Сложно ли быть экстерном. Экстернат как форма обучения в общеобразовательной школе

В этой статье я расскажу об экстернате, что это такое и как наша дочь закончила школу экстерном. Ну, обо всем по порядку.

До пятого класса, Настя ходила, как и все её сверстники в школу. Причём нужно отметить, что мы часто переезжали, поэтому успели поучиться и в гимназии, и в лицеи, и в обычной средней школе. Она часто болела, по утрам не хотела просыпаться, особенно в морозы. В то время мы жили в Сибири.

Пока она училась в начальной школе, проблем особых с педагогами не возникало. Когда перешли в пятый класс, каждый из учителей стал предъявлять свои повышенные требования. Многие из требований не касались учебы, а сводились к правильности заполнения тетрадей, контрольных, дневников.

Был один случай, когда Насте поставили четверку за контрольную. Учитель посчитал, что в контрольной использовано слово, которого нет в русском языке. Когда мы принесли словарь, и показали это слово, учитель ответил, что оценка уже поставлена, и исправлять она ее не будет.

Другой случай произошел в новой школе. На уроке французского, учитель, перед всем классом, объявила, что не собирается повторять из за нее одной все темы. Этим она отбила желание у ребенка ходить на уроки французского.
Перечислять все не имеет смысла, лишь обобщу, что иметь ребенку свое мнение, отличное от мнения учителей в школе, наказуемо.

На нее столько всего навалилось, и мы все чаще стали замечать, что ребёнок подавлен. Из общительного, неординарного человечка, она начала превращаться в замкнутого и обычного человека.
Нужно было найти выход из сложившейся ситуации. В этот момент на глаза попалась рассылка Ю. Мороза о вреде школы, и ещё больше укрепила нас в нашем намерении отказаться от школьного обучения.

Я начала искать информацию в интернете, и все что нашла это Положение об экстернате. Дочке в то время было 10 лет, но мы сели все вместе, рассказали ей про экстернат, и она приняла первое в своей жизни ответственное решение.
Это была не единственная перемена в нашей жизни, мы решили переехать из города в деревню, на чистый воздух и экологически чистые продукты. Сказано, сделано. 21 апреля 2007 года мы приехали в с. Курай, Красноярского края.
Так как до конца учебного года оставался 1 месяц, решено было в школу идти со следующего учебного года. К сентябрю, мы собрали всю имеющуюся информацию об экстернате, и пошли в школу.

Нужно отметить, что в школе был шок, что за экстернат, почему мы не хотим, чтобы Настя просто ходила в школу как все. Взрослые, образованные люди, никак не могли понять, что это решение нашей дочери, и мы его уважаем. Нас начали пугать, что она не сможет сдать ЕГЭ, что у нее не будет общения со сверстниками, и что без аттестата её за муж не возьмут.

На что мы отвечали, подойдёт время сдавать ЕГЭ, увидим. Про общение, когда в школе дети общаются, на уроке, учитель не даст общаться, нужно слушать его, а перемена 5 минут. Дети общаются после школы, так мы Настю дома не запираем, ей ничего не мешает общаться. А про замуж ещё рано думать.

В общем как не сопротивлялись учителя, все таки закон есть закон, и пришлось им принять Настю в школу с отметкой экстернат. Понятно, что для них это новое, и незнакомое, куда привычнее работать по старинке.

Мы написали заявление, и завуч вместе с Настей составила план сдачи экзаменов. Всего за год она сдавала 10-12 предметов. Правда, в школе по началу по не знанию, что такое экстернат, хотели заставить учиться её как на домашнем обучении. А там нужно сдавать все контрольные каждую четверть. Пришлось опять нам самим выяснять разницу между домашним обучением и экстернатом, и объяснять её учителям.

Настино обучение выглядело так, те предметы, которые она посчитала лёгкими для себя, она поставила на первое место. И на подготовку к каждому отвела по 1 неделе. Те, что по сложнее оставила на потом, и для подготовки оставила времени побольше, от 2 недель, до месяца.

Потом дело техники, как говориться. Например, география, учебник она прочитывала за 5 дней, потом 2 дня ответить на вопросы и посмотреть карты, и можно идти сдавать.

Получается, что целую неделю, она учит один предмет, не на что не отвлекаясь. Если нужна консультация по какому-то предмету, договаривались с учителями, это допускается положением об экстернате.

За учебный год, Настя сдала все экзамены, и была переведена в следующий класс.

