Сон разума порождает чудовищ: Франциск Хосе де Гойя. Сон разума рождает чудовищ – Франсиско Гойя

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос .

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (лат. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Примечания

Литература

  • Goya - Caprichos da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, Goya: Grabados (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

  • Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сон разума рождает чудовищ" в других словарях:

    Название одной из гравюр, входящих в серию «Капричиос» (1797 1798), испанского художника Франсиско Хосе де Гойи (1746 1828). Он изобразил на этой гравюре спящего человека, которого мучают кошмарные сны и чудовища, их населяющие. Иносказательно: о … Словарь крылатых слов и выражений

    Сон разума: «Сон разума рождает чудовищ» офорт Гойи Сон разума (мультфильм) Анабиоз: Сон разума «Сон разума» сборник рассказов Витткоп, Габриэль … Википедия

    - (goya) Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес) (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы – 1828, Бордо), выдающийся испанский живописец, гравёр, рисовальщик, представитель романтизма. Сын мастера позолотчика. С 1760 г. учился в Сарагосе … Художественная энциклопедия

    Кошмарные сны - – тяжелые сны с гнетущими видениями. Ср. сон Марьи Гавриловны в повести А. Пушкина «Метель»; сон Татьяны в романе «Евгений Онегин». См. картину Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Ср. ночные страхи … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет … Википедия

    Гойя и Лусьентес, Франсиско Хосе де У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рожде … Википедия

    Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

Книги

  • Олесь Бузина. Расстрелянная правда , Отсутствует. Сон разума рождает чудовищ. Украинский проект был кабинетной игрой интеллектуалов, модной игрушкой, за которой не было никакой социальной базы. Никакой Украины небыло на землях Малороссии. Но…

Справка.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
(исп.Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — знаменитый испанский живописец, гравёр, рисовальщик.

«Капричос» - гениальное, и как все гениальное, достаточно сложное для восприятия произведение. Серия состоит из 80 офортов, взаимное расположение которых относительно друг друга было определено Гоей порядковыми номерами. Название серии восходит к итальянскому слову «Каприччи» - искусство, открывающее новые способы восприятия мира.
Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить.
Подобно музыкальной сюите «Капричос» состоит из Прелюдии ("Автопортрет"), пяти частей, связанных общей темой (герцогиня Альба) и финалом (офорт "Уже пора!"). В каждой из частей ясно прочитывается вступление, кульминация и заключение. Офорты взаимным расположением могут образовывать пары или триптихи, дополняя друг друга.

Прелюдия

Автопортрет

1 часть. В первой части «Капричос» Гойя рассказывает о своей личной любовной драме, хотя на первый взгляд это не очевидно. При поверхностном восприятии мы видим сцены в духе «сатиры нравов»: брак по расчету, «маменькины сынки», маскарад, бессмысленное убийство на дуэли. Ключом к правильному истолкованию замысла художника является гравюра «Тантал». В женской фигуре на коленях Тантала мы без труда узнаем герцогиню Альбу, это один из подготовительных вариантов знаменитого парного портрета Альбы «Обнаженная Маха». В словесном пояснении к гравюре Гойя дал свою версию разрыва отношений: «Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы», - т. е. не оставила его.

Они говорят «Да» и протягивают руку первому встречному

Бука идёт!

Маменькин сынок

Один другого стоит.
Немало было споров о том, кто хуже - мужчины или женщины

Никто никого не знает.
Свет - тот же маскарад. Лицо, одежды и голос - все в нем притворно.
Все хотят казаться не тем, что есть на самом деле.
Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь.

Он даже так не разглядит её.
А как же ему распознать её?
Чтобы узнать её как следует, мало лорнета.
Нужен здравый смысл и жизненный опыт,
а этого-то и не достает нашему бедняжке.

Тантал.
Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, может быть, ожила бы !


Любовь и смерть


2 часть. Во второй части «Капричос» мы вместе с Гоей совершаем путешествие по современной ему Испании, оказываясь среди низших слоев испанского общества: бандиты, проститутки, сводни, врачи-шарлатаны, заключенные тюрьмы или сумасшедшего дома. И всюду встречаемся с женским персонажем в одежде махи, прототипом которого была герцогиня Альба. Махами во времена Гойи называли женщин очень свободного поведения из средних городских слоев. На улицах их легко было узнать по пышным темным юбкам и глубокому вырезу на груди, прикрытому полупрозрачной тканью. В консервативной Испании маха была символом независимости и свободы, ее любовь страстная и непостоянная. Образ молодой, красивой и внутренне раскрепощенной женщины, который создал Гойя (например, в офорте «Да простит её бог, это была её мать») , чем-то схож с Кармен П. Мериме.

За дело, ребята!


Охота за зубами.
Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства

Горячо!
В удовольствиях необходима умеренность и воздержание



Да простит ее Бог, это была ее мать


Он хорошо натянут.
Она отлично знает, как важно иметь хорошо натянутые чулки



Все погибнут.
Удивительно! Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю гибели.
Ничего тут не поделаешь. Все погибнут.



Вот они и ощипаны.
Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место.



Как её ощипывают!
И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка.

Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется



У них уже есть на что сесть

3 часть. В третьей части мы поднимаемся на одну ступеньку выше по лестнице социальной иерархии, попадая в мир испанского дворянства. Здесь Гойя использует хорошо знакомый по басням прием - место людей заняли животные, но нам не приходится долго разгадывать замысел автора.

