Сообщение про декарта. Важные даты биографии Рене Декарта

Декарт Рене, краткая биография которого описана в этой статье, безусловно, является одним из самых выдающихся, значимых мыслителей и математиков Франции, а также всего мира XVII века. Помимо этого, он проявил себя как талантливый физик и основоположник рационализма.

Декарт Рене: краткая биография

Р. Декарт совершил за свою жизнь огромное количество различных научных открытий и достижений, благодаря которым навечно вошел в анналы истории и науки.

Сам Рене Декарт, краткая биография описана в этом блоке статьи, происходил из старинного дворянского рода. Он получил хорошее образование, окончил иезуитскую школу Ля Флэш в городе Анжу. Будучи еще молодым парнем, он служил в армии и даже принял участие в Тридцатилетней войне.

Однако в начале 20-х гг. XVII века он оставил военное поприще и пустился в странствия по Европе. Спустя 4 года путешествий, он, наконец, оседает в Голландии. Здесь он прожил около двадцати лет.

В 1649 г. его приглашают ко дворцу Шведской королевы, поэтому он перебирается в Стокгольм. Однако вскоре ученый уходит из жизни.

Научные изыскания

На счету Декарта Рене, в краткой биографии которого сложно перечислить все его достижения в различных областях науки, числится множество весомых открытий. Ему принадлежать нововведения в области алгебры и аналитической геометрии, в основе образования которой лежали идеи Декарта.

В области физики ему принадлежит обоснование закона сохранения движущего количества, введение термина импульс силы.

Если рассматривать Рене Декарта, краткую биографию и его открытия с точки зрения философии, то он был дуалистом, который стремился гармонизировать душу и тело.

В психологии он сделал немалый вклад, изучив рефлекс и рефлекторные действия. При этом Декарт сравнивал человеческий организм с механизмом.

Доказательство божественного существования

Несмотря на то что Декарт Рене, краткую биографию которого знает практически каждый образованный человек, являлся величайшим умом своего времени и деятелем науки, он был религиозным человеком и был убежден в существовании бога.

Однако он не намерен был просто верить, а решил доказать его существование научным путем. Для обоснования своей точки зрения ученый использует доказательство с точки зрения психологии, суть которого заключается в том, что сама идея о боге делает его существование реальным.

Онтологическим доказательством реальности бога является сама мысль, человеческое мышление.

Сегодня эти доказательства кажутся наивными и даже абсурдными, но для той эпохи это были передовые философские идеи. Столь смелым и аналитическим складом ума мог похвастаться далеко не каждый современник Рене Декарта. Биография и краткое содержание его научной деятельности изучается даже в рамках школьной программы.

Великие достижения ученого

Наверняка каждому известна его расхожая фраза: "Я мыслю, следовательно, я существую". Эта фраза очень популярна и сегодня.

Однако великие цитаты хоть и являются немалым вложением, но вряд ли считаются научными достижениями. Декарт Рене прославился не только благодаря им, а в большей степени за счет своего вклада в науку.

Он является одним из основателей современной алгебры. Именно ему принадлежит введение обозначений неизвестных, последними буквами латинского алфавита. Поэтому всем известные х, y, z стали привычными нам, благодаря ему.

В геометрии он известен, потому что выявил связь между величиной и функцией.

Также он немало изысканий провел в области механики, астрономии и астрофизики (строение Вселенной), оптике. Ему принадлежат такие термины, как: "сила", "величина" (масса), "движение" (количество движения) и другие.

Выше уже были перечислены некоторые его достижения в философии, психологии и других науках. Однако формат статьи не позволяет перечислить полностью все достижения величайшего ученого Нового времени. Чтобы полностью их перечислить, потребуется как минимум несколько десятков страниц, а для раскрытия их сути не хватит и целой книги.

Заключение

Все мы помним декартовые достижения и крылатые фразы еще со времен школы, где его имя неоднократно встречается в разных науках, от математики и алгебры, до философии и психологии.

Однако мало кто углубляется в суть его открытий, ограничиваясь лишь поверхностными знаниями. Чтобы полностью усвоить его труды, потребуется немало времени и усилий, поскольку он написал довольно много письменных научных трудов.

