Славянская богиня макошь. Макошь — богиня судьбы и женской магии

Макошь (Мокошь, Макоша, Макуша, Макешь, Ма-Кошь, Богиня Судьбы, Пряха Судеб) – славянская Богиня, почитаемая с древних времен до наших дней. Макошь почитают Пряхой Судеб, покровительницей женских ремесел, Богиней Магии. В некоторых обрядах Мать-Макошь упоминается как Богиня Плодородия, особенно когда обряд посвящен взращиванию льна, необходимого для прядения и ткачества.

К Богине Макошь обращаются Ведающие, чтобы обучиться ворожбе и повлиять на судьбу человека. С Макошь связана северная магия веретена, вышивки, наузов. Обращаются к Макошь и в других славянских обрядах.

Макошь в мифологии

Макошь в пантеоне славянских Богов

Макошь столь непохожа на других славянских Богов, что не нашлось ей пары. Богиня Пряха Судеб для себя не может спрясть ниточку да завязать на ней узелок встречи с суженым. Откуда пришла Макошь к славянам неведомо, родни средь славянских Богов у Богини Судьбы нет.

В хоромах Макошь живут вместе с ней две сестры Доля и Недоля. Иногда их называют дочерями Макошь. Макошь-матерь прядет ниточки судьбы для людей и Богов, а Доля и Недоля нити в клубки сматывают. Чей клубок возьмет Доля, тому судьба добрая, коли Недоля ниточку в клубок смотает, судьба худая у человека.

Достоверно известно, что кумиры Макошь были установлены на древних капищах. Вот что говорится в «Повести временных лет»:

Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Макошь

Во времена христианства Макошь осталась одной из самых почитаемых Богинь. Обращались к ней под именем Параскевы Пятницы.

Легенды и мифы о славянской Богине Макошь

Богиня Макошь – загадочная Богиня Судьбы. В её руках нити судеб людей и Богов. «Будет как Макошь завязала» - говорят, когда судьба человека неизвестна. В некоторых мифах Макошь приписывают родство с Велесом , но мы считаем, что это мнение ошибочно. Согласно северным легендам Богиня Макошь одинока.

Богиня Макошь всегда спокойна. Она ведает прошлое и будущее людей и Богов. К Макошь обращаются за советом славянские Боги и всегда прислушиваются к её словам. Человеку смелому, доброму, не желающему опускать руки в беде Макошь может вернуть добрую долю. Мало какое дело обходится без участия Макошь: может она новую судьбу человеку дать, коли доля его потеряна, вернуть на путь Прави человека или даже Бога. Макошь вмешивается в судьбу только тогда, когда это вмешательство не повредит общему полотну судеб всего мира.

Символы Богини Макошь

Оберег – символ Богини Макошь

Самый известный знак Богини Макошь – Родовик , свастика противосолонь. Вращающийся оберег Макошь напоминает о постоянном перерождении душ людей, о связи человеческих судеб.

Знак Богини Макошь более всего любим женщинами, хотя носят его и мужчины. Оберег Макошь помогает развить интуицию и способности к магии, научиться чувствовать сплетение судеб в едином узоре. Защищает покровительство Макошь и от злого умысла, оговоров, злых чар.

Атрибуты Богини Макошь

Растение – лён.

Животное – полосатая кошка, пара птиц (особенно белая и темная рядом).

Геральдика, предметы – нить, веретено, кичка («рогатый» головной убор), чередование светлых и темных предметов (подобно белой и темной полосе жизни, свету и тьме, проявленному и непроявленному).

День недели – пятница.

Треба (подношение) – серебряные монеты (серебро – металл Богини Макошь), вычесанный лён, спряденные нити, вышитые полотенца и рубахи, холст льняной ткани. Более всего Богиня Макошь ценит те требы, которые женщина сотворила своими руками.

Макошь – Богиня-Покровительница

Славянская Богиня Макошь – покровительница женщин и женских ремесел. Кроме того, Макошь хранит крепкие семейные узы. Богиня Макошь любит тех, кто способен увидеть целиком узор жизни, не поддаваться печалям, зная, что за ними будет радость. Макошь – покровительница тех, в чьем характере есть:

  • доброта;
  • любовь к труду и учению;
  • милосердие;
  • спокойствие;
  • мягкость;
  • стремление постичь глубинную суть вещей.

Такие люди не любят ссор, но не выносят лжи и несправедливости. Такому человеку Макошь поможет настоять на своем и мягко разрешить конфликт, решить ситуацию с пользой для окружающих.