Вот это называется читать.
Никто не скажет, что он теряет время зря



А не умнее ли ученик?


Брависсимо!


От какой болезни он умрет?
Врач отменный, способный, сосредоточенный, серьезный. Чего же еще желать?



Ты, которому невмоготу.
Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?


4 часть. Четвертая часть - самая большая и непонятная. Это мир населенный дьяволом, ведьмами, зооморфными существами и угнетенными ими людьми. Среди ведьм Гойя поселил короля, королеву, католическую церковь и инквизицию в дьявольском обличии. Для понимания мысли автора наиболее важна гравюра «Тонко прядут». Три женщины за прялками - античные богини судьбы, и прядут они нити человеческой жизни. Людям свойственно надеяться на их благосклонность, но когда судьба - ведьма: нет надежды, остается только отчаяние. И здесь рождается гротеск, опрокидывающий святыни смех-сарказм, дух «Капричос». И, наконец, кульминация - черная месса в гравюре «Благочестивая месса».

Сон разума порождает чудовищ.
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ;
но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес.

Тонко прядут.
Они тонко прядут и сам черт не распутает тех нитей, которые они уготовят этим малюткам

Многое можно сосать.
Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки

Доносчики

Маленькие домовые

Сурки
Тот, кот ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает,
принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.

Прихорашиваются
Иметь длинные когти предосудительно, что запрещается даже нечистой силе

Чего не сделает портной!

Верх и низ
Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив.
Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она даёт дым, а потом в наказание сбрасывает вниз

Пропади всё пропадом!
Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы.
И там он всё равно убедится, что жизнь - сплошной клистир

А они всё не уходят!
Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей;
он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох

Первые опыты

Невероятно!

Счастливого пути!

Погоди, тебя подмажут

Поддувает

Благочестивая профессия

5 часть. Заключительная, пятая часть - краткий конспект предыдущих четырех. Здесь мы в последний раз встречаем Гойю и Альбу в офорте «Неужели нас никто не развяжет?» .

Тебе не уйти!

Неужели нас никто не развяжет

Поняли? Чтоб всё было по-моему, слышите? А не то...

Друг дружку
Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков.
Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня - тореро.
Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти

Нас никто не видел

Финал

Уже пора


В целом «Капричос» крайне безрадостное сочинение, и только в заключительной коде у Гойи появляется какой-то луч надежды на лучшее - странные существа то ли звериного, то ли человеческого облика кричат, поднимают в верх руки, их лица обезображены гримасой ужаса. Светает, наступает царство Бога, дьявол уступает свои права:
«Уже пора» - говорит ему Гойя. Так заканчивается великий и трагический «Капричос», открывший Эпоху Романтизма в изобразительном искусстве.

Я буду рассказывать про то, как разные глюки мозга порождают самые разные мифы о паранормальном. И для начала я хотел бы обратиться к вам и задать вам вопрос: есть ли здесь в зале кто-нибудь, кто испытывал такое странное ощущение, что вы проснулись, но не можете пошевелиться, как будто вы парализованы? Поднимите, пожалуйста, руки.

Я вижу много рук. Хорошо, а теперь поднимите руки те, кто ощущал, будто в комнате есть кто-то посторонний? Ага. А кто ощущал, что этот посторонний запрыгнул к вам на грудь и пытается вас задушить? Я вижу десять рук, отлично.

Подобный сон мне снился два раза. Это был, наверное, самый страшный сон в моей жизни, и я пытался найти в интернете картинку, которая показала бы, как это можно было бы проиллюстрировать. Нашел вот такую картинку... Похоже? Кто поднимал руку? Да-а-а-а! Ну, не знаю, может быть и не похоже.

Мне говорили многие люди, что похоже, и мне было интересно узнать, что похожие мифы о разных демонах, которые приходят во сне и душат людей, существуют в самых разных культурах. Если мы посмотрим, то слово «кошмар» происходит от имени демона, который называется Мара, из скандинавской мифологии, который, собственно, занимался таким вот удушением. И в самых разных других культурах можно найти похожих существ – не всегда демонов, иногда призраков. Например, канасибари – это такой большой японский призрак, который приходит, ставит ногу на грудь спящему человеку и вызывает у него, соответственно, тоже удушение и кошмары [здесь у меня возможно ошибка в переводе: канасибари, по-видимому, не имя признака, а название ощущения сонного паралича на японском - АП] . У россиян есть кикимора, есть домовой, который приходит и предупреждает о грядущих проблемах. Есть у мусульман джинны, ну и так далее в самых разных культурах. Ну и, соответственно, некоторые сторонники существования паранормальных явлений и демонов говорят, что это доказывает, что такие существа на самом деле существуют, что за ними есть какой-то реальный мистический феномен. Но ученые находят этому более простое объяснение, которое заключается в том, что у людей, испытывающих подобное состояние, возникает некоторое общее физиологическое ощущение, связанное с особенностью сна и физиологией сна, которая называется сонный паралич .

