Сколько епископов в русской православной церкви. Возможно ли ныне в Русской Православной Церкви избрание епископов? Московская "патриархия" в лицах

Синод Русской Православной церкви на заседании 25 июля утвердил порядок избрания кандидатов для рукоположения в епископы. За последние четыре года архиереями Московского патриархата стали более 117 человек. «Отсутствие такого порядка при определенных условиях могло приводить к ошибкам», — пояснил, открывая заседание, патриарх.

Ранее порядок избрания епископа упоминался в Уставе Русской Православной церкви (гл. XV): «Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование».

Принятый Синодом документ закрепляет уже существующую практику и требования. По сравнению с требованиями, закрепленными Уставом Русской Православной церкви, в нем появляется одно существенное уточнение, связанное с образованием: теперь ставленник должен иметь ВЫСШЕЕ богословское образование (в Уставе — «богословское образование»).

На Поместном Соборе 1917/18 гг. тоже говорилось о порядке избрания епископов и требованиях к кандидатам. В частности, в принятом в феврале 1918 года Определении Собора «Об епархиальном управлении» в гл. II «Об епархиальном архиерее», говорится:

«15. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян.

16. Избрание епархиального архиерея производится следующим образом. По освобождении епархиальной кафедры, прежде замещения ее, архиереи округа, или, при отсутствии округов, Священный Синод Российской церкви, составляют список кандидатов, в который, после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов, архиереи округа или архиереи, назначенные к участию в избрании епархиального архиерея Священным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят по особым Правилам выборы кандидата, голосуя одновременно за всех, указанных в списке, причем получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение высшей церковной власти. Если никто из кандидатов при таковом голосовании не получит указанного большинства голосов, то производится новое голосование о каждом из кандидатов, указанных первым голосованием, в отдельности, и высшей церковной власти представляются кандидаты, получившие не менее половины избирательных голосов.

Прим.1. В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшей церковной властью.

Прим. 2. В епархиях, где должна быть широко развита миссионерская деятельность и проживает значительное число инородческого населения, епархиальные архиереи должны быть избираемы из кандидатов, опытных в миссионерском деле; при неосуществлении же этого, в таковые епархии архиереи могут быть назначаемы высшей церковной властью.

Прим. 3. В заграничные миссии архиереи назначаются Священным Синодом».

Таким образом, согласно Определению Поместного Собора 1917/18 гг., в избрании архиерея принимают участие клир и миряне. Определение «Об епархиальном управлении» 1918 года устанавливает возрастной ценз для ставленника «не моложе 35 лет». Нынешний документ закрепляет возраст «от 30 лет». По Определению 1918 года ставленник в епископы не обязан быть монахом, но может быть избран и из «не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, причем для тех и других обязательно облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество». В нынешнем документе речь идет исключительно о монахах.

Содержание статьи

МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Русскую православную церковь со времени ее основания в 10 в. и до учреждения Московского патриархата (1589) возглавляли митрополиты . Как представитель церковной иерархии, русский митрополит осуществлял в своей митрополии власть патриарха Константинопольского и находился под его юрисдикцией. Фактически же он являлся главой национальной церкви самостоятельного государства и потому обладал большей независимостью по отношению к Константинополю по сравнению с другими, подчиненными Царьграду епископами. Император Византийской империи как глава христианского мира также формально обладал властью над русским митрополитом. Однако в реальной жизни осуществление полномочий митрополита в значительной степени зависело от князя, который на данный момент занимал великокняжеский престол.

Митрополиты на русскую митрополию избирались в Византии из ромеев и посвящались в сан в Константинополе. Через своих ставленников патриарх Константинопольский получал возможность влиять на политику русского князя и осуществлять контроль за молодым, но могущественным государством россов. В свою очередь русские князья, стремившиеся к независимости от Константинополя и желавшие видеть в митрополите единомышленника и помощника, стремились передать управление митрополией в руки русских иерархов. Авторитет митрополита на Руси был чрезвычайно высок. Как правило, русские митрополиты оказывали большое влияние на государственную жизнь страны. Они часто выступали в качестве посредников в разрешении дипломатических и военных конфликтов между князьями, отстаивая единство Русской церкви, и тем самым способствовали сохранению единства Руси. Видную роль митрополиты сыграли и в области развития русской словесности и просвещения.

Первые митрополиты (10–11 вв.).

Резиденция главы Русской церкви до 13 в. находилась в Киеве, затем во Владимире на Клязьме, а с 14 в. в Москве. Самым первым иерархом в сане митрополита, присланным из Константинополя при князе Владимире, был Михаил (988–992). Однако он не обладал реальной епископской властью, поскольку не существовало еще подчиненных ему епископий. Русская церковь была разделена на епархии преемником Михаила, греком Леонтием (992–1008), который и стал первым русским митрополитом. Местом пребывания первых митрополитов был город Переяславль, находившийся неподалеку от Киева. В Киев они переехали при Ярославе Мудром, который выстроил не только кафедральный Софийский собор, но и митрополичий дом при соборе. Вслед за Леонтием киевский престол занимали Иоанн (1015–1037) и Феопемт (1037–1048). После Феопемта в течение трех лет кафедра оставалась свободной из-за возникшего военного конфликта между Ярославом и византийским императором.

В 1051 киевскую кафедру занял первый русский митрополит Иларион (1051–1062). Летопись сообщает, что он был избран по воле «самовластца» Ярослава собором русских епископов, и хотя Иларион испросил себе благословения у Константинопольского патриарха, он стал первым митрополитом, посвященным в сан без участия Константинополя. Немногочисленные сведения об Иларионе, содержащиеся в Повести временных лет , дают представление о нем как о выдающемся деятеле периода политического и культурного подъема Киевской Руси. Монах и пресвитер, «муж благ и книжен», он был главным помощником великого князя Ярослава, стремившегося к независимости от Византии. Его знаменитое произведение Слово о законе и благодати представляет собой апологию русской державы, ставшей после принятия крещения, как утверждает автор, в один ряд с европейскими государствами.