Макошь в северной традиции гадания и магии

Славянская Реза Макошь выглядит так же, как знак Богини – Родовик.

Номер Резы – 2.

Реза Макошь приходит, когда у Спрашивающего начинается новый период жизни. Каким будет он: радостным или нет – ведомо одной Макошь. Можно посмотреть на соседние Резы в раскладе, чтобы понять, каким будет наступивший период, а можно довериться Богине Судьбы, чтобы понять мудрость: и худое, и доброе создает единый узор, без изнанки не будет и красивой вышивки на полотне.

К Богине Макошь обращаются в славянской магии , когда желают получить помощь, усиление способностей к чародейству. С позволения Макошь творится магия веретена, вышивки. Зарок Макошь дают, когда вяжут славянские узелки-наузы. Славянские заговоры на спокойный сон ребенка часто обращены к Макошь, в колыбель при этом кладут маленькую прялку и веретенце.

Праздники, где чествуют Макошь, Богиню славян

Богине Макошь посвящают каждую пятницу, но особо 12 пятниц в году, по одной пятнице в каждом месяце. Главные пятницы в году девятая и десятая. В неделю с девятой пятницы по десятую празднуется Макошина неделя. В десятую пятницу празднуется день Богини Макошь.

Макошина неделя – праздник с последней пятницы октября по первую пятницу ноября .

День Богини Макошь (в народе «Параскева пятница») – первая пятница ноября .

Мокошь (Макошь) - восточнославянская богиня. Мокошь была единственным божеством женского рода, чей идол находился в киевском капище до принятия князем Владимиром христианства.
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в совместной работе "К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа" выдвигают теорию, что Мокошь изначально была женой бога-громовержца Перуна. После измены Мокоши своему мужу с его противником (Змеем-Велесом) Перун лишает жену-изменницу божественного и супружеского статуса, ссылает её с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды. Не случайно Мокошь, отчасти лишённая божественного статуса, в "Повести временных лет" в списке богов упоминается последней, после священной собаки Симаpгла. В говорах Подмосковья известно слово "мокосья", означающее женщину лёгкого поведения. Это ещё одно свидетельство в пользу вышеописанной теории об измене Мокоши Перуну. В некоторых источниках Мокошь называется женой Велеса (Волоса), это объясняется тем, что Мокошь, низвергнутая из царства Перуна (неба) в царство Велеса (подземный мир), разделила с ним часть его функций, отвечая за плодородие, воду, скот и торговлю. Если в языческие времена самими почитаемыми в народе богами были Велес и Мокошь (Перун был богом не народа, а княжеской дружины), то после принятия христианства функции Велеса перешли к святому Николе, а функции Мокоши - к Параскеве Пятнице. Пятница была священным днём Мокоши, т.к. следовала за священным днём её мужа Перуна - четвергом.

Имя "Мокошь" В.В. Иванов и В.Н. Топоров связывают с корнем "мокрый", "мокнуть", вместе с тем отмечая и возможную связь с *mokos, "прядение". Другого мнения о толковании имени богини придерживается Б. Рыбаков в книге "Язычество древних славян", предпочитая вариант имени "Макошь" и толкуя его как "мать хорошего урожая" / "мать счастья" ("ма" - мать, "кошь" - жребий, судьба, а также мера для хранения зерна). Рыбаков сближает Макошь с греческими богинями-мойрами, прядущими линию судьбы.

Мотив прядения перешёл к преемнице Мокоши - Параскеве Пятнице: Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу (название этого обряда - "мокрида"). Паракева запрещала прясть в пятницу (священный день Мокоши): она ходила исколотая иглами и изверченная веретёнами, потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день. Также в пятницу существовал и другой запрет - на половое общение женщины с мужем (намёк на расставание Мокоши и Перуна).
На Русском Севере существовало представление о нечистом духе по имени Мокоша, которая представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, тайком стригущая овец, прядущая по ночам в избах (если над пряжей не произнесена молитва) и запрещающая прясть в праздничные дни.
Максимально сниженный образ Мокоши - это Кикимора (Шишимора). Если Мокошь была наказана огнём громовержца и низвергнута в воду, то Кикимора также обитает в сыром месте и боится огня. Также Кикимора позаимствовала у Мокоши связь с пряжей (Кикимора путает пряжу).


Экс-участница группы "Мельница" Алевтина Леонтьева в 2008 году записала песню "Мокошь". Позднее в измененном виде эта песня вошла в альбом Алевтины "Танец перехода".

