Соборное уложение 1649 года содержание по главам. Принятие соборного уложения

В течение 1648-1649. Оно было принято во времена царствования Алексея Михайловича. Составлением данного документа занималась комиссия, во главе которой стоял князь Н.И. Одоевский. В качестве основы для создания уложения использовались Судебник 1550 года, книги Разбойного, Земского, коллективные челобитные посадских людей, провинциальных и московских дворян, а также Кормчая книга, Литовский статут. В общем, в Соборное уложение вошло 25 глав и 967 статей, которые посвящены вопросам государственного уголовного и вещного процесса и права.

В нескольких главах рассматриваются вопросы, касающиеся государственного права. Первые главы дают определение такого термина, как "государственное преступление", которое подразумевало действие, которое направлено против власти монарха и личности царя. Участие в преступном деянии и заговоре против царя, воевод, бояр и приказных людей наказывалось смертью без всякой пощады.

Соборное уложение в первой главе описывает защиту интересов церкви от мятежников, защиту дворян даже при убийстве ими крестьян и холопов.

О и защите Россией интересов господствующего класса говорит различие в штрафах за оскорбление: за оскорбление крестьянина полагалось заплатить два рубля, пьющего человека - рубль, а лиц, относящихся к привилегированному сословию - до 80-100 рублей.

Глава "Суд о крестьянах" включает в себя статьи, оформлявшие устанавливавшие вечную потомственную зависимость крестьян, в этой главе произошла отмена урочных лет для разыскивания беглых крестьян, за укрывательство беглого было установлено большое взыскание. Соборное уложение отобрало у крестьян помещика право в отношении имущественных споров.

В соответствии с главой "О посадских людях" были ликвидированы частные слободы в городах, были возвращены в людей, которые ранее были освобождены от уплаты налогов. Судебным уложением предусматривался розыск беглых посадских людей, население посада облагалось податями и налогами. О кабальных холопах рассказывают главы "О вотчинах" и "О поместных землях", которые посвящены вопросам землевладения дворянами.

Соборное уложение содержит обширную главу "О суде", которая рассматривает судопроизводственные вопросы. Она подробно регламентировала порядок ведения следствия и проведения судопроизводства, определяла размеры судебной пошлины, штрафов, освещала вопросы преднамеренного и умышленного преступления, регулировала спорные дела относительно имущества.

Структура вооруженных сил государства рассматривается в главах "О службе воинов "О стрельцах", "Об искуплении военнопленных". Соборное уложение, кратко описанное в данной статье, стало важным этапом в становлении крепостного права и самодержавия. Оно являлось основным законом в Российском государстве до середины XIX века.

Cодержание

Смутное время начала XVII века оказало пагубное влияние на многие сферы жизни российского государства. Экономика находилась в упадке, социальные противоречия так и не были преодолены, а управленческая отрасль оказывалась не в состоянии реагировать на стремительные изменения в обществе. В период Смуты появилось огромное количество законодательных актов, которые часто не соответствовали друг другу. Многочисленные приказы издавали собственные законы, и зачастую, не уведомляли об этом другие органы исполнительной власти. Подобная неразбериха в законодательстве приводила к мощным социальным волнениям. В попытке укрепить социальную базу своей власти и феодальной системы было организовано принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича в 1649 году. Это был кодекс законов, старых и новых, которые должны были регулировать социальные отношения в разных сферах жизнедеятельности. Рассказывая об истории создания этого фундаментального законодательного акта, важно помнить о том, в каком году было Соборное Уложение и какие события этому предшествовали.

Предпосылки принятия Соборного уложения

Экономика России в середине XVII еще не смогла оправиться от Смуты. В этот период регентом малолетнего царя Алексея Михайловича был его воспитатель — боярин Борис Морозов. Пытаясь улучшить экономическую ситуацию, регентское правительство пыталось заменить прямые налоги косвенными, значительно увеличив налоговое бремя населения. Последней каплей стал налог на соль. Этот важный консервант сильно вырос в цене, чем вызвал недовольство посадского населения Москвы. 1 июня в городе начались массовые беспорядки. Горожане требовали собрать Земский собор и утвердить на нем новые указы. Столица быстро оказалась во власти разъяренной толпы, к которой вскоре присоединились стрельцы. Восставшие начали громить боярские усадьбы, обвиняя их в самоуправстве. Ситуация начала выходить из-под контроля и Алексей Михайлович был вынужден отдать на растерзание толпы основных инициаторов соляного налога. Позже, под давлением дворянства, царь был вынужден 10 июня начать подготовку к созыву Земского собора. Уже 3 июля многие зачинщики восстания были казнены, однако царское правительство извлекло урок и Земский собор начал кропотливую работу по кодификации законов.

Разработка проекта

Земский собор должен был упорядочить и кодифицировать все принятые указы, коих к 1648 году насчитывалось уже 445. В комиссию по созданию Уложения вошли князья Одоеский, Прозоровский, Волконский и дьяки Леонтьев и Грибоедов. 1 сентября Земский собор приступил к исполнению своей миссии.

Собор привлек к себе различные слои общества, но в первую очередь, посадский люд. Земский собор принимал Соборное уложение в условиях бурных дискуссий между различными сословиями. Проект кодекса законов обсуждался в двух палатах — в первую палату входили царь, бояре и духовенство; во вторых — разночинцы. Наибольшее влияние разработку Уложения оказали дворянские и посадские представители. В качестве юридической базы для создания нового свода законов использовались приказные указы, челобитные царю, а также Судебники 1487 и 1550 гг.

При составлении кодекса использовались правовые акты из других стран. Так в качестве образца для кодификации был использован Литовский статут 1588 года — свод законов Речи Посполитой. Также активно использовалась византийская Кормчая книга, которая содержала в себе законы, касательно церкви.

Опираясь на законодательный опыт различных государств, назначенная царем комиссия пыталась кодифицировать российское законодательство и привести его к международному уровню. Соборное уложение примечательно также тем, что здесь впервые наблюдается разделение по отраслям права. Известный российский исследователь Ключевский писал, что создание Соборного уложения происходило в несколько этапов

  • Кодификация (изучение правовых источников и их редактирование)
  • Совещание (рассмотрение челобитных, подаваемых в Боярскую Думу)
  • Ревизия (адаптация представленных законопроектов к текущим нуждам)
  • Формирование решения (совместное обсуждение различных пунктов Уложения)

Итоговой документ был закреплен т.н. «заручной скрепой» — подписью всех участников Собора в количестве 315 человек. Соборное уложение было принято 1649 году, 29 января. В 1650 году документ перевели в книжный формат и сделали 2400 копий. После чего эти копии разлетелись по всем казенным учреждениям. На данный момент, текст Соборного уложения 1649 года хранится в Кремле.

