Семейство цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon. Какой фотоаппарат лучше: Canon, Nikon или Sony

Эта статья - продолжение темы выбора зеркального фотоаппарата для любительской съемки. Предыдущая статья была посвящена зеркальным фотокамерам Canon EOS , теперь пришла очередь рассмотреть другого не менее достойного производителя - Nikon.

Если речь идет о выборе любительской зеркалки, ценовой диапазон, скорее всего, будет лежать в пределах от 25 до 50 тысяч рублей. В этом ценовом диапазоне можно найти не меньше 7 моделей зеркальных фотоаппаратов Nikon классов от начального любительского до полупрофессионального, причем отличия между характеристиками "соседних" моделей в линейке могут быть мизерными, а разница в цене - весьма ощутимой. Чтобы разобраться во всем этом многообразии нужно перелопатить массу сайтов с обзорами или сравнениями. Чтобы сэкономить ваше время я сделал всю эту работу и делюсь ее результатами в данной статье.

Я не ставил собой целью сравнить абсолютно все характеристики камер и, тем более навешивать какие-то ярлыки вроде "модель А существенно круче модели Б, так как у нее на 15% больше датчиков фокусировки". Подобные вещи я как-то встретил на одном сайте, который автоматически оценивал одну модель по сравнению с другой (не помню адрес), тупо сравнивая численные характеристики.

Давайте для начала разберемся с классами цифровых зеркалок Nikon:

  • "3000-е семейство" (D3000, D3100, D3200, D3300) - фотоаппараты для начинающих фотолюбителей. Самые простые и дешевые. Имеют базовый минимум "наворотов", некоторые характеристики ограничены программно, чтобы не конкурировать с более старшими моделями.
  • "5000-е семейство" (D5000, D5100, D5200, D5300, D5500) - фотоаппараты для продвинутых любителей. По качеству картинки не отличаются от 3000-го семейства, так как начинка в них одна и та же (если рассматривать аппараты одного поколения), но чуть быстрее серийная съемка, экран не обычный, а на поворотном кронштейне, в самых современных моделях сенсорный, да и вообще, функционал у этих камер побогаче, чем у 3000-х.
  • "7000-е семейство" (D7000, D7100, D7200) - техника для продвинутых любителей, допускающая профессиональное использование. Крепкий пыле/влагозащитный корпус, продуманная до мелочей эргономика, мощный аккумулятор и многое другое - все это ставит эти аппараты на 1-2 головы выше любительских камер. Но и стоят они соответственно - в нашу ценовую категорию (до 50.000 рублей) из более-менее современных с натяжкой попадает только модель D7100.
  • "Трехзначное семейство" (D610, D750, D800, D810) - полнокадровые камеры разных серий (600-я, 700-я, 800-я). У каждой серии есть свое основное предназначение, но об этом мы более подробно поговорим позже.
  • "Однозначное семейство" (D3*, D4*) - профессиональные репортажные зеркалки, флагманы Nikon.

В этой статье мы уделим основное внимание моделям с 4-значным индексом, поскольку именно они являются самыми массовыми и популярными в виду хороших для своего класса характеристик и относительной доступности по цене.

В первую очередь обратим внимание на 3000-е семейство

Любительские зеркалки Nikon D3000, D3100, D3200, D3300

3000-е семейство Nikon представляет собой самые простые зеркалки, которые ориентированы прежде всего на начинающих фотолюбителей, и просто на тех, кто покупает фотоаппарат "для дома, для семьи". Сейчас в продаже в основном присутствуют модели D3200, D3300, чуть реже устаревшая D3100. Самый первый аппарат в семействе D3000 в магазинах уже давно не продается, но их в огромном количестве можно найти на барахолках.

Виджет от SocialMart

Отличия между "соседними" в 3000-м семействе не особо велики и на первый взгляд даже незаметры, но если сравнить "крайние", то отличия все-таки есть. Краткий перечень главных отличий приведен в таблице:

Что касается разрешения матрицы, то для любительской съемки и 10 мегапикселей более чем достаточно. Дальнейший рост мегапикселей не приносит заметного улучшения качества фотографий при просмотре на мониторе и печати некрупным форматом.

У модели D3300 у матрицы отсутствует НЧ-фильтр. Что это дает? НЧ-фильтр - это "стеклышко", котрым покрыта матрица и назначение этого "стеклышка" - сглаживать картинку, чтобы исключить образование пиксельных "ступенек" на наклонных линиях, а также убрать муар с фотографий. Современные модели фотоаппаратов часто не имеют НЧ-фильтра, так как эти проблемы могут быть программно исправлены "на лету", благо, возросшая мощность процессора позволяет это сделать без видимого снижения скорости работы. Отсутствие НЧ-фильтра теоретически способно сделать фотографии более резкими, но это достоинство проявляется в полной мере только при использовании хорошей дорогой оптики.

Высокая скорость серийной съемки важна по большей части в репортаже, но и при любительской съемке может быть полезна. Например, кто-то прыгает с вышки в воду (бомбой! :). Если заснять это в режиме серии, то можно отчетливо проследить все фазы прыжка - от момента отрыва от вышки до входа в воду. При этом интересно наблюдать за изменением выражения лица и позы человека:) Чем выше скорость серийной съемки, тем более детальную картину события мы получим и будет больше шансов выбрать "лучшие" фотографии.

Разрешающая способность экрана востребована в основном при ручной фокусировке в LiveView - при видеосъемке и при съемке фотографий с ручной фокусировкой. К техническому качеству фотографий разрешение экрана отношения не имеет, но с экраном высокого разрешения работать легче и приятнее.

Возможность видеосъемки появилась у зеркалок Nikon начиная с модели D3100, D3200 - переходный вариант, на котором все "доводилось и оттачивалось", но наилучшим образом видеосъемка реализована в D3300 (из перечисленных). Он дает возможность снимать с частотой кадров 60 fps в разрешении FullHD, чтобы потом из этого сделать плавное замедленное видео. Также в модели D3300 есть возможность подключения внешнего микрофона. Однако, у аппаратов 3000-го семейства отсутствует "гибридная" фокусировка, которая позволит автоматически держать фокус на объекте при видеосъемке - это серьезный минус, который не дает возможности в полной мере рекомендовать зеркалки Nikon D3*** для любителей поснимать видео.

