Презентация вагоностроительный завод изделие пассажирский вагон. Букса колесной пары

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по технологии по теме: «Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка) – 4 класс

Тема урока: « Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка)»

Класс: 4 «А»

Учитель: Романова С.А.

Цель: Формирование способности учащихся к новому действию: формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов :

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  2. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  2. создать условия для формирования умения определять и отбирать материал для создания «Ходовой части (тележки)».

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, шаблоны для колесиков, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.

Материалы для учителя: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, технологическая карта урока, шаблон для изготовления тележки, поделка «Ходовая часть тележки», презентация

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок технологии проведу у вас я, зовут меня Светлана Анатольевна. Сначала присядут девочки, затем присядут мальчики.

Проверьте ребята все ли у вас готово к уроку и можем ли мы начинать?! У вас на столах должны лежать: ножницы, линейка, цветная бумага, цветной картон, клей, карандаш.

Давайте вспомним с вами правила техники безопасности при работе с ножницами :

  • Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  • При работе внимательно следите за направлением резания.
  • Не держите ножницы лезвием вверх.
  • Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  • Не режьте ножницами на ходу.
  • Не подходите к товарищу во время работы.
  • Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.

Называют правила техники безопасности при работе с ножницами.

Личностные:

Развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося.

2.Самоопределение к деятельности.

Вы любите загадки?

Я хочу вам загадать загадку, а вы ее отгадайте, и с помощью отгадки вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.

«Бежит конь вороной,
Много тащит за собой» (поезд)

Сядьте удобней и приготовьтесь меня внимательно слушать. Сейчас я расскажу вам историю возникновения железной дороги.
«Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Сначала дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а затем ее продлили до Павловска. Бурное строительство железных дорог в России началось только во второй половине ХIХ века. Сам же день железнодорожника был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Так, за годы войны было перевезено около 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Самой длинной железной дорогой в мире является Транссибирская железнодорожная магистраль.

Ребята, все мы любим путешествовать и мечтаем побывать в каких-то городах. Кто из вас в какой город мечтает совершить путешествие? А в какой город мы с вами отправимся на самом деле, вы узнаете чуть позже. А на каком транспорте хотели бы путешествовать?

Отвечают на вопрос учителя.

(Паровоз, поезд)

Слушают учителя.

Предлагают свои варианты, объясняют почему.

Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

Познавательные: выделение и формулирование цели.

3. Актуализация знаний учащихся

Россия – самая большая страна в мире. Основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния является железнодорожный транспорт. Железные дороги охватывают всю территорию нашей страны.

(презентация, слайд 1).

В Ростовской области тоже имеется множество железнодорожных путей (презентация, слайд 2).

И сейчас мы с вами отправимся в г. Новочеркасск (презентация, слайд 3). А все потому, что я хочу вам показать «Новочеркасский электровозостроительный завод» (презентация, слайд 4, 5).

Внимательно слушают учителя.

Обращают свое внимание на показ слайдов.

Познавательные:

формирование навыков работы с информацией

Личностные:

направленность на процесс познания

4. Постановка учебных задач.

Катались ли вы на поезде, железной дороге в Ростове, где дети выполняют какое либо дело (пассажиры, проводники, машинисты и т.д)?

Обратите внимание на экран, какие были раньше поезда, а какие сейчас (презентация, слайд 6-16) .

Откройте учебник на странице 11. В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские и грузовые (далее по учебнику).

Переворачивайте листок на страницу 12-13, давайте рассмотрим основные элементы конструкции вагонов.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Смотрят презентацию

Открывают учебники, рассматривают основные конструкции вагонов.

Ходовая часть (тележка), кузов, рама кузова.

Регулятивные:

Личностные:

развитие учебно-познавательного интереса

5. Работа по теме урока

Сегодня мы с вами будем делать ходовую часть тележки. Вот посмотрите, что получилось у меня (показываю образец) .

Положите листок цветной бумаги вертикально, сложите пополам, отрежьте по линии сгиба. Одну половину расположите горизонтально. С каждой точки в двух направления отмерить 50 мм (5см), измеряем от 0.Соединяем точки, чтобы сделать объемную тележку, нужно сделать надрезы. В этом вам помогут страницы учебника стр. 13.

