Техника реализации этикетных форм. Терпимость терпимый

Здравствуйте, дорогие друзья!

Терпимость - это очень нужное качество человека на сегодняшний день. Иногда складывается такое ощущение, будто бы все жизненные ситуации и обстоятельства, в один миг возжелали испытать его на прочность.

Конечно же, только мы знаем, как правильно решать проблемы, за кого голосовать на выборах и как эффективно воспитывать детей . А если вдруг, кто-то выскажет или начнет отстаивать другую точку зрения, то в бой с собеседником могут пойти убойные аргументы, словесные перипетии и даже кулаки.

Так по какой причине мы столь нетерпимы к другим виденьям картины? Как воспитать в себе толерантность и уважение к мыслям людей? Прежде чем дать ответы на столь глубинные вопросы , пожалуй, нужно определиться с терминологией и отличием.

Толерантность - это отнюдь не явление, а уважительное отношение к позиции других сородичей. То бишь, вы можете категорически и полностью не разделять мнение особи, но не станете навязывать свое с пеной у рта.

А вот другое слово, требующее объяснений: терпение - это неестественное состояние личности, когда ей не комфортно и не уютно, а она вынуждена находить в себе силы и стиснув зубы, продолжать экзекуцию над собственным запасом энергии.

Иными словами терпение может обозначаться, как перерасход усилий и эту разницу в понятиях очень важно уяснить в контексте сегодняшней статьи. Следовательно, надобность терпеть что-либо, носит временный характер. Например, нужно терпеть, чтобы добежать в туалет, или выдержать прием стоматолога , а некоторые умудряются терпеть своего мужа-тирана по неизведанным мне причинам.

А вот толерантность определена к группе положительных качеств человека и означает принятие и понимание разнообразия культур нашего мира, способов самовыражения и конечно же проявления индивидуальности, что априори не может быть идентичной для всех.

Главное в воспитании терпимости - это приумножение чувства уважения не в зависимости от уровня человеческого интеллекта.

Откуда берется нетерпимость?

На самом деле, ответ на этот вопрос достаточно банален. Нетерпимость к другому человеку зарождается еще в детстве и взрослея, мы тащим это богатство во взрослую жизнь, увеличивая обороты и аллергическую реакцию к чужим мнениям.

Как происходит процесс становления? Я попрошу вспомнить, как ваше окружение близких и совершенно не близких людей, могло позволить себе навесить ярлык на личность или вывалить за спиной порцию осуждения.

Это могло происходить не по причине злого умысла. Даже старушки на скамейке у подъезда не переживают о том, что их изречения могут ранить тонкую душевную организацию людей, ведь они убеждены том, что это нормально!

«О, посмотрите, да они же не по средствам живут! », «Слишком толстый! », «Содержанка », «Слишком молодая мама », «Не ест мяса! » и т. д. Все это подсознательное стремление ощутить примитивное и низменное превосходство над окружающими и демонстрация нулевой толерантности.

Однако, прежде чем так ярко пропагандировать собственную нетерпимость к людям, не стоит забывать о том, что дети впитывают поступающий информационный вброс, как губка.

А значит, будущее поколение обязательно применит столь некорректный способ самовыражения. Как избежать негативных последствий и постараться более лояльно относиться к другому образу жизни, что вам неприемлем?

Как развить толерантность

1. Откажитесь от суждений, оценок и шаблонного мышления

Поэтому, старайтесь понять глубинные мотивы сородичей, а не рассматривать верхушку айсберга. Только в таком случае человек обучается искусству терпимости.

2. Умейте слушать и слышать собеседника

Я подготовила в этом блоке замечательный совет: только в том случае, когда вы позволите себе выслушать собеседника, вы сможете понять его особую точку зрения. И только в том случае, когда вы ее поймете - вы сможете ее принять или хотя бы дать право на существование.

Желание постоянно доказывать правоту граничит с комплексом завышенной самооценки. А это означает нулевой уровень терпимости. Будьте услышаны и не прекращайте слушать !

