Праздники евреев в году. Праздник Пурим - что это? Еврейский праздник Пурим

Всем Шалом... А у нас опять праздники))) Ни для кого не секрет, что практически все еврейские праздники строятся на том, что "нас хотели убить, но мы победили, давайте выпьем и поедим".

И вот мы на пороге праздника ПУРИМ... 22 марта 2016 года заходит Пост Эстер и это хорошее время, чтобы соединиться с Израилем в посте и молитве против врагов, и ходатайствовать о том, чтобы Господь даровал победу над теми, кто желает уничтожения Его народу.

23 вечером 2016 года на выходе поста начинаются празднования... Израиль в очередной раз будет праздновать победу еврейского народа. Этот праздник актуален и в наши дни, всегда найдется кто то, кто будет кричать "смерть евреям". я вижу в этом празднике акт веры, когда не смотря на обстоятельства, ни смотря на давление и интифаду, которую мы наблюдаем в Израиле сегодня, евреи находят в себе упование на Бога, и в Его защиту.

Учитывая ситуацию, Израиль не отказался от празднований, единственное что, готовность правоохранительных органов Израиля поднята будет в эти дни до уровня "Гимель" (это третий из четырех уровней)... Будет множество полицейских в гражданском, чтобы не очень то омрачать праздник обилием военных и полиции...Будет повышенный уровень защиты в местах большого скопления людей. И если у вас будет в сердце, то молитесь о защите людей в Израиле и за его пределами в эти дни, против терактов.

Итак Пурим, праздник, в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), правившего Персидской империей. Этот праздник получил название от слова «пур», что означает «жребий». Эта история описана в книге Эстер (Есфирь). И этот праздник был установлен царицей Эстер и Мардохеем, в память о том, как Бог спас еврейский народ от истребления.

Есф.9: 26 Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур. Поэтому, согласно со всеми словами сего письма и с тем, что сами видели и до чего доходило у них, 27 постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; 28 и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. 29 Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме; 30 и послали письма ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова со словами мира и правды, 31 чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мардохей Иудеянин и царица Есфирь, и как они сами назначали их для себя и для детей своих в дни пощения и воплей. 32 Так повеление Есфири подтвердило это слово о Пуриме, и оно вписано в книгу.

В эти дни в синагогах читают книгу Эстер, которая повествует об этом избавлении. Израильтяне бережно хранят память об этих событиях, чтобы дети помнили о том, как Бог спас их народ. Этот праздник является актом веры и благодарения Богу за защиту и спасение от истребления! Не только того, что произошло, но и на каждый год. Ведь в каждом поколении еврейского народа возникает свой Аман, который стремится погубить евреев, но Бог всегда обращает замыслы врага на его же голову. В еврейской истории есть множество свидетельств как именно в преддверии праздника Пурим, Бог избавлял евреев от беды. Поэтому весь еврейский народ празднует верой и новое избавление.

Прилавки завалены карнавальными костюмами, выпечкой в виде "ушей Амана" и множеством сладостей, а так же выпивкой. Чего уже "греха таить". В этот день (я бы даже сказала в единственный день в году) евреи по предписанию должны напиться так, чтобы не отличить Амана от Мордехая. Зрелище не для слабонервных, но что есть, то есть.

Я же приглашаю всех присоединиться к празднованию Пурима, и упиваться не вином, но исполняться Духом Святым и молиться об избавлении Израиля, да и нас всех, от врагов, которые желают нашей духовной смерти. Господь наделил свое Тело властью и силой. Мы являемся тем письмом, которое дал Царь для спасения евреев (Есф.8:8-13 ). Письмо выданное для спасения евреев - это образ Евангелия. Все мы были приговорены к смерти, но Бог сотворил чудо и спас нас. Я верю, что мы должны распространять эти "письма благой вести" по всему миру, по "всем областям" и на всех языках, чтобы люди принимая новость об избавлении облекались в силу и поражали врага. Евреи поразили своих врагов и назначили празднование. Мы же в свою очередь имеем победу во Христе Иисусе, и эта победа - вера наша...

Более подробно об этом празднике на нашем сайте в разделе

Израиль — особенная страна, и не удивительно, что она живет по двум параллельным календарям, еврейскому и григорианскому. К еврейскому календарю привязаны только праздники, а все остальные даты определяется по григорианскому календарю, как и во всех странах мира.

