Русские бытовые сказки. Сказка об умной девушке: Сказка Оклеветанная купеческая дочь

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    5 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. (Запись А. С. Пушкина).

Широко известны формулы, изображающие чудесного коня, Бабу Ягу, лежащую в избушке или летящую в ступе, многоголового Змея... Многие из них

Остатки мифов и потому значительно древнее сказки. Некоторые сказочные формулы восходят к заговорам, в них сохраняются явные признаки магической речи (вызов чудесного коня, обращение к избушке Бабы Яги, требование чегото по щучьему веленью).

Динамизм сказочного повествования сделал особенно важной стилистическую роль глаголов. Действия героев (функции), составляющие структурную основу мотивов, стилистически закрепились в виде опорных глаголов в их традиционном для того или иного мотива сочетании: прилетела - ударилась - сделалась; брызнул - срослись; ударил - вогнал, размахнулся - срубил.

Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных. Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой и серебряный., возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.

3.3. Бытовые сказки

В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк (СУС 951 А); поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка (СУС 1319); девушка узнает в женихе разбойника и уличает его (СУС 955). Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого - сопереживание или смех.

В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе

сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает - и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему (СУС 735 А). В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой - ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка (СУС 1353).

Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам - смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.

Из формул композиционных в них распространен простейший зачин жили-были как сигнал начала сказки. По происхождению он является архаичным (давно прошедшим) временем от глагола "жить", которое исчезло из живого языка, но "окаменело" в традиционном сказочном зачине. Некоторые сказочники завершали бытовые сказки рифмованными концовками. В этом случае концовки утрачивали ту художественность, которая была уместна для завершения сказок волшебных, однако в них сохранялась веселость. Например: Сказка не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца - рассказала бы до конца1 .

Художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Например, А. К. Барышникова начинает сказку так: Попадья не любила попа, а любила дьякона. А вот как заканчивает: Прибежала домой телешом (т. е. раздетой)2 .

Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный

1 Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. Ред. Э.В. Померанцева. – М., 1969. – С. 333.

2 Сказки куприянихи/ Запись сказок, статья и коммент. А.М. Новиковой и И.А. Осовецкого. – Воронеж, 1937. – С. 158, 160. (Сказка «Как попадья дьякона любила»).

материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок - 646, новеллистических - 137. Среди многочисленных анекдотических сказок имеется много сюжетов, не известных другим народам. В них выражено то "веселое лукавство ума", которое А. С. Пушкин считал "отличительной чертой наших нравов".

3.3.1. Анекдотические сказки

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: "сатирические", "сатирико-комические", "бытовые", "социально-бытовые", "авантюрные". В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра - человек, униженный

в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники - богатый мужик, поп, барин, судья, черт, "умные" старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

К примеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая - Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене: "Ты завтра... раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, . чтоб эти блины плавали

в масле, и чести своего мужа, чтобы QH их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах..."(СУС

1380: "Николай Дупленс-кий")1 .

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой - тело падает. Дурак кричит: "Попадья матушку убила!" Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак

1 Сказки И.Ф. Ковалева / Зап. И коммент. Э.Гофман и С. Минц. – М., 1941. – С. 209.

приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать ("Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут"). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку (СУС 1537: "Мертвое тело").

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка - это веселый фарс, логика развития ее сюжета - логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю. И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, "дурак навыворот", умеющий ловко оболванить своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха. Исторически плутни шута основывались на каком-то древнем знании, недоступном уму обычного человека (это мог быть языческий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака связан с представлением о самом посвящаемом в момент его временного ритуального "безумия"1 .

Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах родителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованного сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну"выступала "загробным дарителем".

Анекдотические сказки стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Своеобразие их историзма определяется столкновением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.

Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре (СУС 1525 А) у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти - он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки

1 Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка: Дис. На соиск. Уч. Степ. Доктора филолог. Наук. – Л., 1979.

о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной стороны, и помещиками, судьями, попами -

с другой. Тип бывалого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой "солдатчины", т. е. Петровского времени. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмысление библейских сюжетов (СУС 790*: "Золотое стремечко"; СУС -800*: "Пьяница входит в рай" и др.).

