Психологические проблемы - найти и обезвредить! Как определить неосозноваемую психологическую проблему.

Люди должны задумываться о себе. Задумываться о своей социальной жизни (учеба, профессия, бизнес, карьера…), о своем здоровье (ведь больной организм доставляет немало хлопот, проблем и боли), о своей семье (о близких взрослых людях и о детях, даже иной раз о любимых животных, которые считаются членами семьи), о своей собственной внешности (неухоженная некрасивая внешность теперь в современном мире свидетельство лени и распущенности, а не отсутствия природной красоты), о своей собственной душе (неухоженная душа, полная проблем, причиняет не меньше страданий своему владельцу, чем материальная нищета, отсутствие физического здоровья и социальные катаклизмы в стране…).

Думающие и внимательные люди, когда понимают или чувствуют, что у них в жизни что-то не так или не то, первым делом хотят разобраться в себе. Это очень важно, полезно и интересно. Ведь благодаря этому можно многое изменить и улучшить в своей жизни. Делать это можно самостоятельно, при помощи чтения разнообразной литературы, просмотра фильмов, общения с друзьями, путешествий, хобби и прочего. А можно попытаться разобраться в себе с компетентной помощью психолога. Последнее – эффективнее, быстрее и интереснее. Ведь психолог знает о душе значительно больше и умеет помочь намного эффективнее, чем простой обыватель.

Есть много причин, в связи с которыми у человека возникает желание разобраться в себе. Но есть, на наш взгляд, самая основная, которая включает в себя почти всё – это … Последнее время это понятие стало широко известным. Оказывается, не все в жизни меняется в лучшую сторону решением материальных трудностей, проблем со здоровьем или карьерой, есть область проблем, которые кроются только внутри души человека и почти не зависят от внешних факторов.

Что такое психологическая проблема и откуда она берется?

Если причины дискомфорта, неудач, какой-либо зависимости, неудовлетворенности и прочего находятся, в основном, в психике (в душе) человека, а внешние обстоятельства жизни лишь усугубляют внутренние причины...

Если это состояние причиняет человеку явные или скрытые страдания...

Если человеку с большим трудом удается изменить себя и ситуацию вокруг себя, но даже что-то изменив, он не получает удовлетворения и душевного комфорта...

Тогда можно смело говорить о том, что проблема преимущественно психологическая, внутренняя, а не внешняя, социальная. И это хорошо потому, что в этом случае психолог может помочь человеку стать довольным собой и своей жизнью. Достаточно приложить труд, время и компетенцию и проблема вполне вероятно может быть решена.

Обычно возникает тогда, когда у человека есть неосознанная внутренняя фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самого человека) с достижением желанной цели. А у любого человека есть всего два вида желаний– либо что-то получить (иметь, быть, стать, реализовать, обладать и прочее), иными словами "стремление к...", либо от чего-то избавиться (убежать, уничтожить, оставить, оттолкнуть, освободиться и прочее), иными словами "стремление от...". Если это никак не достигается, возникает проблема.

Схематически (шутливой метафорой) это можно изобразить так:

1. Например, ёжик очень хочет яблоко. Но перед ним есть преграда – пень. Ёжику взять бы, да и обойти пень сбоку и получить заветное яблоко. Но он не может никак по внутренним причинам обойти пень. Вот и стоит, бедолага, перед пнем, мучается и мечтает о яблоке… Так и человек с психологической проблемой. Есть всегда некая заветная цель или объект или субъект желаний. И есть некая преграда субъективно мешающая получить желаемое. Природа преграды – психологическая невозможность ее преодолеть или обойти.

2. Другой вариант проблемы выражается в такой же субъективной преграде, мешающей избежать или избавиться от чего-то. Испугался ёжик в лесу чудища - собаки. Закатился с перепугу под пень и никак не может вылезти, пень обогнуть и убежать. Сидит под пнем, иголки топырит, боится и подвергается риску... Так и человеку хочется избежать чего-то, но есть преграда, кажущаяся непреодолимой. И никак человек не преодолеет внутреннюю преграду. Как глупый колючий ёжик видит он непреодолимую помеху на своем пути, и «забивается» психологически в угол, и бездействует или его попытки не приводят к успеху. А помеха-то мешает и давит только по внутренним (психологическим) причинам! Ситуация накаляется, и в ход идут «иголки» - так называемые психологические защиты.

3. А теперь представьте ёжика, который унюхал вкусное яблоко и очень его хочет, но при этом совсем никак не может справиться с пнем на своем пути… не может сообразить и справиться с задачей «как обойти пень»? Одновременно тот же ёжик унюхал возле яблочка страшную собаку, которую смертельно боится… И кинулся ёжик прочь, да наткнулся на другой пень, так и застрял у его корней и никак сообразить не может, что сбоку пень можно обежать быстренько и уйти от «опасности»… Сидит, бедолага, меж двух пней, фыркает на весь лес, иглами воздух бьет… ни яблочка… ни спасения от страшной собаки… Сплошная проблема!!!

