Слова с буквой е под ударением. Буквы о и е после ц и шипящих

На прошлом занятии вы работали над способами проверки безударной гласной в корне. Помните, как вы это делали? Вы подбирали проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением. Но не все гласные в корне слова проверяются ударением. Дело в том, что у нас может возникать трудность в написании гласной и под ударением. На этом уроке мы изучим орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова».

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Учебное наблюдение

Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:

[шо́рах] - шорох, [шо́пат] - шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о , в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё .

Запоминаем правило

Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова ()

После шипящих в корнях слов пишется буква ё , если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е . Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е , то после шипящих в корне слова пишется буква о . В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о : шоссе, жонглёр, шорты .

Учебное наблюдение

Он случайно ож г руку.

Он получил сильный ож г .

Злоумышленник подж г дом.

Злоумышленник совершил подж г дома.

Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?

Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:

ож г, подж г - глаголы; ож г, подж г - имена существительные.

Домашнее задание

Задание №1

Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е . Найдите слово, в котором допущена ошибка.

Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.

Задание №2

Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.

1. Русская Литература XIX и XX века ().

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ ().

Дополнительное задание

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

ПРАВОПИСАНИЕ Ё (Е) - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В корне слова, если можно подобрать проверочное слово с буквой е :

ч ё рт – ч е рти, беч ё вка – беч е ва (верёвочка)

В корне заимствованных слов

(в проверочных остаётся о ):

ш о колад, трещ о тка, трущ о ба, изж о га

без ударения : хорóш е го, си ´ тц е м

В окончаниях и суффиксах сущ. и прил. под ударением : больш ó й, девч ó нка

В суффиксах наречий без ударения : грóмч е . Исключение - ещ ё

В суффиксах наречий под ударением :

горяч ó

Беглое о

без ударения : серёж е к - серёжка

Беглое е в сущ. и кратких прил. м. рода под ударением : княж ó н - княжна

В глаголах: печ ё шь, размеж ё вывать

В суффиксе - ённ- (-ён-) причастий:

вооруж ё нный

В суффиксах отглагольных сущ.:

сгущ ё нка, туш ё нка, ноч ё вка, корч ё вка,

размеж ё вка, ретуш ё вка, коч ё вка, жж ё нка,

пуш ё нка, протяж ё нность, лущ ё нка,

отреш ё нность, напряж ё нка

кваш ё нка (кислое молоко)

НО кваш ó нка (сосуд)

Суффикс - ёр- в заимствованных словах: дириж ё р

Исключение: танц ó р

В словах, образованных от слова что:

прич ё м, нипоч ё м

Запомни: ож ё г руку – глагол

веч ё рка (газета)

камы ´ ш е вка - птица

ож о г руки – сущ.

веч ó р

Вот вам совет весёлый, бодрящий:

В корне слова после шипящей

Под ударением слышится что?

Слышится О. Пишется Ё.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор –

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши:

В рифмовку входит – О пиши.

Запомни слова с Ё

Пишем Ё в словах: дешёвка,

Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,

Печёнка, тушёнка и дирижёр.

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях

существительных

С неба падает снеж..к.

С белой крыш..й и крыльц..м

Дом нам кажется дворц..м.

А теперь, дружок, внимание:

В суффиксах и окончаниях

На краешке слова, в самом конце,

После шипящих и после Ц

Под ударением пишется О,

Е – безударная, только всего.

А теперь потренируйся:

Плачет принцесса, одетая в ш..лк,

А глупый король не возьмёт никак в толк,

В чём слёз тех причина и что за беда.

И мечется бедный туда и сюда.

Придворные ш..потом держат совет,

Ведь явных причин для истерики нет.

Быть может, растрёпана ч..лка,

А может, ужалила пч..лка?

Принцесса на ухо шепнула врачу:

Крыж..вника ж..лтого очень хочу.

Все в ш..ке и держат семейный совет –

Крыж..вника ж..лтого в городе нет.

В чащ..бу лесную гонец поскакал,

За речкой крыж..вник он вдруг увидал.

По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,

Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.

Принцесса, надев шерстяной капюш..н,

Гонца ожидая, взошла на балкон.

Из ч..рного леса примчался гонец,

Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.

Король восхищ…н, он без памяти рад.

На блюде гонцу он несёт ш..колад.

И в щ..чку принцесса целует его.

Король промолчал, не сказал ничего.

Диктант

ЧОпорный чЁрт в чЁрной шЁлковой одежОнке сидел на жЁстком диване и пил дешЁвый жЕлудёвый кофе, изредка чОкаясь со своим отражением в тяжЁлом глянцЕвитом самоваре, стоящем на парчОвой скатерти шОколадного цвета. Чёрт был большОй обжОра и, несмотря на изжОгу и больную печЁнку, объедался крыжОвником со сгущЁнным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чЁрт, молодцЕвато встряхнув чЁлкой, пустился танцЕвать чечЁтку. ЦОканье его копыт было столь сильным, что в цОкольном этаже думали, что наверху гарцЕвала лошадь. Однако чЁрт был не очень искусным танцОром и, совершив один не совсем удачный скачОк, врезался в самовар и обжЁг свой пятачОк, покрытый мягкой шЁрсткой. ОжОг был очень тяжЁл. ОгорчЁнный чЁрт куцЕй овцОй бросился к бочОнку с мочЁными яблоками и сунул в него обожжЁнный пятачОк. «Правду говорят, что небережЁного Бог не бережЁт», - чЕртыхнулся чЁрт чЕртовской пословицЕй.