Декарта недаром считают гением, ведь столь разностороннего, усердного и дальновидного человека найти очень непросто. Не каждый год и даже век рождается столь одаренный и великий ученый.

Его пытливый, аналитический и рациональный ум позволил ему совершить многочисленные открытия в совершенно разных науках, причем не только в естественных и точных, но и в гуманитарных. Его ставят в один ряд с такими великими людьми, как: Леонардо да Винчи, Иммануил Кант и Исаак Ньютон. И это совершенно заслуженно.

Декaрт Рене (Descartes Rene) (латинизированное имя - Картезий;
Cartesius Renatus), род. 31.3.1596, Лаэ (Турень) - ум. 11.2.1650, Стокгольм.

Французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провел двадцать лет в уединенных научных занятиях. В 1649 по приглашению шведской королевы переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввёл многие современные алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи. Ввёл представление о рефлексе.

В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - бог, который сотворил материю, движение и покой.
Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («... я мыслю, следовательно, я существую...»). Пытался доказать существование бога как источника объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врождённых идеях.

В «Геометрии» (1637) Декарта широкое применение получило понятие переменной величины.
Переменная величина у Декарта выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.
Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Декарта действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И.Ньютон; отрицательные числа получили у Декарата реальное истолкование в виде направленных ординат.
Декарт значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (х, у, z, ...) и коэффициентов (а, b, с, ...),
а также обозначения степеней (х4, a5, ...).
Запись формул у Декарта почти ничем не отличается от современной. Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений; сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней (правило Декарта); поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода); указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и его корни находятся с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо.
В аналитической геометрии, которую одновременно с Декартом разрабатывал П.Ферма, основным достижением Декарта явился созданный им метод координат (декартовы координаты). В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии (названные позднее Г.Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов, и исключил «механические» (трансцендентные) кривые.

В «Геометрии» Декарт изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т.н. овалам Декарта. Заложив основы аналитической геометрии, сам Декарт продвинулся в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства.
Тем не менее его «Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики.
В переписке Декарта содержатся и другие его открытия: вычисление площади, ограниченной циклоидой, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмич. спирали.
Из рукописей Декарта видно, что он знал (открытое позднее Л.Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и ребер выпуклых многогранников.

Рене Декарт - известный французский философ, талантливый математик, учёный-механик, физиолог, физик.

Биография

Детство

Декарт родился в старинной дворянской семье, которая к тому времени уже обеднела. Он был самым младшим из трёх сыновей в семье. Отец, Иоахим Декарт, был судьёй в другом городе, так что редко бывал дома и практически не занимался воспитанием сына. Мать, Жанна Брошар, была дочерью французского генерал-лейтенанта, но в воспитании Рене ей тоже не пришлось поучаствовать: через год поле рождения сына она умерла. Маленький Декарт рос под присмотром бабушки по материнской линии. В детстве отличался болезненностью и любознательностью.

Образование

Декарт получил религиозное образование в иезуитском колледже под названием Ла Флеш. О школе у него остались не самые радужные воспоминания. После него он поступил в университет Пуатье, где в 1616 году ему была присвоена степень бакалавра права. В эти же годы он начинает заниматься математикой, но ведёт очень беспорядочный образ жизни.

Жизненный путь

После университета Декарта тянет на подвиги, и он поступает на военную службу, причём каждый раз оказывается в самых горячих точках: он успел поучаствовать и в революционной Голландии, и в битве за Прагу в Тридцатилетней войне, и в осаде Ла-Рошели. По окончании своих военных похождений Декарт возвращается на родину, но о его свободомыслии уже успели прознать вездесущие иезуиты. Они обвиняют его в ереси, и Декарту приходится уехать жить в Голландию на целых 20 лет.

