Религиозные объединения и организации в рф кратко. Религиозные организации – это что такое? Виды религиозных организаций

  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций

    Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это прежде всего система коллективных действий. Коллектив­ные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культо­вых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившая­ся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института пред­ставляет собой процесс институционализации религиозных куль­товых систем.

    Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиоз­ных обрядов, то есть символических действий, в которых воплоща­ются те или иные религиозные представления.

    Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального произ­водства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социаль­ными группами - племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

    Первоначально в культовых действиях участвовали на рав­ных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ве­дущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выде­ляются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специа­листы по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

    Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общи­ной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере моно­полизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации рели­гии приводит к формированию такой системы отношений, при ко­торой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно игра­ли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает не­мецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разло­жения родового строя военный руководитель являлся одновремен­но и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все на­иболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социаль­ной общности.

    Становление раннеклассового общества приводит к сущест­венному усложнению общественной жизни, в том числе и религиоз­ных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию по­мыслами и поведением людей в интересах правящих классов, дока­зательству сверхъестественного происхождения власти правите­лей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятель­ные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жре­ческая корпорация - это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое со­словие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.

    других странах это сословие образует замкнутую касту, занимаю­щую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

    Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального инсти­тута. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулиро­вания и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является со­ставной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого бо­гатства создает основу для его автономии в рамках государства, пре­вращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

    В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в ста­новлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассо­вого общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культо­вой системы. Идеологическое регулирование носило синкретичес­кую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.

    По мере усложнения общественных отношений и представле­ний преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного созна­ния и социальных институтов, связанное также с усложнением ре­лигиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синте­тических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопреде­лением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием ре­лигиозных отношений.

    Важнейшей целью религиозных организаций является нор­мативное воздействие на их членов, формирование у них определен­ных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достига­ется посредством выполнения ряда функций:

    1). Выработка систематизированного вероучения;

    2). Разработка систем его защиты и оправдания;

    3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;

    4). Контроль и осуществление санкций за исполнением рели­гиозных норм;

    5). Поддержка связей со светскими организациями, государст­венным аппаратом.

    Появление религиозных организаций объективно обусловле­но развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение ус­тойчивого социального слоя, противостоящего основной массе ве­рующих - служителей культа, которые становятся во главе рели­гиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

    В развитой форме религиозные организации представляют со­бой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимо­действие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Пер­вая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выра­боткой и переработкой религиозной информации, координацией соб­ственно религиозной деятельности и отношений, контролем за пове­дением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформ­ленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

    Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о кон­фессиональных организациях. Они определяют структуру этих ор­ганизаций, характер отношения между верующими, священнослу­жителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководя­щими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

    Исследователи религии выделяют четыре основных типа ре­лигиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе опре­деленного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

    Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избран­ничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

    Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характери­стики. Особенность же харизматического культа связана с процес­сом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное" ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руко­водитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, ма­лочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на ис­ключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

    Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных ор­ганизаций представлено в таблице 1.

    Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-

    Церковь

    Деноминация

    Секта

    Культ

    Пример

    Римский католицизм. Англиканская цсрквь.

    Методизм. Конгрсгациа-лизм.

    Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода)

    Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения

    Источник членства

    Все или боль-шинство членов общества преданы церк­ви.

    Набор путем обращения в веру детей чле­нов общины; в некоторой мере обращение в веру новых лю­дей.

    Братство пре­данных верую­щих; обраще­ние в веру на основе убежде­ния

    Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса

    Отношение к государству и Другим рели­гиям

    Тесно связана с государством и нерелигиозны­ми организаци­ями

    В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру

    Выступает против других религий, а так­же государст­венных и свет­ских органов власти

    Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и светских орга­нов власти

    Тип руковод­ства

    Профессио­нальные свя­щенники, рабо­тающие пол­ный рабочий день.

    Профессио-нальныесвя-щенники

    Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку

    Харизматические лидеры

    Тип вероуче­ния

    Формальная теология.