Выполнение подделки с опорой на образец учителя и на страницах учебника.

Регулятивные:

понимание и принятие учебных задач.

6. Рефлексия

Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на них вы напишите впечатления о проведенном уроке, а можете даже написать пожелания для меня. А затем, все ваши мнения мы соберем в волшебный мешок.

Спасибо большое за проведенный урок, мне было безумно приятно работать с вами. До новых встреч, до свидания.

Дети пишут свои впечатления и пожелания, и бросают в мешок.

Личностные:

умение выражать свои мысли.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по технологии по теме: «Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка) – 4 класс

Тема урока: « Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка)»

Класс: 4 «А»

Учитель: Романова С.А.

Цель: Формирование способности учащихся к новому действию: формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов :

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

    приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

    создать условия для формирования умения определять и отбирать материал для создания «Ходовой части (тележки)».

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, шаблоны для колесиков, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.

Материалы для учителя: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, технологическая карта урока, шаблон для изготовления тележки, поделка «Ходовая часть тележки», презентация

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок технологии проведу у вас я, зовут меня Светлана Анатольевна. Сначала присядут девочки, затем присядут мальчики.

Проверьте ребята все ли у вас готово к уроку и можем ли мы начинать?! У вас на столах должны лежать: ножницы, линейка, цветная бумага, цветной картон, клей, карандаш.

Давайте вспомним с вами правила техники безопасности при работе с ножницами :

    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

    При работе внимательно следите за направлением резания.

    Не держите ножницы лезвием вверх.

    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

    Не режьте ножницами на ходу.

    Не подходите к товарищу во время работы.

    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.

Называют правила техники безопасности при работе с ножницами.

Личностные:

Развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося.

2.Самоопределение к деятельности.

Вы любите загадки?

Я хочу вам загадать загадку, а вы ее отгадайте, и с помощью отгадки вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.

«Бежит конь вороной,
Много тащит за собой» (поезд)

Сядьте удобней и приготовьтесь меня внимательно слушать. Сейчас я расскажу вам историю возникновения железной дороги.
«Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Сначала дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а затем ее продлили до Павловска. Бурное строительство железных дорог в России началось только во второй половине ХIХ века. Сам же день железнодорожника был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Так, за годы войны было перевезено около 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Самой длинной железной дорогой в мире является Транссибирская железнодорожная магистраль.

Ребята, все мы любим путешествовать и мечтаем побывать в каких-то городах. Кто из вас в какой город мечтает совершить путешествие? А в какой город мы с вами отправимся на самом деле, вы узнаете чуть позже. А на каком транспорте хотели бы путешествовать?

Отвечают на вопрос учителя.

(Паровоз, поезд)

Слушают учителя.

Предлагают свои варианты, объясняют почему.

Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

Познавательные: выделение и формулирование цели.

3. Актуализация знаний учащихся

Россия – самая большая страна в мире. Основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния является железнодорожный транспорт. Железные дороги охватывают всю территорию нашей страны.

(презентация, слайд 1).

В Ростовской области тоже имеется множество железнодорожных путей (презентация, слайд 2).

И сейчас мы с вами отправимся в г. Новочеркасск (презентация, слайд 3). А все потому, что я хочу вам показать «Новочеркасский электровозостроительный завод» (презентация, слайд 4, 5).

Внимательно слушают учителя.

Обращают свое внимание на показ слайдов.

Познавательные:

формирование навыков работы с информацией

Личностные:

направленность на процесс познания

4. Постановка учебных задач.

Катались ли вы на поезде, железной дороге в Ростове, где дети выполняют какое либо дело (пассажиры, проводники, машинисты и т.д)?

Обратите внимание на экран, какие были раньше поезда, а какие сейчас (презентация, слайд 6-16) .

Откройте учебник на странице 11. В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские и грузовые (далее по учебнику).

Переворачивайте листок на страницу 12-13, давайте рассмотрим основные элементы конструкции вагонов.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Смотрят презентацию

Открывают учебники, рассматривают основные конструкции вагонов.

Ходовая часть (тележка), кузов, рама кузова.

