Профессиональные советы по подбору очков для зрения. Правильный подбор очков для зрения Правила подбора очков для зрения

Очки – приобретение не из дешевых, поэтому мы стараемся сэкономить, как на количестве, так и на качестве. Конечно, необходимое количество очков каждый определяет для себя сам (для работы, для чтения, для вождения автомобиля и т.п.), но их точно должно быть не менее двух пар. И если уж экономить, то на оправе, но не на линзах. Зрение – это наше здоровье (не зря перед покупкой очков в профессиональном салоне вам обязательно предложат лишний раз проверить его). Если офтальмолог назначает определенный тип линз, нужно прислушаться к рекомендациям и ставить в оправу именно эти стекла. В конце концов, когда врач выписывает нам лекарства, мы идем в аптеку и приобретаем именно их. Ситуация с покупкой очков – аналогичная.

Выбирайте: разнообразие материалов для оправ позволяет найти доступную ценовую категорию. Сегодня для изготовления оправ используются и металлы (алюминий, нержавеющая сталь, титан, титан-флекс, позолота – для покрытия), и пластик (базовый литьевой пластик, нейлон TR90, ацетат ручной работы). Делают оправы из карбона, материала, соединяющего графит и нейлон: они отличаются легкостью, прочностью, упругостью, устойчивостью к деформациям. Оригинальное решение – оправа из микса дерева и ацетата ручной работы. Комбинация этих материалов гарантирует естественный вид оправы.

2. Не слушаем консультанта

Во-первых, среди многообразия моделей оправ и материалов бывает сложно сделать выбор, и кто как не консультант, ориентирующийся в ассортименте салона, сможет помочь, сэкономив силы и время. Во-вторых, именно в его задачи входит проверка посадку оправы и ее корректировка при необходимости. Что это за проверка? Чтобы очки было комфортно и удобно носить, должен соблюдаться ряд параметров: в частности, вертексное расстояние (от роговицы до внутренней стороны линзы) в 12-15 мм и положение, при котором центр зрачка совпадает с оптическим центром линзы. Согласитесь, проконтролировать это самостоятельно довольно проблематично. Если вы затрудняетесь с выбором материала оправы, идеальный консультант к тому же должен поинтересоваться, нет ли у вас аллергии на металл.

Наконец, сотрудник салона обязательно должен рассказать правила ухода за очками, которые позволят им надолго сохранить внешний вид. Рассказываем, что это за правила (проверьте своего консультанта!):

  • хранить очки только в жестком футляре;
  • протирать линзы чистой салфеткой из качественной микрофибры;
  • использовать для очистки профессиональные спреи для ухода за оптикой (да-да, мы ведь используем специальные средства для ухода за обувью, обивкой мебели, зеркалами и т.д.);
  • не подвергайте очки – и оправу, и линзы – химическому воздействию лаков для волос, спреев и прочей косметики;
  • защищайте очки от соли и хлорки (морская соленая вода и вода бассейна может «выбелить» пластиковую оправу и линзы);
  • автомобильные или солнцезащитные очки не кладите на приборную панель в машине (особенно без футляра): очки не любят высоких температур;
  • снимайте и надевайте очки только обеими руками.

3. Увлекаемся модой

Нет ничего плохого в том, чтобы выделиться, но чувство меры все же нужно знать. Сегодня в моде крупные оправы «на поллица» (тогда как в идеале верхняя граница очков должна проходить по линии брови, позволяя видеть верхнее веко). Это не плохо, но только если вы чувствуете себя в таких очках комфортно: они должны хорошо «сидеть», не давить на нос или уши и не подниматься при улыбке, то есть не мешать естественной мимике. И, конечно, какой бы не была мода, всегда нужно ориентироваться не только на fashion-тренды, но и на собственный стиль одежды. Плюс не забывайте, что большие и объемные оправы – это не только яркость и контраст, но и немного агрессии. Возможно, оптимальным базовым – или стартовым – вариантом станет подбор классической оправы: средний размер, сдержанный цвет, отсутствие ярких принтов и броских деталей.

Размер – один из важных показателей «характера» оправы. Крупная оправа – это всегда контрастность и яркость, оправа меньшего размера – сдержанность и классическая утонченность.

Однозначного ответа на вопрос какая оправа лучше – пластиковая или металлическая – нет. Это, скорее, дело вкуса и предпочтений. В пользу металлических оправ говорит то, что они более легкие (только из металла можно сделать практически не заметные на лице очки!) и износостойкие. Металлические оправы, особенно с носоупорами, легче поддаются регулировке посадки на лице. Современные технологии позволяют изготавливать оправы из разных по своим свойствам металлов, красить их в разные цвета, придавать оправам разные формы, хромировать, покрывать золотым и платиновым напылением, отделывать драгоценными камнями. Среди преимуществ пластиковых оправ можно отметить маленькую вероятность проявления аллергических реакций (чего нельзя сказать об оправах из металла). У пластиковых оправ более широкая цветовая гамма и богатая линейка форм.

Материал подготовлен совместно с экспертами сети салонов оптики «Линзмастер».

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Подбор очковдля коррекции зрения - чрезвычайно ответственное дело. Неправильно подобранные очки могут принести значительный вред здоровью и значительно ухудшить зрение.

Во всем мире существует специальная профессия - ОПТОМЕТРИСТ - это специалисты с высшим образованием, специально обученные для правильного определения параметров зрения. К сожалению, в нашей стране таких специалистов не готовят. Подбором очков у нас занимаются офтальмологи (хотя их задача заключается в лечение глазных болезней). Проблема состоит в том, что офтальмологические кабинеты районных поликлиник часто не имеют в своем распоряжение всего необходимого оборудования для полного определения всех параметров зрения.

Подбор очковдля коррекции зрения желательно доверить кабинетам и клиникам, специально занимающимся этими вопросами и обладающим всем необходимым оборудованием для полного определения параметров зрения.

Очки - немного истории

Кто является изобретателем современных очков не известно. При раскопках Трои и на Крите были найдены оптические линзы из горного хрусталя, которые теоретически можно было использовать как оптический прибор для коррекции зрения. По преданию, римский император Нерон использовал оптическую линзу из изумруда для коррекции зрения. Очкам, в современном понимании, около 600 лет, именно с конца XIII века в медицинских трактатах упоминаются стеклянные линзы для коррекции зрения.

Очки - что это такое?