Несмотря на характеристики "на бумаге" как у профессиональных камер 5-летней давности фотоаппараты Nikon 3000-го семейства прежде всего созданы для простых любителей, которые львиную долю кадров делают в авторежиме и сюжетных программах. Естественно, у Nikon D3000-3300 есть ручной режим и RAW, которые теоретически позволяют добиться профессионального качества фотографий, но при съемке мы столкнемся с рядом ограничений.

  • Мало функциональных кнопок, многие важные настройки перенесены в экранное меню
  • В настройках отсутствует такие вещи как предварительный подъем зеркала и брекетинг экспозиции - это не критично для любительской съемки, но для опытных любителей пейзажа этих вещей будет не хватать.
  • Нет репетира диафрагмы - эта вещь полезна для контроля ГРИП при макросъемке и других ситуациях, когда нужно обеспечить попадание объекта в ГРИП
  • Нет "отвертки" автофокуса - это значит, что старые (не значит, что плохие!) объективы смогут фокусироваться только в ручном режиме.

Если покопаться, наверняка есть какие-то еще ограничения, но это уже будут придирки. Перечисленные выше недостатки дают понять, что Nikon D3000-3300 не стоит покупать для профессиональной съемки. Это камера чисто любительская.

Если сравнивать с Canon, то 3000-е семейство находится где-то между четырехзначной и трехзначной серией. Грубо говоря, фотоаппарат Nikon D3300 лучше, чем Canon EOS 1200D, но по некоторым возможностям уступает Canon EOS 700D.

Продвинуто-любительские зеркалки Nikon D5000, D5100, D5200, D5300, D5500

5000-е семейство по своим основным характеристикам мало чем отличается от сопоставимых по поколению камер 3000-го семейства, но они позиционируются классом выше. Основным потребителями в данном случае выступают фотолюбители, у которых уже есть какой-то опыт и требования к функциональности аппарата выше чем у простых любителей.

Nikon D5500 - на данный момент флагман 5000-го семейства

Виджет от SocialMart

Самые важные преимущества аппаратов 5000-го семейства перед 3000-м:

  • Наличие поворотного экрана дает возможность более комфортно фотографировать с низких и высоких точек. Еще поворотный экран полезен при съемке со штатива, при макросъемке, при видеосъемке. Без поворотного экрана, в принципе, можно легко прожить, но в тех ситуациях, когда он действительно был бы полезен мы ругаем себя за то что сэкономили и купили камеру с фиксированным экраном:)
  • Брекетинг экспозиции полезен для пейзажной съемки, когда в кадре большой перепад яркости между светами и тенями. При помощи функции брекетинга экспозиции, совмещенного с серийной съемкой, можно быстро и просто "нащелкать" исходные материалы для (можно даже без штатива).
  • Брекетинг баланса белого позволяет снимать серию кадров с плавно меняющимся балансом белого, чтобы потом выбрать тот, где цветопередача оптимальна. Этот режим имеет ценность только при съемке в Jpeg, так как в RAW можно при обработке можно задать баланс любой баланс белого в программе-редакторе.
  • Более широкий диапазон ISO теоретически дает возможнсть фотографировать без шевеленки при худшем освещении, но на практике реальное рабочее ISO у камер 3000-го и 5000-го семейств одинаковый, так как матрицы и процессоры в них стоят одни и те же. Для современных камер это примерно ISO1600, с большой натяжкой 3200. Все что выше заметно снижает качество картинки.
  • Наличие модуля Wi-Fi начиная с модели D5300 делает более комфортной передачу фотографий в компьютер, а также позволяет управлять фотоаппаратом дистанционно при помощи смартфона или планшета с Wi-Fi.
  • Модуль GPS (только в D5300) позволяет записывать в EXIF фотографии координаты того места, где она была сделана. Эта функция по достоинству будет оценена "странствующими блоггерами", так как фотографии, выложенные в сеть, сразу будут привязаны к карте. Для домашнено использования эта функция бесполезна.
  • Вход для микрофона (начиная с модели D5100) - большой плюс, если аппарат будет использоваться для видеосъемки. На встроенный микрофон записывается звук автофокуса и стабилизатора, а также звук ветра при съемке на улице. Внешний микрофон обеспечивает более качественную запись звука.
  • Сенсорный экран с функцией фокусировки и съемки по прикрсновению (начиная с модели D5500) - очередное полезное нововведение, делающее съемку в режиме LiveView более комфортной. Также сенсорный экран полезен при видеосъемке.

Как видите, список отличий получился весьма значительным. Это делает аппараты Nikon 5000-го семейства оптимальным выбором (из Nikon), если нужна универсальная камера на все случаи жизни. Естветвенно, потребуется некоторое время, чтобы изучить все возможности и особенности камеры, причем на это потребуется больше сил и времени, чем на освоение камеры D3000-го семейства.

Внутри класса фотокамеры отличаются не так кардинально, как по сравнению с 3000-м семейством. Новые модели имеют сенсор большего разрешения (24 мегапикселя), в них появляются новые возможности по части видеосъемки. Практически все нововведения выглядят как "отшлифовывание" и без того вполне совершенной камеры. По части фотосъемки между последними тремя моделями принципиальной разницы нет, особенно если парк оптики ограничится бюджетными моделями объективов. Исходя из этого стоит принимать решение - стоит ли переплачивать 10-15 тысяч рублей за "новизну" тушки или потратить их, скажем на светосильный фикс или внешнюю вспышку? Я бы выбрал второе...

Полупрофессиональные зеркалки Nikon D7000, D7100, D7200

Фотоаппараты Nikon 7000-го семейства позиционируются как полупрофессинальные. Их функционал включает в себя все, что есть в 5000-й серии, но при этом присутствуют функции и ыозможности, которых нет в более младших классах. 7000-е семейство - это серьезные камеры, которым по силам очень многое. Другое дело, что это "многое" практически не востребовано в любительской нише.

Nikon D7200 - на данный момент флагман 7000-го семейства

Виджет от SocialMart

Главное достоинство, касающееся качества фотографий - аппараты семейства D7000+ имеют примерно в 1.5 больший диапазон рабочих ISO по сравнению с моделями 5000-го семейства. Вроде бы странно - матрицы одинаковые, процессоры одинаковые. Однако никто не отменял возможности встроенного программного обеспечения, которое используется для обработки сигналов. По всей видимости, у 3000 и 5000 семейства обработка происходит по более "урезанной" программе.

