Роль малого ядра инфузории туфельки. Профессор знаев

Урок № 7 класс биология

Тема: Тип Инфузории. Л.Р.№ 9. Строение инфузории - туфельки.

Цели: формирование знаний представления учащихся о типе Инфузории, как более сложно организованных одноклеточных животных; познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности инфузорий; умений называть особенности строения и жизнедеятельности животных, составить сравнительную характеристику растительных и животных организмов, познакомиться с многообразием видов животных и сред их обитания, продолжить формирование умения анализировать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, работать с таблицами, рисунками дополнительной литературой; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно - иллюстративные - беседа, рассказ, частично - поисковые.

1.Ввод в урок.

2. Работа по новому материалу .

Актуализация знаний.

Просмотр 2-го видеофрагмента - 6 мин. «Движение простейших».

Л.Р.№ 9.

Дополнительные вопросы. Посмотрите, пожалуйста, на форму тела инфузории-трубача. Похожа ли она на ранее изученных животных? (Выслушиваются ответы детей).

Давайте подумаем, в чем отличие инфузорий от амебы и эвглены зеленой. Первое отличие - это органоиды передвижения, представленные ресничками.

Инфузории отличаются многими признаками от ранее изученных животных. Посмотрите на схему изображения инфузории. В клетке находятся 2 ядра: большое (вегетативное) и малое (генеративное). Большое ядро отвечает за все жизненные процессы клетки, а малое - за размножение. Такое явление называется ядерный дуализм.

Запишите, пожалуйста, отличительные признаки инфузорий: + подписи к рисунку.

  1. Органоиды передвижения - реснички;
  2. Клеточный рот;
  3. Порошица;
  4. Ядерный дуализм.

В этом заключается отличие сходство ? (Выслушиваются ответы детей: тело - одна клетка, пищеварительные вакуоли, сократительные вакуоли).

Теперь давайте рассмотрим размножение инфузорий. В благоприятных условия инфузории размножаются простым деление пополам, при неблагоприятных условиях наступает особая форма полового размножения - конъюгация (просмотр видеофрагмента). В половом процессе участвует малое (генеративное) ядро. Суть конъюгации в том, что генетическая информация в клетке меняется (благодаря этому повышается изменчивость инфузорий и приспособление к условиям окружающей среды), но увеличения количества особей не происходит.

Закрепление

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна. (Инфузории)

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль. (Сложная. Необычная)

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.(Движется. Питается. Размножается)

4 строка - фраза, несущая определенный смысл. (Сложное устройство простого)

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).(Простейшие)

Итоги урока

Д/з. §27

Моляр Анна Ивановна, 06.02.2017

1156 34

Содержимое разработки

Урок № 7 класс биология

Тема: Тип Инфузории. Л.Р.№ 9. Строение инфузории – туфельки.

Цели : формирование знаний представления учащихся о типе Инфузории, как более сложно организованных одноклеточных животных; познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности инфузорий; умений называть особенности строения и жизнедеятельности животных, составить сравнительную характеристику растительных и животных организмов, познакомиться с многообразием видов животных и сред их обитания, продолжить формирование умения анализировать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, работать с таблицами, рисунками дополнительной литературой; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы обучения : интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по новому материалу .

Актуализация знаний.

Как назвал Левенгук Простейших? (Мельчайшие зверушки)

Просмотр 1-го видео -4 мин, «Движение амебы».

Вопросы по видеофрагменту: Какого представителя Простейших мы посмотрели? Как движется амеба? Особенности строения(по таблице)?

Просмотр 2-го видеофрагмента – 6 мин. «Движение простейших».

Вопросы по видеофрагменту: Каких представителей простейших мы увидели? (амеба, эвглена). Отличие в движении и строении?

Теперь наша задача проследить дальнейшее усложнение одноклеточных животных типа Инфузории.

Просмотр 3-го видео -6 мин. «Инфузории»

Л.Р.№ 9. Ответить на вопросы, поставленные в видео.

Дополнительные вопросы. Посмотрите, пожалуйста, на форму тела инфузории-трубача. Похожа ли она на ранее изученных животных? (Выслушиваются ответы детей).