В 2009 году у нас родились двойняшки, и мы в очередной раз переехали, в с. Дзержинское, административный центр района.

Школа здесь была по больше, но проблемы те же. В этой школе тоже никто, ничего не знал, про экстернат. Сначала к нам отнеслись с недоверием, как она будет сдавать экзамены. Но уже через полгода поняли, что Настя очень серьёзный человек, и смирились с её выбором.

После, она за один год сдала экзамены сразу за два класса.

В 9 классе, директор школы опять начала пугать Настю ГИА, и хотела, чтобы она перешла на обычное обучение. Но Настя, не поддалась на их уловки, и осталась на экстернате. После сдачи ГИА, нас оставили в покое на целый год.
В 11 классе ситуация повторилась. Настя так же была на экстернате, и даже отказалась от написания пробного ЕГЭ. После сдачи промежуточной аттестации, а это 12 экзаменов, её допустили до ЕГЭ.

Сдала она его с хорошими результатами, и получила аттестат без троек. И уже на вручении аттестата, директор школы сказала, что наша Настя уникальный человек.

За все время, пока дочь обучалась экстерном, она ни разу не пожалела о своем решении. У нее появилось много свободного время, которое она использовала на самообразование. Училась рисовать, фотографировать, учила английский язык. Занималась тем, что ей интересно.

Сейчас Насте 18 лет, она очень общительная, целеустремленная. Занимается фотографией и дизайном, любит путешествовать и общаться с друзьями. Ее работы можно посмотреть на ее сайте stacy-photo.com страничка в контакте http://vk.com/id239483224

Это тоже очень интересно:


Обучение экстерном, взгляд изнутри. Как устроить ребенка в школу в Черногории
Как мы выбирали школу.
Как продлить учебную визу в Таиланде Кибертаг, лазерный пейнтбол. Куда пойти с детьми в Краснодаре Второй раз, в первый класс Краснодар, отзыв переехавших Сказка о потерянном времени
Семейное обучение Наш опыт Пирог с персиками

Про экстернат слышали все. Многие даже уверены, что представляют себе, что это такое. Эта статья не для них, а для тех, кто такой уверенности не испытывает, но хотел бы узнать больше.

В течение последних лет, то есть на протяжении всего времени существования в Москве системы школ-экстернатов, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества экстернов. Это вызвано, с одной стороны, постепенным распространением информации об общеобразовательном экстернате как форме образовательных услуг (что можно отнести к субъективным факторам) и, с другой стороны, ростом объективной потребности в этих услугах.

Что такое экстернат? Это форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ различного уровня начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

Законодательной основой экстерната является “Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната”. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, предметным курсам.

Экстернаты существуют уже не один десяток лет. Раньше в Москве их было всего два или три на округ. Обучаться в них разрешали детям, которые жили с родителями за границей, инвалидам или “гениям”, способным заниматься самостоятельно, без присмотра и понуканий. Несколько лет назад всем средним учебным заведениям позволили открывать у себя экстернаты. По оценкам Министерства образования, только 15-20% экстернов – это те ребята, которым такая форма обучения рекомендована по медицинским или социальным показателям. Остальные же предполагают таким образом сберечь время, силы и нервы для поступления в вуз. По данным министерства, за последние десять лет число детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.

Основные мотивы, побуждающие ребят и их родителей отдавать предпочтение экстернату перед обычной, – очной, формой общего образования, хорошо известны. В основном это: стремление освободить время для целенаправленной подготовки к поступлению в вуз, занимаясь на подготовительном отделении и(или) с репетиторами; для занятий профессиональной деятельностью; желание заниматься в первую очередь теми школьными предметами, которые субъективно интересны и(или) необходимы для последующей деятельности; при невозможности или затруднённости ежедневного посещения школы (из-за болезни, спортивных тренировок, репетиций и т.д.).