Почему надо помнить правило

В русском языке слоги ЧО и ЧЁ, ШО и ШЁ, ЖО и ЖЁ, ЩО и ЩЁ читаются одинаково. Сравните: чокнутый - учёба, шов – шёлк, крыжовник – жёлтый, трещотка – щёки.

Это происходит потому, что буквы Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш - только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук.

Правило

Чтобы правильно выбрать нужную букву, определите, в какой части слова она находится: в корне или за корнем.

Если буква находится в корне , то можно попробовать подобрать такое однокоренное слово, в котором чётко слышно Е. Е и Ё чередуются , поэтому Ё всегда можно проверить. Например, жёлтый – желтеть. Если к вашему слову не подбирается однокоренного с Е - пишите О.

Удобнее выучить все слова, в корне которых после шипящих пишется О, и действовать методом исключения: если слово есть в волшебном списке – пишем О, если слова в списке нет – выбираем Ё. Вот несколько слов из списка: крыжовник, изжога, анчоусы, шов, шок, шорох, джонка, харчо. Список пополняется заимствованными словами и постоянно растёт. Сейчас в нашей коллекции порядка 40 слов, в корне которых следует писать О. Полный список можно получить и выучить в курсе .

А сейчас посмотрим, как выбрать нужную букву, если она оказалась в суффиксе или окончании .

Здесь действует совершенно другой принцип. Прежде всего, нужно определить, есть ли в значении слова действие. От этого и зависит выбор буквы: в глаголах и отглагольных словах пишется Ё, в остальных случаях - О.

Возьмём слово «Ночёвка». Существует глагол «ночевать». В значении этого слова есть действие. Пишем после Ч – Ё. Возьмём слово «девчонка». Нет глагола «девчить». В значении этого слова действия нет. После Ч пишется О. Исключение - распашонка .

В большинстве учебников приводится формулировка правила, связанная с ударением. Мы не противоречим основному правилу 1956 года, а рассматриваем только один его пункт - ударную позицию буквы. В безударной позиции ошибиться практически невозможно (хотеть большего, младшего брата ). Также достаточно чётко слышатся гласные после Ц, этот пункт правила не вызывает затруднения при письме.

На что обратить внимание

  • Обратите внимание: суффикс ОК после шипящих всегда пишется с О, даже если в значении слова есть действие (движок, прыжок и т. п.).
  • В особую группу надо выделить слова с суффиксом ЁР , обозначающим род занятий. Этот суффикс всегда пишется с буквой Ё. Слов, в которых этот суффикс оказался после шипящих, немного. Вот почти исчерпывающий список: дирижёр, стажёр, ухажёр, ретушёр, массажёр, тренажёр, коммивояжёр.
  • До недавнего времени исключением было слово мелочовка . Оно писалось через ё. Теперь слово подвели под основное правило.
  • В словах ожог и поджог букву надо выбирать в соответствии с частью речи: в существительных пишется О, в глаголах – Ё. Например: Мальчик ожё г руку. Мальчик что сделал? Ожёг руку. Слово ожёг – глагол. Пишем Ё. Ожо г сильно болит. Что болит? Ожог. В этом предложении «ожог» - существительное. Пишем букву О. Так же выбираем буквы в предложениях «Мальчик поджёг тополиный пух» и «Он чуть не совершил поджог».

Примеры

Чемпионы среди ошибок слова речонка, девчонка, ручонка (за корнем, нет действия).

Шё пот (буква в корне, проверяем шептать)

Дешё вый (буква в корне, проверяется дешевле)

Шо рох (буква за корнем, есть в списке)

Мочё ный (буква в суффиксе, причастие)

Дирижё р (суффикс ёр)

Сучо к (сууфикс ок)

Печё т (окончание глагола)

Ключо м (окончание существительного)

Ночё вка (суффикс отглагольного существительного, есть действие ночевать)

История правила

Сейчас все формулировки правила представляют собой попытки разными способами привести в систему стихийно сложившиеся нормы орфографии. Опора здесь делается на традицию. Массу слов в течение столетий люди писали с сочетаниями шипящих и О с Ё без всяких правил, кому как нравилось. Следовало привести написание всех этих слов к единообразию еще при реформе 1918 года. Ушаков предлагал это сделать больше ста лет назад. Но почему-то в то революционное время предложение филологов не было принято. И теперь мы имеем очень неудобное правило. Даже не правило, а его отсутствие и попытку описать схемами языковую стихию.

