Коллеги как-то спросили, какими фишками можно воспользоваться, чтобы быстро, интересно и эффективно изучить с детьми глагол to be и это вылилось в несколько постов. Посты эти на стене группы найти уже сложно, потому что с тех пор появилось много новых, поэтому решила собрать все вместе и выложить здесь.
Итак, что же делать с этим глаголом to be?
Запомните главное: называйте его как угодно, только не «глагол to be». Детям в начальной школе эти термины ни к чему. А дошкольники так вообще не знают, что такое «глагол». И прекрасно пользуются им при этом.
Сначала вводим местоимения . Однажды коллега показала мне жесты для местоимений и я уже много лет ими пользуюсь с детьми 6-10 лет. Мы встаем и проговариваем местоимения, сопровождая их жестами:
- I — показываем на себя
- You — поворачиваемся и показываем на соседа
- He — руки по швам
- She — показываем руками воображаемую юбочку
- It — берем в руки ручку или карандаш
- We — делаем жест, как будто обнимаем несколько человек сразу
- You — показываем на двух одноклассников или двумя руками перед собой
- They — показываем двумя руками вдаль
Отрабатываем несколько раз в разных вариациях (говорим и показываем вместе, я говорю — дети показывают, я показываю — дети говорят, вразнобой и т.д.)
Когда местоимения дети хорошо запомнили, переходим к самому to be . Детям я говорю, что это наш помощник. (Да, есть всякие грамматические сказки про короля и сыновей, но мне они не нравятся и все тут. А так вариантов много, всегда можно придумать что-то свое.)
C утверждениями разобрались? Переходим к отрицаниям. С отрицаниями самое сложное — разобраться с краткой формой. Выписываем на доске полную форму в два столбика (я всегда разделяю единственное и множественное число), потом стираем часть слова и ставим вместо нее апостроф. Получается очень наглядно. Дриллим, тренируем отрицания устно в разных ситуациях, составляем предложения из карточек, делаем письменные упражнения, ну и описываем что-то с использованием утверждений и отрицаний.
Ну и наконец, добираемся до вопросов. Расскажу чуть подробнее, как можно с ними работать.
🔎 Мы познакомились с конструкцией в учебнике и разметили предложения разными цветами — так дети больше обращают внимание на структуру утверждений, вопросов и отрицаний (тем более, что этот комикс им еще дома перечитывать).
🔎 В парах составляем из карточек утверждения, а потом переделываем их в вопросы.
🔎 Я раздаю карточки с вопросами и дети выкладывают их в столбик: Am I?, Are you?, Is he? и т.д.
Потом я задаю детям вопросы, показывая на предметы в классе или картинки, например Is he your friend?/Is he your brother? и пытаюсь добиться полного ответа Yes, he is my friend./No, he isn’t my brother!, записываю его на доске и потом краткий ответ выделяю вот так: Yes, he is (my friend)./No, he isn’t (my brother)
Собираем краткие ответы Yes, he is./No, he isn’t. в нашу таблицу из карточек на столе. Я продолжаю задавать вопросы и получать ответы устно, дети собирают на столах таблички.
🔎 Дриллим таблицу хором. Вот один из вариантов дрилла: Берем какое-то одно слово, например happy и отрабатываем с ним все вопросы: Am I happy?/Are you happy?/Is he happy? и т.д.
Сначала я задаю все вопросы, а дети хором отвечают (Am I happy? — Yes, you are./No you aren’t), потом можно поделить класс на группы и одна отвечает положительным ответом, другая — отрицательным. Потом можно сделать карточки + и — и показывать группам вразнобой, чтобы они заранее не знали, какой ответ им достанется. Потом делим класс на три группы: одна задает вопрос, другая отвечает положительно, третья — отрицательно. Потом используем карточки +, -, и? и снова одна группа задает вопрос, две другие отвечают. Таблица выучена наизусть. (happy в процессе меняем на другие слова).
🔎 Задаю детям вразнобой вопросы по предметам в классе и картинкам, их задача поднять нужную карточку с кратким ответом. (Are they pencils?/Is she a teacher? и т.д.) Потом то же самое делаем устно. Мою роль задавать вопросы на этом этапе уже может выполнять сильный ученик.