После Илариона киевскую митрополию вновь возглавляли греки: Ефрем (ок. 1055 – ок.1061), Георгий (1062–1072/1073) и Иоанн II (до 1077/1078–1089). Лишь в конце 11 в. на митрополичий престол взошел русский иерарх, бывший епископ Переяславский Ефрем (1089–1097), посвященный в сан в Константинополе. Затем вновь в течение многих лет в списке митрополитов следуют ставленники Константинопольского патриарха: Николай (1097), Никифор (1104–1121), Никита (1122), Михаил (1130 – не ранее 1145). О митрополите Михаиле известно, что он в разгар княжеских смут покинул Русь и возвратился в Константинополь.

Климент Смолятич.

Получив известие о его смерти, великий князь Изяслав созвал в Киеве собор епископов для избрания митрополита (1147), указав как на преемника Михаила на Климента Смолятича, схимника, книжника и философа, «какого прежде не бывало на Руси». Не все иерархи согласились с выбором князя. Прогречески настроенные епископы выступили против Климента, требуя поставления митрополита в Константинополе патриархом. Однако перевес оказался на стороне великого князя Изяслава и Климента Смолятича. Чтобы подчеркнуть законность посвящения нового митрополита, в церемонии интронизации использовали величайшую реликвию – главу св. Климента, папы Римского. Тем не менее Климента Смолятича так и не признали ни патриарх, ни часть русских епископов. Некоторые князья, соперники Изяслава, также не восприняли Климента как главу Русской церкви. Сам же Климент считал себя независимым от патриарха и даже не поминал его имя на богослужении. Начиная с Климента Смолятича митрополиты оказались в течение длительного периода вовлеченными в междоусобную борьбу князей за Киев. В 1148 киевским престолом завладел князь Юрий Долгорукий. Климент вместе с великим князем удалился во Владимир Волынский. Их изгнание продолжалось недолго: вскоре Изяслав вернул себе Киев.

Константин (1156–1159).

В 1155 киевским князем стал Юрий Долгорукий, а в 1156 на Русь прибыл греческий митрополит Константин (1156). Первым делом Константин низложил всех иерархов, поставленных Климентом, и предал анафеме умершего князя Изяслава. Крутые меры нового митрополита усугубили и без того сложную ситуацию. Когда в 1158 Изяславичи вернули себе престольный город, Константин, проклявший их отца, был вынужден удалиться в Чернигов. Князь Мстислав Изяславич настаивал на возвращении в Киев Климента Смолятича. Ростислав Мстиславич указывал на законно поставленного Константина. После длительных споров братья пришли к решению просить нового митрополита из Царьграда. Смерть Константина в 1159 позволила патриарху пойти навстречу просьбе князей.

Феодор (1161–1163).

В 1160 в Киеве появился митрополит Федор. Через десять месяцев он умер, не успев проявить себя в качестве главы митрополии.

По смерти Феодора князь Ростислав предпринял попытку возвратить в Киев Климента, однако патриарх вновь прислал своего ставленника, не посчитавшись с желанием великого князя. По «ходатайству» самого византийского императора князь принял митрополита Иоанна (1164), но твердо заявил, что смиряется с таким положением вещей в последний раз. Таким образом, смута, начавшаяся поставлением Климента Смолятича, закончилась победой греков. За Иоанном IV последовал Константин II.

Константин II (1167–1169).

По данным сфрагистики (науки, изучающей печати), именно начиная с этого митрополита епископ Киевский получает титул митрополита всея Руси. При Константине Андрей Боголюбский , основавший Владимирское княжество, предпринял первую в истории Русской церкви попытку разделить митрополию. Он обратился к патриарху с просьбой возвести в митрополиты Владимирские своего кандидата Феодора. Однако патриарх посвятил Феодора лишь в епископы, проявив в данном случае историческую прозорливость, так как ход русской истории показал, как важно было сохранение единства церкви в условиях феодальной раздробленности и беспрерывных княжеских усобиц.

Преемниками Константина II стали Никифор II (до 1183 – после 1198), Матфей (1200–1220), Кирилл I (1224) и Иосиф (1236). О Никифоре известно, что он пытался инициировать отвоевание Галича, захваченного венграми. Матфей выступил в качестве посредника в распре черниговских князей со Всеволодом Большое Гнездо. Время пребывания на Руси митрополита Иосифа совпало с началом монголо-татарского нашествия. Этот митрополит пропал без вести во время разорения Киева Батыем.

Кирилл II (1242–1281).

В 1242 место Иосифа занял русский епископ, митрополит Кирилл II. Инициатива поставления Кирилла принадлежала могущественному князю Даниилу Галицкому. Ввиду того, что Киев лежал в руинах, митрополит Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая с князем Александром Невским. Окормляя паству в страшные годы, последовавшие за монголо-татарским нашествием, он постоянно разъезжал по стране, подолгу оставаясь во Владимире на Клязьме. В 1252 он торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов для того, чтобы дать Руси возможность постепенного восстановления из разрухи. Ему удалось добиться от монгольских ханов освобождения церкви от выплаты обременительной дани. К заслугам этого архипастыря следует также отнести основание православной епархии в Сарае для тех русских людей, кто был вынужден подолгу проживать в Орде.

Максим (1283–1305).

В 1283 Кирилла сменил грек Максим. В отношении татар он продолжал политику своего предшественника. Местом своего пребывания с 1299 он также избрал Владимир, куда переселился со всем клиром.

Петр (1308–1326).

Перенесение митрополичьей кафедры в Северо-Восточную Русь вызвало беспокойство у галицкого князя Юрия Львовича, внука великого Даниила, и побудило его задуматься о создании самостоятельной митрополии. Для выполнения своих замыслов он убедил ратского игумена Петра поехать в Царьград. Прибыв в Константинополь, Петр узнал, что до него сюда же прибыл из Северо-Восточной Руси второй претендент, некий Геронтий, привезший в качестве даров патриарху святительскую ризницу митрополита Максима. Несмотря на богатые дары, патриарх остановил свой выбор на Петре, которому и вручил полученные от Геронтия святительские одежды, пастырский жезл и икону, некогда написанную самим Петром в подарок митрополиту Максиму. В Суздальской земле многие были недовольны таким решением Константинополя. Тверской епископ Андрей даже написал ложный донос на Петра. В 1311 жалобу рассмотрел собор русских епископов и оправдал Петра. В 1313 митрополит Петр совершил поездку в Орду и испросил у хана подтверждения привилегий, дарованных Русской церкви, освобождавших ее от уплаты дани. Вопреки ожиданиям галицкого князя, Петр, много ездивший по епархиям, любил останавливаться в Москве, а с московским князем Иваном Даниловичем их вскоре связала настоящая дружба. Митрополит Петр пророчествовал о том, что Москва возвысится над всеми русскими городами и станет местом пребывания святителей. С благословения Петра Иван Данилович начал строительство Успенского храма в Кремле, в котором святитель завещал себя похоронить, положив, таким образом, начало традиции погребения русских митрополитов в московском Успенском соборе. Вскоре после смерти Петр был канонизирован и стал одним из самых почитаемых русских святых, а мощи его, хранящиеся в Успенском соборе, стали главной святыней московского храма. Известно, что Петр еще при жизни избрал себе преемника – архимандрита Феодора, но, по всей видимости, патриарх отказал последнему в сане.

