Противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша. Мероприятия в очаге коклюшной инфекции

Клиническая диагностика

Инкубационный период от 3 до 15 дней (в среднем 5-8 дней).
В течении болезни различают три периода.


Катаральный

(от 3 до 14 дней).
Общее недомогание, субфебрильная температура, умеренно выраженный ринит; сухой, постепенно усиливающийся кашель.


Период судорожного кашля (спазматический)

от 2 до 8 недель.

Приступы спазматического кашля (серия коротких кашлевых толчков с последующим свистящим вдохом-репризом), заканчивающиеся выделением вязкой стекловидной мокроты, иногда рвотой.

Во время приступа характерен внешний вид больного: возбуждение, цианоз лица, шейные вены набухают, глаза наливаются кровью, слезотечение, язык до предела высовывается наружу.

Возможна остановка дыхания, асфиксия.


Период разрешения

2-4 недели.
Кашель теряет конвульсионный характер, становится реже.
Постепенно исчезают все симптомы болезни.


Мероприятия в отношении больных и контактных лиц

Госпитализация

Обязательна для детей раннего возраста с наличием апноэ.
Больных тяжелыми и осложненными формами; больных из семей, где имеются новорожденные и дети первых месяцев жизни.
Для больных из детских коллективов (первые случаи заболевания при невозможности изоляции на дому).

Изоляция контактных

Дети до 7 лет, не болевшие коклюшем, разобщаются при госпитализации больного на 14 дней от момента последнего контакта с ним и на 25 дней от начала кашля у заболевшего при оставлении его на дому.

Дети и персонал групп обследуются бактериологически 2 дня подряд или с интервалом в 1 -2 дня.

Если в группе есть кашляющие дети, то карантин продляется на 14 дней с момента изоляции последнего кашляющего больного.

Дети, болевшие коклюшем, дети старше 7 лет и взрослые, работающие в детских коллективах, подвергаются медицинскому наблюдению: при госпитализации больного — на 14 дней от момента последнего контакта, при оставлении больного на дому — на 25 дней от начала кашля у заболевшего.


Условия выписки

Отсутствие частого приступообразного кашля и осложнений, но не ранее 30 дней от начала заболевания, наличие отрицательного результата двукратного бактериологического исследования, проведенного с 15-го дня от начала болезни с интервалом в 1-2 дня.


Допуск в коллектив

После клинического выздоровления, без бакобследования.


Диспансеризация

Проводится в отношении детей с затянувшимся течением коклюша и изменениями в легких в течение 1 года.

Для детей первого года жизни — осмотр врача 1-2 раза в месяц, для детей старше года — 1-2 раза в квартал.


Неспецифическая профилактика

Ранняя изоляция больных и изоляция каждого кашляющего ребенка с последующим наблюдением и обследованием.


Специфическая профилактика

См. «Календарь прививок».


«Справочник медицинской сестры» 2004, «Эксмо»

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 31. 10. 2011 № 109

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Требования к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и недопущение распространения коклюша»

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы (далее – Санитарные правила) устанавливают требования к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и недопущение распространения коклюша.
2. Настоящие Санитарные правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

3. Для целей настоящих Санитарных правил:

3.1. используются основные термины и их определения в значениях, установленных в Законе Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 36, ст. 451; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 52, 2/172);

3.2. классифицируют следующие случаи заболеваний коклюшем:
клинический случай – это случай заболевания коклюшем, характеризующийся кашлем продолжительностью не менее двух недель, при наличии одного или нескольких следующих симптомов: приступообразный кашель; свистящий вдох после ряда кашлевых толчков; посткашлевая рвота (рвота сразу после приступа кашля) без другой видимой причины;
лабораторно подтвержденный случай – это случай заболевания коклюшем, который соответствует определению клинического случая и подтвержден лабораторно;
эпидемиологически подтвержденный случай – это случай заболевания коклюшем, который не подтвержден лабораторно, но соответствует определению клинического случая и эпидемиологически связан с лабораторно подтвержденным случаем.
4. В организациях здравоохранения подлежат учету в соответствии с Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, все случаи заболевания коклюшем.

ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОКЛЮШЕМ, ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

5. Выявление пациентов с симптомами заболевания коклюшем осуществляют медицинские работники организаций здравоохранения (далее – медицинские работники) при обращении за медицинской помощью, в том числе на дому, медицинском наблюдении за лицами, контактировавшими с пациентами, которым установлен диагноз «коклюш» (далее – контактные лица).
6. Выявление и регистрация случаев заболевания коклюшем проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
7. Пациент, которому установлен диагноз «коклюш», изолируется в инфекционном стационаре государственной организации здравоохранения или на дому на 25 календарных дней от начала заболевания или на 21 календарный день от начала появления спазматического кашля.

