Тарас шевченко. доклад о писателе

Гайдамаки

Все идет, все проходит - и края нет.

Куда же оно делось? Откуда взялось?

И дурак, и мудрый ничего не знает.

Живет... умирает... Равно зацвело,

А второе увядало, навеки увядало...

Поэт обращается к гайдамаков, что когда-то гуляли Украиной, ища свободы, просит их вернуться.

Теперь слава казацкая забывается, люди живут мелкими интересами, обычными бытовыми делами. Никто уже не слушает с таким вниманием старцев-кобзарей, которые поют о казачьи подвиги.

И лирический герой не обращает на это: он сам, в своем доме, будет петь старых песен, будет вспоминать. Как будто сама величественная история разговаривает с ним, и от этого становится легче.

Интродукция

Поэт высмеивает чванливой некогда Польши, которая считалась равной Московщине и Турции, пока королем не стал Понятовский. Теперь Польша потеряла свою государственность. Против короля подняли восстание Пулавський и Пац. Вместе с ними поднялись сто конфедератов. От них очень пострадал украинский народ, потому разбрелись они Украиной и "забыли волю спасать", а наоборот начали разрушение. А в это время "гайдамаки ножи освятили".

Ярема служит у жида, который очень угнетает парня-сироту, не имеет в мире родной души. Единственное, что приносило утешение, - любимая девушка.

Поэт рассказывает о тяжелой сиротскую судьбу Яремы, бесконечные образы, которые тот испытывал.

Старый жид в своем доме подсчитывает деньги, судьбы спит его жена Хайка, а на кровати лежит красавица-дочь. Ярема в это время отправился в Вильшану.

Конфедераты

Конфедераты врываются в дом еврея и бьют его нагайкой, все хотят узнать, куда он спрятал дочь. Жид отвечает, что дочь умерла, и конфедераты не верят ему, продолжают пытать, заставляют креститься и смеются.

Поят жида водкой и велят петь. Затем требуют денег. Когда же жид рассказывает, что не имеет денег, его начинают хлестать кнутами. Старик не признается, но предлагает конфедератам поехать в Ольшаны, потому что там у ктитора очень хорошая дочка.

Конфедераты приказывают ростовщику ехать с ними, чтобы показать дорогу.

Ярема идет к Ольшаны, чтобы встретиться с Оксаной, дочерью тытаря. Ждет ее в роще, поет песни. Девушки долго нет, и вот наконец она приходит именно в то время, когда парень спел грустную песню про свою несчастную судьбу.

Происходит радостная встреча влюбленных. Ярема рассказывает, что собирается прибиться к казакам, чтобы снискать славы и денег. Оксана опечалилась, услышав такую весть. Ей жалко расставаться с любимым, ведь он может ее забыть.

В это время к дому тытаря врываются конфедераты, которые ищут денег и девушки. Не услышав от тытаря ничего, они убивают его, затем зажигают церковь. Прибегает Оксана, которая падает в обморок, увидев мертвого отца. Конфедераты подхватывают и уносят с собой.

Ярема в настоящее время идет в Чигирин.

Праздник в Чигирине

Снова лирический герой сожалеет по потерянным героическими годами. Мыслью он возвращается в Чигирин, где все готовятся к "празднику". Собралось очень много людей из всех уголков Украины, все это казаки.

Между старшинами происходит разговор, в котором они вспоминают своих вожаков и радуются, что собралось здесь так много людей.

Между людьми расхаживает слепой кобзарь Волох, который поет о том, как гуляли казаки с Максимом Железняком.

В это время зазвонили колокола, которые зовут к бою. Гайдамаки сразу же бросили все дела и собрались. За ними медленно ковыляет старый кобзарь и поет.

Возле церкви гайдамаков встречают попы, которые призывают защитить родную землю, что страдает от надругательства. Украина страдает, уничтожаются молодежи ее силы, умирают люди.