3. Воспитайте в своем сердце чуткость!

Искренне уважая все живое на планете Земля, стараясь поступать по совести, справедливости и без намерения обидеть, человек становится ближе к науке по названием толерантность.

4. Принятие

Конечно же, я могла посоветовать вам медитационные практики или техники, но все же считаю, что лучше прибегнуть к наиболее действенному методу адаптации - встречи со своим страхом для преодоления.

Столкнитесь лицом к лицу с той группой людей, которые категорично вам не понятны! Пожалуй, это одна из самых лучших практик! При общении вы сможете заметить, что люди с убеждениями, отличительными от ваших, по-прежнему остаются людьми: с такими же чувствами, страхами и проблемами, как и у вас.

Всему есть предел!

Друзья, на этом я закончу.

До встречи на блоге, пока-пока!

Терпимость: что терпеть можно, а что нельзя

К одной из лучших способностей человека относится терпимость. Этому прекрасному качеству учить ребенка нужно с рождения. В большей степени это касается семей, в которых одновременно растут несколько детей. И каждый ребенок стремится натянуть одеяло на себя. Потому что в крови у человека имеется тяга к борьбе за место под солнцем, не исключением является и семья: дети хотят завладеть не только лучшей игрушкой, но и вниманием родителей.

Не секрет, что именно в семье у ребенка формируется собственная модель поведения, которая впоследствии будет проецироваться на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Таким образом, в зависимости от того, каким его воспитают родители, таким он и выйдет в большой мир. Терпимости невозможно научить в школе или техникуме, если в семье ребенок не впитает в подсознание основы общения и конфронтации.

Умение воспринимать факты, мнения и события, не совпадающие с внутренними взглядами, принято считать терпимостью. Это максимально спокойное безэмоциональное отношение к происходящему. Проявляя терпимость, человек занимает стороннюю позицию наблюдателя. К примеру, в магазине кто-то протискивается к кассе без очереди. Часть наблюдателей начинает посылать вслед ругательства и недоуменные возгласы, а терпимый человек просто молчит, хотя мысленно он согласен с возмущенными такой ситуацией людьми.

В современном обществе терпимость приходиться проявлять на каждом шагу, так как грубость и невоспитанность оказываются сплошь и рядом. К сожалению, факт бескультурья был, есть и, скорее всего, будет. Но почему? Ведь, начиная с детского сада и школы, детям говорится о нравственности, морали и могуществе добра. Но слова не могут оказать такого влияния на сознание, как поступок. Поэтому человеку легче взять модель поведения по поступку, чем согласовывать свои действия с нравоучениями.

Терпимость позволяет человеку контролировать свое поведение, учит его проявлять нейтралитет, относиться толерантно к другим людям, потому что у каждого бывают свои недостатки. Но бывает ли у терпимости своя мера? Ведь это немаловажный аспект, который не позволяет чувствам перейти в крайность. У большинства людей мера терпимости может быть равна бесконечности. В первую очередь, это касается религиозности, как манеры общественного поведения определенных групп людей. Бесконечной терпимостью необходимо владеть при встрече с невеждами. При открытом хамстве лучше сдержаться, не спускаясь до уровня грубиянов, быть выше всего этого.

Но все же бывают такие обстоятельства, при которых терпимость неуместна и даже опасна для человека, так как она может стать причиной необратимых последствий для того, кто ее проявляет. Например, грубость, возникающая в семейных отношениях, должна пресекаться, иначе она обретет постоянный привычный характер. Недопустимо хамство и насилие в семье, подобные факты возмутительны и терпеть их нельзя!