Еврейская система летоисчисления, отличается от других календарных систем тем, что отсчитывается от самых первых дней мироздания. А, точнее, от Первого Человека, всем известного Адама.

Духовные корни праздника
Духовные корни праздника

Йом Кипур символизирует наше согласие пойти на ограничения своего эгоизма ради того, чтобы исполнить свое предназначение. Все евреи, как один, должны объединиться сначала между собой, а затем помочь прийти к полному единству всему миру. Все, что произошло с пророком Йона, напоминает нам, что мы должны позаботиться обо всем человечестве. Судный день является началом процесса исправления взаимоотношений между людьми. Это согласие с предназначением и готовность принять ограничения во имя того, чтобы в Пурим привести мир к конечному исправлению.

16 — 23 октября Суккот

Традиции

Суккот – праздник Кущей. Перед праздником на специальных базарах можно купить необходимые материалы для строительства сукки. Это особый , имеющий крышу из ветвей. Сюда семья «переезжает» на 7 дней, чтобы трапезничать и совершать молитвы. Важно быть гостеприимными. Сукка открыта для всех. Сооружение должно быть таким, чтобы, подняв глаза к небу, увидеть его через ветви сукки. Это праздник сбора урожая, принято ставить на стол плоды и блюда с нового урожая. Проводя время в сукке, евреи вспоминают о странствии по пустыне после выхода из Египта.

Духовные корни праздника

Суккот раскрывает нам смысл семи дней исправления человека. Духовного мира нет самого по себе, его нужно построить самостоятельно. Строительный материал для шалаша строится из отходов. Это неважные нашему эгоизму желания, которыми мы в нашей жизни пренебрегаем, такие как любовь к ближнему, тепло и забота друг о друге. В дни Суккот эти свойства возвеличиваются как навес, который создаёт тень и скрывает эгоизм. Под четырьмя символами Суккот подразумеваются четыре желания получать ради себя, которые требуют исправления через поэтапное их соединение воедино в правильном виде. Таким образом, осуществляется благословение «арба миним». Отдалившись от эгоистических желаний, оставшихся в тени, работа направляется на построение желания отдачи и любви. И тогда свет праздника Суккот освещает «шалаш» изнутри.

23 октября Ошана-Раба

Традиции

Праздник Ночь Ошана Раба — это 7-ой день праздника Суккот. Этот день выделяется из остальных дней этого праздника. Всю ночь перед Ошана Раба принято бодрствовать и читать сборник молитв и отрывков из Торы — Тикун. В эту ночь учат Книгу Дварим и завершают чтение Книги Псалмов. Обычно в Ошана Раба одеваются в праздничные белые одежды, как в Йом-Кипур, и зажигают остатки свечей, не догоревшие с Судного Дня. В этот день следует перед заходом солнца войти в сукку и что-нибудь там съесть, тем самым последний раз выполнить заповедь «в сукках живите».

Духовные корни праздника

На седьмой день завершается исправление, производимое в течение семи дней Суккот. Человек проверяет себя, какого уровня подобия Высшему он достиг. Какую силу сопротивления эгоизму он приобрел. И это называется проверкой тени.

23 — 24 октября Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

Работа запрещена

Традиции

Шмини-Ацерет — это день, когда завершается годовое прочтение 54-х недельных глав Торы и чтение начинается сначала. Эта традиция соблюдается последние

2 000 лет. Симхат-Тора — это праздник окончания цикла и переводится как Радость Торы. В этот день Свитки Торы вынимают из , и с ними проводится шествие под радостные, веселые песни и танцы. Традиционно предписано возносить молитвы о дожде, начиная с Шмини Ацерет и в продолжение всех зимних месяцев.

Духовные корни праздника

Если в Суккот мы сокращаем свое эгоистическое желание самонаслаждаться, в Ошана Раба на 7-й день после начала Суккот мы проверяем себя, то в 8-й день начинается праздник Симхат Тора, что переводится как Радость Торы. Мы радуемся той духовной помогающей силе, которая вела нас по всем этапам. За семь дней в шалаше человек символически проходит исправления и подготавливает себя к контакту с Творцом, что и происходит на восьмой день. Свет Торы наполняет человека огромной радостью, отсюда и название праздника.

