Спасо-каменный монастырь. Спасо-Каменный монастырь (Вологодская область, Усть-Кубинский район, остров Каменный): история и современность

Спас-Каменный остров - находится практически в центре Кубенского озера (самого большого в Вологодской области) на небольшом клочке суши размером 120 на 70 метров.

Вся история этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня - в честь Преображения Господня.

По существу - это самый старый на севере России каменный монастырь.Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря - женщинам путь на остров был закрыт.

В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.

На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.

В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. С 1971 остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века

Новейшая история Спас-Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны, их детей Анны, Алексея, Ивана. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.

Десять лет почти безвыездно, и в зиму, и в лето, он провел на острове в трудах. Сумел найти средства, верных помощников, вложил в дело личные сбережения. Были восстановлены гостиничный корпус, на колокольне поставлены купол и крест.

Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.

Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его не стало. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.
В августе 2005 года 745-летие со дня основания монастыря на острове отметили открытием музея. Здесь представлены сохранившийся православный крест с колокольни и различная монашеская утварь, найденная при археологических раскопках.

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал.

Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

В настоящее время основными посетителями острова являются туристы и православные паломники со всей России, некоторые из которых жертвуют средства на его восстановление.

Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

При написании этого текста были использованы материалы сайтов: www.cultinfo.ru; www.ng.ru; www.geocaching.ru; www.rusvera.mezha.ru; www.eparhia.ru; www.powerclip.ru .

Основная фотография: www.temples.ru;

Спа́со-Ка́менный монасты́рь - один из древнейших монастырей Русского Севера, стоявший на острове Каменном на берегу Кубенского озера, Вологодская область. Снесён при советской власти. Ныне возрождается.

История

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Спасо-Каменный монастырь, фото 1909 г.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь - крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах - первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

Успенская церковь-колокольня

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV-XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого назначен игумен Дионисий (Воздвиженский).

С 14 сентября 2012 года обязанности настоятеля были переданы игумену Нестору (Кумышу). Священнослужитель будет постоянно жить на острове и проводить службы в местном храме.

Дорога из Вологды в Кириллов стелется вдоль берега огромного Кубенского озера, то слегка удаляясь, то вновь приближаясь к нему. Здесь издревле пролегал большой, оживленный тракт, связывавший Москву с Белоозером,

с Онегой и Белым морем. Правда, «седая» старина на этом пути встречается сейчас редко. Время от времени то справа, то слева, то впереди мелькнет белая каменная церковка или часовня какого-нибудь древнего села, покажется вдруг интересная изба с затейливой резьбой или закружится за околицей веселый хоровод топящихся по-черному бань. Кое-где вдоль дороги можно увидеть и старые, теперь уже неподвижные, застывшие в безмолвии, как одинокие стражи, деревянные ветряные мельницы. Здесь, на Севере, воочию убеждаешься в гармоничной слитности русской народной архитектуры с пейзажем.

Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке, прежде, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь (илл. 65), одна из древнейших монашеских обителей Севера. Разрушенный в середине 1930-х гг., ныне он предстает перед нами лишь в виде храма-колокольни, одиноко возвышающегося среди груды развалин, но все-таки хорошо заметного издалека, с дороги.

