Развивающие приемы на уроках информатики. Использование мотивации на уроках информатики

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«Фантастическая добавка»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Например, учитель говорит: «Ребята, некоторое время назад я узнала, что на нашей планете приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи: номцяифраи, ифраианомтк, кптоьемюр. Давайте попробуем расшифровать, что здесь написано. (информация, информатика, компьютер). Давайте объясним инопланетянам, прибывшим с другой планеты, что это такое.

«Высказывания великих»

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

Кто владеет информацией, тот владеет миром
У. Черчилль

Хорошо информированный человек стоит двух
Французская пословица

Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника
Ноберт Вине

Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились
Роберт Киосаки

Информация – движущая сила развития общества. Не владеть компьютером – быть безграмотным

Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией
Б. Дизраэли

Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь
Билл Гейтс

«Проблемная ситуация»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например,

  1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, миллиметр, сантиметр
  2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна
  3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

«Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

«Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

«Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, распределить устройства компьютера на устройства ввода и вывода информации. «Лишними» останутся несколько устройства хранения информации. Далее формулируем тему урока «Хранение информации»

«Домысливание»

Предлагается тема урока и слова “помощники”: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.

«Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллек­туальной разминки - два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление.

  1. Какое устройство лишнее? Монитор, мышь, сканер, микрофон, джойстик (монитор, т.к. это устройство вывода информации)
  2. Опишите одним словом. Монитор, колонки, наушники, принтер (устройства вывода информации)
  3. Укажите соответствие. Человек – записная книжка, компьютер – … (долговременная память)

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«Отсроченная отгадка»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Например, дома перед изучением темы «Кодирование информации» учащимся предлагается расшифровать код Шерлока Холмса «Пляшущие человечки»

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

«Линии сравнения»

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Например, сравнение отношений между понятиями

Этап первичной проверки понимания изученного

«Своя опора»

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«Работа в группах»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«Работа по дидактическим карточкам»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

  • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
  • 2 этап – по степени сложности (* – легкое, ** – сложное)
  • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

«Решение ситуационных задач»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ. Например:

Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?

Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.

Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.

Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.

Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.

«Мини-исследование»

Провести исследование, сколько времени учащиеся класса проводят за компьютером. Данные представить в диаграмме (вид диаграммы выбрать самостоятельно).

«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

Например,
Существенными будем называть свойства, перечисление которых позволяет без ошибки определить ______________________.
Все существенные ______________ объекта составляют содержание_________________ и входят в его ________________.

«Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, создание паспорта для понятия файл.

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

«Тест»

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

«Своя опора»

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

«Плюс – минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти положительные и отрицательные стороны всемирной компьютеризации.

ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

«Опрос по цепочке»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«Три предложения»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

« Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

«Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

Так что же такое современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, выбор, инициативность, уверенность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних учителей успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других учителей, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «заниматься урокодательством», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Несомненно одно: урок должен быть одушевлен личностью учителя.


Информатика как наука о различных способах получения, хранения, передачи и обработки информации предоставляет учителю много возможностей для развития мышления учащихся. В частности, на своих уроках я использую некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ ). С возможностями данной технологии я познакомилась на курсах повышения квалификации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» в апреле 2012 года.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) .

Через ТРКМ на уроках информатики формируются:

  • образовательная мотивация – активное восприятие учебного материала;
  • ключевая компетентность – формирование коммуникативных навыков;
  • информационная грамотность – развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией.

Базовая модель ТРКМ включает следующие стадии (этапы):

  • вызов – актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
  • осмысление – получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми.
  • рефлексия – рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения .

Существует большое множество приемов технологии развития критического мышления, но не все они подходят для уроков информатики. В настоящее время я использую на различных этапах урока следующее приемы:

I. Классификация . Перед классом демонстрируются некоторые предметы, учащимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение .

II. Перепутанные логические цепочки. Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления .

III. Кластер. Выделение смысло­вых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим прие­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему .

В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические особенности использования вышеназванных приемов ТРКМ на различных этапах урока информатики. Кроме того, в своей статье я остановлюсь на возможностях такого инструмента, поддерживающего динамическое взаимодействие учителя и учащихся на уроке, каким в настоящее время является электронная интерактивная доска.

I. Классификация . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, во 2 классе при изучении темы «Одинаковые и разные цепочки» (УМК Семенова А.Л., Рудченко Т.А. ) на стадии вызова учащимся предлагается следующее задание (см. скрин-шот экрана доски на рис. 1). Учащиеся выдвигают свои гипотезы по поводу признаков, существенных для объектов, изображенных на доске. После того, как все мнения выслушаны, учитель предлагает учащимся выполнить задание на доске (у доски успевают поработать двое учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки). После выполнения задания (см. скрин-шот экрана доски на рис. 2) учащиеся самостоятельно формулируют тему (см. выше) и цели занятия (сравнивать цепочки, находить в наборе одинаковые и разные цепочки).

