Россия в первой мировой войне. Какие цели были у России в Первой мировой войне

(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1

28 июня 1914 г. серб Гаврило Принцип – убил эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу в момент их проезда по улицам столицы Боснии Сараево. Это была ответная реакция на принудительное присоединение Боснии и Герцоговины к Австро-Венгрии. 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, означавший потерю Сербией независимости. Хотя сербское правительство и приняло большинство этих требований, 28 июля Австро-Венгрия двинула против Сербии войска - начала войну. Российское правительство ответило мобилизацией. Руководители Германии потребовали ее прекращения, а когда Россия отклонила их ультиматум, то 1 августа Германия вступила в войну с Россией. 2 августа германские войска заняли Люксембург, 3 августа Германия объявила войну Франции. Английское правительство, воспользовавшись нарушением Германией бельгийского нейтралитета, 4 августа объявила войну Германии. Всего в войну оказались втянуты 33 государства. На стороне Антанты - Франции, Англии и России – выступили Сербия, Черногория, Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Греция, Япония, Китай, Сиам, Египет, Либерия, США, Куба, Гаити, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гондурас, Бразилия. На стороне Германии и Австро-Венгрии – Болгария и Турция. Война стала мировой.

Прчиной первой мировой войны было столкновение интересов европейских великих держав.

Германия стремилась удовлетворить свои претензии на гегемонию в Европе и мире.

Австро-Венгрия, раздираемая национальной рознью, надеялась, что победоносная война поможет укрепить и сохранить империю.

Турция - государственное выживание и претензии на российское Закавказье.

Великобритания – устранить конкуренцию Германии на мировых рынках, пресечь ее притязания на передел колоний.

Франция – вернуть Эльзас и Лотарингию, отторгнуть германские земли по левому берегу Рейна и Саарскую область.

Италия – утвердиться на Балканском полуострове.

США предполагали продиктовать ослабленным войной странам условия мира, которые обеспечили бы их собственное мировое господство.

61 Основные фронты Первой мировой войны. Военные действия на Западном фронте в 1914 г.

Германское командование в основном придерживалось плана, разработанного генералом Шлиффеном. 3/4 имевшихся на западном фронте германских войск было сосредоточено на правом фланге, который двинулся через слабо защищенную бельгийскую границу, чтобы начать окружение основных сил противника, прижать их к швейцарской границе и «до осеннего листопада» уничтожить. После разгрома Франции наступила бы очередь России.Проойдя за три недели Бельгию, превращенную оккунтами в генерал-губернаторство, германские корпуса сломали сопротивление французских войск на границе и вторглись во Францию. Вопреки плану Шлиффена им недостало сил, чтобы обойти французские дивизии с северо-запада, однако четыре немецкие армии форсировали реку Марну, к сентябрю подошли к Верден и угрожали Парижу. Правительство Франции временно покинуло столицу. Подготовка войск России еще не была завершена, когда правительство Франции обратилось к российскому за помощью. Русские войска были брошены в наступление. Две российские армии заняли значительную часть территории Восточной Пруссии. Это заставило германское командование перебросить туда из Франции войска, часть резервов, предназначавшихся для наступления во Франции. Из-за несогласованности действий одна российская армия потерпела у Мазурских озер поражение, а другую немцы вытеснили из Восточной Пруссии. Но наступление нескольких армий России в южном направлении продолжалось. Они заняли принадлежавшие Австрии часть Польши и Галицию. Продвижение российских войск создало угрозу важным для Германии промышленным районам – Силезии и Познани. Только острая нехватка боеприпасов и продовольствия тормозила их наступление. Чтобы остановить их, Германии пришлось перебросить сюда из Франции еще войска. Неподготовленное наступление стоило России огромных жертв, которые, возможно, спасли Францию.

5 сентября французские войска начали наступление от Парижа: развернулась битва на марне. Тяжелые потери заставили немцев несколько отступить: угроза захвата ими парижа была ликвидирована.

На востоке австро-германскому блоку добиться успехов в 1914 г. тоже не удалось. Затеянное германскими и австро-венгерскими войсками наступление в Южной Польше закончилось неудачей. Не достигли немцы успеха и в наступлении на Висле.

План молниеносной войны провалился и Германия должна была всерьез сражаться как на западе, так и на востоке.

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Урок: « Россия в первой мировой войне».

разработан для учащихся 11 класса в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Цели урока:

    И зучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам; проанализировать влияние первой мировой на внутреннее положение страны, причины кризиса власти. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции.

    Формирование учебных умений (анализ исторического источника, сравнение, обобщение исторических фактов, навыки групповой работы);

    Формирование информационной культуры учащихся;

    Развивать коммуникативные навыки работы в группах;

    Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации.

    Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов.

    Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

    Воспитание патриотизма на примерах мужества и героизма русских солдат

    Содействовать воспитанию уважения к истории как к науке о прошлом.

Оборудование урока:

учебник История России (Измозик В.С., Рудник С.Н.)

Атлас «Всемирная история»,

настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Война и российское общество.

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения.

Начало первой мировой войны. Поводом к началу войны явилось убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австрийского престола экс герцога Франца - Фердинанда. Австрийский принц захватил Боснию на которую претендовала Сербия. Австро-Венгрия под давлением Германии начала войну. Убийство в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Причины войны: 1. Противоречия между европейскими державами; 2. Борьба за сферы влияния. Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Большая часть вины за разжигание войны лежит на германо-австрийском блоке, затеявшем большой передел Европы и мира. Она планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, некоторые французские колонии в Африке, прочно обосноваться в Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия стремилась подчинить Балканские государства.