Соборное уложение было основным русским кодексом законов до самого 1832 года, когда по указу Его Величества не была сформирована комиссия по разработке Свода законов Российской империи под главенством известного мыслителя Сперанского. Прошлые попытки обновить Уложение, предпринятые Екатериной II, не дали достойных результатов. Впрочем, кодекс в XVI веке стабильно дополнялся новыми статьями. Так, в 1669 году были включены новые статьи о борьбе с разбойниками, а в 1676-77 гг., был урегулирован вопрос о юридическом состоянии вотчины и поместья. Также в 1649 году в состав Соборного уложения вошел т.н. “Указ о городском благочинии”, регламентирующий борьбу местных органов власти с преступниками. В 1667 был введен Новоторговый устав, вводивший защитные пошлины на иностранные товары. А в 1683 году в Уложение вошел Писцовый указ о правилах разграничения вотчинных и поместных земель.

Соборное уложение 1649 года: общая характеристика

Если охарактеризовать Соборное уложение 1649 года кратко, то это была первая последовательная попытка сформировать общий свод законов Русского государства и разделить его по отраслям права. Таким образом, правящая династия Романовых намеревалась внести в хаотичную систему административного управления порядок и закрепить привилегии правящего сословия.

Уголовное право в Соборном уложении

В XIV веке сильно возросло количество преступлений. Бандитские шайки разрастались до огромных размеров и начинали угрожать стабильности государства. Между тем, преступления никак не квалифицировались и зачастую было трудно определить, какие процессуальные действия совершать в том или ином случае, и какие санкции заслуживает преступник. В Соборном Уложении впервые появилась квалификация преступлений. Поэтому в кодексе большое внимание уделялось именно уголовному праву.

Так, в первой главе были указаны преступления против Церкви. Сюда входили богохульство, перевод в другую веру, прерывание или нарушение церковных обрядов, ересь и т.д. Преступления этой категории традиционно считались особо тяжкими.

Следующим пунктом регулировались преступления против Государя и государства. Это покушение на жизнь царя, организация восстания или заговора и иные тяжкие преступления. Если члены семьи обвиняемого знали о готовившемся преступлении, то они также привлекались к уголовной ответственности.

Третья категория преступлений — это нарушение законодательных норм в сфере управления. Сюда относились ложные обвинения, дач ложных показаний, организация кабаков без соответствующей лицензии, несанкционированный выезд за границу, изготовление фальшивых денег и др.

Четвертый вид преступлений, регулируемый Соборным уложением, это преступления против благочиния (иными словами, общественного порядка). В эту категорию преступных деяний входили учреждение незаконных пошлин, укрывательство беглецов, содержание публичных домов, сбыт краденого и т.д.

Правящая власть, собирая законы в единый сборник, желала отгородить себя от крупных общественных беспорядков. Дата принятия Соборного Уложения совпала с мощным Соляным бунтом в столице, и таких вспышек за все правление первых Романовых было немало. Не зря XVI век вошел в историю как «бунташный век». Не желая признавать укрепление феодальных порядков, низшие слои населения организовывали массированное сопротивление. Нередко они перерастали в масштабные крестьянские войны. Например, восстание Степана Разина 1670-71 гг., которое было подробно описано в книге «Житие Степана Разина».

Должностные преступления также были выделены в отдельную категорию. Этот пункт Уложения регулировал наказание за взяточничество, подлог на суде и на административной службе, дезертирство, мародерство и другие.

Значительную долю среди уголовных деяний занимали преступлений против личности. Сюда входили побои, убийства, личные оскорбления и т.д. Также большое внимание уделялось посягательству на частную собственность. Как самостоятельные виды преступлений квалифицировались конокрадство и кража сельскохозяйственных культур. Также эти статьи регламентировали наказание за татьбу (кражу), разбой, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог. Анахронизмом, оставшимся с раннего средневековья было разрешение ликвидировать грабителя на месте кражи.

В качестве наказания в большинстве случаев применялась смертная казнь. Ее формы были крайне разнообразны и отличались в зависимости от совершенного преступления. Так, поджигателей и богохульников сжигали на кострах; фальшивомонетчикам и клеветникам заливали в горло расплавленный свинец; женщину, убившую мужа, закапывали по горло в землю заживо. Были и простые формы казней — отрубание головы и повешение. Кроме смертной казни применялись следующие виды уголовного наказания:

  • Физические наказания (делились на “членовредительские” (отрубание конечностей, клеймление и др.) и болезненные (удары кнутом или батогами)).
  • Тюремный срок (заключенный мог пребывать в тюрьме от 3 дней до пожизненного, в зависимости от тяжести содеянного. Обязанности по содержанию узника ложились на его семью и родственников).
  • Ссылка для титулованных особ
  • Лишение званий, титулов и должностей.
  • Штрафы (т.н.“пропажа”, мера применялась к ворам, коррупционерам и другим лицам, совершившим экономическое преступление)
    Конфискация имущества (эта мера также применялась к взяточникам, мошенникам и ворам).

Соборное Уложение также определяет судебно-процессуальные нормы. Согласно сборнику, судебный процесс начинался с подачи челобитной царю («вчинания»). Затем в суд приводился ответчик (либо его поручитель). Если ответчик три раза подряд игнорирует судебный процесс, суд решал дело в пользу истца.

Соборное Уложение регламентировало виды доказательств, используемых в судебном процессе. Сюда относились свидетельские показания (при наличии, как минимум, 10 свидетелей), письменные доказательства, “крестоцеловальная” клятва (для мелких правонарушений).