II. Перепутанная логическая цепочка. Данный приемможно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала. Например, в 6 классе при изучении темы «Алгоритм» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии осмысления учащимся предлагается восстановить правильную последовательность заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 3). При выполнении задания у доски могут поработать несколько человек, строя различные правильные (по их мнению) алгоритмы заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 4). После обсуждения каждого из алгоритмов учитель выводит на экран страницу флипчарта с правильным решением (см. скрин-шот экрана доски на рис. 5), и учащиеся могут сравнить свои алгоритмы с образцом (эталоном). Использование интерактивной доски в данном случае обеспечивает более эффективную отработку новых понятий за счет наглядности, путем вовлечения детей в активную познавательную деятельность, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

III. Кластер. Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, в 8 классе при изучении темы «Основные компоненты компьютера» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии рефлексии учащимся предлагается составить кластер, помогающий понять иерархическую структуру групп устройств компьютера (см. скрин-шот экрана доски на рис. 6). Данное задание позволяет поработать у доски, по крайней мере, пяти ученикам, остальные подсказывают работающим у доски, а при необходимости могут выйти к доске и исправить недочеты своих одноклассников. После построения правильной (на взгляд учащихся) схемы и ее обсуждения (см. скрин-шот экрана доски на рис. 7) учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свой кластер с эталоном (см. скрин-шот экрана доски на рис. 8). Задания подобного рода помогают учащимся выполнять в дальнейшем задания на систематизацию информации не только на уроках информатики, но и на других школьных предметах.

Можно сделать вывод, что использование на уроках информатики вышеназванных приемов помогает систематизировать изучаемую информацию, т.е. информация приводится к определенному виду, отображается в определенной завершенной форме, что наполняет ее определенным смыслом и значением. Это помогает учащимся более наглядно воспринимать учебный материал, интерпретировать учебную информацию, сводить ее до упрощенных синтезированных образов и категорий.

В заключение хочу отметить следующие преимущества использования интерактивной доски в рамках применения ТРКМ:

1) приобретение учащимися новых навыков работы с интерактивным оборудованием;
2) активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность;
3) улучшение темпа и течения урока (на выполнение заданий требуется меньше времени);
4) повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа изложения материала.

Конечно, используя интерактивную доску в образовательном процессе, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:

1) большие временные затраты учителя на подготовку к уроку (поиск в Интернете подходящих презентаций, Flash-роликов, программ, тестов, разработка собственных презентаций и флипчартов);
2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);
3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);
4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).

Используемые ресурсы:

1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006.
5. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012.
6. ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
7. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
8. Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409
9. Интерактивные доски Hitachi // Инфологика.

Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

  • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
  • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». (Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. И.П. Подласый)
Например, урок – игра в 5 - ом классе «Путешествие на планету Компик» (раздел «Устройство компьютера»). На уроке ребята собирают пазлы (разрезана картинка с нарисованным компьютером), собирают домино, разгадывают ребусы.

Урок - игра в 6-ом классе «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

Урок – исследование в 7- ом (математическом) и в 8-х классах «Графические редакторы». Учащимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений.

Урок – исследование в 7-ом классе «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора». Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.

Урок – беседа в 5-ом классе «Кодирование информации», «Наглядные формы информации». На данных уроках ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками урока.
Урок – лекция используется в старших класса 9 – 11. Например, «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, а после идет применение и закрепление его на практике.
Урок – зачет в 5-ом «Информация. Формы представления информации», 6-ом – «Кодирование информации», 7-ом классах – «Аппаратное и программное обеспечение». Данные уроки являются уроками - проверки изученного ранее материала.
Наиболее эффективными средствами к любому уроку информатики являются наглядные средства: презентации к урокам, карточки, плакаты, видеосюжеты.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.
Например, учащимся 9-11 классов дается перечень задач (Visual Basic, Pascal, Excel) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который им близок, при этом он не задерживает других учащихся класса, или, например, учащимся 5-6 классов дается разноуровневое задание

Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на уроке, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.
Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию.
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном уроке. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на уроках информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.
Например, необходимо средствами ЭТ Excel построить график функции y=ax2+bx+c. Из курса математики учащиеся знают, что графиком функции является парабола, поэтому в ходе написания программы в Excel, мы также должны получить параболу, в противном случае в программе – ошибка.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.
Например, проекты учащихся 5-го класса «Создание мультфильмов», используя возможности программ Power Point и графического редактора Paint.
Проект учащихся 8В класса, которые, используя программу Power Point, создали игру, напоминающую теле-игру «Кто хочет стать миллионером?»