Что такое сонный паралич? Если вы посмотрите на активность мозга человека, когда он спит, то вы обнаружите, что есть фазы быстрого сна и есть фазы медленного сна. Во время фазы быстрого сна активность мозга человека примерно такая же, как когда он бодрствует. Если вы разбудите человека в этот момент, то он скажет, что видел сны. Называется эта фаза rem-сон (от английского rapid eye movement – быстрое движение глаз), то есть мы быстро двигаем глазами, нам снятся сны... И если бы мы во время этого состояния начинали воплощать в реальность свои сны – начали бы дергаться, брыкаться, прыгать, падать с верхней полки в поезде – тогда это было бы очень печально. И существует механизм, который нарушает передачу сигналов от мозга к мышцам, собственно, в этот момент. И иногда бывает так, что этот механизм не проходит: то есть человек уже проснулся, механизм не выключился и в течение буквально 30 секунд человек является парализованным. При этом он чувствует, что не может вдохнуть полной грудью, возникает ощущение удушья, особенно если у человека есть какие-то проблемы с дыханием, например, апноэ, или если он храпит, если он имеет какие-то иные обструкции дыхательных путей. Во-вторых, если он парализован, возникает ощущение, что кто-то его удерживает, ну и всякие тени могут интерпретироваться как силуэты, а биение собственного сердца и иные шумы как шаги, дыхание каких-то существ. И так далее. Всё это конструируется в образ того самого кошмара, который я описал.

Иногда, когда сонный паралич не срабатывает, когда не возникает это состояние – бывают самого разного рода патологии. Например, есть патологии rem-фазы сна. Видите, человек спит, но при этом он дергается и делает всякие странные движения. Оказалось, что вообще бывают очень страшные истории. Например, когда человеку приснилось во сне, что он играет в американский футбол – он пытается забить гол, кидает мячик на пол, и в этот момент оказывается, что он схватил свою жену за голову и пытается кинуть ее под кровать. Бывает, что люди совершают в этом состоянии убийства, бывает, что они совершают изнасилования, наносят побои. Есть специальные криминалисты, которые на этом специализируются, вместе с врачами распознают случаи, когда у человека есть определенного рода нарушения, которые могут к такому приводить, чтобы по отдельному механизму рассматривать такие дела. У пациентов, которые страдают этим нарушением, часто выявляют повреждение мозга вот в этой области – она называется покрышка моста или pontine tegmentum на латыни. Были эксперименты на кошках, когда им эту область специально повреждали, и оказывалось, что они тоже, когда спят, могут проявлять самого разного рода поведение – они могут бегать, они могут охотиться, они могут пытаться с невидимым котом заниматься любовными утехами...

У меня нет видеозаписи котика, но есть видеозапись собачки, которой снится кошмар.

Бывает другое нарушение сна, которое называется лунатизм. Оно совсем по другому механизму, по-видимому, происходит. По крайней мере считается, что это нарушение возникает не во время быстрого сна, а во время медленных фаз сна, и человек просто воплощает в жизнь какие-то заученные автоматические действия. То есть мы можем ходить, не вовлекая сознание, ну и лунатики могут ходить, не вовлекая сознание. Вообще лунатизм это распространенная вещь, она не связана с какой-то выраженной патологией мозга. Это совершенно нормально. Многие дети ходят во сне и с возрастом это часто просто проходит. Но, к сожалению, иногда мифы о том, что лунатизм, например, может быть вызван тем, что в человека вселился демон, дьявол, еще какая-нибудь нечистая сила, могут приводить к печальным последствиям. Например, вот есть девочка, ее мама решила, что в нее вселился демон, потому что она ходила по ночам, и она свою дочку зарезала. Бывает очень трагично…

Следующая история. Я снова покажу вам животное – на этот раз это кот. Обратите внимание, как кот копает песочек – он копает песочек лапкой, которой у него нет. Вот это явление называется фантомная конечность и на самом деле примерно 90% людей, у которых ампутировали конечность, тоже в той или иной степени испытывают фантомную конечность. То есть это ощущение конечности, которой нет. И опять же некоторые сторонники паранормального говорят, что это доказывает, что есть не только материальное тело, но еще есть духовное какое-то... тонкие тела и так далее. Но ясно, что опять же, когда у человека утрачивается конечность, все нервные клетки, которые представляли эту конечность в мозге, те, которые посылали туда сигналы, получали от нее сигналы, обрабатывали информацию – они все остались, никуда не делись, поэтому вообще сам факт ощущений в конечности, которой нет, не представляет из себя ничего такого паранормального.

Иногда бывает так, что эта фантомная конечность начинает болеть, и это бывает очень неприятно. Нейрофизиолог Вилайнур Рамачандран, автор книги «Фантомы мозга» (если кто-то читал, очень интересная книжка), предлагает механизм, как такая боль могла бы возникать. Этот механизм, по его предположению, заключается в том, что когда мозг посылает сигнал в конечность, чтобы она сократился, он ожидает ответный сигнал, что команда выполнена успешно. Если этого не происходит, он подозревает, что с конечностью что-то не так. Вот мозг посылает сигнал руке «сгибайся», она не сгибается, он посылтает второй сигнал, она не сгибается, посылает третий сигнал, она не сгибается... Он говорит «всё, мою руку придавило чем-то очень тяжелым» и возникает боль.

Если это так, то можно эту гипотезу проверить, потому что мозг можно обмануть. И Рамачандран предложил такой механизм обмана мозга, который выглядит в виде зеркального ящика. Человек помещает свою здоровую конечность в этот ящик – в данном случае речь про руку – и видит отражение этой руки. Его просят представить, что он одновременно сгибает здоровую руку и отсутствующую, фантомную. Человек сгибает настоящую руку, смотрит в зеркало и видит, что у него как будто бы две руки и с ними всё в порядке. И в этот момент многим пациентам (есть клинические испытания) становится лучше. То есть мозг можно обмануть.