Как правило, экстернами становятся: старшеклассники, готовящиеся к поступлению в вуз; старшеклассники, активные члены спортивных клубов и команд, выезжающие на сборы и соревнования; старшеклассники, члены хореографических и театральных коллективов. Количество экстернов быстро увеличивается. Этому способствует увеличение учебной нагрузки в старших классах школы, особенно в специализированных школах, гимназиях, лицеях; стремительно уменьшающаяся вероятность поступления в престижные московские вузы без помощи репетитора. Константин Циолковский, Илья Мечников, Иннокентий Анненский, Муслим Магомаев, Александр Градский, Хулио Иглесиас, Василий Шукшин, Александр Сокуров, Павел Чухрай, Геннадий Бортников, Николас Кейдж окончили экстерном кто школу, кто гимназию, кто институт, кто университет, кто консерваторию. Если вы жалеете, что в сутках всего 24 часа, то отныне вы вправе не тратить треть из них на посещение школы и приготовление уроков. Серьезные занятия спортом, музыкой, искусством в старшем школьном возрасте удобны только учащимся экстерната. Тем же, кто, не имея этих специфических способностей, просто готовится к поступлению в вуз под руководством репетиторов по математике и русскому, также вполне можно заменить обычную школу экстернатом.

Родители старшеклассников знают, что учиться в 9–11-х классах их детям трудно. А не лучше ли, во-первых, сохранить здоровье своему ребенку и, во-вторых, дать ему возможность лучше подготовиться в вуз (прицельно занявшись предметами, которые действительно пригодятся в будущем)? Именно такой шанс предоставляет экстернат.

Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме получить общее образование и пр.

Экстернат может быть организован по-разному. Есть школы, которые организуют репетиторские занятия индивидуально с каждым экстерном.

Существуют также школы, которые организуют группы экстернов по подготовке к экзаменам. В таких случаях, чаще всего, занятия, например, по программе 10–11 классов, проходят два-три раза в неделю в течение учебного года (интенсив).

Можно пройти интенсивный курс. Без посещения занятий в школе: весь учебный процесс организован через Интернет.

Главный принцип экстерната – освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив, таким образом, время, но при этом дать полноценное образование. Система экстерната устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, как правило, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной аттестации получает аттестат государственного образца.

Несмотря на то, что данная форма обучения существует давно, и в ней накоплен большой опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Это, например: отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой; нерегулярное посещение занятий учащимися; несвоевременная сдача домашних работ; большая занятость в других учебных заведениях; состояние здоровья; учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.

Проблемы экстерната определяются его основной задачей, состоящей в обеспечении удобной и доступной по срокам и порядку проведения и, вместе с тем, объективной и соответствующей государственному стандарту аттестации и оказание дополнительных образовательных услуг, облегчающих подготовку к этой аттестации.

Проблемы научно-методической разработки и обеспечения основных форм учебных занятий, характерных для экстерната, включая научно-методическую разработку необходимых для этого учебных и аттестационных материалов. Соответственно, научно-методические задачи делятся на вопросы научно-методического обеспечения аттестации, индивидуальных и групповых консультаций, обзорных и установочных лекций, самостоятельной работы экстернов.

Эффективное проведение индивидуальных и групповых консультаций предполагает накопление и анализ типичных и наиболее часто встречающихся вопросов экстернов по предметам, по возможности лаконичные и ясные ответы на эти вопросы и создание своего рода “катехизисов” по предметам. Подготовка и издание таких “катехизисов” значительно уменьшила бы необходимость в очных консультациях, во всяком случае, позволяя экономить время для ответов на неординарные вопросы. В западноевропейских и североамериканских школах, предлагающих экстернат в общем комплексе образовательных услуг, достаточно широко практикуются консультации по телефону и через электронную почту (e-mail). Они освобождают экстерна от необходимости физически присутствовать во время консультации в классной комнате и делают значительно более свободным и удобным выбор времени консультации. При условии незначительных дополнительных вложений в техническое оснащение московских школ, такого рода консультации могут быть организованы, по крайней мере, в некоторых из них.

Научно-методическое обеспечение обзорных и установочных лекций включает в себя разработку соответствующих тематических планов, подготовку и издание методических пособий (“путеводителей”) и опорных конспектов по предметам. Самостоятельная работа учащихся – второй основной элемент экстерната как формы образования, здесь могут использоваться методические пособия (организация самостоятельной работы, приёмы работы с текстом, методы психологической организации и подготовки); рабочие тетради, например, наподобие серии “Могу учиться сам!” (6–7 классы); аудио– и видеокассеты; гипертекстовые хрестоматии на компакт-дисках; учебные материалы на сервере школы-экстерната; также возможна разработка многовариантного учебного плана как основы индивидуального учебного плана экстерна.

Отдельное направление работы – научно-методическое обеспечение интенсивного курса. По существу речь идёт об организации экстерната на основе технологий дистанционного образования (дистанционных технологий).

Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, или очно-заочная форма обучения, или экстернат – это лишь формы, а результат обучения (то есть знания) зависит от стремления учиться!

