Существует ли клятва Гиппократа? Почему врачи не дают клятву Гиппократа? Но вернемся к Гиппократу.

Иногда у меня спрашивают, давал ли я клятву Гиппократа? На что я честно отвечаю: нет. Я давал клятву врача, а она отличается от клятвы Гиппократа. Но обо всем по порядку.

Гиппократ написал текст клятвы около 2 с половиной тысяч лет назад. Это хороший пример для мотивации будущих медиков, но в первоначальном виде для применения в наши дни не годится. Причин несколько:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями…

Произносить такое для современного врача не солидно. В языческих богов сейчас уже никто не верит.

почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Согласно этой части клятвы, необходимо относиться к преподавателям и профессорам, как к своим родителям (помогать им в дни трудностей, делиться доходами, слушаться), и бесплатно учить их детей медицинскому искусству. В наш материальный век с жаждой наживы это выглядит несколько устаревшим.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла

Мы видим четкий запрет на эвтаназию - убийство врачом человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, по его просьбе. Эвтаназия законодательно разрешена только в Голландии, Бельгии и в штате Орегон (США).

точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария

В отличие от убийства взрослых людей, во многих странах мира разрешено убийство нерожденных детей без медицинских показаний. Гиппократ никогда бы такого не сделал.

Еще одна цитата:

Статья 143, п. 1 закона РФ “О здравоохранении в Российской Федерации” предусматривает возможность прерывания беременности “по социальным показаниям при сроке беременности до 22 недель”. И это при том, что в России действует международная норма права, согласно которой рожденный живым пятимесячный плод весом в 500 граммов считается полноценным человеком, которому гарантировано право на жизнь.

Следуя международным нормам права и религиозной морали, врач может отказаться от производства аборта. Но в этом случае он не получит сертификат на деятельность, ему не присвоят квалификационную категорию, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Вместе с тем УК РФ трактует прерывание беременности как тяжкое телесное повреждение. Действия же врача по прерыванию беременности при сроке 22 недели подпадают под ст. 105 УК РФ - убийство. В результате врач-гинеколог оказывается между двух огней. Быть ему осужденным или уволенным - зависит от воли прокурора и главврача. Естественно, что в реальной практике всегда находится компромисс. (источник)

Но вернемся к Гиппократу.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

Устарело. Гиппократ не был хирургом, но хирург - тоже врач.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Цели замечательные, но упоминание про рабов тоже стало архаичным.

В общем, как вы смогли убедиться, клятва Гиппократа не может использоваться в современном мире в своем первозданном виде. Поэтому в 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла Женевскую декларацию, содержащую клятву Гиппократа в современной редакции.

В разных странах мира утверждают свои разновидности клятв врача. В СССР будущие врачи давали “Клятву врача Советского Союза”. В России клятва врача была принята Госдумой в 1999 году.

А как я принимал клятву? Помню, перед вручением дипломов ректорат собрал всех выпускников БГМУ в актовом зале. Ректор произносил снова клятвы, а мы все вместе за ним повторяли. Юридически мы ничего не подписывали и вроде как можем заявить, что клятву и не давали (например, не было в зале в то время).

Однако получение врачебного диплома налагает не только моральные, но и вполне конкретные профессиональные обязательства, подкрепленные Уголовным кодексом. А от них не так-то просто отвертеться.

Действующий УК РФ предусматривает уголовную ответственность медицинских работников за следующие виды профессиональных преступлений:
причинение смерти по неосторожности (ст. 109);
принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120);
заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122);
незаконное производство аборта (ст. 123);
неоказание помощи больному (ст. 124);
незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128);
торговля несовершеннолетними (ст. 152);
подмена ребенка (ст. 153);
разглашение тайны усыновления (ст. 155);
незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220);
незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка, сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228);
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233);
незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234);
незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235);
нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);
сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).

К профессиональным преступлениям медицинских работников необходимо отнести и стерилизацию мужчин и женщин без медицинских показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111). Недопустимые эксперименты на людях также следует отнести к профессиональным правонарушениям медицинских работников, так как в случае неблагоприятного исхода речь может пойти о причинении смерти по неосторожности (ст. 109) или умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112).

Кажется, не упомянуто разглашение врачебной тайны.

Здесь я не указываю возможные должностные преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293), преступления против правосудия, например, заведомо ложное заключение эксперта (ст. 307), преступления в сфере экономики (например, вымогательство, ст. 163).