8. Госпитализация пациентов проводится по клиническим и эпидемическим показаниям.

Клиническими показаниями к госпитализации являются:
возраст – в отношении детей первого года жизни;
тяжелые и среднетяжелые формы коклюша;
легкие формы коклюша при частоте приступов 10 и более раз в сутки для взрослых и детей школьного возраста, 5 и более раз в сутки – для детей дошкольного возраста;
наличие осложнений;
сочетание заболевания коклюшем с другими острыми заболеваниями;
наличие сопутствующих хронических заболеваний дыхательных путей, а также гипертонии, эпилепсии, судорожного синдрома.

Эпидемическими показаниями к госпитализации являются:
нахождение детей в учреждениях с круглосуточным режимом пребывания;
наличие в семье детей, не иммунизированных или не получивших полный курс профилактических прививок против коклюша.

9. В направлении на госпитализацию пациентов с заболеванием коклюшем указывают первые клинические признаки заболевания, сведения о полученных профилактических прививках и контактах с лицом, которому установлен диагноз «коклюш».

10. В первые 3 календарных дня с даты установления первичного диагноза «коклюш», независимо от госпитализации и назначения антибактериального лечения, медицинскими работниками проводится двукратное обследование на наличие возбудителя коклюша в дыхательных путях и первый забор сыворотки крови для серологических исследований, второй – через 7-10 календарных дней.

11. Основанием для выписки из инфекционного стационара государственной организации здравоохранения и допуска в учреждения образования и в учреждения с круглосуточным режимом пребывания детей является клиническое выздоровление, но не ранее 25 календарных дней с даты установления первичного диагноза. Бактериологическое обследование после лечения не проводится, за исключением детей и взрослых из учреждений с круглосуточным режимом пребыванием.

12. При получении первичной медицинской документации по форме № 058/у «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, осложнении после прививки», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 976 «Об утверждении форм первичной медицинской документации по учету инфекционных заболеваний», медицинские работники территориальных центров гигиены и эпидемиологии (далее – ЦГЭ) в течение 24 часов проводят эпидемиологическое обследование очага коклюшной инфекции, в том числе с обязательным выходом в учреждения образования и в учреждения с круглосуточным режимом пребывания детей врача-эпидемиолога (при его отсутствии – помощника врача-эпидемиолога) с определением границы очага коклюшной инфекции, круга контактных лиц и противоэпидемических мероприятий.

13. В очаге коклюшной инфекции заключительная дезинфекция не проводится. Помещения в очаге коклюшной инфекции, где находится пациент, хорошо проветриваются, проводится их влажная уборка не реже двух раз в день.

14. В отношении контактных лиц обеспечивается медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней после изоляции пациента с заболеванием коклюшем с проведением двукратного лабораторного обследования в течение двух дней подряд или через день, направленного на выявление возбудителя в слизи из дыхательных путей. Результаты медицинского наблюдения за контактными лицами вносятся в медицинский документ по форме № 025/у-07 «Медицинская карта амбулаторного больного», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 августа 2007 г. № 710 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в амбулаторно-поликлинических организациях», и (или) медицинский документ по форме № 112/у «История развития ребенка», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 сентября 2007 г. № 774 «Об утверждении форм первичной медицинской документации акушерско-гинекологической и педиатрической службы».

15. В группе учреждения дошкольного образования, где выявлен пациент с заболеванием коклюшем, в течение 14 календарных дней после его изоляции прекращается допуск новых и временно отсутствовавших детей, не переносивших заболевание коклюшем и не вакцинированных либо вакцинированных с нарушениями схемы иммунизации. Не допускается общение детей указанной группы с детьми из других групп учреждения дошкольного образования. Запрещается перевод детей и работников учреждения дошкольного образования из данной группы в другие группы.

16. Дети в возрасте до 14 лет, не болевшие коклюшем, независимо от прививочного анамнеза, но имевшие контакт с пациентом, которому установлен диагноз «коклюш», при наличии кашля не допускаются в учреждения образования и учреждения с круглосуточным режимом пребывания детей. Их допуск в коллектив разрешается после получения двух отрицательных результатов лабораторного обследования на наличие возбудителя коклюша.

17. Взрослые, имевшие контакт с пациентом, которому установлен диагноз «коклюш», и работающие в учреждениях дошкольного образования, учреждениях с круглосуточным режимом пребывания, подлежат отстранению от работы при наличии кашля. Их допуск к работе разрешается после получения двух отрицательных результатов лабораторного обследования на наличие возбудителя коклюша в течение двух дней подряд или через день.

ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

18. Основным методом профилактики заболевания коклюшем является иммунизация, которая проводится в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2006 г. № 76 «О проведении профилактических прививок» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 183, 8/15248) и другими актами законодательства Республики Беларусь о здравоохранении.
19. Состояние популяционного иммунитета к заболеванию коклюшем оценивается по результатам выборочного серологического обследования населения Республики Беларусь с целью определения групп повышенного риска и решения вопроса о целесообразности внесения дополнений в тактику иммунизации против коклюша.
20. Изучение популяционного иммунитета среди населения Республики Беларусь проводится государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии» (далее – РНПЦ эпидемиологии и микробиологии).
21. С целью профилактики коклюша медицинскими работниками проводится информационно-просветительская работа среди населения Республики Беларусь, в том числе с использованием средств массовой информации.

ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

22. Для проведения оценки санитарно-эпидемической обстановки по коклюшу, своевременного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарный надзор, подвергается эпидемиологическому анализу информация, характеризующая:
заболеваемость коклюшем (по годам, месяцам, территориям, возрастным, социальным и иным группам населения Республики Беларусь, клиническим формам, степени тяжести);
вспышечную заболеваемость коклюшем (по годам, месяцам, территориям, очаговости, возрастным, социальным и иным группам населения Республики Беларусь);
охват вакцинацией лиц соответствующей возрастной группы по административно-территориальным единицам;
количество медицинских противопоказаний к проведению иммунизации населения Республики Беларусь и их причины;
состояние противококлюшного иммунитета;
циркуляцию возбудителя коклюша и его свойства;
оценку эффективности проводимых мероприятий.

23. По результатам эпидемиологического анализа информации, указанной в пункте 22 настоящих Санитарных правил, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, проводится оценка санитарно-эпидемической обстановки по коклюшу.
Неблагоприятными прогностическими признаками являются:
преобладающее число тяжелых и среднетяжелых форм коклюша и наличие очагов коклюша с повторными случаями заболевания;
увеличение циркуляции возбудителя коклюша и рост его выделения по сравнению с предыдущим годом;
низкий уровень охвата вакцинацией (менее 95%) детей, подлежащих профилактическим прививкам против коклюша;
увеличение регистрации тяжелых форм коклюша из числа иммунизированных детей.

24. Лабораторными критериями, подтверждающими коклюш, являются:
выделение Bordetella pertussis из слизи дыхательных путей;
обнаружение в слизи из дыхательных путей последовательностей генома Bordetella pertussis методом полимеразной цепной реакции;
положительная серологическая реакция в парных сыворотках.

25. Областные центры, гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской центр гигиены и эпидемиологии, а также ЦГЭ в течение 10 календарных дней с момента выделения возбудителя коклюша направляют в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии штаммы Bordetella pertussis для проведения дальнейших лабораторных исследований.

26. По результатам эпидемиологического анализа с учетом лабораторных исследований проводится окончательная классификация каждого случая заболевания коклюшем.

Изоляция пациента

Выявить всех контактных

Карантин на контактных на 14 дней (в ДОУ)

Осмотр ежедневный (выявить детей с кашлем)

Обследовать детей методом «кашлевых пластинок»

Просмотр формы № 63

Влажная уборка, кварцевание помещений

6. Техника постановки горчичников детям раннего возраста.

ЦЕЛЬ:

· провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

ОСНАЩЕНИЕ:

· горчичники;

· лоток с водой 40 - 45°С;

· лоток со стерильным растительным маслом 37 - 38°С;

· пеленки (тонкая и теплая);

· одеяло;

· лоток для отработанного материала.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

· горчичники ставить при температуре тела не выше 38°С и на неповрежденную кожу.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие -Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
- Подготовить необходимое оснащение - Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) -Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
- Вымыть и осушить руки
- Раздеть ребенка по пояс - Осмотреть кожные покровы -Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле - Отжать и расстелить на ровной поверхности -Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников
- Смочить горчичники в воде 40 - 45° С в течение 5 - 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх -При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 - 4, на левой 1 - 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки) , оставив свободное пространство между ними, для позвоночника -Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками
- Перевернуть пеленку нижней стороной вверх -Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве - Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца
- Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом - Обеспечение сохранения тепла
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала
- Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Эталон ответа к задаче № 2.



Проблемы пациента:

Трещина слизистой оболочки нижней губы

Не знает, как правильно питаться при сахарном диабете

Беспокоится о своём состоянии

Приоритетная проблема:

Цель: ощущение жажды уменьшится к концу первых суток

План Мотивация
1. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу. Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового
2. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Нормализация обменных процессов и повышения защитных сил
3. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме
5. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг Использование приёмов отвлечения

Оценка: пациент отмечает улучшение самочувствия, уменьшение жажды.

Задача № 1.

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-ми лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-й день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании.



При осмотре: состояние средней тяжести, t тела 38,5ºС, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены да размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: дифтерия зева, субтоксическая форма.

Задания:

3. Определите цели, и составить план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Объясните матери необходимость изоляции больного

5. Обучите ребенка полоскать полость рта

Задача № 2.