Здесь он изучает многие науки, переписывается с самыми известными философами и учёными со всего мира. Результатом научных изысканий стала книга «Мир», написанная им в 1634 году. Но опубликована она была гораздо позже, так как предусмотрительный учёный взял на заметку трагедию, произошедшую годом ранее с Галилеем. Вскоре увидели свет и другие научные труды Декарта, которые восхитили одних и повергли в шок других своими откровениями. Это «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…» и «Первоначала философии». В последней из этих книг Декарт сформулировал главные тезисы своего мировоззрения о сотворении мира Богом, о движущейся материи и математике как универсальном методе познания окружающего мира. Он привёл доказательства существования Бога, но вместе с тем утверждал, что после того, как Бог сотворил этот мир, он развивается без Божественного вмешательства. Естественно, церковники не могли принять такого учения Декарта. Так обозначилось противостояние между Декартом и церковью, продолжавшееся до конца его жизни и даже после. Кардиналу Ришелье очень понравились изыскания Декарта: он дал разрешение напечатать их во Франции. А вот в Голландии на них было наложено проклятие протестантскими богословами. Учёного смог поддержать только принц Оранский.

Травля за вольнодумство преследовала болезненного, слабого здоровьем учёного по пятам. Он был изнурён ею, а поэтому поддался уговорам шведской королевы и переехал в 1649 году в Стокгольм. Там его отношения с церковью не улучшились, а только усугубились: Декарт открыто и довольно враждебно высказывался против её учений. Нервное перенапряжение отрицательно сказывалось на здоровье учёного, что усугублялось суровым климатом, к которому Декарт долго и тяжело привыкал. Жизнь при дворе тоже не была сладкой. Королева Кристина очень уважала Рене, который был для неё авторитетом, но она была слишком экстравагантна и непредсказуема и зачастую мучила учёного, нагружая его умственной работой.

Личная жизнь

О личной жизни Декарта практически ничего не известно. Женат он не был. Возможно, если бы у него не родилась в 1635 году дочь Франсина, никто бы так и не узнал о его мимолётной увлечённости собственной служанкой Хелен. Отношения с ней не были оформлены, и дочь Декарта считалась незаконнорожденной. Однако учёный очень был привязан к этому маленькому существу и еле оправился от удара, когда в пятилетнем возрасте Франсина скончалась от скарлатины. По крайней мере, этот странный и замкнутый человек, у которого практически не было друзей, показал себя в эти пять лет очень нежным и заботливым отцом.

Смерть

Уже через год после приезда в Стокгольм Декарт простудился и скончался от воспаления лёгких 11 февраля 1650 года. Через 17 лет Франция заявила свои права на великого соотечественника, и останки учёного были перезахоронены в часовне аббатства Сен-Жермен, где и покоятся до сих пор. Существует версия об отравлении Декарта.


Основные достижения Декарта

  • Декарт по праву считается создателем аналитической геометрии и автором современной алгебраической символики.
  • Он стал основателем нового метода в философии, который получил название радикального сомнения.
  • Декарт - автор механицизма в физике.
  • Он считается предтечей рефлексологии.
  • Учения Декарта оказали серьёзное влияние на работы и научные открытия многих последующих поколений великих учёных: Спинозы, Арно, Мальбранша, Локка, Лейбница, Канта и Гуссерля.

Важные даты биографии Декарта

  • 1596 год - рождение
  • 1597 год - смерть матери
  • 1606–1612 года - учёба в иезуитском колледже
  • 1612–1616 года - учёба в университете Пуатье
  • 1617 год - начало военной карьеры
  • 1620 год - битва за Прагу
  • 1627 год - осада Ла-Рошели
  • 1628 год - переезд в Голландию
  • 1634 год - «Мир»
  • 1635 год - рождение дочери Франсины
  • 1637 год - «Рассуждение о методе…»
  • 1640 год - смерть дочери
  • 1641 год - «Размышления о первой философии…»
  • 1642 год - проклятие голландских протестантов
  • 1644 год - «Первоначала философии»
  • 1649 год - переезд в Швецию, «Страсти души»
  • 1650 год - смерть
  • Живя в Голландии, Декарт никогда не останавливался в каком-то определённом месте. За 20 лет своего пребывания в этой стране он успел пожить практически во всех её городах.
  • Именно Декарт предложил использовать первые три буквы латинского алфавита (А, В и С) для постоянных величин, а последние три (X, Y и Z) - для переменных.
  • Шведская королева Кристина заставляла Декарта вставать в пять утра каждый день, чтобы заниматься с ней уроками.
  • Официальная версия смерти великого учёного - воспаление лёгких, однако в 1980-е годы были обнаружены документы, которые содержали заключение медика о причинах смерти Декарта. В них значится, что он умер от передозировки мышьяком.
  • Когда Декарта решили перезахоронить и перенести его останки из Швеции во Францию, после вскрытия его могилы обнаружилась пропажа черепа, которую так никто и не смог объяснить.
  • В честь великого учёного на Луне назван кратер.
  • И. П. Павлов возле своей лаборатории установил памятник-бюст Рене Декарту, так как считал его основателем всех своих исследований и сделанных открытий.