    Терпимость к различным точкам зрения и спорам

    Упор на чисто­ту вероучения и возврат к из­начальным принципам

    Новые принци- пы; откровение и проникнове­ние в духовную сущность

    Вовлечен­ность членов

    Сведено до ми­нимума или совсем не тре­буется для многих членов.

    Незначитель­ная вовлечен­ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза­тельства

    Необходимо глубокое чув­ство преданно­сти

    Необходима полная преданность

    Тип религиоз­ного действия

    Наличие ригу* алов.

    Наличие риту­алов, слабая эмоциональная выразитель­ность

    Глубокая эмо­циональность

    Глубокая эмоциональность 1

    Табл 44

    ица 1. Классификация религиозных орган

    изаций |

    тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.

    Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три основных эле­мента - религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время пе­рейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует рели­гия на индивида и общество.

    Литература ________

    Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­ботая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

    Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

    Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

    Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

    Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

    Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

    На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфессиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих - 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман - 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

    "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

    Понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

    - вероисповедание

    - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

    - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

    при условии что:

    - это не противоречит законам Российской Федерации

    - члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

    Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

    Деструктивные религиозные объединения

    В настоящее время одним из самых актуальных является вопрос о критериях разграничения религиозных организаций на два прямо противоположных вида: социально приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых не нарушает законов Российской Федерации; и социально не приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых грубо нарушает законы Российской Федерации. Этот второй вид религиозных организаций принято также называть тоталитарными религиозными сектами.

    Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному,психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

    Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций - отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемы психологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой целью на вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления «потребности к принадлежности». Предоставляемая новобранцу информация дается через медитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е. через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в секту обязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты, которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированных угроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ от сна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводится неадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровья или под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка, которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.

    Руководители и члены тоталитарных религиозных (а также псевдорелигиозных) сект используют новейшие достижения общей и социальной психологии для привлечения в секту новых ее членов и для удержания их в этой секте. Последовательное использование руководителями сект "сильнодействующих" психологических приемов в отношении новичков секты в течение длительного времени (нескольких месяцев или лет) приводит к существенному изменению психики членов секты и изменению их поведения. Член секты уже не мыслит своего существования без общения с другими сектантами и руководителями секты, которые им часто просто обожествляются. Члены секты продают свои квартиры и передают руководителям секты все свои накопления и практически все имущество. Члены секты бесплатно работают, зарабатывая деньги для руководителей секты. Сектанты живут в нищем и полуголодном состоянии, очень мало спят и много работают. Зачастую руководители секты выбирают для членов секты их партнеров по браку. При этом руководители секты, как правило, требуют от членов секты полного разрыва отношений с теми людьми, которые были для сектантов родными и близкими до их вступления в секту (то есть, требуют полного разрыва с родителями, родственниками, супругами, друзьями, товарищами). Родными и близкими для сектанта могут быть только другие члены секты.

    Сами же руководители секты, как правило, живут абсолютно иной жизнью, чем рядовые сектанты: руководители большинства тоталитарных сект являются миллионерами или даже мультимиллионерами и ведут себя как богатые или сверхбогатые люди.

    Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых сектантов, и, в конечном счете, к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человека формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Это приводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциально обуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априори грех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожение комплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или других членов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятию самоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичности личности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотические вещества.

    Возникновение сект всегда связано с хаосом в душах людей и крахом стабильности в стране. И едва успевает утихнуть один скандал, связанный с какой-нибудь сектой, как ему на смену приходит новый.

    Целью некоторых сект также является изменение сознания русских людей, уничтожение православного самосознания граждан России. Полным ходом идет уничтожение всего русского, Православного, славянского. Точнее, идет расчленение нашего государства и нарушается закон массы, когда народ не может быть монолитным и высоко организованным. Секты разрушают душу, культуру народа, православную Церковь и единение Небесной церкви, Православной, домашней (семейной) церкви.

    Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

    По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

    На сегодняшний день невозможно разграничить социально приемлемые и социально неприемлемые религиозные организации, т. к. еще не выработаны однозначные и точные критерии для такого разграничения. Но можно надеяться на то, что в будущем удастся найти правильное решение этой проблемы науки и практики. В современном мире, где так стремительно идет развитие науки, не последнее место занимает религия. Наряду с давно признанными, традиционными религиями, такими как христианство, католицизм, буддизм, иудаизм, ислам, есть и относительно новые религиозные организации, чаще всего негативно воздействующие на личность и общество.

    Сектанство толкает людей на различные преступления, в том числе и на убийства; люди, попавшие в секту теряют свое мнение, у них исчезает цель и смысл жизни; многие заканчивают жизнь самоубийством и т. д.

    Таким образом, деятельность сект в России подрывает нормативные социальные устои, подвергает общество и личность повышенной опасности, связанной с неконтролируемыми действиями сектантов, с их беспрекословным подчинением своим «лидерам» и выполнением любых их приказаний, обычно направленных против воли и сознания общества и личности.

    Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами.

    Для начала давайте разберём, что такое религиозное объединение.

    Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками 1:

      вероисповедание;

      совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

      обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Российское законодательство допускает возможность образования религиозных объединений в двух формах 2:

      Религиозные группы;

      Религиозные организации.

    Начнём с религиозных групп, поскольку, исходя из ФЗ, можно отметить, что религиозные группы в процессе создания более упрощены и не имеют таких формальностей, как религиозные организации.

    Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица . Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

    Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Что касается создания религиозной группы, то ФЗ конкретно не регламентирует порядок процесса образования группы. Поэтому мне пришлось обратиться к практике. Если вкратце, то создание религиозной группы требует:

    Заявление по шаблону;

    Минимум 10 человек, которые поставят под заявлением свои ФИО и подписи;

    Выбрать орган местного самоуправления.

    Это то, что касается религиозных групп, теперь

    Давайте рассмотрим, что такое религиозные

    организации и их особенности.

    Что же касается религиозной организации, то для начала следует отметить то, что слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.

    И более подробно.

    Религиозные организации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

    Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица . В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные:

    Местные – это религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

    Централизованные – это религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

    Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Напомню, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

    Так же религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Введение

    Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ 1998. - Стр. 29

    Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

    Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.

    Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен государственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

    Орган исполнительной власти - это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

    В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

    В ст. 14 Конституции Российской Федерации изложено, что Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает взаимное невмешательство государства и конфессиональных образований в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий. А государство, в свою очередь, не регулирует внутренние установления религиозных образований и не вмешивается в их каноническую, благотворительную, хозяйственную и иную деятельность (в том случае, если она не нарушает закон).

    1. Особенности административно-правового положения религиозных объединений

    Россия является многоконфессиональным государством, где рядом живут люди различных вероисповеданий - православные, мусульмане, буддисты, католики, лютеране, иудеи, язычники. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России составляют неотъемлемую часть ее исторического наследия.

    Свобода вероисповедания предполагает свободу деятельности религиозных объединений на основе равенства.

    Как светское государство Россия не оказывает предпочтения какой-либо религии, не запрещает религиозную деятельность (отправление культов, обрядов), если при этом не нарушается закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений. Эта позиция государства обусловлена лояльностью религиозных объединений по отношению к государству.

    Государство устанавливает правовой статус религиозных объединений посредством принятия законов, а надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

    Государство в целях пресечения противоправной экстремистской деятельности может запрещать отдельные религиозные объединения. Такие решения принимаются в судебном порядке.

    Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г., 21 марта и 26 июля 2002 г. религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    Вероисповедание;

    Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

    Также создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

    На начало 2003 года в России было зарегистрировано 21 тысяча 500 религиозных объединений, что в четыре раза больше чем было 12 лет назад.

    Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

    Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

    Религиозной организацией, в свою очередь, признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

    Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" прямо определяет порядок создания религиозных организаций.

    Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

    Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

    Как и любое юридическое лицо, религиозное организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

    В уставе религиозной организации указываются:

    Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

    Цели, задачи и основные формы деятельности;

    Порядок создания и прекращения деятельности;

    Структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

    Источники образования денежных средств и иного имущества организации;

    Порядок внесения изменений и дополнений в устав;

    Порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

    Другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации

    Государство вправе поставить ограничение для легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные преступные деяния; воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к конституционным правам и свободам человека и сопровождается неправомерным воздействием на людей, находящихся в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия.