Феогност (1328–1353).

В 1338 из Царьграда на Русь прислали нового митрополита – Феогноста. Он сначала посетил Киев, где пока официально находилась первосвятительская кафедра, потом Владимир и затем прибыл в Москву. Именно Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в столицу Московского княжества. Во время святительства Феогноста на юго-западе Руси образовалось Великое княжество Литовское, вступившее в борьбу за лидерство с московским князем. Избрав политику поддержки Москвы, Феогност всячески содействовал тому, чтобы во всех епархиях русской митрополии сохранить единство веры и древний церковный порядок. В 1330–1340-е годы в Византии происходила смута, вызванная богословскими спорами о природе фаворского света. Епископ Галицкий не преминул воспользоваться подобной ситуацией и сумел добиться основания митрополии в Галиче с подчинением ей всех епархий Волыни. В 1347, когда на патриаршую кафедру Константинополя взошел новый патриарх, он по просьбе Феогноста и князя Симеона снова подчинил Волынь митрополиту Киевскому и всея Руси. В 1352 в Константинополь с богатыми дарами прибыл некий Феодорит. Утверждая, что Феогност умер, он потребовал возведения в сан. Патриарх учинил следствие, после чего изгнал Феодорита. Несмотря на это, самозванец сумел получить митрополичий сан из рук патриарха Тырновского и поселился в Киеве. Феогност и князь Симеон обратились к патриарху с просьбой во избежание повторения подобной ситуации после смерти Феогноста поставить на русскую митрополию епископа владимирского Алексия, выделявшегося среди русского духовенства как знатностью, так и незаурядными способностями государственного деятеля. В 1353 во время эпидемии чумы Феогност умер.

Алексий (1354–1378).

В том же году Москва получила грамоту, призывавшую Алексия в Константинополь. В 1354 он был посвящен в митрополиты. Уступив просьбе московского князя, патриарх тем не менее подчеркнул, что избрание русского епископа является исключением из правила. Узнав о поставлении Алексия, вновь активизировалось Великое княжество Литовское. Князь Ольгерд прислал патриарху богатые дары и своего кандидата в митрополиты Киевские – епископа Романа, через которого намеревался распространить свое влияние на русские земли. Патриарх благосклонно отнесся к просьбе литовского князя. Литва получила своего митрополита, однако, поскольку пределы митрополий не были разграничены, создалась ситуация постоянного соперничества между Алексием и Романом, которые поневоле вмешивались в дела друг друга. Церковная усобица прекратилась только со смертью Романа в 1362. Напряженные отношения с Литвой привели к русско-литовской войне во второй половине 1360-х годов. Константинополь опасался, что она может окончательно расколоть общерусскую церковь. Патриарх Филофей решительно стал на сторону Москвы, видя в ней силу, при помощи которой он намеревался помешать крушению православия в русских землях. В 1370 он подтвердил постановление, что литовская земля не отделяется от власти митрополита Киевского Алексия. Однако многочисленные жалобы Ольгерда на Алексия, будто пастырь не уделяет должного внимания Литве, которые литовский князь не уставал присылать в Константинополь, привели к тому, что патриарх принял решение о разделе русской митрополии.

В 1375 он поставил митрополитом Киевским и Литовским Киприана, который пользовался его неограниченным доверием. После смерти Алексия Киприан должен был возглавить всю Русскую церковь в качестве митрополита Киевского и Русского. Подобное решение в Москве вызвало недовольство. Сам митрополит Алексий видел своим преемником Сергия Радонежского , однако тот решительно отказался от принятия сана. Тогда великий князь Дмитрий Иванович вопреки воле Алексия наметил на митрополию своего духовника Михаила-Митяя. В 1378 Алексий умер. Этот пастырь, в течение четверти века возглавлявший Русскую церковь, сумел поставить авторитет духовной власти на небывалую прежде высоту. Он оказывал большое влияние на политику князя Дмитрия Ивановича, а в годы его малолетства фактически стоял во главе государства.

Митяй.

После смерти Алексия Митяй стал править митрополией без посвящения. Киприана, приехавшего, чтобы вступить в свои полномочия, в Москву не пустили. Митяя же князь направил в Константинополь для получения посвящения. В дороге он неожиданно умер.

Пимен, один из сопровождавших его архимандритов, воспользовался документами с княжеской печатью и получил от патриарха митрополичий сан. Поначалу московский князь был возмущен подобным поступком и не принял Пимена. Однако, не найдя взаимопонимания с Киприаном, призвал Пимена в Москву на митрополию. Одновременно Дмитрий Иванович вновь снарядил посольство в Константинополь, желая видеть на митрополичьем столе своего ставленника Дионисия.

Этому претенденту также не повезло. Возвращаясь из Константинополя, Дионисий был пленен киевским князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заточении.

Киприан (1389–1406).

В 1389 скончался великий князь Московский. Умер и Пимен. Только после этого осуществился план константинопольского патриарха: Киприан стал митрополитом Киевским и Русским, объединив в своих руках всю митрополию, и стоял у ее кормила до 1406. Несмотря на частые распри с великим князем, Киприан всегда держал сторону Москвы и всячески способствовал объединению страны под ее властью. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии. С именем Киприана связано также проведение церковной реформы – введение Иерусалимского устава, принятого на Афоне . По инициативе Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери Владимирской и установлено празднование в связи со спасением Москвы от нашествия Тамерлана. Перу Киприана, который был незаурядным литератором, принадлежит Служба и одна из редакций жития святого митрополита Петра.