24 декабря — 1 января 2017 Ханука

Работа разрешена

Традиции

Ханука — это праздник света, свободы и чуда. произошло давным-давно, когда для освещения Храма использовали светильник, в котором количество масла должно было хватить лишь на один день, но горел он целых 8 дней. Празднование тоже длится 8 дней. Каждый вечер зажигаются свечи, выстроенные в ряд в специальном подсвечнике Ханукии.

Традиционно к праздничному столу подают пончики с различными сладкими начинками и оладьи из картофеля. Дни праздника Ханука являются рабочими, но у детей в школах — каникулы. Потому праздник считается детским.

Духовные корни праздника

Ханука переводится как «остановка». Символизирует отказ от эгоизма. И необходимо совершить выбор, в каком направлении продвигаться. Ханука – это время, когда в нас входит духовная сила, освещает и отдаляет от зла. Пробуждается желание слиться с этой высшей силой, с надеждой на чудо и возрождение Храма.

Еврейские праздники для людей, что не связаны с культурой этого народа, кажутся чем-то непонятным, загадочным и в тоже время притягательным. Чему радуются эти люди? Почему так бесшабашно веселятся? Вот, например, праздник Пурим - что это? Со стороны кажется, что участники торжества так радуются, будто только что избежали какой-то большой беды. И это действительно так, только истории этой уже 2500 лет.

Пурим - праздник пиршества и веселья!

Пурим - весенний праздник. Чаще всего его отмечают в марте. Некоторые даже считают, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако это большое заблуждение.

Как и все еврейские праздники, он отмечается по лунному календарю и соответствует 14 числу месяца айдар. Поэтому когда празднуется Пурим в том или ином году, известно не всем.

Пурим - это праздник, в который евреям заповедано пировать и веселиться. Причем веселиться так, словно события, которым посвящен этот день, произошли вчера.

Действия, положившие начало празднику, связаны со спасением большой части еврейского народа от неминуемой гибели в персидском плену. Благодаря изобретательности еврейского лидера Мордехая и самопожертвованию красавицы Есфирь иудейский народ избежал страшной кровавой расправы, с тех пор это вспоминают уже около 2500 лет. А всем участникам пиршества заповедано веселиться и радоваться этому спасению каждый год.

Празднование начинается с чтения свитка Эстер (Есфирь), книги, где подробно описаны события, ставшие прологом Пурима. Затем начинается само торжество. Это единственный еврейский праздник, в который веселье и пиршество - не просто традиция, но и заповедь. А потому он остается самым веселым днем еврейского календаря. Итак, праздник Пурим - что это? Как проводят люди этот день?

Праздник Пурим: история одного пророчества

События, предшествующие истории Пурима, начались в 586 г. до н. э. В этот год вавилонский Царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм, увел в плен тысячи евреев. Вавилонский плен продолжался 47 лет, после этого по указу царя Кира II евреи получили возможность вернуться в Иерусалим и начать восстановление храма. Однако воспользовались этой возможностью чуть больше 40 тысяч человек.

Эта история, начиная от вавилонского плена и заканчивая событиями, описанными в свитке Эстер, связана с пророчеством Иеремии, который предрек восстановление Иерусалима через 70 лет после разрушения и гибели Вавилонского царства. Эти события помогают понять то, что очень важен для евреев праздник Пурим, что это для них особенный день.

Практически все вавилонские и персидские цари жили в страхе перед этим пророчеством и надеялись, что оно окажется ложным. Пророчество долгое время защищало евреев, так как никто из правителей не решался причинить им вред в страхе перед невиданным иудейским богом.

Все изменилось с приходом к власти персидского царя Артаксеркса, одного из самых могущественных и своенравных правителей Персии, создавшего одну из величайших империй в Древнем мире. Решив, что время пророчества истекло, он устроил пир продолжительностью 180 дней в знак своего превосходства над богом евреев, не исполнившим пророчество. В еврейских источниках отмечено, что царь Персии ошибся в расчетах и через несколько лет умер.

Козни Омана

История начинается с того, что Ксеркс изгоняет свою жену за отказ танцевать обнаженной в присутствии приближенных царя. Он ищет себе новую супругу. После долгих смотрин Ксеркс выбирает Есфирь, племянницу еврейского мудреца Мардехая, человека, спасшего Ксеркса от заговора.