    В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

    Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

    Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

    Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации или территориальными органами юстиции субъектов Федерации.

    Согласно ч. 2 ст. 14 Конституции в России религиозные объединения отделены от государства и не могут вмешиваться в политическую жизнь. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение каких-либо государственных функций.

    Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

    Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одно религиозное объединение не может финансироваться из государственного бюджета.

    В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм.

    Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

    Государство ограничивает деятельность религиозных объединений или отдельных лиц лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

    В то же время, хотя религиозные объединения отделены от государства, они не отделены от общества. Поэтому государство вынуждено считаться с мнением религиозной общественности.

    Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

    Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди.

    Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

    Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

    федеральный религиозный конфессиональный

    2. Вопросы создания и ликвидации религиозных объединений

    Специальные законы, посвященные свободе вероисповеданий, обычно подробно регулируют вопросы создания религиозных объединений. Не составляет исключения и новый российский Закон 1997 г. В его ст. 6 определяется понятие религиозного объединения.

    Таковым в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Сравнивая действующий Закон с Законом 1990 г., можно увидеть некоторые примечательные особенности. В развитие Конституции РФ Закон 1997 г. считает религиозным объединением такое добровольное объединение, в которое входят наряду с гражданами РФ и иные лица, т.е. иностранцы и лица без гражданства.

    Предшествовавший Закон оперировал в основном категорией "гражданин", что предполагало пользование правом на религиозное вероисповедание главным образом для граждан РСФСР. Одновременно следует отметить, что Закон 1997 г. не позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства самостоятельно, без участия граждан РФ образовывать религиозные объединения.

    Учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане РФ. А это означает, что другие категории лиц имеют возможность лишь подключаться, вступать в соответствующее религиозное объединение. Подобное решение законодателя представляется вполне оправданным: отправление культа может быть делом каждого конкретного человека независимо от его государственной принадлежности, но использование организационных средств для создания новых религиозных объединений без участия граждан РФ было бы неестественным.

    Еще на одно обстоятельство хотелось бы обратить внимание, сравнивая два закона. Закон 1990 г. гласил, что исповедание и распространение веры включает в себя, в частности, совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации.

    Названный Закон если не в прямой, то в косвенной форме предполагал активную позицию верующих, не только лично исповедующих веру, но и убеждающих в ее ценностях других членов общества как собственным словом, так и через СМИ. В этом ощущался отголосок предыдущего времени: тогда была свобода антирелигиозной пропаганды, теперь допускалась другая крайность - гарантировалась свобода религиозной пропаганды.

    Закон 1997 г. от этого отказался. Из приведенных положений ст. 6 можно видеть, что распространение веры происходит естественными для религиозных объединений и верующих путями: через богослужение, иные обряды и церемонии, воздействующие на всех, кто при этом присутствует; через обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Указанное положение отнюдь не означает того, что религиозные объединения не используют и не могут использовать каналы СМИ для передач религиозного содержания.

    Подобные передачи и публикации вполне возможны и потому, что у любого вероисповедания есть последователи, и потому, что каждая законно действующая концессия имеет право распространять информацию о своих сути и учении. Надо сказать, что именно в таком ключе следует рассматривать и преподавание религиозных дисциплин в высших учебных заведениях.

    Специальное же религиозное образование получают в профессиональных учебных заведениях. Обучение детей религии в государственных или муниципальных образовательных учреждениях возможно лишь по просьбе родителей, по желанию детей, с разрешения администрации учебного заведения, согласованного с соответствующим органом местного самоуправления.

    Закон 1990 г. не воспринял существовавшее ранее деление религиозных объединений на религиозные группы и религиозные общества (первые были меньшими, вторые - большими по численности).

