Стояние на реке угре кратко. Стояние на Угре

Стоя́ние на реке́ Угра́ - военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. По мнению большинства советских и российских историков, положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

Начало военных действий

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Войско Орды сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка Ахмата Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остается предметом дискуссий в академической среде.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Псковская республика в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению.

Стояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству» . В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.

Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещовск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.

Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…» .

Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:

  • На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого.
  • Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию - южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника - Литвы.
  • Татарское войско - преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. Русское войско (преимущественно, пехота) снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.
  • В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам , предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.
  • «Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата - инициатора военных действий такой исход был равносилен поражению.

В эти же дни, 15-20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духов­ный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

Окончание противостояния

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.

28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар) а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершенного по предварительному согласованию с Иваном III) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

Согласно традиционной версии, «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

Ряд современных американских исследователей отрицает за стоянием на Угре историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом, он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского. Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна). Гальперин не видит в источниках ни до, ни после стояния на Угре прямых свидетельств того, что власть Чингизидов на Руси отрицалась, ссылаясь также на то, что в одном из сказаний о стоянии на Угре сам Иван III накануне противостояния просит Ахмата отказаться от намерений «ваш улус воевати». В то же время Гальперин полагает, что «Московия проявляла немалую компетентность при осуществлении восточной дипломатии, умела подстроиться под татарскую модель политических отношений. При чтении посольских книг о переговорах Москвы с Ногайской Ордой возникает ощущение, что русские посольские дьяки мастерски воспроизводили «язык Степи». Но русские контакты с христианскими европейскими странами строились по иной модели, вовсе не татарской. Дипломатические памятники сношений с западноевропейскими странами переполнены неискренними и часто повторяющимися апелляциями к христианскому единству и недопущению пролития христианской крови... достаточно вспомнить, что и Московия, и Польша, и ВКЛ нанимали на службу в свои армии татар - мусульман, везли деньги и подарки в Крым, чтобы натравить татар на соседние государства - и в то же время русские и литовские дипломаты обвиняли друг друга в наведении проклятых неверных на христианский народ».

В.Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал. А. А. Горский, поддерживая мнение Гальперина об отсутствии в исторических источниках до середины XVI века связи между 1480 годом и освобождением от многолетней зависимости, полагает, что решающая битва, де-факто положившая конец ордынскому владычеству, произошла в 1472 году под Алексиным. Такое же мнение высказывал ранее и советский историк А. К. Леонтьев. Майкл Ходарковски указывает, что сами действующие лица также скромно оценивали масштаб произошедшего: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так», - писал Иван III в 1481 году в письме крымскому хану Менгли-Гераю; существенным историк полагает и то, что в ярлыке Ахмата Ивану III (вне зависимости от того, признавать ли его подлинность) хан объясняет свое отступление тем, что его люди не имели одежды, а кони - попон, а не успехами великокняжеской армии.

Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении», и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории» (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния Угра обрела от историописцев XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества. От Николая Карамзина, применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского, берёт свое начало в российской историографии термин «татарское иго», равно как и положение о его свержении Иваном III.

Память

Во время празднования 500-летия стояния на реке Угра в 1980 году на берегу реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края.

Стояние на Угре привело к освобождению Руси от монгольского ига. Страна не только освободилась от тяжелой дани, но и на европейской арене появился новый игрок - Московское царство. Русь стала вольна в своих действиях.

Во второй половине XV века положение Золотой Орды было значительно ослаблено междоусобными распрями. Казна государства, которая пополнялась лишь московской данью и набегами на соседние государства, была практически пуста. О слабости Орды свидетельствует набег вятских ушкуйников на столицу - Сарай, который был полностью разграблен и сожжен. В ответ на дерзкий набег хан Ахмат начал готовить военный поход, чтобы наказать русских. А заодно и пополнить пустую казну. Итогом этого похода стало Великое стояние на реке Угре 1480 года.

В 1471 году во главе огромного войска Ахмат вторгся в пределы Руси. Но все переходы через реку Ока были перекрыты московскими войсками. Тогда монголы осадили приграничный городок Алексин. Штурм города был отбит его защитниками. Тогда татары обложили деревянные стены хворостом и соломой, а после подожгли их. Русские войска, стоявшие на другом берегу реки, так и не пришли на помощь горящему городу. После пожара монголы сразу ушли в степи. В ответ на поход Ахмата Москва отказалась платить дань ордынцам.

Иван III вел активную внешнюю политику. Был заключен военный союз с крымским с которым Орда вела затяжную борьбу. Междоусобные войны внутри Золотой Орды позволили Руси подготовиться к генеральному сражению.