Регулятивные:

Личностные:

развитие учебно-познавательного интереса

5. Работа по теме урока

Сегодня мы с вами будем делать ходовую часть тележки. Вот посмотрите, что получилось у меня (показываю образец) .

Положите листок цветной бумаги вертикально, сложите пополам, отрежьте по линии сгиба. Одну половину расположите горизонтально. С каждой точки в двух направления отмерить 50 мм (5см), измеряем от 0.Соединяем точки, чтобы сделать объемную тележку, нужно сделать надрезы. В этом вам помогут страницы учебника стр. 13.

Выполнение подделки с опорой на образец учителя и на страницах учебника.

Регулятивные:

понимание и принятие учебных задач.

6. Рефлексия

Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на них вы напишите впечатления о проведенном уроке, а можете даже написать пожелания для меня. А затем, все ваши мнения мы соберем в волшебный мешок.

Спасибо большое за проведенный урок, мне было безумно приятно работать с вами. До новых встреч, до свидания.

Дети пишут свои впечатления и пожелания, и бросают в мешок.

Личностные:

умение выражать свои мысли.

Тема урока: Вагоностроительный завод

Класс: 4 "А"

Цель: Сформировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов ; ввести правила составления пассажирского и товарного поезда; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

    Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией ;

    Развивать чувство формы, цвета, ритма;

    Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в развитие своих творческих способностей.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

    Развивать основу мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; склонност и к инициативному самовыражению;

    Осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

    Формирование уважительного отношения к иному мнению;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    Развитие навыков, сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Материалы для учителя: картон, карандаш, ножницы, клей, презентация.

Технологическая карта урока

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Здравствуйте, меня зовут Виктория Викторовна, и урок технологии сегодня проведу у вас я.

1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Здравствуйте!

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

1. Объявляет тему урока

(Звук приближающего поезда)

Ребята, что вы слышите?

А для чего нам нужен железнодорожный транспорт?

О чём пойдёт речь на уроке?

Хорошо!

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Вагоны производят на вагоностроительных заводах. Самые крупные вагоностроительные заводы находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Тихвине, Новокузнецке.

Кто уже ездил на поездах?

Какие правила поведения в поезде вы знаете?

Тамбур - проходное пространство между дверями; место для курения

Молодцы!

1. Знакомятся с темой урока

Как приближается поезд.

Для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния.

О железнодорожном транспорте.

Дети дают свои ответы

Запрещается:

1. Находиться на верхней полке более одного человека;

2. Выходить в тамбур, а также из вагона на станциях;

3. Высовываться из окна и выбрасывать из него предметы, продукты питания, мусор;

4. Играть в подвижные игры.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3.

Этап открытия нового знания

1. Проводит беседу с детьми по теме урока.

А теперь, давайте познакомимся с историей развития железной дороги.

Первую грузовую железную дорогу в России построили отец и сын Черепановы на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1834 году. По ней перевозили руду. Первую пассажирскую железную дорогу, соединившую Санкт-Петербург с Царским Селом, открыли в 1837 году.

В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские (для проезда людей) и грузовые (для перевозки различных материалов и изделий). Пассажирские вагоны бывают сидячие и спальные; также есть вагоны-рестораны, почтово-багажные вагоны. Среди грузовых вагонов есть платформы, цистерны, крытые вагоны рефрижераторы, хопперы-дозаторы, специальные вагоны (для перевозки легковых автомобилей, леса, скота).

Ребята, давайте вспомним, кто же построил первую железную дорогу?

Какие бывают виды вагонов?

1. Ведут беседу с учителем по теме урока.

Слушают учителя

Отец и сын Черепановы

Пассажирские и грузовые

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы отправляемся домой.

Настроение у вас хорошее?

Да

5. Этап самостоятельной работы

Ребят, я предлагаю вам сделать вагон, а потом, мы их все соединим друг с другом и у нас получится один большой поезд.

Какие материалы и инструменты вам понадобятся при работе?

Давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

(Учащиеся сами называют правила ТБ)

Ребята, обратите внимание на алгоритм выполнения работы:

Первым делом, вы должны согнуть все стороны шаблона. Можно даже провести по стороне линейкой.