Относительно невысокий уровень шумов - не единственное достоинство аппаратов 7000-го семейства. Ниже я просто перечислю основные вещи, которые есть в 7000-й серии и нет в более младших и поясню, для чего это нужно.

  • Минимальная выдержка 1/8000 секунды будет полезна в том случае, если мы фотографируем при очень ярком освещении со сверхсветосильным объективом (например, Nikkor 50mm 1:1.4), чтобы задний план был при этом размыт (т.е. на широко открытой диафрагме). Фотоаппараты из D3000 и D5000 семейства имеют минимальную выдержку 1/4000 секунды, при которой вероятна переэкспозиция в подобных условиях. Чтобы ее избежать приходится закрывать диафрагму, жертвуя степенью размытия заднего плана.
  • Выдержка X-синхронизации 1/320 секунды (вместо 1/250) позволит получать более четкие фотографии быстро движущихся объектов при съемке со вспышкой. Аппараты D3000 и D5000 семейства могут это делать только если вспышка поддерживает быструю синхронизацию, и то с рядом ограничений - снижение ведущего числа и вероятность временнОго паралакса в кадре (искажение формы быстро движущихся объектов).
  • Наличие "отвертки" позволяет полноценно использовать объекивы, в которых нет встроенного мотора автофокуса (AF). Сейчас их в продаже становится все меньше, но стоят они дешевле "моторизованных" аналогов (AF-S). Много качественнной "отверточной" оптики продается б/у.
  • Металлический корпус с пыле- и влагозащитой обеспечивает большую механическую прочность конструкции и ее "всепогодность". Однако, в полной мере это достоинство проявляется, если и объектив имеет подобную защиту. Китовый объектив (18-105мм), который обычно идет в комплекте с камерой такой защиты не имеет. Прочность корпуса реально востребована, если на аппарат нужно повесить тяжелый объектив - в этом случае аппарат не будет перевешивать и клевать объективом вниз, да и дополнительная прочность байонету не помешает, так как нагрузки на него могут быть значительными. С обычными любилельскими объективами, корпус которых сделан из пластика эти достоинства сходят на нет.
  • Высокая скорость серийной съемки позволяет более детально запечатлевать быстропротекающие события. По правде сказать, разница в скорости серийной съемки между 7000-й и 5000-й серии не слишком велика - к примеру, аппарат D5300 имеет скорость серийной съемки 5 кадров в секунду, а D7100 - 6 кадров в секунду. Флагманская модель в 7000-м семействе (на момент написания статьи D7200) имеет скорость серийной съемки 7 кадров в секунду.
  • 2 слота под карты памяти позволяют либо увеличить количество кадров, либо обеспечить дублирование отснятого материала сразу на две флешки, тем самым до нуля снизив вероятность потери данных, если с флешкой вдруг что-то случится. Это очень полезная функция для выполнения каких-то сверхответственных задач.

Есть и другие отличия по части поддержки GPS, Wi-Fi, микрофонного входа, записи звуковых комментариев к фотографиям и прочим второстепенным функциям, которыми пользуются немногие.

Подводя итог могу сказать только одно - фотоаппараты Nikon D7100, D7200 для любительского применения покупать не стоит (я бы, по крайней мере, не стал). Не потому что они "плохие" - ни в коем случае! Просто те достоинства, которые вызывают удорожание как минимум на 50% по сравнению с 5000-й серией в повседневной жизни будут использоваться в лучшем случае на 1%. Арифметика явно не в пользу простого фотолюбителя.

Если же аппарат приобретается как средство производства и фотограф точно знает, для чего ему выдержка 1/8000, время Х-синхронизации 1/320 секунды и т.д. (см. выше), то камера из 7000-й серии выглядит очень грамотным решением. По качеству картинки даннае аппараты сопоставимы с полнокадровыми за ту же цену, а по некоторым параметрам превосходят их.

Если бы какой-либо из брендов выпускал действительно лучшие фотоаппараты, второй бы банально сдался давно ушел из рынка, не выдержав конкурентной борьбы. Поэтому мы не можем утверждать, что Кэнон лучше Никон и наоборот. Впрочем, есть принципиальные различия между камерами этих двух производителей, которые мы и оговорим ниже. Прежде, чем перейти к сравнению, важно понимать: мы не собираемся сравнивать конкретные модели, мы будем сравнивать системы в целом.

Вы не знали: Canon и Nikon – единственные бренды (в отличие от своих конкурентов), которые имеют практику производства полупроводников и проекты в космических программах.

Итак, к сравнению.

Оптика


Canon и Nikon предлагают своим покупателям огромный выбор оптики. Canon выпускает объективы EF и EF-S со встроенными приводами фокусировки, и они полностью поддерживаются всеми камерами EOS. Nikon, напротив, производит объективы без сервопривода, поэтому они подходят только для фотоаппаратов с отверткой (встроенным моторчиком). Если обратиться к плюсам и минусам, то выигрывает Кэнон, ведь объективы данного производителя дешевле и проще в изготовлении. За объектив от Nikon почти с теми же параметрами придется заплатить на 15% больше. При этом качество объективов обеих компаний очень и очень хорошее.

Качество картинки

Качество картинки разных камер определяется благодаря тестам DxOMark. Судя по ним, то уверенно выигрывает в данном случае системы Nikon. Тест оценивает качество картинки по той информации, которую из картинок можно добыть.

По качеству изображения при низком ISO, ширине динамического диапазона и глубине цвета Nikon бесспорно лидирует – первые две строчки принадлежат камерам этого производителя. Самый близкий конкурент – девайс который находится на 30 позиции. Однако на практике, если не обращаться к тестам, заметить разницу в качестве изображения невозможно, и чтобы найти эту разницу в качестве между приблизительно равными моделями придется очень сильно постараться.


Автофокус

Включительно до 2012 года компания Никон уверенно лидировала, если брать этот параметр отдельно. В ее арсенале была 51-точечная система фокусировки, которая даже в сложных условиях демонстрировала прекрасные результаты. Снимая динамические объекты, можно было получить 9 точных снимков из 10. По этой причине многие фотографы переходили на девайсы от Никон.