Т.о. мы хотели метафорически в шутку проиллюстрировать очень серьезную закономерность - часто проблема носитдвойственный характер. Т.е. с одной стороны человек неосознанно стремится к заветной цели, но достичь ее не может по внуренним психологическим причинам (комплексы, неконструктивное поведение, стрессы, отсутствие навыка и прочее). А с другой стороны он по таким же внутренним психологическим причинам боится достичь заветной цели (кто-то или что-то грозит наказанием за попытку решения). К тому же во многих случаях этот механизм происходит бессознательно или, в лучшем случае, полуосознанно.

Вот и получается, что все составляющие психологической проблемы – субъективны!

Субъективна невозможность преодолеть преграду (ну не может никак ёжик пень обойти, это выше его ёжиковых сил)
Способы достижения цели – деструктивны (сидеть у пня и мечтать о яблоке или забиться под пень и фыркать на собаку, а не достигать и не бороться или спасаться бегством)
Глубокая связь (зависимость) с прошлым опытом (память, ассоциации, «якоря»…)
Часто нет на самом деле желания конструктивно решить проблему, а есть желание «поиграть» вокруг решения (всегда есть «психологическая выгода» от проблемы, даже от самой тяжелой, просто эта выгода не осознанна)...

Выгодно ёжику быть героическим, вот даже на картинку попал…. Вот когда собака уходит и уносит яблоко, возвращается ёжик домой хоть и грустный и несчастный от случившегося, но рассказывает своей ёжиковой семейке какой же он был герой и все им восторгаются. В любой самой ужасной ситуации всегда есть психологическая выгода, даже если это выгода от мучений. Все эти субъективные составляющие рождают сильную неконтролируемую привязанность к проблеме (так и ходит ёжик всю жизнь понюхать яблочка, да пофыркать на страшную собаку)… а потом получить восторги близких. И похоже это на некую «яму», куда провалился и сидишь в ней…сидишь…сидишь… и никак не выберешься.

Мы привели метафору структуры психологической проблемы, ну а какой она может быть по содержанию?
Самые часто встречающиеся варианты:

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психологического мира личности. Это столкновение противоположных желаний, интересов, ценностей, целей, идеалов, отдельных частей личности. Протекает конфликт в виде тяжелых душевных переживаний (явных или скрытых).
Психологическая травма – разнообразные повреждения психики после аффективных (очень сильных и разрушительных) переживаний. События, вызвавшие такие разрушительные переживания могут быть весьма разнообразными: изоляция, болезнь, смерть близкого человека, роды, развод, стрессы, конфликты, военные действия, опасность для жизни, изнасилование и прочее). Эти события, мощно воздействовав на психику, нарушают восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая человека неадекватным.
Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация сопровождается переживанием гнева, раздражения, чувством вины, чувством обиды и т.д.
Невротические реакции и состояния – страхи, тревожность, беспокойство, фобии, навязчивые состояния, невротические реакции, депрессивные реакции, которые возникают как реакция на тяжелую жизненную ситуацию. Во всех этих проявлениях стержневым переживанием может являться психотравма, внутриличностный конфликт, стресс, дезадаптация, фрустрация и т.д.
Издержки воспитания – обученность определенным привычным эмоциям в детстве; родительские запреты на позитивные чувства (запрет на любовь к себе, подавленный гнев, подавленная печаль, подавленная сексуальность и т.д.); родительские приказания на отрицательные эмоции (комплекс неполноценности, чувство отверженности, деструктивные установки и стереотипы) и т.д.
Психосоматические нарушения - соматические (физиологические и физические) нарушения (болезни), вызванные эмоциональными причинами. Тело и душа очень тесно связаны. Если в душе есть напряжение (даже неосознанное), то тело обязательно на это отреагирует симптомами, синдромами, нарушением функций, болезнью.
Проблемы смысла жизни (экзистенции) и самореализации – переживания правильности или неправильности своего жизненного пути, свободы выбора, проблемы самоопределения и самовыражения. Стремление обрести смысл своего существования. Когда стремление не реализуется то человек ощущает экзистенциальный вакуум.
Межличностные конфликты – явные и скрытые конфликты с другими людьми, приносящие издержки для психики. Семейные конфликты (разные ценностные ориентации, проблемы с детьми, сексуальные проблемы, ощущение непонимания и обид, измены, угрозы развода) Конфликты на работе (конфликтные ситуации, эмоциональное напряжение, синдром хронической усталости, стрессы, недовольство, раздражение, ощущение, что это мешает взаимопониманию, работе и карьерному росту). Конфликты с друзьями (раздражение, зависть, конкурентные чувства, обиды). Конфликты с посторонними людьми (конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в помещении с незнакомыми людьми по их или Вашей инициативе).
Возрастные и этапные кризисы – в каждом возрастном периоде у человека случаются определенные кризисы. Это совершенно нормально. Не нормально, если человек оказывается к этому не готов.
Отсутствие навыков или деформированные навыки – проблемы в общении, знакомствах, уверенности в себе, прохождении собеседований, самопрезентации и т.д.
Дисгармоничная Я-концепция – у каждого человека существует несколько образов своего «Я»- я реальное, я в глазах других людей, я-идеальное и т.д. (целая иерархия я-структур). В этом суть личности и в этом своеобразие личности и ее проблем. Часто личностное своеобразие порождает психологические проблемы, потому что человек поступает в соответствии с тем, что он о себе думает, а это далеко не всегда объективно.