Казаки начали молиться, а священники освящают им ножи.

Третьи петухи

После праздника Маковея гайдамаки ждут только ночи, чтобы начать резню. Украиной текут кровавые реки.

Теперь о тех временах напоминают лишь старые могилы. Но кто посмотрит на них, кто вспомнит? Внукам безразлично, потому что они "господам рожь сеют".

Поэт вспоминает славу Гонти, Зализняка.

Ярема идет к Черкасс, чтобы бить врага. Дорогой вспоминает он свою любимую девушку и сокрушается, что может никогда ее не увидеть.

Красный пир

По всей Украине звонят колокола - то "по аду гуляют" гайдамаки. Зализняк только призывает "мордовать бешеных" ляхов.

Ярема летает - "по три, по четыре так и кладет". Дрались, пока совсем не осталось врагов, тогда стали отдыхать.

Зализняк выделяет среди всех отважного Ярему, и спрашивает, откуда тот пришел. Узнав, что парень с Ольшаны, вспоминает, как там убили ктитора и украли его дочь.

От страшной вести Ярема теряет сознание, а затем наполняется еще большей ненавистью к конфедератов.

Зализняк дает ему фамилию Галайда, что означает "бездомный бродяга".

Отряд приезжает в Черкассы. Ярема страдает от страшного горя, вспоминает Оксану.

Гайдамаки прячутся в лесу.

Гупалівщина

Когда восходит солнце, Украина лишь кое-где дотлевает. В домах прячется испуганная шляхта. Везде трупы.

У гайдамаки идет каждый, даже женщины и дети.

Когда отряд прибывает в Вильшану, Ярема подробно расспрашивает о смерти ктитора и похищения Оксаны.

По дороге к Лисянки отряд прихватывает с собой конфедератов, которые охраняли сокровище. Сокровище забирают.

Пир в Лысянке

Уже начало смеркаться, а гайдамаки все наказывают шляхту. Убивают даже женщин и детей. Галайда все никак не может утолить жажду мести за свою Оксану. Над городом занимается пожар.

Гайдамаки празднуют победу. Зализняк просит Волоха спеть веселой песни. Гайдамаки танцуют.

К расстроенного Яремы подкрадывается жид и рассказывает, где находится Оксана. Он вызывается помочь парню.

Гонта собирается штурмовать дома господ, не обращает внимания даже на просьбу Яремы не делать этого, потому что там его возлюбленная.

Галайда исчезает - вместе с жидом он отправляется спасать девушку. Без сознания они вывозят Оксану в Лебедин.

Оксана рассказывает старой монахини о событиях в Вильшане. Она совсем больна и ничего не помнит.

Только упоминание о любимом отвлекла девушку от попытки самоубийства.

Бабушка рассказывает, что сюда ее привез Ярема Галайда, который обещал вернуться через неделю. Девушка обрадовалась, потому что то, пожалуй, ее Ярема.

Через неделю Ярема обвенчался с Оксаной, но уже вечером вынужден был покинуть жену и драться с ляхами.

Гонта в Умани

Украина все еще пылает в огне битвы. Дети в селах остались у родителей, нигде не видно людей, лишь воет зверь.

Максим Зализняк получил в лице Яремы вірногасина, который выполняет его приказы, режет ляхов без сожаления.

В полночь гайдамаки вступают в Умань. К Гонты и Железняка приводят ксендза, вместе с которым следуют дети-католики Гонты.

Гонта злится, что его дети стали католиками, он считает, что должен их убить, потому что так велит его военная присяга.

Гайдамаки страшно наказывают всех католиков, а потом начинают пить и гулять. Кобзарь поет песни.

Гонта ищет своих сыновей, чтобы похоронить их. Кладет их в яму, целует и крестит, а потом плачет от горя.

Все это было очень давно, никто из живых не видел воочию. Еще дед когда-то рассказывал о Колиивщине, о Зализняка и Гонта. Почти год убивали они ляхов.