Интересно, что фантомную конечность можете испытать и вы, не имея никаких ампутированных конечностей – для этого нужно повторить следующий эксперимент. Руку человека убирают из вида, а перед ним кладут муляж, и дальше экспериментатор синхронно палочкой гладит этот муляж и руку человека. Важно, чтобы это было одновременно, синхронно, и тогда у многих людей формируется устойчивое убеждение, что вот этот муляж как будто его рука. Как это проверить? Дальше берут молоток и - бум! - по этому муляжу, а у человека возникает сильная эмоциональная реакция. Для сравнения, если вы будете делать прикосновение асинхронно, то есть дотрагиваться до руки и до муляжа вразнобой, то тогда иллюзия ложной руки не возникает. И тогда эмоциональная реакция, которую можно измерить с помощью прибора, который меряет резистентность, сопротивление на коже (то есть подключают, смотрят – если рука вспотела, значит, сопротивление изменилось, это можно зарегистрировать), вот эта реакция у людей будет намного меньше. Это если делать прикосновения асинхронно.

Можно пойти дальше и сделать иллюзию целого фантомного тела. Был такой эксперимент: человек смотрит в очки виртуальной реальности вниз и там, где по идее должно быть его тело, видит пустое пространство [а изображение своего тела он видит прямо перед собой, там, где на самом деле пустое пространство]. И экспериментатор одновременно дотрагивается кисточкой до тела человека и до этого изображения тела перед ним, и оказывается, что опять же если это делать синхронно, то со временем у человека формируется иллюзия, что у него есть целое фантомное тело. Опять же можно проверить с помощью теста на эмоциональную реакцию: поднести нож к этому пустому пространству. Люди очень сильно пугаются.

Для следующей истории мне нужно показать вам два символа. Это марсианские иероглифы, переданные с Марса инопланетным разумом. Мы знаем только как они называются, но не знаем, какой из них как называется. Один из них называется буба, другой называется кики. Собственно, нам эту информацию любезно предоставил канал Рен-ТВ, и я хочу, чтобы вы проголосовали. Кто считает, что буба справа? Поднимите, пожалуйста, руку. А кто считает, что слева? Ну, вас мало, вы рептилоиды. На самом деле нет ничего удивительного в том, что у нас есть ассоциации между... казалось бы, как звук связан с формой? А вот как-то связан, у нас есть такие ассоциации.

И у некоторых людей такие ассоциации бывают гораздо более интересными – это скорее редкость, но так тоже бывает – некоторые люди видят, например цифры или буквы цветами. Это явление называется синестезия и, по-видимому, оно связано с тем, что некоторые области мозга, которые воспринимают сигналы одной модальности, у них перекрываются с областями мозга, которые обрабатывают сигналы другой модальности, поэтому один стимул вызывает и другой стимул.

Долгое время ученые очень скептически относились к подобным заявлениям – вот, человек говорит «я вижу цифры цветами». И как это вообще можно проверить? Непонятно. Вдруг он просто выдумывает это всё и врет. Пока не был придуман достаточно любопытный эксперимент. Вы можете показать такую вот картинку. Кто видит здесь треугольник? Вас немного. Согласитесь, что вот так увидеть треугольник намного легче. То есть приходит синэстет и говорит: я вижу двойки красным, а пятерки синим. Например. Для него специально делаются такие вот картинки, чтобы он мог находить там скрытые фигурки, если он действительно видит цифры цветами. Дальше много таких картинок показывают и выясняют, что он действительно является синестетом. И вот такая синестезия бывает очень разная. Бывает не только цифры-цвета, может быть звуки и цвета, может быть всё что угодно.

Очень часто еще бывает мультимодальность, то есть синестет – он одновременно синестет в нескольких модальностях, у него что-то одно связано с чем-то, что-то другое с чем-то еще. У некоторых таких мультимодальных синестетов возникает еще одно очень редкое явление, когда они видят ауру. Что значит «видят ауру» - для них люди кажутся цветными, потому что, по их собственному описанию – они обычно не заявляют, что видят что-то паранормальное, не говорят, что у них есть паранормальные, экстрасенсорные способности – они осознают, что у них есть такая особенность восприятия, которая другим людям не свойственна. Человек вызывает у них какие-то приятные или неприятные эмоции и это выражается в том, что человек им кажется определенного цвета.

Опять же на это тоже можно придумать разного рода тесты, и вот здесь есть ссылка на статью, в которой сделали очень интересную вещь: они нашли четырех таких синестетов, которые утверждают, что видят ауру, и они нашли четырех человек, которые сказали, что научились видеть ауру через эзотерические практики. Дальше они подвергали их следующему тесту – показывали фотографии и просили, чтобы люди сказали, какого цвета аура у человека на фотографии. А потом эти же фотографии перемешивали и показывали второй раз. Синестеты очень быстро и стабильно указывают один и тот же цвет ауры для каждого человека. То есть они воспроизводят свои исходные показания. В чем-то это похоже на историю про иридодиагностику, про которую Алексей (Водовозов) рассказывал на своtй лекции. И вот синестеты прекрасно проходят этот тест, а вот «ауровидцы» с этим не справляются. Причем они не справляются, даже если им привести реальных людей. Ну, они могут сказать: «По фотографии ауры не видно, а вот вы живого человека приведите, я это сделаю». Приводят живых людей – тоже показывают один раз, потом перемешивают, показывают второй раз. Опять они ауру не видят.

