Происхождение слова бабки в смысле деньги. Узнамания

Опыт филологическо-бонистического изыскания

Это не сама “бабка”, это ее потомок образца 1961 года

Слово “бабки” применительно к деньгам прочно вошло в русский разговорный язык в 1990-е годы. Каких только теорий не существует относительно происхождения этого слова.

Есть идея, что это слово пришло из бухгалтерского арго. Костяшки на бухгалтерских счетах называются “бабки” от костяных говяжих “бабок”. Вспомните игру в бабки или свайки, где в игре используются именно “бабки”, т.е. кости около копыт.

Кости эти очень плотные, губчатой структуры не имеют, а потому часто использовались и используются для поделок, в том числе и для изготовления костяшек для счетов.

Вот от этих “бабок”, мол, и пошло низовое название денег.

Есть и другие теории разной степени правдоподобности, а иногда и фантастичности.

Вплоть до высказанной вчера такой (автор, впрочем, сразу назвал ее “самопальной”): “"Бабка" - это ступица у колеса в телеге в некоторых русских региональных диалектах . Отсюда, домысливаю я, "бабки" - то, без чего никуда не доедешь и ничего с места не сдвинется.”

А между тем этимология “бабок” очень проста. Это тот случай, когда нужно просто знать. Причем это тот случай, который является ярким примером того, как невозможно реконструировать реалию без ее письменной фиксации. Можно только “родить” более или менее правдоподобные объяснения.

Это типа того как без письменных источников невозможно точно определить национальную принадлежность той или иной археологической культуры. Все эти идеи акад. Б.А. Рыбакова привязать ту же Трипольскую культуру к славянам неумолимо разбиваются об отсутствие каких-либо нарративных источников, превращая все хитроумные построения археолога в гадательные и неопределенные.

Тоже и с этимологией. Часто просто невозможно реконструировать происхождение того или иного слова. Нужно знать, просто знать.

Итак, вернемся к “бабкам”.

Именование денег “бабками” идет от воровского названия конкретной русской дореволюционной банкноты.

В русском быту принято было именовать ассигнации разных номиналов. Вспомним “красненькую” у Н.В. Гоголя в “Мертвых душах”.

“Цветовые” наименования русских бумажных денег изначально было связано с тем, что ассигнации разного достоинства печатались на бумаге разных цветов.

“Красненькая” - это 10 рублей

“Синенькая” - 5 рублей.

“Желтенькая” - 25 рублей.

Замечу, что если подпись кн. Хованского была факсимильной, то подпись кассира Ассигнационного банка была настоящей, что и видно по этой купюре, где подпись прошла насквозь.

А вот 50 рублей назывались “уголок”. Почему? Не знаю… Есть одна версия. Купюра была в ходу при “подмазке”. Мол, взяткодатель показывал взяткополучателю уголок купюры, но боюсь, что это “лыгенда”.

Говоря о “цветных” названиях ассигнаций, следует сказать, что эти названия так въелись, что когда в 1830 году банкнота в 10 рублей изменила цвет, ее продолжали именовать “красненькой”

Позже, в 1840 году цвета банкнот вернулись к тому, что было до 1830 года и не менялись вплоть до 1991 года.

Интересующая нас ассигнация, та, что дала низовое, разговорное, наименование деньгам, появилась в 1841 году (высочайший манифест от 18 июля 1841 года).

Это так называемая “беленькая” - 100 рублей.

Более полувека до 1895 года это была самая крупная русская ассигнация.

В 1866 году вышла новая серия русских бумажных денег. Там впервые появились портреты царствующих особ.

На пятирублевке был Дмитрий Донской. На “красненькой” - Михаил Федорович.

На “беленькой” был помещен портрет Екатерины II.

На обороте “беленькая” оказалась отнюдь не “беленькой”, но разноцветной…

С этого времени “беленькую” также именовали “катенькой”.

Купюра оказалась очень удобной, особенно для крупных платежей и, как теперь говорят, межбанковских переводов.

Вообще-то Екатерина II попала на эту ассигнацию случайно. Должен был быть Петр I, но что-то “не срослось”

Петр же Великий разместился на другой “банковской” купюре - 50 рублей, “уголке”.

Однако, 50 рублей с Петром I выходила только в 1866 году и была постепенно из обращения изъята.