Затем, аккуратно мажем клеем все стороны и склеиваем детали вагона и боковых сторон, прижимая хорошенько их.

И в заключении, таким же способом приклеиваем крышу и колёса. Обратите внимание, что на каждом вагоне по 8 колёс.

Как только вы склеите все детали, вы можете украсить свой вагон. А именно, наклеив окна, двери, людей и т.д.

Но, ребят, не забываем о том, что в конце урока я буду оценивать ваши работы за аккуратность, креативность (как вы украсили свой вагон).

А сейчас приступаем к работе.

Следите за порядком на столе, экономьте бумагу, не забывайте технику безопасности.

1. Слушают учителя, повторяют ТБ.

2. Запоминают алгоритм выполнения работы.

3. Готовятся к выполнению работы.

Картон, карандаш, ножницы, клей, линейка.

    Работай ножницами только на своё рабочем месте.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперёд.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу

    клеем пользуемся только по назначению;

    Когда клеем не работаем, он должен быть закрыт;

    После работы моем кисточку и руки.

(выполняют работу)

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее время;

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: формирование понятий данной темы: вставка, заливка, увеличение, уменьшение рисунка; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

2. Обобщение.

3. Уборка рабочего места.

Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание одного большое поезда.

Что нового узнали?

Давайте посмотрим, насколько он вам запомнился. Если всё было понятно, то поднимите руки вверх домиком. Если были затруднения и ваше настроение от этого стало хуже, то задержите руки перед собой на уровне груди. Если же совсем было не интересно, то положите руки на парту.

Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать.

1. Выставка работ и их обсуждение.

2. Обобщение.

3. Уборка рабочего места.

Дают ответы

(Прощаются с учителем)

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Разработал:
к.т.н., доцент кафедры «ЛКРиПС»
Желдак К.В.

Литература

Технические средства железных дорог. Е.П.
Гундорова, М. «Маршрут», 2003г.
Стр. 54.
Конструкция тележек грузовых и пассажирских
вагонов. Иллюстрированное учебное пособие/
Быков Б.В., М. «Маршрут», 2004г.
Подвижной состав и тяга поездов. Учебник для
ВУЗов / под ред. В.В. Деева и Н.А. Фуфрянского,
М. «Транспорт», 1979г.
Стр. 137-143.

Вопросы к рассмотрению

Общие сведения ходовых частях вагонов;
Конструкция 2-хосной тележки (модели 18-100)
грузового вагона;
Особенности конструкции 4-хосной тележки
грузового вагона;
Особенности конструкции 3-хосной тележки
грузового вагона;
Перспективы развития 2-хосных тележек грузового
вагона
Особенности конструкции тележек пассажирских
вагонов.

Ходовые части вагонов (тележки)

Тележки служат для обеспечения направления
движения вагона по рельсовому пути,
распределения и передачи всех нагрузок на путь,
образования тормозных сил, обеспечения
необходимой плавности хода и плавного
вписывания при прохождении вагоном кривых.

Влияние базы тележки на прохождение кривых участков пути

Рисунок. Расположение колесных пар в кривой
при жестком закреплении их в раме (а) и при
поперечном разбеге (б)
Какой из экипажей плавнее проходит
кривую и почему?
5

Устройство тележки грузового вагона

Боковина рамы тележки
Надрессорная балка
Рессорный комплект
Колесные пары с буксами
Рычажно-тормозная передача

Тележка ЦНИИ-Х-3 (модель 18-100)

1-колесная пара; 2-боковина рамы; 3-фрикционный клин; 4-букса;
5-шкворень; 6-надрессорная балка; 7-пружинный комплект;
8-тормозная рычажная передача; 9-боковой скользун.

Тележка модели 18-100 (ЦНИИ-Х-3)

Параметры тележки модели 18-100

Число осей
2
Масса, т
4,8
База, мм
1850
Конструктивная скорость, км/ч
120
Расстояние от уровня головок рельсов до
опорной поверхности подпятника, м
0,806
Тип рессорного подвешивания
Одинарное
центральное
Осевая нагрузка, кН (тс)
230 (23,5)
Гибкость рессорного подвешивания, м/МН
0,125
Статический прогиб от массы брутто, мм
48

Боковина рамы тележки литая

Рессорное подвешивание

Боковина рамы тележки литая

Буксы и колесные пары
Колесные пары направляют движение
вагона по рельсовому пути, воспринимают
статические и динамические нагрузки,
возникающие между рельсом и колесом,
реализуют силу торможения.
Они являются наиболее ответственными
элементами экипажа, обеспечивающими
безопасность движения.