Очки - это оптический прибор для коррекции зрения. Он состоит из очковых линз и оправы. Казалось бы, все просто, но на самом деле, подобрать хорошие очки достаточно сложная задача. Допустим, вам повезло, диагностика зрения проведена грамотным специалистом и вам выписан правильный рецепт для очковой коррекции зрения. Что нужно знать, покупая очки?

Покупаем очки - типичные ошибки

Типичная ошибка при покупке очков состоит в том, основное внимание уделяется выбору оправы. О том, какие очковые линзы будут вставлены в оправу, многие даже не задумываются, предполагая, что оправа это и есть очки. К сожалению, в массовом сознании закрепилось отношение к очкам не как к медицинскому изделию, а скорее, как к галантерейному товару. Очками торгуют везде - с лотков на рынке, в переходах метро, на вокзалах и в электричках. При покупке таких очков внимание обращается только на внешний вид оправы, качество оптики даже не обсуждается. Что происходит, если куплены «неправильные» очки, где не соблюдены оптические показатели (диоптрии и межцентровое расстояние) или очковые линзы сделаны из материала низкого качества? Начинается процесс «привыкания», при котором организм пытается компенсировать оптические искажения (аберрации), ценой переутомления глаз, головной боли и, дальнейшего ухудшения зрения.

Очковые линзы - главная часть очков

Именно очковые линзы компенсирую те нарушения рефракции, которые являются причиной вашего плохого зрения. Поэтому, выбирая очки нужно в первую очередь правильно выбрать очковые линзы. Итак, что нужно знать, выбирая очковые линзы:

* ОПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (межцентровое расстояние, диоптрии) - эти данные должен дать вам специалист по подбору очков, после полного обследования вашего зрения. Разумеется, очки нужно заказывать только в специализированных отделах аптек или салонах оптики, где есть уверенность в том, что эти показатели будут точно соблюдены.

* КОЭФФИЦИЕНТ ПРЕЛОМЛЕНИЯ (ИНДЕКС) ОЧКОВОЙ ЛИНЗЫ - самый главный показатель класса очковой линзы. Общее правило - чем выше ИНДЕКС, тем меньше толщина и искривленность линзы, дающей те же самые диоптрии. И чем более сильные линзы вам требуются, тем заметнее разница. На практике это значит, что линзы с высоким ИНДЕКСОМ будут легче, они будут меньше искажать ваши глаза и лицо, к ним легче будет подобрать тонкую и стильную оправу. У современных линз ИНДЕКС колеблется - для оптического стекла в пределах 1,5 - 1,9, а для оптического пластика - в пределах 1,5 - 1,7. Линзы с индексом, близким к 1,5, считаются низкоиндексными, а с индексом больше 1,6 - высокоиндексными.

* МАТЕРИАЛ ОЧКОВОЙ ЛИНЗЫ - в настоящее время выбор лежит между СТЕКЛОМ и ПЛАСТИКОМ. Однозначно преимущество нельзя отдать ни тем ни другим линзам. Пластик, как материал, гораздо мягче стекла, и более уязвим к повреждениям. Но все современные качественные пластиковые линзы выпускаются с упрочняющим покрытием, которое делает их столь же устойчивыми против царапин, как и стеклянные.

* ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАСТИКОВЫХ ЛИНЗ - это легкость - удельный вес оптического пластика вдвое меньше стекла, и потому ваши очки с пластиковыми линзами будут намного легче. Менее травмоопасны, чем стеклянные, так как пластик устойчивее к раскалыванию и его осколки менее опасны. Пластик дает большие возможности для обработки, в частности для окрашивания линз.

* ПРЕИМУЩЕСТВА СТЕКЛЯННЫХ ЛИНЗ - в целом коэффициент преломления (индекс) стеклянных линз выше, чем пластиковых. Кроме того, прочность (кроме ударной) у стекла выше, чем у пластика. Это значит, что качественные стеклянные линзы, при равных диоптриях, могут быть более тонкими и плоскими, чем пластиковые.

* АНТИ-РЕФЛЕКСНОЕ ПОКРЫТИЕ ЛИНЗЫ - специальная технология, значительно улучшающая оптические свойства очковой линзы. АНТИ-РЕФЛЕКС повышает прозрачность линз на 8-10%. За счет большей прозрачности и отсутствия визуальных помех линзы с анти-рефлексом комфортнее для глаз и вызывают меньшее утомление при зрительных нагрузках. В темное время суток линзы с анти-рефлексом позволяют лучше видеть за рулем.

Таким образом, выбор очков стоит начать именно с выбора очковых линз, особенно если требуется коррекция выраженных нарушений со многими диоптриями.

Оправа - важная часть очков

Оправа очков должна достойно «оправлять» ваши качественные очковые линзы. Что нужно знать, выбирая оправу для очков:

* ВЫБОР ОПРАВЫ ДЛЯ ОЧКОВ - при выборе оправы нужно уделять особое внимание таким деталям, как подвижность носоупоров - жесткие носоупоры часто давят на переносицу и вызывают быстрое утомление. Желательно подобрать оправу с мягкими силиконовыми, подвижными носоупорами. Размер заушников должен строго соответствовать расстоянию от оправы до выпуклости за ушной раковиной. Заушники не должны оказывать давления на виски и область за ухом. Оправа должна быть удобна и не вызывать утомления даже при длительном использование.

* ОПРАВА КАК ПРИЧИНА АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ - дешевые металлические оправы, неизвестного происхождения при контакте с кожей лица могут вызывать тяжелые аллергические реакции и раздражения.

* ОПРАВА ДОЛЖНА ВАМ НРАВИТЬСЯ - если говорить об очках не только как о приборе для коррекции зрения, но и как о средстве имиджа и стиля человека, то роль правильно выбранной оправы тут бесспорна. Эта тема несколько выходит за рамки проблемы коррекции зрения, но мы обязательно вернемся к ней в специальных публикациях.

Елена СТОЛБОВА.

Кто является изобретателем современных очков не известно. При раскопках Трои и на Крите были найдены оптические линзы из горного хрусталя, которые теоретически можно было использовать как оптический прибор для коррекции зрения. По приданию, римский император Нерон использовал оптическую линзу из изумруда для коррекции зрения.

Очкам, в современном понимании, около 600 лет, именно с конца XIII века в медицинских трактатах упоминаются стеклянные линзы для коррекции зрения.

Очки - что это такое?