Потом умер Гонта, за ним и железную руду. Остался только Ярема. Гайдамаки разошлись кто куда.

Предисловие

Предисловие подается в конце поэмы. Еще раз напоминает поэт про старые времена, просит потомков жить дружно.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Гайдамаки были участниками народно-освободительного движения против польского гнета на Правобережной Украине.

Восстания 1768 г. возглавили Зализняк и Гонта.

Поэма "Гайдамаки" - крупнейшая по объему поэма Тараса Шевченко. Написана она на историческом материале. Центральный образ поэмы - восставший народ, горящая в огне Украина. Примером для поэта становятся прошлые годы, историческое прошлое угнетенной теперь Украины. Участники восстания изображаются как герои. Они не жалеют отдать свою жизнь за родную землю.

Ярема Галайда - это не историческая личность, но об этом человеке записаны народные предания и песни. Поданный его образ в романтическом духе. Парень наделен исключительными чертами: сказочной силой, неслыханной храбростью. Прославился Ярема своей преданностью народу и своему делу. Максим Железняк и Гонта - лица исторические. В поэме подчеркивается их храбрость, любовь к ним гайдамаков.

По жанру "Гайдамаки" - лиро-эпическая поэма героического характера. Она состоит из двух вступлений, одиннадцати глав и эпилога, послесловия.

Ведущая идея произведения - возвеличивание национально-освободительного движения на Украине.

Кохайтеся, чорнобриві,

Та не з москалями,

Потому что москали - чужие люди,

Делают беда с вами.

Москаль любит, шутя,

Шутя бросит;

Пойдет в свою Московщину,

А девушка погибает...

Катерина влюбляется в москаля и выходит к нему вечером в садик, не слушая родителей. Так она свою судьбу "погубила", ночуя с москалем, пока селом не пошли поговори.

Пришла недобрая весть, что москали должны отправляться в поход. Любимый обещает Екатерине, что вернется. Влюбленная девушка не обращает внимания на людские пересуды, ведь москаль с ней женится. Она слышит под сердцем новую жизнь, поэтому выходит из дому только ночью, ходит садом, вспоминает своего возлюбленного. Девушка грустит, но не теряет надежды.

Через некоторое время Екатерина рожает ребенка. Она все еще выглядит своего возлюбленного. Люди же в селе смеются над ней насмехаются.

Родители Екатерины обиженные тем стыдом, который нанесла им дочь. Ведь родить ребенка без мужа - большой грех, тем более на селе.

Мать и отец решают избавиться от извечного стыда, изгнав пропащую дочь из дома. Они говорят, чтобы Катерина шла в Московщину, искала своего мужа, свекровь.

Сказав дочери последнее слово, мать без сознания упала на пол, а отец даже не стал слушать, когда дочь стала его умолять.

Еле живая, Екатерина пошла в садик, набрала земли, чтобы нацепить на крест. Теперь она никогда не вернется домой, так и умрет на чужой земле, а сын будет страдать из-за нее, искупить ее грех.

Село еще много говорило о Катерине, но ее родители уже этого не слышали.

Приходит ночь. Екатерина идет вперед, ищет своего москалика. Спрашивает она у чумаков пути на Московщину, просит милостыню и идет себе дальше.

Женщине приходится пережить много страданий. Уже и зима началась, свищет метель, а она плохо одета.

Вдруг Катерина видит, что едут москали. Она бросается к ним, начинает расспрашивать, не видели ли они ее Ивана. Те только смеются, потому что многих обманул их брат.

Заплакала Екатерина и с грустью осмотрелась вокруг себя. С страданием обратилась к сыну:

Сын мой Иван!

Где же ты будешь ночевать,

Как меня не станет?

С собаками, мой сыночек,

Люби улице!

Собаки злые - покусают,

И не заговорят,

Не расскажут сміючися...

