассмотрим ниже.
    Если запрашиваемый товар, работа или услуга входят в утвержденный постановлением правительства перечень, заказчик должен указать информацию о предоставлении преимуществ в извещении о проведении закупок и в закупочной документации. Если победителем конкурса становится организация инвалидов, контракт по ее требованию может быть заключен по цене, которую предложит сам победитель, с учетом предоставленного ценового преимущества. Однако конечная цена контракта не может превышать начальную величину, указанную в извещении.

Подведем итоги касательно выдвигаемых законом требований:

  • В этом случае госзакупка не может проводиться у единственного поставщика. При указанных обстоятельствах статус участника не имеет значения в выборе победителя;
  • Приобретаемые товары (работы, услуги) должны входить в утвержденный перечень;
  • Одновременная закупка товаров, часть из которых включена в перечень, а другая — нет, — нежелательна. Лучше их разделить по разным лотам, дабы не быть обвиненным в безосновательном ограничении круга претендентов на участие в закупке;
  • Победитель должен соответствовать требованиям, прописанным в части 2 ст. 29 ФЗ-44.

Какие предусмотрены преимущества инвалидам по закону?

Как уже было сказано, правилами, утвержденными Постановлением 341, в соответствии с ч. 3 статьи 29 ФЗ-44 для российских организаций инвалидов предусмотрено преимущество в отношении стоимости контракта, размер которого составляет не более 15%. Проще говоря, после того, как такого участника признали победителем, цену, которая была им предложена, завышают до обозначенных пределов.

Особые условия действуют при закупке товаров из перечня, утвержденного в постановлении. В него входят по большей части продукты питания, текстиль, мебель, изделия из бумаги и картона, фурнитура и крепежи. К числу таких услуг постановлением были отнесены санаторно-курортное и гостиничное обслуживание, услуги по переводу и др. На сегодняшний день в перечень входит более 50 наименований товаров и услуг из различных сфер экономической деятельности.

ФЗ № 44 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентирует отношения между продавцами и потребителями на государственном уровне. В законе описаны все нюансы и порядок заключения контрактов между участниками торгов, также описаны правила проведения закупок у организаций инвалидов.

Согласно положениям настоящего закона, все закупки заказчики осуществляют с помощью конкурентных методов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Среди конкурентных методов выделяются конкурсы:

  • открытый;
  • с ограниченным участием;
  • двухэтапный;
  • закрытый;
  • закрытый с ограниченным участием;
  • аукционы (закрытые, открытые);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

При проведении конкурса выигрывает тот поставщик, который предложил более выгодные условия. При проведении аукциона выигрывает поставщик, который предложил самую маленькую цену за выполнение условий договора о закупке. Согласно, положениям Федерального Закона № 44, все заказчики вправе использовать любой метод определения поставщика. Исключение составляют закупки у инвалидов, подобным учреждениям предоставляются преимущества.

Положения настоящей 29 статьи Федерального Закона Российской Федерации о государственных закупках действуют на:

  • общественные организации людей с ограниченными возможностями;
  • союзы общественных предприятий людей с ограниченными возможностями.

Вышеуказанные организации должны соответствовать условиям:

  • члены организации инвалиды, их численность составляет не менее 50% от всего состава работников;
  • уставный капитал состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов;
  • доля оплаты труда гражданам инвалидам составляет не меньше 25% в фонде оплаты труда.

Статья 29 Федерального Закона РФ № 44

Заказчик при формировании заказа обязан предоставлять организациям инвалидов, в отношении установленной ими суммы за исполнение контракта в размере 15% в соответствии с определенным перечнем товаров, работ и услуг. Постановление преимущества инвалидам по 44 ФЗ содержит весь перечень объектов закупки.

Информацию о преимуществах для организаций инвалидов заказчик обязан указать в извещении о предстоящей покупке и в документах о товарах, услугах и работах, указанных в перечне Постановления № 341. Если заказчик определил в качестве победителя организацию инвалидов, то договор заключается по предложенной им цене в соответствии с преимуществом контракта, но не выше максимальной (начальной) цены.

Постановление Правительства О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта было принято 15 апреля 2014 года. Принят нормативно правовой акт № 341 на основании части 3 статьи 29 Федерального Закона о государственных закупках. 27 июля 2016 года был утвержден законодательный акт № 724, который внес изменения в 341 Постановление. В соответствии с 724 Постановлением был расширен перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Дополнение в Постановление составили 16 видов объектов государственной закупки. До внесения изменений в 2016 году, в Постановлении 341 был указан перечень объектов закупки в 42 наименования. Правительство России приняло решение о внесении изменений из-за того, что общественные организации, состоящие из людей с ограниченными возможностями, обращались в Министерство Труда с просьбой о расширении списка товаров.