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок - это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь зарифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик - с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавички за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка... ("Шурыпа"); Жилибыли вятчане, хлебали... со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться... («Про вятчан»)1 .

С этой традицией связаны специфические прозвища персонажей анекдотических сказок: Наконец - с того света выходец; Тихон - с того свету спихан; Наум - взбрело на ум; свинья пестра моей жены сестра и т. п.

В сказках используется реалистический гротеск - вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма "дурацкого" мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол - "у него четыре ноги, сам дойдет ", надевают горшки на обгорелые пни - "ребята стоят без шапок ". От-

1 Сказки и предания самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым. – СПб., 1884. – С. 119; 164.

Однажды падишах сказал своему везиру:
- Вот тебе баран, сведи его на базар. Ты должен выручить за него деньги, получить шерсть, принести мне два вертела кебаба и вернуть живого барана.
Переоделся везир в одежду дервиша и пустился в путь. Встретил но дороге юношу. Пошли вместе. Преградила им путь небольшая речка. Везир предложил:
- Брат, давай сделаем мост, одному из нас будет легче. Удивился спутник:
- Ты что, глупец! Как мы его с тобой вдвоем сделаем? Пошли они дальше, увидели впереди холм. Дервиш пред-ложил:
- Давай сделаем лестницу и быстро поднимемся по ней. Спутник опять удивился:
- Дервиш, ты совсем глупый? Как это можно сделать здесь лестницу и зачем?
Двинулись они дальше, долго взбирались на холм, потом спускались, наконец вышли к полю.
Дервиш спросил:
- Вот бы узнать, хозяин поля съел свой урожай ила нет?
Рассердился спутник:
- Да ты, видно, совсем дурак! Поле еще не скошено, как же он мог съесть его?
Дервиш и юноша вошли в город. Дервиш спросил со вздохом:
- Город, ты жив или разорен?
- Да разрушится твой дом, - воскликнул юноша, - ты же видишь, сколько здесь народу, значит, он живет. И почему он должен быть разорен?
Дервиш направился на постоялый двор, а юноша пошел до-мой. Пришел и говорит сестре:
- Сестрица, я сегодня встретил такого глупого дервиша, никогда таких не видел.
- А почему он показался тебе таким? Ну-ка, расскажи, что он тебе глупого сказал.
- Дошли мы до маленькой речки, а он сказал: "Давай сде-лаем мост, одному из нас будет легче". Сестра перебила брата:
- Брат, дервиш умный, ты глупый. Он хотел сказать: "Да-вай один из нас перенесет другого, одному будет легче". Вот и мост.
- Э, хорошо, пусть будет так. Попался нам на пути холм. Он сказал: "Давай сделаем лестницу и быстро поднимемся по ней". Ну, не глупость ли?
- Глупенький-то ты, а дервиш умный, он хотел сказать: "Пусть один из нас расскажет что-нибудь, так и поднимемся незаметно".
- Э, ну хорошо. Но когда мы дошли до поля, он спросил: "Вот бы узнать, хозяин этого поля съел свой урожай или нет?"
- Брат, этот дервиш очень умен. Он хотел сказать: "Долж-ник хозяин этого поля или нет?"