В рамках экстерната возможна подготовка к ЕГЭ, ведь там изучаются все предметы. Она проводится в виде дополнительных занятий, на которых формируется адаптация к самой форме такого тестирования и наилучшим образом показать свои знания в ее рамках. А сам ЕГЭ для экстернов проходит точно так же, как и для обычных школьников.

Если при подаче заявления на экстернатную форму получения образования отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает школа.

Для учащихся в школе предусмотрена возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам. Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной. Учащемуся в конкретном образовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения образования, даже если экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что учащийся по очной форме включен в контингент школы, средства на его обучение (независимо от формы) заложены. Родителям (законным представителям) ученика, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно подать заявление директору школы, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно.

При сочетании очной и экстернатной форм получения образования учащемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы школы.

Пройти промежуточную аттестацию можно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летних каникул, срок прохождения устанавливается общеобразовательным учреждением.

Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации, которая предшествует итоговой и проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы, определяются самим учреждением и доводятся до сведения экстерна. Количество экзаменов должно быть не более 12 в год в целях исключения перегрузки обучающихся. Могут быть и другие формы (зачеты, контрольные работы), которые не входят в это число. Отметки, полученные экстерном, следует считать допуском для прохождения итоговой аттестации, и они засчитываются как годовые. Предметы, определенные учащимся, как экзамены по выбору, обязательно сдаются при промежуточной аттестации.

Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната: не менее чем за три месяца до ее начала. Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения аттестации по установленному графику.

В Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (от 23 января 2002 года) сказано, что: “Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий”. Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.

Существует более удобная, ускоренная форма экстерната – так называемый интенсивный курс. Интенсивные курсы бывают разные, например, за год десятиклассники могут пройти всю программу 10–11-го классов. Есть и такой вариант интенсивного курса: одиннадцатиклассники ускоренно, за полгода, проходят весь курс, сдают экзамены, за исключением обязательных, которые пишут одновременно с очниками. По окончании экстерната выпускникам выдают обычные аттестаты.

В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.

Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Задача общеобразовательного учреждения в данном случае – осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказывать профессиональную помощь.

В завершение хотелось бы отметить, что экстернат как форма обучения накладывает огромную ответственность как на учащегося, так и на его родителей, а также на педагогический коллектив и администрацию школы. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.


Те же, кому перестает хватать оптимизма, выбирают иной путь - экстернат, таким образом высвобождая себе время за счет школьных уроков. Выход ли это? Давайте разберемся.

Сегодня в каждой школе Москвы ученик имеет право перейти на заочную форму обучения, которая становится все более популярной. По данным Министерства образования, за последние десять лет количество детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.
Чем экстернат отличается от обычного обучения?
В Положении о получении общего образования в форме экстерната сказано, что “экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию”. То есть в школу не ходишь, но экзамены потом сдаешь. Причем каждый ученик абсолютно бесплатно может выбрать для себя именно эту форму обучения. Школа предоставит ему право пользоваться учебниками, программами, познакомит с графиком и формой промежуточной аттестации.
В экстернат можно уйти хоть с первого класса, однако большей популярностью он пользуется именно у старшеклассников. Да и сами педагоги справедливо считают, что самостоятельно обучаться может только человек, умеющий работать не из-под палки. А за малышами все-таки глаз да глаз нужен.
Экстернатная форма обучения бывает полной и частичной. При полном экстернате ученик не посещает уроки в школе и не изучает такие предметы, как ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), МХК (мировая художественная культура) и физическая культура. Если же кто-то собирается в физкультурный институт, куда без физ-ры просто не возьмут, то родители должны написать заявление на имя директора с просьбой аттестовать их чадо по данному предмету.
Но наиболее востребованной сейчас является форма частичного экстерната . В этом случае родители в заявлении указывают только те предметы, которые ребенок будет осваивать самостоятельно.
Закончив обучение и сдав экзамены, ученик получает аттестат государственного образца без какой-либо пометки “экстернат”, поэтому такие ребята могут поступать в вуз на тех же самых условиях, что и абитуриенты, окончившие школу обычным способом.

Что нужно, чтобы перейти в экстернат?

Родители должны написать заявление на имя директора с указанием причины перехода. Если ученик уже обучается в данной школе, отказать ему в переводе на экстернатную форму обучения директор не в праве. При поступлении в новую школу отказ может последовать, только если школа полностью укомплектована и свободных мест нет. Заявления принимаются ежегодно до 1 марта, так что у тебя есть еще время подумать и взвесить все “за” и “против”.