В настоящее время на уроках информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.
Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Например, реализации этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).
В начале урока представляется следующая ситуация: «Вы приехали в чужой город. В гостиницу устроиться не можете. Но в этом городе живёт ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».
Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?
Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.
Обращается внимание учащихся на то, что если в городе несколько жителей носят одинаковые инициалы и рождены в одном году, то компьютер сообщит адреса всех.
Вопрос: Каково будет условие задачи?
Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес. Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения».
Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (8-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.
Не только уроки позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML) – 11 класс, «Работа в текстовом редакторе Word» - 6 класс, «Создание презентаций. Power Point» - 5-7 классы.
Каждый учащийся, посещающий внеклассное занятие, готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной им теме. Вот, например, некоторые из тем: (см.иллюстрации).

Тематика творческих задач охватывает не только предметную область «Информатика и ИКТ». Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназическом, городском и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

  • мультимедиа проект «Морское дно» (5 класс, лауреат городского фестиваля рисунков и презентаций);
  • комбинированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости» (6 класс, III место – гимназия НПК, II место – город НПК);
  • комбинированная работа математика и информатики «Использование Visual Basic при решении неопределенных уравнений» (9 класс, I место – гимназия НПК, I место – университет «Дубна» НПК);
  • проект-программа «Если под рукой нет VB» (9 класс, I место- гимназия НПК, I место- город НПК, III место - Международная конференция г.Серпухов, III место - «Шаг в будущее» г.Москва);
  • создание Web-сайта «Анатомия человека» (11 класс, II место - гимназия НПК, II место – город НПК),

Повысить качества уроков информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

  • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;
  • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic) – 9-10 классы;
  • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7 класс;
  • географии: создание презентаций 7 класс

Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.
На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.

Литература:

  1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
  3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.


Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.


Для повышения мотивации необходимо:

    обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

    использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

    организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

    самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

    видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

В начале изучения нового курса, раздела или темы, мы часто произносим примерно следующие слова: "В современном обществе человек не может быть успешен без знаний информатики (физики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы, наверное, часто замечали, что слова "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями мотивация должна носить преимущественно прагматический характер.

Проведя анализ статей, связанных с мотивацией на уроках, мною было замечено, что существуюет ряд приёмов, которые позволяют смотивировать детей к учёбе. Каждый из этих приёмов, осознанно или на интуитивном уровне применяет каждый учитель во время проведения своих уроков. Мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.

Прием первый: обращение к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Т ак, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания. О чём, кстати, я стараюсь говорить практически на каждом уроке - это как резюме ко многим темам. Почему данная тема важна и как нам это пригодится в жизни.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Пример ы

    Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Интересная формулировка тем встречается в учебнике «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» под ред. Макаровой Н.В. «Что скрывается в строке меню?», «Один помощник - хорошо, а два - лучше», «Алгоритмы в нашей жизни». Но уже в среднем и старшем звене таких тем не встречается.Поэтому я сама преобразовываю тему, формулируя ее проблемно.«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.“Алгоритм - это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.«Функции «редактора» вместо «Редактирование документа»2) Вопросы, задаваемые в ходе урока.В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Например:

  • Что такое чип?

Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего - нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что "пустая голова не рассуждает" (

Что такое информационная модель? Можно ли эту модель назвать информационной?
Какие действия можно выполнять над папками? Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)?
Что такое чип? Чип - это микропроцессор?
Назовите основные устройства компьютера. Мышь является основным устройством компьютера?
Что понимается под производительностью компьютера? Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту - это производительность компьютера?

П.П. Блонский). Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные. Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация. 3) Вашему вниманию предлагается проблемная задача с противоречивым способом решения.Изучая тему «Виды адресации в электронной таблице MS Excel» (9 класс), предлагаю задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи - формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.Далее предлагаю решить эту же задачу, внеся небольшие изменнеия - добавив ещё один столбец - «сумма в руб» и ячейку с текущим курсом доллара. Условие копирования формулы сохраняется.Для решения задачи ученики пишут формулу =E6*G1.При копировании формулы в столбце F будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце F? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная адресация».Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена мною целенаправленно.

Третий прием: решение нестандартных задач.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации », «Логика», учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство.

Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую, и не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1:

В декартовой системе координат постройте фигуры по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления.

При изучении темы «Кодирование информации» (5 класс) показываю ребятам, как можно зашифровать текст и изображения. Это очень нравится детям.

Прим ер 2 :

Пример 3 . «О познай пословицу»

Перед вами программист ские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте н азвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты )

2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь )

3. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек )

4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет )

5. Вирусов бояться - в Интернет не ходить (Волков бояться - в лес не ходить )

Пример 4 Ребусы.

При изучении темы «Решение логических задач» (10 класс) рассказываю ребятам о «Задаче Эйнштейна». Во-первых, сама фамилия этого учёного уже привлекает внимание ребят. А когда они самостоятельно решают эту задачу, у них возникает ситуация успеха и кажется, что все остальные задачи им по плечу.