Очки - это оптический прибор для коррекции зрения. Он состоит из очковых линз и оправы. Казалось бы, все просто, но на самом деле, подобрать хорошие очки достаточно сложная задача. Допустим, вам повезло, диагностика зрения проведена грамотным специалистом и вам выписан правильный рецепт для очковой коррекции зрения. Что нужно знать, покупая очки?

Покупаем очки - типичные ошибки

Типичная ошибка при покупке очков состоит в том, основное внимание уделяется выбору оправы. О том, какие очковые линзы будут вставлены в оправу, многие даже не задумываются, предполагая, что оправа это есть очки. К сожалению, в массовом сознании закрепилось отношение к очкам не как к медицинскому изделию, а скорее, как к галантерейному товару. Очками торгуют везде - с лотков на рынке, в переходах метро, на вокзалах и в электричках. При покупке таких очков внимание обращается только на внешний вид оправы, качество оптики даже не обсуждается. Что происходит, если куплены «неправильные» очки, где не соблюдены оптические показатели (диоптрии и межцентровое расстояние) или очковые линзы сделаны из материала низкого качества? Начинается процесс «привыкания», при котором организм пытается компенсировать оптические искажения (аберрации), ценой переутомления глаз, головной боли и, дальнейшего ухудшения зрения.

Очковые линзы - главная часть очков

Именно очковые линзы компенсируют те нарушения рефракции, которые являются причиной вашего плохого зрения. Поэтому, выбирая очки нужно в первую очередь правильно выбрать очковые линзы. Итак, что нужно знать, выбирая очковые линзы:

  • Оптические показатели (межцентровое расстояние, диоптрии) - эти данные должен дать вам специалист по подбору очков, после полного обследования вашего зрения. Разумеется, очки нужно заказывать только в специализированных отделах аптек или салонах оптики, где есть уверенность в том, что эти показатели будут точно соблюдены.
  • Коэффициент преломления (индекс) очковой линзы - самый главный показатель класса очковой линзы. Общее правило - чем выше индекс, тем меньше толщина и искривленность линзы, дающей те же самые диоптрии. И чем более сильные линзы вам требуются, тем заметнее разница. На практике это значит, что линзы с высоким индексом будут легче, они будут меньше искажать ваши глаза и лицо, к ним легче будет подобрать тонкую и стильную оправу. У современных линз индекс колеблется - для оптического стекла в пределах 1,5 - 1,9, а для оптического пластика - в пределах 1,5 - 1,7. Линзы с индексом, близким к 1,5, считаются низкоиндексными, а с индексом больше 1,6 - высокоиндексными.
  • Материал очковой линзы - в настоящее время выбор лежит между стеклом и пластиком. Однозначно преимущество нельзя отдать не тем ни другим линзам. Пластик, как материал, гораздо мягче стекла, и более уязвим к повреждениям. Но все современные качественные пластиковые линзы выпускаются с упрочняющим покрытием, которое делает их столь же устойчивыми против царапин, как и стеклянные.
  • Преимущества пластиковых линз - это легкость - удельный вес оптического пластика вдвое меньше стекла, и потому ваши очки с пластиковыми линзами будут намного легче. Менее травмоопасны, чем стеклянные, так как пластик устойчивее к раскалыванию и его осколки менее опасны. Пластик дает большие возможности для обработки, в частности для окрашивания линз.
  • Преимущества стеклянных линз - в целом коэффициент преломления (индекс) стеклянных линз выше, чем пластиковых. Кроме того, прочность (кроме ударной) у стекла выше, чем у пластика. Это значит, что качественные стеклянные линзы, при равных диоптриях, могут быть более тонкими и плоскими, чем пластиковые.
  • Анти-рефлексное покрытие линзы специальная технология, значительно улучшающая оптические свойства очковой линзы. Анти-рефлекс повышает прозрачность линз на 8-10%. За счет большей прозрачности и отсутствия визуальных помех линзы с анти-рефлексом комфортнее для глаз и вызывают меньшее утомление при зрительных нагрузках. В темное время суток линзы с анти-рефлексом позволяют лучше видеть за рулем.

Таким образом, выбор очков стоит начать именно с выбора очковых линз, особенно если требуется коррекция выраженных нарушений со многими диоптриями.

Оправа - важная часть очков

Оправа очков должна достойно «оправлять» ваши качественные очковые линзы. Что нужно знать, выбирая оправу для очков:

  • Выбор оправы для очков - при выборе оправы нужно уделять особое внимание таким деталям, как подвижность носоупоров - жесткие носоупоры часто давят на переносицу и вызывают быстрое утомление. Желательно подобрать оправу с мягкими силиконовыми, подвижными носоупорами. Размер заушников должен строго соответствовать расстоянию от оправы до выпуклости за ушной раковиной. Заушники не должны оказывать давление на виски и область за ухом. Оправа должна быть удобна и не вызывать утомления даже при длительном использование.
  • Оправа как причина аллергических реакций - дешевые металлические оправы, неизвестного происхождения при контакте с кожей лица могут вызывать тяжелые аллергические реакции и раздражения.
  • Оправа должна быть удобна - при выборе оправы нужно уделять особое внимание таким деталям, как подвижность носоупоров - жесткие носоупоры часто давят на переносицу и вызывают быстрое утомление. Желательно подобрать оправу с мягкими и подвижными носоупорами. Размер заушников должен строго соответствовать расстоянию от оправы до выпуклости за ушной раковиной. Заушники не должны оказывать давление на виски и область за ухом. Оправа должна быть удобна и не вызывать утомления даже при длительном использование.
  • Оправа должна вам нравится - если говорить об очках не только как о приборе для коррекции зрения, но и как о средстве имиджа и стиля человека, то роль правильно выбранной оправы тут бесспорна. Эта тема несколько выходит за рамки проблемы коррекции зрения, но мы обязательно вернемся к ней в специальных публикациях.

Случается такое, что купили Вы новые очки, а дискомфорт, который испытываете при ношении новых очков, доставляет такие неудобств, что приводит к нежеланию носить эти очки.

Проанализируем основные причины дискомфорта от новых очков и как они решаются без замены очков на другие.

Обычно жалобы покупателя на новые очки, связанные с типом и формой линз, материалом, из которых они изготовлены, или рецептом, могут быть обусловлены физиологической неспособностью зрительной системы к к одному из выше перечисленных элементов зрения.