Фотий (1408–1431).

Когда Киприан умер, ему на смену из Константинополя приехал просвещенный грек Фотий. Литовский князь Витовт попытался оказать давление на Фотия и заставить его остаться в Киеве. Фотий пробыл в Киеве около полугода, а затем (1410) переселился в Москву. В ответ собор литовских епископов в 1416 самовольно избрал митрополитом Григория Цамблака, который, несмотря на протесты Фотия и самого Константинополя, правил киевской митрополией до 1419. После смерти Григория Витовт вновь признал юрисдикцию Фотия. Митрополит Фотий занимал одно из ведущих мест в правительстве при малолетнем князе Василии II. Ему удалось удержать дядю Василия II, князя Звенигородского Юрия, от вооруженной борьбы за великокняжеский престол.

Иона (1448–1461).

Сразу после кончины митрополита, вероятно, состоялось наречение на митрополию епископа Рязанского Ионы, который когда-то был самим Фотием поставлен на епископию. Однако возможность отправить посольство Ионы в Константинополь для его поставления образовалась лишь в 1435. К тому времени сан митрополита Русского уже получил некий Исидор, ставленник императора Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, сторонников заключения унии с Католической церковью. Ионе же пришлось довольствоваться патриаршим благословением на митрополию в случае смерти Исидора. В 1439 Исидор присутствовал на знаменитом Флорентийском соборе, а затем приехал на Русь с целью ввести здесь унию. Экстренно созванный князем собор русских епископов не признал унию и осудил Исидора. Он был заключен под стражу, но в 1441 ему дали возможность бежать из русских пределов. Великий князь принял решение не отправлять посольство Ионы в Константинополь, где императорский трон занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. Как только в Москве стало известно о кончине императора, великий князь Василий посчитал необходимым возложить на себя выполнение функции православного императора по защите православия и созвал Архиерейский собор, на котором Иона был возведен в сан митрополита. Митрополиту Ионе было суждено стать последним митрополитом всея Руси.

Киевская и Московская митрополии.

В 1458 в Риме патриарх-униат посвятил в митрополиты Русские Григория, ученика Исидора. Притязания Григория распространялись на Юго-Западную Русь. В Москве вынуждены были констатировать разделение митрополии. В 1460 Григорий прислал в Москву посольство и потребовал смещения митрополита Ионы. Последовавший отказ, выраженный в самой категоричной форме, подтвердил разделение митрополии на Киевскую и Московскую.

Феодосий (1461–1464).

Незадолго до кончины Иона избрал своим преемником Феодосия и, обговорив свое решение с великим князем, написал на имя Феодосия благословенную грамоту, обнародованную после его смерти.

Филипп I (1464–1473).

Таким же образом поступил Феодосий в отношении своего преемника – Филиппа I. С этого времени можно говорить об автокефалии Русской церкви.

Геронтий (1473–1489).

Митрополит Геронтий был поставлен без благословения предшественника, скоропостижно скончавшегося, одной лишь волей великого князя. После этого роль великого князя в избрании претендентов на митрополичий престол значительно возросла. Святительство Геронтия было отмечено конфликтом с княжеской властью, которая посчитала себя более компетентной, чем митрополит, в одном из богослужебных вопросов: Иван III обвинил Геронтия в том, что он на освящении Успенского собора шел крестным ходом не «посолонь», а против солнца. Митрополит довольно долго пытался убедить князя в том, что хождение «посолонь» – латинский обычай. Не достигнув успеха, Геронтий покинул кафедру. Великий князь был вынужден идти к митрополиту с челобитьем и обещать «в всякых речех... слушати» первосвятителя. В 1484 Иван III предпринял попытку свести с кафедры «слишком самостоятельного» Геронтия. Однако и в этом случае митрополит сохранил за собой престол.

После смерти Геронтия в Москве митрополита не было почти полтора года. Митрополит Зосима занял кафедру в 1490, а в 1494 был сведен с кафедры. Зосиму сменил Симон (1495–1511). На время пастырства Зосимы и Симона приходятся церковные соборы на еретиков, повлекшие за собой серию казней инакомыслящих. Митрополит Симон оставил преемником Варлаама, но эта кандидатура не устроила великого князя Василия III. Он заточил Варлаама в монастырь и сам избрал митрополита. Им стал Даниил, управлявший митрополией до 1539.

Даниил (1522–1539).

Святитель Даниил чувствовал зависимость от власти великого князя и потому поддерживал его во всех политических мероприятиях. В 1523 он помог заманить в Москву соперника Василия Иоанновича Василия Шемячича. Печально известна и роль Даниила в разводе Василия III с Соломонией Сабуровой. Именно Даниил инициировал созыв соборов, осудивших Максима Грека и Вассиана Патрикеева. После смерти Иосифа Волоцкого Даниил стал ревностным защитником права монастырей владеть вотчинами. Современники писали о нем, что он управлял церковью круто, был «немилосерд», жесток и сребролюбив. Перу Даниила принадлежат значительные литературные произведения. Известно, что он принимал самое непосредственное участие в составлении Никоновской летописи . Во время малолетства Ивана IV Даниил поддерживал партию бояр Бельских. Одержавшие верх Шуйские отправили его в 1539 в ссылку в Волоколамский монастырь.

Иоасаф (1539–1542).

За приверженность Бельским пострадал и следующий митрополит – Иоасаф, который был возведен в сан в 1539. В 1542 Шуйские произвели государственный переворот. Иоасаф пытался противодействовать им. Спасаясь от мятежников, которые чинили владыке «всякое бесчестие и срамоту великую», Иоасаф бежал на подворье Троице-Сергиевой лавры. Опасаясь его влияния на отрока Иоанна, бояре сослали епископа на Белоозеро, после чего провели избрание нового митрополита.

Макарий (1542–1563).

В 1542 новым митрополитом стал бывший новгородский архиепископ Макарий. Этот осторожный и умный политик возглавлял кафедру в течение двадцати двух лет. При Иване IV он занял положение первого царского советника и участвовал в решении важнейших государственных проблем. В 1547 венчал на царство Ивана IV и впоследствии много сделал для утверждения теократического характера власти государя. По инициативе Макария было созвано несколько церковных соборов, на которых решались вопросы канонизации русских святых. Нововведением Макария стало обсуждение на церковных соборах вопросов земского устроения, что позволило церкви оказывать влияние на решения светской власти. Много сделал Макарий и для развития книгописания, литературы и искусства. Под его руководством составлялась Степенная книга царского родословия и Великие Четьи Минеи . Умер Макарий в 1563.Его место занял ученик митрополита – Афанасий. Не обладая политическим даром Макария, Афанасий оставался на кафедре только год и добровольно покинул ее, не чувствуя в себе сил противостоять опричнине. См . МАКАРИЙ, СВ.