Текст песни "Мокошь":

Только зори поднимались над лесами
Свет и славу не нашли еще славяне.
Было то начало дней
И молились словно матери своей.

Яки свет Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Копьями потомков загоняли в Днепр
Идолов свергали, лютовал князь-вепрь
Осеняли сталью и крестом
Над Воды Богиней воспылал костер.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Сквозь столетья нитями ты проросла.
Параскевной стала, Мокошью была.
Заверши поток нелегких дней!
Пятнице мы молимся своей.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

В далёкие дохристианские времена в Киеве на языческом капище, устроенном будущим крестителем Руси князем Владимиром, среди прочих идолов выделялась единственная женская фигура. Это была загадочная богиня Макошь. Могущество её, по мнению древних славян, было велико и не ограничивалось лишь приписываемым ей покровительством прядению и ткачеству. Знали наши предки, что повелевает она и судьбами людскими.

Богиня Луны, колдовства и рукоделия

Кто же эта богиня Макошь, фото идола которой представлено в начале статьи, и что скрывается под её именем? Многие христианские авторы в дошедших до нас трудах, предостерегая от поклонения языческим богам, непременно упоминают и её имя. Любопытно, что в одном из таких трудов ― «Слове об идолах», датируемом XV веком, Макошь уподобляют Гекате ― древнегреческой богине Луны и колдовства. Если такое сравнение справедливо, то понятно, почему наши предки старались с ней не ссориться.

По утверждению исследователей, Макошь ― славянская богиня, имя которой происходит от греческого слова «mokos» ― прядение. И это не случайно, ведь она считалась богиней-покровительницей чисто женских ремёсел. В те времена всё необходимое для жизни производилось в своём домашнем хозяйстве, и каждая славянка, даже если она жила в тереме княжеском, с детства училась прясть и ткать. Это явилось причиной того, что богиня Макошь стала одним из самых почитаемых божеств в обширном языческом пантеоне.

Мать судьбы и богиня плодородия

Справедливости ради нужно заметить, что есть и ещё одна версия, объясняющая значение её имени. Согласно этой версии, в основе имени лежит глагол «мокнуть». Такое объяснение позволяет предположить, что когда-то её власть простиралась на такие жизненно важные области, как дождь и урожай. Отсюда и дошедшее до нас определение ― богиня земли Макошь. Оно встречается довольно редко, так как предпочтение отдаётся всё же первому толкованию.

Чтобы до конца разобраться с именем богини, вспомним, что его можно рассматривать как сочетание двух корней ― «ма» ― мать, и «кош» ― жребий, судьба. Отсюда следует ― «мать судьбы», то есть та, от которой зависит жребий, предназначенный человеку в жизни. Но следует учесть и то, что словом «кош» у славян обозначалась корзина для зерна, амбар и телега для снопов, иначе говоря, понятия, связанные с урожаем. Вот и ещё одно толкование ― «мать урожая», богиня земли и плодородия.

День почитания Макоши

Согласно установившейся в те времена традиции, каждая пятница считалась днём её особого поклонения. В связи с этим возникли многие обычаи, сведения о которых дошли до нас главным образом из литературных памятников. Так, например, прясть и ткать по пятницам запрещалось, так как это считалось оскорблением богини. В тех же памятниках встречаются чисто фольклорные описания Макоши с руками, исколотыми иглами и израненными веретёнами, от того, что женщины её не чтут и работают в этот день.

Вершительница судеб

В народных сказаниях богиня Макошь обычно изображалась в виде длиннорукой женщины, которая являлась по ночам в дом, садилась за веретено и начинала прясть. Вот тут-то и начиналось самое таинственное. Дело в том, что в древней мифологии прядению приписывается особый сакральный смысл. Нить, рождающаяся от вращения веретена, ассоциируется с нитью судьбы, а сам процесс ― с непрерывностью жизни. Это и стало причиной того, что богиня, занятая вполне невинным делом, считалась тайной вершительницей судеб.

Как и всякому божеству, ей положено было приносить жертвы. В связи с этим существовал особый обряд ― «мокриды». Он заключался в том, что в установленный день - пятницу - женщины бросали в колодцы пряжу и кудель. Многие исследователи склонны считать, что богиня Макошь у славян занимала одну из главенствующих позиций в их пантеоне. Есть даже гипотезы, что она считалась женой громовержца Перуна.