HACKED BY SudoX — HACK A NICE DAY.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
РЕНЕ ДЕКАРТ (КАРТЕЗИЙ)
(1596-1650)

Французский философ, математик, физик и физиолог Декарта называют "отцом новой философии", так как он является основателем современного рационализма. В основе философии Декарта - дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции. Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способ мышления. Декарт делает вывод: "Я мыслю, следовательно, я существую".

Основные сочинения. "Рассуждения о методе" (1637), "Метафизические размышления о первой философии" (1641), "Начала философии" (1644)

В конце пасхальных каникул 1606 года в учебном заведении "Колледж Руайяль", расположившемся среди фруктовых садов небольшого французского городка Ля Флешь, появился новый ученик. Мальчика звали Рене. В коллегию из соседней провинции Турень (Рене родился в расположенном там городе Ляэ 30 марта 1596 года) его привез отец Иоахим Декарт, бывший в ту пору советником парламента в Бретани. Мать Рене умерла, когда ему исполнился год. Жену Иоахима Декарта свела в могилу болезнь легких. У врачей, на глазах которых столь скоротечно закончилась жизнь этой женщины, были все основания предрекать такой же исход и сыну. Что они и делали весьма регулярно в течение десяти лет, прожитых Ренэ к моменту поступления в Королевскую коллегию.

Следующее десятилетие ничего нового не принесло. Врачи сменяли друг друга, приговор же оставался неизменно суровым ребенок (а потом подросток, юноша, молодой человек) обречен! Мысль о сомнительности собственного существования стала для Рене чем-то само собой разумеющимся. Коллегия Ля Флешь незадолго до зачисления в нее Ренэ Декарта была основана орденом иезуитов с согласия французского короля Генриха IV, отдавшего под нее фамильный замок Шатонеф.

Преподавали здесь, как напишет много позже Декарт, лучшие в Европе профессора. Основной принцип деятельности ордена - суровая, равно обязательная для всех дисциплина, обеспечивавшаяся "теорией повиновения". Из-за слабого здоровья Рене Декарту предоставили ряд поблажек, главная из которых состояла в том, что он был переведен на вольный режим жизни и посещения занятий. В частности, он мог оставаться в утренние часы, после общего подъема (спал Рене отдельно от всех остальных учащихся), в постели до десяти-одиннадцати часов. Благодатная безмятежность этих утренних часов располагала ясный после ночного отдыха ум к спокойному течению мыслей, подчиненному лишь непринужденной игре воображения. Привычка эта закрепилась у Декарта настолько, что в последующей жизни он не изменял ей ни при каких условиях.

В одном из писем Декарт подчеркивал, что именно в эти утренние часы ему приходили наиболее ценные мысли. Первое из дарованных Декарту послаблений повлекло за собой второе - возможность относительной самостоятельности мышления и подбора авторов для чтения. Мы знаем имена мыслителей, чьи книги, запрещенные инквизицией, оказали на юного школяра большое воздействие. Это "скептики" - Агриппа, Порта, де Монтень, Шаррон.

Человеческое познание, говорили скептики, по самой природе своей недостоверно, поэтому усилия, прилагаемые на этом поприще, себя не оправдывают, они тщетны. Способность все подвергать сомнению, критически относиться к любой, на первый взгляд, самой несомненной истине - вот что прежде всего было усвоено им при чтении этих авторов.