Надрессорная балка

Устройство колесной пары
вагона
Рисунок 1 - 1 - ось; 2 - колесо; 3 - шейка; 4 - предподступичая
часть; 5 - подступичная часть; 6 - средняя часть; 7 - резьбовая
часть; 8 – галтель.

Рессорное подвешивание

Ось колесной пары

Буксы и колесные пары

Ось колесной пары
Диаметры шеек 3, (рис. 1), подступичной 5 и средней 6 частей оси
определяют исходя из расчётной нагрузки. Предподступичная
часть 4 является ступенью перехода от шейки к подступичной
части оси и служит для установки уплотняющих устройств корпуса
буксы. На nодступичных частях 5 прочно закрепляются колёса 2.
На шейках 3 размещаются подшипники. Для предотвращения
образования трещин (устранения концентратора напряжений) в
месте перехода от одного диаметра к другому имеется галтель
(скругление).
В вагонных осях с креплением подшипников качения при помощи
шайбы в торцах осей делаются отверстия с нарезкой. Такое
крепление может быть выполнено в двух вариантах: при помощи
трех или четырех болтов. В центре торцов всех типов вагонных
осей сделаны отверстия для установки и закрепления оси или
сформированной колесной пары при обработке на станках.

Устройство колесной пары вагона

Колесо вагона
Рисунок 2. Половина поперечного сечения
колеса вагона.
1 – гребень (реборда); 2 – поверхность
катания; 3 – обод; 4 – диск; 5 – ступица.

Ось колесной пары

Колесо вагона
Колесо вагона – катанное, так как его изготовляют из
круглой заготовки, раскатывая ее специальными
профильными катками для придания колесу особой формы
способствующей восприятию больших динамических
нагрузок во время движения. Колесо вагона безбандажной
конструкции – цельное.
В колесе вагона (рис. 2) различают следующие части:
ступица (5), диск (4), обод колеса (3). На наружной части
обода колеса имеется поверхность катания (2) и гребень (1).
Поверхность колеса касающаяся во время движения
головки рельса называется поверхностью катания. На
расстоянии 70 мм от внутренней грани обода, являющейся
базовой, расположен воображаемый круг катания,
используемый для измерения специальными
инструментами диаметра колеса, толщины обода и проката.

Ось колесной пары

Колесная пара вагона
Рисунок 3. Основные размеры колесной пары

Колесо вагона

Колесная пара вагона
Для безопасного движения вагона по рельсовому пути на ось 1 прочно
закрепляются колёса 2 (рис. 3) с соблюдением строго определённых
размеров. Расстояние между внутренними гранями колёс 2s составляет:
для новых колёсных пар, предназначенных для вагонов, обращающихся
со скоростями до 120 км/ч - (1440±3), свыше 120, но не более 160 км/ч (1440) мм. Номинальное расстояние между кругами катания колес 2l
равно 1580 мм, а между серединами шеек 2b – 2036 мм.
Во избежание неравномерной передачи нагрузки на колёса и рельсы
разность размеров k от торца оси до внутренней грани обода
допускается не более 3 мм. Колёса, укреплённые на одной оси, не
должны иметь разность диаметров D более 1 мм, что предотвращает
односторонний износ гребней и не допускает повышения сопротивления
движению. Чтобы снизить инерционные усилия, колесные пары
скоростных вагонов подвергают динамической балансировке: для
скоростей 140...160 км/ч допускается дисбаланс не более 6 Нм; для
скоростей 160...200 км/ч - не более 3 Нм. Номинальная ширина обода
колес всех типов колесных пар составляет 130 мм.

Колесо вагона

Поверхность катания колеса
Поверхности катания колеса придается коничность для
выравнивания неравномерного проката по ширине
поверхности катания, а также для облегчения прохождения
кривых участков пути. Поверхность катания колес
обтачивается по специальному профилю (согласно ГОСТ
10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия)
см. рис. 4, 5.