Спас-Каменный. Фото 1965 года

Возник Спасо-Каменный монастырь около 1260 г. Его основателем был князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он «посла мужи древоделя и постави церковь древяную», устроив здесь монастырь.
В XV в. процветающая обитель уже имела многочисленные деревянные кельи и трапезную, а церковь была украшена «узорочьем дивным», имела в своем интерьере «чудные иконы и книги». Однако сильный пожар в 1478 г. превратил в пепел все строения монастыря.
В том же 1478 г. удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной и Заозерьем, начинает сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора и заканчивает его возведение в 1481 г. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов, понеже земля удалела». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь.
Этот собор, построенный в разгар работ по перестройке Московского Кремля, представлял собой обычный по типу для Средней Руси второй половины XV в. крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, поставленный на подклет. Его кубический объем, завершенный тремя ярусами кокошников со световой главой в центре, был перекрыт системой коробовых сводов со ступенчато повышенными подпружными арками.
Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (в Московском, Ростовском, Тверском) в конце XIV и первой половине XV в. на основе древних традиций владимирско-суздальского зодчества. Однако, в отличие от своих далеких прототипов, а также ближайших предшественников - раннемосковских и тверских памятников этого времени, он был не белокаменным, а кирпичным. Белый камень был применен только в отдельных деталях декора - в перспективных порталах и капителях лопаток стен и тяг апсид, которые по форме очень близки аналогичым элементам убранства храмов Москвы.
Переход к строительству из кирпича в середине XV в. в архитектуре Северо-Восточной Руси, особенно в Москве, широко отмечен летописями, проявившими большой интерес к новому строительному материалу. Любопытно, что и в местной монастырской летописи он получает свое отражение: говоря о сооружении собора Спаса Преображения, летописец подчеркнул, что «кирпич (по другим спискам «камень») возили из Твери и Старицы-городка». Объяснение этому следует искать в общественно-политической ситуации, сложившейся в Северо-Восточной Руси на рубеже 70-80-х гг. XV столетия. Очевидно, невозможность изготовления кирпича на месте или вблизи постройки заставила заказчика, князя Андрея Меньшого, прибегнуть к помощи своего ближайшего соседа - Твери, имевшей с Севером достаточно хорошие связи. Более далекая и к тому же занятая обширным собственным строительством, Москва была, кроме того, именно в это время охвачена междоусобицей, вспыхнувшей между Иваном III и его братьями, угличским князем Андреем Большим и волоцким князем Борисом. Поэтому Тверь обеспечила далекую северную стройку кирпичом, а Старица - белым камнем, заготовлявшимся здесь в большом количестве.
Несмотря на близость к московской архитектуре, собор Спасо-Каменного монастыря обладал целым рядом особенностей, свидетельствующих об особой интерпретации данного типа здания ростовскими зодчими. Он сыграл огромную роль во всем дальнейшем развитии культового зодчества Белозерья, во многом определив его главные черты.
Собор был двуглавым. Над юго-восточным углом его основного объема возвышалась еще одна, малая световая глава, отмечавшая придел в дьяконнике (южной апсиде). Такие дополнительные главы над приделами, помещенными в одну из боковых алтарных апсид, позднее становятся одной из характерных особенностей архитектуры Вологодско-Белозерского края, восходя к тем же раннемосковским храмам (церковь Рождества богородицы с приделом Лазаря и второй собор Чудова монастыря с приделом Благовещения в Московском Кремле).
Фасады северного собора несли обильный декор - узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Пояса состояли из поребрика, бегунца, прямоугольных впадин, а также терракотовых рельефных плит (изразцов) и балясин. Эти мотивы хорошо известны по ряду одновременных московских храмов (Духовская церковь (1476- 1477) в Троице-Сергиевой лавре, церковь Ризположения (1485-1486) в Московском Кремле, церковь Рождества (1509) в Старом Симонове). Однако они образовали здесь впервые свой особый «сплав», который позднее лег в основу местного узорочья, уже знакомого по памятникам Спасо-Прилуцкого монастыря.
О том внимании, которое уделял князь Андрей Васильевич новому сооружению, свидетельствуют два специально заказанных для строящегося собора предмета литургической утвари - дискос и потир (Вологодский музей). Дискос представляет собой серебряное кованое блюдо - круглое, довольно глубокое, с узким отогнутым бортом. Лишь гравированное изображение Нерукотворного Спаса на убрусе, помещенное на дне, говорит о его назначении. По борту идет надпись: «Блюдо под дору в церковь преображение го[спод]а и б[ог]а нашего И[исуса] Х[рист]а на каменое сделано бысть повелением князя Андрея Васильевича Меньшого лета 6986-го ».
Гладкий кованый серебряный потир - сосуд с несколько утяжеленной полусферической чашей на гладком с «яблоком» стержне-стояне и широком поддоне - украшен гравированным изображением деисуса. Резные фигуры святых в «золотых» кругах размещены на чаше потира - Христос, богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел. Все они необычайно гра-фичны. Прорисованные тонкими линиями, святые изящно склоняют головы, простирают в молитвенном движении руки или придерживают ими свитки. Одеяния же выполнены более сухими, прямыми линиями-складками. Внизу, на поддоне, по золоченой полосе идет надпись: «зделан бысть сей потир повелением Благоверного князя Андрея Васильевича Меньшого Вологоцкого».
Блюдо и потир, находящие аналогии среди однотипных московских изделий, сделаны, очевидно, в Москве и, судя по надписям, одновременно. Предназначавшиеся для возводимого собора, они тем самым относят начало его постройки к 1478 г. К тому же в надписи на потире князь Андрей Меньшой назван Вологодским (это один из немногих источников, где князь определяется своим истинным титулом).
В Спасо-Преображенском соборе хранилось еще одно произведение, связанное с вкладом московских князей, - довольно массивная панагия начала XV в. (Вологодский музей). Она украшена на лицевой стороне сценой «Вознесения», составленной из литых, накладных серебряных фигурок, и гравированными изображениями «Троицы» и «Богоматери Знамение», помещенными на ее внутренних створках. На лицевой стороне панагии, на орнаментированном ободе в небольших рамочках также размещены резные фигуры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Есть основания полагать, что Василий Темный, посетивший Спасо-Каменный монастырь во время своего пребывания в Вологде, вложил эту панагию в Спасо-Преображенский собор. В описи Спасо-Каменного монастыря 1670 г. сохранилось упоминание об этой панагии: «у Спасова же образа приложена панагия большая серебряная чеканная, а на ней на средине образ Вознесения Христово, а во главе Нерукотворный образ по серебру». Поскольку эта вещь аналогична панагии из Симонова монастыря, куда она, вероятно, была вложена московским князем Василием Дмитриевичем, можно предположить, что оба изделия были сделаны в московских княжеских мастерских.
Единственно сохранившийся памятник архитектуры Спасо-Каменного монастыря - Успенская церковь, первоначально объединявшаяся с трапезной палатой (последняя утрачена). Построены они обе в 1543-1549 гг. двумя ростовскими зодчими - Похомием Горяиновым и Григорием Борисовым. Здание было начато первым из этих мастеров, видимо, на денежный вклад посетившего монастырь еще в 1528 г., во время богомолья, Василия III. Достраивал его после некоторого перерыва уже другой мастер - один из крупнейших зодчих первой половины XVI в., «церковный каменный здатель» Г. Борисов, соорудивший к тому времени на Севере целый ряд храмовых построек (Благовещенская церковь с трапезной 1524- 1526 гг. в Борисоглебском монастыре и др.).
Очевидно, Борисову и принадлежит оригинальная архитектура этого сооружения, объединившего в себе два широко распространенных в XVI в. типа зданий: столпообразный храм-колокольню и трапезную палату. Архитектура последней была более традиционной по формам. Ее массивный прямоугольный в плане объем с высоким подклетом был слегка вытянут по оси север - юг (позднее удлинен к западу) и имел, как обычно, внутри большой сводчатый зал с мощным столбом в центре.