Впрочем, в Кэнон не хотели уступать, и в результате конкурентной борьбы на рынке появился фотоаппарат – модель с 61-точечной фокусировке, которая автоматически адаптировалась к поведению снимаемых объектов. И теперь уже некоторые фотографы опять были вынуждены менять религию переходить на фотоаппарат .

Все же, если брать системы фокусировки в целом, то все равно Nikon является лидером. Т.к. даже в недорогих моделях типа D5300 используется 39-точечная фокусировка. А вот в фотоаппаратах Кэнон часто нужно повозиться с настройками.

Дисплей

Дисплей – это настолько второстепенный параметр, что сравнивать их как-то не очень и хочется. На качество снимка они никакого влияния не оказывают, поэтому преимущество одной из компаний будет очень мизерным по данному параметру.

Canon обычно устанавливает дисплеи из закаленного стекла, девайсы среднего или начального уровня могут даже иметь поворотные конструкции, сенсорное управление. Все это больше маркетинговые ходы, чем действительно полезные дополнения. Кстати, есть одна модель (EOS 6D) с экраном с унылой пластиковой защитой дисплея. Все остальные почему-то из закаленного стекла и олеофобным покрытием.

Nikon делает все логичнее: на недорогие камеры ставит пластиковую защиту дисплея, на дорогие – из закаленного стекла. В остальном, существенных различий нет.

Видео

Ранее зеркальные камеры были ориентированы исключительно на профессиональных фотографов, которые для видеозаписи использовали видеокамеры. Далее, чтобы удовлетворить запросы начинающих фотографов и окончательно исключительно глупые вопросы типа: «А что он видео не снимает?» были внедрены функции записи видео. Самой первой зеркалкой с возможностью записи видео стал Nikon D90 , однако фурора девайс не произвел. Настоящий бум – это появление Canon EOS 5D Mark II – зеркального фотоаппарата, который поддерживал запись видео 1080p.


Nikon D90 – первый зеркальный фотоапарат с видеозаписью

Кстати, фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II использовали при записи знаменитых сериалов, например, «Доктор Хаус». А на Nikon D800 снимали «Декстера».

Обе системы в руках профессионалов показывают прекрасные результаты, вот только Canon более уверенно и быстро развивает технологию видеосъемки. Новые модели Dual Pixel CMOS уже умеют фокусироваться при видео плавно и автоматически.


Производство

Как это ни странно, но страна производства играет роль в нашем сравнении и отчасти оказывает влияние не качество. Девайсы Никон производятся в Японии, но это касается лишь флагманских продуктов. Прочие продукты изготавливаются в Китае или Таиланде. Кэоно предпочитает родину, и даже недорогие камеры производит в Японии. Плацдарм внешнего изготовления – страна Тайвань с прекрасными и высококвалифицированными сотрудниками и жестким контролем качества.

Профессиональные зеркалки

Профессиональные зеркальные фотоаппараты – это верхушка эволюции фототехники со сменной оптикой. Они дорогие и многофункциональны. Если у Вас нет хотя бы 5000 долларов, то о покупке такого фотоаппарата можно даже не мечтать.

Сильная сторона профессиональных зеркалок от Nikon – это работа вспышек и идеальный замер. Canon отличается очень быстрым автофокусом и объективами с прекрасной стабилизацией.

В 2007 году компания Никон продемонстрировала миру камеру Nikon D3, которая подняла качество изображения на высоком ISO на новую вершину. Далее, через 7 лет, появилась камера Никон D4s с обеспечением максимального ISO 409 600 и серийной съемки скоростью 11 кадров в сек.


Canon в высшей лиге представлена двумя репортерскими камерами – это 18-мегапиксельный девайс EOS-1D X (14 кадров в секунду) и EOS-1D C , которая «умеет» снимать 4K-ролики частотой 60 кадров в секунду.


Какая камера среди них лучшая почти невозможно определить. Они – для разных задач.

Зеркалки высокого ценового сегмента

Модели в этом сегменте хуже профессиональных зеркалок и стоят дешевле. В этой лиге Canon и Nikon предлагают только полнокадровые модели. Самые первые из них это Canon EOS 6D и Nikon D610 . Обе камеры по характеристикам похожи.

Камера D610 имеет 24 Мп, серийную съемку с частотой 6 кадров/сек, влаго- и пылезащитный корпус, два слота для карт памяти.

Девайс EOS 6D имеет всего 20 Мп, медленную по сравнению с конкурентом серийную съемку, одну карту памяти и меньшее количество точек автофокуса. Однако здесь есть GPS и Wi-Fi модули. К тому же, при слабом освещении эта камера демонстрирует себя немного лучше.


Иные похожие камеры – Nikon D810 и Canon EOS 5D Mark III . Первая камера D810 – это чемпион по разрешению (36 мегапикселей). Canon EOS 5D Mark III – 22-мегапиксельная, но зато отличается 61-точечной фокусировкой и прекрасной скоростью серийной съемки.

Средний ценовой диапазон

Девайсы средней ценовой категории – с сенсорами APS-C. Они отличаются прекрасной эргономикой, качественными удобными корпусами. В этой категории Кэнон предлагает один из самых старых фотоаппаратов EOS 7D и относительно новый EOS 70D. Старый EOS 7D имеет 19-точечную фокусировку и частоту съемки 8 кадров в секунду. EOS 70D – это 20-мегапиксельная камера с фазовой фокусировкой, Wi-Fi модулем и поворотным экраном, который вообще не нужен.


Также есть камера , которая по стоимости близка к Canon EOS 700D (из более низкого сегмента). Тут 39-точечная система фокусировки, поворотный дисплей и прочими плюшками достоинствами.


Начальный уровень

Зеркалки начального уровня – это самые дешевые девайсы с зеркальным видоискателем и сенсором APS-C. Для привлечения покупателя разные компании применяют разные приемы. Например, Кэнон предлагает самую легкую зеркалку в мире EOS 100D , а также 18-мегапиксельную камеру EOS 700D с гибридной функцией фокусировки для видеозаписи и сенсорным экраном.


Nikon в данном сегменте может предложить лишь модель D3300, которая быстро приобрела популярность. Этот девайс получил 24 Мп, 11-точечную фокусировку и достаточно быструю серийную съемку с частотой 5 кадров/сек. Здесь нет низкочастотного фильтра, поэтому любители делать снимки природы с насыщенными деталями точно оценят.

