Служанки виктюк с константином райкиным 1987 сатирикон. «Служанки» Романа Виктюка шокировали некоторых благовещенских зрителей Увидев полуобнажённых мужчин в юбках, несколько человек в начале спектакля покинули зал

Легендарный спектакль «Служанки» – постановка Романа Виктюка, которая почти тридцать лет является признанной визитной карточкой режиссера.

Спектакль, перевернувший в конце 80-х годов сценические традиции и на долгие годы ставший символом нового театрального направления в России и мире, до сих пор продолжает этим символом оставаться. Символом начала современного театра и снятия любых театральных «табу», проверкой публики на гибкость и широту восприятия и способность хотя бы на два часа подняться над бытом и заглянуть в неведомое.

Все годы существования «Служанки», пережившие уже три редакции (1988, 1992 и 2006), покорившие несколько поколений публики по всему миру и продолжающие покорять ее по сей день, остается одновременно театральным «прорывом» и классикой, на которой учатся. Пьесу Жана Жене, одного из ярчайших литературных провокаторов, представителя французского авангарда XX века, Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.

Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.

По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное

усиление выразительности образа. Сложный грим актеров, отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку. Символы, маски, демоны, прекрасные чудовища – но только не три женщины (Мадам и ее служанки) и один мужчина (Месье).

«Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины. Именно мужчины» – отправная точка для небытовой, символической и ритуализированной постановки, ставшей отдельным театральным брендом.

«Служанки» Виктюка – это квинтэссенция театральности, декларация бесспорного преобладания Игры над реальностью и абсолютное торжество красоты.

Настроение сейчас - Совершеннейшая невозможность уснуть и плевать, что завтра на работу!

На спектакль «Служанки» Романа Виктюка я шла с большой долей скептицизма. Я поклонница традиционного театра, а тут, такая…нестандартная постановка. Всего 4 актера, все мужчины, в спектакле, где три роли из четырех женские. Как вульгарно, - думала я, - мужчины в юбках, странные кривляния, да и скандально известный режиссер! Но подруга моя Катька, просто огромный фанат, не побоюсь этого слова, театра Виктюка и «Служанок», в частности, она шла уже в пятый раз и вытащила и меня. Не зря.

Полный зал народа, под завязку набитый партер, множество букетов. Мы в третьем ряду у прохода. На сцене из декораций - манекены, кресло-качалка, перила. На перилах висят три цветастые юбки. Все это находится словно в стеклянном павильоне. Раздается третий звонок, но в зале по-прежнему шумно. И тут в зале появляется высокий темноволосый мужчина во фраке, который направляется к сцене. Это Мсье, один из персонажей спектакля. По мере того, как он подходит к сцене гул в зале стихает. Он поднимается по ступеням, не произнося ни единого слова, напряженно оглядывается. В зале смолкли все звуки и, кажется, слышно, как стучит твое собственное сердце. Повисает практически осязаемое напряжение. И тут, подобно бомбе, так, что даже вздрагиваешь ненароком, взрывается музыка и на сцену вылетают остальные три персонажа спектакля Мадам и ее служанки - сестры Соланж и Клер. Хотя сейчас их пока нельзя назвать персонажами, пока это умопомрачительные танцоры, которые лихо отплясывают под «Je suis malade» Далиды. Из динамиков мы слышим голос, который сначала на французском, а потом на русском объявляет, что сам автор пьесы Жан Жене был уверен, что в «Служанках» должны играть мужчины, да, только мужчины. Но вот начинается непосредственно действие….