Спасо-Каменный монастырь, 1909 г.

Живописность в композицию вносил Успенский храм, примыкавший к восточной стене трапезной не по продольной оси, а к ее южному углу. Его объем имеет довольно своеобразную форму, близкую небольшим столпообразным ярусным храмикам «иже под колоколы», распространенным в конце XV и первой половине XVI в. (церкви в селе Коломенском, в Иосифо-Волоколамском, Болдинском, Дорогобужском, а также Спасо-Прилуцком монастырях). Трехъярусный столп внизу, в двух первых этажах, имеет необычную форму неправильного восьмигранника, лишь выше переходя в традиционный восьмерик с барабаном и главой в завершении.
Нижний, глухой ярус являлся подклетом, в среднем, с узкими арочными окнами в гранях, находилась церковь, а в третьем, с открытыми арками, висели колокола. Ярусы последовательно сужаются кверху на величину завершающего каждый из них цоколя, как бы облегчая массы здания по мере их развития вверх. Углы столпа украшают обычные широкие лопатки, также суживающиеся по ширине в ярусах. А восьмерик звона внизу, под самыми арками, несет широкий пояс из поребрика, кирпичных балясин и нишек, т. е. характерный декор, сложившийся в XVI в. в местном зодчестве и хорошо известный по храмам Спасо-Прилуцкого монастыря. Большая близость Успенского храма к остальным трапезным церквам монастырей Белозерья, в том числе Прилуцкого, Ферапонтова и Кириллова, позволяет предполагать, что все они были сооружены одним и тем же зодчим - Григорием Борисовым.
Прежнее завершение здания в виде трех ярусов килевидных кокошников и светового барабана с главой не сохранилось. Во второй половине XVII в. оно уступило место нынешнему - аркам звона и восьмигранному постаменту, украшенному кокошниками и увенчанному луковичной главой на тонкой шее. Сейчас этот своеобразный Успенский храм, лишенный трапезной, одиноко и печально стоит посреди острова.

Г. Бочаров
В. Выголов

Вологда-Кириллов-Ферапонтово-Белозерск. Москва, Издательство "Искусство", 1979

Надежда Плигина: «Восстановление храма - это духовное строительство»

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере – уникальное творение наших предков, свидетельство силы их духа и крепости веры. Древнейшая каменная обитель на Русском Севере, возведенная на крошечном кусочке тверди, как истинное воплощение чуда, парящая между водой и небом... Первоначально монастырь был деревянным, а в XV – XVI веках обрел облик, остававшийся почти неизменным до 30-х годов прошлого столетия. Каменный Спасо-Преображенский собор построен в 1481 году, колокольня – в 1543, трапезная – в 1549.

Много повидал монастырь за семь с половиной веков своего существования. История его была насильственно прервана в 1917 году. Монахов прогнали, собор в 30-е годы взорвали, уцелела лишь колокольня... В последующие десятилетия заброшенный храм медленно разрушался ветрами, дождями и морозами. Но чудо не покинуло островную обитель – нашлись люди, для которых ее восстановление стало делом всей жизни. Имя Александра Плигина теперь известно многим. После его смерти в 2004 году заботу о Спасе-Каменном взяли на себя его единомышленники и последователи. В 2006 году образовано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», и разрушенная святыня передана в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. С 2007 года реставрационные работы на острове финансируются за счет средств федерального бюджета. Спасо-Каменный монастырь является памятником историко-культурного наследия федерального значения.

