Презентация на тему развитие человека. Презентация на тему "эволюция человека"

Слайд 2

Систематика-раздел биологии, посвященный описанию, обозначению и классификации по группам(таксонам) всех существующих и вымерших организмов, установлению родственных связей между ними.

Карл Линней (1707-1778) Принципы систематики: Бинарная номенклатура (двойное названиевида), например,Homo sapiens Иерархия (соподчиненность), например: империя надцарство царство подцарство и т.д. Основоположник принципов систематики Шведский натуралист, врач

Слайд 3

Пример систематического положения животных

Слайд 4

Вид-совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство

Создал первую систему, но искусственную, т.к. искал сходство организмов, а не родство. Основа – строение тычинок: форма, расположение, размер. Вид постоянен с момента создания.

Слайд 5

Создал цветочные часы

  • Слайд 6

    1.Создал первую систему. 2.Вид- реально существует 3.Бинарная номенклатура 4.Усовершенствовал ботанический язык 5.Описал около 1200 родов и более 8000 видов растений. Дал им названия 1.Искусственная система, т.к. искал признаки сходства, а не родства. 2.Метафизические Взгляды 3.Вид – стабилен (неизменен)

    Слайд 7

    Жан Батист Ламарк(Жан-Батист-Пьер-Антуан де Моне, шевалье де ла Марк)(1744-1829)

    Основной труд: «Философия зоологии» Французский естествоиспытатель

    Слайд 8

    Вид изменчив, но нереален абстрактен. полоз угорь «Вид понятие условное. Природа – непрерывная цепь меняющихся индивидуумов. Одни виды переходят в другие.»

    Слайд 9

    1.Рассматривал эволюцию видов во времени все меняется. 2.Создал определительные таблицы

    Слайд 10

    3.Приспособленность – возникает под прямым воздействием условий внешней среды (Упражнение и неупражнение органов). окапи жираф

    Слайд 11

    4. Ставит вопрос о факторах и движущих силах эволюции (Это стремление всего живого к совершенствованию) 5.Открыл два закона: об изменчивости и наследственности. Закон изменчивости: все меняется под действием лишь одной движущей силы: условий внешней среды. Закон наследственности: индивидуальные изменения, если они повторяются в ряде поколений, передаются по наследству и становятся признаками вида.

    Слайд 12

    6.Постепенное повышение организации живых существ в процессе эволюции Ламарк назвал градацией (восхождение).

    Слайд 13

    (+) (-) 1.Создал первую целостную теорию происхождения видов 2.Первым применил термин «родство» для обозначения единства происхождения живых систем 3.Вид изменчив. Развитие проис- ходит от простого к сложному. 4.Открыл два закона об изменчи- вости и наследственности. 5.Впервые поставил вопрос о факторах эволюции. 1.Вид реально не существует. 2.Неверно определил движущие силы эволюции. (стремление живого к совершенст- вованию) 3.Передаются все приобретенные признаки. 4.Обязательное появление только полезных изменений и их наследование Доказательства эволюционной теории были недостаточны, и она не была принята.

    Слайд 14

    Чарлз Дарвин Книга: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859г.)- разработка эволюционной теории Книга: «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания» (1868г.) – изложена первая научная основа селекции Книга: «Происхождение человека и половой отбор» - изложена гипотеза происхождения человека (1871 г.)

    Посмотреть все слайды

    Класс: 9

    Презентация к уроку




















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока:

    1. Распределить факторы антропогенеза на биологические и социальные.
    2. Охарактеризовать этапы и факторы становления человека.

    Задачи урока:

    1. Составление характеристики основных этапов эволюции человека.
    2. Освоение приемов описания внешнего строения предков человека.
    3. Выявление причинно-следственных связей в процессе эволюции человека.
    4. Сравнение особенностей внешнего строения архантропов, палеоантропов и неоантропов.

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Технологическая карта проектируемого урока:

    Предмет Биология Класс - 9
    Тема урока «Эволюция человека»
    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные Метапредметные Личностные

    Охарактеризовать каждый этап эволюции человека.

    Выявить основные признаки для сравнения различных этапов эволюции человека.

    Сравнить скелет обезьяны и человека и установить сходства и различия.

    Доказать факт наличия эволюции человека.

    Доказать факт наличия эволюции человека разумного.

    Установить связь между последовательностью этапов эволюции человека.

    Определить местоположение человека в системе живой природы.