Нет, как же я ошибалась, здесь нет ничего пошлого и вульгарного. Будь это чуть менее талантливо, оно могло бы таким стать. Но сейчас зрелище великолепно. Потрясающая игра, выразительнейшая мимика, совершенно невероятные интонации. Замечательные декорации, а от музыкального сопровождения я тихо сползала с кресла. Нечеловеческая, какая-то змеиная, гибкость и пластика. Особенно у Бозина (Соланж). Ну не может обычный человек так двигаться, так гнуться! Диалоги настолько приковывают, что даже порой забываешь дышать. Полный отрыв от реальности. Ты действительно им веришь, настолько они слились со своим персонажами. Слова тут бесполезно, равно как и почти бесполезны видео и фото, это надо ощущать . Чувствовать атмосферу самому. Когда во время Первого появления Мадам стеклянный купол- декорация окрасился зеленым, и по нарастающей на весь зал заиграли «Ils s"aiment» Лавуа, я поняла, что меня слегка вдавило в сиденье. А во время встречи Мадам и Мсье, которая состоялась в проходе под сценой через два ряда от места, где мы сидели, мамадарагая, мозг, пискнув что-то неразборчивое, ушел далеко и надолго. На сцене беснуется Клер, бросаясь на перила с криками «Мадам добра! Мадам прекрасна!», но я не могу отвести взгляд от глаз Мсье. Как же он играет-то, Господи!

После окончания драматической части, вновь играет музыка и вновь начинается хореографическая часть. Тут ребята уже просто отрываются по полной программе. Дружно отхлопывая под «Monsieur l amour», я понимаю, что обязательно приду как-нибудь еще раз. Правда, Мсье упал в моих глазах, появившись в пышном платьице с рюшами:)))), равно как и на моменте, когда Мадам отплясывал белли данс в откровенном костюмчике, я вспомнила, что традиционный театр я люблю больше. Но далее шальная позитивная энергетика, в том числе и на поклонах, куда еще выходит сам Виктюк, просто сбивает с ног. Поневоле хлопаешь до отбитых ладоней и с сумасшедшей улыбкой на лице. Потом все кидаются дарить цветы, под сценой образуется небольшая толпа, но на меня Катькой возложена миссия;), побольше фотографировать и заснять, как она дарит цветы. С трудом пропихиваясь, я чудом умудряюсь сделать этот кадр, которым сейчас даже горжусь, хоть он и получился слегка размазанным;)

Спектаклю исполнилось 30 лет

В наши дни театральный этикет уже не так строг. Речь в данном случае не о традициях шекспировского театра под открытым небом, в который допускались бедняки и пираты, а театра в практически придворном его понимании, в который шли не столько смотреть спектакль, сколько быть ему в некоторой степени сопричастным. Театр не перестал быть по-своему священным местом, но мысль о том, чтобы сходить куда-нибудь на последние ряды в футболке и джинсах, уже не кажется нам настолько дикой.

Тем колоритнее на этом фоне то, что в театре Романа Виктюка в день открытия нового сезона был объявлен дресс-код black tie . Разумеется, он не был обязателен, и не все зрители были в курсе. Однако же стоит отдать должное театру, который в некоторой степени делает зрителя сопричастным тому, что даже на афишах обозначено не как “спектакль”, а как “театральный ритуал”.


В этом году открывший сезон спектакль “Служанки” по пьесе Жана Жене празднует своё тридцатилетие.
Цифра может показаться странной при возрасте театра всего в двадцать два сезона, потому что не все помнят: впервые Виктюк ставил “Служанок” ещё в 1988 году в «Сатириконе». Это была первая пьеса Жене, поставленная в России, и тогда произвела эффект разорвавшейся бомбы. Весь тот специфический театральный стиль, ассоциирующийся с Романом Виктюком, был задан именно “Служанками” , созданными из смеси стилистики театра кабуки, импровизации и танца.

Сейчас зритель может увидеть уже третью итерацию постановки. После версии с Константином Райкиным в «Сатириконе» спектакль был вторично «возвращён» Виктюком на сцену уже своего театра в 1992 году, и то, что зритель может увидеть сейчас, – постановка 2006 года. Последнее, впрочем, не вполне соответствует истине; Дмитрий Бозин, исполнитель роли Соланж, часто признавался, что двух одинаковых “Служанок” просто не существует.

Константин Райкин и Николай Добрынин, первая редакция 1988 года

Сама по себе пьеса может показаться чересчур простой по сюжету. Но две сестры-служанки с одной на двоих совестью описаны и обыграны так, что наиболее сильным в спектакле является не само задуманное ими преступление. Гораздо страшнее и сильнее воспринимается их мотивация. Без преступления они служанки, часть безликой массы, не стоящей внимания; совершив противозаконный акт, они в каком-то смысле становятся равны своим господам.

Служанка – это всего лишь служанка, а преступница – это уже личность.