О том, как идут реставрационные работы на острове, рассказывает староста архиерейского подворья, директор реставрационного предприятия «Спас-Камень» Надежда Плигина.

Надежда Александровна, как проходит реставрация на острове и в чем особенности реставрационного сезона 2012 года?

Подрядчик, проводящий работы на объекте, выбирается на конкурсной основе. В этом году подрядчиком стала московская реставрационная организация ООО «Симантика». Наше предприятие ООО «Спас-Камень», имеющее лицензию Министерства культуры РФ, работало весь сезон на условиях субподряда.

- Что именно было сделано в это лето?

Продолжались работы по восстановлению трапезной палаты, которая является частью комплекса Успенской колокольни с трапезной. В прошлом году был восстановлен первый ярус: возвели стены, сделали оконные проемы и своды. Этим летом отреставрировали центральный столп в трапезной, на который опирается свод. Чтобы уберечь незавершенное здание от вредного воздействия влаги, над ним возведена временная кровля площадью 50 кв. метров. Следующим летом готовимся делать свод и стены второго яруса.

Вообще работа реставраторов напоминает труд врача. У нас даже термины сходные: мы исследуем «тело» колокольни, ставим диагноз и устраняем причину разрушения храма. При реставрации применяется метод инъектирования: в подлинной кирпичной кладке сверлятся глубокие отверстия, в которые после промывания вводится укрепляющий раствор. Трещины в кладке стен «лечим» так: заполняем жгутами из пакли, смоченной в специальном растворе, а потом затираем, чтобы швы не портили внешний вид стены. «Тело» колокольни стягиваем «бандажом» – прочной металлической лентой.

- Можно ли сказать, когда трапезная будет закончена?

При сохранении нынешних объемов федерального финансирования это займет года четыре, не меньше. Необходимо возвести второй ярус и кровлю, сделать внутреннюю отделку, решить проблему отопления всего храма. Можно ли делать быстрее? Можно, но это не полезно для храма. «Быстро» – это много народу, а значит, не будет должного контроля за качеством работы. Кроме того, жить большому количеству людей у нас негде, негде хранить большой запас материалов. Поэтому наше правило – «постепенность и размеренность», и милостью Божией нам удается ему следовать.

Расскажите о реставрационной организации ООО «Спас-Камень».

Наш коллектив сложился давно: есть люди, которые занимаются восстановлением монастыря с 1991 года – с того момента, когда Александр Николаевич Плигин начал это дело. Ребята выучились здесь под руководством московских специалистов, потом прошли аттестацию в Москве, в Институте искусства реставрации. Это было необходимо, так как получить лицензию на ведение реставрационных работ можно только имея аттестованных специалистов – каменщиков, плотников. Несколько лет назад на средства областного бюджета был разработан проект реставрации Успенской колокольни и трапезного комплекса. Благодаря наличию проекта мы можем получать бюджетное финансирование.

- Кто работает в составе вашего предприятия?

Возглавляет реставрационную артель главный архитектор проекта. Он создает проект, определяет порядок работ, дает технологические указания, осуществляет общее руководство. После смерти архитектора Александра Алексеевича Асафова, инициатора восстановления Спасо-Каменного монастыря, работами на острове руководит москвич Николай Николаевич Смирнов. Сейчас он не является главным архитектором официально, но по-прежнему постоянно приезжает сюда, осуществляя авторский надзор.

Слева - Смирнов Н. Н.

«Второй» человек – это главный инженер проекта, Иван Георгиевич Стрельбицкий. Он готовит рабочие чертежи по конструктивным элементам здания, рассчитывает прочность конструкций. Оба они – и Смирнов, и Стрельбицкий – стали для нас родными людьми.

Слева - Стрельбицкий И. Г.

Рабочую бригаду возглавляет Денис Полетаев, он же отвечает за всю технику на острове и является главным «лодочником-перевозчиком». Большой вклад в реставрацию внес каменщик Сергей Попов – уникальная творческая личность. Не обойтись нам было бы без высококлассного плотника Евгения Калугина, каменщиков Константина Зауторова и Димитрия Рожина.

Всевозможное содействие в работе оказывает нам Владимир Николаевич Лукин, заместитель начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области, и сотрудники управления культурного наследия Департамента.

В Вологде у нас есть небольшое официальное представительство. Главный человек там – инженер Марина Николаевна Мочалыгина. Она составляет сметы и готовит документацию для подачи заявок, участия в конкурсах и сдачи отчетов в Министерство культуры. Никакое предприятие не может существовать без бухгалтерии, и нам повезло – у нас опытный главный бухгалтер Ольга Ивановна Кочурова. За наш интернет-сайт, архив и музей отвечает Дарья Миненкова.