За
Можно свободно распоряжаться своим временем и полностью посвятить себя подготовке в вуз, спорту или творчеству.
Ученик привыкает к университетской форме обучения и адаптироваться в вузе ему будет проще.
Такое обучение приучает ребенка к самостоятельности и умению организовывать свое время.

Против
Психологи считают, что не стоит переоценивать способность ребенка заниматься самостоятельно, ведь подобный процесс обучения довольно сложный, это большое давление на ребенка.
По мнению некоторых учителей, дети, выбирающие такой способ обучения, менее дисциплинированны. Они нарочно выбирают экстернат, чтобы добиться мнимой независимости от школьных преподавателей.
Иногда дети просто не способны адекватно воспринимать ускоренное обучение. Они не успевают усваивать материал. Учителя ведь часто подробно объясняют каждую тему и иногда по несколько раз повторяют ее. Вникнуть в предмет самостоятельно могут не все.
Школа, кроме прочего, место, где дети учатся общаться друг с другом, решать конфликтные ситуации. А как же без таких незабываемых моментов в жизни каждого человека, как последний звонок или выпускной бал?
Если вы хотите подробнее узнать об экстернатной форме обучения, обратитесь к главному специалисту Центрального окружного управления образования Чуриной Марине Георгиевне. Прийти на прием можно в понедельник с 15.00 до 18.00 или в четверг с 10.00 до 13.00 по адресу: Тетеринский переулок, д. 2а, кабинет 303. Или позвонить по телефону 915-37-65.

Среди московских школьников набирает обороты мода на экстернат. За последнее десятилетие число учащихся-экстернов в столице увеличилось почти в 20 раз и составило в 2003 г. более 11 тысяч.

Традиционно в форме экстерната обучались дети, подолгу жившие с родителями за рубежом, дети-инвалиды и немногочисленные вундеркинды, самостоятельно справлявшиеся со школьной программой за несколько лет.Сегодня, чтобы оставить школу и уйти в экстернат, не требуется уважительная причина. Учиться экстерном теперь может каждый, кому либо некогда, либо не нравится, либо попросту противопоказано сидеть каждый день за партой.В основном это, конечно, старшеклассники, экономящие время для подготовки в вузы. Они уже определились с выбором и заинтересованы в том, чтобы освободиться от "лишних" предметов, побыстрее сдать экзамены и заняться с репетиторами и на курсах. В одном месте они получают документ об образовании, в другом – само образование. Совмещать эти вещи бывает практически невозможно.

Все больше родителей переводят на экстернат и детей среднего школьного возраста, у которых не складываются отношения с учителями или одноклассниками. Часть экстернов составляют подростки, профессионально занимающиеся искусством, спортом и другими видами деятельности, поглощающими все их время. Особой популярностью пользуется экстернат среди мальчишек, желающих закончить школу пораньше и иметь запасной год перед армией для поступления в вуз.

В ответ на спрос, как это и положено, возникает предложение. Сегодня в Москве сложилась достаточно организованная и управляемая система школ-экстернатов.

Бесплатный экстернат
Официальный экстернат – это бесплатная программа, позволяющая школьнику заниматься самостоятельно (по всем или по отдельным предметам) и приходить в школу только для сдачи экзаменов. При этом сроки обучения не сокращаются. Как объяснили в московском Департаменте образования, такой вариант обучения обязана бесплатно предоставлять любая государственная школа, достаточно лишь написать заявление на имя директора. Кроме этого, в каждом округе города есть так называемые базовые школы экстернаты.В набор услуг, оплачиваемых из кармана столичного департамента образования, входят две консультации перед каждым экзаменом, лабораторные занятия и сами экзамены. Экстерн имеет право брать учебники в библиотеке, принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах и централизованном тестировании. Теоретически родители, самостоятельно занимающиеся образованием ребенка и освободившие от этой обязанности государство, даже должны получать денежную компенсацию по бюджетному нормативу, это где-то 3--4 тыс. руб. ежеквартально.

Но это все чистый экстернат, регламентируемый официальными документами – законом "Об образовании" и положением "О получении общего образования в форме экстерната". Такой экстернат годится в двух случаях: либо ваше чадо учиться не желает и его нужно дотянуть до получения аттестата, либо, наоборот, желает, но предпочитает и может делать это самостоятельно.