В коллегии Декарт проучился неполных десять лет (1606 - лето 1615). Обучение строилось следующим образом. Первые семь лет отводились штудированию грамматики, риторики, богословия и схоластики. Латынь усваивалась настолько, что выпускник коллегии мог читать в оригинале латинских авторов и, владея языком древних римлян не хуже, чем своим родным, свободно излагать на нем свои мысли.

Изучался и древнегреческий язык. Затем следовал трехгодичный курс философии. В первый год познавались логические труды Аристотеля. В течение второго года изучались физика и математика. И наконец, завершался трехгодичный курс, а с ним и все обучение усвоением основных идей аристотелевской "Метафизики". После окончания коллегии Декарт два года проводит в Париже, в традиционных для человека его круга занятиях, составлявших суть светского образа жизни балы, приемы, прогулки и пирушки. И вдруг Декарт исчез. Друзья узнали о его местопребывании случайно, несколько месяцев спустя он укрылся в пригороде Парижа, где изучал математику, овладевал искусством фехтования и упражнялся в верховой езде.

Он пришел к мысли, что единственным надежным орудием ума является сомнение. Он начал поиск с того, на чем другие поиск заканчивали. Надо довести сомнение до крайних границ, так, чтобы все сомнительное исчерпать. Вот тогда, быть может, и обнаружится нечто несомненное, точка опоры, прочное основание, на котором из подвергшихся критике материалов можно возводить новое здание. Это потребует предельного напряжения сил, духовных и физических. Значит, прежде чем покончить с сомнением, надо покончить с роковой сомнительностью собственного существования. Верховая езда и фехтование помогли ему одержать первую и важную победу - над самим собой, над собственной хилостью.

Намечены главные черты превращения школяра Ренэ Декарта в Ренатуса Картезиуса (так по латински звучит его имя), философа и естествоиспытателя новою типа. Декарт ставил перед собой задачу создать философию заново, утвердив ее на незыблемых основах несомненного знания. Он был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, которое приобрел в колледже и которое отражало состояние философии в то время, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но в отличие от Бэкона обращался не к опыту, а к разуму.

Основой для преобразования философии считал математику и поэтому усиленно занимался ею. В 1617 году он становится волонтером нидерландской армии. Теперь он избавлен от постоянных напоминаний о карьере со стороны родителей и получает возможность путешествовать. К военной службе Декарт относится довольно прохладно.

10 ноября 1618 года Декарт случайно знакомится в голландском городке Бреда с местным ученым, "физико-математиком" И. Бекманом, встреча эта положила начало их многолетнему плодотворному сотрудничеству. Развернувшийся в ходе сотрудничества Декарта с Бекманом обмен запросами-проблемами на поверку оказывается диалогом двух только-только складывающихся голосов нового мышления - картезианского сомнения (про шедшего схоластический искус) и бекмановского физико-математического "сциентизма".

К концу пребывания в Голландии у Декарта возникает идея создания новой науки, науки, задуманной им в виде "Универсальной" или "Всеобщей Математики". В ее основу положено движение, понимание которого в корне отличается от понимания движения античными и средневековыми математиками и философами. Как видно из его письма Бекману, это "совершенно новая наука, которая позволила бы общим образом разрешать все проблемы" с помощью линий, проводимых единым движением с помощью "новых циркулей".

Основным средством реализации плана создания новой науки являются механические приборы - шарнирные устройства, именуемые Декартом "циркулями". Весной 1619 года Декарт покидает Голландию и отправляется во Франкфурт, где присутствует на коронации вновь избранного императора Фердинанда II. Вскоре после коронации в Германии образовалась католическая лига для войны с чешскими протестантами. Декарт вступает в армию вождя лиги герцога Баварского, и отправляется на зимние квартиры на границе Германии.

В старинный германский город Ульм Декарт попал в самый разгар дискуссии по поводу комет, которую вели И. Б. Хебенштрайт, ректор гимназии и профессор инженерного училища И. Фаульхабер, и в скором времени знакомится и с тем, и с другим.