Однако, в некоторых случаях можно встретить и психологические табу человека не адаптироваться к новым очкам. Обычно это выражено в том, что жалобы имеют нерегулярную симптоматику, которую сложно объяснить чем-то объективным.

В этом случае продавцу или врачу-офтальмологу важно понять, что стоит за нежеланием носить новые очки:

Покупатель считает, что его подтолкнули к покупке.

Дома его начинает «душить жаба», жалко потраченных денег.

Покупатель изменил свое мнение о выбранной оправе.

Кто-либо из близких людей выразил негативное мнение о новых очках.

Выбранный тип очков не соответствует привычному стилю поведения покупателя.

Очки не соответствуют ожиданию покупателя.

Возникновение таких причин легко устраняется на этапе подбора оправы и линз для очков, если покупатель достаточно подробно изложит свои требования к новым очкам или расскажет о своих предпочтениях в стиле.

Есть и такие причины возможного дискомфорта от новых очков, о которых знает специалист оптики и на которые он должен обратить внимание покупателя. Это непереносимость однофокальных, бифокальных и прогрессивных линз.

1. Непереносимость однофокальных линз.

Хотя причины непереносимости однофокальных линз варьируются, их можно сгруппировать по следующим типам:

1.Ошибка центрирования.

2.Изменение формы или материала линз.

3.Неправильная посадка очков на лице.

4.Коммуникативные причины.

5.Косметические трудности.

Теперь по-порядку о каждом типе.

Ошибка центрирования — это неправильное центрирование линзы по горизонтали. Т. е. оптический центр линзы не совпадает со зрачком покупателя. Частая причина непереносимости очков из-за неквалифицированного изготовления очков. Такие некачественные очки можно приобрести с уличных лотков. В местах продажи готовых очков и в оптиках с низким качеством товаров.

Такая ошибка приводит к нежелательному призматическому эффекту, величина которого находится в прямой зависимости от величины ошибки центрирования и оптической силы линзы.

Длительное ношение очков с ошибочным центрированием по горизонтали приводит сначала к нечеткому обзору, а затем к сходящемуся или расходящемуся косоглазию.

Очки с такими линзами необходимо немедленно заменить.

Изменение формы и/или материала линз в новых очках связано с заменой сферического дизайна линз на асферический или на линзы более «крутой» базовой кривизны, с более высоким показателем преломления и более низким числом Аббе.

Обычно к таким изменениям покупателя подготавливают на этапе подбора новых очков. Это чисто психологическая причина возможного дискомфорта. Устранить ее можно детальными объяснениями покупателю причин временных неудобств.

Слишком изогнутые поверхности асферических линз могут вызвать дискомфорт тем, что покупателю трудно привыкнуть к изменению в увеличении изображения и в затуманенности изображения при отклонении взгляда в сторону от оптического центра.

Зная об этих особенностях асферической линзы заранее, покупатель, как правило, легко адаптируется к ним.

Если в новых очках становятся иными радиус базовой кривизны, оптическая сила, показатель преломления или толщина линзы по сравнению с прежними очками, меняется и эффект увеличения, создаваемый линзой. Поэтому,если привыкание к новым очкам (при постоянном ношении) не происходит в течение 1-ой недели, необходимо обратиться в салон оптики для устранения причин дискомфорта.

Неправильная посадка очков на лице вызывает смещение оптических центров линз по отношению к зрачкам по вертикали. Покупатель высказывает жалобы на слабую коррекцию, на соскальзывание очков с лица или излишнего давления очков на переносицу или виски. Зачастую проблема устраняется простой подгонкой оправы (подгонка длинны заушников, подгонка носовых упоров, изменение пантоскопического угла наклона оправы по отношению к лицу).

Коммуникативные причины непереносимости новых очков могут возникнуть в том случае, если покупатель не нашел взаимопонимания с офтальмологом или продавцом и не получил должные инструкции по функциональным особенностям новых очков. Покупателю следует вовремя обратить внимание на прилагаемые к очкам правила эксплуатации и хранения очков, на гарантии и противопоказания. Все эти материалы прилагаются в печатном виде к очкам, приобретенным в оптическом салоне.

Косметические проблемы - это проблемы внешнего вида очков. Их можно сгруппировать следующим образом:

Линзы оказались толще, чем ожидал покупатель.

Окраска линз не соответствует ожиданиям покупателя.

Цвет оправы не сочетается с окраской линз.

Стиль оправы разочаровал покупателя.

Как правило, в современном оптическом салоне эти вопросы обсуждаются на уровне подбора очков и в дальнейшей эксплуатации не возникают.

Не покупайте готовые случайные очки на уличных лотках или там, где Вам не предоставляют надлежащей информации по-поводу качества очков.

Если все-таки такая проблема возникла, решить ее можно путем совместных переговоров покупателя и продавца-консультанта.

2.Непереносимость бифокальных очков.

Хотя многие причины непереносимости относятся ко всем типам линз, в случае с бифокальными линзами остановимся на тех, что связаны с величиной и расположение сегмента.

К числу основных жалоб покупателей таких очков относятся:

Скачок изображения.

Сужение поля зрения при чтении.

Неудобства, вызванные сегментом, при взгляде вдаль.

Неудовлетворительное зрение на средних расстояниях (при чтении).

Все проблемы отметаются сразу, если покупатель услышит от офтальмолога, что можно ожидать от новых бифокальных очков, каким будет зрение на ближнем, среднем и дальнем расстояниях и как следует надевать и носить очки.

При подборе правильной оправы для очков с бифокальными линзами в оптическом салоне продемонстрируют положение и размеры сегмента в будущих очках. Сделают необходимые индивидуальные замеры для качественного изготовления очков. Отрегулируют посадку готовых очков на лице покупателя.

Если при ношении бифокальных очков все-таки возникает дискомфорт, его следует решать с врачом-офтальмологом и скорее всего, проблема будет заключаться в индивидуальной непереносимости.

3. Непереносимость прогрессивных очков.

Наиболее сложной проблемой, связанной с непереносимостью, которую приходится решать специалисту, является та, что относится к очкам с прогрессивными линзами.

Уже на стадии подбора очков врачу-офтальмологу необходимо учесть все аспекты показаний и противопоказаний к ношению таких линз.

Причины непереносимости прогрессивных линз можно сгруппировать так:

Недостаточная осведомленность покупателя относительно особенностей ношения прогрессивных линз.

Недостаточная информация от покупателя о желаемом результате обзора в прогрессивных линзах.