    В нем использовалась только категория религиозного объединения, в котором должно было состоять не менее 10 совершеннолетних граждан и устав которого подлежал регистрации в органе юстиции для получения прав юридического лица. Закон прямо не говорил о возможности существования религиозного объединения без регистрации устава.

    Федеральный закон 1997 г. (ст. 6) предусмотрел, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

    Он специально запретил создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Закон также ввел запрет на создание и деятельность религиозных объединений, цели и функции которых противоречат закону.

    Как видим, Закон 1997 г. подходит с определенными критериями к классификации религиозных объединений: группы существуют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, религиозные организации обязательно подлежат государственной регистрации и с совершением ее приобретают права юридического лица. Исповедовать и распространять веру можно, следовательно, на основе добровольного объединения любого количества лиц, создающих группу.

    В новом Законе предусмотрено еще одно весьма важное обстоятельство.

    Учредить местную религиозную организацию, не имея предварительно созданной религиозной группы или уже существующей централизованной религиозной организации, практически невозможно.

    Согласно ст. 9 Закона, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение о ее существовании на этой территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Если централизованной организации нет, то она образуется при наличии не менее трех местных религиозных организаций.

    А поскольку для образования последних надо 15 лет подтверждать существование религиозных групп, их наличие уже становится значимым юридическим фактором.

    Не случайно в ст. 7 Закона, как уже указывалось, говорится о том, что граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Получается, что уже в самом начале пути они должны представлять свои перспективные цели и действовать подобающим образом.

    Прежний Закон говорил о регистрации уставов (положений) религиозных объединений. Новый Закон предусматривает регистрацию религиозных организаций. В принципе, особенно если учитывать правовые последствия, разницы здесь большой нет.

    Вместе с тем нормой о регистрации именно самих организаций, а не их уставов Закон 1997 г. как бы подчеркивает, что религиозная организация существует с момента не ее образования, а именно регистрации.

    Непременным условием существования религиозной организации является наличие у нее устава. Согласно ст. 10 Федерального закона 1997 г., религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

    В уставе религиозной организации указываются: наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации наименование последней; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

    Однако на государственную регистрацию религиозной организации в орган юстиции представляется целый набор документов (ч. 5 ст. 11 Закона): заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий существование религиозной группы на указанной территории на протяжении не менее 15 лет и выданный органом местного самоуправления, или документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию и выданный ее руководящим центром; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и названного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей этой религии, об ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

    Сравнивая новый Закон с предыдущим, можно констатировать, что процесс регистрации усложнился. Ранее, при регистрации устава, требовалось представить только его.

    Теперь же, при регистрации религиозного объединения, одними из наиболее важных становятся сведения об основах вероучения, причем с подробной расшифровкой. Очевидно, что без представления документа о таких сведениях регистрирующий орган просто не будет (да и не вправе) рассматривать заявление о регистрации. Кроме того, при регистрации данный орган имеет право оценить характер вероисповедания и отказать в регистрации.

    В соответствии со ст. 12 Закона религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации, если, в частности: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции и законодательству РФ - со ссылкой на конкретные статьи законов; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не отвечают требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны.

    Отказ в государственной регистрации должен быть мотивированным. Закон не допускает отказа по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации. Отказ в регистрации, а также уклонение соответствующего регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд.

    Известно, что в период подготовки и прохождения Федерального закона по стадиям законодательного процесса прозвучало немало обвинений в том, что он выдержан в духе благожелательного отношения к давно существующим в России вероисповеданиям и ограничения деятельности в РФ тех имеющихся за границей религиозных организаций, которые хотели бы создавать свои центры, объединения и распространять веру в нашей стране. Не вдаваясь во все детали споров, хотелось бы отметить следующее: государство действительно в данном Законе проявило сдержанное отношение к всевозможным религиозным организациям, желающим внедриться на российской почве.

    Как уже было сказано, Закон исходит из того, что в религиозных вероисповеданиях и церемониях должны непременно принимать участие граждане РФ. И если такое имеет место на протяжении многих лет, только тогда можно ставить вопрос о государственной регистрации соответствующей религиозной организации. Законодатель посчитал, что для этого необходимо 15 лет.