Колесная пара вагона

Колесная пара вагона

Букса колесной пары
Букса роликовая челюстная. Буксы крепят
колесную пару (КП) к рамам тележек с
обеспечением беспрепятственного вращения их
относительно неподвижных частей тележки.
Через буксы на КП передается
вертикальная нагрузка от веса
кузова вагона, а от КП на рамы
тележек – усилие торможения
и боковые горизонтальные
силы.
http://pomogala.ru/konsrukt/konstrukt_9.html

Поверхность катания колеса

Букса колесной пары грузового
вагона

Поверхность катания колеса

Крепление буксы к оси колесной
пары вагона
В ходе эксплуатации у букс с креплением
корончатой гайкой выявился конструктивный
недостаток – ослабление корончатой гайки,
поэтому имеющиеся в эксплуатации такие буксы
дорабатывают свой ресурс и заменяются на буксы
с креплением торцевой шайбой.

Поверхность катания колеса

Букса колесной пары
Укажите узлы конструкции буксы

Колесная пара вагона. Устройство

Рычажная тормозная передача
ТРП предназначена для одновременного и
равномерного распределения и передачи усилия
реализуемого тормозным цилиндром к тормозным
колодкам.
ТРП представляет собой систему рычагов,
триангелей башмаков с колодками, соединенных
тягами и затяжками.
Различают рычажные передачи с односторонним
и двусторонним нажатием тормозных колодок на
колеса.

Букса колесной пары

Рычажная тормозная передача
грузовых вагонов

Букса колесной пары грузового вагона

Четырехосная тележка
(модель 18-101)

Букса колесной пары грузового вагона. Устройство

Трехосная тележка УВЗ-9М

Трехосная тележка УВЗ-9М
(модель 18-102)
1- колесные пары с
буксами
2,5 - боковые рамы
3 комплекты рессорного
подвешивания
4- балансиры
6- шкворневая балка
7- надрессорные балки
8- тормозная рычажная
передача
9- подпятник
Подробности на
http://pomogala.ru/konsrukt/k
onstrukt_26.html

Крепление буксы к оси колесной пары вагона

Техническая характеристика
тележек грузовых вагонов
Показатели
Масса тележки, кг
База, м
Допускаемая
скорость, км/ч
Гибкость
рессорногоподвешива
ния, м×МН
Прогиб
рессорных комплект
ов под
статической
нагрузкой, м
Расстояние от
уровня головок
рельсов до опорной
поверхности
подпятника, м
Тип рессорного
подвешивания
18-100
4680
1,85
18-755
5100
1,85
18-115
4700
1,85
18-102
8600
3,5
18-101
12000
3,20
120
120
140
120
120
0,116
0,173
0,148
0,075
0,049
0,052
0,068
0.052
0,050
0,801
0,810
0,812
0,815
0,839
0,125
Одноступенчатый
центральный
Двухступенчатый

Букса колесной пары

Перспективы развития тележек

Рычажная тормозная передача

Тележка Barber S-2-R

Рычажная тормозная передача грузовых вагонов

Тележка Barber S-2-R

Четырехосная тележка (модель 18-101)

Тележка модель 18-9750

Трехосная тележка УВЗ-9М

Перспективы развития
Тележка модель 18-194

Трехосная тележка УВЗ-9М (модель 18-102)

Тележка модель 18-194

Техническая характеристика тележек грузовых вагонов

Тележка модель 18-194

Перспективы развития тележек

Тележка модель 18-194

Тележка Barber S-2-R

Тележка модель 18-194

Тележка Barber S-2-R

Рычажная тормозная передача
пассажирских вагонов

Тележка модель 18-9750

Устройство тележки пассажирского
вагона
Рама тележки
Надрессорная балка
Рессорный комплект
Колесные пары с буксами
Рычажно-тормозная передача

Перспективы развития Тележка модель 18-194

Тележка КВЗ ЦНИИ типа I
http://pomogala.ru/konsrukt/konstrukt_30.html

Тележка модель 18-194

Тележка КВЗ ЦНИИ типа I

Тележка модель 18-194

Тележка КВЗ ЦНИИ типа II

Тележка модель 18-194

Тележка КВЗ-5

Тележка модель 18-194

НОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕЛЕЖЕК
ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
Тверским вагоностроительным заводом
разработаны для пассажирских вагонов нового
поколения тележки моделей 68-4071 (68-4072) и
68-4075 (68-4076) соответственно для скоростей
движения 160 и 200 км/ч. Техническая
характеристика тележек приведена в таблице.