Филипп II (1566–1568).

Отпустив Афанасия, Иван IV просил занять кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева), видя в нем кандидатуру, приемлемую как для земщины, так и для опричнины. Однако Филипп обладал суровым и непреклонным характером. Он четко выразил свое непримиримое отношение к опричнине. Противостояние митрополита и царя закончилось публичным низложением Филиппа, процедура которого была продумана самим Иваном Грозным. Опричный боярин ворвался в собор и, прервав богослужение, прочел царский указ о низложении Филиппа. Малюта Скуратов сорвал с него святительскую мантию. Митрополита бросили в сани и увезли из Кремля. По указу царя митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в тверском Отрочем монастыре (1569). Филипп стал последним митрополитом, который открыто противостоял светской власти, обличая творимые царем неправды (канонизирован в 1652). После него следует ряд фигур, которые выступали лишь в роли безмолвных свидетелей происходящего (Кирилл, 1568–1572; Антоний, 1572–1581).

Дионисий (1581–1586).

При царе Федоре Иоанновиче митрополитом стал Дионисий. Этот иерарх пытался оказывать влияние на царя и упрекал его в излишней доверчивости по отношению к Борису Годунову. Закономерно, что он не понравился могущественному родственнику царя. Годунов свел его с престола и поставил в 1587 послушного ему Иова.

Литература:

Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись . – В кн.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. 28. Л., 1974
Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы . Л., 1978
Мейендорф И., протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в 14 веке . СПб, 1990
Скрынников Р.Г. Святители и власти . Л., 1990
Мейендорф И., протоиерей. Флорентийский собор: Причины исторической неудачи – В кн.: Византийский временник, т. 52. 1991
Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси . М., 1993
Макарий, митрополит. История русской церкви . М., 1994 и сл.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время . М., 1996

 Иов (в миру Иоанн) - Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.
В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений,был сослан вСтарицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений .
Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) - Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили еговЧудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству.
Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее - при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой.
По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

Филарет (Романов Федор Никитич) (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче - знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне - царе Михаиле Феодоровиче.

Иоасаф I - Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен ВеликияРоссийския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.

Иосиф - Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.

Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери - Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества.Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов...Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь - новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году - в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Иоасаф II - Патриарх Московский и всея Руси. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.
Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис».

Питирим - Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII.
7 июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол,будучи уже весьма болен, к делам управления был призван митрополит Иоаким.
После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.

Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) - Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.
Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
По благословению Патриарха Иоакима,было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича.

Адриан (в миру? Андрей) (1627-1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) - митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола.
Учился в знаменитой Киево-Могилянской коллегии, - средоточие тогдашней южнорусской образованности. В которой проучился до 1684 г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным.
Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно.
В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия.
Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. С. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским.
16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов.
Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался.
В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него.
Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана.

Тихон (Белавин Василий Иванович) - Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865-1925).
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.).
По завещанию Патриарха Тихона местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл, Агафангел или Петр. Так как митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке местоблюстителем стал митрополит Петр Крутицкий. В качестве местоблюстителя оказывал большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям. Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался выступить с призывом к лояльности относительно советской власти.Начались бесконечные тюрьмы и концлагеря.На допросе в декабре 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: "Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может".
Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя.
В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя Петра, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. В 1937 году против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997 году.

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона - патриарший местоблюститель, то есть фактический предстоятель Русской Православной Церкви. В 1927 году - в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи армии.

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929-2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.

    Список митрополитов, архиепископов и епископов Русской Православной Церкви Заграницей с 1920 года. Список разделён на две основные части: Ныне живущие архиереи и умершие архиереи. Содержание 1 Умершие 1.1 Первоиерархи … Википедия

    - (пополняемый) … Википедия

    В списке представлены ныне живущие архиереи Русской Православной Церкви (Московского патриархата). Епископат Русской Православной Церкви насчитывает (на 20 декабря 2012 года) 313 человек, из них 219 епархиальные архиереи, в том числе… … Википедия

    В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

    Священный синод Русской православной церкви (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

    ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения… … Православная энциклопедия

    Список епископов (архиереев) Русской Церкви (пополняемый) Содержание 1 Епископы Калужские и Боровские 2 Коломенская епархия (1350 1799) … Википедия

    В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Поместный собор Русской православной церкви … Википедия

Никто из «оскорбленных в религиозных чувствах» не появился у нас в Музее имени Андрея Рублева, где прямо на могилах старинного кладбища Спасо-Андроникова монастыря незаконно построен частный кабак...


Надо же было такому случиться, что накануне приговора панк-группе Pussy Riot по инспирированному священноначалием РПЦ уголовному делу в столице произошли два подряд экстраординарных ДТП с участием московского духовенства на дорогих иномарках. Вот уж правду говорят: «Бог шельму метит»:-)

Напомним, что уголовное дело против участниц Pussy Riot было возбуждено после обращения в Генпрокуратуру близкого о. Всеволоду Чаплину члена Совета православных общественных объединений при синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Дмитрия Пахомова, проректора Школы православного миссионера при столичном храме Апостола Фомы: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/885303-echo/#cmnt-7608753 Как ни странно, не было никаких аналогичных заявлений от самих «потерпевших», которыми были потом назначены «по указке сверху» работники ХХС и сотрудники его Фонда:

Тем из сограждан, которые с пафосом обличают в «осквернении святынь» и «кощунстве» на амвоне ХХС молодых исполнительниц песни «Богородица, Путина прогони!», хотелось бы напомнить о 9-й заповеди Божьей («Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна!») и пожелать не путать, что называется, божий дар и яичницу:-) Взять хотя бы инвективы, которыми разражается в своем блоге депутат Самарской областной Думы Михаил Матвеев: «Акция Pussy Riot в Храме Христа Спасителя направлена на разрушение русской культуры. Россию толкают на путь саморазрушения! Русские, очнитесь! Топтание наших святынь - уже не преступление? У нас уже не осталось ничего святого?» (последнее предложение, как известно, несет негативную оценку!): http://www.nr2.ru/authors/399951.html