🔎 Делаем два-три письменных упражнения на закрепление, остальное — на работу дома дома.
🔎 На следующем уроке повторим, подриллим и будем обыгрывать в разных ситуативных мини-диалогах. Лучше для этого разделить отдельно Is he?-Is she?, Is it?-Are they?, Are you?-Am I? (ед.число) и Are you?-Are we?-Are they?
Это, конечно, не все, что мы делаем с глаголом to be, а только самое основное и интересное. И ВНИМАНИЕ! для Young Learners все вышеперечисленное — это работа не на один урок, а как минимум три.
А у вас есть интересные «фишечки»? Давайте делиться!
Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Удачи Вам в преподавании английского!
Большинство методических разработок и современных образовательных курсов предлагают вам начать свое знакомство с грамматикой английского языка с глагола to be . В действительности это оправдано не только важным психологическим подтекстом. Ведь to be переводится как “быть”, “существовать”, “находиться” где-либо. Этот глагол является фундаментально важным для аналитических типов языка, так как зачастую представляет из себя связку, которую в русском языке мы не встречаем. Ее можно искусственно смоделировать, но это будет звучать косноязычно и “по-иностранному”. Вот, о чем идет речь:
Я Алиса. Я в Стране чудес.
(привычный строй предложения)
Я являюсь
Алисой. Я нахожусь
в Стране чудес.
(аналитический/ английский строй предложения).
Присутствие глагола to be может сначала немного смущать и путать. Возникает вопрос: когда использовать, а когда не использовать конструкции такого типа. Подсказка: если в русском предложении стоит конкретный глагол, то переводим на английский именно его. Если в русском предложении глагол отсутствует, то в английском языке используется какая-либо форма to be :
Моя кошка спит
на диване. - My cat sleeps
on the sofa.
Моя кошка на диване. - My cat is
on the sofa.
Исключения составляют конструкции, в которых to be выполняет не смысловую или лексическую, а чисто грамматическую функцию, например, такие как Continuous или пассивный залог:
Моя кошка сейчас спит
на диване. - My cat is sleeping
on the sofa at the moment.
Дом построил мой дедушка. (Дом был построен
моим дедушкой). - The house was built
by my grandfather.
Глагол to be может создавать особые комбинации с разными частями речи, выступать полноценным глаголом или входить с состав именного или глагольного сказуемого, выполнять функцию формирования пассивного залога и продленного времени (Continuous). Предлагаем вам подробнее рассмотреть основные функции и грамматические особенности to be .
Формы глагола to be
В отличии от большинства глаголов английского языка to be изменяется по лицам и числам не только в настоящем, но и в прошедшем и будущем времени.
Present
is - единственое число/ He is my boss.
are - множественное число/ We are happy.
am - форма, которая используется только с местоимением I
/ I am not at home.
Past
was - единственное число/ She was in London last week.
were - множественное число/ You were happy with me.
Future
shall be (shall not=shan"t be) - первое лицо (местоимения I/ we
)
will be (will not =won"t be) - второе и третье лицо/ В настоящее время в английском языке форма will постепенно вытесняет форму первого лица shall).
Perfect
has been - единственое число
have been - множественое число и первое лицо (местоимение I)
had been - перфектная форма прошедшего единая для всех
To be является представителем группы сильных глаголов , поэтому может формировать вопросительные и отрицательные предложения без участия вспомогательных глаголов.
Грамматические функции to be
Самостоятельный глагол
Так же как и в русском языке глагол to be
может выступать в роли основного самостоятельного глагола и имеет значение “находиться
” где-либо:
He is
at home.
- Он (находится) дома.
I am
in London.
- Я (нахожусь) в Лондоне.
Глагол-связка, входящий в именное сказуемое.
Именное сказуемое состоит из глагола и любой другой части речи (существительное/ местоимение/ числительное/ прилагательное). Это один из самых распространенных случаев использования to be
(в русском языке глагол почти всегда опускается и имеет значение “быть/ являться
”):
My brother is
7.
- Моему брату 7 лет. (Он является семилетним).
She will be
my new boss.
- Она будет моим новым боссом.
The flowers are
pretty.
- Цветы красивые. (Цветы являются красивыми).