В это же время вторым лицом Персии, приближенным к царю, становится Аман Амиликитянин. В один из дней он столкнулся с Мардехаем, который отказался поклониться вельможе. Эта «наглость» стала поводом для страшной мести, которую Аман решил приготовить всему еврейскому народу.

Аман пришел к Ксерксу и рассказал, что в империи живет плененный еврейский народ, который не подчиняется законам Персии и не почитает царя, а чтит только своего бога и свои традиции. Разгневанный правитель приказал написать указ об уничтожении всех евреев, живущих в Персии. Аман решил кинуть жребий, чтобы определить, в какой день он будет истреблять евреев. После этого разослал гонцов по всей империи с сообщением о начале расправы 12 и 13 айдара.

Однако о тайном заговоре стало известно Эстер и она передала тревожные новости Мардехаю.

Подвиг Эстер

Единственным человеком, который может спасти евреев, становится Есфирь, способная повлиять на решение царя. Однако даже это предприятие связано с большим риском, так как ей необходимо обратиться к Ксерксу с просьбой о нарушении установленного порядка. Это может привести к ее гибели.

Мордехай придумывает рискованный план по поводу того, как привлечь внимание Атртаксеркса, а не вызвать гнев. Все остальное полностью зависит от обаяния и бесстрашия царицы.

Рискуя жизнью, Есфирь провела несколько пиров для Ксеркса. В течение долгих бесед она смогла убедить своего мужа в преданности еврейского народа, напомнив ему о том, кто именно спас его от заговора. В итоге царь уверовал в вероломство и предательство Амана. Узнав, что стало истинной причиной нападок на избранный народ, грозный властитель Персии обрушил весь гнев на Амана и его семью, обернув все свои указы против него.

Спасение еврейского народа

Первое, что повелел грозный царь - повесить Амана на виселице, приготовленной Мардехаю. Так как персидский правитель не мог отменять собственные указы, он разрешил евреям защищать свои жизни и жизни своих детей с оружием в руках от всех, кто поднимет на них руку.

Таким образом, 12 и 13 айдара еврейский народ встретил своих убийц лицом к лицу. Два дня продолжалось сражение по всей Персии, в результате которого все нападавшие были уничтожены или бежали. Всего говорится о 70 тысяч погибших, среди которых 10 сыновей Амана, возглавивших неудавшийся геноцид.

14 айдара евреи узнали, что опасность миновала и они избежали гибели. Начался великий праздник, который продолжался весь день. Мардехай повелел сделать этот день особенным, чтобы он был напоминанием грядущим поколениям о роковых событиях. В книге Эстер праздник назван днями пиршества и веселья.

Свое имя иудейский Пурим получил от слова «пур» (жребий). Таким образом, название символизирует то, что судьбу народа пытались решить,

Когда празднуют Пурим?

Как отмечено выше, Пурим празднуют 14 айдара. Однако чему соответствует этот день? Практически всегда Пурим выпадает на март или конец февраля. Каждый год эта дата приходится на разное число, так как лунный год короче солнечного на 10 дней. Так, в 2014 году празднование пришлось на 15 и 16 марта, в 2015 - на 4 и 5, а в 2016 - на 23 и 24 числа.

В Иерусалиме Пурим традиционно отмечается на день позже, это позволяет многим израильтянам отметить праздник дважды.

В период еврейского рассеяния праздник оказал свое негативное влияние на отношение христиан к иудеям. В первую очередь из-за того, что его празднование практически всегда совпадало с Великим Постом. Нередко это провоцировало погромы со стороны христианских общин. Яркое веселье, диссонирующее с днями поста, породило суеверие о том, что праздник несет антихристианский смысл.

В наше время бытует предубеждение, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако на этот день он выпадает только один раз в 25-30 лет. В каждой национальной или религиозной традиции существует праздник, выпадающий на конец зимы, начало весны. Так, в России - это Масленица, в исламской традиции - Новруз и так далее.

Существует четыре незыблемых традиции празднования Пурима. Главная из них - чтение Свитка Эстер. Причем слово «свиток» понимается буквально. Книгу читают в синагоге во время вечерней и В процессе чтения свитка в момент прочтения имени Амана посетители синагоги начинают шуметь, топать ногами и использовать специальные трещотки, выражая презрение к памяти злодея.