В качестве процессуальный мероприятий использовался обыск (следователи опрашивали население с целью выяснить обстоятельства преступления), “правеж” (должник в течение определенного срока подвергался физическому наказанию с целью вынудить его отдать долг), “розыск” (применялось в отношении особо тяжких преступлений и представлял собой ряд мер, направленных на выяснение обстоятельств преступления). В ходе “розыска” часто использовались пытки, которые также регламентировались Соборным Уложением. Так, запрещалось применять пытки в отношении обвиняемого более 3 раз. Как правило, к пыткам прибегали, когда результаты “обыска” среди населения не давали видимых результатов.

Гражданское право в Соборном Уложении

Соборное уложение регулировало отношение между различными категориями населения. Это документ впервые юридически обосновал закрепощение крестьян. Теперь крестьянин не мог стать свободным даже путем побега. “Урочные лета”, в ходе которых феодалы могли искать своих крестьян, отменялись и сыск становился бессрочным. Также было введено уголовное наказание за укрывательство беглых крестьян. Таким образом, крестьяне переставали быть лично свободными и оказывались привязаны к помещичьей земле. Стоит отметить, что кодекс никак не регламентировало повинности и обязанности крепостных крестьян, оставляя широкий простор для феодального произвола, да и в целом Соборное Уложение 1649 г. кратко затрагивает крестьянский вопрос. Важно то, что принятие Соборного уложения определило крестьян в категорию бесправных и юридически незащищенных слоев населения.

Кодекс зафиксировал исключительное право торговых людей и потомственного дворянства на владение землей. Уложение также установило различия между вотчиной и поместьем. Вотчина объявлялась наследственными владением, а поместье даровалось за службу. После кончины дворянина, поместье не переходило к его наследнику. Документ установил право дворян менять поместье на вотчины, и наоборот. Впоследствии, различия между вотчинами и поместьями исчезали, пока не была установлена единая форма дворянского землевладения — поместье.

Посадские люди, согласно документы, оказывались закреплены к посаду и обязывались уплачивать государственные подати. Теперь, любые лица, занимавшиеся промыслами были обязаны войти в посад и нести посадское тягло. Таким образом, городское население было огорожено от конкуренции со стороны представителей иных сословий, занимавшихся ремеслом и иным кустарным производством и не плативших тягло в пользу государства.

Большое внимание в Соборном уложении было уделено феодальному дворянству. Документ подтвердил исключительное право дворян владеть крепостными крестьянами. Важным изменением стало появление т.н. “прожиточного поместья”. Ранее, после выхода феодала в отставку, он лишался поместья. Теперь государство назначало ему “прожиточное поместье” в качестве пенсии после ухода за службы.

В чем состоит историческое значение Соборного уложения?

Соборное уложение было принято в правление Алексея Михайловича Романова — второго представителя новой династии. Новоиспеченному царю было важно найти поддержку среди феодального дворянства и утихомирить посадский и купеческий люд. Также царь хотел заручиться поддержкой Церкви, так как православие в ту пору играло огромную роль среди населения. Таким образом, Соборное уложение — это документ, который на государственном уровне подтверждал права и привилегии высших сословий. При этом многочисленное крестьянство, в связи с отменой «урочных лет», оказалось навсегда закрепощено к земле помещика. Документ никак не отражал чаяния и права низших слоев населения. Таким образом, Соборное уложение стало юридическим оформлением феодально-крепостнических порядков в Русском государстве XVI века. Историческое значение этого акта трудно переоценить, ведь это большой прорыв в правовой культуре России. Не зря текст с переводом Соборного Уложения 1649 году считается одним из важнейших исторических памятников средневекового Российского государства.

В 1649 году в России был принят новый свод законов – Соборное уложение. Опираясь на него, царь Алексей Михайлович существенно расширил социальную базу самодержавной власти, упрочил позиции государства в целом. Это обстоятельство и предопределило долгожительство Уложения, действовавшего вплоть до 30-х годов XIX века.

Соляной бунт в Москве. 1648 год. Худ. Э.Э. Лисснер. 1938 — фото предоставлено М. Золотаревым

История возникновения Соборного уложения неразрывно связана с началом царствования Алексея Михайловича , который вступил на престол в июне 1645 года, после скоропостижной кончины отца, царя Михаила Федоровича

Дядька Тишайшего

В первые годы молодой государь мало занимался делами. Реальная власть перешла к человеку, которому Тишайший доверял безгранично, – его воспитателю и дядьке, боярину Борису Ивановичу Морозову . Боярин был сведущ, деловит и ловок в обхождении. Но ему не хватало широты ума.

К тому же Борис Иванович был корыстолюбив и поспешил окружить себя дельцами, по большей части нечистыми на руку. Нравственный облик этих людей в последующем станет одной из причин открытого народного возмущения.

Всевластие Морозова вызывало немало толков и нелестных слов в адрес… Алексея Михайловича. «Государь-де молодой глуп, а глядит-де все изо рта у бояр, они-де всем владеют, а сам-де он, государь-то, все ведает и молчит, черт-де у него ум отнял», – говорили в народе, разумея под боярами в первую очередь Морозова.

Между тем доверчивость Алексея Михайловича вполне понятна: он был не «глуп», а молод и неопытен. И не он один, оказавшись в юном возрасте на престоле, искал поддержки.

Так было и с его отцом Михаилом Федоровичем, первым Романовым, так будет и с его сыновьями – Федором, Иваном и Петром. Правда, традиция предполагала соправительство Боярской думы или регентского совета. Морозов же подмял всех, предпочитая единолично поддерживать скипетр – еще тяжелый, по меткому выражению одного дипломата, для руки юноши.

Морозов и его окружение осознавали, что решение основных внешнеполитических задач – прежде всего возвращение отошедших к Речи Посполитой русских земель – невозможно без обеспечения безопасности южных границ.

В этом смысле правительство готово было продолжить те титанические усилия, которые прилагались властями в прежнее царствование, – по возведению засечных черт и городов-крепостей в Диком поле. А это, в свою очередь, остро ставило проблему изыскания средств для пополнения казны.

Морозовская соль

При решении этой проблемы Морозов сосредоточился на двух направлениях.

Во-первых, он резко сократил государственные расходы. Служилым людям уменьшили денежные и кормовые выплаты. Приказным, «кормящимся от дел», урезали или вовсе перестали платить жалованье.

Особое внимание обратили на недоимки – недополученные за прошлые годы налоги с населения. Должники были поставлены на правеж в масштабах до того невиданных.

Посвист батогов вперемежку со стонами недоимщиков – вот истинная музыка первых лет царствования Тишайшего.