    Доказать действие эволюционных факторов на человека

    Понимание единства происхождения всех людей и ценности жизни каждого человека

    Решаемые учебные проблемы

    Установление этапов эволюции человека и его родства с современными обезьянами.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Дриопитеки
    Понгиды
    Гоминиды
    Рамапитек
    Австралопитек
    Человек умелый
    Человек прямоходящий
    Неандерталец
    Кроманьонец
    Человек разумный

    Вид, используемых на уроке информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

    1. Фрагменты фильма «Тайны происхождения человека» (http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM)

    Методическое назначение средств ИКТ

    Изучение нового материала

    Аппаратное и программное обеспечение

    Компьютер и проектор. PowerPoint

    Образовательные интернет-ресурсы

    http://www.macroevolution.narod.ru/human.htm
    http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM
    http://www.medbiol.ru/medbiol/antrop/000191f3.htm#00052fde.htm
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/filin/05.php

    Организационная структура урока

    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


    Гипотезы происхождения человека

    Длительность этапа

    Методы обучения

    Словесный
    Наглядный

    Демонстрация фрагментов фильма «Тайны происхождения человека»

    Общеклассная форма - лекция

    Учитель излагает материал и наглядно демонстрирует фрагменты лекции

    Деятельность учителя

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Постановка основных проблем урока перед детьми.

    Выделение цели урока на основе вводного слова учителя

    Обсуждение проблемы урока

    Формулировка темы урока.

    Постановка учебной цели и задач учащимися

    Элементы лекции с демонстрацией фрагментов фильма «Тайны происхождения человека» об археологических находках

    Понимание материалов, представленных в фильме

    Обсуждение фильма

    Выделение методов определения возраста археологических находок в процессе просмотра фильма

    Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

    Формирование конкретного образовательного результата

    Решение основных проблем, поставленных на первом этапе урока.
    Характеристика основных этапов эволюции человека

    Длительность этапа

    Основной вид учебной деятельности

    Методы обучения

    Словесный
    Наглядный

    Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

    Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

    Форма организации деятельности учащихся

    Общеклассная форма - лекция

    Функции и роль учителя на данном этапе

    Учитель излагает материал на основе презентации «Эволюция человека»

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Чтение лекции «Характеристика основных этапов эволюции человека» с использованием презентации PowerPoint «Эволюция человека»

    Особенности строения, характерные для человека на разных этапах его эволюции.

    Выбор критериев для сравнения этапов эволюции человека на основании характеристик, данных в процессе лекции учителя.

    Участие в коллективном обсуждении выделенных самостоятельно критериев для сравнения этапов эволюции человека

    Планирование работы в малых группах на основании выбранных критериев для сравнения этапов эволюции человека

    Этап 3. Проверка полученных результатов. Коррекция.

    Длительность этапа

    Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

    Работа в группах (описание этапов эволюции человека по выбранным критериям) и индивидуально (тестирование по изученной теме) по вопросам решаемых проблем урока.

    Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

    Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

    Методы контроля

    1. Письменный ответ
    2. Самоконтроль пройденного теста

    Способы коррекции

    Форма организации деятельности учащихся

    Индивидуальные формы работы в классе – работа с литературой
    Групповые формы обучения – групповая работа на уроке

    Функции и роль учителя на данном этапе

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Слежение за этапами выполнения работы группами

    Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий.

    Установление причинно-следственных связей эволюции человека и культуры.

    Подготовка письменного ответа малыми группами.

    Обсуждение результатов теста

    На основании пройденных тестов и составленных описаний этапов эволюции человека по выбранным критериям, осознание качества и уровня усвоенности материала урока

    Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

    Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам

    Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

    Принятия факта происхождения человека от животных, понимание единства происхождения людей всех рас и ценности жизни каждого человека

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Подведение итогов урока.
    Формулирование домашнего задания:

    1. УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса (Эволюция человека, стр. 12-17)
    2. Подготовка докладов в малых группах по предложенным темам

    Доказательство человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

    Разрешение конфликта «Происхождение человека от животных

    Планирование выполнения домашнего задания.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    I.Предшественники человека- австралопитековые. IV.Ископаемые люди современного анатомического типа- неонтропы(кроманьонцы) III.Древнейшие люди- палеоантропы (неандертальцы). II.Древнейшие люди- прогрессивные австралопитеки, архантропы(питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек и др.