Некорректный подбор дизайна прогрессивных линз.

Неверная установка линз в оправу.

Индивидуальная непереносимость.

Зачастую вероятной причиной является то, что покупатель просто не понял, как правильно пользоваться очками с прогрессивными линзами и чем они отличаются от обычных (однофокальных) линз. Во многих случаях покупатель невнимательно слушает пояснения и рекомендации офтальмолога, поэтому требуется повторное объяснение.

Проблемы с чтением, с передвижением по лестнице в очках с прогрессивными линзами снимаются сразу же, как только покупатель выполнит все необходимые инструкции специалиста — определенный наклон головы, чтобы глаза смотрели через нужную в данный момент зону линзы.

Точные замеры при выборе оправы для установки прогрессивных линз, положение оправы относительно лица, подходящий под определенную деятельность покупателя дизайн линзы позволяют максимально качественно выполнить новые очки.

Поэтому от покупателя требуется подробное объяснение потребностей в очках — для каких работ или увлечений будут использоваться очки с прогрессивными линзами.

И в заключении.

Какими бы ни были Ваши будущие очки, не забывайте, что выбираете Вы их сами. И от того, насколько подробно будут высказаны Ваши пожелания и функциональные требования специалисту оптического салона, зависит Ваш комфорт и настроение в новых очках.

Уважаемые пользователи! Мы подготовили данное руководство, чтобы вы смогли с его помощью подобрать себе оправу и солнцезащитные очки, которые наиболее соответствуют вашему типу внешности, стилю жизни и зрительным потребностям. Кроме того, мы надеемся, что представленное руководство расширит ваши представления о тех возможностях, которые сегодня предлагает оптическая отрасль для того, чтобы в любой жизненной ситуации вы смогли и видеть, и выглядеть великолепно.


Что собой представляет оправа и зачем она нужна

С чисто утилитарной точки зрения оправа представляет собой не что иное, как устройство для фиксации линз. Ее задачей является обеспечение правильного положения линз перед глазами. Идеальным считается положение, при котором средняя линия световых проемов (световой проем есть пространство, ограниченное ободком оправы) проходит примерно через центры зрачков или несколько ниже. Оптимально, когда задняя поверхность линз находится на расстоянии 12 мм от вершины роговицы (более подробно см.: Розенблюм Ю. З. Выбор оправы // Веко. 2001. № 5. С. 44-45). Исключение составляют лишь так называемые очки-половинки , облегчающие перевод взгляда с дальних расстояний (поверх очков) на ближние (сквозь очки). На практике посадка оправы часто дает немного завышенное положение зрачка относительно средней линии светового проема.

Положение линз в очках:
слева - идеально, справа - неидеально

Элементы оправы

Оправа состоит из двух основных частей, а именно рамки , обеспечивающей фиксацию линз, и заушников , обеспечивающих заданное положение очков. Ограниченные ободком световые проемы рамки соединены между собой так называемым мостиком , или мостом, или переносицей - носовой частью оправы. В целом вариантов оформления носовой части достаточно много (так, в оправах, выполненных в стиле ретро, она может иметь вид седла, или буквы W, оправы крупных форм нередко имеют двойной мостик). Учитывая то, что максимум веса готовых очков приходится как раз на область переносицы пользователя, важно, чтобы оправа обеспечивала наибольшее прилегание очков в этой части, и вес бы распределялся равномерно. Большинство металлических оправ для лучшей их фиксации на лице дополнительно оснащены подвижными регулируемыми носоупорами , обычно выполненными из силикона или каучука. Специалисты в области производства пластиковых оправ успешно решают проблему фиксации и распределения веса готовых очков за счет конструкции самой оправы.
Соединение рамки и заушников осуществляется с помощью шарнирного соединения . Иногда в производстве очков используют подпружиненные, или флексовые, шарниры . Использование высококачественных шарниров положительно отражается на фиксации очков на голове и их сроке службы. Некоторые производители, как, например, австрийская компания Silhouette, используют бесшарнирные заушники. На металлические заушники во избежание возможных аллергических реакций кожи на металл и сдавливания головы в области висков надевают наконечники , выполненные из гипоаллергенного материала, например из силикона.




Оправа с W-образной переносицей из коллекции Lunor

Конструкции оправ

Оправы в зависимости от их конструктивных особенностей можно разделить на следующие типы: ободковые, полуободковые и безободковые.
Ободковые, или полноободковые, оправы - оправы, световые проемы которых полностью ограничены ободком. Наряду с металлическими и пластиковыми существуют также комбинированные модели ободковых оправ, для изготовления которых используется и пластик, и металл.
Полуободковые оправы - оправы, в которых ободком ограничена верхняя часть световых проемов (гораздо реже - нижняя). Помимо полуободка для крепления линз в этих оправах чаще всего используется нейлоновая леска. Полуободковые оправы могут быть пластиковыми, металлическими и комбинированными.
Безободковые оправы - оправы, которые не имеют рамки. Линзы в них удерживаются за счет винтовых креплений. В традиционных безободковых оправах, как правило, линзы имеют отверстия в назальной и темпоральной частях, в которые винт вставляется с передней стороны линзы и закрепляется с внутренней. Существуют конструкции, позволяющие производить вставку винта с внутренней стороны, а для закрепления его с наружной стороны применяются специальные декоративные крепежные элементы. Одним из преимуществ безободковых оправ является то, что они малозаметны на лице. Однако следует учитывать, что использование для сборки в безободковые оправы отрицательных и положительных очковых линз высоких рефракций часто сводит это преимущество на нет.
На оправы корригирующих очков, считающиеся изделиями медицинской техники, распространяется ГОСТ Р 51932-2002 «Оптика офтальмологическая. Оправы корригирующих очков. Технические требования», с текстом которого можно познакомиться пройдя, например, по ссылке .

Размеры оправ

Для того чтобы определить свои размеры оправы (солнцезащитных очков), можно идти разными путями. Самое простое - воспользоваться теми очками, которые вы носите в настоящее время (при условии, что они, конечно, вам подходят). С внутренней стороны правого заушника (иногда - на мостике) рядом с наименованием модели вы увидите три числа, которые обозначают (все - в миллиметрах):




1 - размер светового проема;
2 - размер мостика;
3 - длину заушника.