В общем, был бы врач, а статью найти можно. Поэтому доктора обычно не любят отстаивать свои права перед работодателем.

И напоследок:

Медицинская услуга в корне отличается от других профессиональных услуг, поскольку ориентирована на особое благо - здоровье. Отличительной чертой ее является рискованность. Любое вмешательство в процессы жизнедеятельности человека сопровождается определенной степенью врачебного риска, и если этот риск обоснован, то даже в случае причинения вреда здоровью пациента, он не будет признан преступлением. Точно также действия медицинского работника, приведшие к вредным для больного последствиям, но причиненные ему в условиях крайней необходимости, например, для спасения его жизни или здоровья, не являются уголовно наказуемым деянием, если причиненный при этом вред будет признан меньшим предотвращенного.

Всем нам необходимо помнить, что врач, чьи права, кстати, ущемлены в значительно большей степени, чем права пациента, работает зачастую в рискованных и даже экстремальных условиях. Порой он объективно не может предвидеть наступление отрицательных последствий для пациента. И хотя наша медицина еще очень далека от идеала, давайте, прежде чем написать заявление о привлечении медицинского работника к уголовной ответственности, попытаемся непредвзято оценить, имеется ли в его действиях полный состав уголовного преступления.

Вот такая профессия.

Клятва Гиппократа – это клятва, которую приносят будущие врачи, завершившие обучение и готовые приступить к своим обязанностям. Эта клятва устанавливает морально-этические принципы поведения будущего врача.

Клятва Гиппократа возникла значительно раньше сроков жизни самого Гиппократа. Согласно имеющейся информации, впервые эту клятву произнесли прямые потомки Асклепия, тогда она передавалась в устном виде от одного члена семьи другому. Впервые эта клятва была задокументирована во времена эллинистической Александрии при Герофиле.

В V веке до нашей эры Гиппократ записал ее первоначальный вариант, с того момента ее несколько раз переписывали, переводили на разные языки и вносили корректировки, меняя ее смысл. До нашего дня дошла полностью измененная версия, которая не имеет ничего общего с первоначальным вариантом.

В тексте клятвы, написанной Гиппократом, говорится о том, что у врача есть определенные обязательства перед учителями, коллегами и учениками. Согласно этому документу, доктор обязан придерживаться нескольких принципов: принципа непричинения вреда; принципа милосердия – медик не может отказать в помощи больному; принципа заботы о больном; принципа уважения к жизни – ни один медик не должен давать разрешения на эвтаназию и присутствовать при абортах; врачам запрещалось вступать в интимные связи с пациентами.

Среди врачей даже в V веке до нашей эры поощрялось самосовершенствование, оно было обязательным, также врачи должны были соблюдать принцип конфиденциальности – запрещалось раскрывать посторонним лицам информацию о состоянии здоровья пациента.

Почему отменили клятву Гиппократа?

Первыми от клятвы Гиппократа отказались американцы. Кодекс был написан в 2006 году. По словам авторов документа, клятва, которую медики давали еще во времена Гиппократа, неактуальна на сегодняшний день, так как в тексте ничего не говорится об уважении к коллегам и о праве пациента на собственный выбор. В Кодексе содержится та же клятва, только из нее убрали требования по неучастию в абортах. Также на территории Америки действует запрет на оказание медицинской помощи террористам и потенциальным террористам, за это введена уголовная ответственность, что также противоречит принципам клятвы Гиппократа (принцип милосердия).

Что касается других стран, то еврейские медики произносят клятву еврейского врача. Ни в одном из университетов Израиля никогда не звучала клятва Гиппократа, причиной этому служит тот факт, что текст клятвы Гиппократа содержит в себе имена богов, относящихся к древнегреческим богам, в то время как евреи всегда признавали одного Бога, именем которого нельзя приносить клятвы.

В большинстве стран Европы медики постепенно отходят от клятвы Гиппократа, так как считают ее устаревшей, учитывая, что сейчас в Европе активно обсуждается возможность разрешить эвтаназию для тяжелобольных людей на законодательном уровне.

Чем отличается текст клятвы Гиппократа от Клятвы российского врача?

В тексте клятвы российского врача, одобренной Борисом Ельциным, говорится, что каждый выпускник медицинского колледжа и университета, получив звание врача, клянется честно исполнять свой долг. Окончив обучение, будущий врач обязуется направить все свои знания на помощь больному и приложить все усилия для сохранения жизни; медик должен быть готов оказать медицинскую помощь в любой момент, когда это потребуется; врач обязан хранить врачебную тайну и внимательно, с пониманием относиться к каждому пациенту; медик присягает оказывать медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, национальности, языка и происхождения больного.