Во-вторых, правительство попыталось найти принципиально новые виды налогов. Так, в 1646 году была введена высокая пошлина на соль. Ее инициаторы исходили из того, что потребность в соли испытывают все слои населения и каждый, в зависимости от достатка, станет платить за нее «своею волею».

Сделав ставку на косвенный налог, правительство в ожидании денежного половодья даже отменило главные виды прямых налогов.

Однако все эти меры привели к результатам прямо противоположным. Жесткая экономия со стороны государства вызвала острое недовольство. В приказах и воеводских избах расцвели лихоимство и беззаконие. Найти «правду» стало чрезвычайно трудно, в судах торжествовала «житейская мудрость»: кто сильный и богатый, «за тем и заступы больше».

Потерпело фиаско правительство и с соляным налогом. Население резко сократило потребление соли. В итоге предполагавшееся финансовое половодье обернулось пересыхающими, жиденькими денежными ручейками.

В 1647 году был отменен новый и восстановлены прежние налоги. При этом власти потребовали с тягловых людей их уплаты за два «льготных» года. Столь беззастенчивая ревизия собственного законодательства вызвала взрыв возмущения.

Большая челобитная

Мишенью для недовольных стали Морозов и его окружение. Особую ненависть снискал у москвичей глава Земского приказа Леонтий Плещеев . Современники даже заговорили о «плещеевщине» как символе торжества беззакония и права сильного.

Все попытки пожаловаться на него царю оканчивались ничем. Плещеев и подобные ему были неуязвимы. Ненависть, хоть и копилась по капле, должна была рано или поздно обернуться взрывом невиданной силы.

Этот взрыв произошел летом 1648 года. 2 июня москвичи ворвались в Кремль, требуя наказать неправедных судей и мздоимцев. Возглавлявший Стрелецкий приказ Борис Иванович Морозов дал команду стрельцам разогнать восставших.

Но стрельцы, вкушавшие вместе со всеми дорогую морозовскую соль, отказались выступить «против народа». Это резко обострило ситуацию. У правительства не было сил справиться с «гилевщиками».

Портрет царя Алексея Михайловича Романова. Неизвестный художник. Конец XVIII – начало XIX века — фото предоставлено М. Золотаревым

Чтобы как-то унять пламя мятежа, на расправу был выдан Плещеев. Его даже не довели до плахи. Толпа растерзала окольничего, едва он оказался за кремлевскими воротами.

Пролитая кровь лишь раззадорила восставших. Народ требовал выдачи главного виновника бедствий – «изменника» Морозова. Перепуганный Алексей Михайлович со слезами на глазах «вымолил» боярина у «черни», пообещав навсегда отстранить его от дел и удалить из Москвы. Под угрозой новых выступлений Борис Иванович принужден был покинуть столицу.

ТЕМА ПРАВДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ СТАЛА ДЛЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА НАИВАЖНЕЙШЕЙ . В контексте эпохи такой подход воспринимался как зримое торжество законности

Между тем московские события стали обретать формы организованные. Инициативу перехватили посадские «миры» и примкнувшие к ним провинциальные дворяне. 10 июня царю была подана их совместная Большая челобитная с требованием наказания виновных и созыва Земского собора для разработки уложения – нового свода законов.

Алексей Михайлович не осмелился перечить челобитчикам. Тем более что известия о восстании в столице вызвали волнения в других городах. Характер и направленность этих волнений обыкновенно отражали особенности регионов.

На севере, в Поморье, где традиционно были сильны посады и существовали тесные связи с черносошным крестьянством, выступления обрушивались на «мирских кровопийц и мироедов» – на городские верхи, притеснявшие местное население.

На юге, где преобладал мелкий служилый люд, восставшие изливали свой гнев на начальных людей. Но и в том и в другом случае удар приходился и на воеводскую администрацию.

Городские восстания, волной прокатившиеся по стране, показали, что традиции самоуправления и способность выдвигать и отстаивать требования не были утрачены – «мир» и «земля» оставались грозной силой.

В годы Смуты они сумели изгнать захватчиков, обуздать «воров» и помочь возродить царство. Сейчас же – заставить власти считаться с собой.

Земский собор

Все происходящее чрезвычайно напугало верхи. В Кремле не без оснований опасались расширения и радикализации выступлений. Все те, кто стоял у кормила власти и кормился от этой власти, признали целесообразным пойти навстречу заветным чаяниям «народа», главным из которых было создание нового законодательства.

«И то всем ведомо, что Собор был не по воле, боязни ради и междоусобия от всех черных людей, а не истинные правды ради», – заметил по этому поводу уже в годы своей ссоры с Тишайшим патриарх Никон .

Уложение царя Алексея Михайловича. Москва, Печатный двор. 1649. Глава «О богохульниках и церковных мятежах» — фото предоставлено М. Золотаревым

Открывшийся осенью 1648 года Земский собор сильно отличался от всех предшествующих. И не только своей численностью, уступавшей разве что Собору 1613 года, когда выбирали царя. В 1648-м в столице собралось чуть меньше 300 выборных, причем от уездного дворянства – более 170 человек, от городов – 89, от московских сотен и слобод – 12 и от стрельцов – 15.

Здесь обращает на себя внимание решительное преобладание представителей уездов и провинциальных городов. Никогда, пожалуй, за всю историю существования земских соборов правительство не сталкивалось с таким сильным и организованным давлением выборных, как в этот раз.

В этом смысле принятое Уложение 1649 года можно назвать не только следствием городских восстаний, но и детищем провинции, буквально продиктовавшей власти содержание многих статей. По нашим подсчетам, более 100 статей восходят к челобитным представителей провинциального дворянства и посада.

Особенностью поведения дворянских и посадских выборных на Соборе стала скоординированность их действий, совместное давление на правительство. Этот союз («одиначество») реализовался в рамках сословного и «чиновного» сознания, причем на самом Соборе статусные перегородки соблюдались с большей строгостью, нежели в повседневной жизни. Дворянские и посадские выборные, подкрепляя друг друга, всегда били челом раздельно, по «куриям».

Однако нет никаких оснований сомневаться в том, что взаимная поддержка двух выборных «курий» – результат понимания, что в «диалоге» с властью солидарные выступления принесут больший результат, чем раздельное «крепкостояние».