У нас на премии имени Гарри Гуддини мы предлагаем миллион рублей любому, кто докажет, что обладает паранормальными способностями в условиях контролируемого научного эксперимента. Мы приглашали людей, которые утверждали, что видят ауры. Мы брали молодого человека и четырех девушек, показывали их этим ауровидцам, они говорили «да, мы видим ауру». Ставили их за ширму, те говорили «да, мы за ширмой тоже видим ауру». Потом мы ставили их за ширму так, чтобы никто не знал, где они стоят, и пытались добиться от них, чтобы они сказали, где стоит молодой человек. У них ничего не получилось. Там было два испытуемых. В общем, никаких оснований для существования эзотерической ауры пока что никем нигде не обнаружено, но вот интересный феномен синестезии существует.

Следующая история про двойников. Есть такие мифические существа, называются доппельгангеры, они могут, например, убить кого-то из ваших родственников, а потом занять их место, притворившись ими. Очень такие страшные существа. А есть синдром, называется синдром Капгра, он возникает обычно при определенных повреждениях мозга, и типичное проявление этого синдрома такое... Мужчина, допустим, попал в аварию, побывал в больнице, приходит домой, видит свою жену и говорит: «Эта женщина очень похожа на мою жену, но это самозванка. Это не моя жена, верните мне мою жену». Бывают разные проявления этого синдрома, вот самый забавный был недавно опубликован. Называется синдром кэтгра или синдром подмены кота. Человек утверждал, что его кота подменили ФБРовцы. Он писал письма своей жене, предупреждал ее, что «не доверяй коту. Кот следит за нами, подслушивает». В общем, всё передает в органы. Опять же у человека были обнаружены определенные повреждения мозга.

Есть разные точки зрения, не до конца изучен вопрос, почему это возникает, но одно из интересных нейробиологических объяснений – тоже можно у Рамачандрана найти – заключается в следующем. У нас есть два процесса, когда мы распознаем лица. У нас есть опознательный процесс, когда мы видим, визуализируем лицо, понимаем, что это тот самый человек, которого мы знаем. А есть автоматическая эмоциональная реакция на знакомых людей, которых мы хорошо знаем. То есть вы увидели свою маму, и у вас сразу теплые чувства, которые возникают автоматически. Было предположено, что в случае с этим синдромом второй путь нарушается, поэтому человек видит знакомое лицо, он его распознает. Может сказать, что да, цвет волос совпадает, цвет глаз совпадает, а вот эмоциональная реакция неправильная. То есть «как моя мама, но к своей маме я испытываю хорошие чувства, а здесь я не испытываю, следовательно, это самозванка». Такая вот возникает рационализация у мозга. И действительно, были эксперименты, в которых таким людям показывали фотографии, измеряли эмоциональную реакцию на знакомые лица, на знакомых людей, к которым они были эмоционально близки. Оказалось, что эмоциональная автоматическая реакция у них возникает намного хуже или вообще не возникает, и, собственно, это было некоторое косвенное подтверждение этой идеи.

Интересно, что в некоторых случаях синдрома Капгра человек, например, видит эту «самозванку», говорит, что это самозванка. А когда «самозванка» звонит ему по телефону, то он узнает голос, радуется и говорит «О, привет, мама», «О, привет, жена», ну и так далее. То есть могут быть забавные случаи с этими «делюзиями».

А бывает еще один синдром, когда человек думает, что он мертвый. Называется синдром Котара. Проявление такое: женщина попросила врача, чтобы тот ее отвез в морг, потому что она хочет быть среди своих, покойников. Или мужчина приходит к врачу и говорит: «Доктор, я пришел доказать вам, что я мертв». Доктор удивляется, но он уже слышал про синдром Котара. Он его спрашивает: «Ну хорошо, а вот скажите, мертвые могут истекать кровью?» Пациент говорит: «Ну, конечно же мертвые не истекают кровью» - «А давайте проверим» - «Давайте». Его укалывают булавкой, течет кровь, и он говорит: «Ну, значит, мертвые истекают кровью»… Логично?

Эти люди могут быть совершенно в каком-то смысле здравомыслящими, играть в шахматы, поддерживать диалоги на самые разные темы, но при этом у них есть такие вот очень сильные заблуждения. И одного такого пациента проверили с помощью медицинских приборов, посмотрели на его активность мозга. Вот эти вот синие области – очень широкая область коры головного мозга – имеет гораздо более низкую активность, чем у здоровых пациентов, которых рассмотрели для контроля. Был сделан вывод, что из-за чего-то снижена активность разных областей мозга и, по-видимому, некоторые из этих областей связаны с восприятием собственной личности, с тем, как ты себя самоидентифицируешь. С самосознанием.

Еще одна – предпоследняя – тема это околосмертный опыт. Многие люди, когда переживают клиническую смерть – то есть остановку сердца, при которой доступ кислорода к мозгу снижается или прекращается полностью – они потом описывают свой околосмертный опыт, но немножко по-разному его описывают. Примерно 50% говорят, что они осознали свою смерть. Четверть говорят, что они выходили из своего тела. Треть упоминают, что видели свет в конце тоннеля. Треть говорят, что они встречали мертвых. Еще половина говорит, что при этом они испытали некоторое облегчение, что этот околосмертный опыт был для них даже приятным.