В любом случае всё это ведет к тому, что человек никак не может достичь желаемого! А нужно ли достигать это самое желаемое? Так ли нужно яблоко ежику в нашей метафоре? Может, переживет и без яблока, питаясь грибами и лягушками? И можно было бы перебороть себя и внушить себе, что вроде как без этого желаемого можно пережить… но... нет! Душа все равно будет стремиться к цели не этим, так другим способом. Жизнь одна, и жить Ваша душа хочет хорошо и счастливо. Поэтому вряд ли ёжик расхочет яблоко (ну может вид сделает, не более того), но мечтать о нем станет сильнее в глубине своей ёжиковой души. Потому что яблоко – это не самоцель, яблоко это шаг к счастью! А счастье это очень много и не только для ежа, но и для человека.

Добрый вечер. Вас мучает вопрос как определить психологическую проблему, которая судя по представленной вами психосоматике, имеет место быть. Пожалуйста, вот ответ на ваш вопрос, читайте и определяйте, при каких условиях у вас возникла психологическая проблема и какая она))) Маленький профессиональный совет - честно отвечайте сами себе на поставленные мною вопросы. Эти вопросы играют существенную роль в постановке вам правильного диагноза.

Немного методологии, для того, чтобы вы поняли о чем речь. Любое соматическое заболевание - «это процесс взаимодействия болезнетворного влияния с организмом, способным соответствующим образом воспринять это влияние». То бишь, каждый человек в том или ином случае имеет определенные предрасположенности к наследованию психосоматического заболевания, которое, в свою очередь, зависит от условий среды, в которой обитает человек. Причиной любого психосоматического заболевания явялются экзогенные и эндогенными условия, которые позволяют называть некоторые психологические заболевания - полиэтиологическими. И так.

1. Скажите, почему вы рассказали о ситиации в настоящем времени? Это сейчас у вас тишь, да гладь - Божья благодать, а ранее, что было ранее? Какая ситуация с вами была ранее? Психологические болезни, знаете ли, могли быть спровоцированы или психотравмирующей ситуацией, или соматическими заболеваниями и т.д.

2.Скажите, какой же у вас тип ВНД? Нам, чтобы ответить вам профессионально, надо его знать. Как пример, люди с сильным типом высшей нервной деятельности, стрессоустойчивые, после резкой встряски, могут запросто заболеть неврозами.

3.Скажите, насколько вы эмоциональны? Эмоциональность ваша, она - понижена или повышена, какова ее цикличность и обменные сдвиги и т.д.?

4. Скажите, почему вы не рассказали о том, как проходила конкурентно-карьерная борьба, как переживались эмоциональные перегрузки и т.д.? Это ведь тоже существенное условие возникновение психосоматики

5. Скажите, почему же вы не рассказали и об особенностях вашего здоровья? Например, может быть у вас имеется в наличии сосудистая патология или резидуальные последствия, перенесенной черепно-мозговой травмы, индивидуальная непереносимость метеотропного фактора и солнечных выплесков и т.д.

Помните, психоматика -это запрограммированный патогенетический процесс, который включает в себя: физиологические (в том числе рефлекторные), биохимические, электрофизиологические, психические реакции и структурные изменения органов и тканей. На большое многообразие различных болезнетворных причин организм отвечает ограниченным набором реакций. Выбор реакции, ее направленность, качество, мера - все это определяется возможностями самого организма личности.

И еще. Ознакомьтесь с основными периодами психосоматического заболевания: продромальный - период наиболее ранних симптомов, манифестный - период разгара заболевания, период обратного развития и редукции симптоматики и затухания активности болезненного процесса. Может пригодится.

И в заключении. Как наглядный пример, время появления психосоматики, при депрессии

Надеюсь вам стало все ясно и понятно- для того что дать вам профессионально -устраивающий вас ответ, нам надо знать, как минимум ответы на те вопросы, которые я вам задавала. Еще один вопрос, на засыпку. Как бы вы отреагировали на клиента, пришедшего к вам в кабинет и требующего от вас сиюсекундной продемонстрации вашего профессионализма и что сделаете вы в этой ситуации?

Мудрости вам. Лидия.

Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов.

Нередко бывает, что люди, уже будучи взрослыми, страдают от определенных проблем психологического плана. Некоторые из них обращаются к психоаналитикам, тратя большие деньги на то, чтобы излечиться от своих комплексов, зачастую не подозревая, что все дело - в переживаниях детства. Поэтому сегодня вашему вниманию 10 психологических проблем у взрослых, возникающих вследствие неправильного воспитания в детстве. Итак, поехали!

Проблема № 1 - повышенный уровень тревоги вкупе с депрессией и несамостоятельностью

В психологии существует такое понятие, как «вертолетные родители». Оно появилось для описания того типа родителей, которые, словно винтокрылые машины, порхают над своим ребенком, стараясь не упустить даже самую незначительную деталь в его жизни. Безусловно, они хотят только самого лучшего для своего ребенка, но в результате сам ребенок может получить не одно психическое расстройство вместе с неспособностью принимать самостоятельные решения в будущем. Эта проблема может проявиться у людей, когда они постоянно просят совета у родителей по самым разнообразным вопросам.