- В перспективе – может быть, и отдаленной – что вы думаете о судьбе Спасо-Преображенского собора?

О судьбе собора мы, конечно, думали с самого начала реставрации. Александр Николаевич хотел, чтобы он был восстановлен. Одно время по этому поводу были сомнения. Ряд специалистов высказывали противоположную точку зрения: надо, дескать, оставить собор как есть, разрушенным, как свидетельство эпохи вандализма и варварства. Был период, когда это казалось правильным. Собор, даже руинированный, остается редчайшим памятником архитектуры, живым свидетельством высочайшего уровня строительной технологии того времени... А потом постепенно пришло понимание того, что это прежде всего храм, где в течение пяти веков проводились богослужения, совершались христианские Таинства, шло молитвенное общение человека с Богом. Кроме того, собор – это монастырская усыпальница. Под этими руинами покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана и святого Блаженного Василия, живших в XV веке. Перед храмом, со стороны алтаря, похоронены настоятели. Скорее всего, в соборе или возле него в XVI веке погребен первоиерарх митрополит Варлаам. Внутри храма есть и другие захоронения, и оставлять их как руины нехорошо. Святые молитвенными трудами и подвигами по совершенствованию своей души стяжали благодать Божию; православные люди относятся к ним с почитанием и благоговением, и им больно видеть заброшенные святыни....

Александр Николаевич Плигин

Поэтому мы планируем восстановить собор. Предстоит большая и серьезная работа над проектом. Прежде всего, нужно решить, на какой исторический период ориентироваться в его восстановлении: в XV веке здание имело одну главу и кровлю в виде закомар, напоминавших язычки пламени. В XIX веке к основному объему здания добавились галереи и, вместо одной, в завершении собора появились пять глав. Дело осложняется тем, что обмеры здания не сохранились. Поэтому руины предстоит аккуратно разобрать, а самые выразительные фрагменты кладки, которые уцелели после взрыва, оставить под укрытием как памятник – в том виде, в каком они сохранились. Каждый этап работы должен сопровождаться фотофиксацией и обмерами, после чего разобранные и расчищенные участки необходимо укрывать. Когда эти работы будут закончены, тогда можно приступать к проектированию. У нас есть историческая справка, свидетельствующая о том, что имеется достаточно архивных материалов для разработки проекта воссоздания собора. Думаю, имеет смысл организовать общественное обсуждение проекта на уровне Правительства области, добиться проведения экспертизы, которая позволила бы перевести памятник из разряда руин в разряд зданий, что решило бы ряд проблем с бюджетным финансированием. Возможно, в итоге это будет воссоздание с использованием старых технологий и материалов...

Александр и Надежда Плигины

В любом случае нужно походить к собору как к святыне, а не просто как к архитектурному сооружению. Восстановление храма – это «духовное строительство» всего круга людей, которые вольно или невольно в этом участвуют.

- С какими трудностями связана работа на острове?

Почти все наши трудности связаны с отрезанностью от «большой земли». Завезти строительные материалы на Спас- Каменный можно только весной, по большой воде, но и в этом случае много не завезешь – нет места для их хранения: ведь размеры острова невелики – 120 метров в длину и 70 в ширину. Поэтому в первую очередь завозим кирпич и песок, а такие расходные материалы, как цемент и известь, приходится подвозить постоянно небольшими партиями. Для того чтобы обеспечить работу строительной техники – бетономешалки, например, – нужно электричество, а ведь на острове его нет. Пользуемся дизельным генератором в шесть-семь киловатт, но для него опять-таки надо привезти солярку.

Выгрузку материалов и высадку людей осложняет отсутствие причала. Пристать к каменистому берегу очень сложно, летом почти невозможно. Людям приходится по камням тащить на себе мешки с песком и цементом, тяжелые брусья, реставрационные кирпичи, каждый из которых весит семь с половиной килограмм... Постоянный причал у нас ставить нельзя: весенний ледоход его вмиг разрушит, а летом вода уходит. Съемный причал стоит 750 тысяч рублей. Мы ставили бы его в удобное место в зависимости от уровня воды, а зимой убирали бы на хранение на берег Кубены... Уже начали копить деньги и будем рады любой помощи. Это позволит сохранить подходящие к острову катера и лодки, а главное – облегчит и без того тяжелый труд людей.

Жить на острове тоже непросто. Пространство ограниченное, жилые помещения тесные, в каждом по два-три человека, которые находятся здесь безвыездно по три-четыре недели: вместе работают, вместе отдыхают. А ведь у всех разные привычки, разные характеры... Вот и учимся терпеть, жалеть и прощать друг друга, жертвовать своими пристрастиями ради других...