- Ладно, я согласен с тобой, сестра. Но вошли мы в город, народу полно, а он спрашивает: "Город, ты жив или разорен?" Я ему ответил: "Конечно, город жив, люди же ходят".
- Э, брат, Какой ты глупый! Ведь ты должен был сказать: "Пожалуйте к нам в дом". А куда тот дервиш ушел?
- Он пошел в меванхану.
- Брат, вот тебе двенадцать лепешек и тридцать яиц, отнеси их дервишу.
Завязала она еду в узелок и отдала брату. По дороге юноша подумал: "Откуда дервишу знать, сколько здесь лепешек и яиц?" Взял он да и съел одну лепешку и два яйца. Принес он еду дервишу. Развязал дервиш узелок, сосчитал лепешки и яйца и обратился к юноше:
- Дружище, у вас в году одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней?
Юноша не понял вопроса дервиша, но ничего не ответил и вернулся домой. И говорит сестре:
- Сестрица, а я все-таки прав, вы оба какие-то глупые. Спросил он меня: "В году у вас одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней?" Что он, не знает, что в году двенадцать месяцев, а в месяце тридцать дней?
Тут сестра рассердилась:
- Да заберет тебя хворь! Ты зачем по дороге съел лепешку и два яйца? Потому он так и сказал. Пойди пригласи его к нам в гости.
Юноша пошел, привел дервиша.
Вошел дервиш в дом, поздоровался:
- Салам-алейкум, добрая девушка!
- Алейкум-салам, всеведущий дервиш!
Пригласила девушка гостя присесть. Дервиш обратился к тандуру:
- Тандур, на вид ты хорош, да вот хотел бы я знать: дым наверх прямо поднимается?
- Дорогой гость, дым из моего тандура прямо поднимается, - ответила девушка.
- Хозяйка, я вижу, ты девушка умная и только тебе под силу мне помочь. Я везир падишаха, дал мне падишах барана и поставил условие: чтобы за него и деньги выручить, и шерсть получить, и два вертела кебаба принести, и при этом вернуть ему барана в целости и сохранности.
- Э,- говорит девушка,- гость дорогой, что же тут трудного? Барана надо остричь, половину шерсти отнести на базар продать, а половину оставить - вот и деньги и шерсть. Потом надо отрезать у барана яйца, из них приготовить два шампура кебаба и снести падишаху.
Радостный, вернулся везир в город и поступил так, как по-советовала ему девушка. Спросил падишах везира:
- Везир, у тебя был советчик? Скажи мне правду, я тебя помилую.
Пришлось везиру рассказать падишаху о мудрой девушке. Падишах приказал везиру:
- Иди и сосватай мне эту девушку.
Пришел везир к девушке и сказал ей:
- Добрая девушка, я пришел сватать тебя самому падишаху.
- Что же, я не против, только цену калыма назначу сама.
- Говори.
- Двадцать ягнят, тридцать волков, сорок львов, пятьдесят верблюдов, шестьдесят лис, семьдесят шкур, восемьдесят мудре-цов - вот мой калым.
Вернулся везир к падишаху и передал ему условие девушки. Падишах подумал и ответил:
- Девушка права, мужчина в двадцать лет подобен ягненку, в тридцать лет подобен волку, в сорок лет - льву, в пятьдесят лет - верблюду, в шестьдесят лет он хитер, как лиса, в семь-десят лет от мужчины остается лишь внешний вид, шкура, а в восемьдесят лет он становится мудрым. Она достойна моего сына.
И стала умная девушка женой сына падишаха.