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих костей, онемение конечностей. Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов. При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧДД - 18 в мин., температура - 36,9.

Задания:

1. Определите и обоснуйте вид повреждения на момент осмотра.

2. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

5. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть «варежка».

Эталон ответа к задаче № 1.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, быть здоровым, общаться, пить.

Проблемы пациента: (настоящие)

Лихорадка,

Боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса,

Головная боль.

(потенциальные)

Нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является – боль в горле при глотании.

2. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Поместит ребенка в отдельный бокс. 1. С целью изоляции
2. Обеспечит ребенку строгий постельный режим. 2. Для предупреждения осложнений
3. Будет обслуживать ребенка в маске. В боксе будет переодеваться в другой халат 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима
4. Проконтролирует, чтобы ребенок получал полужидкую легкоусваиваемую пищу, обильное питье. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации.
5. По назначению врача введет противодифтерийную сыворотку по методу Безредка 5. Для специфического лечения.
6. проведет по назначению врача инфузионную терапию: введет в/в 5% р-р глюкозы 6. Для уменьшения симптомов интоксикации.
7. По назначению врача введет преднизолон, ампициллин в/мышечно 7. Для лечения инфекции.
8. Обеспечит регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца.
9. Будет регулярно брать мочу на исследования. 9. Из-за возможного развития нефрита
10. Будет регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа 10. Для контроля за бактериовыделением
11. Организует досуг ребенка. 11. Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ей необходимость изоляции ребенка?

4. Студент продемонстрирует матери правила полоскания полости рта.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении

Техника проведения АКДС – вакцины.

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ:

· Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка

ОСНАЩЕНИЕ:

· стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом

· перчатки

· вакцина АКДС

· мензурка, для помещения в неё ампулы с вакциной

· светозащитный конус из чёрной бумаги

· лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев

· ёмкость с дезраствором для отработанного материала

· 70% этиловый спирт

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
-Организовать выполнение 1-4 принципов иммунопрофилактики (См. принципы иммунопрофилактики) -Профилактика поствакцинальных осложнений
-Подготовить необходимое оснащение -Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
-Вымыть и осушить руки -Надеть перчатки -Обеспечение инфекционной безопасности
-Достать из упаковки ампулы с вакциной, протереть шейки ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском -Накрыть стерильной салфеткой и надломить -Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в ёмкость с дезраствором -Ампулы поставить в мензурку -Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. -Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду -Все, что касалось вакцины должно обеззараживаться во избежание загрязнения окружающей среды -Предотвращение падения ампул и, следовательно, предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду.
-Вскрыть упаковку шприца -Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца -Снять с иглы колпачок -Предупреждение падения иглы во время работы
-Взять ампулу с АКДС – вакциной и набрать его в шприц 0,5 мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор) - Строгий учёт вакцины
-Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в неё воздух из шприца (сбросить салфетку в ёмкость с дезраствором) -Положить шприц внутрь стерильного столика -Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Обработать верхненаружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом, (ватный шарик оставить в руке) -Ввести вакцину внутримышечно -Обеззараживание инъекционного поля -Местом введения вакцины АКДS является верхненаружный квадрант ягодицы.
-Извлечь иглу -Место инъекции обработать ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля -Сбросить ватный шарик и шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв шприц) -Профилактика развития постинъекционного абсцесса.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Снять перчатки и сбросить их в дезраствор -Все, что касалось вакцины должно быть обезврежено
-Организовать выполнение 6-7 принципов иммунопрофилактики (см. принципы иммунопрофилактики) -Чёткая регистрация введённой вакцины -Учёт поствакцинальных осложнений

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента отморожение обеих кистей I-П степени. Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию: пребывание на холоде около 2х часов; цианоз и мраморность кожи; наличие пузырей со светлым содержимым.

2.У.пациента нарушено удовлетворение потребностей, быть здоровым, поддерживать состояние. Одеваться, раздеваться, работать.

3. Проблемы пациента:

1.Нарушение целостности кожных покровов при отморожении, связанных с нарушением периферических кровообращений.

2. Дефицит самообслуживания. .

Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных покровов.

4.Краткосрочная цель - уменьшить возможность инфицирования.

Долгосрочная цель - добиться восстановления целостности кожных покровов.

Повязка на кисть «варежка».

Показания: те же что и для повязки типа «перчатка».

Материальное обеспечение: бинт 7-10 см.