Проблема № 2 - губительные зависимости либо же экстремальные виды спорта

Эта проблема может появиться у ребенка, которого родители постоянно попрекают. От них можно услышать, как тяжело им пришлось после появления ребенка на свет, сколько хлопот он им приносит. Ребенок, слыша это, начинает вести программу саморазрушения. Как правило, начинается все с неосознанных травм, а закончиться может приобретением полного спектра вредных привычек или пристрастием к экстремальному спорту.

Проблема № 3 - проблемы с релаксом

Проще говоря, человеку очень тяжело полноценно расслабиться и отдохнуть. Оказывается, и эта проблема тоже может «вырасти» из детства. Дело в том, что некоторые родители, пытаясь хотя бы немного дисциплинировать своих детей, могут использовать фразы типа «Хватит дурачиться», «Да поумней же ты, наконец!», «Веди себя, как большой мальчик (большая девочка)». Регулярное использование подобных формул может привести к тому, что в будущем ребенок вырастет слишком серьезным человеком, которому отдых и расслабление будут сродни еще одному испытанию. А еще он может приобрести дополнительные «бонусы» в виде неприятия детей и ненависти к инфантильным людям.

Проблема № 4 - слишком низкая самооценка в сочетании с желанием «слиться с толпой»

Нередко бывает так, что родители, желая дать своим детям желание развиваться, сравнивают их с более умными, сильными или ловкими сверстниками. Но слишком частое и назойливое сравнение может привести ребенка не к желанию становится лучше, а к неприятию самого себя за неспособность быть столь же развитым в свои годы. Отсюда следует и низкая самооценка, и серьезная самокритика, и стремление к слиянию с окружающими. Все это продолжается и во взрослом возрасте.

Проблема № 5 - неустроенная личная жизнь

Казалось бы, как могут родители повлиять на детей в этом плане? Оказывается, все не так просто. Нередко родители (опять же, с добрыми намерениями) пытаются обезопасить своего ребенка от разочарований, повторяя такие фразы, как «Все люди - плохие», «Никому нельзя верить» и тому подобное. Ребенок воспринимает их так, что, мол, все люди - ужасные, лживые, подлые, и только мамочка и папочка знают, что для него лучше. Вырастая, он начинает смотреть на мир, как на огромное поле боя, а, выстраивая отношения с людьми, часто не способен доверять им. Последний фактор особенно сильно может ударить при построении отношений.

Проблема № 6 - поиск партнера с функциями родителя

Чаще всего эта проблема может «вырасти» всего лишь из одной простой фразы «Ты — слишком маленький для того, чтобы…». Ребенок, усваивая эту установку, остается им, даже обретая внешность взрослого. Он не способен принимать самостоятельные решения и сопротивляться влиянию других людей. Что касается личной жизни, то нередко он ищет такого партнера, который будет его еще и воспитывать, как это делали родители.

Проблема № 7 - подавление талантов, отсутствие инициативы в сочетании с губительными развлечениями

Часто родители, возможно - от стыда и неловкости за своего ребенка, могут в сердцах обронить фразу «Почему ты - не такой, как они?!» или «Хватит мечтать!». Регулярное использование таких фраз может сделать из ребенка человека, лишенного стремления познать мир. Ему неинтересно будет быть лидером или проявлять свою инициативу, так как он будет на подсознательном уровне опасаться осуждения, осмеяния или любой другой негативной реакции. Подобное поведение может привести к трудностям в решении каких-либо крупных жизненных проблем. А все свои амбиции этот человек, вероятнее всего, «похоронит» под литрами алкоголя и огромным количеством ресурсов, растраченных ради развлечений.

Проблема № 8 - замкнутость и эмоциональная сухость

Здесь вполне справедливо будет вспомнить поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает», так как эта проблема может быть отражением проблемного характера самих родителей. Они, будучи скупыми на проявление эмоций, могли реагировать на проявление чувств своими детьми такими фразами, как «Не плачь!», «Хватит ныть», «Перестань плакать, а то над тобой все смеяться будут» и так далее. Получая такие послания, ребенок понимает, что его эмоции никому не нужны, а значит, их проявление - плохо само по себе. К чему это может привести? Во взрослой жизни этот человек может не только стать эмоционально скупым, как и его родители, но и «поймать» целый ряд психосоматических недугов, которые серьезно осложнят его жизнь.

Проблема № 9 - депрессия вкупе с чувством вины

В некоторых ситуациях родители, желая пристыдить своего ребенка или обругать его за то, что тот не соответствует их ожиданиям, говорят о том, что они в свое время не смогли чего-то получить (возьмем, к примеру, образование), а их ребенок, имея возможность для его получения, откровенно ленится. Нередко сам ребенок испытывает чувство вины, хотя, по сути, он не виноват в том, что случилось с его родителями. Став взрослым, он может «заработать» депрессию и начать испытывать все то же чувство вины, но уже перед другими людьми - начальником на работе, женой или мужем дома или перед подругами (друзьями).

Проблема № 10 - несамостоятельность, инфантильность и безответственность

Некоторые из этих проблем уже упоминались в нашем рейтинге, но сейчас на них стоит посмотреть под несколько другим углом. Дело в том, что некоторые родители могут слишком сильно заботиться и опекать свое дитя, считая, что даже самые безобидные действия могут нанести непоправимый вред. В психологии даже существует специальный термин, обозначающий такое поведение - «гиперопека». Ребенок же, подвергаясь подобному обращению, нередко вырастает абсолютно неспособным к принятию самостоятельных решений и ответственности за свою жизнь. Отсюда - и огромное количество сомнений и колебаний, связанных с принятием решений во взрослой жизни.