    Предметом же критики является не само установление срока, а его величина - по мнению некоторых, он слишком большой. Нельзя исключать того, что законодатель вернется к проблеме и сократит указанный срок. Но вряд ли он совсем откажется от каких-либо "испытательных" сроков для новомодных, а тем более зарубежных, религиозных течений в РФ. Рассматриваемая норма скорее всего должна будет получить оценку Конституционного суда РФ по поводу того, не ограничивает ли она конституционное право "каждого" на свободу вероисповедания.

    Закон устанавливает правила, стесняющие деятельность иностранных религиозных организаций в стране. Так, при регистрации в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами РФ, дополнительно к документам, перечисленным ранее, должен быть представлен устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом страны нахождения этой организации.

    Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открыть свое представительство на территории РФ. Подобное представительство не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Федеральным законом 1997 г. Закон позволяет российским религиозным организациям иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

    Спецификой нового Федерального закона является подробное регулирование вопросов ликвидации религиозной организации и запрета деятельности религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Закон 1990 г. решал данные вопросы излишне просто: деятельность религиозного объединения может быть прекращена по решению суда, если она противоречит уставу (положению) такого объединения и действующему законодательству.

    Теперь даже это общее правило стало более развернутым: согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона 1997 г., религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

    Далее в ч. 2 указанной статьи Закона приведенное положение детализируется и в ней говорится, что основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке признаются:

    1) нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

    2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    3) создание вооруженных формирований;

    4) пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

    5) принуждение к разрушению семьи;

    6) посягательство на личность, права и свободы граждан;

    7) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

    8) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

    9) воспрепятствование получению обязательного образования;

    10) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

    11) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

    12) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

    Все перечисленные основания могут быть применены и в отношении запрета деятельности религиозной группы.

    Новый Закон четко определил субъектов, наделенных правом ставить вопрос о ликвидации в данном случае. Согласно ч. 5 ст. 14, органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

    В Законе не разъясняется, отличаются ли чем-либо друг от друга ликвидация религиозного объединения в случае нарушения им законодательства и запрет на его деятельность. Анализ норм Закона показывает, что рассматриваемые понятия в принципе идентичны. Речь о ликвидации и о запрете идет в одних и тех же частях ст. 14 Закона и основания для применения таких мер одинаковы. Возможно, в связи с этим стоило бы в данном Федеральном законе использовать формулировку из ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" 1995 г.: ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

    Делая вывод по второй главе хочу отметить, что Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" достаточно полно раскрывает административно-правовое положение религиозных объединений в Российской Федерации. Новый закон четко определил субъектов, наделенных правом ставить вопрос о ликвидации религиозного объединения, чего не предусматривал старый закон.

    Однако новый нормативо-правовой акт имеет ряд недостатков, например сравнивая эти две редакции закона можно констатировать, что процесс регистрации усложнился, а так же закон не разъясняет, отличаются ли чем-либо друг от друга ликвидация религиозного объединения в случае нарушения им законодательства и запрет на его деятельность.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      контрольная работа , добавлен 00.00.0000

      Общественные и религиозные организации как формы некоммерческих организаций, основные проблемы их правового положения и деятельности. Правовой статус общественных и религиозных организаций, порядок и особенности их создания, реорганизации и ликвидации.

      дипломная работа , добавлен 10.03.2015

      Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации. Проблемы реализации законодательства в сфере религии. Основания приостановления деятельности и ликвидации религиозных организаций. Проявление проблем в повседневной жизни.

      курсовая работа , добавлен 30.03.2015

      Административно-правовые основы положения общественных объединений, их права, обязанности, порядок создания, реорганизации и ликвидации. Административно-правовой статус благотворительных и религиозных организаций, публичный контроль их деятельности.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2014

      Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2014

      Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти, ее организационные основы. Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации. Соотношение правового положения и функционирования Президента и Правительства.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2013

      Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти. Административно-правовые основы организации государственной службы в таможенных органах.