Пример:

Загадка Эйнштейна — известная логическая задача, авторство которой по распространённому в Интернете, вероятно неправильному, мнению приписывается Альберту Эйнштейну (иногда Льюису Кэрролу). По легенде эта головоломка была создана Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Также бытует мнение, что она использовалась Эйнштейном для проверки кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению.

Некоторые приписывают Эйнштейну рассуждение, в котором тот утверждает, что лишь два процента населения земного шара способны оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с пятью признаками. Как частное следствие этого, приведённая головоломка может быть решена без использования бумаги лишь теми, кто принадлежит к этим двум процентам.

На одной улице подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живёт человек, все пять — разных национальностей. Каждый человек предпочитает уникальную марку сигарет, напиток и домашнее животное. Кроме того:

Норвежец живёт в первом доме.

Англичанин живёт в красном доме.

Зелёный дом находится слева от белого, рядом с ним.

Датчанин пьёт чай.

Тот, кто курит Marlboro, живёт рядом с тем, кто выращивает кошек.

Тот, кто живёт в жёлтом доме, курит Dunhill.

Немец курит Rothmans.

Тот, кто живёт в центре, пьёт молоко.

Сосед того, кто курит Marlboro, пьёт воду.

Тот, кто курит Pall Mall, выращивает птиц.

Швед выращивает собак.

Норвежец живёт рядом с синим домом.

Тот, кто выращивает лошадей, живёт в синем доме.

Тот, кто курит Winfield, пьет пиво.

В зелёном доме пьют кофе.

Вопрос:

Кто разводит рыбок?


Четвёртый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений , который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное - у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе.

Пример.

Иногда на уроках необходимо выполнить небольшую презентацию -проект. И, если есть возможность - стараюсь менять ребят группами, чтобы они смотрели, что получилось у их одноклассников при том же самомо наборе начальных данных. Таким, образом, в начале следующего урока можно подвести итог, о многообразии использования различных средств (например презентаций) и обязательно показать такое действие. Которое никто из ребят не использовал (как правило это движение по зададнной траектории)

Так, например, в 8 классе мы с ребятами делали проект «тетрис ». При изучении раздела «Средства мультимедиа». Работая с презентациями ученикам кажется, что они уже всё знают и порой им неинтересно создавать презентации.

См презентацию 5 класс

"Этот процесс ор нитологи называют миграцией”

"Этот старинный комод ем у достался в наследство от бабушки”

"Он всегда имел за пас каль куляторов”

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы и т.п.

Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей (и учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу Word или Excel. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда.

Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себ я корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

2014-2015 уч.год

Реформа отечественной школы, которая продолжается уже не одно десятилетие, вышла на новый виток. Сегодня можно сказать, что реальность намеченных в школе преобразований во многом зависит от реальности широкого применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Однако процесс информатизации – это не только обеспечение школ средствами вычислительной техники, но и решение проблем содержания, внедрение новых педагогических технологий, новых методов, форм и приемов учебной работы.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Поэтому не случайно одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения определенных задач.

Классификация методов обучения.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Более подробно остановимся на этой классификации.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Тезирование

- Цитирование

-Аннотирование

- Рецензирование

-Составление формально-логической модели

-Составление тематического тезауруса

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

М етод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией кинофильмов, диафильмов и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

    практический эксперимент ;

    метод проектов - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

    групповые обсуждения - групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

    мозговой штурм - специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

    деловые игры - метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

    ролевые игры - метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

    баскет-метод - метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;

    тренинги - обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

    обучение с использованием компьютерных обучающих программ ;

Рассмотрим некоторые приёмы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на наш взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить в качестве повторения материала.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову”

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Вот некоторые из таких задач:

Пример1. Шифр Цезаря

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ , закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Пример 2.

При изучении программирования мы предлагаем стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки ,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка ,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин ,

И говорю я ей: пока !

Пример3. Классическая задача: “чай - кофе”

Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.

Решение: а = b , b = a результата не даст. Как быть?

А так как происходит обмен содержимого двух чашек в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c.

Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!”. Оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

    Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

    Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

    Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

    В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

    Этот процесс ор нитологи называют миграцией”

    Этот старинный ко мод ем у достался в наследство от бабушки”

    Он всегда имел за пас каль куляторов”

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки , фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Ученики выполняют следующие проектные работы: «Мое портфолио» (редактор MS Power Point ), «Использование табличных методов в различных областях знаний» (табличный процессор MS Excel ), «Моя база данных» (СУБД MS Access ), «Встречают по одежке» (сравнительный анализ операционных систем и антивирусных программ)

Прием «Написание эссе»

«Интернет. Друг или враг?»

Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав.

Пример задачи на универсальные логические действия.

В соревновании по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но еще один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором.

Кто какое место занял в соревнованиях?

Главной отличительной чертой рациональных интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения поставленных задач.