Этапы Обоснование
1. Пациенту придают удобное положение. В таком положении накладывают повязку.
2. Бинтующий встает лицом к больному. Бинтующий должен вести наблюдение за больным.
3.Бинтование производят открытым бинтом слева направо. Согласно правилам бинтования.
4.Закрепляющий тур производят круговым движением вокруг лучезапястного сустава. Закрепляющий тур проводят через узкую часть конечности.
5.Затем бинт перегибают на 90 о и ведут по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегибают на ладонную поверхность, доводя до лучезапястной области. Этапы бинтования.
6.Действия повторяют 3-4 раза, прикрывая 4 пальца одновременно.
7.Круговым ходом в лучезапястной области фиксируют предыдущие туры, предварительно перегнув бинт на 90 о.
8.Затем круговыми ходами по спирали спускаясь в низ до кончиков пальцев, и поднимаясь вверх фиксируют свободные туры повязки.
9.Фиксирующий тур закрепляется в месте лучезапястного сустава.

Задача № 1.

Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».

Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120\80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8° С. Рост 168 см, масса тела 60 кг.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните, как собрать мочу на общий анализ, оформите направление.

3. Обучите пациента принципам профилактики гипогликемических состояний.

Задача № 2.

Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, t тела повысилась до 39ºС. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар. Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 минуту, тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обожжен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: «Скарлатина», тяжелое течение.

Задание:

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием

3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией

4. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения

5. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ

Эталон ответа к задаче № 1.

Проблемы пациента:

Не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда

Риск инфицирования расчёсов кожи из-за неопрятного состояния ногтей

Допускает погрешности в диете

Приоритетная проблема – не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.

Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт. Для улучшения общего состояния
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу Для нормализации углеводного обмена
3. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
4. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры приведёт ногти в порядок. Профилактика присоединения инфекции
5. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков, по назначению врача Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов
6. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения Для улучшения комфортного состояния
6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном Обогащение воздуха кислородом

Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать t тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

Боль в горле,

Головная боль,

Суставные и мышечные боли,

Лихорадка,

Гнойный налет на миндалинах,

Изоляция ребенка.

(потенциальные)

Риск развития миокардита, нефрита

Из данных проблем приоритетной является – лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная)

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2-х дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям)
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. 2.
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи.
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. 4. Для дезинтоксикации.
5. обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, ромашка, календула и д. … 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов.
6. Обеспечит смену нательного и постельного белья, обработку кожи. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым.
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез. средств, мытьё игрушек. 7. Для предотвращения распространения заболевания.
8. Обеспечит капельное введение реополиглюкина, глюкозо-совевых растворов – парентерально по назначению врача. 8. Для дезинтоксикации.
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда.
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи. 10. Для профилактики осложнений.
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя.

Остро заразная болезнь с индексом контагиозности приближающимся к 0,7. Сохраняется заболеваемость среди детей первых месяцев жизни. Коклюш возможен даже у новорожденных. Относится к капельной группе инфекций, вызывается бактерией Bordetella pertussis.

В клинической стадии различают три периода: начальный, спазматического кашля и разрешения (реконвалесценции). Начало болезни либо острое (повышение температуры, катаральный синдром, насморк, покашливание), либо постепенное (без лихорадки) продолжительностью от нескольких дней до 2-х недель. Сохраняется кашель, выраженность которого постепенно увеличивается. Наконец он становится приступообразным. Приступ кашля при тяжелых формах болезни может продолжаться до 3-5 минут, он прерывается короткими репризами (паузами), во время которых слышен свистящий вдох с участием дыхательной мускулатуры. У детей первых месяцев жизни приступ кашля может заканчиваться апноэ, у старших детей - рвотой. Кашель усиливается ночью. При легких формах количество приступов кашля составляет в среднем 7-15 в сутки, при среднетяжелой достигает 25, при тяжелой превышает этот показатель. Часть приступов заканчивается рвотой при среднетяжелой форме, практически все - при тяжелой. Наличие апноэ свидетельствует о тяжелой форме болезни. У детей старше 7 лет болезнь обычно протекает в стертой форме в виде длительно сохраняющихся навязчивых приступов кашля без реприз.

Особенностью приступа кашля у больных коклюшем является то, что он происходит на фоне судороги дыхательной мускулатуры. Поэтому в отличие от кашля, наблюдаемого у больных ОРЗ, бронхитами и др., у больных коклюшем между кашлевыми толчками нет вдохов, кашлевые толчки, следующие один за другим, производятся в фазе выдоха. Только в момент репризы и удается сделать короткий вдох, который тут же сменяется новым кашле-вым приступом. Музыкальная картина приступа коклюшного кашля настолько характерна, что при типичном проявлении спутать его ни с чем нельзя. Обращать внимание нужно на внешний вид больного: во время приступа кашля у него далёко высовывается язык, лицо краснеет, потом синеет, из глаз текут слезы, большие дети вскакивают на ноги, наклоняются вперед. При легких формах болезни вне приступа кашля дети ведут себя без признаков интоксикации, нарушения деятельности ЦНС и сердечно-сосудистой системы. При тяжелых формах - они вялые, лицо отечно и цианотично, возможны кровооизлияния в склеры, язвочка на уздечке языка.