Два первых числа обычно разделяет наклонная черта или изображение квадрата. Бывает так, что числа нанесены слишком мелко или же уже частично стерлись от длительного ношения очков. В этом случае вы можете провести замеры образца самостоятельно.
При выборе оправы, за исключением некоторых случаев, вряд ли есть смысл отталкиваться строго от ее размеров. Прежде всего нужно примерить оправу. Если вам нравится, как она выглядит на вашем лице, то скорее всего и ее размер вам подходит. Тем не менее существует золотое правило, согласно которому общая ширина рамки оправы должна примерно равняться ширине лица. В этом случае комфорт будет идеальным.
Ширину лица можно измерить при помощи линейки. Для удобства к каждому уху нужно приложить карандаши, а затем измерить расстояние между ними на уровне переносицы.

Подбор оправы с учетом ваших индивидуальных особенностей

Выбор оправы - задача непростая. Для того чтобы решить ее, следует учитывать несколько вещей:
  • свой тип лица,
  • свой цветотип,
  • предпочитаемый вами стиль в одежде.

Определение типа лица

Определить тип лица, или, иначе говоря, его форму, несложно. Зафиксируйте волосы ободком либо повязкой, чтобы они вам не мешали, и встаньте вплотную к зеркалу. Обведите контуры лица (начиная от корней волос и заканчивая подбородком) помадой или водорастворимым маркером и оцените результат.


Характеристики типов лиц

При всем многообразии лиц чаще всего выделяют пять основных типов: это овальное, круглое, треугольное (сердцевидное), прямоугольное и трапециевидное лицо.


Овальное лицо. Оно характеризуется плавным переходом ото лба к скулам, а затем к подбородку, самое широкое место находится на уровне скул. Нижняя часть овального лица обычно длиннее верхней.


  • оправы практически любой формы, начиная от классики и заканчивая авангардом;
  • оправы чуть шире, чем размер лица в самой широкой части, для того чтобы уменьшить (как правило, вытянутые лица еще и достаточно узкие);
  • массивные оправы с широкой низкой переносицей, которая может отвлечь внимание от длинного узкого носа, и с низкой посадкой заушников, которые позволяют нивелировать эффект вытянутости (особенно если нижний и верхний ободки рамки образованы горизонтальными линиями).
Не рекомендуются:
  • слишком крупные оправы, которые будут диссонировать с чертами лица.


Круглое лицо. Такое лицо имеет плавные мягкие очертания, при этом его высота практически равна ширине. Нередко, хотя и необязательно, у людей с круглым лицом достаточно короткая шея.


  • оправы с прямыми линиями, образующими ярко выраженные углы с боковыми частями;
  • прямоугольные оправы, визуально делающие лицо менее круглым (если ширина оправы преобладает над ее высотой, то лицо воспринимается как более узкое);
  • оправы с высоко расположенными заушниками;
  • цветные пластиковые оправы, являющиеся, когда речь идет о коррекции формы лица, более предпочтительными, нежели филигранные металлические; оправа в этом случае может быть броской.
  • слишком маленькие оправы;
  • оправы округлой формы.


Треугольное (сердцевидное) лицо. Его отличают широкий лоб, широкие высокие скулы и ярко выраженный, довольно заостренный подбородок.


  • громоздкие оправы, которые усилят эффект тре-уголь-ника: подбородок будет выглядеть еще уже и острее, а область лба — еще шире;
  • оправы формы «кошачий глаз»;
  • оправы с высокой посадкой заушников.

* Подбор безободковой конструкции несколько отличен от подбора ободковой оправы, так как в этом случае первостепенное значение имеет даже не форма лица, а область глаз, верхняя граница которой проходит по линии бровей.

Прямоугольное лицо. Для него характерны четкие параллельные прямые линии от висков до подбородка и резко выраженные углы нижней челюсти.


  • скругленные, овальные оправы, которые помогут сгладить угловатость и облегчить тяжелую нижнюю часть;
  • оправы с заушниками, которые крепятся к рамке по центру или к ее верхней части;
  • оправы с подъемом в их верхней части, благодаря чему область щек будет казаться более узкой, а лицо — менее угловатым;
  • безободковые конструкции, которые несколько смягчат строгие черты лица;
  • цветные пластмассовые оправы, но они уместны при условии, что форма подобрана правильно.
  • угловатые оправы, которые подчеркнут тяжеловесность лица;
  • слишком маленькие оправы, диссонирующие с чертами лица;
  • оправы с низкой посадкой заушников.

Трапециевидное лицо. По своей форме оно напоминает грушу, самое узкое место находится в области висков, самое широкое — в области щек, лоб по сравнению с довольно массивным подбородком кажется узким.


  • оправы формы «кошачий глаз», чтобы добавить ширину верхней части лица и отвлечь внимание от подбородка;
  • оправы с широкими заушниками, которые позволят визуально выровнять переход между широкими скулами и узкой височной частью.
  • любые оправы, которые подчеркивают тяжеловесную нижнюю часть лица;
  • оправы с низко расположенными заушниками.

Азиатский тип лица. Определенные сложности могут возникнуть при подборе оправ людям с азиатским типом лица. Из-за особенностей антропометрии переносицы многие модели «сидят» у них не на носу, как следовало бы, а смещаются на скулы.



Специально для людей с азиатским типом лица некоторые компании производят отдельные линии и даже коллекции оправ и солнцезащитных очков. Такие коллекции, например, присутствуют в ассортименте концерна Rodenstock .