В тексте присяги российского врача также говорится об уважении к жизни человека и содержится запрет на осуществление эвтаназии, российские медики обязаны самосовершенствоваться и с уважением относиться к своим учителям. Нарушение этой клятвы карается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представляет собой ценный документ, освещающий нам врачебный быт медицинских школ в эпоху Гиппократа. Здесь, как и в других сочинениях Гиппократова сборника (а также у Платона), никакого отношения врачей к храмовой медицине усмотреть нельзя; врачи— хотя и асклепиады, в том смысле, что ведут происхождение от Асклепия и клянутся им, но не жрецы асклепейона.

В древние времена медицина была семейным делом; она культивировалась в недрах определенных фамилий и передавалась от отца сыну. Затем рамки ее расширились, врачи стали брать учеников со стороны. Так свидетельствует Гален. И у Платона есть указания, что врачи в его время обучали медицине за плату; для примера он берет как раз Гиппократа (см. Введение). Правда, об этой стороне дела в «Клятве» не упоминается; там ученик должен войти как бы в семью учителя и помогать ему в случае, если он будет нуждаться, но денежный договор мог составляться особо. Вступая во врачебный цех или корпорацию, врач должен был вести себя соответственным образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Формулированные в «Клятве» правила врачебной этики оказали большое влияние на все последующие времена; по образцу ее составлялись факультетские обещания, которые произносили доктора медицины при получении степени в Парижском университете и еще недавно у нас, в старой России. Несомненно, Гиппократова клятва была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и знахарей, которых, как мы узнаем из других книг, в те времена было немало, и обеспечить доверие общества врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.

О «Клятве» писали немало: см. Литтре, IV, 610; в последнее время Кернер (Кörnеr О., Der Eid des Hippocrates, Vortrag. München u. Wiesbaden, 1921); у него же приведена литература.

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей 1 и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении 2 сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом 3 . В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной 4 . Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому 5 .

1. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός , римск. Aesculapius , Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια , дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея. Панакея, Πανάκεια , всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι , praecepta , заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις , состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например, его Физика. Φυσική ακρόασις . «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был производить литотомии (λιθοτομία) — операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, — нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr"echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой, организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3 части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая — о врачебных секретах и тайных средствах — является отзвуком той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «....сообщая ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки», которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Гиппократ , живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче , О благоприличном поведении . По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием , Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы Гиппократа». В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание , текст которого прилагался к свидетельству обne окончании медфака.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача , которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.

С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.

Юлий Крелин

ДОКУМЕНТЫ

Факультетское обещание

(дореволюционная Россия). Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

Женевская декларация

(1949). Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Клятва российского врача.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

ОТВЕТ: Согласно ст. 60 «Клятва врача» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения России, перед получением диплома врача дают клятву. 20.12.99 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 214-ФЗ, где впервые приводится текст следующего содержания:

«Лица, окончившие высшие медицинские образовательные заведения Российской Федерации, при получении диплома врача дают клятву врача:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно выполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советами, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва врача дается в тожественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Росийской Федерации.

Кроме этого официального текста, интерес представляют содержание Клятвы российского врача, утвержденный Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г., и текст, предложенный национальным этическим комитетом МЗ РФ на Пироговском съезде в Москве (1997 г.).

ВОПРОС 137: Что следует понимать под врачебной, или медицинской, тайной?

ОТВЕТ: Под врачебной тайной следует понимать все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском его обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного. Это сам факт обращения в медицинское учреждение, информация о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни, факт усыновления или удочерения, состояние здоровья родственников. Сюда относят также сведения и немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, наличия коллекций или иных ценностей, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками и др. Обязательным условием квалификации разглашения информации как врачебной тайны является получение ее при исполнении профессиональных обязанностей, независимо от того, получена ли она в лечебном учреждении или вне его при оказании экстренной помощи.

Следует отметить, что врачебная тайна сохраняется и после смерти больного, она может быть оглашена только при получении разрешения его законных представителей или близких родственников.