Вакцинированные дети болеют стертыми или легкими формами коклюша. Тяжелые формы наблюдаются всегда у невакцинированных детей, преимущественно в возрасте первых месяцев жизни.

В установлении диагноза помогает выявление в общем анализе крови значительного лейкоцитоза (иногда до 50-70 тыс. 109/л), лимфоцитоза до 70% при нормальной СОЭ. Выделение коклюшной палочки В. pertussis из мокроты, получение 4-кратного нарастания титра в РПГА, РСК с коклюшным антигеном помогают установить окончательный диагноз. Как следует из Сан.-эпид. правил 3.1.2.1320-03 «Профилактика коклюшной инфекции», в целях раннего выявления коклюша каждого ребенка, кашляющего в течение 7 дней и больше, направляют на бактериологическое обследование (два дня подряд или через день) и устанавливают за ним медицинское наблюдение.

Антибиотики применяются в начале болезни (макролиды, ампициллин), основное значение имеют седативная терапия (аминазин внутрь в дозе 1-2 мг/кг/сутки в 3-4 приема, седуксен по 0,2 мг/кг 3 раза в день, фенобарбитал по 1 мг/кг 3 раза в день), тихие игры, прогулки, докармливание детей после приступа кашля и рвоты, в период разрешения показаны микстура от кашля для облегчения отхождения мокроты, проведение ингаляций пара от сваренных овощей (кипяток слить во избежание ожога слизистой), минеральной водой из бытовых ингаляторов.

Наблюдение на участке

Кратность наблюдения больных, оставленных дома, зависит от клинических проявлений. Дети 1- го года жизни должны наблюдаться ежедневно или их нужно госпитализировать. Вакцинация возможна через месяц после выздоровления. Дети, переболевшие коклюшем, прививаются АДС. Дети в возрасте до 7 лет, оставленные дома, изолируются на 25 дней от начала болезни.

Дети в возрасте до 14 лет, не болевшие коклюшем, независимо от прививочного анамнеза, бывшие в контакте с больным коклюшем, отстраняются от посещения детского коллектива до получения 2-х отрицательных результатов бактериологического обследования. При лечении больных коклюшем на дому за контактными детьми устанавливается наблюдение в течение 7 дней и проводится двукратное обследование (два дня подряд или с интервалом в один день). За детьми, общавшимися с больным коклюшем, в ДОУ закрытого типа, устанавливается также медицинское наблюдение в течение 7 дней. Контактным непривитым детям в возрасте до 1 года рекомендуется вводить антитоксический противококлюшный иммуноглобулин (Сан.-эпид. правила СП 3.1.2.1320-03).

В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила


Эпидемический процесс коклюша.

  • Возбудитель коклюша - Bordetella pertussis рода Bordetella (палочка Борде-Жангу). Это бактерии, малоустойчивые в окружающей среде. Циркулирующие возбудители различа­ются по набору типовых антигенов: 1, 2, 3; 1, 2, 0; 1, 0, 3. Соотношение этих типов коклюшных бактерий в разные го­ды и на различных территориях неодинаково. Наиболее ви­рулентным является вариант 1, 2, 0. Коклюшные бактерии при развитии инфекционного процесса у больного и при со­хранении их на питательных средах претерпевают фазовые изменения вирулентности. В течение болезни постепенно изменяются морфологические признаки возбудителя, снижа­ется его вирулентность, что, видимо, и объясняет уменьше­ние опасности больного как источника инфекции к концу болезни.

    Сходное с коклюшем заболевание - паракоклюш - вызы­вает Bordetella parapertussis. Оба возбудителя имеют общие ро­довые антигены, что приводит после инфекции к формирова­нию частичного перекрестного иммунитета, не дающего, од­нако, полной защиты от заболевания коклюшем.

    Источником возбудителя коклюша является больной. Он наиболее опасен в начале заболевания, при катаральном каш­ле, когда возбудитель интенсивно размножается на слизистой оболочке верхних дыхательных путей и легко рассеивается при кашле. В большинстве случаев заразный период заканчи­вается раньше, чем прекращается судорожный кашель. Боль­ного изолируют на 25 дней. Легкие и стертые формы коклю­ша своевременно не распознаются, они представляют наи­большую эпидемиологическую опасность. Носительство кок­люшных бактерий возможно, однако оно непродолжительно и не играет существенной роли в распространении возбудителя.

    аспирационный; путь пе­редачи воздушно-капельный. Возбудитель выделяется при кашле и в капельках слизи распространяется на расстоянии 1,5-2 м от источника инфекции. Коклюшные микробы не­стойки в окружающей среде, быстро погибают при высыха­нии, поэтому игрушки, посуда, носовые платки не представ­ляют опасности как факторы передачи. По этой же причине в эпидемическом очаге коклюша не проводят дезинфекцию. За­ражение коклюшем восприимчивого индивида происходит

    при непосредственном длительном общении с больным, при­чем только на расстоянии, не превышающем 2 м.