Боярин князь Никита Иванович Одоевский (ум. 1689) возглавлял приказ-комиссию по подготовке Соборного уложения — фото предоставлено М. Золотаревым

Начав работу над Уложением, окружение второго Романова постоянно опасалось нового возмущения. Назывались даже сроки, когда следует ждать повторения «летошнего». Напряженная атмосфера потребовала создания клапана, способного ослабить силу недовольства. Им стала Ответная палата, в которой выборные люди выдвигали свои требования и обсуждали статьи Уложения.

Сам свод законов готовился в Уложенном приказе, специально устроенном для написания и координации всей работы. Возглавлял приказ-комиссию боярин князь Никита Иванович Одоевский .

В работе над Уложением активно участвовал и сам Тишайший. Иностранные наблюдатели как диковинку, не свойственную прежде царю, отмечали его удивительное усердие: тот каждый день будто бы трудился над законами. Впрочем, источники скупо свидетельствуют об этом. Разве что в одном из указов упоминается:

«[Царь], слушав челобитья [об отмене урочных лет. – И. А.], говорил с думными людьми и с дворянами всех городов, которые нам били челом о беглых крестьянех; указал и Собором уложили урочные лета отставить».

Между тем очевидно, что уроки Соляного бунта и Уложения оказались поучительными и для второго Романова. Именно с этого времени он стал не царствовать, а править, постоянно вмешиваясь в вопросы управления.

За правду, равенство и справедливость

Прозвучавшие в Ответной палате требования, наряду с прежними коллективными обращениями, дают основание говорить о существовании более серьезных причин выступления, чем просто возмущение политикой Морозова.

Конечно, и то и другое в конце концов сплеталось в тугой узел. И все же глубинные причины были куда весомее. Именно они оказали огромное влияние на Уложение, во многом определив направление развития страны и содержание нового законодательства.

Связаны были эти причины с неудовлетворенностью своим правовым статусом и социальным положением тех слоев населения, которые историк С.Ф. Платонов отнес к «средним классам». Термин не самый удачный. Но посадские люди и уездные дворяне и в самом деле занимали промежуточное положение в общественной иерархии.

Даже дворяне и дети боярские, которых марксистская историография причисляла к правящему сословию, оказывали слабое влияние на политику правительства. И это притом, что значение этой части «правящего сословия» возрастало с каждым десятилетием!

Уложение царя Алексея Михайловича. Титульный лист и форзац с портретом царя издания 1737 года — фото предоставлено М. Золотаревым

Истоки неудовлетворенности своим положением служилых и посадских людей восходят к послесмутным временам.

Ведь именно эти слои населения внесли наибольший вклад в спасение страны. Соответственно, они были вправе ожидать, что новая династия удовлетворит их самые заветные чаяния. Но этого не случилось. Многочисленные коллективные обращения служилых «городов» и посадских «миров» оставались без ответа.

А если и делались уступки, то выходили они нередко урезанными и перекроенными до неузнаваемости. Подобная социальная глухота воспринималась как забвение государем обещания творить Правду, как вопиющая несправедливость, которую традиционное сознание привычно объясняло происками «государевых недоброхотов» и «изменников», отдаливших царя от «народа».

Представители владимирского дворянства должны были на Соборе «безстрашно о всяких делах и обидах говорить», «сильных и богатых встречать правдою» и заставить таковых навсегда отказаться от насилия и «душепагубной корысти».

Дворяне жаждали справедливости и равенства: чтоб «от болшаго и до меншаго чину суд и росправа была во всяких делех всем ровна». Эта фраза взята из преамбулы к Уложению, но она, как калька, повторяет то, что звучало в дворянских наказах – а там от государя челобитчики требовали, чтоб он устроил «праведный суд всем людям ровен, каков большому, таков бы и меншему».

Разумеется, речь шла о равенстве внутри сословия – уравнении, к примеру, служилых людей «по отечеству» в правах, пожалованиях и чинах. Но отсюда был уже один шаг до абсолютистского принципа продвижения и вознаграждения за службу на основе личных заслуг.

Это по сути своей антиместническое утеснение «породы», которое позднее выльется в знаменитый петровский комментарий к Табели о рангах: «Знатное дворянство по годности считать», тогда уже было заветной мечтой уездного дворянства.

Так складывалось юридическое равенство – важнейшее условие для консолидации многих слоев и групп дворянства в единое сословие.

Уложение царя Алексея Михайловича. Титульный лист издания 1776 года — фото предоставлено М. Золотаревым

Конечно, требование сословного уравнения, и особенно форма его выражения в 1648 году, – дерзость. Но служилые люди – живые люди, и испуг Алексея Михайловича перед «чернью» их сильно впечатлил.

Так отчего не воспользоваться тем, что могущественные царедворцы, это истинное воплощение статусного неравенства, пошатнулись в своем влиянии? Клич улицы, что «нынеча государь милостив, сильных из царства выводит», можно поместить эпиграфом к истории всего 1648 года.

Еще дворянские выборные настаивали на полном и бессрочном закрепощении крестьян, забвении урочной практики и признании крепостнической силы самых старых крепостей – писцовых книг конца 1620-х – начала 1630-х годов.

Крепостничество уже успело настолько отравить помещиков, что они не желали поступиться ни одним беглым крестьянином.

Волновали дворян и вопросы наследования и распоряжения имениями. Их идеалом была вотчина.

Не менее глубинными оказались требования торгово-посадской части населения. Она также жаждала справедливого суда и доступного законодательства. Слабость русского города порождала стремление посадского населения и купечества к монополизации права на торгово-ремесленную деятельность и ограничению конкуренции.

Между тем в требовании ликвидации «белых слобод» (чтоб «все было кругом государево») угадывается не только желание уничтожить соперников, но и представление о справедливости: нести «тягло» равно должны все обитатели посадов.

Компромиссный вариант

Для правящих кругов горький опыт, обретенный в результате восстания, не пропал даром. Верхи осознали неизбежность и необходимость перемен, включая задачу упорядочивания законодательства и судопроизводства. Со времен Судебника 1550 года было принято множество новых указов, часто противоречивших один другому. К тому же законы оставались недоступными для населения.