Нелогичность и неудобство, огромное количество исключений и противоречий при употреблении О и Ё после шипящих бросается в глаза многим специалистам, поэтому реформировать правило предлагается постоянно при каждом удобном случае. Возможно, именно поэтому правило не включено ни в ЕГЭ, ни в ГИА отдельным вопросом. Дети выучат, а вдруг - реформа! Но пока сторонники изменений не победили, давайте учить правило в том виде, в каком оно есть.

Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки. Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача». Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.

Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются. Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо. Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.

Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам , люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах - «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.

Когда уместно писать О

Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах , к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.

Большинство из них - иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:

  • Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
  • Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» - «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
  • Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» - «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко - по отношению к человеку, с иронией.
  • Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант - Жорж, английский - Джордж).

Написание Ё в корне слова

Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры , знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:

  • Шепот - шепчет, шептать.
  • Шел, пришел - шедший, пришедший.
  • Желтый - желтеть.
  • Пшенка - пшено.

При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие , поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».

А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты». Поэт сознательно допускает ошибку , потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика. Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.

Определение правильности написания

Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:

  • Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
  • Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
  • Углежог (устаревшее название профессии).
  • Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
  • Изжога.

Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» - «поджег», «ожог» - «ожег»).

В суффиксах

И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё». Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка». Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца .

Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.

Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае. Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии. Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.

Употребление букв е (ё) - о после шипящих в корне можно определить специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е (ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Если шипящие в корне под ударением, то пишется е (ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: жёрнов - жернова, кошёлка - кошель, бечёвка - бечева, жёлудь - желудевый, жёрдочка - жердь, пощёчина - щека и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: жонглёр, боржоми, джоуль, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.

Примечания: Слова шорох и шероховатый не являются однокоренными.

Различаются написания слов, образованных от глагола жечь: ожог (на руке), поджог (сарая), пережог (угля), прожог (на ткани), углежог (рабочая профессия) - существительные; ожёг (руку), поджёг (сарай), пережёг (уголь), прожёг (ткань) - глаголы в форме прошедшего времени.

Нужно обязательно не забывать про слова-исключения иностранного происхождения:
В словах-исключениях иностранного происхождения всегда пишется буква “о” в безударном положении.
Чтобы легче запомнить эти слова, прочитайте и запомните следующий маленький рассказ:
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Мотивируйте свой выбор.

1. Снова ш...потом заговорили офицеры, говоря свои приказы, и ч...рная стена первой роты вдруг опустилась.
2. Петька стоит на откосе в сеим шагах от окопа, спрятав автомат под плащ и накинув на голову капюш...н. 3. Три пулемета, стоявшие очень близко, вперекрёст с перемещением били по высоте, чудилось - проч...сывали каждую осеннюю травинку светящимися острыми зубьями гигантского гребня.
4. И он начал считать: раз, два, три, четыре, пять загадывая, что ежели разорвёт бомбу в ч...т, то он будет жив, - в неч...т, то будет убит.
5. Анатолий уверен, что недостаток зерна в России даст лишние аргументы для ж...стких разговоров с русскими.
6. Базаров не относился к числу тех, очутившихся за границей людей, у которых инстинктивное неприятие всего окружающего превращалось в ш...ры, мешавшие им видеть и узнавать незнакомый мир. Ш...рами прикрывают глаза лошади, чтобы она не пугалась незнакомого и чужого.
7. Прохожий лейтинант задумчиво покачал головой, почмокал языком, потом достал трубочку, не накладывая её, расковырял прижж...нный табак, заж...г кусочек трута у курившего лейтинанта и приподнял шапочку.
8. Таким и запомнилось начало новой прекрасной жизни: красивое синее небо, зелёно-ж...лтое выжж...нное поле аэродрома и прыгающая в траве маленькая ч...рная машина.
9. Мокрый окурок попал в щ...ку Мармеладова, но не обж...г его, только пеплом осыпал.

Так же мы вам приведем материалы, которые помогут как и учителям так и ученикам:

Словарные диктанты :
I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочный диктант .
Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.
I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.

Тест по теме.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ож...г правой руки
2) изж...га
3) прож...рливый
4) он подж...г бумагу

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) выч...ркивать
2) поч...тный
3) отч...тливый
4) ш...тландский

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) крыж...вник
2) трущ...ба
3) ч...порный
4) пощ...чина

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж...рнов
2) ш...мпол
3) ш...коладный
4) тайный подж...г

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рствый
2) зач...т
3) ш...ссе
4) расч...ска

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) харч...
2) кош...лка
3) намеренный подж...г
4) борж...ми

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж...лоб
2) маж...рный
3) понч...
4) артиш...к

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ш...лковый
2) ш...у
3) чеч...тка
4) ч...рный

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) полуш...потом
2) пч...лы
3) по деш...вке
4) дж...уль

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) печ...нка
2) проч...л книгу
3) бесш...вный
4) ч...лка