И для начала нужно сказать, что вообще около половины случаев околосмертного опыта – это никакой не околосмертный опыт. Околосмертный опыт можно ощутить совершенно без угрозы собственной жизни: например, человек, который упал в обморок, или человек, который был на какой-то рутинной операции и ему дали наркоз. Это может быть диабетик, у которого уровень сахара в крови упал, или что-нибудь в этом роде.

Что касается выхода из тела – здесь было совершенно случайное открытие. Есть такое заболевание – эпилепсия, при котором у человека бывают страшные припадки. Иногда эпилепсия бывает настолько серьезная, что с ней нужно что-то делать. Например – найти очаг эпилептического припадка в мозге и его вырезать. Для того, чтобы его найти, в разные области мозга втыкают электроды, бьют током и спрашивают человека «Ну как? Нормально?». Ну и, соответственно, одному такому пациенту с эпилепсией воткнули электрод в определенное место мозга, и в этот момент он сказал «Опа, а я вышел из тела». Что имелось в виду? Это начали изучать, повторять, установили локализацию точно. Он говорит, что в этот момент он видит всё то же самое, точно своими глазами, но при этом он чувствует, что находится где-то в другом месте, где-то выше. Висит над собой. Дальше этот же эксперимент проводили на других пациентах, установили это место – в височной области коры головного мозга, которое отвечает за это вот странное ощущение. Если его стимулировать, возникает выход из тела. Это можно объяснить такой вот метафорой: у вас есть телефон, у него есть камера и GPS. И вот этот GPS сломался. Вот вы снимаете на телефон Статую Свободы, а GPS говорит – вы находитесь на Красной площади. И мозг, не привыкший к тому, что приборы вообще могут ошибаться, он говорит «Ну, значит, Статую Свободы украли и поместили на Красную площадь, молодец Путин». Здесь возникает примерно то же самое.

Свет в конце тоннеля. На самом деле свет в конце тоннеля могут увидеть, например, летчики, которые испытывают перегрузки, когда летают на самолетах или в симуляторах, в центрифугах. Кровь отходит от мозга, возникает гипоксия. Наше зрение устроено так, что по центру там очень много светочувствительных клеток, а по периферии их намного меньше. Поэтому когда начинает выключаться зрение, то сначала выключается периферическое зрение, а центральное еще немножко после этого остается. Возникает светлое пятно, вокруг темнота – это и есть свет в конце тоннеля.

Люди иногда говорят, что они видят призраков. Опять же мы знаем, что определенные повреждения мозга приводят к разного рода визуальным галлюцинациям. Это бывает и при болезни Альцгеймера, и при болезни Паркинсона, поэтому когда человек находится в состоянии кислородного голодания, его мозг голодает, нервные клетки перестают нормально работать, некоторые из них погибают, и это может приводить к разного рода глюкам. Здесь нет ничего паранормального.

Что касается эйфории, то тут на самом деле тоже всё не так сложно. Когда человек испытывает страх, или животное испытывает страх, то механизм боли эволюционно уже не столь полезен, потому что обычно страх вы испытываете, когда за вами кто-то гонится. Вам нужно убегать, спасаться, и для этого боль была бы помехой. Поэтому в ответ на страх происходит выброс эндогенных эндорфинов, то есть веществ, которые, по сути, обезбаливают и успокаивают. Это одно объяснение. И люди, которые, допустим, занимаются экстремальными видами спорта, могут испытывать кайф от чувства страха. Это, в принципе, вещь вполне понятная. А смерть – это очень страшно, поэтому тоже всё понятно. Другое объяснение – что на самом деле многие случаи околосмертного опыта возникают, когда человеку дают наркоз. Под наркозом человек опять же может себя чувствовать лучше.

Ну и последняя тема – черная магия. Можно ли человека убить с помощью черной магии, проклясть его? Некоторые люди в это верят, верят в ведьм и что они могут наложить проклятье. Есть даже такие анекдотические истории про аборигенов, когда костью шаман показывает на человека, и человек погибает. После этого он перестает есть, перестает пить, у него может случиться инфаркт, если у него больное сердце. Такие случаи были записаны некими антропологами, и были они показаны в современных медицинских условиях. Например, когда пациентке говорят, что она скоро умрет (не шаманы, а врачи) – у нее тоже может случиться сердечный приступ, она тоже может умереть. Есть в медицинской литературе несколько сотен кейсов, которые были таким образом описаны. Если вы верите, что умрете, то это может быть самосбывающийся прогноз, потому что это может повлиять на ваше самочувствие. Поэтому, когда речь идет про черную магию, то самый лучший способ от нее защититься – в неё не верить.

И, собственно, последняя часть моего выступления называется «Смех побеждает чудовищ» – я очень кратко покажу черную магию в некоторых ее проявлениях. Есть такой замечательный фильм «Ключ от всех дверей» – это фильм ужасов. Там была девушка, и пока она не верила в черную магию, с ней всё было в порядке. Потом она в нее поверила, и с ней смогли сделать очень неприятную вещь. Вот, я фильм вам заспойлерил, прошу прощения, но этот принцип я хотел бы продемонстрировать на следующем видео. Здесь будет просто магия. Понятно, что эти люди либо очень искренне верующие, либо они в сговоре. Проверить это очень сложно. Но если этот человек согласится прийти к нам на премию Гуддини, то мы с удовольствием проверим его способности на скептиках... У меня есть другое видео, где проверяют человека, который якобы специалист по бесконтактному бою – раскидывает учеников, всё у него очень круто. Он говорит, что у него есть 200 побед на 0 поражений, и он готов поставить $5000 на то, что он сможет любого бойца победить с помощью своего бесконтактного искусства. И человек вызвался на этот поединок, подписали договор – заключили сделку, что 5 тысяч долларов достанутся победителю. Вон слева [на видео] другой боец…

А. Соколов (комментирует видео): Моё кунфу круче твоего кунфу.