Момент для похода на Русь Ахмат подобрал очень удачно. В это время Иван III вел борьбу со своими братьями Борисом Волоцким и Андреем Большим, которые были против увеличения власти московского князя. Часть сил была отвлечена в псковской земле, где велась борьба с ливонским орденом. Также Золотая Орда заключила военный союз с польским королем Казимиром IV.

Осенью 1480 года с большим войском вступил на русскую землю. В ответ на вторжение татар Иван III стал сосредотачивать войска у берега реки Оки. В конце сентября царские братья прекратили борьбу с Москвой и, получив прощение, вступили в войско князя московского. Армия монголов двигалась через вассальные литовские земли, собираясь объединить свои силы с Казимиром IV. Но тот был атакован и прийти на помощь не смог. Татары стали готовиться к переправе. Место было выбрано на 5-километровом участке у слияния и Росвянка. Битва за переправу началась 8 октября и длилась четыре дня. В это время впервые русскими войсками была использована артиллерия. Монгольские атаки были отбиты, они были вынуждены отступить на несколько верст от реки, и началось Великое стояние на Угре.

Переговоры не привели ни к каким результатам. Ни одна из сторон не хотела уступать. Иван III старался тянуть время. Стояние на продолжалось, никто не решался на активные боевые действия. Монголы, увлеченные походом, оставили свою столицу без прикрытия, и в сторону нее двигался крупный отряд русских. Начавшиеся в конце октября морозы заставили татар испытывать большой недостаток в продовольствии. Морозы привели и к образованию льда на реке. В результате чего Иван III решил отвести войска чуть дальше к Боровску, где было удобное место для сражения.

Стояние на Угре для стороннего наблюдателя показалось бы нерешительностью правителей. Но русскому царю просто не было необходимости переводить свои войска через реку и проливать кровь своих подданных. Действия же хана Ахмата показывали его неуверенность в собственных силах. К тому же ярко проявилось отсталость монголов в вооружении. Русские войска уже имели огнестрельное оружие, а также для защиты переправ использовали артиллерию.

Великое стояние на Угре привело к официальному освобождению Руси от монгольского владычества. Хана Ахмата в скором времени убили в собственном же шатре посланцы сибирского хана Ибака.

Река Угра расположена на территории Смоленской и Калужской областях России. Угра принадлежит к бассейну Волги и впадает в Оку , являясь ее левым притоком. Угра известна прежде всего благодаря историческому событию 1480 года под названием: «Стояние на реке Угре». Это «стояние» положило конец монголо-татарскому игу и сделало московское государство полностью независимым.

Длина реки: 399 километров.

Площадь бассейна водосбора: 15 700 км. кв.

Где протекает: Исток реки находится в юго-восточной части Смоленской области на Смоленской возвышенности. Почти на всем протяжении своего течения Угра окружена высокими берегами поросшими лесом. Местами все же встречаются и безлесные места. В нижнем течении довольно часто встречаются песчаные пляжи. Впадает Угра, как уже было сказано в Оку, на 15 км выше Калуги.

Обитатели, рыбалка на Угре: рыбы в реке обитают в основном те же, что и в Оке. Это такие промысловые виды: налим, лещ, щука, подуст, плотва, голавль. В низовьях можно встретить судака, стерлядь, сома.

Видео: «Клёвое место. Река Угра рыбалка».

Питание: река имеет смешанный тип питание. На талые воды приходится 60% питания, 30% питания река получает за счет грунтовых вод, и примерно 5% на дождевую воду. Из-за особенностей питания, с преобладанием талых вод, режим реки характеризуется высоким весенним половодьем. Летняя межень может прерываться дождевыми паводками. Зимняя межень более устойчива и низка.

Ширина русла реки равна 70-80 м. Глубина в межень на перекатах 0,4-0,6 и на плесах до 4 метров.

Теперь коротко про так называемое «стояние на реке Угре» . Это событие произошло в 1480 году, в результате войны между московским князем Иваном III и ханом Большой Орды Ахматом. Иван III отказался платить Орде дань в 1476 и был вынужден принять бой.

Попытки Ахмата переправится через Оку, не увенчались успехом. Поэтому он продпринял попытку зайти с фланга. Для этого заручившись поддержкой польско-литовского короля Казимира IV. Сам Казимир не смог оказать военной помощи, так как был отвлечен союзником Москвы, крымскими татарами. Кроме того Иван III, воспользовавшись тем что Ахмат собрал все силы на Угре, отправил диверсионную группу во владения хана с целью совершить опустошительный набег и возможно, захватить и разграбить столицу Орды – Сарай.

Оба войска простояли на реке почти месяц, так и не вступив в решающее сражение. В конце концов 28 октября 1480 года Иван III начал отводить войска к Кременцу и далее сосредоточился у Боровска, чтобы здесь в благоприятной обстановке встретить татар, если они решаться на форсирование реки, но Ахмат не решился и 11 ноября начал возвращение в Орду. Река Угра после указаных событий получила название «Пояс Богородицы».