На этом наш обзор подходит к концу. Спасибо за внимание, дорогие читатели. Пусть ваши дети всегда будут радовать вас, и приносить вам только самые лучшие эмоции и моменты, а родителям хотелось бы пожелать терпения и мудрости в таком непростом деле, как воспитание ребенка.

Сейчас в интернете в свободном доступе есть огромное количество литературы, изучение которой может реально помочь в разрешении многих проблем и изменении себя. Это и книги, и учебные пособия, и даже целые учебные курсы, рассчитанные для самостоятельного прохождения, которые могут дать ответы на многие вопросы. Нужно найти направление самопомощи, которое наиболее близко для конкретного человека.


К популярным авторам, предлагающим помощь для решения разного рода проблем можно отнести Луизу Хей, Лиз Бурбо, Сергея Ковалева, Джона Кехо, Владимира Леви, Валерия Синельникова и многих других. Каждый автор предлагает свой взгляд на причины сложностей во всех сферах жизни и дает способы их разрешения. Нужно лишь приложить усилия для их изучения.

Аудио и видео лекции

Наравне с книгами в сети есть возможность получить уникальную информацию через аудио и . Лекции, семинары и тренинги выставляются на сайтах многих организаций, занимающихся консультированием, психологической и духовной помощью. Их изучение также способно помочь разобраться в себе и разрешить разнообразные личные сложности. Это лекции и семинары Олега Торсунова, Руслана Нарушевича, Сергея Лазарева, Ольги Валяевой, Андрея Курпатова и т.д.

Просмотр воодушевляющих фильмов.

Воодушевляющие фильмы рассказывают о пути героя в полном смысле этого слова и через это настраивают на успех, учат преодолению сложных ситуаций, мотивируют на движение вперед. Если ввести в поисковые системы: «воодушевляющие фильмы» - вы получите ссылки на сайты и форумы со списком подобных фильмов.

Духовная помощь

Помощь другим

Такой способ, как помощь другим меняет мышление человека и позволяет избавиться от позиции жертвы. Если вы даже в своей сложной ситуации находите силы и возможность помочь тем, кому еще сложнее, то и ваши успехи окажутся более значительными.


Как мы только что увидели, есть много доступных способов не оставаться наедине со своей проблемой и начать совершать реальные шаги по ее разрешению даже при отсутствии денег на психологическую консультацию.

Совет 2: Психологические тренинги. Не только польза, но и вред?

Различные психологические тренинги в последнее время получили популярность. Некоторые люди считают необходимым развиваться как личность и уделять время и силы своему духовному росту. Однако не все индивиды находят верный путь самосовершенствования.

Среди психологических тренингов есть хорошие, бесполезные и даже опасные для человека. Прежде чем отправиться осваивать какую-либо программу личного развития, узнайте больше о тренере, отзывах и результатах. Иначе рискуете попасть к непрофессионалам.

Шоковая терапия

Во время посещения некоторых тренингов есть опасность, что участники получат сильнейший стресс. Порой тренеры не совсем разбираются в предмете занятия, но это их не смущает. Обладая поверхностными знаниями по и разработав определенную модель поведения, они учат ей других людей, не обращая внимания на их индивидуальные особенности.

В результате участники получают настоящий шок. Ведущий тренинга заставляет их не просто выходить из зоны комфорта, но и по-настоящему переступать через себя. Из-за таких действий страдает психика членов аудитории.

Важно понимать, что практически невозможно применить какую-то универсальную модель поведения для всех людей. У них разные характеры, проблемы и принципы. Очень сложно провести мастер- по личностному росту одновременно для нескольких человек.

Однозначного ответа на такие важные вопросы, как стать успешным, как выйти замуж, как стать увереннее, просто нет.

Некоторые тренеры, не являясь профессиональными психологами, стараются удержать свой авторитет перед аудиторией. Чтобы подняться в глазах людей, пришедших на их занятие, они самоутверждаются, выбирая жертв из зала и подавляя их волю.

Подопытные обычно сопротивляются слабо, так как слепо доверяют ведущему и считают, что эти неприятные манипуляции являются частью терапии. Выбранные участники получают сильный удар по самооценке и психике. Однако главная цель тренера достигнута - нужный эффект получен.

Обманутые ожидания

Если от психологического тренинга не получен вред, это не значит, что он был полезен для участника. Порой люди просто выбрасывают деньги на ветер, покупая билеты на очередной тренинг.

Некоторые люди идут на занятия по личностному росту с большими ожиданиями. Возможно, из-за отчаяния, они считают, что тренер поможет им измениться за один день, а потом они смогут полностью перевернуть собственную жизнь.

Увы, работа над собой - это долгий процесс. Это вопрос не пары дней и даже не одного месяца. Чтобы избавиться от комплексов, решить личные проблемы, найти правильную модель поведения, разрешить сложный конфликт, требуется несколько визитов к психотерапевту.