- Как организованы реставрационные работы?

Специалисты ООО «Спас-Камень» трудятся на острове постоянно, в течение всего года. С самой ранней весны мы начинаем подготовку к «горячему» летнему реставрационному сезону, а поздней осенью и зимой охраняем памятник, поддерживаем в рабочем состоянии системы жизнеобеспечения на острове. В свое время, работая на других объектах, мы создали материально-техническую базу: приобрели оборудование, снегоход, отремонтировали гостиницу, пополам с жертвователями купили ветрогенератор. Сейчас в гостинице есть отопление, вода, на острове работает котельная, построена баня, и зимой мы все это охраняем. Восстанавливается домик Общества спасения на водах. Все это дает возможность обеспечить наших рабочих постоянным, пусть и небольшим, заработком.

Крестный ход. Фото Алексея Колосова

Ровно в восемь утра бригадир включает дизель, и все выходят на работу. Рабочие делают кладку, сами придумывают и изготавливают разные вспомогательные механизмы. Дождь ли, ветер ли, снег ли – независимо от погоды работы идут до шести часов вечера. Никаких перекуров и посиделок: перерыв на обед, небольшой перерыв на чай – и все. Руководит производственным процессом Иван Александрович Плигин, наш с Александром Николаевичем младший сын. Он отвечает за доставку материалов, за энергоснабжение, за продукты питания, за технику. Из техники в нашем распоряжении сейчас несколько моторных лодок и большой катер, «Путейский – 21», который удалось купить и отремонтировать в прошлом году. В этот сезон возили на нем и материалы, и рабочих, и паломников, и туристов.

Пять лет назад Спасо-Каменный монастырь стал архиерейским подворьем. Как часто здесь проходят службы, много ли у вас прихожан?

Да, подворье образовано в 2006 году по указу правящего архиерея владыки Максимилиана. Настоятелем был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский), меня тогда же поставили старостой. В 2010 году завершилась реставрация колокольни, и внутри нее, на втором ярусе, была воссоздана церковь. С той поры там идут службы. В этом году назначен новый настоятель – игумен Нестор (Кумыш), который поселился на острове. Богослужения проходят раз в неделю, когда привозим певчих из Вологды – монахиню Иоанну и одну из наших добровольных помощниц, которую она обучила пению, – Ладу Миненкову. Поют они древним знаменным распевом, который сейчас редко где можно услышать. Это очень красивые одноголосные песнопения, о таких говорят – «мелодия Духа».

Отряд «Спасики»

Отряд «Спасики» на колокольне

Зимой на службы не приходит никто, а летом приезжают паломники.

- Кто живет на острове постоянно?

Рабочие – их «вахта» длится три недели, а на четвертую они уезжают домой отдыхать. Тогда остается Иван Плигин или я. Теперь с нами на острове живет отец Нестор. Всегда есть кто-то из помощников – сейчас, например, там поселилась молодая пара из Москвы, они помогают нам безвозмездно. Я уже говорила, что ни здания, ни технику нельзя оставлять без присмотра. Бывает, что на остров заезжают чужие – и рыбаки, и подгулявшие компании... Но когда знают, что здесь есть люди, то не безобразничают.

- Не страшно?

Нет! Со всеми можно договориться. Конечно, никогда не знаешь, чего ожидать от таких гостей. Но до сих пор нам всегда удавалось достигать взаимопонимания.

Многие вологодские турфирмы предлагают туры на остров. Как Вы относитесь к туристам? Все-таки посторонние люди, праздная публика...

Думаю, что разделять людей на туристов, паломников, искателей приключений – это дурная греховная привычка. Душа каждого человека, сознает он это или нет, тянется к Богу. Спасо-Каменный монастырь – это место, где семь веков совершалась молитва, здесь душа обретает покой, пусть и кратковременный. Поэтому люди и едут на Спас. Конечно, с организованными группами, приезжающими через турбюро, намного проще. Я им объясняю, как надо себя вести на острове, почему нельзя подниматься на руины, – и ни разу не было такого, чтобы люди не поняли, не прониклись. А ведь они живут, по сути дела, в другом мире, в другой среде. Вот с неорганизованными посетителями иногда бывают недоразумения. Но если по-хорошему поговорить, то и они все поймут. И иногда эти «случайные» люди становятся нашими верными друзьями и помощниками.

- Восстановление монастыря продолжается в общей сложности более 20 лет – это уже история...

Да, и мы бережно храним все ее свидетельства. С самого начала ведется журнал авторского надзора, в котором отражены этапы восстановления монастыря. Здесь записи архитекторов, эскизные рисунки, советы, рекомендации, отзывы, подробная фотофиксация рабочего процесса. Все это – настоящий учебник по реставрации. Накоплен богатейший материал, который хотелось бы представить в музейной экспозиции. «Летопись» восстановления монастыря ведется постоянно. Очень ценны для нас свидетельства об участии в этом труде наших добровольных помощников – представителей разных общественных организаций.