Богиня ― символ женского начала

Следует также заметить, что если культ Перуна носил «дружинный» характер, то есть был распространён, главным образом среди служивого люда, то его «подруге» поклонялось всё население дохристианской Руси. Бытует мнение, что Макошь ― богиня-символ женского начала в жизни. В основе его лежат многие аргументы, в том числе и её сакральная связь с нечётным днём недели ― пятницей.

Языческая богиня и христианская святая

Когда на смену язычеству пришло христианство, то святая Параскева-Пятница, как это ни странно, унаследовала многие черты языческой богини. Именно ей передала свои функции Макошь. Славянская богиня и христианская великомученица слились в народном сознании. Одной из причин этому послужило имя Параскевы, означающее в переводе "пятница", то есть привычный для наших предков день почитания Макоши. Определённую роль сыграло и то, что в этот день многие народы Европы совершали поклонение именно женским божествам. В результате пятница стала как бы еженедельным женским днём, связавшим языческую богиню с христианской святой.

Кроме того, о связи святой Параскевы-Пятницы с её языческой предшественницей говорит и то, что образ христианской подвижницы часто бывает представлен в виде скульптурных изображений, в целом не принятых в православии, но употреблявшихся у язычников. Для этой святой не только делается исключение, но и существует традиция устанавливать эти скульптуры, а также посвящённые ей часовни и церкви вблизи рек и водоёмов. Это наводит на мысль о находившихся также вблизи водоёмов местах поклонения идолам Макоши ― богини, у которой просили дождей и урожая.

Хорошо известно, что на ранних этапах христианская церковь вела борьбу с подобными тенденциями, но со временем, понимая всю её бесперспективность, смирилась и постаралась лишь придать поклонению Параскевы соответствующие формы. Любопытно, что в народе её до сих пор часто называют так же, как именовали когда-то Макошь ― «бабьей заступницей» или, что более соответствует времени ― «бабьей святой».

Символы богини Макошь

Богиня Макошь, как было сказано выше, часто уподоблялась богине Луны, и связывалась со всем, что имеет отношение к ночи. По этой причине её камнем принято считать лунный камень и горный хрусталь, а металлом - серебро. Считалось, что среди животных особым покровительством богини пользовались кошки. Этому существует два объяснения. Во-первых, кошка ведёт активную ночную жизнь, а потому наверняка знается со всякими духами ночной стихии. Так это или нет ― не знаем. Сами кошки об этом помалкивают. Во-вторых, обращает на себя внимание простое созвучие: кош-ка ― ма-кош.

Среди символов, олицетворяющих богиню, чаще всего встречаются предметы, связанные с рукоделием, такие как клубки ниток, пряжа или просто веретено. У современных почитателей языческих богов её кумир принято делать в виде женской фигуры с рогами на голове и рогом изобилия в руках. Для его изготовления, как правило, используются древесные породы, носящие названия женского рода, например: сосна, липа или берёза.

Мокошь (Макошь) — женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага.

В её ведении находилось прядение. Мокошь — единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств. Сопоставлялась с богиней плодородия скифов-землепашцев и женским божеством трипольской культуры[источник не указан 342 дня]. Считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу (священный день Мокоши[источник не указан 342 дня]). Её соотносят с греческими богинями судьбы Мойрами, прядущими нити жизни, и германскими «пряхами судьбы» — Норнами). Имела связь с Рожаницами, Суденицами, Долей и Недолей (они считались её помощницами). Мокошь, как богиня плодородия, мать урожаев, имела 12 годовых праздников; изображалась с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили ещё в XIX веке на народных праздниках. Память о Мокоши на Украине и на севере России хранилась до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср. имя Мокошь).

Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё палеолитического происхождения, богини-матери, которая известна как палеолитическая Венера. Древнейшая богиня была подательницей жизни. Имеет огромные груди, выделены живот и бедра. Руки, ноги, лицо — едва намечены. По мнению академика Б.А.Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Идол Мокоши располагался в центре поселковых языческих святилищ с меньшими женскими идолами (Рожаницами, Суденицами, Долей, Недолей)

Мокошь упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества. «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает:

«Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся».

«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници»
(«Слово о мздоимании» по списку XVI века).

Единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде — Мокос, Мокош). Именем Мокос могли называть и бога Велеса.

«Мамаи же царь… нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета.»
(«Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского» в изложении Срезневского).

В «Слове об идолах» XV века сохранилась запись о богине Макоши:

«…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…».

Здесь же она сравнивается с Гекатой (Скатия, Екатия) — греческой богиней благосостояния:

«Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…».