Праздничная трапеза - обязательная часть Пурима. Она всегда была самой насыщенной и богатой за весь год. Из особых традиций, сложившихся в этот день, можно вспомнить обязательное угощение в виде «ушей Амана» - открытых треугольных пирожков со сладкой или мясной начинкой. Кроме того, предписывается пить вино до тех пор, пока участники веселья не перестанут различать имени Амана и Мардехая. Впрочем, эта традиция исполняется по желанию.

Обязательной частью праздника являются подарки близким и знакомым в виде угощений. Одновременно с подарком говорят поздравления с Пуримом и пожелания счастливого праздника. Кроме того, всеми членами общины обязательно оказывается помощь малоимущим.

И четвертая традиция праздника - В разных общинах традиция имеет совершенно разное проявление. Например, в России обычно ограничиваются небольшой театрализованной постановкой. В европейских странах существовала традиция уличных спектаклей, на которые продавали билеты. Также в Старом свете начали проводить полноценные карнавальные шествия, которые особенно расцвели в Израиле.

В остальном может быть проявлена полная свобода, так как это еще и самый демократичный еврейский праздник, в котором главная заповедь - это веселье и радость. Все поют песни на Пурим, танцуют и наслаждаются праздником.

Традиционные блюда на Пурим

Кулинарные традиции на день Пурима достаточно условны. Однако в каждом источнике, описывающем праздничный стол, есть общие блюда.

Среди них баранина, запеченная в горшочке, которая готовится с зеленой фасолью и зеленью. Куриный которые готовят не из традиционной муки, а из перемолотой мацы. Кроме того, большой популярностью пользуются блюда из говяжьего языка, приготовленного с различными соусами. Также нередки на праздничном столе запеченные или тушеные кабачки или баклажаны.

Обязательным блюдом остаются пирожки с разной начинкой: с мясом, картофелем, капустой, творогом или повидлом.

Из традиционных для России еврейских блюд к этому списку стоит добавить цимес (блюдо из чернослива и моркови) и фаршированную рыбу, без которой не обходится ни один праздничный стол.

Карнавал на Пурим

Это одна из самых интересных частей праздника, которая является традицией только последние пару столетий. В старой традиции достаточно было небольшой театрализованной постановки из нескольких актеров. Однако со временем на Пурим сценарий усложнялся, создавались более объемные и длительные постановки с большим количеством актеров.

Сейчас неотъемлемая часть праздника - это большие еврейские спектакли, посвященные драматической истории праздника. Кроме того, театрализованные постановки создает каждая община. Впрочем, театральное действо - это только часть пиршества.

Полноценные карнавальные шествия можно назвать самой свежей струей праздника, которая набирает все большие обороты. В первую очередь эта традиция прижилась в Израиле, где Пурим приобрел по-настоящему грандиозный размах. Но не отстают и общины других стран, где карнавалы и шествия тоже начинают набирать популярность.

Пурим в Израиле

Пурим - праздник в Израиле, по размаху сопоставимый только с российским Новым годом. Яркость этого торжества связана с началом весны. В каждом городе проводятся карнавалы и яркие шествия. По всей стране работает огромное количество театрализованных концертных площадок. Люди выходят на улицы, поздравляют друг друга с Пуримом, говоря фразу "Хаг Пурим Самеах" (счастливого праздника Пурим) всем знакомым и просто встречным на пути.

Широко празднуется в Израиле праздник Пурим, история его, по сути, началась заново. Во всех странах мира во времена рассеяния еврейского народа этот важный день отмечался полуподпольно. Теперь он выплеснулся на улицы страны, стал одним из самых светлых праздников. Посетить Израиль в этот день - означает получить намного больше положительных эмоций, чем можно было рассчитывать.

Стоит посетить эту страну только для того, чтобы увидеть своими глазами праздник Пурим. Что это? И почему его так любят все от мала до велика?

Самый радостный праздник

Как празднуют Пурим? А как бы праздновали его вы, если бы пережили угрозу гибели и спаслись от нее в последний момент? Этот день наверняка запомнился бы как один из самых важных в жизни. Но почему-то многим этот праздник кажется странным и непонятным.

А ведь на самом деле каждому человеку нужен хотя бы один день в году, когда он смог бы забыть обо всех своих проблемах и жизненных неурядицах и радоваться уже только тому, что живешь. В этом и есть вся философия и смысл этого немножко сумасшедшего и очень веселого праздника. По крайней мере, именно такой вывод может сделать человек из другой страны, попавший на это тожество.