На практике же большинство сегодняшних учеников привлекает внимание другая форма обучения, при которой сроки обучения сокращаются вдвое – так называемый интенсив.

Платный интенсив
Такую возможность предлагают школы, имеющие лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг (на платной основе). На сегодняшний день во многих даже муниципальных, не говоря уже о частных, школах налажена работа групп интенсива. Занятия проводятся 3--5 раз в неделю. Это лекции и семинары с обязательными домашними заданиями и тестированием по результатам освоения темы. Программа 10-11-х классов изучается за один год, только 11-го – за 4,5 месяца (с октября по январь или с февраля по май).

Можно заниматься в группах, брать индивидуальные консультации, а также получать задания через интернет.

Различия между программой обучения в средней школе и в экстернате-интенсиве довольно большие. Обучение строится, как правило, по модульной системе: выучил предмет полностью – и сдал. (Кстати, многие считают, что такая система обучения с "погружением в предмет" более эффективна, чем традиционная). Ученику дается только основа предмета в виде блоков тем, объем информации максимально сжат – например, химия в 11-м классе изучается 20 часов вместо обычных 70. Количество экзаменов при промежуточной аттестации не должно превышать 12 за год.

В выпускных классах предусматривается зимняя сессия для сдачи большинства текущих экзаменов. И только централизованные выпускные экзамены – сочинения и математику – все ученики, независимо от формы обучения, сдают одновременно. Пересдавать текущие экзамены можно сколько угодно. Поэтому в экстернате гораздо легче получить хороший аттестат, чем в обычной школе. Правда, возможность и процедура получения медали по итогам экзаменов через экстернат до сих пор четко не определена.

Сколько стоит
Стоимость индивидуальных консультаций в основном стандартная, как у обычных репетиторов. Занимаясь в группе, естественно, придется платить гораздо меньше. В среднем цены колеблются от 100 до 150 рублей за час. Таким образом, если не "шиковать", тогда полгода обучения в государственной школе можно уложиться в 500 долларов, в негосударственной – примерно в два раза больше.

И последний совет: обучаясь экстерном в негосударственной школе или учебном центре, нелишне удостовериться, что у них есть договоренность о сдаче экзаменов в аккредитованной государственной школе. Иначе учеба в "интенсиве" может растянуться надолго и обернуться бесполезной тратой сил и денег.

Экстернат – это ускоренная форма учебы. Школьник может пройти двухлетнюю программу за один год. При этом он обязан сдавать промежуточные и итоговые экзамены в школе. Такая система обучения оставляет много свободного времени для подготовки к поступлению в ВУЗ, для работы или для серьезных занятий спортом.

Школа экстернат подходит для дисциплинированных детей

Существует 2 вида экстерната:

  • Самостоятельное обучение. Ученик занимается дома сам, в школу приходи только для сдачи экзаменов. Также он может пользоваться школьной библиотекой, посещать консультации перед экзаменами и ездить на олимпиады от имени школы. Такой вид обучения оставляет подростку максимум свободного времени. Однако если школьник не обладает должным уровнем самоорганизации, данный вид не подходит.
  • Интенсив. Плавная форма экстерната. Ребенок посещает школу несколько раз в неделю, где в небольшой группе или на индивидуальных занятиях с учителем он проходит в сжатых объемах всю школьную программу. Сейчас также внедряется обучение через интернет. Так у подростка остается немного меньше свободного времени, зато шансы получить полноценное образование – выше.

Вы можете выбрать ту форму, которая больше вам подходит. Однако учитывайте, что интенсив проходит не во всех школах, возможно, придется ездить в соседнее учебное учреждение.

Как закончить школу экстерном

Перевестись на экстернат несложно. Для этого ученику нужно пойти к директору своей школы и обсудить с ним все нюансы. После этого нужно будет написать заявление. Вероятно, директор захочет дополнительно побеседовать с родителями школьника. Отказать ученику могут по одной причине: отсутствие свободных мест на экстернате. В этом случае можно обратиться в любое другое учебное заведение, где есть свободные места. Кроме того, подростку нужно определиться, какая форма экстерна ему подходит – платная или бесплатная.

Если ваш ребенок хочет перейти на экстернатурное обучение, не торопитесь давать на это добро. Взвесьте все плюсы и минусы такой учебы. Подумайте, сможете ли вы уделять ребенку достаточно внимания, ведь при обучении дома от вас потребуется помощь.