Почему-то никто из этих «оскорбленных в религиозных чувствах» и «задетых в национальном самолюбии» не появился у нас в Музее имени Андрея Рублева, где прямо на могилах старинного кладбища Спасо-Андроникова монастыря, средь которых захоронен великий Рублев, незаконно построен частный кабак "Хлебный дом", владельцы которого широко рекламируют своё питейное заведение тем, что его благословил … лично патриарх Кирилл: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/881013-echo/ Там же любит столоваться всесильный «хозяин московских попов» архиепископ Арсений (Епифанов), викарий патриарха Кирилла в Московской епархии, и его протеже прот. Леонид Калинин (см. фото), который фигурировал в финансовых скандалах вокруг расходов на ХХС. Как известно из истории Руси, на курганах справляли свои тризны только язычники, а теперь в XXI веке на поруганных и разрушенных могилах великих сынов России кутят лоснящиеся от жира архипастыри и пастыри:-(Вот это и есть самое настоящее кощунство , о котором знают, но молчат в РПЦ!

Ну что же, в древности нечестивого халдейского царя Навуходоносора обличили три отрока в пещи огненной, которых по сию пору глубоко чтут и воспевают в Церкви, а в наши дни та же тяжкая ноша легла на хрупкие плечи трех молодых женщин, которых оторвали от их детей и заковали в наручники на показ всему миру. Это резонансное дело впервые после развала СССР вышло на первые полосы мировых СМИ, и на фоне такого сфокусированного внимания всей планеты именно в Москве случился очередной конфуз со священником РПЦ на престижном авто с номерами Мальтийского ордена (!), за рулем которого был широко известный в гламурных кругах духовник Филиппа Киркорова игумен Тимофей (Подобедов), настоятель храма Пророка Илии в Обыденном переулке, расположенного прямо напротив ХХС: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/919876-echo/

А вслед за этим 15 августа 2012 г. в 23:35 на правительственной трассе в районе дома 30 по Кутузовскому проспекту водитель люксового немецкого внедорожника Mercedes-Benz Gelandewagen белого цвета не справился с управлением и совершил наезд на трех рабочих. «При этом место проведения дорожных работ было оборудовано специальными водоналивными блоками с сигнальными фонарями и дорожными знаками и импульсной стрелкой. После наезда внедорожник, изменив траекторию, задел следовавшую в попутном направлении автомашину Skoda. От удара обе иномарки опрокинулись. Водитель Mercedes бросил свой автомобиль и скрылся с места дорожно-транспортного происшествия . В результате ДТП двое рабочих от полученных травм скончались на месте , еще один госпитализирован», - сообщил прессе инспектор ДПС ГИБДД МВД России Виктор Волиженин.

На фото с места происшествия, опубликованным в криминальной хронике многими СМИ, видно, что на дорогой иномарке лежит оторванный регистрационный номер а918мо77 (см. фото). По данным сайта o001oo.ru, такой же номер был установлен на люксовые автомобили других марок - черные седаны Mercedes, BMW, Audi…

По данным активистов общества «синих ведерок», номер серии АМО77 негласно указывает на принадлежность автовладельца к службе протокола правительства Москвы, однако часть номеров из этих серий находится также в руках у представителей крупного бизнеса и тех людей, кто может себе позволить такие номера. Два года назад автомобиль с номером а918мо77 уже становился участником ДТП - 24 мая 2010 г. очевидцем этой аварии стал блоггер Владимир Горбовский: «Стоял сегодня в небольшой пробке на Москворецкой набережной в сторону Таганки. Обратное направление было перекрыто в связи с праздником славянской письменности. По перекрытой дороге (по встречке ) пролетел "Мерседес" с номером а918мо, 77-й регион. На пересечении с Устьинской набережной он уперся в заграждение и машину ДПС. Когда я "подполз" к этому месту, увидел водителя этого "мерса", молодого священника , который пытался куда-то дозвониться. По его озабоченному лицу было понятно, что решить проблему не получается. Дэпээсники не пускали его дальше и что-то писали, сидя в машине».

Согласно размещенной в социальных сетях карточке учета транспортных средств, автомобиль Mercedes-Benz G500 с номерными знаками а918мо77 зарегистрировал на свое имя 20 апреля этого года некто Семин Павел Владимирович 15.01.1986 г.р., имеющий стаж вождения более 7 лет . По этим документам, престижная машина была выпущена в 2000 г., а ее стоимость составила 1, 23 млн руб.

Выяснив, кто владелец немецкого внедорожника, полицейские сразу жепосле ДТП с человеческими жертвами устроили засады рядом с его квартирами в Москве и Московской области . Однако он там так и не появился: «У него есть две квартиры - в Москве и в Московской области. По обоим адресам его ждут наши сотрудники, но там пока он не появлялся», - заявили «Газете.Ru» в столичной ГИБДД.

Однако на следующий день, как сообщили в полиции, виновник страшной аварии, погубивший двух человек (!), «пришел с повинной». Им оказался 26-летний иеромонах Илия (в миру - Павел Семин), который, по предварительным данным, сбежал с места ДТП, «потому что испугался» . Тут же в полиции этот молодой священник РПЦ был задержан и доставлен в Никулинский суд Москвы - см. видео : http://youtu.be/o8EQhB36ZXo

По подозрению в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем смерть 2 и более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ) «Суд избрал меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 2 месяца - до 16 октября», - сообщил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь суда Арсен Погосян. Данная статья Уголовного кодекса предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы. Как сообщили РБК в суде, адвокаты иеромонаха предложили 1,5 млн. в качестве залога!