Для уже знакомого с постановкой зрителя это не будет новостью, но первая версия спектакля, которая прошла в апреле 1947 года, крайне не нравилась автору пьесы. Жан Жене подчёркивал то, что его материал был ориентирован на мужское исполнение ролей, и тогда эта ремарка автора была проигнорирована.

Владимир Зайцев и Николай Добрынин, вторая редакция 1991 года

Жан-Поль Сартр писал, что для творчества Жене была характерна нарочитая искусственность, превращение бытия в иллюзию . Если вчитаться в записки самого драматурга, можно понять, почему современники часто не принимали его видения, порой обвиняя его в подражании Жану Кокто. Последний, впрочем, ценил творчество Жене, и их влияние в определённой степени можно назвать взаимным. В конечном итоге “Служанки”, о которых, несомненно, говорили в обществе, в большинстве случаев вызывали яркую, но негативную реакцию – и даже Виолетте Ледюк, которой изначально была посвящена пьеса, больше нравились романы Жене, нежели его драматургические произведения. Позднее он даже в гневе убрал посвящение из текста пьесы.

Раз мы противопоставляем жизнь и сцену , – писал Жене, – значит, предчувствуем, что сцена соседствует со смертью, и любые вольности в ней допустимы. Голоса актёров должны исходить откуда угодно, только не из их гортани: такую музыку нелегко найти”.

“Служанки” к своей третьей версии пришли именно к этому. Актёров театра Виктюка даже в антрепризах всегда можно опознать по безупречному владению голосом и телом , и именно в этом спектакле видны крайние проявления этих умений. Сейчас можно отыскать отдельные фрагменты более ранней постановки с Райкиным в роли Соланж – хотя бы для понимания, в чём было ключевое изменение спектакля в сравнении с первым прочтением. Прежней осталась причудливая хореография, нарочито неестественный грим, который актёры накладывают перед спектаклем сами, без помощи гримёра, – но добавилась ещё и игра интонациями.

Дмитрий Бозин и Александр Солдаткин (с 2012 года), третья редакция 2006 года

Если пользоваться формулировками, неоднократно озвученными в интервью тем же Бозиным, они не играют на сцене – они каждый раз заново играют в спектакль . Неподготовленному зрителю манера актёров произносить реплики может показаться странной, движения – чересчур вычурными, а поведение персонажей и вовсе абсурдным, особенно учитывая импровизационную составляющую . Но именно это превращает спектакль в ритуал, отчасти гипнотизирующий зрителя, и делает уникальной действительно каждую постановку.

Тем ценнее то, что театр знает своего зрителя, понимает его, подбрасывает ему возможность быть не просто человеком в зале, а свидетелем и соучастником ритуала. Строжайший дресс-код black tie здесь не просто уместен, но естествен – вот уже тридцать лет.

Тут подарили билеты на спектакль театра Виктюка «Служанки». Когда-то в 1988 году он шел в театре «Сатирикон», а одну из ролей играл Константин Райкин. Тогда на спектаклю было не попасть, и он считался очень острым, скандальным.

Изюминка была в том, что женские роли исполняли мужчины.

С тех пор спектакль не сходит со сцены. Как-то его и по телевизору показывали, но я не смотрела, хотя в целом представление имела.

Жан Жане – необычный автор. Я думала, что он рано умер, но, оказывается, он прожил 76 лет – это немало для такого человека. Жан Жене в молодости не раз сидел в тюрьмах за воровство, он был геем. В тюрьме он начал писать. Его первый роман «Богоматерь цветов» понравился представителям интеллектуальной элиты Франции: Сартру, Кокто, Анри Жиду, издателю Жану Декарнену, который был любовником Жене.
Жане писал о преступниках, о проститутках, о геях.
Пьеса «Служанки» - одно из ранних произведений автора – написана в 1947 году. Можно сказать, что она отчасти основана на реальных событиях: примерно в эти годы случилось громкое убийство – сестры-служанки убили своих хозяев.

Когда Виктюк ставил «Служанок», он руководствовался пожеланиями Жане: тот хотел, чтобы все роли исполняли мужчины, чтобы актеры играли коряво, отдельные слова произносили неправильно. Все это реализовано в спектакле, но главный упор сделан не на текст, а на пластические движения, на костюмы.

