Профессиограмма: Врач. Профессиограмма «Врач Области применения профессии

ПРОФЕССИОГРАММА «ВРАЧ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Врач , по определению толкового словаря,- это лицо с высшим медицинским образованием , лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами . У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

1. «Лечебное дело » – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения

КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

    стрессоустойчивость умение управлять собой, личная организованность социальный интеллект (умение понимать поведение других людей) коммуникативные способности ответственность способность сопереживать больным способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях уравновешенность тактичность

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    нервно-психическими сердечно-сосудистыми опорно-двигательного аппарата хроническими инфекционными верхних дыхательных путей аллергическими зрительного, слухового анализаторов речеголосового аппарата

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

· научно-исследовательские институты

· медицинские организации (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории , фельдшерско-акушерские пункты)

· образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, организации дополнительного образования)

· социальные организации (приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка)

· военные организации

Доминирующие виды деятельности: выявление причин различных заболеваний; оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи; диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках); осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий; внедрение новых препаратов и лекарственных средств; осуществление санитарно-просветительной работы среди населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
оказание помощи при формировании здорового образа жизни; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); способность анализировать факты и логически мыслить; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

Личностные качества, интересы и склонности:

Терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость;
брезгливость; нетерпимость; рассеянность.
Области применения профессиональных знаний: научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка, детские центры творчества и досуга); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел); МЧС, службы спасения; военные организации.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный): диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; специалист страховой службы; инспектор милиции; социальный работник.

История профессии
Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Еще в первобытном обществе люди занимались врачеванием, а с возникновением религии все функции лекарей сосредоточились в руках целителей. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепиада и др.), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины.
Начиная с XVII века качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию врача можно получить в следующих высших учебных заведениях. Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко. 103473, Москва, ул. Делегатская, 20/1, Тел. 281-65-13. Российский государственный медицинский университет. 117869, Москва, ул. Островитянова, 1, Тел. 434-14-22. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 434-53-00. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; 119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 2/6, Тел. 248-75-25.

· Форма труда - умственный и физический труд

· Условия и характер труда:

Рабочая поза и движения - стоя, несколько согнув тазобедренный сустав, наклонив тело вперед; фиксированная, вынужденная поза, характеризуется длительным статическим напряжением мышц спины и ног, движения рук точные, не всегда больше по силе и амплитуде при постоянном напряжении зрения и внимания. Во время операций отмечается значительное эмоцио­нальное и статическое напряжение, длительное напряжение внимания. К концу рабочего дня развивается утомление, раздра­жительность и головная боль, что говорит о выраженном влиянии профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы.

· Вредные факторы среды: использование во время операции рентгеновских лучей, введение наркоза, наркотических веществ, их наличие в воздухе опера­ционной непосредственно влияют и на организм врача-хирурга. Внешняя среда в операционных неблагоприятна и отличается повышенной температурой (до 28‑29°С) и относительной влажностью воздуха 75‑80 % при весьма низкой его подвижности.

Задачи ППФП врача-хирурга:

ü развитие прикладных основных физичес­ких качеств: выносливости, силы и статической выносливос­ти мышц спины и ног, ловкости, быстроты;

ü развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительно­го различения и подвижности нервных процессов;

ü развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (само­обладания, уверенности в своих силах).

Профессиограмма провизора (врача-фармацевта).

· Условия и характер труда:

монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений),

преобладание умственной деятельности (переработка поступающей информации, большое число всевоз­можных вычислений).

Во время работы отмечается эмоциональное напряжение и напряжение внимания.

· Рабочая поза - вынужденная с наклоном туловища вперед, характерными рабочими движениями являются сгибания и разгибания верхних конечностей, небольшие по мышечным усилиям статического напряжения и динамических движений.

· Продолжительность рабочего дня 6‑7 часов при повышенной ответственности за изготовление лекарств и высокой плотности рабочего времени.

· Вредные факторы среды: контакт с химическими реагентами.



Задачи ППФП провизора:

ü развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы (укрепление мышц туловища) и статической выносливости мышц спины, ловкости (координации движений рук);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии, гиподинамии и прямостоянию, быстротой зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, оперативного мышления).

Профессиограмма врача-лаборанта.

Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Форма труда - умственный труд.

· Условия и характер труда: монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений). Рабочая поза - в основном сидя, возможно со статическое напряжение мышц верхнего плечевого пояса, спины.

· Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Вредные факторы среды: производственные пары, газы, пыль (аэрозоли), в связи с чем встречаются заболевания бронхо-легочной системы, кожные и аллергические заболевания.

Задачи ППФП врача-лаборанта:

ü развитие прикладных основных физических качеств (общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии и гиподинамии, прямостоянию, быстроты зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств, а именно инициативности, выдержки и настойчивости).

Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базовых знаний № 2 и их уровень
Профессиональная область Межличностное взаимодействие Доминирующий интерес Дополнительный интерес Условия работы хирург
адаптация - анализ
естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология, уровень 3, высокий (теоретический)
патоанатомия, хирургия, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
здравоохранение, медицина
частое по типу «вместе»
исследовател ьски й
реалистический
в помещении и вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности: сбор анамнеза (истории болезни); заполнение истории болезни (работа с медицинскими картами); выявление причин различных заболеваний; проведение исследовательской работы для постановки или подтверждения диагноза; проведение предоперационной подготовки; проведение плановых и внеплановых (экстренных) операций; ведение пациента после операции (осуществление реабилитационнопрофилактических мероприятий); осуществление длительного наблюдения за пациентом; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:

способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу); высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания);
хорошее развитие мнемических способностей;
ручная ловкость при проведении различных лечебных про- цедур (тонкая моторная координация, точность движений и т.д.); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; умение убеждать. 4

Личностные качества, интересы и склонности:

самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность; уверенность в себе; терпеливость и выдержанность; безоценочное отношение к людям; ответственность; аккуратность; тактичность; доброжелательность и приветливость; стремление к самосовершенствованию, обучаемость; интуиция, умение прогнозировать; умение хранить тайну.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать прогнозы; безответственность;
невнимательность, рассеянность; низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных и вербальных способностей; отсутствие самомотивации, нелюбознательность, нежелание повышать свою профессиональную компетентность; эмоциональная несдержанность; эгоистичность; неуверенность; нетерпимость, брезгливость; неумение хранить тайну; психические заболевания (эпилепсия, шизофрения и т.д.).
Области применения профессиональных знаний: медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т.д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники.
История профессии
Хирургия (греч. cheirurgia, от cheir- рука и ergon - действие, работа) - область медицины, изучающая болезни, основной метод лечения которых - оперативное вмешательство, и разрабатывающая приемы, методы и технику выполнения операций.
Наряду с терапией и акушерством хирургия относится к древним медицинским специальностям. Архитектурные находки и древние рукописи свидетельствуют, что попытки хирургического лечения были еще в каменном веке. В Египте за 2-3 тыс. лет до н. э. применяли кровопускание, вправление вывихов, кесарево сечение. В Древней Индии практиковали пластику дефектов носа. Древнегреческая медицинская эпоха Гиппократа оставила сочинения по хирургии, в которых описаны трепанация черепа, лечение переломов и др. оперативные вмешательства.

Средневековая медицина, следуя религиозным догматам, предписывала избегать пролития крови и запрещала заниматься изучением анатомии на трупах.
Расцвету хирургии в XIX веке способствовало внедрение в хирургическую практику наркоза и асептики, что позволило решить две проблемы, тормозившие развитие хирургии, несмотря на достаточно разработанную оперативную технику: обезболивание операций и предохранение раны от последующего нагноения.
В настоящее время хирургия постоянно находится в развитии, совершенствуются старые и разрабатываются новые методы диагностики и лечения различных заболеваний.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский): антрополог; фармаколог; инженер-химик; геолог; программист (машиностроение и наука).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию хирурга можно получить в высших учебных заведениях. Российский государственный медицинский университет. 117869, ул. Островитянова, 1. Тел. 434-14-22,434-31-74. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. 119435, ул. Б. Пироговская, 2/6. Тел. 248-75-25. Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко. 103473, ул. Делегатская, 20/1. Тел. 281-65-13, 281-40-47.

Хирург. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т. д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы);...

Хирург. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т. д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники. 2. Должностные обязанности Деятельность хирурга заключается в выявлении причин заболеваний, заполнении истории болезни, проведению исследовательских работ для постановки или подтверждения диагноза, проведении предоперационной подготовки, проведении плановых и внеплановых (экстренных) операций, ведении пациента после операции, разработке и внедрении новых методов диагностики и лечения различных заболеваний. 3. Спрос на профессию в вашем городе (районе) и т. д. В нашем городе существует спрос на более молодые кадры в области хирургии. Условия труда 1. Режим труда и рабочий ритм Трудовой код

Хирург. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т. д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники. 2. Должностные обязанности Деятельность хирурга заключается в выявлении причин заболеваний, заполнении истории болезни, проведению исследовательских работ для постановки или подтверждения диагноза, проведении предоперационной подготовки, проведении плановых и внеплановых (экстренных) операций, ведении пациента после операции, разработке и внедрении новых методов диагностики и лечения различных заболеваний. 3. Спрос на профессию в вашем городе (районе) и т. д. В нашем городе существует спрос на более молодые кадры в области хирургии. Условия труда 1. Режим труда и рабочий ритм Трудовой кодекс РФ устанавливает продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Работа хирурга предполагает ночные дежурства и работу в выходные дни, независимо от того, работает ли он в государственном медицинском учреждении или в престижной частной клинике. Рабочий ритм разнообразный. 2. Основные требования к физическому состоянию организма работающего Здоровый опорно-двигательный аппарат, хороший слух и зрение. Отсутствие психических и нервных заболеваний

3. Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Способности Личностные качества, интересы и склонности способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу); высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); хорошее развитие мнемических способностей; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур (тонкая моторная координация, точность движений и т. д.); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; умение убеждать. самостоятельность, само мотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность; уверенность в себе; терпеливость и выдержанность; безоценочное отношение к людям; ответственность; аккуратность; тактичность; доброжелательность и приветливость; стремление к самосовершенствованию, обучаемость; интуиция, умение прогнозировать; умение хранить тайну. 4. Медицинские противопоказания значительные дефекты зрения и слуха; психические и нервные заболевания; инфекционные заболевания. 5. Возможные производственные травмы

Производственных травм нет, но проявляется утомляемость после работы: головные боли, усталость в ногах. 6. . Профессиональные заболевания Нет, но сам хирург должен обладать отменным здоровьем, как физическим, так и психологическим, он всегда должен быть готовым к серьёзным нагрузкам и стрессовым ситуациям. Требования к профессиональной подготовке Хирург должен знать методы и приемы оперативного вмешательства, нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, асептику и антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение. Пути получения профессии 1. Названия учебных заведений Высшие учебные заведения г. Москва Первый Московский государственный медицинский университет (МГМУ) им. И. М. Сеченова г. Москва Российский государственный медицинский университет (РГМУ) им. Н. И. Пирогова г. Москва Российский университет дружбы народов г. Москва Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова (кафедра биомедицинских и фармацевтических технологии) Алтайский край, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет Воронежская область, г. Воронеж Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Новосибирская область, г. Новосибирск Новосибирский государственный медицинский университет Нижегородская область, г. Нижний Новгород Нижегородская государственная медицинская академия Красноярский край, г. Красноярск Красноярский государственный медицинский университет Республика Башкортостан, г. Уфа Башкирский государственный медицинский университет Пермский край, г. Пермь Пермская государственная фармацевтическая академия

Ставропольский край, г. ПятигорскПятигорская государственная фармацевтическая академия Смоленская область, г. Смоленск Смоленская государственная медицинская академия г. Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная химикофармацевтическая академия (СПХФА) Тверская область, г. Тверь Тверская государственная медицинская академия Тюменская область, г. Тюмень Тюменская государственная медицинская академия 2. Условия поступления Необходимо представить в приемную комиссию результаты ЕГЭ по предметам: биология, химия, русский язык. 3. Продолжительность обучения Чтобы стать врачом понадобится почти 10 лет. Первые шесть из них уйдут на получение базового медицинского образования в вузе. О веселых студенческих годах придется забыть: программа крайне насыщенная. Вам предстоит проштудировать массу учебников и освоить колоссальный объем информации, выучить физиологию человека, особенности строения организма, сотни различных заболеваний. Обучение неотделимо от практики: вам предстоят часы в «анатомичке», работа в качестве младшего и среднего персонала в базовых клиниках. На старших курсах студенты, как правило, определяются с дальнейшей специализацией. Диплом о высшем образовании еще не дает права вести самостоятельную трудовую деятельность в качестве врача. Для этого нужно дополнительно окончить интернатуру или ординатуру. Первый вариант подходит тем, кто решил сконцентрироваться на практической работе. Второй – тем, кто больше тяготеет к научной деятельности. После ординатуры многие выпускники идут в аспирантуру. 4. Основные изучаемые дисциплины естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология; патоанатомия, хирургия, (практическое использование знаний). 5. Квалификация выпускника учебного заведения Выпускникам специальности «Лечебное дело» выдается диплом государственного образца и присваивается единая квалификация «Врач». Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре, после их окончания, ему присваивается квалификация врача-специалиста.

6. Зарплата работающего В условиях рыночной экономики зарплата формируется на стыке востребованности специалистов, трудности получения профессии и напряженности выполнения самой работы. В настоящее время в России ценовую политику на рынке труда в медицинской сфере определяет государство. В провинции этот факт особенно заметен, а объясняется он слабым развитием частной медицины, а значит отсутствием конкуренции за медицинского работника. Понятно, что если более 95% вакансий на рынке труда представлены госклиниками с окладом около 5 тысяч рублей, то и частной клинике выставлять оклад в 200 тысяч рублей особой нужды нет. Хотя хороший врач должен значительно выше цениться на рынке труда. . . 7. Перспективы профессионального роста или продвижения Для врача есть несколько основных видов карьеры. Во-первых, лечебная практика. В этом случае доктор растет профессионально: набирается опыта, нарабатывает собственную клиентуру, повышает квалификацию. Во-вторых, научная и преподавательская карьера. Защищая диссертации, специалист создает и поддерживает имя в научном мире, занимается исследованиями, открывает новые способы лечения. В-третьих, административный путь. В этом случае дослужиться можно до заведующего отделением клиники, а в будущем и ее директора. Вакансий для докторов хватает и в государственных больницах, и в частных медицинских центрах. Чаще всего доктора-практики совмещают сразу несколько мест работы, что позволяет им зарабатывать достаточно приличные деньги. 8. Продолжительность отпуска 24 рабочих дня + дополнительный отпуск, который зависит от характера и сложности работы, от степени вредности условий труда и их неблагоприятного воздействия на здоровье работника. 9. Социальные гарантия Полный соцпакет.