Если любите исторические рекострукции, то можете посетить фестиваль исторической реконструкции и фехтования: «Стояние На Реке Угре».

Вот и видео с фестиваля:

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде , а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка хана Ахмата великому князю Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остаётся предметом дискуссий в академической среде. Согласно Вологодско-Пермской летописи , хан Ахмат в 1480 году в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. На основании, в частности, этого документа, А. А. Горский сделал вывод о прекращении выплаты дани в 1472 году, накануне сражения под Алексином .

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским ханством , лишь в 1480 году начал активные действия против Великого княжества Московского. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Тем временем, Псковская земля в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена . Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернхард фон дер Борг :

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав» .

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой , недовольные усилением власти великого князя.

Ход событий 1480 года

Начало военных действий

Используя сложившуюся обстановку, хан Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки , а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше. »

Боярская верхушка в Великом княжестве Московском раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых ») во главе с окольничими Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая же отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам Оки, отправив своего брата, вологодского князя Андрея Меньшого , в его вотчину, Тарусу , а сына Ивана Молодого в Серпухов . Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне , где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана ещё в 1395 году.

Тем временем, войска хана Ахмата беспрепятственно двигались по территории Великого княжества Литовского и в сопровождении литовских проводников через Мценск , Одоев и Любутск к Воротынску . Здесь хан ожидал помощи от короля Казимира IV , но так её и не дождался. Крымские татары , союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию . Зная, что на Оке его ожидают русские полки, хан Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру . Великий князь Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, хан Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению .

Стояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу » с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству ». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого , которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь простил братьев и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района Калужской области), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу Угры. При этом русские войска растянулись вдоль реки тонкой линией на целых 60 вёрст . Тем временем, не удалась попытка одного из отрядов хана Ахмата форсировать Угру в районе Опакова городища, где она была отбита.

8 октября сам хан Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого .

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега… ».

Это произошло в районе пятикилометрового участка Угры, вверх от её устья, до впадения в неё реки Росвянки. Впоследствии попытки ордынцев переправиться продолжались несколько дней, отбивались огнём русской артиллерии и не принесли войскам хана Ахмата желаемого успеха. Они отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре ». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь или его сын, или по крайней мере его брат, а также, чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича «сотоварищи с подарками ». Со стороны Ивана требования дани были отклонены, подарки Ахматом не были приняты - переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу, так как

В эти же дни, 15-20 октября, Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана с призывом последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“… »

Окончание противостояния

Узнав, что хан Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого , который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях хана Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами .

Наступление холодов и предстоящий ледостав заставили Ивана III изменить прежнюю тактику по недопущению переправы ордынцев через Угру растянутым на 60 вёрст русским войском. 28 октября 1480 года великий князь решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточить их у Боровска , чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение. Хан Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар ), а также испытывая недостаток продовольствия, не решился идти вслед русским и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября хан Ахмат принял решение отправиться назад в Орду. На обратном пути ордынцы разграбили посады и округи 12 литовских городов (Мценска , Серпейска , Козельска и других), что являлось местью королю Казимиру IV за неоказанную военную помощь .

Итоги

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как оба войска почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до решающей битвы, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, опасаясь принять сражение. На Руси же современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы , которая спасла Русскую землю от разорения. Видимо и поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы». Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело ».

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года хан Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершённого по предварительному согласованию с Иваном III ) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

В «Стоянии на Угре» русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником, крымским ханом Менгли I Гиреем , отвлёкшие от столкновения военные силы польского короля Казимира IV ;
  • отправка Иваном III в тыл хана Ахмата в Большую Орду по Волге отряда для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

Традиционно считается, что «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи , к осени остановившие немецкое наступление .

Обретение политической независимости от Орды, наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487), сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений «льстиво » признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено крымским ханом Менгли I Гиреем , а сама Орда прекратила своё существование.

В российской историографии термин «татарское иго» , равно как и положение о его свержении Иваном III , берёт своё начало от Н. М. Карамзина , применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского .

Ряд современных американских исследователей отрицает за «Стоянием на Угре» историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом , он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского . Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна) .

В противовес данному мнению, В. Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал .

Памятник «Стояние на Угре 1480»

Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении» , и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории » (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния река Угра обрела от историографов XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества .

Память

Стела «Противостояние Татаро-Монгольского ига», находится напротив села Знаменка Угранского района Смоленской области, в то же время местонахождение объекта культурного наследия относится к Великопольевскому сельскому поселению.

В 1980 году во время празднования 500-летия Стояния на Угре на берегу реки в Калужской области был открыт памятник в честь этого знаменательного события российской истории.