Иногда в коллективе встречаются не совсем адекватные сотрудники, которые стремятся оказать свое давление в достаточно нелицеприятной форме. Порою большинство коллег проявляют к таким субъектам просто ангельское терпение, но нужно ли это делать? Нередко нас окружают соседи, отличающиеся странной манерой поведения, и их нападки в вашу сторону могут не отвечать не только дисциплинарным, но и нравственным нормам. Не нужно терпеть, если ваши права нарушаются. Проявляя терпимость в таких ситуациях, наносится колоссальный вред психическому здоровью, и, плюс ко всему, окружающие перестают с вами считаться, уважать вас как личность.

Таким образом, остается лишь шаг до закона, действующего среди животных: всех можно поделить на сильных и слабых. И, несмотря на свою правоту, слабый всегда будет подчиняться сильному. Поэтому решите для себя, когда нужно быть терпимым, а что действительно терпеть нельзя.

Педагогический совет «Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики», 10 января 2015 года

Порядок проведения педсовета

  1. Предварительная анкета. Приложение №1.
  2. Обобщение предварительных анкет. Приложение №2.
  • Толерантность как философское понятие

Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности. Приложение №3.

  1. Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности.

Правила толерантности для учителей. Приложение №4.

  1. Воспитание толерантности у учащихся - одна из педагогических задач.

Правила толерантности для учащихся. Приложение №5.

  1. Заключение: если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.

Цветок толерантности. Приложение №6.

«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»

Сообщение заместителя директора по воспитательной работе Гуткиной Л.Д.

  1. Толерантность как философское понятие.
  2. Толерантность как бытовое понятие.
  3. Толерантность как педагогическое понятие.
  1. Толерантность как философское понятие.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

  • В переводе с французского “tolerance” - это терпимость, в том числе, веротерпимость; это также допущение, льгота; в технике это допуск, в медицине - устойчивость, выносливость организма, допустимая для организма доза.
  • Терпимость по отношению к людям другой расы, другого вероисповедания, других политических взглядов, других социальных групп.
  • Уважительное отношение к иному мировоззрению (способностям, внешнему виду, нации, расе и так далее).
  • Толерантность - уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верования, отказ от сведения их к одной точке зрения.
  • Толерантность предполагает проявление уважения к любым взглядам, к чести и достоинству каждого народа и каждого человека. Важно уважительно, спокойно, взвешенно относится к инакомыслию, вообще к чужому мнению, оставаясь при своих убеждениях.
  • Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
  • Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, толерантность является многоплановым понятием, в котором сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним — желанием понимать и принимать что-то отличное от своего.

  1. Толерантность как бытовое понятие.

Терпимое отношение к поведению (а также внешнему виду и другим характеристикам человека), которое не отвечает собственным представлениям о «правильном» поведении, но при этом не нарушает общественного порядка, не угрожает безопасности окружающих.

  • Терпение, терпимость к поведению или мнению других людей, проявление сдержанности и беспристрастность в общении, соблюдение своего эмоционального самоконтроля.
  • Толерантность - это бережное отношение к окружающим, понимание, что люди могут быть любыми, принятие людей такими, какие они есть, внимательное отношение к людям, умение не задеть грубостью другого.
  • Толерантность - это, прежде всего, уважение мнения другого человека, это понимание причин того или иного поступка.
  • В более узком смысле терпимость, понимание чужого/иного мнения, умение выслушать и так далее.
  • Уважение и понимание чужих взглядов, мнений, традиций.
  • Это отсутствие мысли о том, что такое «толерантность».
  • Терпимое (спокойное) отношение к людям другой национальности, возраста, пола, веры и жизненных принципов. Толерантность не всегда необходима в жизни.
  • Толерантность - терпимость (по отношению к другим людям). Терпимость к их мнению, позиции, выбору.
  • Вся наша современная жизнь, включая работу - это проявление толерантности везде и во всем. Очень сложная ситуация всегда и везде.
  • Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
  • «Терпимость - это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр).
  1. Толерантность как педагогическое понятие.

Есть два вида толерантности: философская и педагогическая. Педагогическая толерантность - это умение никогда не показывать кому то, что Вы кого-то не любите или, что Вам что-то в ком-то не нравится.