Все это открывало большие возможности для лихоимства приказных, грозило подорвать феодальный правопорядок. Устанавливая единые, продекларированные нормы, будущее Уложение если и не преодолевало полностью эти недостатки, то существенно ограничивало их воздействие.

Как показало время, Соборное уложение вышло за пределы исключительно правовой нормы, потянув за собой перемены во всей внутренней политике. Однако было бы ошибочно видеть в произошедшем одну только уступку верхов – такое уложение оказалось бы слишком узким и недолговечным.

Опираясь на новый свод законов, Романовы принялись «отстраивать» и «обновлять» здание монархии, упрочивая и расширяя в первую голову свою социальную опору.

Создатели Уложения, быть может, и действовали во многом по принуждению, но в конечном счете укрепляли самодержавную власть и государство. И это главное, что предопределило долгожительство этого свода законов.

К январю 1649 года Уложение было в целом закончено. Включившее в себя 25 глав и почти тысячу статей, оно было набело переписано и склеено в столбец длиной в 309 метров, на обороте которого приложили свою руку думные и придворные чины, духовные власти и большинство выборных.

А среди думных чинов первым подписался Борис Иванович Морозов , и его подпись оказалась, таким образом, в одном свитке с подписями тех, кто еще недавно гнал влиятельного боярина из Москвы.

Именно благодаря тому, что Уложение воплотило в юридическую норму самые заветные чаяния «средних классов», у царского дядьки и появилась возможность вернуться в столицу. Стороны «помирились». В основном за счет крестьянства.

Составление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче. 1649 год. Худ. Н.Ф. Некрасов — фото предоставлено М. Золотаревым

В отличие от прежних судебников, Уложение в своем стремлении регламентировать все важнейшие стороны жизни стало настоящим кодексом законов. На тот момент оно было современно так, как может быть современен юридический документ, ответивший на самые жгучие общественные запросы и нужды.

Оно же было и фундаментально, поскольку нормативно закрепило то, что определяло существо отечественного исторического процесса, – крепостничество и самодержавие. Обладая универсальным характером, Уложение обеспечило регламентирующее «присутствие» государства во многих сферах жизни, что, несомненно, повысило его значение.

УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА МОЖНО НАЗВАТЬ НЕ ТОЛЬКО СЛЕДСТВИЕМ ГОРОДСКИХ ВОССТАНИЙ , но и детищем провинции, буквально продиктовавшей власти содержание многих статей

Уложение сделало закон доступным. Благодаря этой публичности с монополией судей и приказных на толкование юридической нормы и владение ею если и не было покончено навсегда, то, по крайней мере, такая монополия на время пошатнулась.

В этом плане показательно даже не то, что первое и второе печатные издания Уложения были быстро раскуплены и разосланы по местам и приказам, а то, что выписки из него стали неотъемлемой частью личных поместных архивов. С ними помещики чувствовали себя увереннее в отстаивании своих владельческих прав.

Испокон веков самодержавие в России – не только царь-помазанник, в руках которого сосредоточивалась огромная власть. Самодержавие – это еще и самодержавная идея как онтологическое выражение царственного священного бытия, абсолютная данность, вне которой тогдашний человек не мыслил своего существования.

Вот почему составители Уложения не испытывали никакой потребности в обосновании и определении пределов царской власти и ее институтов. Статей об этом нет.

Однако сам законотворческий зуд свидетельствовал о важных изменениях в состоянии самодержавия. Средневековая тема Правды, насаждаемой и охраняемой монархом, утрачивала в Уложении свое сакральное сияние и трансформировалась в необходимую всем, приземленную юридическую норму. К публичности добавлялась убедительная декларативность, столь нужная властям для стабилизации положения.

Преступный умысел

Было бы неправильно считать, что тема власти в Уложении совсем не отражена. Если всеобъемлемость законодательства о власти заменили принципы, которыми руководствовались творцы кодекса, то актуальные потребности получили в нем вполне конкретное воплощение. Бунт заставил особенно озаботиться вопросами защиты государства.

Покушение на власть и государя издавна трактовалось как тягчайшее государственное преступление. Но новый свод законов одним только объединением всех возможных угроз поднял эту тему на иную высоту.

Преступным был объявлен даже сам умысел покуситься на личность, здоровье и честь государя. Охране подлежало все, что заключало в себе понятие монархии: сам государь, его семейство, царский дворец, государство, служащие, сложившийся правопорядок.

Выступление против воевод и приказных квалифицировалось как «скоп и заговор». Таким образом, Уложение со средневековой жестокостью вставало на защиту существующего строя, поскольку за все – дыба и смерть.

Земский собор (XVII век). Худ. С.В. Иванов. 1907 — фото предоставлено М. Золотаревым

Активность выборных имела свои границы: никто из них не покушался на властные прерогативы монарха. Даже робко высказанные предложения о выборном суде и участии в местном управлении, прозвучавшие в июньской Большой мирской челобитно й, не получили своего развития. Впрочем, едва ли такая позиция выборных должна вызывать удивление: нечто подобное произошло и по окончании Смуты, когда посадские «миры» и служилые «города» устранились от активной политической и административной деятельности.

В этом сыграли свою роль мировоззренческие установки служилого сословия, для которого даже «земское дело» к середине XVII века стало обременительным занятием, разновидностью еще одной служебной повинности.

Именно этим во многом можно объяснить отношение большинства дворян и детей боярских к земским соборам. Они смотрели на участие в них как на государеву службу и, соответственно, требовали положенного вознаграждения. Земский собор все более ассоциировался с «государевым делом» и все меньше – с «земским».

Проявлялась известная социально-психологическая установка, согласно которой царь мыслился как первый и единственный защитник служилого дворянства. В итоге острие дворянской оппозиционности обращалось не против монарха, а против аристократии, «сильных людей».

Разделение труда

В 1648–1649 годах подобный тип мышления отразился на дворянском реформаторстве, которое ограничилось социальной сферой. Подобный характер носили и требования посадов – с большим, впрочем, креном в сторону облегчения материального положения. Интерес к политике «средних слоев», таким образом, носил временный характер – до тех пор, пока она содействовала воплощению социальных чаяний.

Уложение и работа над ним выявили факт, характерный для русской истории на протяжении многих десятилетий, – своеобразное разделение сфер интересов между властью и основной массой дворян и детей боярских: для первой – абсолютное доминирование в политической сфере, для вторых, в «уплату» за аполитичность, – удовлетворение социальных требований.