Никто в мире не пожалеет ребенка-незаконнорожденного ребенка, ее ждет страшная сиротская бесправная судьба.

И вот однажды среди москалей, что ехали мимо нее, Катерина вдруг увидела своего Ивана, что был за старшего. Бросилась она к любимому с радостью, но тот только ответил:

"Дура, отвяжися!

Возьмите прочь безумную!"

В безтямі Екатерина просит бывшего возлюбленного не бросать ее, взять хотя бы за служанку, предлагает показать ему сына. И вернувшись, видит, что москаля уже нет.

Отчаявшаяся женщина отдает ребенка товарищам Ивана, чтобы они передали старшему, и бросается в лес. Не видя никакого выхода из положения, в котором оказалась, Екатерина утонула.

Чернобровая Екатерина Нашла, что искала. Дунул ветер более прудом И следа не стало.

В Киев идет слепой кобзарь, возле которого ютится мальчик-поводырь. Кобзарь начинает петь, прохожие дают ему деньги.

Вдруг на пути появляется карета и останавливается у старцев. Зовут мальчика к себе, госпожа удивляется его красе.

А господин отвернулся, потому что узнал в мальчике Екатерину.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Образ Катерины центральный в поэме. Изображается ее внешняя красота, доверчивая душа, истинная удача. Она переживает страшный душевный излом, который приводит к гибели девушки. Родители отрекаются збезчещеної дочери, любимый не принимает ее, чужим людям она не нужна, односельчане только клевещут Екатерину и смеются. Она понимает, что ее ребенка ждет безрадостное будущее, потому что сын всю жизнь будет искупить его грехи.

Большую роль в поэме играют лирические отступления. Сопровождая эпическую, часто драматическое повествование, отступы проявляют оценку автора, его личное отношение к изображаемых событий.

По жанру "Екатерина" - лиро-эпическая социально-бытовая поэма из народной жизни.

июля 02 2011

Отче наш, Тарас всемогущий, Что создал нас гением своим На моей земле, как правда, сущий, Бьющий в неправду, как будто гром. (Д. «Молитва»)

Отцом, Гением, Пророком, Предтечей, называют его. А мне ближе всего народное - Кобзарь. Разве можно найти более соответствующее «звание», которое выражало бы глубокий почет людей того, кого считали певцом народным. Каким-то непостижимым феноменом является тот факт, что , который появился в мире свыше двух сотен лет тому назад, воспринимается как наш духовный сообщник и современник настоящего - и будет восприниматься так еще целые века. Его является искусством такого глубокого философского содержания, что мы открываем его для себя снова и снова, каждый раз находя новое, неизведанное в его наработке.

июля 02 2011

Автор сознается: «Я не могу разминуться с человеком. Я не могу быть одиноким». Иногда именно это раздражает, утомляет, потому что человеку необходимо время от времени уединиться: «Меня утомили люди. Мне наскучило быть заездом, где вечно толкуются те создания, кричат, суетятся и мусорят. Распахните окна! Проветрите жилище!.. Пусть войдут в дом чистота и покой». Это стремление покоя и одиночества иногда бывает таким сильным, что готов согласиться на любой способ достижения желанного: «Смерть? Сон?» Следовательно, приходит желание хотя бы на время отдохнуть, послушать не «ревучие потоки человеческой жизни», а желанную тишину.

июня 30 2011

Я просто списываю - слово в слово - то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:
“Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное , наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.
От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:
Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.
Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.
Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!”
Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да:

июня 30 2011

Просмотрел все написанное вчера - и вижу: я писал недостаточно ясно. То есть все это совершенно ясно для любого из нас. Но как знать: быть может, вы, неведомые, кому Интеграл принесет мои записки, может быть, вы великую книгу цивилизации дочитали лишь до той страницы, что и наши предки лет 900 назад Быть может, вы не знаете даже таких азов, как Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зеленая Стена, Благодетель. Мне смешно и в то же время очень трудно говорить обо всем этом. Это все равно как если бы писателю какого-нибудь, скажем, 20-го века в своем романе пришлось объяснять, что такое “пиджак”, “квартира”, “жена”. А впрочем, если его переведен для дикарей, разве мыслимо обойтись без примечаний насчет “пиджака”?
Я уверен, дикарь глядел на “пиджак” и думал:
“Ну к чему это? Только обуза”. Мне кажется, точь-в-точь так же будете глядеть и вы, когда я скажу вам, что никто из нас со времен Двухсотлетней не был за Зеленой Стеною.