Сюжет, если отрешиться от всевозможных толкований, прост. Две сестры-служанки, Клер и Соланж, задумали убить свою хозяйку. Мотивом задуманного преступления является как личная неприязнь, так и желание получить небольшое наследство.
Они придумывают следующую комбинацию: пишут донос на любовника хозяйки, того сажают в тюрьму, а они кладут в липовый отвар (Жане настаивал, чтобы это слово произносилось с ошибкой, и у нас актеры старательно говорят "липЫвый), который Мадам принимать перед сном, 10 таблеток снотворного. Она умрет, а все подумают, что это – самоубийство: Мадам так переживала из-за бед, постигших месье, что покончила с собой.

Но дело срывается, потому что Месье освободили, о чем он сообщает по телефону и просит передать Мадам, что ждет ее там-то и тогда-то. Сестры пытаются скрыть от Мадам этот факт и настойчиво предлагают ей выпить липового отвара, но она отказывается и обнаруживает, что трубка телефона снята. Кто звонил? Приходится сказать про то, что Месье на свободе и ждет Мадам.

Она уходит. Сестры понимают, что преступление не состоялось, а Мадам и Месье догадаются, кто написал донос, и выгонят их с позором вон, если не сделают что похуже. Им остается только бежать, но они не хотят нищенствовать после того, как мысленно уже поделили деньги мадам и представили себе хорошую жизнь. Клер сама выпивает отраву, а Соланж собирается объявить, что это она ее убила. Она готова идти на каторгу.

Даже в кратком пересказе концы не сходятся с концами. Чем Мадам и Месье могли так уж навредить сестрам? Ну, выгнали бы их – так неужели они не нашли бы другой работы, пусть даже и в другом городе? Не хотелось начинать сначала? Зачем Соланж было идти на каторгу, если ее сестра покончила с собой?

Но в самой пьесе рациональности и логики еще меньше. Вернее, логика есть, но это логика чувства.

Сестер терзают очень сильные эмоции. Они ненавидят Мадам, но одновременно ею восхищаются. Мадам кажется им самим совершенством, и они ей яростно завидуют. Они сами хотели бы быть такими, как мадам. Служанки служат Мадам не за страх, а за совесть, но при этом им кажется, что мадам не считает их за людей, а если и любит, то как свою домашнюю утварь. Им кажется, что Мадам презирает их, гнушается ими, потому что она так прекрасна, а они такие обычные и даже грубые.

То есть, мы видим поглощение более сильной личностью более слабых. Служанки – добровольные рабыни Мадам, а она не понимает, что занимает в их жизни столько места.

Они могут избавиться от своей зависимости только убив Мадам.

Служанки ничего не прощают Мадам – ни одного замечания, ни одного небрежного замечания. Например, их бесит, что она зовет их девочками. Какие они ей девочки? Она их моложе. Или Мадам говорит, что ей неприятны кухонные запахи, а они целые дни проводят на кухне. Что же, они настолько ее хуже? Или Мадам их путает - как можно за столько времени не научиться различать не слишком уж и похожих сестер?

Можно ли из-за таких пустяков возненавидеть человека? Жане считает, что можно, и, наверное, он прав.

Служанки до того подвинуты на своих чувствах к хозяйке, что когда ее нет, разыгрывают целые представления. Одна изображает Мадам, а другая служанку. Игра заключается в том, что хозяйка делает все больше провокационных замечаний, оскорбляющих служанку, а та начинает отругиваться (в реальности они, конечно, ничего не смеют ответить). Заканчиваться игра должна убийством Мадам, но они никогда не успевают дойти до этого места, так как время их нахождения в спальне Мадам, где происходит все действие, ограничено.

Эта игра стала для них настоящим ритуалом, и мы застаем их тогда, когда ритуал должен был претвориться в действительность, но все сорвалось. А ведь столько готовились! Есть от чего впасть в отчаянье.

Самоубийство одной служанки и каторга для другой – другой путь для избавления от этой ненормальной ненависти-обожания, от потери своего «я» и растворения в служении Мадам. Самоубийство – это самостоятельный поступок.