Группа учителей истории на разгрузке кирпича

- Расскажите о волонтерах, которые работают на острове.

Добровольцы занимаются уборкой территории, выполняют тяжелые физические работы, которые не требуют специальной подготовки. Желающие есть всегда, мы, как правило, никому не отказываем, но чаще работаем с людьми, которых уже знаем. Условия жизни на острове таковы, что мы не можем принять много людей и поселить их здесь надолго. Но при этом, конечно, очень ценим помощь и всегда благодарны за нее – на нашем сайте представлена информация обо всех наших помощниках. Вот уже несколько лет на остров приезжает отряд «Спасики» – школьники из Устья-Кубенского. Дважды побывали у нас курсанты Вологодского института экономики и права. Я думала, что такой молодежи уже не бывает: интеллигентные, сдержанные – ну просто воспитанники Пажеского корпуса! Они как начали работать!.. С полной отдачей, серьезно, самозабвенно – мы давно не видели такого труда. Двоих из этих ребят крестили в озере прошлым летом... Два года подряд работает у нас студенческий стройотряд Ивана Животикова, созданный при Правительстве области, в это лето трудились дети из вологодской школы № 20. Оторвавшись от дома, приезжают на недельку-другую женщины – готовят еду, помогают по хозяйству.

Прибывающие на остров люди попадают в непривычную для них обстановку – обстановку порядка. Большинство людей сейчас забыли об этом, привыкли жить каждый сам по себе. Здесь же нужно подчиняться единому для всех режиму: обед и перерыв в строго определенное время, перед едой необходимо помолиться, курить разрешается только в определенном месте, сквернословить запрещено, одеваться в пляжную одежду – тоже... У многих – и у детей, и у взрослых – это поначалу вызывает протест. А через пару дней, глядишь, им у нас уже нравится! Это тоже результат нашего общего труда, в чем-то сопоставимый с восстановлением разрушенной святыни: люди усваивают очень важный урок общежития. И, несмотря на тяжелый труд и жесткие правила, многим хочется снова вернуться на Спас.

- Помимо добровольного труда, как еще можно помочь Спасу-Каменному?

Помочь можно по-разному. Например, жители деревни Борок Сокольского района уже много лет подряд осенью присылают для нас овощи со своих огородов и зимние заготовки. В Вологде наши друзья собирают продукты: крупы, чай, сахар – все, что не портится. Иногда в этих посылках «попадаются» теплые носки, постельное белье или крем для рук...

Укладка именных кирпичей

В прошлом году мы по благословению нашего настоятеля игумена Дионисия (Воздвиженского) начали проводить сбор средств на восстановление монастыря под названием «Именной кирпич». Любой желающий помочь в этом деле жертвует 100 рублей, ему выдается свидетельство о пожертвовании, священник совершает поминовение его на богослужении, а имя жертвователя пишется на одном из кирпичей, из которых потом складываются своды трапезной. Радует то, что множество людей откликнулись на наш призыв о помощи: ведь человек приносит жертву Христа ради, движимый Духом Святым. Жертвовать на храм способен тот, у кого развито чувство патриотизма, чувство Родины.

Беседовала Светлана ГРИШИНА

Фотографии предоставлены Н. А. Плигиной

Пожертвования на восстановление Спасо-Каменного монастыря можно перечислить на расчетный счет архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь»:
р/с 40703810312000001013 в Вологодском отд. 8638 СБ РФ.

На водной глади огромного Кубенского озера, на маленьком каменистом островке стоят развалины Спасо-Каменного монастыря - одного из самых древних на Русском Севере.

Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова. По преданию, в 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову - маленькому клочку суши размером 120х70 м.
Находясь под покровительством белозерских князей, монастырь расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным. После пожара, почти стершего деревянный монастырь с лица земли, в 1478 г. здесь началось строительство первого на Русском Севере каменного храма - Спасо-Преображенского собора. Через два столетия после основания, молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного.
Устав монастыря был довольно строгим. Женщины на остров не допускались даже как паломники, монастырские бани были построены на песчаных островах поодаль. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали "передового старообрядца" Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история монастыря была борьбой с суровыми природными условиями. Летом на Кубенском озере нередки штормы - недаром была в ходу поговорка «Кубенское озеро - не море, но плавать по нему - горе». В период разрушения ледового покрова остров на две-три недели оказывается отрезанным от Большой земли, а подвижки льдов, вызванные сильными северо-западными ветрами, сопровождаются катастрофическими явлениями. Нередко льды сносили деревянные строения на острове, повреждали каменные. Однажды на крышу келий был поднят и заброшен валун весом более 500 пудов, а в 1915 году торосы разрушили стоящую на том же здании башенку маяка.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция, а на острове установлено два маяка. Открывшаяся станция спасения на водах работала в период навигации, с апреля по ноябрь. Надзор за порядком принял на себя игумен, а спасательными работами руководил атаман или старшина, как правило, профессиональный моряк в отставке. Для езды на вельботе нанимали гребцов-матросов. Главное правление снабдило станцию необходимым оборудованием и снаряжением. На зиму на станции оставался лишь атаман, и тогда обслуживание маяка, провешивание зимней дороги по озеру, спасение заблудившихся путников, провалившихся под лед повозок, принимала на себя немногочисленная монастырская братия.