Стоит заметить, что речь идет об индивидуальных занятиях. Только так можно достигнуть реального эффекта. А занимаясь несколько часов или даже пару-тройку дней вместе с большой группой, практически невозможно измениться.

Сразу после тренинга люди могут чувствовать душевный подъем, эйфорию. Они выговорились, встретили единомышленников или товарищей по несчастью, они не одиноки. Это состояние некоторые участники занятий ошибочно принимают за начинающиеся изменения. Они думают, что стали сильнее, увереннее, мудрее.

Однако спустя несколько дней, столкнувшись пару раз со своей проблемой в реальной жизни, они понимают, что не получили нужные навыки и не знают, как действовать в той или иной ситуации.

Дело в том, что некоторые тренеры могут смотреть на тему тренинга только с одной стороны и разрабатывают обучение, опираясь на собственный опыт.

Дипломированные и практикующие психологи знают, что невозможно проработать проблему с аудиторией за одно занятие. Поэтому они редко берутся за разработку и проведение тренинга. А вот любители считают себя довольно компетентными в данном вопросе и с удовольствием делятся своей «мудростью».

Поэтому, выбирая тренинг по личностному росту, обратите внимание на несколько вещей. Во-первых, подумайте, соответствует ли сложности темы то количество времени, которое выделяет на нее тренер. Слишком громкие обещания невероятных результатов после тренинга вас должны насторожить.

Во-вторых, соберите информацию о ведущем занятия и о центре, в котором он преподает. В-третьих, ознакомьтесь с отзывами тех, кто уже побывал на данном тренинге в качестве участников. Узнайте, какие методы практикует тренер при работе с аудиторией. Если они слишком жесткие, смело отбрасывайте предложение в сторону. Записывайтесь на тренинг только тогда, когда вас совершенно ничего не смущает.

Сегодня появляется все больше программ обучения, которые проходят в виде тренингов. Это отличная возможность узнать что-то новое, измениться и трансформировать свою жизнь. Но в зависимости от темы, результат может быть разным.

Инструкция

Психологический тренинг всегда имеет определенную тему. Кто-то приходит для духовного развития, кто-то для получения материального благополучия, а некоторые хотят открыть женственность в большей мере. Вариантов семинаров может быть много, одни люди опираются на классическую психологию, другие привлекают эзотерические упражнения. Но важно не то, как это все работает, а результативность методов.

Обычно психологические тренинги подразумевают работу в коллективе. Это может быть огромный зал и небольшая группа, для каждого предложенного тренера есть оптимальные формы работы. Но важно поинтересоваться, а будет ли возможность задать свои вопросы, проработать конкретные обстоятельства. Послушать, записать можно все, человеку же хочется решить свои проблемы, и это важная цель для того, кто идет на подобное мероприятие.

Тренинги помогают человеку, когда он готов воспринимать информацию. Видение мастера может значительно отличатся от того, что думают пришедшие. Он будет аргументировать позицию, приводить . Но если слушатель отказывается воспринимать, эффекта не будет. Важно идти на мероприятие открытым для новых знаний. Это не значит, что нужно принимать все, не подвергая сомнению, но необходимо слушать и слышать, а только потом пропускать через свою призму.

Семинар - это не панацея от всех проблем. Посещение одного мероприятия не гарантирует, что все сложности решаться. Обычно приходится и после мероприятия очень долго работать, чтобы получить максимум. Часть знаний будет забываться, поэтому придется пересматривать записи, а так же следовать инструкциям, что дал ведущий. Тренинг - это работа и в процессе и потом.

Любой психологический тренинг работает тогда, когда человек готов к работе. Очень часто бывает, что очень хочется изменить какие-то обстоятельства в жизни, но при этом не менять ничего больше. Но трансформация обычно затрагивает все сферы, а не отдельные аспекты. И когда пришедший на семинар это понимает, он может сам отказаться от реализации. Это частая ситуация, когда люди решают, что не готовы работать над своими проблемами.

Не нужно ждать, что на семинаре все сделают за вас. Если человек думает, что тренинг - это помощь ему, но без участия его самого, он не получит желаемого. Обычно ведущий дает инструменты, учит ими пользоваться, помогает советами, но идет сам человек. За него никто и ничего не делает. Он становится сам творцом своей работы, а обстоятельства лишь помогают. И если вы ищите волшебника, который сделает все за вас, то не стоит идти на обучение.

Видео по теме

К психологам обращаются с разными вопросами. Все их можно отнести к одной из категорий: простые, средние, сложные, очень сложные.

Иногда мы сталкиваемся со сложными ситуациями по жизни и задаемся вопросу, а не пойти ли нам к ? Прикидываем, сколько придется отдать денег, а стоит ли оно того? А может быть, мы и сами справимся? Или само собой разрешится? Такие вопросы появляются перед принятием решения обратиться к психологу. Тем более что иногда мы действительно сами справляемся, а некоторые ситуации разрешаются без нашего участия.
Так нужна ли нам помощь со стороны?

Для начала нужно понимать, что психика человека не является простым и понятным инструментом. Иногда под простой, на первый взгляд проблемой, скрываются достаточно сложные и трудно поддающиеся проработке причины, без изменения которых не уходит и сама проблема. Также возможна и обратная ситуация, когда серьезное затруднение в жизни разрешается с помощью осознания простого анализа возможных вариантов действия.