Часть глагольного сказуемого
В данной категории глагол to be
выполняет вспомогательную функцию. Наиболее популярные случаи использования - Continuous (продолженное время) и Passive Voice (пассивный залог). В сегодняшней статье мы мельком расскажем об этих грамматических феноменах, так как каждое из них требует отдельной беседы.
Continuous (Present, Past, Future, Perfect)
В каждом из этих времен используется определенная форма глагола to be
в сочетании со смысловым глаголом (именно он будет звучать в переводе на русский язык).
Схематически глагольная конструкция выглядит как to be+Ving
или have+ been+Ving/ had+been+Ving
в перфекных временах:
My friend was reading
a book, when I called him.
- Мой друг читал книгу, когда я позвонил ему.
I am listening
to you.
- Я тебя слушаю.
He has been living in LA for three years. - Она живет в Лос-Анджелесе уже три года.
Passive Voice (пассивный залог)
Эта грамматическая структура используется в случаях, когда какое-либо действие совершается над предметом.
Глагольная конструкция выглядит следующим образом - to be+V3
(глагол в третьей форме).
На русский язык предложения такого типа можно переводить и в активном залоге. Суть пассивного залога заключена в следующем: прямое дополнение становится подлежащим, например:
Я помыла окна. (Active voice) - I washed the windows.
Окна (дополнение) были помыты мной. (Passive Voive) - The windows were washed
by me.
Желаем вам интересной практики и успехов!
Виктория Теткина
Глагол to be это основа всей английской грамматики. Английский язык начинают изучать именно с этого глагола. Обычно, английские глаголы не спрягаются - одна и та же форма глагола используется во всех лицах. Но глагол to be - исключение из общего правила.
Важнейшая таблица в английском языке - таблица спряжений глагола to be. Показывает как спрягается глагол to be в настоящем и будущем времени. Под таблицей - .
При построение некоторых английских времен так же используется третья форма (она еще называется причастием прошедшего времени) глагола to be - been .
В английском языке нужно отдельно запоминать написание и произношение для каждого слова. Следующая таблица содержит произношение всех форм глагола to be.
Какую форму to be ставить после существительного?
С существительными все проще, чем с местоимениям.
В настоящем времени:
- is
- are
В прошедшем времени:
- Если существительное в единственном числе, то после него ставится was
- Если существительное во множественном числе, то после него ставится were
Как все это быстро запомнить?
Глагол to be используется едва ли не в каждом втором английском предложении. Поэтому, если вы хотите общаться на английском, то нужно обязательно запомнить как спрягается глагол to be. Есть мнемоническая фраза которая поможет легко и быстро запомнить эту информацию:
Я ам балу хотел сказать – «Вы ар ку сломали.». Но побоялся что он ис калечит меня.
В этой фразе, жирным выделены слова из которых можно "вытащить" формы настоящего времени глагола to be :
Для форм прошедшего времени есть своя фраза:
Я – Вас я, а вы – вор .
Думаю вы согласитесь, что такой способ запоминания гораздо приятнее, чем банальная "зубрежка". Есть специальный метод, называемый мнемотехникой , который научит вас самостоятельно придумывать такие фразы. С помощью мнемотехники вы сможете быстро запоминать любую информацию. Но особенно этот метод полезен тем, кто изучает иностранные языки. Потому, что любой иностранный язык, это тысячи новых слов, которые нужно выучить. И с помощью мнемотехники вы сделаете это гораздо быстрее, чем традиционной "зубрежкой". Подробнее о мнемотехнике можно почитать .
Как глагол to be переводится на русский?
Обычно глагол to be и все его формы переводятся на русский язык как быть, являться, находиться . Но при переводе предложений с глаголом to be следует всегда помнить об одной его особенности. Довольно часто бывает ситуации, когда при переводе предложения на русский язык глагол to be просто пропускается.
Например:
Я студент.
В данном случае можно перевести дословно "Я есть студент" и это будет понятно, но обычно по-русски так не говорят.
Сокращения с глаголом to be.