июня 30 2011

Опять не то. Опять с вами, неведомый мой читатель, я говорю так, как будто вы… Ну, скажем, старый мой товарищ, R-13, негрогубый, - ну да все его знают. А между тем вы - на Луне, на Венере, на Марсе, на Меркурии - кто вас знает, где вы и кто.
Вот что: представьте себе - квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете, квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны: он этого уже просто не видит - настолько это для него привычно, ежедневно. Вот и я все время в этом квадратном положении. Ну, хоть бы розовые талоны и все с ними связанное: для меня это - равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона.

Нынешние украинские власти нарочито выпячивают образ Тараса Шевченко как национального поэта. Между тем, большая часть того, что написано Шевченко, - написано по-русски. Из 47 лет жизни 25 он провел в России. Дневник и проза – тоже русскоязычные. Есть, о чем задуматься, не правда ли?!

Биография и деятельность Тараса Шевченко

У мальчика из степного украинского села – Тараса Шевченко – возможности посвятить всего себя любимому занятию – рисованию – возможности не было. Семья была бедной и многодетной. Рано умерла мать Тараса, появилась мачеха, которая почему-то сразу крепко его невзлюбила. Потом умер отец. Тарас пас овец и коз. Словом, всё было против того, чтобы украинский хлопец стал выдающимся художником. Главным же препятствием была крепостная зависимость от помещика Энгельгардта.

В какой-то момент Тараса сделали дворовым человеком и еще более привязали к месту. Однажды вместе с барином юноша попадает в Петербург. Утрами, когда еще не было гуляющей публики, Шевченко приходил в Летний сад, садился на ведро из-под краски и срисовывал статуи. Однажды за этим занятием его застал ученик Академии Художеств Иван Сошенко. Они оказались земляками. Сошенко привел Тараса в Академию. Так Шевченко стал посещать классы. Правда, во внеурочное время. Поступить туда он, будучи крепостным, разумеется, не мог.

В марте 1837 года у прославленного художника Карла Брюллова собралась компания знакомых. Художник Мокрицкий заговорил о Шевченко. К делу решили привлечь и поэта В.А.Жуковского. Хозяин Шевченко заломил за того баснословную сумму – 2500 тысяч рублей, стоимость небольшого поместья в то время. Проблему решили очень изобретательно – Брюллов написал портрет Жуковского, который затем разыграли в лотерею среди членов императорской фамилии. Нужная сумма была собрана. Шевченко был свободен. Жуковскому Шевченко в знак благодарности посвятил поэму «Катерина».

40-е годы становятся расцветом таланта Шевченко. Он много пишет и рисует, становится профессиональным художником, заканчивает Академию, получает признание как поэт. Выходит обессмертивший его имя сборник «Кобзарь», название которого спустя годы прочно приклеится к личности самого автора. В Киеве Шевченко становится членом тайной организации – Кирилло-Мефодиевского братства. Третье жандармское отделение оперативно среагировало. Уже через месяц полиция знала об обществе всё, равно как и об особой роли в нем Шевченко. Последовали аресты.