Тройственный союз

Антанта

В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Обучащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Тройственный союз

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Тройственный союз

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Россия

Антанта

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Франция

Антанта

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Англия

Антанта

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Тройственный союз

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Тройственный союз

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Япония

Антанта

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Италия

Антанта

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне?

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (генералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна» провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Изучение третьего вопроса начать с того, что страну захлестнула волна германофобии.

Наблюдается взрыв патриотизма. Война породила «беженство». С середины 1915 года нарастает революционное движение, антивоенные выступления в армии (братания, дезертирство и т. д.) , мощный подъем стачечного движения. К началу 1917 года в стране назрел общенациональный кризис.

Работа с источником «Из беседы английского военного представителя в России генерала А. Нокса с генералом-квартирмейстером П.П. Лебедевым 1 октября 1915 года».

Учитель ставит вопрос обучающимся: «Чью сторону вы принимаете в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения».

    Итоги.

В 1917 году русские войска терпят поражение на фронтах мировой войны в условиях революции. В марте 1918 года Советская Россия заключает сепаратный мир с Германией - Брестский мир на грабительских условиях: Россия утратила Прибалтику, часть Белоруссии и Закавказье. Выплата Россией контрибуции, потеря флота др.

В ноябре 1918 году - поражение Германии и ее союзников от Антанты.

    Дом задание

п. 11, составить хронологическую таблицу «Основные события первой мировой войны».

Евгений Шарыпов

Данную работу можно использовать на уроках истории России в 9-11 классах по теме: " Первая Мировая война".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Причины I Мировой войны и цели сторон

Сербия Цели: Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.

Карта Балкан

Блок Антанта

Франция 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Цели: Франция мечтала добиться с помощью союзников, особенно России, полного разгрома Германии. Отстоять свои заморские и африканские владения. Вернуть Эльзас и Лотарингию. Стремилась взять реванш за поражение, нанесённое ей Германией во франко-прусской войне 1870 года.

Великобритания Первую мировую войну Великобритания прошла в составе военно-политического блока Антанта; непрерывно развиваясь, страна добилась своей цели, нанеся поражение блоку Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство). Великобритания, которую возглавлял премьер-министр от Либеральной партии Герберт Генри Асквит, вступила в Первую мировую войну в 11 часов вечера 4 августа 1914 года.

Пример антигерманской пропаганды Британский постер гласит: «Однажды немец - всегда немец! Помни! Каждый трудоустроенный немец - это безработный британец. Любой купленный немецкий товар - это непроданный британский товар»

Англия Цели: Хотела добиться устранения Германии как опасного конкурента и одновременно преследовала цель ослабить своих главных союзников (Францию и Россию) за счет их кровопролитного противоборства с Германией и Австро-Венгрией на сухопутных фронтах. Одной из главных задач в ходе войны английские правящие круги считали сохранение их колониальной империи. Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями Увеличение своего влияния на мировую экономику

Россия 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Россия вступила в войну, не успев завершить перевооружение своих войск. Однако высокий патриотический подъем, царивший в обществе и армии, позволили добиться успехов на первом этапе войны. Цели: Претендовала на свободный проход своего флота в Средиземное море, настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы. Планировала сорвать австро-венгерскую экспансию против Сербии, Герцеговины и Боснии. Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Босфор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).

Тройственный союз

Австро-Венгрия Австро-Венгрия вступила в Первую мировую войну 28 июля 1914 года, ровно через месяц после убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда и его супруги в Сараево боснийским сербом Гаврилой Принципом, 18-летним студентом, а также членом националистической организации «Чёрная рука ». Цели: Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны: Стремилась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину. (см. Боснийский кризис 1908-1909 гг.) Противодействие России, взявшей на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии, претендовавшей на роль объединительного центра южных славян.

Германия В 1888 году императором Германии стал Вильгельм II, который был сторонником агрессивной внешней политики и экспансии. В Германии началось строительство современного флота. Это привело к началу гонки вооружений между Германией и странами Антанты. Помимо этого Германия стремилась получить новые колонии и сферы влияния.

Германия Цели: Стремилась разгромить главного соперника – Великобританию, лишив ее колоний; разбить Францию и закрепить за собой Эльзас и Лотарингию; нанести поражение Бельгии и Голландии; ослабить Россию, подчинить своему влиянию Турцию и Болгарию и совместно с Австро-Венгрией прочно укрепиться на Балканах. А в конечном итоге – установить свое единоличное господство в Европе и на других континентах.

Болгария Болгария вступила в Первую мировую войну 14 октября 1915 года на стороне Центральных держав, объявив войну Сербии. Цели: Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны. Желала отомстить Сербии и Греции за унизительное поражение в 1913 году.

Османская империя Османская империя вступила в Первую мировую войну 2 ноября 1914 года в составе Центральных держав. В октябре 1914 года турки устроили провокацию в Чёрном море, обстреляв российские порты. В ноябре Российское правительство объявило войну Османской империи, и тем самым она вошла в Первую мировую войну. Цели: Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Балканских войн. Стремилась сохранить единство нации (в условиях фактически разваливающейся государственности), что проще сделать перед лицом внешней угрозы.

Общие причины: Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англичан не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии). Противоречия из-за: колоний, сфер влияния и рынков сбыта. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы. Повсеместное усиление националистических настроений.

Кратко об итогах Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире. (А. П. Жилин) .