Жертвами 26-летнего священника РПЦ стали 56-летний Николай Сергеев и 35-летний Павел Лейкин:-(По словам брата погибшего, Павел Лейкин, сотрудник проектной организации «Точка опоры», оказался на месте аварии совершенно случайно и просто зашел проведать своего давнего приятеля Николая Сергеева, главного инженера участка «Гормост». Так их и настигла одновременно смерть под колесами сметающего всё на своём пути авто, водитель которого, по свидетельствам очевидцев, был в стельку пьян …

В Русской Православной Церкви поспешили откреститься от сгубившего двух мужчин священника и сразу же опровергли появившуюся в ряде СМИ информацию, что иеромонах Илия (Семин) является сотрудником Управления делами Московской Патриархии (УПД). «Никакого отношения к штату управления делами и Патриархии в целом он не имеет»,- заявил "Интерфаксу" замглавы УПД . В этом же заверил прессу и Владимир Легойда, руководитель Синодального информационного отдела, который подчеркнул, что «до завершения работы следственных органов иеромонах Илия (Семин) запрещен в священнослужении», о чем сообщается на официальном сайте РПЦ. А бывший руководитель пресс-службы Московской Патриархии о. Владимир Вигилянский в эфире Business FM 17.08.2012 г. вообще заявил: «Я посмотрел список священнослужителей Москвы, такого человека по фамилии Сёмин в московской епархии города Москвы нет»: http://businessfm.bfm.ru/news/2012/08/17/new.html

Тем не менее, по словам о. Саввы (Тутунова), Семин числится, но лишь формально клириком Ильинского прихода в Черкизово, где сам о. Савва является настоятелем. Такой порядок, как он пояснил СМИ, сложился еще при прежнем настоятеле , так что в его приходе о. Илия появлялся «крайне редко». Однако казначей храма Илии Пророка в Черкизове Таисия Косолапова сообщила журналистам, что «Илия должен был быть 18 августа на службе, а так он появляется у нас достаточно редко, в основном по субботам и воскресеньям . Мы знаем о произошедшем, с нами уже связались представители Московского Патриархата». Надо пояснить, что в большинстве московских храмов клир в полном составе собирается именно «по субботам и воскресеньям», и на сайте храма указаны дни, когда в нем служит иеромонах Илия (Семин), включая «доходные» крестины. Нелишним будет заметить, что о. Савва (Тутунов) является руководителем контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, курирует Межсоборное присутствие, и делопроизводство Общецерковного суда, из-за чего в церковных кругах за ним закрепилась кличка «великий инквизитор»:-)

«Прежним» настоятелем храма Илии Пророка был викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр (Агриков), секретарь Церковного суда РПЦ, переведенный 28 декабря 2011 г. на Брянскую кафедру: http://www.patriarchia.ru/db/text/31615.html Причиной такой опалы стала, по ряду сведений, его промашка в ходе последних парламентских выборов, о чем шла речь в статье «Викарий Патриарха Кирилла благословил «Единую Россию» на подлог выборов? »:

В секретариате Московского Патриархата журналистам сообщили, что «Павел Семин никогда официально не числился в Московском патриархате, но он был известен как секретарь владыки Александра ». Сам же епископ Брянский и Севский Александр, показания которого в полиции попали на LifeNews , категорически опровергает версию, озвученную руководством Управделами Московской Патриархии и Синодального информационного отдела РПЦ. Как рассказал полицейским еп. Александр, помощником которого Семин проработал 7 лет , он «взял его сиротой, но спустя время понял, что это за человек. В детстве ему сделали операцию из-за травмы головы, и этот факт отражается на всех его поступках. Павел любил крепко выпить и потом вытворял не пойми что, а работа в Церкви нужна была только для приобретения связей с высокопоставленными и обеспеченными людьми. Семин никогда не обращал внимания на простых прихожан, только на богатых. Благодаря хорошим знакомствам он дошел так далеко».

Для справки : в 2007 г., в престольный праздник пророка Божия Илии, епископ Дмитровский Александр вручил патриаршие награды ряду клириков и сотрудников своего храма, среди которых был и Павел Владимирович Семин, иподиакон епископа Александра .

14 марта 2009 г. в том же храме Илии Пророка в Черкизове еп. Александр совершил монашеский постриг над своим секретарем Павлом Семиным, о чем даже сообщил официальный сайт РПЦ, разместивший фоторепортаж, что является небывалым случаем (!), ведь такой чести мало кто удостаивался: http://www.patriarchia.ru/db/text/588087.html

Кстати, на фотографии этого пострига запечатлен протоиерей Владимир Волгин, который окормляет премьерскую чету Медведевых: http://expertmus.livejournal.com/51678.html

Тогда же, в 2009 г., имя иеромонаха Илии (Семина) часто мелькало в прессе вместе с этим известным протоиереем, являющимся духовником многих VIP-персон, в частности, священника Иоанна Охлобыстина, известного в миру как звезда сериала «Интерны»: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/883888-echo/ В Сети есть несколько фотографий, на которых Семин запечатлен в компании Охлобыстина, а также актера Алексея Панина и Бориса Грачевского («Ералаш»). Там же на Однокласники.Ру (см. в начале статьи) выложены фото иеромонаха Илии (Семина) на фоне или за рулем люксовых иномарок (спорткара Porsche Panamera и др.). Как объяснил «МК» Охлобыстин, который подтвердил факт знакомства с Семиным, красивый костюм и дорогая машина «были необходимым атрибутом для деятельности священника», ведь Семин, по его словам, «выполнял дипломатические поручения, связанные с крупным бизнесом»:-)

Видимо, к числу таких «дипломатических поручений» относится вручение 29 декабря 2010 г. клириком храма Пророка Божия Илии в Черкизове иеромонахом Илией (Семиным) памятного подарка генерал-полковнику милиции В.Н. Кирьянову, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения РФ (!), о чем сообщается на сайте храма: http://www.hramilii.ru/news/2010-12-30-64

Нетрудно представить, как нужны такие знакомства в случаях с ДТП …

Снимая с себя всякую ответственность за лихачество своего бывшего секретаря, сгубившего двух мужчин, еп. Александр в своих показаниях полностью подтверждает, что иеромонах Илия (Семин) после его отъезда в Брянск стал правой рукой управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия (в миру - Анатолий Владимирович Судаков 03.06.1955 г.р.), члена Высшего Церковного Совета РПЦ с 22.03.2011 г.: http://www.patriarchia.ru/db/text/31739.html