Все преимущества, созданные для организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, направлены на:

  • эффективное осуществление государственной поддержки;
  • сохранение и увеличение рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

Список товаров, работ и услуг, согласно тексту 341 Постановления, имеют установленные рамки. В перечень закупок входят:

  • соки (фруктовые, овощные);
  • консервированные на уксусе овощи, за исключением картофеля;
  • хлебцы, сухарики, гренки и т.д.;
  • минеральные воды;
  • одеяла;
  • белье (постельное, столовое, туалетное);
  • декоративная мебель;
  • сети из бечевок, каната и веревок;
  • хлопковые изделия;
  • перчатки, митенки вязанные или из трикотажа;
  • изделия одежды из не тканных материалов;
  • колготы, чулки из и иные чулочные изделия вязанные или трикотажные;
  • деревянная тара;
  • пластмассовые изделия, предназначенные для упаковки.

Чтобы ознакомиться с полным списком товаров, работ и услуг, на которые распространяются преимущества, следует изучить полный текст настоящего 341 Постановления. Скачать последнюю редакцию Постановления от 15 апреля 2014 № 341 с изменениями и дополнениями можно по ссылке.

Контрактной системой предусмотрен целый ряд преференций, влияющих на итоговую цену, по которой будет заключен контракт. В статье поговорим о том, какие преимущества предусмотрены для организаций инвалидов, и какие товары, работы и услуги входят в преференциальный перечень.

Ценовые преимущества инвалидам по 44 ФЗ постановление от 15.04.2014 №341 (с учетом нормативно-правового акта от 28.07.2016 №724) отражает в полной мере.

Важно помнить, что не все учреждения, в которых трудятся люди с ограниченными возможностями, попадают под определение 44-ФЗ и имеют право на преимущества. Нормативные указания, приведенные в статье 29, относятся только к официальным общественным организациям людей с ограниченными возможностями и к союзам российских общественных предприятий людей-инвалидов.

Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • списочная численность сотрудников-инвалидов — 50 и более процентов от общей численности;
  • уставной капитал представляет собой совокупность денежных вложений от всероссийских общественных организаций людей с ограниченными возможностями;
  • в ежемесячном фонде оплаты труда доля заработной платы инвалидов составляет не менее 25%.

В чем заключаются преимущества

Преимущества предоставляются только при использовании конкурентных способов закупки (п. 3 ст. 29 44-ФЗ), в особенности — конкурсных, кроме ( , закрытый, закрытый с ограниченным участием). Исключением является метод .

Если при проведении учреждением закупочных процедур путем конкурса, побеждает ОИ, то ей предоставляются следующие преимущества:

  • по требованию победителя, цена контракта может быть увеличена на 15%, но только в том случае, если итоговая величина не будет превышать ;
  • организация-заказчик обязана предоставить ценовые выгоды по перечню товаров, работ или услуг, указанному в Постановлении №341 от 15.04.2014.

Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ: перечень

Если в спецификации к проекту контракта предстоящей закупки и в технических документах о приобретаемых товарах, работах или услугах присутствуют категории из списка, указанного в Постановлении №341 от 15.04.2014, то заказчик, формируя извещение о закупке, обязана поставить в нем отметку о выгодах, предоставляемых для ОИ.

В июле 2016 ода, после многочисленных обращений в Министерство труда, Правительством РФ было принято Постановление № 724 от 28.07.2016, являющееся прямым дополнением к Постановлению № 341. Ранее, к списку товаров, работ или услуг, выполняемых ОИ, относились 42 номенклатурных классифицированных позиции. После нововведений их количество увеличилось еще на 16 новых наименований.

После 9 августа 2016 года изменились преимущества инвалидам по 44 ФЗ, перечень расширили, теперь он включает такие позиции, как минеральные воды, фруктовые и овощные соки, хлебцы, сухарики, гренки, постельное белье, хлопковые изделия, хозяйственные изделия, а также услуги санаторно-курортных и спортивных учреждений и многое другое.

Полный список преференциальных товаров можно найти в актуальной редакции Постановления № 341.

Организации людей с ограниченными возможностями в работе по закону ФЗ №44 обладают преференциями в ходе проведения у них закупки для государственных нужд. Закон касается нюансов и технических сторон заключения контрактов с организациями инвалидов, принимающих участие в конкурсе. Здесь зафиксированы правила, по которым осуществляется закупочная деятельность. Так государство устанавливает регламент в экономических отношениях между теми, кто предоставляет услуги или производит продукцию и потребителем, давая преимущества организациям инвалидов.