Педагогическая толерантность - одно из профессионально важных качеств личности учителя, означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражается в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами.

Высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности способствует повышению эффективности педагогической деятельности учителя и является профессионально важным качеством. Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает также благоприятный климат в педагогическом коллективе.

  • Толерантность имеет пики, зависящие от возраста человека. У учителя четко существует два пика. С возрастом терпимости становится больше. Некоторые учителя говорили о том, что чувствуют это по своему жизненному опыту.
  • Толерантность не должна проявляться педагогом ситуативно, а должна составлять рабочий фон.
  • Педагогическая толерантность - это необходимая составляющая работы любого педагога, которая способствует формированию гармонично развитой личности не только ребенка, но и самого учителя.
  • Проявление терпимости в нашей профессиональной жизни иногда (довольно часто) находится в конфликте с задачами воспитания и образования.
  • Гуманная (человечная) педагогика не всегда на пользу одному ребенку и даже всему классному коллективу: если Ученик N с тройкой, то все другие…???
  • В моем понимании, это терпение, терпимость, ассоциируется с личностью. Принятие, доверие.
  • Педагогическая деятельность тесно связана с этим понятием. Преподавание химии в гуманитарных классах - одна сплошная толерантность. Иногда важнее не знание химии, а поддержка ребенка, некоторый воспитательный момент.
  • Спокойное отношение к проявлению «иного» во всем: от идейной ориентации до внешнего вида. Умение признавать, что иное отношение к миру - не обязательно дурное. Естественно, включает уважение к национальным традициям и обычаям, но исключает национализм.
  • Отсутствие неприязни к людям, отличающимся от меня по статусу (национальность, социальное положение), религии, взглядам, манерам. Именно к людям, а не к их поступкам.
  • С одной стороны, это умение принять человека таким, как он есть. С другой, если речь идет о негативных качествах ребенка, найти такт, способы для исправления ситуации.
  • Буквальный перевод с латинского - терпение. В современном русском языке: терпимость, снисходительность. Уместно употреблять в общественно-политической лексике в значении «желание понять человека, принимая его взгляды».
  • Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям. Умение учитывать мнение другого, уважительно относиться к иной точке зрения, умение решать проблемы, не ущемляя интересы других людей.
  • Умение понять и принять иной, отличный от собственного, взгляд на самые разные стороны жизни. Интересный вопрос - всегда ли толерантное отношение ведет к лучшему?
  • Это доброта и терпимость, терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать. Не допускать менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности, быть готовым всегда понять и помочь.
  • Толерантность - способность принимать без осуждения людей, события, жизнь. Толерантность по отношению к людям - способность быть внимательным и терпимым.
  • Толерантность - это терпение и терпимость. Но не безразличие и равнодушие. Педагогика не позволяет ломать человека, но требует наших действий по корректировке личности.
  • Толерантность - это умение мириться с кем-то, вызывающим у тебя отторжение (мнение, манера поведения), но при этом вполне допустимым с точки зрения педагогических целей.

В Приложении № 3 показаны черты толерантной и интолерантной личности. Посмотрите внимательно на табличку и попробуйте сопоставить ее со своей педагогической деятельностью.

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя.

Относится к себе критически, сами старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

2.Защищенность.

3.Ответственность.

4. Потребность в определении.

5.Эмпатия

Интолерантная личность имееет ограниченные Способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Думается, что теперь Вам будут более близки слова Н. Бердяева «Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности

I . Проявление толерантности при решении национального вопроса.

Учитель становится свидетелем ссоры в классе. В ходе ссоры звучат оскорбления националистического характера. Как следует поступить учителю?