    Восприимчивость к коклюшу высока и не зависит от воз­раста. В возрасте до 1 года коклюш протекает тяжело, нередко с осложнениями. У детей старше 1 года выраженность клини­ческих проявлений болезни во многом определяется полнотой и качеством проведенных им противококлюшных прививок (АКДС-вакциной). На фоне иммунизации преобладают нетя­желые и стертые формы коклюша. Взрослые также могут бо­леть коклюшем. На основании тщательно выполненных бак­териологических, серологических и клинических наблюдений в очагах определено, что 20-30 % взрослых, общавшихся с больным в семье, заболевают коклюшем. Установление диаг­ноза у взрослых обычно неполно, затруднено и запаздывает. Нередко ставится диагноз "бронхит", поэтому при длительном кашле у взрослого пациента необходимо выяснить эпидемио­логический анамнез, расспросить о кашляющих детях в семье.

    Изредка возможны повторные заболевания коклюшем. Но в каждом подобном случае необходимо с помощью бактерио­логических или серологических исследований исключить па-ракоклюш.

    Эпидемический процесс коклюша характеризуется периоди­ческими подъемами и спадами заболеваемости. Обычная пе­риодичность коклюшной инфекции составляет 3-4 года. Многолетняя динамика заболеваемости коклюшем на терри­тории Российской Федерации и полнота охвата детей привив­ками представлены на рис. 8.6, 8.7.

    Характерной чертой эпидемического процесса коклюша является недостаточно четко выраженная сезонность. Некото­рый рост заболеваемости в осенне-зимнее время связан с уве­

    личением риска заражения из-за большей тесноты и длитель­ности общения с источником инфекции в закрытых помеще­ниях.

    Коклюш регистрируют в основном среди детей, на долю которых ежегодно приходится до 96-97 % от общего числа больных. Показатели заболеваемости коклюшем городского населения в 3-3,5 раза выше сельского. Это обусловлено от­носительно низкой контагиозностью коклюшной инфекции и отсутствием соответствующих условий для реализации воз­душно-капельного пути передачи возбудителя, а также низ­ким уровнем диагностики в сельской местности.

    Профилактические и противоэпидемические мероприятия

    Вакцинопрофилактика коклюша оказалась высокоэффек­тивной уже в первые годы применения - 1960-1965 гг. В по­следующем выяснилось ограниченное воздействие ее на эпи­демический процесс: сохранились периодические подъемы за­болеваемости и сезонная неравномерность. Вместе с тем от­мечено снижение заболеваемости, уменьшение числа болею­щих при вспышках в дошкольных детских учреждениях, пре­обладание легких и стертых форм болезни. В настоящее время основной задачей в профилактической работе педиатров явля­

    ются организация и контроль за вакцинопрофилактикой, обоснованностью отводов от иммунизации АКДС; раннее вы^ явление больных. Объем противоэпидемических мероприятий в очаге коклюша представлен в схеме 8.7.

    Краснуха

    Краснуха - антропонозная вирусная острая инфекционная болезнь с аспирационным механизмом передачи возбуди­теля.
    Основные вопросы темы


    1. Характеристика возбудителя.


    2. Механизмы и пути передачи возбудителя краснухи.

    3. Эпидемический процесс краснухи.

    4. Профилактические и противоэпидемические мероприятия.

    Возбудитель краснухи - РНК-содержащий вирус семейст­ва Tagaviridae рода Rubivirus. Вирус нестоек во внешней среде, термолабилен, инактивируется при температуре 56 °С в тече­ние 1 ч, при комнатной температуре выживает несколько ча­сов. Быстро погибает под воздействием ультрафиолетовых лу­чей и обычных дезинфекционных средств.

    Источник инфекции - больной с клинически выраженной или инаппарантно протекающей инфекцией и новорожден­ные с врожденной краснухой.

    Как источник инфекции больной краснухой начинает представлять опасность для окружающих в последние 4-5 дней инкубационного периода, продромальный период, весь период высыпаний и еще 7-10 дней после окончания высы­паний. Для окружающих больной наиболее опасен чаще всего за 5 дней до высыпания и 5-7 дней после сыпи, т. е. около 10-14 дней.

    При легких и инаппарантных формах существует опасность заражения 3-4 дня. У детей с врожденной краснухой вирус может выделяться в течение 8-12 мес и более (до 2 лет) после рождения.

    Механизм передачи возбудителя аспирационный и верти­кальный. Путь передачи воздушно-капельный и трансплацен­тарный. Единичные находки вируса краснухи в моче и ис­пражнениях больных не являются достаточными для обосно­вания фекально-орального механизма передачи, тем более что вирус малоустойчив во внешней среде.