Определение цветотипа

Определение цветотипа является важным при выборе не только декоративной косметики, цвета волос и одежды, но и оправы. Выявить свой цветотип - холодный он или теплый - .
Для тех, кто хочет получить расширенное представление о собственном цветотипе, полезно будет познакомиться с , согласно которой всех людей можно разделить на четыре цветотипа - по аналогии с четырьмя временами года: весна, лето, осень, зима. Два из них являются теплыми: это весна и осень, а два - холодными: лето и зима.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей весеннего типа
При выборе оправы для людей этого цветотипа рекомендуется обратить внимание на все прозрачные тона весенней палитры, например светло-бежевый, нежно-голубой, теплый золотистый, липовый цвет. Приемлемы также ярко-красный и темный беж. Однако оттенок не должен быть холодным или слишком насыщенным. В целом людям весеннего типа хорошо подходят тонкие металлические оправы с покрытием под золото.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей осеннего типа
Цветовая палитра осеннего типа внешности состоит из теплых насыщенных тонов. Естественно, что человеку со светлой прозрачной кожей и ярко-рыжими волосами подойдут несколько другие тона, чем брюнету того же осеннего типа. Вполне нейтрально на его лице будет смотреться оправа коричневого, бежевого или золотисто-медового цвета. Уместны и различные оттенки зеленого. Если речь идет о металлической оправе, то выбор следует остановить на оправе цвета меди или золота, но не серебра.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей летнего типа
При выборе оправы людям летнего типа лучше отказаться от оранжевых и золотистых оттенков. Представителям данного цветотипа со светлой кожей к лицу пастельные тона, если же кожа имеет более темный или оливковый оттенок, подойдут и более насыщенные цвета, например фиолетовый, темно-серый, лиловый, индиго.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей зимнего типа
Людям, относящимся к зимнему типу, подходят прозрачные, яркие, чистые холодные тона. Черный - идеальный для них цвет, а вот от оранжевой оправы лучше отказаться, так как в ней представитель цветотипа «зима» будет выглядеть устало и даже скучно. Если же речь идет о металле, лучше остановить внимание на оправе цвета серебра.

Предпочитаемый стиль в одежде

во многом обусловлен образом жизни человека. При всем многообразии стилей выделим три наиболее емких:
  • деловой стиль;
  • экстравагантный стиль;
  • стиль кэжуал (повседневный).
■ Деловой стиль
Основные черты делового стиля, или бизнес-стиля, - строгость, сдержанность, функциональность, лаконичность. Помимо делового костюма важным атрибутом современного бизнес-стиля являются очки для коррекции зрения. Удачным решением для делового человека могут оказаться политкорректные безободковые очки, не ограничивающие поле зрения оправой. Иногда их называют очками политиков в силу особой приверженности к ним последних. Также их нередко выбирают ведущие политических ток-шоу и иных интеллектуальных программ. Для создания безободковых конструкций сегодня часто используют такие материалы, как нержавеющая сталь , титан и сплавы на его основе. В ассортименте некоторых производителей, специализирующихся на так называемой ювелирной оптике, присутствуют безободковые, как, впрочем, и ободковые модели из драгоценных металлов. Для изготовления оправ из драгоценных металлов, призванных подчеркнуть высокий статус их обладателя, сегодня широко используются золото , серебро, платина и металлы платиновой группы: рутений, палладий, родий и некоторые другие.
Стремлению многих деловых людей окружить себя комфортными и престижными вещами в полной мере отвечают и оправы, выполненные из натуральных материалов, например, .
В безободковых очках или в очках формы «авиатор » куда легче прослыть демократом, чем в строгих темных очках из ацетата целлюлозы прямоугольной формы. Однако последние будут вполне уместны, когда деловому человеку требуется усилить свой авторитет, что особенно важно, когда он делает первые шаги в бизнесе. При этом, однако, нельзя оставлять без внимания его тип лица .

■ Экстравагантный стиль
Экстравагантный стиль часто предпочитают студенты и люди творческих профессий (художники, фэшн-журналисты, фотографы, дизайнеры, блогеры). Они любят контрастные сочетания, смелые формы и цвета, неожиданные комбинации фактур, асимметричный крой и яркие аксессуары, в том числе, конечно, и очки. Самым смелым из них, то есть тем, кому не дает покоя слава Леди Гаги, рекомендуем обратить внимание на очки в виде крестов и крыльев марки Jeremy Schott или асимметричные очки от Ic! Berlin. Весьма экстравагантно могут выглядеть и пластиковые очки, выполненные в ретростиле, или же подлинные винтажные очки. Особое внимание при подборе оправы следует уделить цвету. Поклонники экстравагантного стиля часто тяготеют к ярким цветам. Удачным решением могут оказаться оправы из двух- или трехслойного ацетата целлюлозы, в которых сочетаются сразу несколько цветов. В результате наложения может получиться совсем нескучный микс!

Формы оправ

«Авиатор»




«Авиатор» - это, пожалуй, самая главная и самая узнаваемая модель солнцезащитных очков всех времен и народов. Вот уже на протяжении многих десятилетий она занимает первые строчки очкового хит-парада, не давая надолго потеснить себя ни одной другой. Первыми оценить преимущества «авиаторов» с характерными каплевидными линзами (тогда серо-зелеными) смогли летчики военно-воздушных сил США, для которых «авиаторы», собственно, и разрабатывались. А произошло это в 1930-е годы. Однако исключительно достоянием ВВС США «авиаторы», обеспечивающие максимальный обзор и пропускающие минимум рассеянного света, оставались недолго. Внимание общественности они привлекли сразу после того, как в прессе появились снимки мужественного генерала американской армии Дугласа Мак-Артура, запечатленного в «авиаторах» на одном из Филиппинских островов во время Второй мировой войны.
Впрочем, большая слава «авиаторов» на тот момент была еще впереди. Она лавиной обрушилась на них в 1969 году, после того как в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой, благодаря которому очки с линзами-каплями стали символом стиля унисекс и приобрели статус культовых. В 1980-е годы поддержанию этого статуса способствовал выход на экраны американского фильма «Лучший стрелок» (Top Gun), в котором в «авиаторах» предстал уже Том Круз.

«Вайфарер»



Первые «вайфареры» - солнцезащитные очки с трапециевидными линзами, ставшие впоследствии золотой классикой очковой моды, - были представлены на рынке в 1952 году. Из актуальных вариантов наиболее близка к первоначальной версии модель RB 2140 марки Ray-Ban, под которой «вайфареры», собственно, и появились на свет.
Когда в 1961 году зритель увидел фильм «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s) с Одри Хепберн в главной роли, солнцезащитные очки формы «вайфарер» вмиг стали популярными. Вообще, по части успеха в кино позавидовать «вайфарерам» могла бы любая голливудская звезда. За свою «кинокарьеру» они «снялись» более чем в ста картинах, в том числе в легендарном фильме «Братья Блюз» (The Blues Brothers), который вышел в прокат в 1980 году. Черные солнцезащитные «вайфареры» фигурировали в этом фильме с первой и до последней сцены. Главные герои в исполнении Дэна Эйкройда и Джона Белуши не расставались с ними даже ночью, считая их аксессуаром первой необходимости. Похоже, что после просмотра фильма в это уверовали и многие зрители: продажи «вайфареров» в восьмидесятые вновь стремительно пошли вверх.