  1. . Проявление толерантности к внешнему виду, манерам учащихся.
  1. Часто приходится сталкиваться с такими проявлениями нетолерантности как критические замечания некоторых учителей по поводу «неподобающего» стиля одежды или поведения (слишком свободного - громкий смех, школьники, которые обнимаются в коридоре). Прав ли учитель, выражая свое отношение к происходящему вслух и публично?
  2. Девушки приходят в школу в брюках с сильно заниженной талией. Некоторых учителей это раздражает настолько, что они позволяют себе сделать замечание. Казалось бы, такое право есть лишь у близкой подруги. А как Вы думаете, нужно ли в этом случае сделать замечание?
  3. Учитель, услышав грязную, нецензурную речь из уст девочки, отказывается вести урок, уходит из класса. Правильно ли он поступил? Возможно ли здесь проявление толерантности?
  4. Как, по-вашему, можно ли заставляя ученика быть другим при этом проявлять педагогическую толерантность?
  1. . Проявление толерантности к детям, отличающимся от других.
  1. Дети (особенно младшие) бывают особенно нетерпимы по отношению к другому, если тот не такой, как все. Практически в каждом классе (5,6,7, иногда 8) встречаются проявления нетерпимости к особенностям какого-то ученика. Как Вы поступаете, если у Вас в классе есть случаи нетерпимого отношения к другому, отличающемуся от остальных ребят?
  2. В сильном классе присутствует слабый ребенок с неуравновешенной психикой. Как найти его таланты и раскрыть возможности, чтобы с их помощью создать комфортные условия для обучения ученика.
  3. В одном из 5-х классов учатся два мальчика очень особенные, проблемные, конфликтные. Большинство детей не принимает их, задевает, хотя некоторые дети проявляют толерантность, они очень мягко и тактично стараются (хотя это трудно дается) не обижать этих ребят. Какова должна быть позиция учителя?
  4. Часто бывает ситуация, когда быстро соображающие дети не дают возможности найти ответ детям, которым нужно немного больше времени, чтобы подумать. Является ли это проявлением нетолерантности учащихся? Какова должна быть позиция учителя?
  5. 5 класс. Ученик на инвалидной коляске. Как обучить детей помогать, не демонстрируя превосходство?
  6. В школе учится психически больной мальчик. О его болезни знают давно, но никто ни разу его не обидел, не высмеял. Считаете ли Вы это проявление толерантности результатом работы всего коллектива гимназии?
  1. . Проявление толерантности по отношению к инакомыслящим.
  1. Предвыборная пора. Не совпали политические предпочтения учителя и ученика. Учитель проявляет бестактность, убеждая ученика в том, что его (ученика) родители не правы. Необходимо ли для решения данного конфликта проявление толерантности?
  2. На уроке создается ситуация высказывания разных мировоззренческих позиций (религиозных и материалистических). Приведите пример из своей практики, когда у Вас возникала подобная ситуация.
  3. В старшем классе ученик - шовинист, с «активной жизненной позицией». Как самому правильно реагировать на его высказывания, не теряя самообладания, и как уберечь от его влияния коллектив класса?
  4. Ученик написал сочинение на свободную тему, в котором убедительно и последовательно изложил точку зрения, которую учитель считает аморальной (например: «только неудачники делают низкооплачиваемую работу» или «здоровое общество не должно заниматься социальной поддержкой «слабых» и тому подобное). Как оценить такое сочинение и обосновать свою оценку?
  5. Самая обычная ситуация - высказывание учащимся обоснованной точки зрения, не совпадающей с точкой зрения учителя. Как, по-вашему, необходимо поступить в данной ситуации? Нужно ли здесь проявление толерантности?

Пример из жизни. Когда я был учеником 7 класса, к нам на практику пришли студенты пединститута. Я горячо доказывал, что Маяковский - плохой поэт, и студентка (хотя и не была со мной согласна), поставила «пять». С тех пор я изменил точку зрения на Маяковского, а студентку вспоминаю с нежностью.