Как понять, какие проблемы требуют более глубокой, а значит трудоемкой проработки, а какие требуют меньших усилий.

1. Проблемы, легко поддающиеся коррекции и воздействию.

Начнем с простого. В чем же нам точно поможет практически любой грамотный психолог?
Все свежие, недавно появившиеся сложности и трудности во взаимоотношениях, как правило, требуют просто поддержки и некоторых взвешенных решений, помощь в их поиске или просто помощи в адаптации. Появилась ли новое непростое обстоятельство или новый поворот в благополучных до этого ситуациях или отношений – добро пожаловать к психологу. Велика вероятность, что после 1-5 встреч вы выйдете из кабинета окрыленные вашими открытиями, с готовностью жить полной жизнью и с энтузиазмом решать жизненные головоломки, казавшиеся ранее проблемами.

Нужно подчеркнуть дополнение: «в благополучных до этого ситуациях или отношениях». Если отношения непростые и это длится долго, то ситуация относится уже к другой категории проблем.

2. Психологические сложности и затруднения, требующие некоторых усилий для их разрешения.

Например, это более сложные, запутанные отношения, в которых клиенту придется осознать кое-что в себе, принять некоторые решения, в том числе непростые, признаться в своих не всегда очевидных мотивах и стремлениях. Также, возможно, придется приложить усилия в направлении гармонизации отношений, в чем-то ограничить себя и т.д.

Также в эту категорию попадут и вопросы и гармонизации своего психологического состояния. Для этого тоже необходимы некоторые усилия, поиск информации, выполнение каких-либо упражнений и некоторый анализ, и понимание себя.

Достижение целей, анализ мешающих препятствий, выработка стратегий ее достижения – все это вполне возможно реализовать с помощью психолога, если приложить усилия и потратить некоторое время.

3. Сложные проблемы, требующие глубокой проработки и серьезных усилий.

Иногда достаточно сложно с самого начала определить, к какой категории относится та или иная проблема. Одним из способов такого определения являются практические усилия по ее преодолению. Если вы приложили достаточно усилий для разрешения какой-либо сложности и многие в вашей ситуации уже добились результата – возможно, именно ваша ситуация попала в категорию достаточно ощутимых по весу психологических сложностей и затруднений.

Это могут быть и длительные проблемные отношения, зависимости и , негативные эмоциональные реакции, не поддающиеся изменению разными способами, и многое, многое другое.

В этих проблемах поможет уже не любой психолог, а действительно хороший специалист, имеющий опыт подобной помощи.

В данных случаях, причины могут уходить глубоко в подсознание человека и требовать глубинной проработки. Бывают негативные эмоциональные реакции, которые возникают в очень раннем возрасте, в период внутриутробного развития, непосредственно в момент появления на свет.

Часто причиной проблемной ситуации оказывается обстоятельство в роду человека. Так, Берт Хеллингер напрямую связывает некоторые случаи депрессий современных немцев с жестокими поступками их отцов и дедов в нацистской Германии.

Глубинные причины, скрытые в психике человека могут прорабатываться довольно долго и непросто. Но и с ними можно разобраться, приложив уже достаточно большие усилия, как со стороны клиента, так и психотерапевта.

Иногда такие сложные проблемы требуют мудрости, глубокого понимания или другой жизненной позиции. Очевидно, что это приходит со временем, иногда в течение многих лет. И нет никаких оснований ждать таких серьезных изменений за месяц или два.
Мудрость и зрелая жизненная позиция вызревают.

4. Проблемы, практически не поддающиеся психологической коррекции и воздействию.

И наконец, мы коснемся того, с чем вряд ли справится психолог, конечно, если он не является гением, таким, как, например, Милтон Эриксон.

Сюда отнесем все глубинные проблемы, вызванные негативными чертами характера, которые проявляются почти всю жизнь клиента, считаются им неотъемлемой частью его личности.

Например, сильный пессимизм, глубокое ощущение своей никчемности или ущемленности. Сильные обиды на жизнь. У таких людей множество неразрешимых проблем во всех сферах жизни. Иногда кажется, что такие люди пришли сюда специально, чтобы страдать. Если рядом и оказывается человек, готовый протянуть руку помощи, иногда и просто , то все его попытки отвергаются. Такой «клиент» находит в своем безвыходном положении некую защиту и будет сопротивляться до последнего, чтобы не дай бог у него не произошло хотя бы незначительное облегчение. Такие клиенты к психологам обычно и не ходят из-за хронического безденежья.

Также к этой группе можно отнести клиентов со смешанными проблемами. Например, когда к психологической составляющей примешивается медицинская или психиатрическая.

Многие экзистенциальные проблемы также не поддаются коррекции за исключением редких случаев. Таких людей сопровождает депрессия, отсутствие смысла жизни, усталость, иногда физические болезни и много сопутствующих осложнений. Иногда таким пациентам помогает только духовный подход, основанный на приобщение к религии или познанию глубин своего «Я».

Итак, если вы все сделали правильно, то теперь перед вами Клиент, готовый к работе, и на следующем этапе нам надо выяснить, с чем конкретно предстоит поработать .