Я специально заостряю внимание на Петре I. Как знать, окажись он на сторублевке, и мы сейчас в быту по другому бы называли деньги.

Так вот. Ассигнации в 100 рублей редко попадали в обычное обращение. Обычный человек - чиновник, штаб- или обер-офицер их всю жизнь в руках мог не держать.

Эта купюра была купюрой крупных взаиморасчетов, а также купюрой накопления. Хранилась он как правило в кубышках, а чаще в сейфах.

Так вот в среде “специалистов по несгораемым шкафам”, у воров-медвежатников, эта ассигнация именовалась вначале “царской бабкой ”, а потом, по закону языковой экономии, просто “бабкой ”.

Купюра в 100 рублей без изменения дизайна просуществовала до 1895 года.

При этом было время, когда Екатерина II была единственной монархиней на русских деньгах, что еще более выделяло купюру.

В 1898 году появилась новая, очередная, серия русских денег.

Вновь появились монархи. При этом портреты монархов переместились с оборотной стороны на лицевую.

На 50 рублях, которые за 32 года отсутствия в обращении утратили именование “уголка”, был размещен портрет Николая I.

Особого наименования эта купюра не получила.

Новый дизайн “катеньки” выглядел так:

Самое интересное, что ее упорно продолжали называть “беленькой”.

Появился новый номинал. 500 рублей. Там опять появился Петр I.

Эта ассигнация также не получила никакого особого наименования. Прежде всего потому, что уж очень редко она появлялась в обычном обороте. А вот среди “медвежатников” ее стали именовать “дедушкой ”. Тут, думается, сработал закон аналогии. Раз сотка - бабушка , бабка , то 500 рублей, да еще и с Петром Первым - дедушка .

Не думаю, что, попади Петр I, как планировалось изначально, на сторублевку, эту ассигнацию назвали бы “дедушкой”, а мы бы именовали деньги “дедушками”, дедами” или “дедками”. Полагаю, у денег было бы другое расхожее наименование.

Ну, и на последок, то что мы привыкли именовать “катеньками”, появилось только в 1905 году.

“Катенька” серии 1905 года. Кстати, она стала опять “беленькой”, вернее, слегка желтоватой.

Если портрет “бабки ” не менялся с 1866 года, то портрет “дедушки ” вновь поменялся:

Кстати, “дедушка” был долгое время самой защищенной банкнотой в мире. Всего у него было 46 степеней защиты. Самые успешные фальшивомонетчики, смогшие украсть бумагу для пятисотрублевок в Эспедиции заготовления государственных бумаг, обошли только 43 степени защиты.

И еще. К вопросу о русских деньгах. После 1866 года ассигнации имели хождение независимо от года выхода купюры. Никаких “деноминаций” и “обрезок нулей” не было.

Вот такая история про слово “бабки”…

В старину на Руси существовала особая социальная каста офеней. Эти люди не только развлекали простой люд на ярмарках и больших праздниках, но и обладали собственным тайным языком. Первые слова заменители пошли именно от них. Впоследствии в разговорный язык пришли иностранные слова и тюремный жаргон. При этом слово «бабки» удивительным образом имеет отношение, как к монаршим особам, так и к простым обитателям российских городов и деревень. Дело в том, что на пользующейся особой популярностью в дореволюционной России купюре в сто рублей была изображена Екатерина II в достаточно преклонном возрасте. В то же время большинство финансовых операций от ведения бизнеса до накопления денег «в чулке» проходило с использованием именно этой купюры. В то же время, все представители правящей династии Романовых, которых сменилось немало на протяжении XIX – начала XX века являлись в той или иной степени внуками или правнуками Екатерины II. В частности Александр I во время официальных речей ссылался на свою царственную бабку. Данный факт был быстро подмечен населением страны и купюру в сто рублей стали именовать «царственной бабкой». Однако произносить два слова было долго и неудобно. Поэтому сначала сторублевка превратилась просто в бабку, а затем все бумажные денежные банкноты стали именовать «бабками».