Беззеркалки фотоаппараты

Ранее мы о разнице между зеркальными и беззеркальными фотоаппаратами. Фирма Canon Недавно представила модель EOS M c сенсором APS-C и разрешением 18 Мп. Для нее есть даже целая линейка объективов. Однако тут слабая фокусировка и батарея, которая разряжается ну очень быстро.

Nikon предлагает покупателю целых 3 модели, которые в большей степени ориентированы на любителей. Особо выделяется Nikon 1 AW1 – фотоаппарат способен снимать под водой, он даже защищен от ударов.

Все девайсы хвастают очень быстрой съемкой – 20 кадров в секунду, обладают буфером памяти 1 Мб. Есть даже 10 объективов для беззеркалок Nikon, что уже достаточно много. Вроде бы все хорошо, вот только есть один большой недостаток – вся линейка использут крохотный 1″ CMOS-сенсор, и по качеству картинки он сильно уступает APS-C.

Если интересуют беззеркальные фотоаппараты, то уж лучше обратиться к Olympus или Panasonic – там девайсы куда более интересные.

Вывод: невозможно сравнить системы компаний объективно и выделить какую-либо лучшую из них. Следовательно, невозможно и ответить на вопрос: что лучше: кэнон или никон, т.к. оба производителя имеют конкретные плюсы и минусы. Их девайсы подходят для разных задач.


Теперь так: 100 - - 0 - 00s - - . Если «тысячные» модели относятся к младшей ценовой категории, у Nikon - к младшей и средней. Переход на использование четырех цифр в названии должен более четко разграничить фотоаппараты различного класса. Кроме того, как вы уже заметили, Nikon ставит букву «D» перед цифрой модели, а - после.

Мы разделили все модели на пять подгрупп. Деление это условное, зависит от позиционирования фотокамеры и ее стоимости. У каждой модели будет указана цена - среднее значение из предложенных вариантов на сайте «Поиск-Подбор» (верно на начало февраля). Цены указаны за модели со стандартным объективом (так называемый Kit), входящим в комплект. Фотоаппараты также можно купить без объектива - в таком случае модель обозначается как Body. Например, 0D Kit и 0 Body. Профессиональные модели обычно продаются в комплектации Body.

Для начинающих

Линейка самых простых и дешевых цифровых зеркальных камер появилась в 2006 году после выхода . В отличие от популярной модели , получила ряд упрощений, заодно став меньше и легче. Главный минус - отсутствие привода автофокуса, необходимого для автофокусировки популярных объективов типа AF. Таким образом, при работе с распространенными на то время объективами типа AF приходилось использовать ручную фокусировку. Либо приобретать объективы AF-S и AF-I со встроенными приводами автофокуса.

В дальнейшем цифрозеркалки Nikon низшей ценовой категории стали выпускать без привода автофокуса ( 000/D3100/D5000/D5100). Данное решение поначалу было воспринято фотосообществом негативно, однако сейчас в продаже имеется большое количество объективов со встроенным автофокусом, и большим минусом данный недостаток уже не является. Тем более в арсенале начинающих фотографов обычно всего один или два объектива, а профессионалы редко пользуются бюджетными аппаратами.

В следующем году был выпущен более качественный и дорогой x, который, как и его предшественник, не получил широкой известности. Продолжение линейки последовало спустя три года, после выхода 000. Но и он вышел не слишком удачным. Положение поправил 100 (2010 г.).

X (270 000 руб.). Светочувствительная КМОП-матрица формата Nikon FX с разрешением 24,5 Мпикс. Новейший на тот момент блок автофокуса (51 точка), серийная съемка до 5 кадров/с, диапазон ISO 100-6400, 3-дюймовый ЖК-экран (920 тыс. точек), режим LiveView с автофокусом, 14-битная система обработки изображений, два слота для карт памяти CF и стандартный для «топовых» аппаратов корпус из магниевого сплава, защищенный от пыли, брызг и электромагнитных помех.

S (165 000 руб.). Апгрейд модели Nikon . Матрица 12,1 Мпикс, скорость серийной съемки составляет 9 кадров/с в формате FX и 11 кадров/с - в формате DX. Базовый диапазон чувствительности ISO 200-6400. Есть два слота для карт памяти CF, возможность съемки видео в формате HDTV (1280x720), режим LiveView и режим бесшумной съемки. По сравнению с моделью , увеличен размер буфера для промежуточного хранения снимков до 48 кадров в формате NEF и до ISO 12 800 - диапазон базовой чувствительности (максимальное значение - 102 400).

. Преемник модели S. Новая матрица с разрешением 16,2 Мпикс, скорость непрерывной съемки до 11 кадров/с (в формате FX). Максимальная чувствительность увеличена до ISO 204 800, диагональ ЖК-монитора - до 3,2 дюйма. Система обработки изображений EXPEED 3 использует 14-разрядное аналого-цифровое преобразование и 16-разрядную систему обработки изображений. Обновленный 51-точечный сенсор автофокусировки стал лучше работать при слабом освещении. Также появились 91000-пиксельный сенсор для замера экспозиции (с режимом определения лиц) и подсветка кнопок. Разрешение при видеосъемке - до 1920x1080 при 24/25/30 кадрах/с. Несжатый видеопоток позже можно экспортировать через порт HDMI.

Один слот отдан под карты памяти новейшего стандарта XQD, другой остался за CF. Причем записывать информацию можно следующим образом: поочередно до заполнения карт, одновременно на обе карты, раздельно RAW и JPG либо раздельно фото и видео. Можно отметить и следующие особенности: увеличенный срок службы затвора (до 400 тыс. циклов срабатывания), Ethernet-разьем (передача изображений и управление камерой по сети), сохранение индивидуальных настроек. С помощью встроенных возможностей можно создавать timelapse-видеоролик и автоматически получать HDR-фотографии.

"А какая у вас камера?" - это самый популярный вопрос, который задают фотографу зрители, которым понравился тот или иной кадр. Маркетинг делает свое дело и теперь почти у каждого на шее висит зеркалка с китовым объективом, фотохостинги стремительно наполняются однотипным цифровым мусором, а пользователи с недоумением спрашивают "почему же мои фотографии не отличаются от мыльницы, ведь я же потратил 1000$ ?"