Шевченко арестовали прямо на берегу Днепра, у парома. Полтора месяца длилось следствие. Ситуацию усугубили сатирические выпады Шевченко против членов императорской фамилии в поэме «Сон». Личным указом императора Шевченко был сослан солдатом в оренбургские степи с запрещением писать и рисовать. В этом унылом захолустье прошло еще десять лет. Шевченко срывался, пристрастился к алкоголю. Завел т.н. «захалявные» книжки, куда заносил строки новых стихов. В этот же период он пробует свои силы в прозе, пишет ряд повестей.

За него хлопотал вице-президент Академии художеств Ф.П.Толстой. Только после смерти Николая I освобождение стало возможным. Так Шевченко второй раз обрел свободу. Он поселился при Академии. Комната служила ему и мастерской, и гостиной, и спальней. Он совершенствуется в области гравюры, становится академиком. Тщетно пытается устроить личную жизнь. Он не ведет затворнический образ жизни. В нем видят героя, борца с деспотизмом.

Его приглашают всюду, на званые обеды, на вечера, литературные чтения. Принимают так, что он, будучи человеком простым и сердечным, часто смущался. Шевченко посещает родные места. Он с нетерпением ждет отмены крепостного права и умирает в феврале 1861 года, не дожив до царского манифеста всего нескольких недель.

  • Современный литератор Олесь Бузина несколько лет назад издал скандальную книгу с не менее вызывающим названием «Вурдалак Тарас Шевченко». В ней «кобзарь» украинского народа низвергнут с пьедестала, показан мелким, жалким, скупым и охочим до зеленого змия. Что ж, «переоценка ценностей», похоже, продолжается…

Трагической судьбы украинской женщины. В центре произведения - женщина из богатого рода Анна, которая, родив ребенка, безотцовщина, подбросила ее одиноких Трофиму и Насти, а уже через год, сменив имя, попросилась к ним в батраки. Материнское сердце щемило от боли за своего ребенка. Женщина становится наймичкой только для того, чтобы видеть своего сына. Автор глубоко раскрывает суть душевной драмы матери через психологическую раздвоенность героини. Самый яркий образ раскрывается в бытовом плане.

Краткий пересказ произведения

В воскресенье на рассвете в поле на могиле, словно тополь, похилилась женщина. Прижимая что-то к себе, она горько оплакивала свою судьбу: «Ой тумане, в тумане - мой латаный талане! Почему меня не спрячешь тут среди поля?». Есть у нее и родители, и брат, сама она богатого рода. И пришлось покинуть родной дом, потому что опозорила себя, родив сына, безотцовщина. Бедная підвелась и, рыдая, пошла полем, напевая грустную песню о вдове, что утопила своих сыновей в Дунае.

На богатом хуторе, в роще над прудом, жило старое супругов. Жили они в согласии и достатке, с Детства вдвоем пасли овец, выросли - поженились. Приобрели и хутор, и мельница, и добрую пасеку, но не имели детей и очень сокрушались.

Сидя в воскресенье на завалинке, Трофим разговаривал с Настей именно о том, что им болело: «А кто нас, Настя, похоронит, как умрем?» «Сама не знаю! Я все это обдумывала, и аж грустно стало...

Вдруг старые услышали плач ребенка. Они побежали к перелазу и увидели пеленали и покрыто новенькой свитиною младенец. Супруги очень обрадовался ребенку, как негаданому подарка судьбы. Трофим бросился за кумовьями, нашел их на радостях аж три пары, и вечером того же дня окрестили ребенка, назвав Марком.

Прошел год. Старые ухаживали мальчика как родного сына. Вот на хутор пришла молодая, белолицая и чернобровая женщина проситься к ним в батраки. Настя с Трофимом, посоветовавшись между собой, приняли служанку, потому что им самим уже трудно было хлопотать по хозяйству, да еще и воспитывать малого Марка.

Женщина обрадовалась, что ее берут, так, «будто с господином повенчалась». Успевала все: и в доме, и на улице, и круг скота. И больше внимания уделяла ребенку, упадала возле нее, как будто была ее Мать. Старые удивлялись этому и благодарили за нее Богу. А Анна щовечір тайком плакала и проклинала свою судьбу. Утром же утешалась, потому что малый Марко протягивал к ней руки и звал мамой.