В конце сентября - начале октября начались его регулярные встречи и беседы с Фаульхабером, длившиеся в течение многих месяцев 1619-1620 годов. Немецкий ученый-инженер Фаульхабер значительно усовершенствовал передаточные механизмы различных типов мельниц. Он был одним из конструкторов машин и универсальных двигателей, которые создавались в Германии, а применялись в Голландии. Декарт вновь продемонстрировал несомненное превосходство во всем, что касалось математики. Осенью, в годовщину встречи с Бекманом, Декарт записывает: "X ноября 1619 года, преисполненный энтузиазма, я нашел основания чудесной науки" а ровно год спустя он уже смог констатировать "XI ноября 1620 года начал понимать основание чудесного открытия".

Несомненно, речь идет об открытии основ аналитической геометрии. Декарт видел своей задачей не только и даже не столько сочинение теоретических трудов, он стремился сочинить, продуманно построить собственную жизнь. Он сумел сам, почти до последней минуты, методически организовать свою судьбу в соответствии с тем замыслом, который окончательно сформировался в момент Ульмского "озарения" 10 ноября 1619 года, во время одного из трех знаменитых снов в ночь с 10 на 11 ноября 1619 года в не менее знаменитом с тех пор ульмском убежище Декарта.

Зиму 1620 года Декарт проводит на квартирах в южной Чехии, а весной 1621 года отправляется в Венгрию с армией графа Букоя, выступившей против Бетлена Габора, союзника чешских протестантов. Война окончилась неудачей, граф Букой был убит, и Декарт решил бросить военную службу. Из Венгрии он отправился в Селезию, присутствовал на собрании государственных чинов в Бреславе, затем через пограничные районы Польши проехал в Померанию, через Балтийское побережье и Штетин отправился в Бранденбург и Голштинию.

Отсюда в ноябре он вернулся в Голландию. Зиму 1622/23 года Декарт провел в Париже. К этому времени он уже во-первых, располагал общим планом преобразования науки, воплотившимся в "последовательности черновых проектов интеллектуальных образов действия, которые мало-помалу определялись и уточнялись в предшествующих трактатах, частных записках, проблемных набросках и т. д. "Во-вторых, окончательно прояснились, в общих чертах, основная цель науки и ее предмет - поиск истины на пути познания природы, мира в целом, который в качестве предмета познания должен быть представлен математически или, точнее, должен быть геометризован.

"Во время своих зимних занятий (1619-1620), - свидетельствует один из современников Декарта, ссылаясь на воспоминания последнего, - он пришел к выводу, что, сопоставив тайны Природы с законами Математики, можно дерзнуть каждую из этих тайн раскрыть с помощью ключей - этих законов Математики".

В-третьих, орудие преобразования науки Декарт видит в новом ("математическом") методе, главные идеи которого уже определились, - в тесной связи с идеями нового мировоззрения. С большим воодушевлением он принимается за дальнейшее исследование познавательных способностей человеческого ума, которые должны быть усовершенствованы по определенным правилам. С другой стороны, интенсивно возрастают и совершенствуются математические познания Декарта. Именно в этот период его внимание начинают все более и более привлекать конические сечения. Энтузиазм его возрастает по мере приближения того дня, когда - Декарт в этом абсолютно уверен - будут окончательно сформулированы основные правила метода познания и принципы науки, основанной на этом методе.

С наступлением весны 1623 года он через Швейцарию отправляется в Италию. Посетив Венецию, Декарт присутствовал в Риме (1625) на юбилее, который папы для увеличения своих доходов стали праздновать каждые двадцать пять лет. В Париж Декарт возвратился в конце лета 1625 года полный решимости продолжать начатую им работу по созданию новой науки. Трудно сказать, что укрепило его в этом намерении, но о том, что именно в таком настроении Декарт возвратился из путешествия, свидетельствуют некоторые из принятых им решений, касающиеся дальнейшего образа жизни.