В медицинской литературе иногда к врачебной тайне относят также сведения о тяжелом состоянии больного в отношении его самого, скрывая истинный диагноз при неизлечимом заболевании или неблагоприятном прогнозе, то, что принято называть «святой ложью». Кстати, такая деликатная информация ему выдается только по его желанию. Однако эта важная информация больного, составляющая часть врачебной этики, не входит в понятие врачебной тайны. Субъектами этого правонарушения, с тех пор как медицина из индивидуальной стала коллективной, являются не только врачи разных специальностей, средний и младший медперсонал (медсестра, акушерка, регистратор, санитарка), но и работники, выполняющие в медучреждении и за его пределами профессиональные, служебные и должностные обязанности. Это фармацевтические и технические работники, инженеры, регистраторы, сотрудники органов дознания, следствия, суда, научные работники, преподаватели высших и средних медицинских учебных заведений. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан все эти лица наряду с врачами также несут ответственность за разглашение врачебной тайны. Поэтому логичней это привычное и ясное медикам понятие называть врачебной тайной.

ВОПРОС 138: Когда впервые для медика возникло понятие врачебной тайны и как изменялось это обязательство врача в последующем?

ОТВЕТ: Впервые понятие врачебной тайны четко сформировалось в клятве Гиппократа:

«Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Однако в прошлом веке в России государственного закона об ответственности за нарушение врачебной тайны не было. Отношение к этой проблеме было выражено лишь в тексте торжественного обещания, которое давали выпускники медицинских факультетов университетов при получении диплома. Они клялись, «помогая страждущим, свято хранить семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия». Эта фраза лишь затрагивала проблему.

История проблемы врачебной тайны с точки зрения требований правосудия и врачебной этики затронута в 1894 г. в докладе на V съезде Российского Пироговского общества врачей. Отметив, что все западноевропейские законодательства, за исключением российского, налагают на врачей юридическую ответственность за разглашение врачебной тайны и дают право врачу отказываться от свидетельских показаний на суде, было призвано свято выполнять это благородное профессиональное обещание, имеющее не только личный, но и общественный интерес.

Интересно, что после Октябрьской революции в нашей стране были сторонники отмены врачебной тайны, считая ее пережитком буржуазной медицины. Первый нарком здравоохранения М. А. Семашко в 1925 г. писал: «Держа твердый курс на уничтожение врачебной тайны - пережитка буржуазной медицины, каждый советский врач должен быть чутким общественным работником, а не понимать свою задачу формально, буквоедски, головотяпски».

Под влиянием постреволюционных взглядов, не считающихся с интересами личности, врачебная тайна рассматривается, в частности, и в работе профессора Ф. А. Вальтера (1926), который считал, что вопрос о врачебной тайне - вопрос государственной целесообразности. Признавая необходимость сохранения врачебной тайны в отдельных случаях, автор подчеркивает: «Если бы закон считал целесообразным, чтобы те или иные сведения, касающиеся частной жизни граждан, стали известными определенному кругу лиц и даже достоянием широкой гласности, следует это сделать, ибо обосновывать профессиональную обязанность медперсонала на интересах отдельной человеческой личности - принципиально недопустимо».

В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников» от 1924 г., а затем в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом в 1969 г., врачебная тайна признавалась только в отношении врача. Будучи свидетелем в суде, врач обязан был сообщать (особенно в случае частной практики) сведения, ставшие ему известными. Так, Ю. Д. Сергеев приводит случай, когда хирург, повторно проводивший операцию, желая скрыть дефект в работе первого хирурга, отказался от дачи показаний в суде, ссылаясь на положение врачебной тайны. В своем определении суд квалифицировал это как уклонение от дачи показаний и заведомо ложное показание, возбудив против него уголовное дело.

ВОПРОС 139: В каких нормативных документах содержится правовая регламентация врачебной тайны?

ОТВЕТ: Прежде всего в ст. 23 Конституции РФ, в которой записано, что каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семей- ную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения.

В ст. 24 Основного Закона РФ отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В развитие этих статей Конституции был издан Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6.03.97 г.. Интересно, что сведения, связанные с профессиональной деятельностью, начинаются с указания на врачебную тайну.

Наконец, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан имеется ст. 61 «Врачебная тайна», в которой подробно рассматриваются вопросы, связанные с сохранением врачебной тайны, приводятся условия допустимости ее разглашения. Кроме того, в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан среди различных прав пациента упоминается и право на сохранение в тайне факта обращения за медицинской помощью, состояния здоровья, диагноза и иных сведений.