Поехал царский сын на охоту. Гонялся за красным зверем, да и не заметил, как заехал в незнакомое место. Коня остановил и не знает, куда тронуться, как выбраться на дорогу.
Поехал направо - лес стеной стоит, налево повернул - лес: нет нигде ни пути, ни дороги.
Так кружил он от вечерней зари до утренней. Конь под ним притомился, и сам из сил выбился, а лесу и конца краю нет.

Поутру, как стало светать, приметил: стежка вьется. Обрадовался, направил коня по следу, и вывела его стежка-дорожка из лесу на широкое поле, на чистое раздолье.
Окинул взглядом местность, деревню увидал. Добрался царский сын до деревни и повернул к избе, где дым из трубы столбом валил.
"Коли печь топится, - думает, - хозяева не спят".
Спешился, коня привязал, сам на крыльцо поднялся, вошел в сени и только дверь в избу размахнул, как видит: выскочила из-за кросен девица, метнулась за печь и оттуда говорит:
- Худо, коли двор без ушей, а изба без очей. Не обессудь, добрый молодец, постой у порога.
Царевич думает:
"Что это она говорит, уж в своем ли разуме?
Потом спрашивает:
- Ты что, одна живешь или родные есть?
- Зачем одна, - девица из-за печи отвечает, - есть у меня отец с матерью да брат, только сегодня никого дома не случилось.
- Где они? - спрашивает гость.
- Родители пошли взаймы плакать, а брат угнал сто рублей на пятак менять.
И опять царский сын ничего не понял.
В ту пору девица вышла из-за печи.
Вскинул на девицу глаза царский сын, да так и обомлел: стоит как пень, слова не вымолвит и шагу ступить не может. До чего хороша девица - весь белый свет обойти, эдакой не сыскать. Коса русая ниже пояса, голубые глаза ярче звезд горят, щеки - маковый цвет, и сама вся, будто утренняя заря.
Приветливо на гостя взглянула, промолвила:
- Проходи, садись да сказывай, как тебя звать-величать и за каким делом к нам пожаловал?
Опомнился царский сын, прошел, сел на лавку и рассказал, как по лесу блуждал, как в деревню попал, а сам от девицы глаз отвести не может.
- Что это ты говорила про двор без ушей да про избу без очей, мне невдомек.
Улыбнулась девица.
- А чего тут мудреного. Была бы у нас собака на дворе, она бы залаяла на тебя, а я и услышала бы, что кто-то не свой идет. Вот тебе и двор без ушей. А про избу без очей вот к чему сказала: были бы в семье дети, они бы в окно увидели незнакомого человека и мне бы сказали,- вот и не застал бы ты меня врасплох, неприбранную.
- Ну, а про родителей да про брата что рассказывала? - гость спросил.
"Ой, какой бестолковый, недогадливый, будто неживой, а с виду ладный, пригожий", - подумала девица и ответила:
- Родители пошли на погост, на похороны - покойника оплакивать, а как придет черед, сами умрут, тогда добрые люди придут их хоронить да оплакивать. А брат на сторублевом коне поехал зайцев гонять. Зайца заполюет - прибыли на пятак, а коня загонит - убытку на сто рублей.
Покуда так говорила, стол накрыла.
- Садись, позавтракай: чем богаты, тем и рады.
Накормила, напоила и дорогу указала:
- Вот так поезжай, не собьешься и к вечеру домой попадешь.
Уехал царский сын и с того дня затосковал: не ест, не пьет, красная девица из ума нейдет.
Родители сокрушаются - жаль сына. Пиры и всякие потехи заводят, ничем не могут развеселить царевича.
- Надо его женить, - старый царь говорит, - обзаведется своей семьей - и всю печаль как рукой снимет.
Велел царевича позвать.
- Вот что, сын любезный, пришла пора тебе своей семьей обзаводиться: и годами ты вышел, и нам с царицей охота на внучат порадоваться. За невестой дело не станет. Любая царевна, любая королевна с радостью за тебя пойдет.
- Есть и в нашем царстве девица неописанной красоты, - царевич отвечает.
- Добро, - молвил царь-отец, - скажи, куда сватов засылать, в чьем боярском дворе зазноба завелась?
Рассказал царский сын, как он на охоте попал в незнакомую местность и как в дальней деревне увидал девицу-красавицу.
- Не царевна она, не боярышня: черносошного крестьянина дочь мне по сердцу пришлась, и никакой иной невесты не надобно.
Царь ладонями всплеснул, ногой топнул:
- Век тому не быть, чтобы я с холопами породнился!
- Воля твоя, а мне лучше век не жениться, чем немилую взять, - поклонился сын отцу и ушел в свою горницу.
Задумался царь:
"Теперь-то он из моей воли не выйдет, а как станет на царство после моей смерти, все равно женится на холопке".
Пошел к царице, рассказал все, как есть. Та - в слезы:
- Ой, пришла беда! Что станем делать?
- Я придумал, - царь говорит. - Эй, слуги, позовите царевича!
- Думали мы, гадали, с матерью-царицей совет держали, и вот тебе наша родительская воля, - сказал царь сыну. - Коли исполнит девица три задачи, - будь по-твоему, женись на ней, а не исполнит - пусть пеняет на себя: не топтать ей больше зеленой травы.