Речь идет, во-первых, о намерении никогда не занимать никакой чиновничьей должности - его реакция на предложение таковую купить и тем самым навсегда поселиться во Франции. Во-вторых, с этим решением было, вероятно, связано и другое - никогда не жениться. Претендентке на роль жены, некоей мадам Розэ, он заявил - разумеется, с изысканностью галантного шевалье, - что "невозможно найти красоты, сравнимой с красотой Истины". А однажды в веселой компании он высказался еще откровеннее, заявив, что, по его собственному опыту, найти "прекрасную женщину, хорошую книгу и истинного проповедника" - труднее всего на свете.

Об этом, наконец, свидетельствуют четыре "временных правила", которых придерживался и сам Декарт:

1) исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности,

2) разделять каждую сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельности лучше разрешить,

3) в своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и недоказанному,

4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

Первые следы декартовских занятий оптическими проблемами мы находим в его "Частных мыслях", записанных в период его пребывания в Ульме.

Итак, к 1625 году, когда Декарт вернулся и Париж полный решимости вплотную приступить к созданию новой науки с помощью своего метода, он уже был вооружен основными положениями последнего. Сомнения теперь свелись к небольшому числу простейших правил, посредством которых из основных положений может быть выведено все богатство подвергшегося анализу материала. Но сначала испытанию должны подвергнуться сами правила, это необходимо, но теперь стало и возможным, ибо "опыт может дать достоверное знание только в отношении самого простого и абсолютного".

Друзья, с которыми он интенсивно общается, в частности Мерсенн, также поддерживают его в этом намерении. Вокруг него собирается кружок единомышленников, который впоследствии перерос в Академию наук Франции. Свои исходные "правила открытия" Декарт проверяет в процессе реального открытия. Он проводит опыт, относящийся к одному из важнейших разделов диоптрики, причем руководствуется в этом опыте той логической последовательностью, которую в общих чертах наметил раньше. Речь идет о законах преломления. Теперь можно со спокойной совестью начать систематическое изложение всего достигнутого, начать возведение Здания.

Еще в Париже в 1627 году Декарт окончательно утвердился в своем намерении поселиться в Голландии и осуществил его в 1628 году. Обосновавшись, он продолжил писать трактат "Правила для руководства ума". Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Он предназначен "для руководства ума" в направлении его усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной степени совершенства, искусства, смог открыть, "изобрести" из самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Но в то же время Истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться "всякий как бы ни был посредственен его ум", для успешного решения задачи нужно ввести ключевое, принципиально новое разделение на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир "самих вещей, которые могут быть познаны".

Отныне, а именно примерно с 1630 года, Декарт окончательно сосредоточился на создании книг. В этой работе (для которой переезды были уже пятистепенными деталями и отвлекающими подробностями) Декарта застала смерть.

Это произошло 11 февраля 1650 года в Швеции, куда Декарт переехал, после 20-летнего проживания в Голландии, осенью 1649 года, спасаясь от преследований травивших его схоластов и протестантских богословов. По прихоти своенравной королевы Христины собеседования с философом, ради которых его пригласили в королевство, были назначены на непривычно ранние часы. Декарт вынужден был изменить своей привычке, и это оказалось для него роковым: первая же простуда свела выбитого из колеи, немолодого уже человека в могилу.

В одном из своих произведений Декарт писал, что его не устраивает кабинетная ученость и что все можно найти в "великой книге мира и в себе самом", и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего он изучал мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем и хватался за все, что могло дать практическое применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым. Он - создатель современной алгебры и аналитической геометрии и один из основателей механики. Декарт - автор закона преломления света, он много сделал для физиологии, психологии, физики.

В "Началах философии" он писал: "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец".

Декарт предлагает практическую философию, при помощи которой, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел, мы могли бы точно использовать их для разных целей и стать хозяевами и господами природы. Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус "всеобщей математики, ибо в ней содержится все то, благодаря чему другие науки называются частями математики". Это означало, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически.