Словосочетания вида "She is", "He is" и т.п. используются в английской речи настолько часто, что в процессе развития языка для них появилась сокращенная форма. Так же, часто сокращается сочетание форм глагола to be с частицей not. Вот список таких сокращений:
Cловосочетание |
Редуцированная форма |
Произношение |
I am | I’m | аим |
You are | You"re | йор |
She is | She’s | шиз |
He is | He’s | хиз |
It is | It’s | итс |
We are | We’re | виэ |
They are | They’re | тфээ |
is not | isn"t | изнт |
are not | aren"t | аант |
were not | weren"t | вээнт |
was not | wasn"t | вэзэнт |
Человеку, впервые изучающему иностранный язык, не позавидуешь. Учащийся мыслит на своем родном языке, неосознанно старается перенести категории, нормы и правила своего языка на иностранный. Поэтому встречающимся с понятием или явлением, отсутствующем в родной речи, даже элементарные вещи кажутся трудными для восприятия.
Часто камнем преткновения становятся глаголы am, is, are английского языка. Необходимо выделить время и разобраться в данном вопросе.
Трехглавый дракон To be
Глагол to be не имеет аналога в русском языке. Дело в том, что глагол скорее указатель лица и числа, нежели самостоятельное значение. To be сохранил отдельные формы единственного и множественного числа для первого и третьего лица в настоящем времени.
Прочие глаголы сохранили лишь окончание -s, являющееся признаком 3-го лица единственного числа, например, She speaks . Тот же глагол в связке с местоимением 1-го и 2-го лица будет отличаться от начальной формы to speak лишь отсутствием частицы to: "I speak" и "You speak". Глаголы am, is, are являются формами to be. Заострить на этом внимание ученика можно изобразив глагол to be в виде дракона, а его головы назвать Am, Is и Are.
Проблемы перевода
Перевод звучит как "есть" или "быть". Самая распространеная ошибка маленьких учащихся - это попытки перевести фразы вида "I am Kristian" как "Я есть Кристиан". Это щекотливый момент для начинающих изучать язык. Стоит сразу исправлять подобные оговорки.
Взаимодействие родного и иностранного языков очень важно для процесса обучения, поэтому перевод всегда должен звучать грамотно и в соответствии с нормами языка. Вообще каждый должен выучить наизусть глаголы am, is, are.
Когда говорят am и is, а когда - are?
Глаголы используются в настоящем времени. Для прошедшего существуют формы was и were, в предложениях с будущим временем используют форму will be и очень редко - shall be. Запомнить правила употребления форм глагола to be можно изучив таблицу, представленную нами ниже.
Как видно из таблицы, формы am, is, was используют для обозначения единственного числа, а are и were - множественного. В современном английском shall и will считаются недостаточными глаголами. Оба глагола употребляются лишь в форме настоящего времени - shall/will, и прошедшего - should/would.
Shall в нынешнем английском языке используется только в британском варианте. В shall сохранил свое модальное значение и употребляется лишь в случаях, когда хотят сказать о неизбежности события. В британском английском shall используется с местоимениями I и we, а will употребляется c местоимениями she, he, it. Внимательно изучите следующую таблицу, в которой представлены случаи употребления глагола shall.
Общепринятые сокращения устной и письменной речи
При употреблении в отрицательных предложениях ко всем формам глагола to be добавляется частица not. Полное написание используется редко, более распространена сокращенная форма записи отрицания:
- I am = I"m, I am not = I"m not;
- he is = he"s, he is not = he"s not или he isn"t;
- she is = she"s, she is not = she"s not или she isn"t;
- it is = it"s, it is not = it"s not или it isn"t;
- we are = we"re, we are not = we"re not или we aren"t;
- you are = you"re, you are not = you"re not или you aren"t;
- they are = they"re, they are not = they"re not или they aren"t;
- I (he, she, it) was not = I (he, she, it) wasn"t;
- we (you, they) were not = we (you, they) weren"t.
В просторечии и для записи используют следующие сокращения форм will и shall:
- will/shall = "ll;
- will not = won"t;
- shall not = shant"t;
- would/should = "d;
- would not = wouldn"t;
- should not = shouldn"t.
Как видно, сокращенная форма для shall в настоящем и прошлом временах совпадает с will, и в речи разница между употреблением форм практически исчезла.
"To be or not to be" - вот в чем вопрос
При чем же здесь знаменитая строчка Шекспира?
Для закрепления правил применения глаголов am, is, are и других на практике стоит потренироваться в составлении утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений.