  1. Ученица на протяжении всего Великого Поста отсутствует в школе по субботам. Мама объясняет пропуски необходимостью присутствия в храме. Как быть классному руководителю?
  2. . Проявление толерантности при организации дел, репетиций.
  1. Постановка спектакля. Канун. Невыученный текст. Учитель раздражен, кричит. Наверное, неважно, если постановка провалится. Понимание того, что главное - процесс, а не результат, должно снять напряжение. Важны отношения, потенциал этих отношений. Надо ли быть терпимым?
  2. При подготовке к капустнику дети из разных классов вынуждены проявлять толерантность по отношению к традициям, укладу жизни, способу самовыражения детей из другого класса. В противном случае результат не может быть достигнут. Выступление не получится, если нет взаимопонимания и поддержки, которые не могут сложиться при отсутствии толерантности. Как проявить толерантность, чтобы помочь участникам обрести взаимопонимание и научить поддерживать друг друга?
    1. . Проявление толерантности при привлечении учащихся к делам.
  1. Надо ли самых сложных ребят брать с собой в театры и поездки, показывая им свое доверие, несмотря на некоторые сложные моменты в поведении? Как Вы поступаете в подобных случаях?
  2. Ребенок категорически отказывается участвовать во внеурочных делах (экскурсиях, выездах, посещениях театров). Как выяснить у него причины, оставаясь толерантным?
    1. . Проявление толерантности при оценке знаний.
  1. «Натягивание» удовлетворительной оценки, по-вашему, есть педагогическая толерантность или отсутствие педагогической принципиальности.

Естествознание в гуманитарном классе - проявление толерантности и ангельского терпения; подвижничество. Важенин А.А.

Толерантность по отношению к гуманитарию, несильному (мягко говоря) в точных, математических науках, при оценивании не способностей, а трудолюбия и роста ребенка над собой. Терещенко Е.В.

  1. Ученик, считающий, что оценка за сочинение занижена, задает учителю вопрос, почему такая оценка. Учитель раздраженно отвечает: «Ты сам знаешь» и не вступает в дальнейшие объяснения с учеником. Прав ли учитель?
  2. Ученик 11-го класса приходит с несделанным домашним заданием и говорит, что у него нет времени. Как поступить? Можно ли проявлять толерантность в случае невыполненного домашнего задания? Нужно ли оценивать причины невыполнения, дать возможность сделать и принести его.
  3. . Опасности, возникающие при проявлении толерантности.

Когда и в каких ситуациях толерантное отношение может быть опасным?

К сожалению, иногда (пусть и не очень часто), приходится наблюдать ситуации, когда учитель в силу своего положения, давит на учеников, навязывает им свое мнение в недопустимо резкой форме.

В Приложении № 4 даются правила для учителя, которые помогут ему быть более толерантным в той или иной педагогической ситуации.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;

Иными словами толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между людьми разных национальностей, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Воспитание толерантности у учащихся - одна из педагогических задач.

«Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой же жизни каждого человека - взрослого и ребёнка - должна стать толерантность»

Формирование культуры толерантности - одна из задач воспитания. Существуют диагностики уровня сформированности толерантности у учащихся. Существуют специальные упражнения на тему, как проявлять толерантность. Однако, в целом, это тема другого специального педсовета. Мы не будем сегодня говорить об этом. Хотелось бы только заметить следующее. Человек на протяжении всей жизни учится быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть. И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и подчас сама жизнь.

В Приложении № 5 к материалам педсовета мы предлагаем вам Памятку по развитию толерантности у ученика. Может быть, она пригодится вам при беседах с учащимися на эту тему.

Памятка по развитию толерантности у ученика.

1) Уважай собеседника.

4) Ищи лучшие аргументы.

2. Научись прощать.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

9. Будь милосердным.

Закончим же эту часть разговора словами « Высшим результатом образования является терпимость» (Хелен Келлер, американская писательница ХХ в., слепоглухая).

Заключение :

Если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.

  • Учитель без толерантности по отношению к детям не может и не имеет права работать с ними.