Как все это реализовано у Виктюка? Служанок и Мадам играют красивые мужчины с прекрасной мускулатурой. В спектакле есть персонаж без слов, которого нет у Жане – это Месье, о котором столько говорят. Он прогуливается 2 раз за спектакль в проходе между рядами.

Жесты, движения важнее слов. Например, чтобы показать коварство служанок, актеры ползают по полу, подражая змеям.

Также «играют» предметы одежды – великолепное красное платье, которое служанки тайком надевают, когда хозяйки нет дома; меховое манто.

Месье (Иван Никульча) и Мадам (Алексей Нестеренко) – оба высокие, служанки (Соланж - Дмитрий Бозин и Клер – Алексанр Солдаткин - пониже, более коренастые. Служанки носят юбки.

Сцена оформлена балетными станками – есть возможность исполнять всевозможные движения. Одновременно сцена похожа на ринг.
В спектакле используется музыкальное сопровождение на основе мелодий французской эстрады, в основном, под песни Далиды и мелодии Легрена.

Вначале зритель видит ритуал – Клер и Соланж играют в дерзкую служанку и госпожу. Те, кто ничего не знают о пьесе, могут думать, что так оно и есть, пока сестры не начинают в спешке прибираться.

Надо сказать, что по задумке Жане реплики должны произноситься однотонными голосами. Для зрителя это несколько утомительно.

Потом появляется Мадам. Актер наряжен в струящееся белое платье с боа. Он так движется и так использует детали платья, что кажется неземным существом. Становится понятным, за что служанки ее так обожают и ненавидят.

Интересно, что Мадам уверена, что служанки ее очень любят. Действительно, они каждый день покупают для нее цветы, и комната завалена цветами.
В 2 счета она разбивает все их планы и уходит встречаться с месье.
Клер попадает под обаяние госпожи - она произносит монолог о доброте хозяйки:
«Ах, как Мадам добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна! А мы, благодарные, каждый вечер на своем чердаке молимся за нее, как Мадам велела.
Мы никогда не повышаем голоса и даже не осмеливаемся называть друг друга на ты в ее присутствии. Так Мадам убивает нас своей нежностью! Своей добротой
она отравляет нас. Потому что она добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!
Каждое воскресенье она позволяет нам пользоваться своей ванной. Иногда она дает нам карамельки, заваливает нас увядшими цветами. Мадам готовит нам питье. Мадам рассказывает нам о Мсье, вызывая нашу зависть. Ведь Мадам добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!».

Но, увы. Больше Клер и Соланж не смогут находиться в доме Мадам.

Но на этом спектакль не кончается! Следует еще получасовой концерт из отдельных танцевальных номеров.
В них участвует и Месье: неожиданно он появляется в пышном платье и исполняет зажигательный танец. А Мадам танцует у шеста.

А вот так это выглядело в 1992 году, с первым составом актеров

Для чего нужен такой финал? Он добавляет ощущение праздника нездешней жизни – нашей бывшей тоски по загранице. Ах, как красиво они страдают!
Мы посмотрели пьесу про несправедливость жизни - одни красивые и богатые, а другие бедные и корявые - но это там, за бугром, а теперь, давайте, посмотрим на их кабаре!

Не забывайте, что спектакль поставлен в самый разгар Перестройки, а Виктюк – человек, родившийся в 1936 году. Французские фильмы, музыка очень много значили для людей того поколения.
Кстати, а не похоже ли наше отношение к Западу на отношение служанок к Мадам?

Возможно, я и неправильно трактую мотивы маэстро. Но "Служанки" - это спектакль-кормилец. Артисты объездили с ним всю страну, были и за границей.
Как бы то ни было, этот небольшой концерт повышает настроение, и я знаю людей, которые ходят смотреть "Служанок" по 4-5 раз!

Каждый жест, каждая реплика отработаны, спектакль производит впечатление совершенного действия.

Я была на спектакле вместе с мамой. Маме очень понравилось. Моя мама - с 1934 года, они с Виктюком - люди одного поколения. Возможно, молодежи спектакль покажется устаревшим, но для людей, выросших в СССР, он все еще интересен.

Что касается гомосексуальных мотивов, гендерных проблем, то, возможно, они тоже есть в спектакле, но я их не заметила.