Рычажная тормозная передача пассажирских вагонов

Техническая характеристика
тележек пассажирских вагонов
Типы тележек
КВЗ-5
Показатели
Вагоны с
массой
брутто до
60 т
КВЗЦНИИ-I
Вагоны с
массой
брутто до
60 т
КВЗЦНИИ-II
КВЗЦНИИМ
Вагоны с
массой
брутто
с 60 до 72 т
Вагоны с
массой
брутто до
60 т
ТВЗЦНИИМ
Вагоны с
массой
брутто до
60 т
Допускаемая скорость, км/ч
140
160
160
160
160
Масса тележки, кг
7000
7100
7200
7200
6800
База тележки, м
2,4
2,4
2,4
2. 4
2,4
Высота от УГР до опорной
поверхности тележки, м
0,85
0,99
0,99
0,99
0,99
Прогиб рессорного
комплекта под статической
нагрузкой, м
0,150
0,190
0,162
0,200
0,200
Гибкость рессорного
комплекта, м/МН
0,65
0,877
0,65
0,97
1,02

Устройство тележки пассажирского вагона

НОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕЛЕЖЕК
ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Тележка КВЗ ЦНИИ типа I


Тележка модели 68-4071 (68-4072) - предназначены для
пассажирских вагонов, эксплуатируемых со скоростью до 160 км/ч.
Конструктивно они выполнены одинаково и различаются
жесткостью рессорного подвешивания, а также наличием у
тележки модели 68-4072 привода ручного тормоза и текстропнокарданного привода к генератору.
Тележка модели 68-4072 состоит из двух колесных пар 1, четырех
букс б, буксового подвешивания 2, рамы 5, центрального
подвешивания 3, надрессорной балки 4 и тормозного
оборудования 7.

Тележка КВЗ ЦНИИ типа I

Тележка модели 68-4071 (68-4072)

Тележка КВЗ ЦНИИ типа II

Тележка модели 68-4071 (68-4072)
Колесные пары оснащены тормозными
дисками

Тележка КВЗ ЦНИИ типа I

Тележка модели 68-4072
Тележка 68-4072
(отличается наличием подвагонного генератора с текстропнокарданным приводом)

Тележка КВЗ ЦНИИ типа I

Тележки моделей 68-4075 (68-4076)
Тележки моделей 68-4075 (68-4076) - предназначены для
движения со скоростью до 200 км/ч.
В отличие от моделей 68-4071 (68-4072) в буксовом
подвешивании рассматриваемых тележек установлены
вертикальные гидравлические гасители колебаний,
двухрядные пружины и продольные поводки, которые
обеспечивают упругую связь буксы с рамой в продольном и
поперечном направлениях
Центральное подвешивание по конструкции аналогично
тележке модели 68-4071.
Тележка оснащена двумя видами тормозов - дисковым и
магнитно-рельсовым. Причем дисковый тормоз работает
при служебном, а совместно с магнитно-рельсовым - при балансирами 1872г.

Ходовая часть у разных видов локомотивов выполняется по-разному, в зависимости от вида силовой установки. В настоящее время все локомотивы опираются на две тележки, обеспечивающие локомотиву максимальную плавность хода и вписывание в кривые. Тележки могут быть четырёхколёсными или шестиколёсными. Шестиколёсные тележки делаются для мощных локомотивов с большой силой тяги. В случае необходимости дальнейшего увеличения мощности локомотив делают двухсекционным, то есть выполняют в виде двух локомотивов, соединённых между собой.