Дольше всего воспоминания о Макоши (Мокоши) сохранялись на Русском Севере. В процессе христианизации ее образ слился с образом Параскевы Пятницы. Впрочем, в быличках Макошь может выступать и под собственным именем.

В мифе Макошь приходит к пряхе, которая работает в пятницу. Однако девушка вовремя догадывается, что перед ней Макошь. Когда богиня дает задание напрясть сорок веретен до рассвета, девушка берет моток ниток и наматывает их на веретена. Вернувшись, Макошь удивляется находчивости девушки и разламывает веретена, чтобы показать, чтобы случилось с пряхой, если бы она не справилась с заданием.

Многие черты Мокоши вобрал в себя образ всенародно почитавшейся святой Параскевы (Параскева по-гречески — «пятница» либо «подготовка»: священным днем Мокоши, как и Фрейи, Венеры и прочих женских божеств европейских народов, была именно пятница — вероятно, отсюда и эта путаница), христианской мученицы, погибшей при императоре Диоклетиане. Статуи св. Параскевы (Прасковьи) ставились у колодцев и водоемов (несмотря на то, что в православной традиции не принято делать скульптурные изображения святых); со дня 28 октября, посвященного св. Параскеве, женщины начинали мять лен (мы уже видели, что Мокошь была связана как с водой, так и с прядением). Параскеву называли «бабьей святой», она, как считалось, покровительствовала матерям и незамужним девушкам («Матушка Парасковея, отдай замуж поскорее», — обращались к ней). По пятницам не разрешалось прясть и ткать; некоторые женщины, почитавшие св. Параскеву/Мокошь (в тех регионах, где память о ней сохранилась), «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь, разумеется, негативно относилась к смешению христианских и языческих обрядов; так, в Стоглаве все суеверия, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими». В украинских обрядах Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, ходившая по деревням (что называлось «водить Пятницу» по селам).


Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити – волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь -
от завязки – рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти.

Так поэтически была описана в «Книге Коляды» (I в.) древнейшая богиня славян Макошь.
Она - единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств по данным «Повести временных лет».

Кто же такая эта Великая Богиня?

Имя ее традиционно считают образованным из двух слов – Ма – суть «мать» и кош - судьба.
Это Богиня всей Судьбы человеческой, Великая Мать, богиня плодородия.
Жена Великого Бога Велеса – одного из величайших Русских Богов, приводящего сотворенный Родом и Сварогом мир в движение.

Мокошь (Макошь) – одна из самых неоднозначных богинь славянского пантеона, покровительствующая судьбе.
Богиню сравнивают с греческими богинями судьбы Мойрами и германскими Норнами.
Кто-то считает Мокошь древнейшей Богиней-матерью, а кто-то связывает ее образ с православной святой Параскевой.

Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Макоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями.

Не случайно в народе даже есть устойчивое обращение к этому «тандему»: Мать Сыра Земля. Как мать она рождает, но по окончании земного пути – поглощает в себя.
И правит всем этим могучая и великая Мокошь.

Макошь - Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. Первый лик - Отец, Второй - Сын, третий - Мать. Ибо Мать - это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир. Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит - Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.

Богиня Мокошь, как прядущая Нити человеческих Судеб - на Небе, где связывает покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми, предрешает его окончательную судьбу.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути.
Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро - суть следование пути Прави, а зло - отклонение от него.
Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу - Макошь карает нещадно.
Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.

Макошь – старшая из богинь – прях судьбы. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет покутные нити судеб, связующие человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Покута – это, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое делающего, творение и творца, намерение и результат.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. Это богиня магии и волшебства, хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

В ведении Макоши также находится покровительство женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию, ведь она – защитница и покровительница хозяек и жен.

Если Макошь не взглянет добрым взглядом на хозяйство, то не надо ждать в этом доме ни обильного урожая, ни хорошего прибытка, ни достатка в семье.

Макошь, как Хозяйку Живой Природы, чествовали каждое полнолуние.

Макошь – женщина, и потому изменчива – может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.

Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею.

Строго следит Макошь за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. У восточных славян деревянные скульптуры Макоши ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть).

Вестники Макоши, – пчёлы, пауки, муравьи, – труженики из числа насекомых.
Потому, если видишь паука в доме своём – не пугайся и помни – убить паука – потерять удачу.
Если паук заполз в дом, его аккуратно ловят, выносят на улицу и отпускают.

Шмель или пчела, залетевшие в окно – также вестники приближающегося события, связанного с Макошью. Поймать первого увиденного весеннего шмеля всегда считалось – к большой удаче на весь год до следующей весны.