Наиболее эффективны в плане отработки речевого навыка вопросительные предложения. Тренировать употребление глагола to be необходимо не только в настоящем, но и в прошедшем и будущем временах.
Еще один способ практиковать знания языка - это запоминание небольших стишков и стихотворений. Изучение поэм на иностранном языке позволит не только расширить познания в грамматике, но и увеличить словарный запас.
Варианты употребления глагола to be и его форм в речи
В речи глагол to be может употребляться как главное смысловое сказуемое, так и как связующая или вспомогательная часть составного сказуемого.
Приведем примеры наиболее распространненых способов употребления глагола в речи:
- Глагол to be выступает в роли главного сказуемого, для того чтобы подчеркнуть принадлежность к определенной группе. Например, Sara is a florist (Сара флорист) или Alan is my brother (Алан мой брат). Другими словами, глагол to be не выражает действие, а констатирует состояние объекта и его принадлежность.
- To be играет роль главного слова в составном сказуемом вместе с прилагательными. Например, Jilian is a beautiful young lady (Джилиан красивая молодая девушка) или The TV-show is interesting (Эта телепередача - интересная).
- Глагол является главным сказуемым в высказываниях указания места или географической принадлежности. Например, She is at dinner (Она на ужине) или His flat is in the centre (Его квартира расположена в центре).
- To be выступает сказуемым в сравнительных конструкциях. Например, The light is faster than the sound (Скорость света больше скорости звука).
- Глагол to be может играть вспомогательную роль в "длительных" временах (continuous tenses). Например, Present Continuous: They are sitting on the ground (Они сейчас сидят на площадке); Past Continuous: We were watching the TV-show when she telephoned (Когда она позвонила, мы смотрели телепередачу); Future Continuous: Jilly will be singing tonight (Джили будет петь весь вечер).
- Глагол используется для выражения времен страдательного залога. В таких предложениях to be спрягается в требуемого времени. Смысловой же глагол всегда используется в форме причастия прошедшего времени - Past Participle. Форма всех предложений со страдательным залогом одна: Passive Subject + To Be + Past Participle. Например, Past Perfect: The breakfast had been eaten before she arrived (Завтрак съели до того, как она пришла) или Past Simple: His car was bought in 1995 (Его машина была куплена в 1995 г.).
Глагол to be играет огромную роль в английском языке. Грамотное использование форм глагола необходимо для красивой и правильной речи.
Глагол to be выполняет много функций в английском языке. Он выступает в роли полнозначного глагола, глагола-связки, вспомогательного, а также модального глаголов. Один из самых древних глаголов английского языка, имеющий свои собственные формы с помощью которых строятся утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, отличающиеся от общей системы построения фраз с другими глаголами. На русский язык to be переводится как быть, являться, находиться.
Употребление глагола to be
- to be употребляется с профессиями (with jobs):
- I am a vet. Я ветеринар.
- He is a doctor. Он врач.
- She is a hairdresser. Она парикмахер.
- We are pilots. Мы пилоты.
- They are police officers. Они полицейские.
- to be употребляется с возрастом (with age):
- I am ten. Мне 10 лет.
- He is eleven. Ему 11 лет.
- She is five. Ей 5 лет.
- We are twenty-six. Нам 26 лет.
- They are thirty. Им 30 лет.
- to be употребляется с национальностями (with nationalities):
- I am Russian. Я русский.
- He is Italian. Он итальянец.
- She is French. Она француженка.
- We are American. Мы американцы.
- They are German. Они немцы.
- to be употребляется с прилагательными (with adjectives):
- I am happy. Я счастлив.
- He is tired. Он устал.
- She is thirsty. Она хочет пить.
- It is hungry. Он/Она голоден(на) (о животном).
- We are cold. Мы замерзли.
- You are late. Вы опоздали.
- They are angry. Они злые.
- to be употребляется для обозначения местонахождения человека / предмета.
- The book is on the table. Книги на столе.
- The cap is under the bed. Кепка под кроватью.
- He is at school. Он в школе.
- She is at home. Она дома.
- We are at the cinema. Мы в кино.
- They are at restaurant. Они в ресторане.
Формы глагола to be
To be не похож на все остальные английские глаголы и имеет свои формы спряжения в настоящем и прошедшем временах. Рассмотрим их в виде таблице.