По словам еп. Александра, «Они в последние месяцы вместе объезжали все епархии и находились в близких отношениях . Семин был его непосредственным помощником. А сейчас, узнав про ДТП, все думают, что он остался при мне, хотя этот человек ни разу не появлялся в Брянске, где я работаю уже 8 месяцев». Его слова попытался поставить под сомнение бывший патриарший блоггер И.Гаслов, который сообщил , что якобы «нигде на фотографиях и в информационных сообщениях о посещениях епархий митрополитом Варсонофием за последний год иеромонаха Илии (Семина) не найти». На самом деле любой желающий может убедиться, что сбивший насмерть двух мужчин молодой иеромонах действительно часто сопровождал в поездках управляющего делами Московской Патриархии митрополита Варсонофия, как например, на Рождество Христово в 2010 г. они сняты в одном из скитов Мордовии: http://youtu.be/o8EQhB36ZXo

Причем их совместные поездки начались еще в бытность еп. Александра в Москве …

И вот здесь возникает вполне резонный вопрос, как юный сирота за какие-то 3 года со времени своего пострига не только вошел в высшие круги РПЦ, но и стал своим «парнем» в кругах гламурной тусовки, который менял престижные авто как перчатки?! Разгадка сего «феномена» проста, банальна и … непристойна, достаточно познакомиться с информацией, которую тщательно утаивают в РПЦ.

Дело в том, что все последние годы иеромонах Илия (Семин) служит … в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье в центре Москвы, напротив Фонда Андрея Первозванного (ФАП), о чем сообщается на приходском сайте. Юного иеромонаха Илию пригласил в этот храм его настоятель архимандрит Закхей (Вуд), представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате.

Правда, своей должности официального представителя ПЦА в Москве о. Закхей лишился 28 июля 2011 г. решением Синода ПЦА после того, как стал … фигурантом сексуального скандала! Решение вступило в силу с 5 октября 2011 г. 4 декабря 2011 г. в храме святой великомученицы Екатерины приехавший из США протоиерей Александр Гарклавс, бывший управляющий делами ПЦА, в присутствии иеромонаха Илии (Семина) зачитал послание к приходу и приходскому совету от митрополита всея Америки и Канады Ионы, официально заявив, что служение архимандрита Закхея в Москве подошло к концу и что он должен вернуться в США для дальнейшего назначения. Архимандрит Закхей (Вуд) был освобожден от обязанностей в Свято-Екатерининском храме представительства ПЦА в Москве, временно запрещен в служении и отозван в США, причем священноначалие ПЦА даже оплатило ему авиабилет в Америку, чтобы их оскандалившийся представитель поскорее покинул Россию. Характерно, что одновременно с конкурсом на замещение должности официального представителя ПЦА при Московском Патриархате, в американской Церкви был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей руководителя и следователя Управления по работе с заявлениями по поводу сексуальных злоупотреблений клириков (Coordinator of the Office for Review of Sexual Misconduct Allegations).

Хорошо информированная о внутренней жизни ПЦА журналист Светлана Вайс относительно скандала вокруг дела о диффамации данного представителя ПЦА в Москве заметила, что о. Закхей (Вуд), будучи в расцвете лет и сил, некогда занимался греко-римской борьбой, внешность имеет привлекательную, так что слава ловеласа тянется за ним еще из США, а слух о "нетрадиционности" придает образу сановного монаха лишь легкий постмодернистский оттенок:-) Несмотря на высокое монашеское звание архимандрита, подразумевающее соблюдение целибата, он проявил также притязания к обычной женщине, которую «архимандрит Закхей то ли обидел, то ли не пожалел». На его беду барышня, как пишет Светлана Вайс, оказалась вовсе не "русской матрешкой", которые промышляют в Москве знакомствами с доверчивыми иностранцами, добиваясь их расположения путем смешивания клофелина с шампанским, а человеком, знакомым с принципами американского судопроизводства - «некий аналог "горничной", которая вывела на чистую воду главу Всемирного банка». Случившееся в Москве альковное приключение настолько изменило ее самосознание и, по всей видимости, задело самолюбие, что она правдиво, насколько это возможно в данной ситуации, изложила свидания с о. архимандритом Закхеем на листе бумаги, отправив письмо в канцелярию ПЦА.

Тем временем архимандрит Закхей (Вуд), хорошо знакомый с нравами столичного духовенства, вовсе не думал покидать гостеприимную Москву, и, как сообщил сайт Правмир , остался «для реабилитации в одном из подмосковных санаториев», а 21 августа запрещенный священнослужитель даже совершил воскресное богослужение в том же храме св. Екатерины на Всполье, где остался служить его «протеже» иеромонах Илия (Семин)?! Т.н. «реабилитацию» о. Закхей проходил, например, 17 ноября 2011 г. на вечеринке по случаю 10-летия московского ресторана "Vаниль" в теплой компании гламурной тусовки, где он и Семин так любят проводить всё свободное от богослужений время …

В связи с вышеизложенным нельзя не задаться вопросом, как могут замглавы УПД МП , руководитель Синодального информационного отдела МП Владимир Легойда и бывший руководитель пресс-службы Московской Патриархии о. Владимир Вигилянский вводить в заблуждение широкую общественность , отрицая «на чистом глазу» факт «близких отношений » управляющего делами Московской Патриархии митрополита Варсонофия (Судакова) с погубившим двух мужчин иеромонахом Илией (Семиным), о чем сообщил полиции епископ Александр (Агриков), секретарь Церковного суда РПЦ?!

Вместо послесловия . Весной 2012 г. благодаря финансовой помощи правительства Германии Ватикан открыл специальный онлайн-ресурс, направленный на обучение католических епископов всего мира борьбе со клириками-педофилами. Участившиеся случаи педофилии уже обошлись Католической Церкви более чем в 2 млрд долларов компенсаций жертвам провинившихся пастырей . Святой престол обещал всеми силами бороться с проблемой педофилии. Объявление о запуске сайта было сделано в ходе беспрецедентной конференции "К излечению и обновлению" в Папском Григорианском университете Рима, где в присутствии высших иерархов Церкви из более чем 100 стран мира жертвы священников-педофилов рассказывали о случившихся с ними трагедиях. Как отмечается, только за последние 10 лет, в Конгрегацию поступили свыше 4 тыс. заявлений от жертв священников-педофилов!

Никакой подобной структуры за всю современную историю РПЦ так и не появилось, несмотря на многочисленные скандалы в епархиях (например, сексуальные похождения инока Всеволода Филипьева: http://expertmus.livejournal.com/96454.html) …