Демонстрационные версии игровых автоматов в клубе Голдфишка помогают игрокам не только зарабатывать определённые навыки и накапливать знания, но и наслаждаться лучшими азартными играми. В этом направлении особенное внимание уделяется клубу Голдфишка, так как эта платформа уже давно является ярким примером успешной и профессиональной деятельности. Администрация компании всеми силами старается

Игровые автоматы очень увлекательны. У вас есть много вариантов, чтобы попытать удачу в игровых автоматах, либо в зданиях казино, либо казино в интернете. Есть игры, которые попадают под классические слоты и есть игры, которые попадают под многострочные слоты. Если вы не знаете, какой игровой автомат выбрать для игры, когда вы находитесь в Азино, то выбирайте большой игровой автомат. Это новейший

В основе психологии богатства лежит психологическое признание изобилия мира и собственного права на получение его доли. Эти две простые вещи недоступны для подавляющего большинства людей, которые искренне веруют в то, что они недостаточно хороши для того, чтобы получать столько средств, сколько им необходимо для того, чтобы быть счастливыми. Поэтому проблема углубляется и углубляется на

Прочитав, вы скажете что «счастье мол не в деньгах»… Но мой вопрос именно такой. И все же я считаю что в нашем современном мире можно соизмерять счастье количеством денег. И добавлю банальное - «счастье не в деньгах, а в их количестве» ;) Давайте поразмыслим немного прозаично, но масштабно - к примеру пусть так, вы уже счастливы по тем, или иным причинам вы не измеряете счастье деньгами, но


Что означает слово деньги

Почему деньги называют "капустой" и другими странными названиями

Слово «капуста» в обозначении «деньги» родилось внутри воровского жаргона. В нем были слова «вилки», «филки» со значением «деньги». Принимая во внимание наличие в обычном языке словосочетания «вилок капусты» (т. е. кочан), а также отдаленную схожесть такого вилка с пачкой купюр (особенно на срезе), можно понять происхождение этого термина. К тому же капуста зеленая - как старые "трояки" и нынешние доллары.

Со словом «деньги» связано огромное семантическое гнездо, пожалуй, самое большое в языке ЛЮБОЙ развитой нации.

Для человека, зарабатывающего себе на жизнь своим трудом, деньги и есть деньги: гривны, рубли, копейки. Изредка он может назвать их «тугриками» или применить еще какое-либо название, вроде странного «тити-мити».

Однако со словом «деньги» связано множество названий, и связанных с ними понятий. Обращает на себя внимание большое количество терминов, обозначающих деньги и действия с ними, в криминальном мире.

Как только не называются деньги на воровском жаргоне: бабки, баксы, балабаны, башли, воздух, голье, дрожжи, белки, жабы, знаки, капуста, лавэ, молоко, овес, охча, пули, саман, сармак, солома, фанера, фуг, хавры, хрусты, цифры, цуца, чистотел, шелуха, шмели. И тити-мити — из этого же словаря. Однако, скорее всего, приведенный список не полон.

Такое обилие названий денег в воровском мире говорит о значении, которое придаются в нем деньгам, пусть даже декларируется иное. Обратите внимание, многие названия имеют подчеркнуто пренебрежительный оттенок — жабы, солома, шелуха. Но почему же такое большое количество разных наименований? От языка ничего не спрячешь!

Этимология — наука, изучающая происхождение слов, — не относится к точным наукам. Даже по поводу самого слова «деньги» можно найти самые разноречивые мнения. Одни исследователи считают, что слова, обозначающие деньги, таможню и казну имеют монгольское происхождение. Древнерусское «скот» значило «деньги». Другие считают, что в основе лежит звукоподражание — «дзень». Действительно, был длительный период в истории денежного обращения, когда деньги были только металлическими, поначалу серебряными. Они очень благозвучно «дзенькали» — звенели на монистах, в кошельках и котомках.

Есть несколько мнений по поводу слова «бабки». Cуществует представление, что такое название обязано своим происхождением императрице Екатерине Великой. Дело в том, что ее портрет печатался на бумажных деньгах того времени. Это интересная гипотеза, но вряд ли правильная. Такого типа истории лингвисты называют ложной (или народной) этимологией.
Гони «лавэ» по понятиям, в натуре!

Всеволод Крестовский в «Петербургских трущобах» приводит следующие факты, поясняющие этимологию слова «бабки». На тайном языке преступного мира Петербурга слово «бабка» (а также «сора») означает деньги.