В 1925 году вологодские власти закрыли монастырь, милиция изгнала с острова всю братию. В зданиях разместилась колония для малолетних преступников, в которой вскоре произошел разрушительный пожар. В 1937 г. Спасо-Преображенский собор был взорван ради получения кирпича для строительства нового Дома культуры в Устье-Кубенском. Однако прочность кладки оказалась таковой, что собор разрушился на несколько десятков крупных блоков, которые не смогли разбить на кирпичи, и от этой идеи быстро отказались.
В середине 60-х годов прошла еще одна волна разорения монастыря. С ведома районного начальства вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов. Камни эти использовали при строительстве других объектов. В 70-е годы никем не охраняемое здание гостиницы сожгли. Рыбаки, охотники, отдыхающие, разводили на руинах храма костры, оставляли горы мусора, оскверняли и разрушали никем не охраняемый монастырь.

Новейшая история Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.
Н.А.Плигина пишет в своей статье: "...Случилось это в 1960 году. Плигин, тогда еще все его называли Шурик, и и два его друга отправились в путешествие Вологда - Кириллов на велосипедах. Шурик - 13 лет, остальным по 11-12. Причем один из друзей - на велосипеде «Школьник». Добрались они только до деревни Пески, и вернулись назад. Но остался в памяти далекий, загадочный силуэт монастыря посреди озера. Он сопровождал ребят по всему пути - от Кубенского до Песков и обратно. Дождавшись зимы, Шурик решил поближе рассмотреть и узнать, что это за чудо. В январе с приятелем они добрались до села Кубенское на автобусе, а там пешком. Зимой остров был еще прекраснее. Он как бы парил в туманном мареве над землей, казался видением, а не реальностью. Гостиница была еще цела. В ней жила бригада рыбаков, приехавших на лошадях. Мальчишки все облазили, осмотрели, переночевали и вернулись домой. Еще один раз до армии приезжал на остров зимой в 1969 году на мотоцикле. Отслужив в армии, стал бывать здесь часто. Непонятная сила тянула Плигина сюда. В 1972 году женился. Куда везти молодую жену в свадебное путешествие? Сомнений не было - на Спас. А в 1988 году приехали на остров всей семьей (Анюте двенадцать лет, Леше - девять, Ване - пять). Приключений было много - то лодка не заводилась, то непогода… Высадились на Спас в солнечный день. Дети лазили по зданиям, камням, кустам, дел у них было полно. Поставили палатку, насобирали сухих веток, развели костер. Вскоре дети утомленные жарой, купанием и комарами, уснули. Высокая трава, крапива, репейник, кусты дикой малины и смородины, стены колокольни исписаны «автографами» туристов, здание гостиницы без окон… Плигин не мог спать. Еще раз обошел остров, заглядывал внутрь строений, соображал, как бы это все можно отремонтировать…".

Когда в конце 1980-х годов появились планы реставрации комплекса, Плигин стал во главе этого проекта. Работы начались весной 1991 года - за несколько месяцев до развала страны. Поступление средств быстро прекратилось, не получавшие зарплату рабочие уехали, поломав и перетопив инструменты и инвентарь. Александр Николаевич остался на острове, став его Хранителем. В тяжелые 90-е годы, при помощи нескольких энтузиастов, фактически на собственные средства этих людей, велись реставрационные работы. Были разобраны завалы, частично приспособлено для жилья здание гостиницы, начат ремонт Успенской колокольни.
Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.
Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его сердце остановилось. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.

Добраться до монастыря не так просто - зимой пешком по льду, летом на лодке по лабиринту проток устья Кубены. Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал. Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

При написании текста были использованы отдельные материалы из статьи М.Котина «На необитаемом острове» // Независимая газета. - 2002. - №3 (2557).

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 - +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея - владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына - Симеон, Феодор, Андрей - и одна дочь - София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею - он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: "Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани". Князь Андрей отвечал ему: "Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего". Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя - князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: "Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа". Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный Мой угодник". Преподобный в страхе спросил: "Какая причина явления Твоего, Господи?" - "Видишь ли всю эту пустыню? - сказал ему Господь. - Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!" И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник - отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября - мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.