Пойманного шмеля следует завернуть в платок или тряпицу, чтобы он в ней некоторое время погудел, затем его отпускают на свободу.
Пахнущая после этого тонким запахом пыльцы и мёда тряпица, – оберег, который хранят в доме, – для удачи. Этот обычай дожил до наших дней. Его до сих пор исполняют в деревнях.

В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей, ибо день Макоши – и есть Пятница («Параскева» по-гречески - «пятница»). Некоторые женщины, почитавшие Макошь, «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь негативно относилась к смешению христианских и народных (языческих) обрядов, поэтому в Стоглаве все поверья, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими».

Многочисленные изображения Макоши сохранились в русских вышивках. Макошь часто изображали между двух лосих – Рожаниц. Так же её изображали в виде женской фигурки с поднятыми руками, в которых Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой), Сноп Колосьев (воплощение урожая), небесная корова Земун (мать Велеса, кормилица божская), волшебная прялка и т.д.


"... Однажды, как раз под Новый год, в лютый мороз, подошла к мельнице убогая старушка. Мельница стояла в роще у ручья, и никто не видел, откуда она пришла. А была это не простая старуха, а волшебница по имени Мокош. Она могла обернуться и птицей, и змеей, и красной девицей и еще она умела творить добро и зло. Горе тому, кто ее обидит! Жила Мокош среди топей на краю болота, куда осенью спускалось Солнце.
Там, у Мокоши, Солнышко и проводило все долгие зимнее ночи. Волшебница заботилась об ослабевшем зимнем Солнце, лечила его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становилось сильным и могучим…" (Хорватская сказка "Солнце-Сват и Нева-невестушка").

Правит Русью - Макошь, Великая Мать Мира, главная Богиня этой земли.
Она не ниже и не выше Сварога. Великая Мать. И - Мать всех Богов...
Любящая, всепрощающая и... беспощадная в своей справедливости.

Еще считают временем Макоши первое полнолуние мая, или последнее - апреля (но это реже).

А придет беда кликни: "Матушка"... Все боги - как одна семья.
Все равны пред Макошью, все - ее дети.

Иного солнца на нашей земле… и имен у Солнца - много… не один, несколько богов - ипостаси Солнца... Сложно? Ничего, привыкайте... Кружево трав, песни рек, ярость жизни... Это легко... Но - не примитивно...

Хотя на протяжении веков значение Макоши "принижалось", это одна из главных великих Богинь Славянского пантеона.

Ее атрибутами являются прежде всего веретено с кудельками, олицетворяющими нити судеб всего сущего, и иногда два рога с судьбами, помеченные свастикой.

Постепенно перейдя в разряд "мелких", домашних, женских Божеств, Макошь, тем не менее, остается Великой Богиней Жребия, подобно древнегерманским и скандинавским Норнам (Урд, Верданди, Скульд - три аспекта времени, т.е. прошлое, настоящее, будущее, соответственно старая, зрелая и молодая), ткущим судьбы у трех корней Ясеня - Иггдрассиля, и прочищающим источник Урд.

У Макоши так же есть две помошницы - Доля и Недоля, соответственно, ткущие добрые судьбы и злые и переплетающие одно с другим под присмотром старшей Макоши.

Поэтому Макоши поклонялись особо, ибо в руках Макоши - жизнь человеческая и нить ее, которую она вольна отрезать

Макошь - Богиня, обладающая и изливающая на людей свою особую Силу - силу творить свою судьбу.

Она с тобой, к примеру, когда ты делаешь свое дело и делаешь его так хорошо, как понимаешь и как можешь. И если это нравится Макоши, она “затачивает“ под тебя обстоятельства твоей жизни, даруя особый успех в делах, и, оборачиваясь к тебе ликом Доли, - особое чувство счастья и удачи.

Ну и, естесственно, наоборот, - отнимая удачу, успех, способности и возможности, если ты в чем-то действовал против ее воли.

Как истинная Мать - научая, поощряя и наказуя - заботится о своем ребенке.

Если она является тебе в том или ином лике и образе, если это происходит часто, и ты не понимаешь, зачем и почему, то лучше это спросить у нее самой в момент появления.

Символы Мокоши

Мокошин металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый «лунный камень».
Зверь Мокоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили накапища.
Кумиры Мокоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь- из осины.
Кумир Мокоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия.
Слуги Мокоши -пауки, потому считается хорошей приметой, если в лицо прилетит паутина.
Также с Мокошью связывают оберег-верёвочку, повязываемую на правое запястье.