Вся наша жизнь является стремлением к комфорту и попыткой избежать дискомфорта . Это ключевой тезис, который очень важно понять. За любым действием стоит либо «мотивация к» (сделав это, я получу любовь, одобрение, удовольствие…), либо «мотивация от» (сделав это, я смогу избежать стыда, вины, опасности…).

Чтобы понять это, давайте разберем какие-нибудь простые психологические проблемы, например, фобии. Клиент боится собак, поэтому не ходит в парк у дома. То есть его поведением является «мотивация от» (избежать опасности, пусть даже и мнимой). Выступая публично, Клиент чувствует стыд и, чтобы его не чувствовать, он не выступает.

Усложним задачу на один шаг. Например, женщина неконтролируемо ест сладкое, растолстела и хочет от этого избавиться. Казалось бы, здесь «мотивация к» – поесть сладкого, чтобы получить удовольствие, но если копнуть глубже, может оказаться, что она таким образом заедает другое, уже дискомфортное чувство (обиду, вину…).

В итоге в основе любой психологической проблемы лежит какое-то чувство, чаще всего дискомфортное . Оно либо само является проблемой, либо имеет второй уровень (вторичная выгода) .

Вторичная выгода – это то, что ограждает Клиента от первичного дискомфорта.

Например, человек испытывает страх перед публичными выступлениями, но если выступать все-таки приходится, то он уже испытывает не страх, а стыд и остро реагирует на смешки из зала и критику. Таким образом, его страх оберегает от того, чтобы не было стыдно. Страх является вторичной выгодой.

Или человек постоянно болеет, чтобы за ним ухаживали родственники, уделяли ему внимание и он таким образом получал любовь и уважение, потому что без этого он ощущает одиночество, которое и является причиной дискомфорта. Был бы он в комфорте, не понадобилось бы болеть.


Понятно, что большинство причин люди не осознают, и для того, чтобы их выяснить, я разработал специальную методику диагностики по методу Макулова.

Давайте проведем ее сейчас вместе с вами. Вспомните любую дискомфортную ситуацию из недавнего прошлого, свою реакцию в которой вы хотели бы изменить. Например, вы чего-то боитесь или вам обидно, или вы стыдитесь.

1. Мысленно окажитесь в этой ситуации и вспомните, где у вас в теле возникает дискомфортное чувство? В груди, в животе, в горле?

Например, вы вспомнили, как боитесь своего начальника, и у вас возникло чувство в груди. Пока нам не важно, что это за чувство, с этим мы разберемся в следующей главе.

2. Спросите себя: что конкретно могло бы произойти, чтобы это чувство усилилось? Что бы вам могли сказать или сделать в этой ситуации?

Например, начальник вам скажет: вы плохо справляетесь, я вас уволю.

Например, брошенным и ненужным.

4. Где это чувство? Там же в груди или сместилось? Например, сместилось в живот.

5. Найдем доминанту – из всех людей, кого вы знаете, кто бы мог поступить аналогично (уволить/бросить), чтобы вам было максимально дискомфортно.

Например, мама.

Итак, нам нужно найти именно то самое дискомфортное чувство, которое Клиент так старательно избегает. Негативное самоопределение «какой я в этой ситуации» первично и формирует наши дальнейшие реакции.

Например, «я ничтожество», а это значит, что когда люди ко мне относятся как к значимому человеку, я буду испытывать стыд, ощущая, что я этого недостоин. Или «я слабый», а это значит, что я буду испытывать страх перед конфликтом, понимая, что мне не победить.

У каждого из нас сидит просто куча подобных убеждений, во-первых, потому, что наши родители выросли в СССР, во-вторых, потому, что ребенком так гораздо проще манипулировать, чем воспитывать его, уважая как личность.

Сейчас я приведу вам схему, которую используют участники нашего семинара для диагностики, и по ней вы сами у себя продиагностируете еще одну проблему и запишете результаты.

В итоге у вас должно получиться что-то вроде:

Ситуация «Страх публичных выступлений»:

1. В груди.

2. Будут смеяться.

3. Маленький.

Вторичной выгоды может и не быть, например, мальчик сунул два пальца в розетку, его ударило током, он боится розеток. Подробная схема диагностики приведена ниже:


Теперь можно идти дальше. Мы разделяем чувства на разные по характеру и по интенсивности . Например, одна и та же обида в горле может быть сильнее или слабее в зависимости от ситуации (интенсивность), но это все равно одно и то же чувство по характеру. А вот если сравнить обиду в горле и страх в животе, они уже будут разными по характеру – то есть в целом разные чувства.

Ваша задача сейчас – найти у себя и выписать все дискомфортные чувства, отличные по характеру и с каждым провести диагностику по схеме выше. По сути это и будут ваши основные психологические проблемы на проработку.

Проще идти от самого яркого (самого дискомфортного) к менее дискомфортным. И далее в гипнотерапии мы также будем следовать от того, что больше всего сейчас тревожит, так просто легче работать.

Только когда вы сделаете полную самодиагностику и поймете, что к чему, начинайте делать ее своим Клиентам или просто друзьям. Можете дать почитать эту книгу вашему приятелю, и когда вы оба будете в теме, вам просто легче будет тренироваться.

Правильно проведенная диагностика по методу В. Макулова обычно дает Клиенту мини-просветление и создает доверение, потому что так в его проблемах еще никто не разбирался.