И подал один льняной стебелек:
- Перво-наперво пусть из этого льна пряжи напрядет, из пряжи той полотна наткет да мне рубашку сошьет, - погляжу, какова мастерица, в рукоделье искусница.
Повез царский сын отцовский наказ.
Увидала его девица в окно, выбежала на улицу. У ворот гостя встретила, ласково взглянула:
- По доброй воле заехал или неволя привела?
Забилось сердце у царевича. Стоит он, с ноги на ногу переминается, молчит. Потом осмелился и проговорил:
- Полюбилась ты мне, девица-душа. Приехал я тебя замуж звать.
Зарделась девица и стала еще краше. Потом чуть слышно промолвила:
- Коли так привелось, видно, так тому и быть, люб и ты мне.
Мои родители перечить не станут, и тебе своих отца с матерью надо спросить.
Царевич без утайки рассказал все, что дома было, и подал льняной стебель.
Выслушала девица царский наказ, улыбнулась. Потом выломала из веника березовый прут.
- Пусть из этого прута сделают прялку и челнок, пусть веретен наточат да бердо приготовят что ни есть для самого тонкого полотна, тогда и я царский приказ исполню.
Воротился царский сын домой, подал царю березовый прут и сказал, о чем девица просила.
Удивился царь, досадует про себя: "Ну ты хитра, а я похитрее тебя!" Приказал принести сотню вареных яиц:
- Отвези невесте, пусть из этих яиц цыплят выведет и к свадебному столу откормит.
Выслушал царевич новый приказ, опечалился, а перечить не посмел, поехал к невесте.
Девица яйца приняла, принесла горшок с пшенной кашей и говорит:
- Отдай это пшено царю, пусть его посеют да просо вырастят, другого те цыплята не станут клевать.
Воротился царевич, отдал отцу кашу.
Выслушал царь девицыны слова и велел царевичу прийти через три дня.
Думал старый царь и день, и другой, на третье утро встал веселый, посмеивается:
- Ну, теперь будет холопка знать, как с царем тягаться!
Сына позвал:
- Поезжай, зови суженую в гости, надо нам перед свадьбой посмотреть будущую невестку. Пусть она будет не в платье, не без платья; не с подарком, не без подарка; не пешая, не конная, а верхом.
Приехал царевич к невесте, пересказал царский приказ. Отец с матерью и брат запечалились:
- Ох, неспроста царь задал эдакую задачу!
И царевич загрустил.
А девица-краса веселехонько отвечает:
- Передай родителям, пусть завтра после полудня ожидают.
Распростился жених, уехал.
Говорит девица:
- Поймай мне, братец, к утру живого зайца да живую перепелку.
Брат тотчас отправился в лес. Девица родителей утешает:
- Ни о чем не тужите, не печальтесь - все дело уладится.
На другой день после полудня царь сидит в верхнем тереме, глядит в окно. Заметил девицу и дал слуге приказанье: как только ворота перед ней откроют - спустить с цепи самых лютых кобелей.
А сам засмеялся:
- Только ты и жила на свете - в клочья разорвут.
Глядит в окно. Ближе и ближе девица, и видит: вместо платья на ней многорядная частая сеть накинута - не в платье, не без платья. Поводьями девица правит, прутом зайца взнузданного погоняет - ни пешая, ни на коне, а верхом.
И только девица ворота отворила, как бросились на нее страшенные цепные псы.
Царь кинулся вон из терема, скорым-скоро спустился вниз, выбежал на крыльцо и видит: далеко-далеко за воротами скачет заяц, а за ним две собаки гонятся, расстилаются. Скрипнула ступень, глянул царь - поднимается по лестнице девушка, многорядно в частую сеть закутанная и столь красивая, что ни вздумать, ни сказать, ни пером описать.
Поклонилась девица и с улыбкой говорит:
- Много чести мне, коли сам царь на крыльцо встречать вышел.
Руку протянула:
- Вот мой подарок.
Царь хотел подарок взять, а девица пальцы разжала, и в ту же минуту - порск: перепелка взвилась, мимо самого царского носа кверху поднялась.
Царь бороду задрал, в небо глядит.
- И не с подарком, и не без подарка, - говорит девица, улыбается, - как наказано, так и есть.
Царь на перепелку загляделся, оступился и кулем повалился под лестницу, только ступени трещат.
Кинулась девица на помощь, слуги сбежались, помогли царю подняться. Стоит, ойкает, бока почесывает.
Царевич услышал шум, выбежал на крыльцо, увидел невесту, обрадовался.
В ту пору и царь опомнился, приосанился:
- Ну, любезная гостья, уважила, все как есть по-моему сделала. Пойдем в покои, там тебя царица ждет. - А сам думает: "Делать нечего, царское слово негоже нарушать. Ну, а вперед видно будет".
Ухоронилась девица за смородинный куст, сбросила сеть и оказалась в нарядном платье.
Все глядят на нее - не наглядятся, переговариваются между собой:
- Эдакой красоты век не видано!
И царица слезы осушила, повеселела сразу, как только увидала девицу - ненаглядную красоту. Царь говорит: - Все три задачи невеста исполнила, теперь можно веселым пирком да за свадебку приниматься.
Скоро свадьбу сыграли, и живут молодые душа в душу, не нарадуются.
Много ли, мало ли прошло времени, старый царь с царицей задумали поехать в иное царство, к царицыной сестре в гости.
Перед отъездом царь сыну с невесткой говорит:
- Покуда не вернусь, ты, сын любезный, царством правь - суды суди и ряды ряди, во всем твоя воля, а ты, невестушка, за кладовыми да за поварней гляди, добро береги, и, смотри, в царские дела не встревай - то дело не бабьего ума. Не послушаешь - на себя пеняй.
Уехали царь с царицей. А царевич как-то раз ездил на охоту. На обратном пути у городских ворот остановил его бедный мужик.
- Добрый человек, скажи, как мне царя повидать.
- Зачем тебе надо царя повидать? - спрашивает царский сын.
- А затем, - мужик отвечает, - чтобы узнать, совсем ли правда на свете перевелась?
- Почему ты думаешь, что правда на свете перевелась? - царевич спрашивает.
- Потому, что бедный человек всегда и во всем кругом виноват, а богатый всегда и во всем прав, - отвечает мужик.
- Как так? - дивится царевич.
- А вот как, - мужик говорит, - довелось мне вчера судиться с богатым соседом, и я на себе испытал, что богатый всегда прав и что в суде правды нет.
Расспросил царевич, с кем мужик судился и какой судья судил, потом говорит:
- Завтра в полдень приходи в царский дворец.
Воротился царевич домой и приказал позвать того судью и богатого крестьянина во дворец.
На другой день собрались на царском дворе судья, богатый крестьянин и бедный мужик.
В полдень вышел царевич на крыльцо, спрашивает бедного мужика:
- Говори, что надобно от царя.
- Чтобы по правде нас рассудил, - ответил бедный мужик и, стал рассказывать. - Собрались мы с соседом на базар. В его телегу запрягли мою кобылу. В пути-дороге пристигла нас ночь, остановились в поле. Утром глядим - жеребенок под телегой лежит, моя кобыла ожеребилась.
- Нет, врешь! - богатый мужик закричал. - Это моя телега ожеребилась!
Спрашивает царевич судью:
- Ты, судья, что скажешь? Кому жеребенка присудил?
- Я судил по правде: чей жеребенок, тому и присудил, - и на богатого крестьянина указывает: - его жеребенок.
- Как о том узнал? - царевич спрашивает.
Судья отвечает:
- Так ведь жеребенок-то под телегой лежал, стало быть, и ожеребилась телега, а не кобыла.
Задумался царевич:
"В самом деле, ведь если бы кобыла ожеребилась, зачем бы жеребенку под телегой лежать? Судья, кажется, правильно рас судил".
В ту пору выбежала на крыльцо молодая жена царевича:
- Чей жеребенок, легко узнать, что тут долго думать.
- Как так легко узнать? - спрашивает царевич.
- А вот так, - жена отвечает: - жеребенок за матерью побежит.
Ты со своей телегой поди налево, - говорит она богатому мужику, - а ты свою кобылу в другую сторону веди, - приказывает бедняку.
Так и сделали, и жеребенок побежал за кобылой.
- Видишь, - говорит она царевичу, - не по правде судья суд судил.
И присудил царевич: отдать жеребенка бедному мужику, а неправедного судью от должности отрешил.
Старый царь с царицей домой воротились. Стали ему бояре наговаривать.
- Без тебя, царь-государь, мужичья дочь, лапотница, все дела вершила, много верных слуг твоих от должности отрешила, а царевича совсем околдовала. Во всем он ей потакает, нас, бояр, и приказных людей ни во что не ставит.
Позвал старый царь невестку:
- Ты меня не послушалась, и за то тебе наказанье: уходи куда знаешь.
Спрашивает она:
- Куда я пойду, как жить стану, когда мое самое дорогое здесь?
Старый царь думает: "Жемчугов да нарядов дорогих жалеет", и говорит:
- Бери все, что хочешь, только уходи с глаз долой, чтобы к утру тебя тут не было.
И приказал коней запрягать, На другое утро спрашивает царь:
- Уехала ли лапотница?