"Александр, а какая у вас камера?"… этот вопрос задают мне с завидным постоянством, пришло время ответить, чем я снимаю. А тут вчера Петя lovigin написал, что пост о фототехнике должен написать каждый фотограф... А еще я выскажу свое о том, как следует подходить к вопросу о выборе цифровой камеры простым человеческим языком c точки зрения любителя. Ведь я фотографирую свои путешествия для себя и для удовольствия:)


Доступность зеркальных фотокамер, появление беззеркальных компактных камер и просто прогресс в развитии фототехники привел к тому, что количество фотомусора в интернете растет в геометрической прогрессии. Самый важный момент в выборе камеры - этот тот факт, что качество получаемых снимков далеко не всегда зависит от стоимости камеры.

Матрица фотоаппарата

Среди бесконечного кол-ва технических характеристик - матрица, это один из самых важных параметров. Многие при выборе цифровой камеры обращают внимание на количество мегапикселей. Однако не количество мегапикселей, а физический размер матрицы является тем параметром цифровой камеры, от которого напрямую зависит качество снимков (чем матрица больше, тем соответственно качество снимка выше). Особенно заметно влияние размера матрицы на качество проявляется при съемке в условиях недостаточной освещенности. При этом на маленьких матрицах снимки начинают «шуметь». Для бюджетных камер приводится в дюймах в виде дроби. Для стандартных компактов размер матрицы составляет 1/2,3 - 1/3. Для компактов.зеркальных камер классом выше – 1/1,6 - 1/2. При этом нужно понимать, чем больше знаменатель (цифра внизу), тем меньше физический размер матрицы. У фотоаппаратов высокого класса размер матрицы, как правило, приводится в мм.

Таблица сравнения размера матриц у новых камер, которые представлены в этом году на осенней выставке Фотокина в Германии:

Камеры бывают такие:

I. Цифровые компактные камеры:

A. Компактные цифровые камеры (нормальная картинка, нормальный динамический диапазон, много любительских опций и режимов):

1/ Совсем маленькие камеры формата "кредитной карты". У некоторых из них имеется зум-объектив, который перемещается в вертикальной плоскости, тем самым камера фактически "плоская". С одной стороны - это синоним стереотипа "женская" камера, с другой стороны она удивительно компактна.

2/ Камера чуть побольше со степенью увеличения до 4x-10x

3/ Специальные влаго- пыле- защитные и ударостойкие компакты. По опыту моих друзей, которые ныряют, такой бюджетный вариант не выдерживает даже половины из заявленой глубины и картинка достаточно посредственна. Так что этот выбор остается разве-что для "рыбок-в-Египте".

А это GoPro - камера, которая стала негласным стандартом в экстрим фото и видео съемке. Качество картинки весьма посредственное, но, наверное, самое высокое в своем классе камер. Крепится на шлеме, на автомобиле, самолете и т.д.

Б. Универсальные цифровые камеры с широкими диапазоном фокусных расстояний - степень увеличения до 20-25х
(нормальная картинка, нормальный динамический диапазон, много любительских опций и режимов, есть мануальные режимы)

Эти камеры не ультракомпактны, но меньше чем зеркалка, однако их хватит для большинства творческих задач.
Обязательное условие при выборе такой камеры - это наличие стабилизатора изображения, хотя сейчас он уже есть практически везде.

B. Полупрофессиональные компакты (улучшеная картинка, больший динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)

Эти камеры обычно размером с компактный ультразум (категория Б), однако имеют улучшенную оптику, лучшее качество сборки и, по заверениям, производителя, дают очень качественный результат. На моем опыте длительного использования камеры Canon PowerShot Pro1 я это подтверждаю, это была очень классная модель. Сейчас в линейке Кэнон - это модели c индексом G.

II. Беззеркальные камеры со сменной оптикой (кроп-фактор матрицы 1,0-1,6)

(отличная картинка, большой динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)

Это сравнительно новый класс камер, когда в компактном корпусе вы получаете качество фотографий, вполне сравнимое с громоздкими зеркальными камерами. Я был на презентации серии беззеркальных камер Фуджи, мне очень понравились их модели. Задумываюсь о такой камере как второй. Однако я рассматривал вариант с объективом 10-20, но такого нет пока.

Fuji X-E1 и X-F1 - это единственные беззеркальные камеры, которые я держал в течении пары дней. С одной стороны мне очень нравится их олдскульный дизайн и маленький размер, с другой она для меня какая-то слишком маленькая. Шикарное качество картинки сочетается с медлительным цифровым видоискателем. Подробный пост о моих впечатлениях о Х-E1 будет в ближайшее время, однако не все так однозначно, как обещают.

Хороший тест топовых компактов, в т.ч. и беззеркальных есть в жж Антона Мартынова .

III. Зеркальные камеры

В этом классе за последние годы идет все большая сегментация модельного ряда, на мой взгляд даже с точки зрения маркетинга не всегда оправданная. Я снимаю камерами Canon, поэтому мне проще привести пример их их модельного ряда.

1/ Ультрабюджетные зеркалки (отличная картинка, хороший динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)
Они самые маленькие среди зеркалок, кроп-фактор матрицы 1,6, качество сборки - экономия на всем.
Пример: Canon 1000D

2/ Зеркальные камеры начального уровня (отличная картинка, хороший динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)
Это самый востребованный класс зеркальных фотокамер. При стоимости 500-700$ - это самый оптимальный вариант для старта.
Кроп-фактор 1,6х
Пример: Canon 550-650D

3/ Полупрофессиональные зеркальные камеры.
Кроп-фактор 1,6х. По сравнению с предыдущей субкатегорией здесь чуть больший размер и вес, прекрасное качество сборки, корпус уже не пластиковый, а из металла. Больше творческих и профессиональных режимов. Я пользуюсь такой камерой (40D) c 2008 года и очень много раз убеждался, что выбор был сделан правильный, хоть и с переплатой на старте.
Пример: Canon 60D

4/ Бюджетная полнокадровая зеркалка
Кроп-фактор 1,0х. Это чуть более бюджетная версия топовой модели, но с полнокадровой матрицей. Стоимость 2100$. Эти модели Кэнон и Никон представили в сентябре 2012 года, т.е. совсем новые.
Пример: Canon 6D

5/ Профессиональная полнокадровая зеркалка.
Кроп-фактор 1,0х. 3200$. Почему-то именно эта категория является мечтной любого фотографа (не всегда оправданно) и мажорным выбором всех тех, кто не считает деньги. Тут идеальное качество картинки при сочетании с хорошей оптикой, много настроек и максимально широкий динамический диапазон.
Пример: Canon 5D Mark II-III

6/ Профессиональные репортажные зеркальные камеры
Кроп-фактор 1,0х. Дорого, для узкого сегмента профессионалов.
Пример: Canon 1DX

Выбор оптики:

Чем я снимаю?