      контрольная работа , добавлен 29.11.2015

      Административно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации, их основные виды и принципы построения. Анализ осуществления функций органов исполнительной власти на примере Нижегородской области, предмет их ведения и полномочия.

      реферат , добавлен 17.02.2017

      Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации о религии. Исследование государственно-конфессиональных отношений в сфере передачи имущества религиозного назначения. Изучение проблем правового статуса некоммерческих организаций.

      дипломная работа , добавлен 09.11.2011

      Понятие, признаки и основные функции исполнительной власти. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти. Административная реформа в Российской Федерации.

    Религия в дословном переводе с латинского означает благочестие, совестливость, богопочитание. Ее идеи доносятся до масс с помощью основных религиозных организаций. Их понятие, сущность и виды будут рассмотрены в рамках данной статьи.

    Понятие о религиозных организациях

    ФЗ «О свободе совести...» говорит о том, что у нас государство светское и оно полностью отделено от данных экономических субъектов.

    Религиозная организация — это объединение различных физических лиц на добровольной основе, которые находятся на территории РФ постоянно и законно, создаваемое для совместного исповедания, а также распространения своего вероучения после регистрации в качестве юридического лица.

    Вмешательство государства в деятельность рассматриваемых хозяйствующих субъектов

    Предполагается, что государство не возлагает на данные хозяйствующие субъекты выполнение функций исполнительных органов власти, не может вмешиваться в их деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, не может создавать религиозные объединения в различных государственных учреждениях и воинских частях, а также не может вводить предметы религиозной направленности в любых образовательных учреждениях, кроме частных.

    Однако оно может оказывать помощь в реставрации, в передаче зданий и сооружений с земельными участками и имуществом, относящимися к ним, религиозным объединениям, а также способствовать охране различных архитектурных и исторических памятников, их содержанию. Помимо этого, государство может им предоставлять различные льготы.

    Таким образом, религиозная организация — это такое юридическое лицо, которому может оказывать некоторую помощь государство, однако она носит ограниченный характер, и любая другая из них, кроме тех, которые перечислены выше, являются незаконной.

    Обязанности рассматриваемых субъектов

    Религиозные объединения должны соблюдать принцип отделения от государства, не возлагая на себя функции государственных органов, не принимать участие в различных выборных кампаниях.

    За систематические и грубые нарушения законодательства и целей, ради которых данные организации создаются, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована.

    При изложении статьи уже неоднократно упоминались не только первые, но и последние субъекты. И если с первым мы немного разобрались, то со вторым понятием нам еще предстоит познакомиться.

    Итак, религиозное объединение — это по своей сути та же религиозная организация, но последняя является одним из видов первой. То есть объединение — это целое, а организация — это часть. Вторым видом могут являться религиозные группы.

    Последние отличаются от организаций тем, что они не являются юридическими лицами. Религиозные группы были введены с той целью, чтобы лимитировать создание в нашей стране новых движений и сект, которые никогда не были представлены в нашем государстве.

    Следовательно, если отбросить последние, то религиозные организации и объединения представляют собой одно и то же.

    ФЗ «О свободе совести...» выбрал территориальный критерий для классификации рассматриваемых субъектов. Согласно ему, последние подразделяются на централизованные и местные.

    В нашей стране функционируют следующие из первого вида: РПЦ, Союз христиан веры евангельской, Российский союз адвентистов седьмого дня и другие.

    Местной религиозной организацией является такая, которая имеет в своем составе не менее 10 совершеннолетних участников, проживающих на близко расположенных территориально пространствах, что позволяет им периодически встречаться для осуществления соответствующих церемоний и обрядов. К этому виду относятся приходы, монастыри, общины милосердия и братства РПЦ. Учредителями местных организаций могут быть только граждане России, а участниками - любые законно и постоянно проживающие лица. В них могут присутствовать такие органы правления, которые не предусматривают единоличного вмешательства учредителя в его дела. В эти органы иностранцы могут входить.

    Централизованную религиозную организацию могут учредить от трех местных одного вероисповедания. Их можно охарактеризовать как центры определенной религии и религиозных организаций, относящихся к местным. Они координируют деятельность последних.