Итак, события второй половины 1648 года и Уложение определили немалые перемены во взаимоотношениях власти и дворянства. По-видимому, не стоит говорить о полном сломе прежней модели взаимоотношений. Однако были внесены коррективы, и коррективы существенные. Столкнувшись с оппозиционностью провинциального дворянства, власть ощутила свою слабость и узость собственной социальной опоры.

Потребность в поддержке служилого чина, ранее больше декларируемая, нежели реальная, выступает как главное содержание обновленной социальной политики правительства.

Мысль, что следует идти навстречу служилому и торговому классу, уже не вызывает сомнений, и спор переносится на почву конкретной политики – о границах уступок и условиях их реализации.

При этом власть, маневрируя, сохраняла в известных пределах свою независимость. Формировалось своеобразное «разделение труда», когда монархия, все более уравнивая статус провинциального дворянства со статусом дворянства московского и удовлетворяя материальные потребности и того и другого, в обмен требовала и получала повиновение и политическую безынициативность служилых людей.

А это, в свою очередь, давало монархии сильное оружие против аристократических поползновений знати, мечтающей о более весомом участии в управлении государством.

Дворянство получило публичное право, о котором давно мечтало, – в надежде потеснить приказных и «сильных людей», имевших широкие возможности манипулировать законодательными нормами. Но важно подчеркнуть, что такая ситуация в конечном счете устраивала и власть, которая разворачивалась в сторону абсолютизма и объявляла, что «мимо Соборного уложенья делать ничего не велено».

Секреты долгожительства

Современники не упускали случая поставить Уложение в заслугу Алексею Михайловичу. Боярин Никита Иванович Одоевский , с явным намеком на новый свод законов, писал в 1652 году царю:

«…даровал Бог премудрость, якоже древле царю Соломону», и «возлюбил суд и правду и милость и возненавидел беззаконие».

Понятно, что боярин был лицом заинтересованным: рассыпаясь в похвалах государю, он одновременно хвалил и самого себя, главного создателя Уложения. Однако факт остается фактом: тема Правды и Справедливости – естественно, осмысленная на свой лад, в рамках самодержавной идеологии – стала для Алексея Михайловича наиважнейшей. В контексте эпохи подобное воспринималось как зримое торжество законности.

Много лет спустя Петр I поинтересовался у князя Якова Федоровича Долгорукого , в чем он сам, как государь, преуспел, а в чем отстал от своего отца. Яков Федорович мог сравнивать – за его плечами стояла долгая жизнь. Восславив многие деяния царя-реформатора, старый боярин отметил и упущения: отстал Петр «во внутренней россправе», где «главное дело ваше есть правосудие».

КРЕПОСТНИЧЕСТВО УЖЕ УСПЕЛО НАСТОЛЬКО ОТРАВИТЬ ПОМЕЩИКОВ , что они не желали поступиться ни одним беглым крестьянином

«В сем отец твой больше, нежели ты, сделал», – резюмировал Долгорукий, намекая прежде всего на Уложение. В самом деле, страна и при Петре, и после Петра – вплоть до 30-х годов XIX века – жила по этому кодексу. И все потому, что Уложение стало юридической основой всего, образовав каркас русского права. Однако это была своеобразная жизнь!

Нельзя не заметить, что многие статьи и даже главы Уложения стремительно старели и выпадали из обращения. Не случайно во второй половине того же ХVII столетия появился целый ряд так называемых «новоуложенных» указов.

По форме все они оставались частными случаями, поправками к Соборному уложению, без которого и то слабое единство русской цивилистики, что существовало в XVIII веке, было бы немыслимо. Реально же они часто отступали от Уложения и даже противоречили ему. Неудивительно, что вскоре в верхах вызрела идея о необходимости нового свода законов.

Первая серьезная попытка была предпринята при Петре I. Следующие попытки пришлись на время правления Елизаветы Петровны , а после – Екатерины II , которая даже написала знаменитый «Наказ» и созвала Уложенную комиссию, этот парафраз Земского собора эпохи просвещенного абсолютизма. Но и эта комиссия не дала стране нового кодекса.

Чем же объяснить подобное долгожительство?

Известный парадокс заключается в том, что чем больше статей Уложения теряло свою силу, уступая место новым нормам, тем большими становились шансы Уложения… на долгожительство. Связано это было с особенностями функционирования права в России в XVII–XVIII веках. Закон и применение закона являлись одним из самых уязвимых мест российской государственности.

Всякая попытка кардинального изменения законодательства была чревата появлением таких скелетов, запрятанных в шкафу самодержавия, что власти в испуге отказывались от своих намерений.

Куда безопаснее было опираться на принципы, восходящие к Соборному уложению. Со временем они обрели статус той неприкасаемой старины, святость которой не требует доказательств. Иными словами, безобиднее было сослаться на Уложение и дополнить его нужной новацией, нежели пытаться перетряхнуть всю существующую систему права. Каждый откладывал это занятие, передавая задачу, как эстафетную палочку, своему преемнику. Но даже у марафонской дистанции есть свой предел.

Игорь Андреев, кандидат исторических наук

Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003 (серия «ЖЗЛ»)
Томсинов В.А. Соборное уложение 1649 года как памятник русской юриспруденции // Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича. М., 2011

Соборное уложение, созданное царём Алексеем Михайловичем в 1649 году, является первым сводом законов России в Новое время.

Написанный в те времена, когда Россия стояла, так сказать, одной ногой в средневековье, этот свод просуществовал почти 200 лет – до 1832 года.

Почему же при царе-реформаторе, отце Петра I (отце и физическом, и психологическом), понадобилось создавать Уложение? Неужели в стране не было законодательства?

Причины создания Уложения

Законодательство в тогдашней России, разумеется, было. Однако за период от 1550 года, когда был написан «Судебник» Ивана Грозного, до 1648 года Романовы создали 445 законов, которые были мало похожи на единую систему.

  1. Некоторые законы повторялись, другие прямо противоречили друг другу.
  2. Новые законы обычно создавались по запросу определённого приказа (ведомства) и записывались в соответствующей приказной книге. Таким образом, никакой координации и связи между указами не было, а о существовании новых записей в книгах нередко знали только начальники приказов.
  3. Каузальное право, характерное для древнерусского законодательства, к XVII веку устарело.
  4. К принятию нового законодательства подтолкнули народные выступления, особенно Соляной бунт, участники которого требовали созвать Земский собор и разработать новое уложение.
  5. Стройное законодательство требовалось и по итогам Смутного времени, в годы которого в стране царил хаос.