1. 2003-2005. Моей первой цифровой камерой, купленной в 2003 году, стал китайский полу-ноу-нейм Дженоптик с пластиковой оптикой 2МП. В нем не было никаких мануальных настроек, но он умел писать видео 320x240 15 к/с:) Я купил его в центре Мюнхена во время своей первой поездки заграницу.

С самого начала увлечения фотографией я поставил себе задачу, чтобы каждый следующий аппарат как минимум окупил себя. Это просто и достижимо, при определенных усилиях. Фотографии, полученные этой камерой несколько раз печатались в журналах на полосу А4, а также выиграли несколько конкурсов, которые принесли мне еще две новые камеры:)

2. 2005-2006. Canon PowerShot S1. Это был первый ультра-зум от Canon со стабилизатором, отличным качеством съемки видео. Потрясающая камера!

3. 2006-2008. Canon PowerShot Pro1. Эта камера была выпущена единственной в своем модельном ряду и так и не получила продолжения. На старте она стоила более 1000 долларов, имела оптику класса L и отличные характеристики. Эта камера оставила после себя самые приятные впечатления и воспоминания. Как-то я наклонился к воде сидя в байдарке и забыв, что на шее висит камера. В общем она полностью нырнула под воду… Неделю я ее сушил, а затем сдал в официальный сервис, где мне сказали, что дешевле купить новую, однако умельцы в небольшой фотомастерской оживили ее поменяв какой-то контролер питания всего за 30 долларов:)

4. 2008-2011. Наконец-то наступила эра зеркальных камер в моем фотоарсенале. К этому моменту я уже давно созрел к покупке зеркалки, однако в случае выбора "камера или очередное путешествие" я склонялся к последнему. Я не купил камеру начального уровня 450Д на тот момент, а взял 40Д за 1300 долларов, которые в тот момент для меня были космической суммой. Спустя 4 года камера выглядит практически идеально, удобнейшее колесико под большим пальцем, выносливая и неприхотливая. Аналог ее сейчас - 60Д, рекомендую!

Здесь уместно упомянуть об оптике… 1300 за боди в тот момент меня сильно подкосили, поэтому первым объективом стал полтинник - Canon EF 50mm F1.8 II. Служил мне верно вплоть до 2011 года, когда упал на пол в отеле на Шри-Ланке и распался на две половинки:(

Также с этой камерой у меня были в работе два объектива Sigma AF 18-200mm F3.5-6.3 DC OS и Sigma AF 10-20mm F4-5.6 EX DC HSM.
Это минимум, которые я и сейчас советую брать тем, кто ограничен в бюджете. Сигма имеет непостоянное качество и советуют выбирать между несколькими объективами при покупке. Большинство фотографий в моем блоге сняты именно этими объективами. С позиции того, какую технику я использую сейчас, можно говорить о том, что эти объективы нерезкие, дают плохое боке, не светосильны и т.д… Однако все этом познается в сравнении и это сравнение должно быть пройдено постепенно фотографом, который растет и совершенствуется.

5. 2011-… . Поняв, что и где меня сдерживает в техническом росте, я купил фулл-фрейм Canon 5D Mark II. С камерой такого класса уже не следует размениваться на посредственную оптику, поэтому первым объективом стал Canon EF 24-70mm f/2.8 L USM. Очень резкий, быстрый и качественный, однако совсем не универсальный. Поэтому я его продал спустя пол года.

Я очень люблю широкий угол и жанровые портреты, поэтому взял Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. Выбирал между 16-35 и 17-40 F4. Все взвесил и выбрал первый, очень доволен.

И Canon EF 70-200mm f/2.8L USM. Тут выбор был мужду аналогичным с F4 и вариантом с/без стабилизатора. Я взял "без", так как цена "с" запредельно высока. Просто идеальный объектив для тревел-портрета, светосильный, резкий. Из недостатков - большой, заметный и тяжелый.

Если посмотреть на примеры фотографий от старта до сегодняшнего дня - разница, безусловно, заметна. Однако эту разницу нужно ощущать и понимать что и зачем нужно в каждый следующий момент времени. Дальше, возможно, у меня будут какие-то фиксы, посмотрим…

Вот пример симпатичной инфографики - как выбрать камеру, которая подходит именно для вас:

Мои советы по выбору камеры для путешествий:

Вы уже несколько лет снимаете цифровой мыльницей, но не хотите покупать громоздкую камеру - обратите внимание на класс беззеркальных камер.
- Не гонитесь за мегапикселями и цифрами в технических характеристиках. Определенный уровень прогресса уже скачкообразно достигнут, дальше он движется очень медленно и поступательно.
- Не меняйте камеру спустя 2-3 года на аналогичную в этом же классе. Обновленная модель имеет, скорее всего, исключительно маркетинговые улучшения. Существенно вперед вы не продвинитесь.
- качество исходной картинки будет увеличиваться прямопропорционально стоимости камеры и стоимости оптики к ней, однако взяв в руки самую дорогую камеру - вы не сможете сразу получить желаемый результат и, вполне вероятно, разочаруетесь в неудачно вложенных средствах.
- исходное качество картинки получаемой при съемке дорогой зеркальной камерой, но без обработки и смысловой нагрузки при съемке практически ничем не будет отличаться от картинки полученной с помощью дешевой компактной камерой, а иногда и телефоном. Пример - это жж Лебедева (tema) - он снимает одной из самых дорогих камер в модельном ряду Кэнон и самой лучшей оптикой, однако для абсолютного большинства его задач вполне может хватить хорошего компакта.
- Я считаю, что нужно постепенно и осознанно увеличивать класс техники, понимая, что и в какой момент вас ограничивает технически. Нужно использовать по максимуму тот уровень техники, который уже у вас в руках. Только понимание этого позволит делать очень осознанный выбор как с технической, так и с финансовой точки зрения.