    Cлайд 3

    ДРИОПИТЕК ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ значительно мельче человека (рост около 110 см); вел преимущественно древесный образ жизни; вероятно, манипулировал предметами; - орудия труда отсутствуют Жил приблизительно 25 млн лет назад

    Cлайд 4

    АВСТРАЛОПИТЕК ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ - рост 150-155 см, вес до 70 кг; объем черепа- 600 см3 вероятно, использовал предметы в качестве орудия для добычи пищи и защиты; челюсти массивнее, чем у человека; сильно развитые надбровные дуги; совместная охота, стадный образ жизни; -часто доедали остатками добычи хищников. Жил приблизительно 9 млн лет назад

    Cлайд 5

    ПИТЕКАНТРОП ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ рост 165-170 см; объем головного мозга 1100см 3 постоянное прямохождение; формирование речи; овладение огнем Жил приблизительно 1 млн лет назад

    Cлайд 6

    СИНАНТРОП ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ - рост около 150 см; прямохождение; изготовление примитивных каменных орудий труда; поддержание огня; общественный образ жизни; -каннибализм. Жил, вероятно, 1-2 млн лет назад

    Cлайд 7

    НЕАНДЕРТАЛЕЦ БИОЛОГИЧЕСКИЕ: - рост 165-170 см; объем черепа- 1200-1400 см3 нижние конечности короче, чем у современных людей; бедренная кость более сильно изогнута; низкий скошенный лоб; -сильно развиты надбровные дуги. Жил 200-500 тыс. лет назад Характерные признаки

    Cлайд 8

    СОЦИАЛЬНЫЕ: -жили группами; -использовали огонь; -изготовляли разнообразные орудия труда; -строили очаги и жилища; -осуществляли захоронения; -речь, более совершенная, чем у питекантропа; -возникновение первых религиозных представлений; -умелые охотники.

    Cлайд 9

    КРОМАНЬОНЕЦ БИОЛОГИЧЕСКИЕ: - рост до 180 см; объем черепа около 1600 см3 отсутствует сплошной надглазничный валик; плотное телосложение; развитая мускулатура. Жил 30-40 тыс. лет назад Характерные признаки

    Cлайд 10

    СОЦИАЛЬНЫЕ: - жили в родовой общине; -строил поселения; -изготовлял сложные орудия труда из кости и камня; -умел шлифовать, сверлить; -сознательно захоранивал умерших собратьев; -появляются зачаточные религиозные представления; -развитая членораздельная речь;

    Cлайд 11

    СОЦИАЛЬНЫЕ: -носил одежду из шкур; -целенаправленная передача опыта потомкам; -жертвовал собой во имя племени или семьи; -бережно относился к старикам; -возникновение искусства; -приручение животных; -первые шаги земледелия.

    Слайд 1

    Эволюция человека. Выполнила: Муравьева Р-11-9-к

    Слайд 2

    Определить территорию происхождения на разных этапах развития. Выяснить различия в строении и поведении человека на каждом этапе развития. Научиться выбирать главное из большого количества информации.

    Слайд 3

    Эволюция человека.

    Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн. лет назад. Широко распространённое во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян-дриопитеков дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгида-гориллы и шимпанзе-живут и сегодня, к гоминидам в наше время относятся один-единственный вид-Человек разумный.

    Слайд 4

    Рамапитек.

    Появился на нашей планете 14 млн. лет назад. Относится к семейству гоминид. Обитал на территории современной Индии, Восточной Европы, России. Коренные зубы рамапитека были широкими и плоскими. Питался растительной пищей.

    Слайд 5

    Австралопитек.

    Появился на нашей планете около 1 млн. лет назад. Обитал на территории Южной и Восточной Африки. Рост около 120-130 см. Масса около 25-45 кг. Объём мозга в среднем 530 см3.

    Слайд 6

    Человек умелый.

    Объём мозга от 650 до 1100см3. Ходил на двух ногах. Использовал каменные орудие труда.

    Слайд 7

    Человек прямоходящий.

    Появился на нашей планете от 1 млн. до 300 тыс. лет тому назад. Обитал в Азии, Европе, Африке. Является представителем рода человека. Рост 160 см. Объём мозга до 1100 см3. Он имел: низкий лоб, мощные над бровные дуги, массивная и тяжёлую челюсть. Охотился, изготавливал примитивные орудия, пользовался огнём, изготавливал жилища. Жили группами.


    Происхождение человека. Одна из интереснейших и сложнейших тем, изучаемых в курсе общей биологии, – происхождение человека. Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? В прошлом веке в европейской культуре существовало два ответа: один дан в Библии, другой – в теории Чарльза Дарвина. Поэтому именно этот вопрос – создан ли человек Богом или произошел от обезьяны – привлек внимание широкой публики.


    Происхождение человека. Чарльз Дарвин не отрицал существования Бога, однако считал, что Бог создал лишь начальные виды, остальные же возникли под действием естественного отбора. Альфред Уоллес, который пришел к открытию принципа естественного отбора почти одновременно с Дарвином, в отличие от последнего утверждал, что между человеком и животными существует резкая грань в отношении психической деятельности. Он пришел к выводу, что мозг человека не может рассматриваться как результат естественного отбора. Человек – это животное, интересующееся своим происхождением. Интерес к собственному происхождению свойствен человеку с глубокой древности. Чем дольше ученые изучают палеонтологическую летопись, тем яснее вырисовывается картина превращения обезьяны в человека.