Ну и последнее видео – человек справа тантрический маг, он говорит, что может любого человека убить с помощью черной магии, человек слева скептик, он в это не верит. В общем, там дальше полчаса такого видео, мы не будем его смотреть. В итоге у мага ничего не получилось, он говорит своему оппоненту: ну, наверное, тебя защитили твои боги. На что тот ответил «Вообще-то я атеист».

В Гарри Поттере был такой монстр, который назывался боггарт. Он представлял собой самые большие страхи человека, которые у него были, принимал такой образ. И вот один мальчик очень боялся профессора зельеварений Снейпа, поэтому боггарт принял образ Снейпа. Чтобы победить боггарта, его нужно было представить в каком-нибудь нелепом обличии, и мальчик представил его в одежде своей бабушки. Боггарт был побежден, так что смех побеждает чудовищ.

Большое спасибо за внимание.

Франсиско Гойя занимает особое место в испанском искусстве и испанской культуре: не будет преувеличением сказать, что это самый крупный художник, которого дала Испания за триста лет, прошедшие после «золотого века» испанского искусства, отмеченного именами Эль Греко и Веласкеса, Сервантеса и Кальдерона. Особое место принадлежит Гойе и в европейском искусстве своего времени - он намного опередил поиски и дерзания своих современников. Когда сравниваешь произведения Гойи с картинами классициста Давида или романтика Жерико, сразу бросается в глаза, насколько свободен Гойя от каких-либо априорных схем и доктрин, насколько непосредственно реагирует его искусство на окружавшую художника действительность. Кажется, что творческим возможностям его кисти и офортной иглы нет предела. Это сближает Гойю с искусством XX века. Как писал французский исследователь Мальро, Гойя «предвосхитил все современное искусство».

При жизни Гойя не был известен за пределами своей родины. Для остального мира его открыли в 40-х годах 19-го века французские романтики, которых привлекла в творчестве художника прежде всего фантастика. Оценка творчества Гойи неоднократно менялась. Для наших современников он не только создатель образов, поражающих своей фантастичностью, но прежде всего большой мастер реалистического искусства. Однако постоянно возрастающий в наше время интерес к творчеству художника вызван не только его мастерством реалиста. Творчество Гойи - это интереснейший человеческий документ и документ эпохи. Именно поэтому его картины и офорты не могут оставить равнодушным - их принимаешь или не принимаешь.

Жизнь и творчество Гойи начинались в XVIII веке - существовавший порядок вещей казался тогда прочным и неизменным; умер художник в 1828 году, когда после мучительной ломки рождались новое общество и новая культура. Художник оказался в исключительном положении: оставаясь блестящим знатоком испанской жизни XVIII века, испанских традиций, он приобрел новый взгляд на мир, взгляд человека XIX века, расставшегося со многими старыми иллюзиями, предрассудками и суевериями. Эта позиция на рубеже двух столетий, на грани двух исторических эпох позволила Гойе с большой достоверностью и страстностью отразить в своем творчестве противоречивость и сложность своего времени.

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в арагонской деревушке в семье позолотчика. Юность провел в Сарагосе и Мадриде, учился живописи, в 1764 и 1766 годах выставлял свои картины на конкурс в Академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу: картины не были приняты. Затем уехал в Италию. Вернулся в 1771 году. Живопись итальянского классицизма и античное искусство не привлекали Гойю. Он много копирует Веласкеса, совершенствует свою живописную технику, делает первые офорты.

В 1776 году Гойя начал работать на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде. За 15 лет он создал большую серию так называемых картонов - композиций, по которым изготовлялись шпалеры. Эти работы заставили говорить о Гойе как об одном из самых крупных мастеров в изобразительном искусстве Испании. Несмотря на прикладной характер, ограниченность тематики и выразительных средств этого жанра, уже здесь Гойя показал себя как оригинальный и самобытный мастер.

Картины Гойи отличает радостное, мажорное мироощущение. Перед нами небольшие жанровые зарисовки народной жизни, в которых нет нарочитого изящества и утонченности. В картоне «Завтрак на лужайке» (1788, Лондон, Национальная галерея) Гойя показывает группу из пяти кавалеров и двух дам во время пикника. Никакой идеализации: национальные испанские костюмы, выразительные, подчеркнуто некрасивые лица.

В других картинах Гойя еще дальше отходит от французских образцов: в композициях «Ходули» (1791-1792, Мадрид, Прадо), «Игра в пелеле» (1791, там же) он показывает народные игры и развлечения. Гойя не только противопоставляет торжественному холодному придворному портрету и классицистическим композициям радостную стихию народной жизни, - но в таких картинах, как «Зима» или «Раненый каменщик» (обе - 1786, Прадо), он показывает полные драматизма сцены из жизни простых испанцев.

Работа на королевской мануфактуре все меньше удовлетворяла художника, хотя и принесла ему почет и славу: в 1780 году он был принят в члены Академии Сан-Фернандо, где в скором времени стал сначала вице-директором, а потом и директором живописного отделения, в 1789 году - назначен придворным живописцем нового испанского короля Карла IV.