сказка герой волшебный бытовой

Бытовые сказки отличаются от волшебных. Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической - от слова «новелла». Появилась она гораздо позже волшебной.

Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Но не прямолинейно, как зеркало, отражает эту жизнь. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может.

В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, - писал Белинский, - отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".

Особенно сильно проявилось в бытовых сказках сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.

В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое -- скупость, глупость, жестокость. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр. В сказке «Два брата» противопоставлены друг другу богатый и бедный братья, оба мельники. С самого начала сказки подчеркнуто, что богатый брат „мелет муку -- дорого берет", а бедный за ту же работу берет дешевле. Поэтому у бедного брата на мельнице много народу, а у богатого -- мало. Завидно стало богачу, позвал он брата в лес и выколол ему глаза... Как и в сказках о животных, в социально-бытовых сказках нас поражают невероятные ситуации: чтобы брат брату выколол глаза -- быть того не могло! Но сказка нарочито сгущает краски: раз уж родственные узы рвутся из-за богатства, то что же говорить о людях, не связанных родством! Сказки осуждают безудержное стремление к обогащению: оно связано с потерей человеческого облика, ведет к преступлению.

Бытовые сказки ярко показали острые противоречия феодального общества. Человек-труженик, создающий материальные и духовные ценности, живет в кабале, в унижении, а его классовые враги -- помещики и попы -- живут в богатстве, в безделье. Но это--изначальная ситуация в сказках. Ведь в жизни должно быть по-другому: кто не работает, тот не ест! И сказки зло смеются над помещиками и попами.

Позавидовал барин кузнецу, решил завести сам кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего не вышло из этого: не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги („Барин-кузнец"). В другой сказке плотник мстит барину за то, что тот побил его ни за что ни про что („Барин и плотник").

В сказках высмеивается не только барин, но и его близкие, чаще всего барыня. Сколько издевки над барами звучит, например, в сказке „Свинья-сестра"! Барыня решила посмеяться над мужиком и по его просьбе отправила на свадьбу свинью, которая, по словам хитрого мужика, была сестрой его жены. Она нарядила ее в дорогую шубу, посадила в повозку да в придачу отдала мужику еще и поросят. Но даже не это самое удивительное в сказке! Барин, узнав об обмане, бросается на коне в погоню за мужиком и, тоже одураченный, пешком возвращается домой. Сказка заканчивается так: „А мужичок приехал домой на трех лошадях, и сто рублей у него в кармане! Стал он помаленьку жить да поживать, землю обрабатывать, поле засевать да обильный урожай получать. Нужды с тех пор больше и не видывал".

Сказка всем своим содержанием утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви, начиная с пономаря и кончая архиепископом. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки „Церковная служба", „Безграмотная деревня", „Поп и дьякон", „Отец Пахом", „Похороны козла" и др. Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака.

Осмеянию в бытовых сказках, как в „Сказке о Ерше Ершовиче", „Вороне", подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд"), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка"), и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня", „Елевы шишки"), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной" царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Здесь противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. Здесь с уважением относятся к хорошим, умелым работникам и высмеивают неумех, лодырей. Самый любимый герой бытовой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. В отличие от волшебной сказки здесь нет чудес, положительный герой физической силы не применяет, воинских подвигов не совершает. В бытовой сказке происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость. Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается. В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония. По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.