Пурим - настолько светлый и позитивный праздник, что он начинает просачиваться в другие культуры, все чаще представители других национальностей отмечают его в своем календаре красным цветом и посылают с Пуримом.

Израиль - страна богатейшей культуры, устремленной вглубь истории более чем на пять тысяч лет назад. В еврейской традиции, как известно, история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Именно поэтому большая часть израильских праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и иные даты - траурные, ознаменованные трагическими поворотами еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определённые обычаи.

Календарь праздников Израиля на 2019 год

Название праздника Дата празднования Режим
Ту би-Шват с вечера 20 января по вечер 21 января 21 января - рабочий день
с вечера 20 марта вечер 21 марта 21 марта - рабочий день
с вечера 19 апреля по вечер 26 апреля 19, 25 - короткие дни
26 - выходные
21-24 - рабочие дни
9 мая выходной
с вечера 8 июня по вечер 9 июня 9 - выходные
Пост 9 Ава с вечера 10 августа по вечер 11 августа 11 - рабочий день
с вечера 29 сентября по вечер 1 октября 29 - короткий день
30-1 - выходные
с вечера 8 октября по вечер 9 октября 8 - короткий день
9 - выходной
с вечера 13 октября по вечер 19 октября 13 - короткий день
14 - выходной
15, 16, 17, 18 - рабочие дни
Шмини Ацерет и Симхат Тора с вечера 20 октября по вечер 21 октября 20 - рабочий день
21 - выходной
с вечера 22 декабря по вечер 30 декабря рабочие дни

Как работают и отдыхают в праздники?

Справочник по праздникам

Шаббат

Согласно одной из главных заповедей Ветхого Завета в седьмой день недели человек должен оставить все будничные дела и посвятить себя Богу. Это день отдыха и радости. Согласно еврейской традиции Шаббат наступает в пятницу. Вечером хозяйка дома зажигает праздничные свечи и произносит благословение. В Шаббат устраиваются три праздничных трапезы, евреи надевают красивую одежду и собираются за празднично накрытым столом. Как и в другие религиозные праздники, в Шаббат не работает общественный транспорт, государственные учреждения, кафе, рестораны и магазины.

Пурим

Празднуется в честь великого спасения евреев в Персидском царстве от истребления Аманом-амаликитянином. Традиционная часть празднования - утренняя и вечерняя молитва в синагоге, во время которой происходит публичное чтение книги Эсфири. В веселый праздник Пурим принято пить вино, есть вкусную пищу и треугольное печенье со сладкой начинкой (гоменташи), устраивать театральные представления на библейскую тематику и карнавальные шествия.

Песах

Древнейший еврейский праздник, связанный с одним из величайших событий в истории еврейского народа - Исходом из египетского рабства в 2448 году по еврейскому календарю. Песах - праздник весны, символизирующий пробуждение природы, обновление мира, обретение человеком свободы и достоинства. В Песах полагается есть пресные лепешки - мацу, как напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидающие Египет в попытке спастись от армии фараона. Песах празднуется 7 дней. 14-го нисана семья и гости собираются за праздничным столом на трапезу «седер», во время которой читают историю Исхода евреев из Египта - Пасхальную Агаду.

Йом ха-Ацмаут

День независимости - национальный праздник Израиля, который отмечается в пятый день ияра в честь событий 14 мая 1948 года, когда Давид Бен-Гурион провозгласил создание государства Израиль. День независимости - это единственный официальный нерабочий день, когда в стране работает общественный транспорт, а населению разрешено садиться за руль и разводить огонь, поэтому многие израильтяне День Независимости отмечают на природе. В этот день в стране проводятся военные парады, концерты, массовые гуляния. Празднование завершают залпы военных орудий и грандиозный салют.

Шавуот

Праздник дарования Торы, который отмечается шестого числа месяца сиван. По преданию в этот день на горе Синай Моисей получил скрижали Завета с десятью заповедями. Как и многие другие религиозные праздники Израиля, Шавуот отмечается не только в честь определенного исторического события, но и знаменует завершение очередного сельскохозяйственного сезона. Последний из трех паломнических праздников Шавуот отмечался в начале сезона жатвы пшеницы. Отдавая честь евреям, которые по возвращению в лагерь с горы Синай довольствовались молочной пищей, в Шавуот на столе преобладают молочные и мучные продукты - сыр, творог, блины и пирожки с творогом и сыром.