    Происхождение человека. По пути гоминизации шли многие виды приматов, и Homo sapiens в момент своего появления был просто представителем одной из нескольких конкурирующих линий. То, что именно он достигнет успеха на арене эволюции, не было предопределено. Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете. Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал более совершенные каменные орудия, найденные палеонтологами. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.










    Питекантроп. Питекантроп (обезьяночеловек) – был найден в 1891 году на острове Ява. Питекантроп был значительно крупнее австралопитека: он имел рост не менее 170 см., объём мозга куб. см. Таким образом, питекантропа можно считать переходным звеном от обезьяны к человеку. Он жил на земле 500 – 800 тысяч лет тому назад.








    Неандерталец. Неандерталец, назван так в честь долины Неандерталь (Германия), где в 1856 г. были впервые найдены останки этих людей. Они жили группами по 50 – 100 человек в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры, делали примитивные орудия, раскрашивали тело узорами, имели религиозные представления и похоронные ритуалы. Орудия труда неандертальцев более совершеннее и имели некоторую специализацию. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены.


    Современный тип людей. Возникновение людей современного физического типа произошло около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено несколько скелетов ископаемых людей современного типа, их назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом особенностей: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ, строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.


    Кроманьонец. Человек разумный- кроманьонец, назван так по месту первой находки (пещера Кроманьон во Франции). Это были крупные люди – высотой до 180 см, с объёмом черепа до 1600 куб.см. Жили они примерно от до лет тому назад, по внешнему виду заметно отличались от неандертальцев. Они изготовляли орудия из камня, кости и рога, в том числе и составные орудия, что свидетельствует о значительном прогрессе в этой области.




    Систематическое положение человека. Империя - Клеточные Надцарство – Ядерные (Eucaryota) Царство – Животные (Animalia) Подцарство – Многоклеточные (Metazoa) Тип – Хордовые (Chordata) Подтип – Позвоночные (Vertebrata) Класс – Млекопитающие (Mammalia) Надотряд – Плацентарные (Placentabia) Отряд – Приматы (Primates) Подотряд – Узконосые обезьяны (Catarhina) Семейство – Люди (Hominidae) Надсемейство – Гоминоиды (Hominoidea) Род – Человек (Homo) Вид – Человек разумный (Homo sapiens)


    Доказательства животного происхождения человека: Сравнительно-анатомические – единый план строения тел человека и животного, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Физиологические – сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных. Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития человека и животных. Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ. Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды человека и животных. Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.


    Ученые о человеке Гераклит – организмы развиваются по законам природы. Аристотель – сравнивал и изучал развитие органов, ввел понятие «организм». Гиппократ – изучал влияние природных факторов на здоровье людей. Клавдий Гален – сравнивал строение органов человека и животных. Леонардо да Винчи – изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека. Андреас Везалий – точно описал внутренние органы человеческого тела и скелет. Уильям Гарвей – открыл два круга кровообращения.


    Ученые о человеке. Рене Декарт – открыл рефлекс. Сеченов И.М., Павлов И.П. –развили учение о рефлексе. Пирогов Н.И. –Основоположник военнополевой хирургии. Луи Пастер – развитие науки об иммунитете, разработал метод предупредительных прививок. Мечников И. И. – основоположник фагоцитарной теории иммунитета.Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке органов.
    Науки о человеке: Анатомия: изучает строение организма, его органов, тканей, клеток. Физиология – наука изучающая функции целостного организма, отдельных органов и их систем. Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Гигиена – наука, изучающая условия для сохранения здоровья человека, правильную организацию его быта, труда и отдыха.


    Заключение. В эволюции человека важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам, но и социальным (речь, трудовая деятельность и общественное поведение). Особенности человека, обусловленные социальными факторами передаются в процессе воспитания и обучения. В дальнейшем социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Так как, человек существо биологическое и социальное- это определяет его особое положение.




    Использованные ресурсы: Дубровский Е.В.Мир вокруг нас.М., Политиздат,1979. Ишкина И.Ф.Биология 8 кл.Поурочное планирование,Волгоград,2003. Кулев А.В.Общая биология, Метод.пособие, С- Петербург «Паритет»,2002. Мухамеджанов И.Н., Тесты кл.,Москва «ВАКО»,2006. Сонин Н.И., Человек,8 кл., Дрофа,Москва,2004. Чайка Т.И., Биология,10 кл., Поурочные планы, Волгоград:Учитель,