Полный перечень преимущества инвалидов по 44 ФЗ

Постановление содержит правила, которые регламентируют, как определить поставщика, если в конкурсе участвует предприятие инвалидов и определения окончательной стоимости контракта в случае конкурсного выигрыша представителей этих общественных организаций. Во второй части перечисляются товары и услуги, предоставляемые организациями инвалидов, которые подпадают под действие постановления. Касается это:

  • соков (из фруктов и овощей);
  • сухариков, гренок хлебцов;
  • консервированных в уксусной кислоте овощей (исключение составляет картофель);
  • минеральных вод;
  • тары из дерева;
  • упаковочной пластмассовой продукции;
  • канатов, веревки, сетей из бечевки;
  • постельного, столового и туалетного белья;
  • одеял;
  • колготок, чулочных изделий (вязаных или из трикотажа);
  • одежды из нетканых материалов;
  • митенок трикотажных или вязаных, перчатки, изделия из хлопка.

Со всем перечнем, по которому предоставляются преимущества, можно ознакомиться в тексте постановления.

В чем заключаются преимущества

Если организация, в которую входят лица с ограниченными физическими возможностями, участвует в тендерах на государственные заказы, то ей предусмотрены преференции. Они прописаны в правилах Постановления 341, предоставляющие некоторые преимущества относительно стоимости контрактов. Признание победителем организации инвалидов или ПП увеличивает предложенную ими цену на 15 процентов.

Условия преференции действенны, когда производится госзакупка товаров, попадающих под перечень утвержденный законодательно. Это мебельная продукция, картонные и бумажные изделия, фурнитурные элементы и крепеж, большая группа продуктов питания. Сюда же включены услуги в санитарно-курортных и отельных комплексах и т.д. В перечне содержатся больше пятидесяти позиций, относящихся к услугам, продукции и произведенным работам разных экономических сфер.

Разрабатывалось и утверждалось Постановление по прошествии года после выхода закона, регламентирующего госзакупки для отдельных участников конкурса (предприятий инвалидов). Его неоднократные изменения обусловило то, что список значительно расширялся.

Закупки у инвалидов

Распространяется закон в отношении всероссийских общественных объединений инвалидов:

  • союзов, объединяющих предприятия людей с физическими ограничениями и лиц, которые в законный способ их представляют в организации должно быть минимум 80% от числа всех работающих;
  • уставные капиталы этих объединений должны полностью состоять из денежных вкладов компаний инвалидов РФ (не менее половины всех работающих на таких предприятиях должны составлять инвалиды, а на заработную плату выделяется четверть и больше денег от всего объема расходуемых на выплаты средств).

Процедурный этап при отборе поставщика (подрядчика или исполнителя) проходит с учетом предоставления преимущества вышеуказанным участникам, где трудятся инвалиды.

Важно. Но когда закупка проводятся лишь у одного поставщика, то такие требования не обязательны к исполнению. Их должно быть 2 и более.

Предприятие-претендент на преимущество указывает размер своей цены. Постановление Правительства Российской Федерации ограничивает размер преференций 15 процентами. Их предоставление должно соответствовать правительственным документам, утверждающим перечень, содержащий предоставляемую услугу, выполняемую работу или предлагаемые товары.

Законность этого преимущества гарантирована Постановлением 44 ФЗ за номером 341. В извещении о процедуре закупок товаров и закупочная документация обязана содержать сведения о предоставляемых преимуществах, когда необходимый товар, услуга из списков ОКПД или работы есть в перечне принятого Правительством РФ постановления. При выигрыше конкурса организацией инвалидов, она имеет право требовать свою контрактную стоимость (учитывая положенные преимущества), но начальная сумма, которую содержит извещение, не превышается.

Закупка среди организаций инвалидов с преференциями осуществима исключительно в отношении организаций и объединений предприятий инвалидов России, имеющих официальный статус.

Важно: Часть объектов покупки из ОКПД может не быть в перечне подлежащих преференции. В этом случае преимуществ у организации людей с физическими ограничениями нет. Во избежание подобного нужно формировать закупки, группируя объекты из перечня в отдельных лотах.

Заключение

Подходя с формальной точки зрения, преимущества, которыми пользуются поставщики, подрядчики, исполнители, входящие в отдельные категории, не благоприятствуют равноправию в области госзакупок, гарантированному законодательством. Но законом предусматривается особые условия, касающиеся малых предприятий и ПП, социальных некоммерческих проектов, предприятий в составе пенитенциарной системы, организаций, где основную часть трудящихся составляют инвалиды.

Для предприятий инвалидов, которые участвуют в тендерах госзакупок, предусматриваются преференции с соблюдением определенных требований:

  • обязательное соответствие перечню приобретаемого по контракту;
  • преференции не действуют, если в конкурсе участвует одна организация или ПП;
  • часть 2 статьи 29 ФЗ-44 прописывает требования, обязательные для победившего в конкурсе;

Нежелательно, чтобы в список одновременно входил товар, который есть и отсутствуют в перечне, можно попасть в ситуацию с обвинением в ограничении других участников конкурса.