Рош ха-Шана

Еврейский Новый Год - его празднуют в новолуние осеннего месяца тишири по еврейскому календарю в течение двух дней. Праздник приходится на сентябрь или октябрь. В этот день начинается отсчет новых дней года. Рош ха-Шана празднуется в честь сотворения мира, он знаменует приход нового года, и конец года уходящего. Евреям в это время предписано вспомнить и проанализировать поступки, совершенные в уходящем году, и готовиться к новому году. В этот день принято дарить близким и друзьям подарки, отсылать поздравления тем, кто в этот момент далеко. На праздничном столе в этот день в еврейских семьях обязательно подают рыбу, символизирующую плодородие, рыбную или баранью голову, чтобы быть «во главе», морковь кружочками - символ золотых монет, богатства, сладкую халу, символизирующую здоровье, овощи и фрукты, как символ надежды на хороший урожай, яблоки с медом, чтобы в этот год жизнь была сладкой и счастливой.

Йом Киппур

Судный день - день Высшего суда и искупления грехов. Это единственный день в году, когда евреям нельзя заниматься ничем, кроме осмысления своих поступков. Основной лейтмотив празднования - искупление и примирение. Кроме работы в этот день запрещено принимать пищу, умываться, накладывать косметику, носить кожаную обувь, водить автомобиль, разговаривать по мобильному телефону и иметь интимную близость. В Йом Кипур не работают теле и радио станции и общественный транспорт. По традиции в этот день евреи просят друг у друга прощения и желают легкого поста.

Суккот

Праздник кущей - начинается на 15-й день нового года и длится семь дней. По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить на улице в шатре, куще, уподобляясь евреям в годы блуждания по Синайской пустыне. В Суккот выполняется особый ритуал - «вознесение лулава». Во время ритуала принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений - этрогу, листу финиковой пальмы, мирту и иве - символизирующим определенный тип еврейского народа. Эти растения можно приобрести на специальных базарах, которые открываются по всему Израилю в канун праздника. По всей стране - во дворах, в палисадниках, на балконах можно заметить праздничные «сукки» - ритуальные шалаши.

Ханука

Еврейский праздник свечей, которые зажигаются в честь чуда, которое произошло при освящении Храма после победы войска под предводительством Иегуды Маккавея над греками. По преданию евреи, нашли в Храме масло для лампад, которого хватало только на один день. Но чудесным образом огонь в лампадах Храма продолжал гореть целых восемь дней. В память об этом событии в Хануку евреи восемь дней зажигают свечи. В это время принято дарить детям подарки.

В этом описании праздников по еврейскому календарю в 2015 – 2016 (5775–5776) году приведены самые значимые этапы по их внутреннему влиянию, пробуждаемому праздничным подъемом.
Песах - 15 нисана (4 апреля 2015г.)
Шавуот - 6 сивана (24 мая)
Тиша бе-Ав - 9 ава (25 июля)
Рош а-Шана - 1 тишрея 5776г. (14 сентября)
Йом Кипур - 10 тишрея (23 сентября)
Суккот - 15 тишрея (28 сентября)
Ханука - 25 кислева (7 декабря)
Пурим - 14 адара бет (24 марта 2016г.)
Ниже рассмотрим некоторые детали праздничных дней (состояний) по соответствию изменениям в духовном пути.

Песах – выход из эгоизма
Все начинается отсюда – с Песаха – с перехода. К нам приходит связь с чем-то до той поры не свойственным. И это новое изменяет картину мира. Оказывается, например, что можно не бояться быть несдержанным, и поскользнуться может быть не стыдно, а смешно. Известный властолюбец вдруг выглядит несчастным, растерянным человеком, а при некоторой сочувственной поддержке романтически преображается.

Шавуот – дарование методики исправления
«Мир свой увидишь при жизни». Человеку показывается возможность привлекать добрые силы во взаимоотношениях. И может больше и усовершенствуется благодаря подарку, раскрывающемуся в его чувствах. Чтобы это произошло должен заручиться некоторой уверенностью в заботе о достижении новых хороших качеств. Успех приходит к нему, когда находит поддержку в этом со стороны окружения.