Давайте подумаем, в чем отличие инфузорий от амебы и эвглены зеленой. Первое отличие – это органоиды передвижения, представленные ресничками.

Движение инфузории-туфельки?. Все тело инфузории покрыто ресничками и они как маленькие весла толкают животное вперед.

Инфузория-сувойку. Это прикрепленная к субстрату инфузория. Она образует многочисленные колонии, но не является неподвижным животным. Благодаря этим сокращениям сувойка захватывает пищевые частицы.

Инфузории отличаются многими признаками от ранее изученных животных. Посмотрите на схему изображения инфузории. В клетке находятся 2 ядра: большое (вегетативное) и малое (генеративное). Большое ядро отвечает за все жизненные процессы клетки, а малое – за размножение. Такое явление называется ядерный дуализм.

Также особым органоидом, присущим только инфузориям является порошица. Через нее удаляются не переваренные остатки пищи.

Сократительные вакуоли инфузорий с особыми приводящими каналами. Вначале избыток жидкости собирается в этих каналах, а потом поступает в сократительную вакуоль.

Запишите, пожалуйста, отличительные признаки инфузорий: + подписи к рисунку.

    Органоиды передвижения – реснички;

    Клеточный рот;

    Порошица;

    Сократительные вакуоли с приводящими каналами;

    Ядерный дуализм.

В этом заключается отличие типа Инфузории от амебы и эвглены зеленой. Как вы думаете, а в чем сходство ? (Выслушиваются ответы детей: тело – одна клетка, пищеварительные вакуоли, сократительные вакуоли).

Теперь давайте рассмотрим размножение инфузорий. В благоприятных условия инфузории размножаются простым деление пополам, при неблагоприятных условиях наступает особая форма полового размножения – конъюгация (просмотр видеофрагмента). В половом процессе участвует малое (генеративное) ядро. Суть конъюгации в том, что генетическая информация в клетке меняется (благодаря этому повышается изменчивость инфузорий и приспособление к условиям окружающей среды), но увеличения количества особей не происходит.

Закрепление составьте синквейн по теме тип Инфузории. Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. (Инфузории)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (Сложная. Необычная)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.(Движется. Питается. Размножается)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Сложное устройство простого)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).(Простейшие)

Итоги урока

Почему инфузории более высокоорганизованные простейшие, по сравнению с ранее изученными одноклеточными животными?

Задание 1. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Строение и передвижение инфузории туфельки».
Цель работы: изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимые для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в § 11 учебника, приготовьте временный препарат инфузорий.
3. Рассмотрите под микроскопом особенности строения и передвижения инфузории-туфельки.
4. Нарисуйте инфузорию-туфельку. Обозначьте части тела и органоиды.

5. Запишите результаты наблюдений и сделайте вывод.
Это одноклеточный простейший организм, длиной 0,5 мм. Имеет веретеновидную форму тела, отдаленно напоминающую туфлю. Инфузория-туфелька все время находится в движении, плавая тупым концом вперед, благодаря постоянному движению ресничек. Имеет в своем строении два ядра.

Задание 2. Выпишите номера признаков, характерных для данных животных.


Задание 3. Заполните таблицу.


Задание 4. Укажите знаком «+» наличие соответствующей части тела у животного.


Задание 5. На занятии зоологического кружка учащиеся решили выяснить, как реагируют инфузории-туфельки на повышение температуры. Для этого поместили инфузорий в сосуд и нагрели его с одной стороны до 35°С. Предположите, как вели себя инфузории-туфельки.
Инфузории-туфельки любят тепло, но стремятся находиться подальше от высоких температур. При нагревании одной стороны сосуда инфузории начнут резко и беспорядочно двигаться, пока не доберутся до противоположной стороны сосуда с более комфортной, невысокой температурой.

Цель:

Оборудование:

Ход работы

    увиденные части тела.

  1. Дополнение.

    Лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки»

    Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

    Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.

    Ход работы

    1. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.

      Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.

      Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.

      Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.

      Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.

      Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные части тела.

      Заполните таблицу: «Органоиды и их функции»

      Какие виды одноклеточных животных можно увидеть в поле зрения микроскопа, кроме Инфузории-туфельки?
    2. Подвести итог работе, сделать вывод.

      Дополнение. Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.