PS Эта статья - лишь субъективный взгляд любителя, который снимает для себя и с душой. Технические неточности имеют место быть, однако я не придаю им большого значения, так как главное все же в фотографии - это отнюдь не техника:)

А какое у вас мнение? Расскажите, чем снимаете вы? Довольны? Чего вам не хватает? Как выбирали ту или иную технику? Наступали ли на грабли? Ошибались ли в выборе?

Что выбрать начинающему фотолюбителю? Какому бренду отдать предпочтение? Ответить на эти вопросы не так просто. Людям часто нравится сравнивать несколько моделей от Nikon и Canon в одном ценовом сегменте. Затем к этой паре может присоединиться третий игрок - любитель Sony - со своим взглядом на рынок фотоаппаратов. Однако ограничив свой выбор несколькими моделями, начинающие фотолюбители смотрят на эту проблему довольно узко, не берут во внимание множество более важных факторов. О них мы и расскажем в нашей статье.

Не стоит сравнивать камеру А с камерой Б, сталкивая их лоб в лоб

Когда вы сравниваете одну камеру с другой, то у какой-то из моделей может быть явное преимущество. Это неспроста: никогда производители не выпускали двух абсолютно разных моделей, наделяя их теми или иными преимуществами перед конкурентами. К примеру, в Nikon 5300 стоит очень продвинутая система автофокуса - такая у конкурентов есть только в полупрофессиональном сегменте.

А у камер Sony значительно лучше режим видео и больше различного рода электронных фишек, фильтров, дополнительных функций.

Все эти преимущества в цифрах на деле редко реализуются любителями в полной мере, но могут заставить вас сделать поспешный вывод и привести к необдуманной покупке. Прежде чем отдать предпочтение тому или иному параметру, задумайтесь, насколько он будет важен для вас при съёмке. Помните, что чаще всего вы будете «просто снимать», не используя навороченных алгоритмов автофокусировки со слежением или множество встроенных фильтров.

О сложном меню Nikon и маленьком парке оптики Sony

После сравнения конкретных моделей и выявления всех возможных недостатков и достоинств покупатели любят апеллировать прочитанными на форумах или услышанными от более опытных знакомых мнениями: о количестве оптики в системе, об особенностях управления камер… Вариантов может быть масса! Но управление любой камерой - дело привычки. К начинающим фотографам это не относится в принципе, поскольку привычка - дело наживное. Она вырабатывается годами. Так что об удобстве или неудобстве интерфейса той или иной модели никогда нельзя судить, руководствуясь мнением другого человека. Начинающий фотограф легко приспосабливается к особенностям управления практически любой камеры.

С оптикой несколько сложнее. Выбирая систему, мы выбираем объективы. Sony досталось большое наследие Konica-Minolta, а у Canon есть огромный парк старой оптики, доступной на вторичном рынке. Здесь стоит учитывать, что матрицы цифровых фотоаппаратов постоянно совершенствуются, и объектив, который был резким на шестимегапиксельной матрице, не продемонстрирует всех возможностей сенсора с разрешением 18 Мп и более.

Объективы, как и камеры, идут в ногу со временем. У любого бренда из большой тройки есть полная линейка оптики на любой вкус и кошелёк. Причём вопрос о том, большой или малый парк оптики у какого-то производителя, очень неоднозначный. Имеет смысл рассматривать лишь модели объективов последних лет выпуска, отвечающие высоким современным требованиям к качеству изображения. И здесь у всех производителей будет примерно одинаковый набор.

Таким образом, как и в любой ситуации, нужно иметь собственную голову на плечах и не верить на слово людям, лишь немного более опытным в вопросе выбора фотоаппаратов. Многие проблемы оказываются надуманными и высосанными из пальца.

Доступность сервиса

Техника не застрахована от поломок. Незначительные падения, пыль, влага, экстремальные температуры - всё это может стать причиной выхода камеры или её узлов из строя. Профессионалы на такой случай имеют вторую камеру, запасную, но для любителя это роскошь. Через сервисные центры прошли многие фотолюбители. О наличии сервиса в вашем регионе или городе, а также о качестве проводимых ими работ стоит узнать заранее. Нет смысла в дополнительных мегапикселях или точках автофокуса, если починить фотоаппарат в случае поломки вы не сможете или сможете, но с большими усилиями. Впрочем, даже если сервиса в вашем городе нет, всегда есть возможность отправки камеры в другой город. В любом случае без квалифицированной помощи вы не останетесь, просто на это может потребоваться больше времени.

Ориентируйтесь на друзей

Зеркальные, а теперь и беззеркальные фотоаппараты распространены повсеместно. Не исключено, что у вас есть более опытный друг или знакомый, который сделал свой выбор и уже обзавёлся собственным парком оптики. В таком случае вы значительно облегчаете себе задачу, потому что у вас появляется возможность попробовать ту или иную камеру или объектив. Даже если у вас их пока нет, вы без труда сможете найти единомышленников через интернет. В сети уже давно сформировались большие сообщества поклонников того или иного бренда, и их участниками проводятся регулярные живые встречи. Также можно попробовать вступить в местный фотоклуб, отыскав его через локальный городской форум. Как ни странно, выбор камеры «как у друзей» здесь оказывается оправданным: вам всегда помогут советом, дадут на день-другой попробовать интересный объектив.

Читайте тесты и обзоры

В сети сегодня доступно множество тестов и обзоров техники. Например, в наших тестах мы стараемся уделить максимум внимания не инструментальным сравнениям, а испытаниям фотоаппаратов в реальных условиях. Потому что мы искренне считаем, что главное то, как фотоаппарат снимает в жизни, а вовсе не измеренная в процентном соотношении разница в шумах или других параметрах.

Прислушивайтесь к собственному вкусу

Даже если вы вооружились всеми нашими советами и уже сделали выбор, всегда есть шанс, что что-то пойдёт не так. Разница между системами лежит уже не столько в объективном, сколько в субъективном поле. Нет какого-то одного бесспорного лидера. Фотография субъективна, и к шёпоту сердца стоит прислушиваться. Что Canon, что Nikon, что Sony - у всех своя философия, своё восприятие цвета и видение этого мира. Всматривайтесь в фотографии и спрашивайте себя о том, нравятся ли они вам. Это, на наш взгляд, самое важное. Фотографии должны нравиться. Ваша камера должна выдавать на снимках «ваш» цвет, оптика - рисовать «вашу» картинку.