Тиша бе-Ав – некоторый возврат к эгоистическому намерению
В братской войне победителей не бывает. С еврейским народом в период времени, олицетворяемым этой датой, происходили трагические события. Причиной является проявление эгоизма на качественно новом его уровне. В последующем такая ситуация станет принимаема нами как великая возможность. И мы сможем реализовывать ее соответственным устремлением к исправлению.

Рош а-Шана – начало нового года (ступени) исправления
В это время производится сочетание нескольких условий:
1. Мы желаем, чтобы присутствовала в нас сила добра, чтобы наши действия были сопровождаемы ею.
2. Есть у нас подготовка воспринимать изменения своего отношения к желаемым свойствам.
3. Мы поднимаем в своих глазах важность работы над изменением отношения через соучастие.
Вслед за этим следуют дни (состояния), называемые слихот – раскрытия ситуаций, нуждающихся в изменении нашего отношения.

Йом Кипур – исправление проявившейся неисправности
По прошествии десяти дней слихот наступает День Искупления (Судный день). Это время для душевного расчета о том, какими мы должны быть в своих взаимоотношениях. Каждый старается стать в этот день немного лучше, спокойнее, мягче. Такое настоящее изменение может происходить из большей нашей связи с доброй силой природы, единения. Если мы делаем достаточный самоотчет, то понимаем, что нечего нам исправлять в других, а улучшить положение по-настоящему возможно только изменением своего отношения.

Суккот – проявление новых средств воздействия на неисправленное желание
После того как проверили себя и обнаружили недостатки в своем отношении, мы начинаем подготовку к празднику Суккот. Для этого строят суку – временное жилище, оно служит для переходного периода приобщения к новым на себя воздействиям. Они, в каждый из семи дней праздника, с каждым новым характерным свойством, очищают чувства, перераспределяют мысленаправленность на более внутренние качества. Это называется, что человек принимает гостей в суке – под искусственным покрытием из малозначимых для него пока еще устремлений, которые он желает на себя принять. На восьмой день приходим к исправленному состоянию – празднику Торы – наполнению исправленного сосуда души.

Ханука – освобождение от эгоизма под воздействием света
Единение, праздник света! Выявление все большей силы противодействующей «идеалам» - идолам эгоизма. Мы можем противодействовать разобщительным, разрушительным влияниям, хоть и тянемся еще к злу, но осознаем что это пагубно. Каждый раз, когда мы сплачиваемся – проявляется эта сила и она выше всех остальных препятствий и условий и в этом мы видим чудо. Чудо хануки – это сверхъестественное явление, но мы его в состоянии вызвать сами тогда, когда пожелаем. Горят в желании сблизиться желания людей. Собрание их между собой, вопреки эгоизму, образует фитиль. Возникающее новое чувство поднимает нас на следующий качественный уровень.

Пурим – преобразование всего эгоизма в состояние отдачи и любви
«Все праздники утратят силу – лишь Пурим не отменится никогда». Все не включенное во всеобщее не будет видимо как существующее, как значимое, таким образом мы поднимаемся выше времени, пространства – выше этой земной жизни. Совершенная взаимосвязь всей действительности, восприятие ее производит в человеке изменение несопоставимое с бывшим прежде. Бааль аСулам пишет, что философы могут не согласиться, что человек, ничтожный, по их мнению, является центром всего великого творения. И так они подобны червяку, что появился в редьке, считает, что мир Творца горек, лишен света, мал как эта редька. Но в миг как пробивает кожуру и видит мир снаружи, он поражается и восклицает: "Я-то считал, что все подобно редьке, в которой я родился, но вижу теперь перед собой огромный, светящийся, прекрасный мир!

2016 (5776–5777)
В 2016 году нас ожидают праздничные дни и даты:
Пурим - 21 адара бет (31 марта 2016г.)
Песах - 15 нисана (23 апреля 2016г.)
Шавуот - 6 сивана (12 июня)
Тиша бе-Ав - 10 ава (перенесен с шаббата) (14 августа)
Рош а-Шана - 1 тишрея 5777г. (3 октября)
Йом Кипур - 10 тишрея (12 октября)
Суккот - 15 тишрея (17 октября)
Симхат Тора – 22 тишрея (24 октября)
Ханука - 25 кислева (25 декабря)
Пурим - 14 адара (12 марта 2017г.)