Тележки электровозов

см. также Осевая формула тепловоза и электровоза , Электровоз (раздел Конструкция)

Тележка электровоза состоит из рамы, колёсных пар с буксами, рессорного подвешивания и тормозного оборудования. К тележкам крепят тяговые электродвигатели. У электровозов с несочленёнными тележками тяговые усилия передаются упряжными приборами (автосцепками), расположенными на раме кузова. Рама кузова опирается на тележки через специальные опорные устройства.

  • Рама тележки состоит из двух продольных балок - боковин и соединяющих их поперечных балок.
  • Колёсные пары воспринимают вес электровоза, на них передается крутящий момент тяговых электродвигателей.

На современных электровозах применяют, как правило, индивидуальный привод. При этом различают два вида подвески тяговых электродвигателей - опорно-осевую и рамную.

Тележки тепловозов

У большинства тепловозов главная рама кузова опирается на две трехосные тележки через восемь боковых опор. Тележки имеют раму, опоры, буксы, колёсные пары, рессорное подвешивание и тормозное оборудование.

Тележки вагонов: а) - типа ЦНИИ-Х3-0 грузового вагона: 1 - колесная пара; 2 - боковина; 3 - рессорный комплект; 4 - клиновый гаситель колебаний; 5 - букса; б) - типа КВЗ-ЦНИИ пассажирского вагона: 1 - тормозная колодка; 2 - буксовое рессорное подвешивание; 3 - скользун; 4 - подпятник; 5 - рама; 6 - букса; 7 - центральное рессорное подвешивание; 8 - гаситель колебаний.

Ходовая часть вагонов

Ходовая часть вагонов включает в себя колёсные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, воспринимающие от вагона нагрузку и обеспечивающие его безопасное и плавное движение. В четырехосных и многоосных вагонах эти элементы объединены в тележки, обеспечивающие более легкое прохождение вагонов в кривых участках и более плавный ход.

Колесные пары

Колёсная пара, состоящая из оси и двух наглухо закреплённых на ней колес диаметром 950…1050 мм, воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы.

Буксы

Буксы служат для передачи давления от вагона на шейки осей колёсных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колёсной пары.

Рессоры

Для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний вагона при прохождении по неровностям пути между рамой вагона и колёсной парой размещают систему упругих элементов и гасителей калебаний (ресорное подвешивание). В качестве упругих элементов применяют винтовые пружины, листовые рессоры, резинометаллические элементы и пневматические рессоры (резинокордовые оболочки, заполненные воздухом).

Гасители колебаний

Гасители колебаний предназначены для создания сил, обеспечивающих устранение или уменьшение амплитуды колебаний вагонов или его частей. На дорогах России наиболее широкое распространение получили гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Принцип действия гидравлических гасителей заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости под действием растягивающих или сжимающих сил с помощью поршневой системы из одной полости цилиндра в другую.

В фрикционных гасителях колебаний силы трения возникают при вертикальном и горизонтальном перемещениях клиньев гасителя, трущихся о фрикционные планки, укреплённые на колонках боковин тележек.

Тележки вагонов

По числу осей тележки бывают двух-, трех-, четырех- и многоосные. Наибольшее распространение получили двухосные тележки.

На тележках пассажирских вагонов устанавливаются гидравлические гасители колебаний совместно с пружинными рессорами. Для смягчения боковых толчков от набегания гребня колёс на рельсы при входе в кривые тележки оборудуют возвращающими устройствами (люльками). Тележки пассажирских вагонов имеют двойное рессорное подвешивание, обеспечивающие бо́льшую плавность хода. (см. рисунок)

В тележках грузовых вагонов используются фрикционные гасители колебаний, они не имеют люлечного устройства и имеют, как правило, одинарное рессорное подвешивание. (см. рисунок). Восмиосные полувагоны и цистерны устанавливаются на четырехосные тележки, основой которых являются те же двухосные, но связанные между собой штампосварной соединительной балкой.

Тележки большинства изотермических вагонов отличаются от грузовых двойным рессорным подвешиванием - центральное подвешивание на листовых замкнутых рессорах, буксовое на пружинах.

Тележки скоростных поездов

Ходовая часть автомобиля

Ходовая часть состоит из:

  • передней и задней подвески колес
  • колес и шин

Ходовая часть автомобиля предназначена для перемещения автомобиля по дороге, причем с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы действующие на автомобиль.