    Возбудитель представляет особую опасность для беремен­ных, больных краснухой, так как вирус поражает плод в тече­ние первых 8-12 нед беременности, далее тератогенность бы­стро снижается. При внутриутробном заражении возможны мертворождение, развитие синдрома врожденной краснухи (СВК: катаракта, пороки сердца, глухота; зарегистрированы психическая неполноценность, физические уродства).

    Контагиозность краснухи невелика, для заражения необхо­дим более тесный контакт, чем при ветряной оспе и кори.

    Восприимчивость к краснухе высокая. После перенесенно­го заболевания развивается стойкий иммунитет.

    Эпидемический процесс краснухи характеризуется циклич­ностью.

    Периодические подъемы заболеваемости происходят с ин­тервалом 3-4 года, более выраженные - через 7-10 лет. Многолетняя динамика заболеваемости краснухой представ­лена на рис. 8.8.

    Сезонность зимне-весенняя, особенно выражена в годы эпидемического подъема.

    Дети до 1 года болеют очень редко, так как защищены ма­теринскими антителами. Наиболее высокие показатели забо­леваемости среди детей 3-6 лет.

    Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, боле­ют чаще, чем дети, воспитываемые дома. В детских дошколь­ных учреждениях эпидемический процесс проявляется в виде вспышек, возникающих в результате заноса возбудителя крас­нухи.

    Существенных различий в заболеваемости по полу среди детей нет. В возрастной группе 15-20 лет чаще болеют муж­чины, а от 25 до 45 лет - женщины.
    Профилактические и противоэпидемические мероприятия

    Госпитализация больного осуществляется по клиническим показаниям с изоляцией до 5-го дня с момента появления сы­пи. Дезинфекция в очаге не проводится.

    В отношении лиц, общавшихся с больным, никаких огра­ничительных мероприятий не предусматривается, карантин на

    группы детских учреждений не накладывается. В случае обще­ния беременной с больным краснухой необходимо серологи­ческое обследование в ИФА для обнаружения IgM -антител к вирусу краснухи. При обнаружении IgM -антител женщину считают инфицированной вирусом краснухи. Женщинам со сроком беременности до 12 нед в таких случаях рекомендуют прервать беременность. При наличии IgG -антител женщина является иммунной.

    Для экстренной профилактики краснухи лицам, контакти­ровавшим с больными в очаге (детям и беременным), реко­мендуют ввести иммуноглобулин.

    Важное и первостепенное значение в профилактике крас­нухи имеет специфическая профилактика - плановая имму­низация детей, проводимая в сроки, предусмотренные Нацио­нальным календарем профилактических прививок. Учитывая чрезвычайную актуальность профилактики врожденной крас­нухи, 48-я сессия Европейского регионального бюро ВОЗ в сентябре 1998 г. включила краснуху в число инфекций, борьба с которыми будет определяться целями программы "Здоровье для всех в XXI веке" Основной задачей программы на первом этапе ее реализации является снижение к 2010 г. или раньше частоты СВК до уровня менее 0,01 на 1000 родов живым ре­бенком. Разрыв передачи возбудителя краснухи у детей млад­шего возраста - следующая задача. Достижение поставленной задачи возможно только при проведении плановой вакцина­ции, а также селективной вакцинации против краснухи дево­чек-подростков, что позволит быстро уменьшить число вос­приимчивых молодых женщин к краснухе, снизить риск СВК.

    Менингококковая инфекция

    Менингококковая инфекция - антропонозная бактериаль­ная острая инфекционная болезнь с аспирационным меха­низмом передачи возбудителя.
    Основные вопросы темы


    1. Характеристика возбудителя.

    2. Источник возбудителя инфекции.

    3. Механизм и путь передачи возбудителя.
    4. Проявления эпидемического процесса менингококковой ин-
    фекции.

    5. Профилактические и противоэпидемические мероприятия.
    Возбудитель менингококковой инфекции - менингококк Neisseria meningitidis из семейства Neisseriaceae рода Neisseria, грамотрицательный диплококк. Менингококки исключитель­

    но требовательны к условиям выращивания на искусственных питательных средах к составу сред и температурному режиму (36-37 °С). По структуре капсульного полисахарида различа­ют 12 серогрупп (А, В, С, X, Y, Z, 29Е, 135W, Н, I, К, L). Внутри отдельных серогрупп (особенно В и С) обнаруживает­ся антигенная неоднородность по белкам наружной мембра­ны, которой определяют субтип возбудителя.

    Менингококк неустойчив к воздействию окружающей среды, он быстро погибает на свету, при низкой температу­ре, недостаточной влажности, чувствителен к дезинфектан-там.