Что представляло собой Уложение?

Новый законодательный свод был для России документом нового типа. Он впервые оформлял законы в систему, состоящую из нескольких отраслей права. Чтобы провести столь серьёзную работу, Земский собор долго работал с источниками. Это были прежние царские Судебники – 1497 и 1550 годов, приказные книги, челобитные, а также зарубежные образцы – Литовский статут 1588 года, византийская Кормчая книга.

Из зарубежных сводов брались основы юридической техники – составление фраз, формулировки, деление на рубрики. Уложение во многом может показаться необычным. Так, раздел по уголовному праву предписывает не наказывать убийство вора, пойманного на месте преступления. Конокрадство подаётся как отдельный вид преступления, а не разновидность обычной кражи.

В качестве наказаний часто предусматривалась смертная казнь различных видов – повешение, четвертование, сожжение на костре, заливание раскалённого металла в горло и т. д., а также телесные наказания – отрезание носа и ушей, клеймение, битьё кнутом. Во многих статьях прослеживалось влияние Домостроя: например, сын или дочь, убившие отца или мать, приговаривались к смертной казни, а если родители убивают своего ребёнка, то они приговаривались к году тюремного заключения и последующему покаянию в церкви.

К чему привело создание Уложения?

Как уже говорилось, составленный в допетровское время свод законов продолжал функционировать и в новой России, хотя его статьи видоизменялись и дополнялись.

  • Уложение явилось итогом развития русского права, начиная с XV века.
  • Оно оформило новые черты, характерные для общественной жизни XVII века, закрепило существование новых правовых и государственных институтов.
  • Оно также закрепило абсолютную власть за Романовыми – династией, которая к тому времени относительно недавно взошла на престол.
  • Уложение было первым печатным сводом законов в стране. До этого обнародование царских указов сводилось к оглашению их на площадях и в храмах.

Новый формат законодательства исключал возможность злоупотреблений чиновников. Соборное Уложение, между прочим, было одним из первых сводов законов в Европе. Более ранним является разве что упомянутый Литовский статут, выросший из Судебника Казимира 1468 года; западные кодексы (датский, баварский, сардинский и др.) появились несколько позже, а французский был принят лишь при Наполеоне.

В Европе законодательные кодексы составлялись и принимались с трудом, поскольку правовая база многих стран была огромна и приведение её в порядок занимало многие годы. Прусский кодекс содержал почти 20 тысяч статей, а кодекс Наполеона – «всего-навсего» 2281 статью. Соборное уложение в сравнении с этими документами явно выигрывает – в нём было всего 968 статей, что и позволило составить его в короткий срок – за полгода.

Соборное Уложение 1649. Страница с началом главы 11

В июле 1648 г. царь созвал у себя свою боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». И было решено поручить боярину князю Н. И. Одоевскому с четырьмя помощниками собрать все старые законы, то есть Судебник 1550 г. , дополнительные к нему указы (которых накопилось много за сто почти лет) и статьи из Кормчей книги (§12). Все эти законы надлежало привести в порядок и систему, исправить и дополнить их и таким образом составить из них новый полный свод. Предполагалось, что, когда кн. Одоевский окончит собирание старых законов, в Москве соберется земский собор и «общим советом» обсудит его труд, дополнит и утвердит его. Земскому собору велено было собраться в Москву к 1 сентября 1648 г.

Таким образом, молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумною и правильною. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен был жить и судиться; это-то главным образом и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый Судебник не был напечатан; его можно было только списывать, и поэтому мало кто его знал. Еще меньше знали Кормчую, которая была так велика, что ее было трудно переписать. Что же касается до дополнительных к Судебнику указов, то их никто не знал, кроме чиновников, потому что указы обыкновенно народу не объявлялись, а только записывались в «указанные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивали, а другие толковали вкривь; проверить же их никто не имел возможности. К такому порядку и относилась старая едкая поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. А кроме того, необходимо было и пересмотреть законы по их содержанию, улучшить их и дополнить, чтобы они лучше соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это и решено было сделать «общим советом» на земском соборе.

Собор начал действовать около 1 сентября 1648 г . На нем были выборные представители от 130 городов, как служилые люди, так и тяглые горожане. Они заседали в одной из палат дворца, отдельно от боярской думы и духовенства. Слушая доклады князя Одоевского, собиравшего старые законы и указы по разным отраслям управления (сословное устройство, землевладение, суд и т.д.), выборные люди обсуждали их и входили к государю по поводу их с челобитьями. В этих челобитьях они всем собором просили государя об установлении новых законов в отмену устаревших или неудобных. Государь обыкновенно соглашался, и новый закон, таким образом, утверждался и вносился в собрание князя Одоевского. Важнейшие из новых законоположений были следующие: 1) Духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли (§56) и потеряло некоторые судебные льготы. 2) Бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в «слободках», своих крестьян и холопов и принимать к себе «закладчиков» (§79). 3) Посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них «закладчиков» и удалить из посадов всех не принадлежащих к общинам людей. 4) Дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет». Наконец, 5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска. Рассматривая все эти новые постановления, замечаем, что они все сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских людей (горожан). Служилые люди закрепили за собою земли (которые доселе уходили от них к духовенству) и крестьян (которые все еще переходили с места на место). Посадские люди уничтожили закладничество и замкнули посады от посторонних людей, которые отбивали у них торг и промыслы и уводили закладчиков. Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами и говорили, что «нынеча государь милостив, сильных из царства выводит». Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишали их разных льгот; они думали, что эти порядки допущены «боязни ради и междоусобия от всех черных людей, а не истинной правды ради». Недовольна была и чернь: закладчики, возвращенные в податное состояние, крестьяне, лишенные возможности выхода. Они волновались и были склонны уходить на Дон. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье.

Законодательные работы были окончены уже в 1649 г., и новый свод законов, названный «Соборным уложением » (или просто «Уложением»), был напечатан по тому времени в громадном количестве экземпляров (2 тыс.) и распространен по всему государству.