Отказавшись от работы над шпалерами, Гойя приступает к созданию живописных полотен. К 90-м годам относятся несколько картин, в которых Гойя запечатлел характерные сцены испанской жизни.

В «Похоронах сардинки» мы видим народный праздник, который проводился в Испании в последнюю среду перед великим постом. Гойя прекрасно передает задор и искреннее веселье, охватившее участников празднества.

А вот другая процессия - «Процессия флагеллантов». Это иная, оборотная сторона жизни народа. Процессии флагеллантов, самобичующихся, были запрещены в Испании еще в 1777 году, но, как и многие другие суеверия, этот обычай настолько укоренился в сознании людей, что, несмотря на запрет, шествия флагеллантов продолжались и в начале XIX века. Динамичность композиции, ее нервный ритм подчеркивают эмоциональную напряженность сцены, граничащую с безумием экзальтацию, в которую впала толпа.

В картине «Заседание трибунала инквизиции» под тяжелыми сводами огромного зала на помосте сидят осужденные в высоких остроконечных шапках, разрисованных языками пламени, - каросах, которые надевались на жертв инквизиции. За столом восседают члены трибунала, чуть ниже - монахи-доминиканцы. Заседание в разгаре. Гойя противопоставляет мужественность жертв низменности палачей.

Параллельно Гойя работает над «колдовской» серией. Это небольшие по размеру картины, в которых художник обращается к суеверным представлениям о силах ада и зла.

В центре «Шабаша ведьм» (Мадрид, Музей Лаэаро) изображен дьявол в виде огромного козла. Вокруг него сидят ведьмы с тельцами младенцев в руках. По освещенному луной небу летят демоны в образе черных летучих мышей. Эта картина, как и «Лампа дьявола», «Кухня ведьм» и другие, свидетельствует о том, что в творчество Гойи проникает фантастика, ставшая в дальнейшем одной из главных особенностей его искусства.

Картины, созданные в 90-е годы, тематически связаны с его известным произведением - серией офортов «Капричос» - и являются своего рода прелюдией к этому произведению. «Капричос» были созданы в 1797- 1798 годах. В этих офортах отразились многолетние наблюдения художника над испанской действительностью, его стремление к изменению существующего порядка вещей. Торжество Глупости над Разумом, суеверие, нравственное падение - эти темы проходят красной нитью через все 80 офортов серии.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.

Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ». Этим сном спит Испания - страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти.

«Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов - махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи - изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Вот лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем плане - море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное сохранившее благородные человеческие черты лицо - лицо осужденной. Но Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой усердной, такой полезной - и так обойтись! Безобразие!» Род занятий грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая сопровождает осужденную на костер,- здесь уже не возникает никаких сомнений: жертва не лучше своих палачей.

С наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины, проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в одежды лицемерия.

На листе 46 «Строгий выговор» ведьмы и ведьмаки получают последние наставления перед тем, как отправиться на шабаш. «Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, - комментирует Гойя, - а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает Колдовской семинарией…» В этой колдовской семинарии ученики одеты в монашеские рясы, как и те, кто присутствовал на суде инквизиции. Что это, адская пародия на деятельность «святых отцов»? Нет, это портреты, обнажившие их сущность.

Одна за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист 48) - образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя обыгрывает двойной смысл слова sop — lones - доносчики и дующие. На этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте. На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и ненасытные, проникающие повсюду.

Картины кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в переносном смысле - «докучать». Монахи обступили несчастного, который молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто станет жить среди людей, - утверждает Гойя, - тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там он все равно убедится, что жизнь - сплошной клистир». В царстве Глупости человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.

Следующие несколько офортов посвящены приобщению к адским ремеслам. Для того чтобы стать полноправным «гражданином» мира Тьмы и приобщиться ко всем его таинствам, недостаточно заявить о своем желании - надо пройти обряд дьявольского крещения. Гойя пародирует каноническую композицию христианского изображения крещения (лист 70): река Иордан превратилась в смрадное болото, из которого торчат головы «окрещенных», голубь (Святой Дух) - в сову, на крыльях которой сидят два колдуна в митрах. Крещение производит козлоногий ведьмак, который крепко держит начинающую ведьму за ноги. Словесная формула обряда такова:

Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить - всякий раз, как тебе прикажут?
- Клянусь!
- В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

Близится час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои норы, происходит обратное превращение - монстры и нетопыри начинают приобретать свой «дневной» облик.

Листом 80 «Уже пора», на котором ведьмы и ведьмаки, переодетые в сутаны, снова готовы наставлять на «истинный» путь людские души, править дневным миром, завершается серия «Капричос».

Не случайно в художественной системе «Капричос» понятие Разума занимает центральное место. Лучшие умы эпохи Просвещения считали, что после уничтожения старых феодальных порядков жизнь общества будет строиться на разумных началах. Для установления справедливости достаточно будет воззвать к разуму людей. Однако история показала утопичность этой идеи. Это понимал Гойя, бывший современником и свидетелем якобинской диктатуры и наполеоновской империи во Франции. Поэтому «Капричос» обрываются на тревожной ноте. День наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как ночью!

Продолжение следует.

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская пословица, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос ».

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» . Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Напишите отзыв о статье "Сон разума рождает чудовищ"

Примечания

Литература

  • da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сон разума рождает чудовищ

Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.