Прошло немало лет. Похоронили бабу Настю, тяжело пережил эту потерю дед Трофим. Но «прогуло проклятое беда, да и заснул». Марко вырос, стал чумакувати. Старик решил женить сына и посоветовался с наймичкой. А Анна сказала, что надо спросить самого Марка.

Расспросили, заслали сватов. Старосты вернулись с полотенцами. «Панночку в кафтане, такую красотку висватали, что хоть за гетмана, то не стыдно. Вот такое-то чудо схватили!»,

Зашла речь о том, когда и где венчать, как справлять свадьбу. И Трофим спросил, кто будет за мать, потому что не дожила до этого времени Настя, Старик залился слезами, а служанка схватилась за дверной косяк и чуть не лишилась чувств, тихо шепча: «Мать... Мать... мать!.

За неделю готовились к свадьбе. Несмотря на мольбы старого и слезы Марка, Анна отказалась сидеть как мать за свадебным столом и пошла на прошу до Киева: Она так объяснила Марку свое решение: «Нет, Марку, никаких мне матерью сидеть: то богатые люди, а я служанка... еще и с тебя смеяться будут».

Справили пышную свадьбу. А у Анны, как пришла в Киев , не хватило денег на моле-бен святой Варваре, и она нанялась носить воду в мещанки. На заработанные деньги купила Марку в пещерах святую шапочку, чтобы не болела голова, а невестке перстень от Варвары.

Помолившись святым в лавре, служанка вернулась на хутор, где ее радостно встретили. Усадили за стол, накормили, расспросили про Киев и положили отдохнуть. Тронута теплым приемом, Анна заплакала.

Трижды ходила служанка в Киев на богомолье. Провожая ее в четвертый раз, Екатерина просила не медлить, «ибо без нее в доме как-то грустно, будто мать покинула дом».

После Успения Трофим сидел на завалинке и забавлялся с внуками мальчиком Карпом и девочкой Яринкой. Вдруг во двор зашла служанка. Старик с детьми побежали ее встречать. А Анна сразу спросила, не вернулся с чумаками Марко. Услышав в ответ «в дороге еще и до сих пор», она сказала, что болен и боится не дождаться его.

Из сумки вытащила гостинцы: крестики, дукачики, ожерелье, образок Яринке, кузнечиков и соловья Карпу, Екатерине уже четвертый перстень святой Варвары, деду - три освященные свечи. А себе и Марку ничего, потому что не стало денег, а заработать уже была не в силах. Даже півбубличка, что остались, она отдала детям.

Екатерина приняла Анну как родную мать: помыла ей ноги, усадила полдничать, но служанка не пила и не ела, просила только заказать в церкви молебен за Марка, чтобы не заболел и скорее возвращался домой.

Больную причащали, пытались всячески облегчить ее состояние, и ничего не помогало. Трофим очень боялся за ней, а Екатерина не отходила от наймички ни днем, ни ночью. Анне становилось все хуже, и она ежечасно спрашивала про Марка.

А Марко, не спеша, ехал домой. Виз всем дорогие подарки, не забыл и служанку. Лочувши, что Марко уже во дворе, Анна приказала Екатерине быстрее вести его в дом, а сама стала тихо-тихо читать молитву, благодаря Бога за то, что дождалась.

Екатерина привела Марка к Анне и на просьбу больного оставила ее вдвоем с ним. Лишь перед смертью Анна решилась открыть ему свою тайну: «Прости менеї Я терпела весь век в чужом доме... Прости меня, мой сыночек! Я... я твоя мать».

Услышав это признание, Марко потерял сознание, а когда пришел в себя, мать уже была мертва.

Сохрани - » Краткий пересказ произведения «Наймичка» (1845) . Появился готов произведение.