    Некоторые исследователи считают, что территориальный признак к централизованным организациям не совсем относится, поскольку в их состав могут входить местные хозяйствующие субъекты, расположенные как в одном, так и в разных субъектах федерации. Они предлагают выделять виды религиозных организаций по учредителям, и для этого предлагают создать религиозные организации, которые могут создаваться централизованными. Но для этого необходимо изменить законодательство в части формулировки. По их мнению она должна выглядеть следующим образом: «Религиозная организация — это некоммерческий экономический субъект, создаваемая физическими или юридическими лицами...» (далее предлагается сохранить существующий текст).

    Деятельность местных хозяйствующих субъектов в сфере религии

    Она должна существовать на определенной территории от 15 лет. Об этом выдается подтверждение местными органами самоуправления. Помимо последнего, оно может носить характер подтверждения о вхождении в структуру централизованного хозяйствующего субъекта того же вероисповедания.

    В ее наименовании должна быть указана вера. Деятельность религиозной организации подтверждается каждый год. Как и таковая у любого юридического лица, ее деятельность основана на Уставе, утверждаемом учредителями или централизованной, к которой она принадлежит.

    Госрегистрация может занимать от 1 месяца до полугода. Больший срок может быть определен в том случае, если принимается решение о необходимости проведения религиоведческой экспертизы.

    Данная организация может:

    • самостоятельно производить либо приобретать как в стране, так и за рубежом различные предметы религиозного назначения;
    • учреждать благотворительные организации для осуществления соответствующей деятельности;
    • создавать иные предприятия;
    • вести предпринимательскую деятельность.

    В ее собственности могут находиться различные основные фонды, денежные средства, имущество, в том числе за границей. На то из него, которое предназначено для осуществления богослужения, взыскание по кредиторским претензиям не может быть наложено.

    Данная организация может быть ликвидирована, но не может быть реорганизована.

    Ликвидация проводится по решению учредителей или уполномоченного по Уставу органа, а также по судебному решению в случае нарушения законодательства. Однако внести представления в суд о произведении данного действия в отношении юридического лица могут органы местного самоуправления, прокуратуры и госрегистрации. Процедура ликвидации в целом совпадает с таковой у других юрлиц.

    Основные отличия в деятельности централизованного хозяйствующего субъекта

    Последний при действии его структур на территории нашей страны в течение как минимум 50 лет до времени обращения в регистрирующие органы с заявлением о госрегистрации, может использовать в своем наименовании слово Россия, а также производные от него.

    Централизованность организации не означает ее обязательного места нахождения в каком-либо административном центре. Главное условие ее создания - чтобы учредителями были не менее трех местных религиозных хозяйствующих субъекта, а располагаться она может где угодно.

    Русская Православная Церковь

    Рассмотрим деятельность РПЦ как православной религиозной организации централизованного типа. Она включает в себя все местные хозяйствующие субъекты данного вероисповедания. Ее юрисдикция распространяется не только на православных РФ, но и проживающих на территории бывшего СССР, а также Японии, других стран, добровольно входящих в нее.

    Высшими органами управления являются Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси.

    У нее есть свой исполнительный (Высший церковный совет) и судебный орган, осуществляющий слушание церковных дел в закрытых заседаниях.

    Местными церквями являются епархии, которые возглавляют архиереи. Несколько епархий могут составлять митрополии, а также Митрополичьи округа, Экзархаты (по национально-региональному принципу). В состав Московского патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви.

    В заключение

    Таким образом, религиозная организация — это основная часть такого объединения, которое имеет статус юридического лица. Она может быть местной (при нахождении на определенной близко расположенной территории) или централизованной (образуемой как минимум тремя местными). Их деятельность похожа на таковую у других юридических лиц. Организационно-управленческая структура во многом похожа на светские учреждения, а у таких централизованных организаций как РПЦ даже напоминает государственную. В некоторых случаях в деятельности рассматриваемых хозяйствующих субъектов помощь может оказывать государство, но в основном его деятельность в религии и религиозных организаций разграничена.