To be in the Present Simple (глагол to be в настоящем времени) |
|
Утвердительные предложения (affirmative sentences) |
I am a teacher. – Я учитель.Нe/She/it is 6 years old. – Ему/Ей 6 лет.
You are a student. – Ты студент. You/We/They are Russian. – Вы русский./Мы русские./Они русские. |
Отрицательные предложения (negative sentences) |
I am not a teacher. – Я не учитель.Нe/She/It is not 6 years old. – Ему/Ей не 6 лет.
You are not a student. – Ты не ученик. You/We/They are not Russian. – Вы не русские./Мы не русские./Они не русские. |
Вопросительные предложения (affirmative sentences) |
Am I late? – Я опоздал?Is he/she/it 6 years old? – Ему/Ей 6 лет?
Are you a student? – Ты ученик? Are you/they Russian? – Вы русские?/ Они русские? Are we late? – Мы опоздали? |
To be in the Past Simple (глагол to be в прошедшем времени) |
|
Утвердительные предложения (affirmative sentences) |
I was in Paris last year. – Я был(а) в Париже в прошлом году.He/She/It was 6 years old yesterday. – Ему/Ей 6 вчера исполнилось 6 лет.
You were late yesterday. – Ты вчера опоздал. You/We/They were at hospital this morning. – Вы/Мы/Они были в больнице этим утром. |
Отрицательные предложения (negative sentences) |
I was not in Paris last year. – Я не был(а) в Париже в прошлом году.He/She/It was not 6 years old yesterday. – Ему/Ей 6 не исполнилось 6 лет вчера.
You were not late yesterday. – Ты вчера не опоздал. You/We/They were not at hospital this morning. – Вы/Мы/Они не были в больнице этим утром. |
Вопросительные предложения (affirmative sentences) |
Was I late yesterday? – Я вчера опоздал?Was he/she/it 6 years old yesterday? – Ему/Ей вчера исполнилось 6 лет?
Were you late yesterday? – Ты вчера опоздал? Were you/we/they at hospital this morning? – Вы/Мы/Они были в больнице этим утром? |
Short answers (Краткие ответы):
Краткие ответы — ответы на вопросы начинающиеся с is/are. Употребляется только yes/no, далее местоимение в именительном падеже и глагольная форма is (isn’t) / are (aren’t). Обратите ваше внимание на то, что в утвердительных ответах не употребляется краткая форма глагола to be. Например, Yes, I am (не Yes, I’m). И наоборот, в отрицательных предложениях мы используем краткую форму глагола to be. Например, No, I’m not (не No, I am not .).
Are you…? Yes, I am./ Yes, we are.
No, I’m not./ No, we aren’t.
Is he/she/it…? Yes, he/she/it is.
No, he/she/it isn’t.
Are they…? Yes, they are.
No, they aren’t.
Long and short forms (полные и краткие формы):
В речи предпочтительнее употреблять краткие формы.
Примечание: В утвердительных предложениях краткая форма образуется путем удаления первой гласной буквы в глаголе to be и превращения ее в апостроф: I am = I’m. В отрицательных предложениях наоборот выпадает гласная буква в слове not: He is not = He isn’t. За исключением формы I am not = I’m not (три согласные подряд и звучат некрасиво и произносятся трудно).
Функции глагола to be:
- В предложении глагол to be выполняет функцию полнозначного глагола, в значении быть , существовать , иметь место, являться .
Например, I think, therefore I am. – Я мыслю, значит, я существую.
Be it as it may. – Будь как будет.
He is in the room. – Он в комнате.
2. Также to be является глаголом-связкой и служит для образования составного именного сказуемого.
Например, He is cold. – Он замерз.
We are teachers. – Мы учителя.
3. В качестве вспомогательного глагола употребляется во временах группы Continuous, в пассивных конструкциях.
Например, I’m writing a letter now. – Я пишу письмо сейчас.
This house was built in 1926. – Дом был построен в 1926 году.
4. В качестве модального глагола to be to в значении долженствования.
Например, The children are to come from school at 2 o’clock. – Дети должны прийти из школы в 2 часа.
They were to buy this car last week. – Они должны были купить эту машину на прошлой недели.