«Ленноны»




«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное.
Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно). После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи».
Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

«Кошачий глаз» и «бабочка»




Очки формы «кошачий глаз» - по нашему глубокому убеждению, самой женственной из когда-либо существовавших - появились на рынке в 50-е годы XX века. Есть мнение, что этот «фасон» придумал сам Кристиан Диор (Christian Dior). Якобы в его модном доме долгое время работала манекенщица - наполовину казашка, наполовину русская. И Диор создал форму «кошачий глаз» для того, чтобы подчеркнуть очертания ее раскосых глаз. На наш взгляд, это не более чем красивая легенда; по крайней мере, мы не располагаем ее фактическим подтверждением.
Зато мы вполне можем говорить о том, что самым известным производителем очков формы «кошачий глаз» в 1950-е годы являлась американская компания Tura . На этот факт, в частности, указывают авторы вышедшей в 2007 году книги «Только лишь для ваших глаз? Очки от А до Я» - журналисты Алессандра Альбарелло и Франческа Джопполо , которые, работая в профессиональных оптических изданиях, посвятили изучению истории очков ни один год.
Одними из самых известных очков формы «кошачий глаз», вызывающих ассоциации с эпохой пятидесятых, являются, пожалуй, те, что носила героиня Мэрилин Монро в фильме «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire), который вышел на экраны в 1953 году. Воскресив в памяти очки Полы - экранной героини Монро, иной читатель подумает, что форма модели скорее похожа на «бабочку», чем на «кошачий глаз». Вот очки героини Анук Эме в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita; 1959) - это настоящий «кошачий глаз»!
Действительно, с «кошачьим глазом» и «бабочкой» порой случается путаница, которую можно объяснить тем, что многие полагают, что это две абсолютно разные формы очков. Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной теории говорят о том, что очки «кошачий глаз» повторяют форму глаз «домашней хищницы», их уголки резко устремляются вверх, в то время как очки модели «бабочка» напоминают, соответственно, распахнутые крылья бабочки, отличаясь большей площадью рамки и менее стремительным «характером». В теории это объяснение кажется вполне логичным, на практике же, учитывая большое разнообразие решений оправ, деление порой вызывает вопросы, так что строго придерживаться его мы бы все-таки не стали. Понятия «кошачий глаз» и «бабочка» довольно часто выступают в качестве синонимичных, что нам нередко случается наблюдать, читая пресс-релизы производителей очков.

«Панто»




Очки формы «панто» (в перевод с греческого panto означает «всё» или «весь») - это очки, обеспечивающие пользователю полный обзор. Этим преимуществом они обязаны своей форме: нижняя часть ободка абсолютно круглая, а верхняя линия более прямая. Их верхняя граница проходит чуть ниже бровей, что не только эстетически привлекательно, но и практично: брови не пачкают линзы.
Очки этой формы появились на рынке в 30-е годы XX века и сразу же полюбились многим интеллектуалам. С началом Второй мировой войны о них, правда, благополучно забыли (как ни крути, но стрелять из окопов все-таки удобнее в очках с большими круглыми световыми проемами), однако с наступлением мирного времени вновь вспомнили. В 1950-60-е годы «панто» пользовались репутацией едва ли не самой популярной мужской модели очков в США. В 1980-е годы мир моды вновь проникся теплыми чувствами к форме «панто», поклонниками которой стали режиссер Вуди Аллен и актер Джонни Депп - натуры, прямо скажем, незаурядные.

«Стрекоза»




Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стало продвижение на рынок полимерных линз - гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла.
Одной из главных поклонниц «крупногабаритных» очков того времени была вдова президента США Джона Кеннеди, супруга греческого миллиардера Аристотеля Онассиса Джеки Онассис, по праву считающаяся одной из самых элегантных женщин XX века. Во время поездок на Капри Джекки никогда не расставалась со своими «стрекозами», созданными лично для нее парижским оптиком Робертом Пинтоном из ацетатцеллюлозного пластика и натурального черепахового панциря. Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в «стрекозах» в обществе, очки подобной формы вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.

«Клабмастер»




«Клабмастеры», или «броулайнеры» (brow-liners), как их еще называют, - это очки в комбинированной оправе с округлыми световыми проемами. Верхняя часть «клабмастеров» усилена пластиковыми «дугами», создающими эффект двойных бровей.
В Европу мода на «клабмастеры» пришла из Америки. Одним из самых известных их пользователей середины XX века был борец за права темнокожих Малкольм Икс, у которого было сразу несколько очков этого «фасона» разных цветов. С приходом пластиковой революции, благодаря которой рынок наводнился новыми моделями, привлекательность «клабмастеров» как-то померкла. В восьмидесятые они вновь вернулись на модную сцену, но лишь в качестве солнцезащитных очков, а вот в начале текущего десятилетия в связи с увлечением дизайнерами стилем ретро они пережили настоящий ренессанс.

«Лолита»



Название «Лолита» прилепилось к очкам, выполненным в виде двух сердец, вскоре после того, как в 1962 году в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика «Лолита» (Lolita) по одноименному роману Владимира Набокова. Интересно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму.
С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих стали ассоциироваться в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам. Именно их суперзвезда шоу-бизнеса выбрала для своего мирового турне 2008-2009 годов под названием Sticky & Sweet.
В нашем XXI веке создать что-то абсолютно новое в дизайне очков, откровенно говоря, вряд ли возможно. Так что, как нам думается, дизайнерам очков не остается ничего иного, как пойти по пути модернизации уже существующих форм. А значит, наши истории непременно будут иметь продолжение.

* Позволим себе напомнить нашим читателям, что впервые очки формы «авиатор» появились на рынке под маркой Ray-Ban (дословно ее название можно перевести как «защита от лучей», «преграда для прохождения лучей»). Производителем этих очков являлась компания Bausch & Lomb.
** До Джона Леннона благодаря своему вкладу в дело мира прославился другой владелец круглых никелированных очков - Махатма Ганди, один из самых известных политических деятелей XX века и отец индийской нации.
*** Интересно, что в качестве материала очков Tura использовала анодированный алюминий, идею применения которого заимствовала у производителей авиационной техники.
**** Albarello A., Joppolo F. For your eyes, only? Eyewear from A to Z. Modena: Logos, 2007. P. 39.
***** Примечательно, что в коллекции компании François Pinton Paris, которой сегодня руководит сын Роберта Пинтона Франсуа Пинтон (Francois Pinton), модель «Джекки O.» присутствует и по сей день.