Декарт стремился построить научное знание в систематическом виде, а это возможно только, если в его основе будет лежать очевидное и достоверное утверждение. Таким утверждением Декарт считал суждение: "Я мыслю, следовательно, существую". Ход мысли Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, так как во всем можно сомневаться, кроме мышления. Даже если мои мысли ошибочны, все равно я думаю, когда они приходят ко мне.

Он полагал, что нельзя доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том, на чем основан авторитет. Декарту необходимо такое основание, которое бы не вызывало никакого сомнения. Он пишет, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно сомневаться, то можно предположить, что нет Бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслят. Ибо это неестественно считать, что то, что мыслит, не существует. А потому тот факт, который выражается словами: "Я мыслю, следовательно, существую", является самым достоверным для тех, кто правильно философствует.

Из этих основных положений картезианской философии вытекал основной принцип механицизма Декарта, а именно, что человек представляет собой машину, своеобразную, но все-таки машину, лишенную какой-либо души - растительной или чувствующей.

Одним из проявлений механистического подхода к человеку явилось учение Декарта о страстях. Он рассматривает страсти больше с физиологической точки зрения, считая, что они отражают те или иные состояния человеческого тела. Все многообразие человеческих страстей он свел к шести основным удивлению, любви, ненависти, желанию, радости, печали. Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая представляет собой иррациональное начало в человеке. В "Рассуждении о методе" Декарт описывает способ достижения наиболее истинного, достоверного познания.

Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название "картезианство" (от латинизированной формы его имени - Картезий).

* * *
Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в древности...
Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Бэкон и Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Что открыл , французский математик, философ, физик, механик и физиолог, создатель современной алгебраической символики и аналитической геометрии, Вы узнаете из этой статьи.

Рене Декарт открытия и вклад в науку

Рене Декарт основные идеи в философии

Декарт придерживался дуалистической философии, признавая наличие 2 сущностей в мире: мыслящей и протяженной. Они взаимодействуют под началом создателя – Бога, который формирует обе сущности по одному закону. Но его главный вклад в том, что он сопоставил философию как классический рационализм с универсальным методом познания. Философ выделяет особую категорию – разум. Ему принадлежит особая роль – оценка опытных данных и выведение скрытых истинных законов на новом, математическом языке. И могуществу разума нет пределов при условии умелого применения.

Другая важная черта философии Декарта – это механицизм и скептицизм. Он убежден, что материя любого характера состоит из большого количества элементарных частичек, которые локально и механически взаимодействуют, производя природные явления. Рене Декарт критически относился к схоластической философской традиции.

Декарт вклад в биологию

Ученый прославился не только как истинный философ. Велики его заслуги и в биологии. Что сделал Рене Декарт? Он занимался исследованием строения всех органов животных и их зародышей на разных стадиях развития. Декарт был первым, кто сделал попытки выяснить суть произвольных и непроизвольных движений. Также ему принадлежит описание схемы рефлекторных реакций: центробежная и центростремительная части дуги.

Рене Декарт вклад в психологию

Самое крупное его открытие в психологии, которое оказало дальнейшее влияние – это введение понятия «рефлекс» и разработка принципа рефлекторной деятельности. Декартовая схема представляла собой модель организма в виде работающего механизма. В его понимании живое тело не нуждается во вмешательстве души. Кроме этого он разработал проблему страстей как телесного состояния, которая является регулятором психической жизни.

Рене Декарт вклад в медицину

Он пытался объяснить принцип работы двигательного аппарата, функциональность почек, механизмы вентиляции легких и так далее. Впрочем этим занимались все ученые того периода времени. Но его прорыв в том, что Декарт объяснил работу человеческого глаза с точки зрения оптических законов. Его взгляды были очень прогрессивны.

Рене Декарт вклад в математику

В своем труде «Геометрия» (1637 год) он ввел понятия «функция» и «переменная величина». Переменную величину Декарт представлял в двойной форме – как часть переменной длины с постоянным направлением координата точки, которая своим движением описывает кривую и как непрерывная переменная с совокупностью чисел, выражающие данный отрезок. Рене Декарт положил начало исследованиям свойств уравнений. Вместе с П. Ферма он разрабатывал аналитическую геометрию и создал метод координат.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные открытия Рене Декарта в разных областях науки.