Поначалу слово имело единственное число, в то время как сегодня «бабки» употребляются лишь во множественном. Уголовным арго оно заимствовано из русских говоров! В крестьянском быту «бабкой» (также «бабой») называли несколько составленных один к другому снопов на жниве (от 10 до 13), из которых один клали сверху этой «пирамиды». Издали такое «сооружение» действительно напоминало русскую бабу в сарафане. «Бабками» часто считали урожай: «Сколько бабок ты снял?». Тогда имелось в виду — с поля. Теперь скорее — «с этого лоха».

Таким образом, вполне трудовое слово проникло в воровской жаргон, а теперь уже возвращается назад, перейдя из криминального арго в обиходный просторечный язык, в котором его и числят современные словари.

Лавэ, лавьё, лавэшки и даже лаванда — это заимствования из цыганского языка.

Баки, баксы, грины, зелень, мани — это уже из английского языка, со значением «доллары». Отсюда юмористическое, но вполне весомое название «тонна баксов» — одна тысяча долларов.

А как только не называют евро! И эрики, и еврики, и евражки. Хотя на само деле евражка — камчатский или чукотский длиннохвостый суслик.
Следует признать, что криминальное арго в настоящее время имеет большое влияние на язык делового мира. К сожалению, для большинства бизнесменов вообще, и наших в особенности, центром вселенной являются деньги. Их можно разменять, то есть «разбить», «расколоть», «раскидать», «размочить». Коммерческие отношения породили в среде новых бизнесменов и другие слова. Хорошего (денежного) покупателя характеризуют следующими эпитетами — конкретный, классный, тяжелый. Плохого (жадного и придирчивого, по их понятиям) называют сухостоем, конем в пальто, задрыгой... Деньги не платятся — отстегиваются. Выражения «наличный расчет», «безналичный расчет» получили хотя и удобные — сокращенные, но неблагозвучные наименования: нал, безнал.

Вот как прекрасно пишет эссеист и поэт Владимир Ермаков об отражении ментальности нации в языке и влиянии ее на действительность:

«Самоуверенный мистер Доллар, попав в нашу Зону и получив кликуху Бакс , теряет свою респектабельность и начинает вести себя непредсказуемым образом. Лимон в коробке из-под ксерокса совсем не то же самое, что миллион долларов в банке….
Наш «деловой» всегда «при деньгах»...

Наша национальная идея пока несовместима с понятием «священная собственность», являющимся юридическим и моральным гарантом капитализма. Дословный перевод ключевого для капиталистической экономики понятия «бизнесмен» — «деловой человек» в нашей речевой практике имеет явный иронический подтекст и отягощен негативными ассоциациями: на классической фене, столь влиятельной в нашем обществе, «деловой» означает то же, что и «блатной». И еще одну подсказку делает нам язык. Есть такое выражение «быть при деньгах». Хотим мы это признать важным или нет, но состояние человека при деньгах выдает стойкое интуитивное представление, что капитал порабощает человека. Собственник — раб вещей в их универсальной и абсолютно абстрагированной форме — денежной. Богатство иссушает душу. Да что человек! — даже царь Кащей «над златом чахнет»...

Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Так язык отражает отношение народа к явлениям общественной жизни.

Англичане говорят: «The Better the Man, The Better his Money» — чем лучше человек, тем лучше его деньги. А у нас все еще можно услышать: «Чем больше денег, тем меньше человека»... Такова разница в менталитетах наций, отраженная в языках.

Конечно, язык — очень инерционная система. Изменения в нем происходят десятилетиями. Но как по состоянию купюр видно, куда идет финансовая система, так по языку — в какую сторону развивается общество. Если с вами постоянно рассчитываются старыми, потертыми купюрами, то с экономикой все в порядке, а если вам попадется много «хрустов» — новых банкнот — значит, печатный станок работает на полную катушку. Ждите инфляции. Так и в языке. Если окружающие вас люди все чаще вворачивают криминальные словечки — не ждите завтра правового государства.

Однако, в конечном счете, не деньги — главные в этом мире. В любом языке гораздо больше совсем других слов. Да и жизнь за деньги не купишь. А вот смерть — можно. Давайте будем помнить, что сказал американский писатель Эдгар Уотсон Хау: «Когда человек говорит, что деньги могут всё, знайте: у него их нет, и никогда не было».