Приложение № 6. Цветок толерантности

Приложение №1

«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»

  1. Ваше представление о толерантности (не более 3-4 строк). _________________________________________________________________________
  2. Приведите один-единственный пример проявления толерантности или, наоборот, не проявления толерантности, с которым вы столкнулись в Вашей педагогической практике. ________________ _____________________________________________
  3. Предложите любую педагогическую ситуацию, в которой, с Вашей точки зрения, необходимо было бы проявить толерантность как следствие гуманной педагогики. Самые интересные педагогические ситуации будут предложены во время деловой игры на педсовете. ______________________________________________________________

Спасибо за ответы.

С уважением, Л.Д.

Приложение № 3

Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности.

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя.

Относится к себе критически, сам старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Замечает у себя только достоинства, обвиняют других.

2.Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3.Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5.Эмпатия

Способность к сопереживанию, готовность оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

Интолерантная личность имеет ограниченные способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

  1. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Вывод: толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно относится к другим культурам, взглядам и традициям.

Постоянно стремитесь совершенствовать черты толерантности своей личности и формируйте толерантность у своих воспитанников. Роль учителя при этом очень высока.

Приложение № 4

Правила толерантности для учителей.

  • Принимайте особенности равного, просвещайте недостойного, учитесь у лучшего.
  • Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Оценивайте знания, поступки, но не самих детей, не делите их на умных и глупых, хороших и плохих.
  • Постоянно стремитесь вселять в учеников оптимизм, веру в свои силы, поддерживайте учеников своим искренним участием в их судьбе, помогайте детям выстраивать доверительные отношения в семье.
  • Старайтесь на уроке признать свою ошибку и правоту ученика.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Результатом педагогической деятельности учителя должна стать личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Приложение №5

Памятка по развитию толерантности ученика.

Пути преодоления конфликтов между людьми:

1) Уважай собеседника.

2) Старайся понять то, о чем говорят другие.

3) Отстаивай свое мнение тактично.

4) Ищи лучшие аргументы.

5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6) Стремись учитывать интересы других.

Правила толерантного общения:

1. Научись понимать другого человека.

2. Научись прощать.

3. Будь терпимым к чужому мнению.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

6. Умей дать совет, выслушать совет другого человека.

7. Прислушивайся к мнению старших.

9. Будь милосердным.

10. Принимай людей такими, какие они есть.

11. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

12. Уважай права другого человека.

13. Сотрудничай с родителями, гордись ими.

И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!

Приложение № 6. Цветок толерантности

Терпимость ♦ Tolérance Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему либо… … Философский словарь Спонвиля

ТЕРПИМОСТЬ - (toleration) Готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной… … Политология. Словарь.

Терпимость, толерантность - Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

терпимость - ТЕРПИМОСТЬ1, и, ж Способность мириться с кем, чем л., относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п.; Син.: миролюбие; Ант.: нетерпимость. Пользуясь каждым случаем, Любищев требовал честного, аргументированного спора,… … Толковый словарь русских существительных

терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Терпимость (значения) - Терпимость личное качество человека, состоящее в снисходительном отношении к недостаткам других. Данное значение является словарным (см. Словарь русского языка, Институт русского языка АН СССР. М., «Русский язык», 1984, том 4). Иногда этим же… … Википедия

терпимость - см. терпимый 3); и; ж. Постоянная терпи/мость. Проявлять терпи/мость к обычаям. Национальная, религиозная терпи/мость. (к национальным, религиозным особенностям кого л.) Дом терпимости (устар.; публичный дом) … Словарь многих выражений

Толерантность - (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия

Толерантность в общении - (лат. tolerantia терпение). Термин «толерантность» (Т.) в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется разл. психол. и социальным содержанием. В значениях слова Т. люди выразили свое отношение к действиям, к рые благоприятствуют … Психология общения. Энциклопедический словарь

хоахао - хоахао, реформаторское течение вьетнамского буддизма. Полное название течение — Фат зяо Хоа хао, то есть буддизм хоахао Поскольку на хоахао значительное влияние оказали конфуцианство и культ предков есть определённые основания трактовать… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»