Топливный отчет бланк. ГСМ: организация учета и списание

На производстве встречаются различные случаи по использованию автотранспортного средства. Не исключается ситуация, когда какой-либо сотрудник использует личный автомобиль в производственных целях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но он при этом заключает письменный договор аренды со своим работодатель, хотя нередко пользование осуществляется по устной договоренности.

Можно ли

Предприятие в целях налогообложения прибыли должно учесть расходы на покупку ГСМ, включая затраты на поддержание автотранспорта в надлежащем исправном виде, эксплуатационные расходы. Но оно должно заключить договор на аренду автомобиля со своим сотрудником.

На основе договора предприятие может без каких-либо затруднений списать ГСМ по предоставленным сотрудником путевым листам в установленном порядке.

При этом необходимо вести первичные документы, отражающие фактический израсходованный объем топлива и смазочного материала.

Также оно может производить списание на основе товарной накладной на отпуск ГСМ, которая выдается автозаправочной станцией.

Бухгалтерский учет на оприходование и списание нужно вести на протяжении одного месяца, по истечению которого списать горюче-смазочный материал сообразно норме потребления.

Для обоснования расходов предприятие должно осуществлять бухгалтерскую проводку. Оно должно списывать ГСМ вне зависимости от способа использования личного автотранспорта.

Списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях

Расход топлива и смазочных материалов на транспортное средство должно приниматься предприятием с учетом распоряжений Минтранса «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», которое было опубликовано за номером .

Указанный документ был утвержден постановлением правительства № 395, обнародованного 30 июля 2004 года.

Сообразно правилам установленного на предприятии документооборота должно осуществляться :

  • оформление первичных документов по учету расхода топлива и смазочных материалов;
  • сроки передачи их в бухгалтерию для составления ведомости потребления ГСМ.

Если на предприятии организовано ежедневное движение ГСМ на счету бухгалтерского учета в количественно-суммовом выражении, то лучше использовать учетные цены. в такой ситуации оприходование следует производить на основе отчета водителя, к которому прилагаются чеки АЗС с объемом купленного топлива.

Списание ГСМ в сложившейся ситуации надлежит осуществлять аналогично первому варианту. В любом случае выбор способа учета определяет предприятие.

Учет по лимитам

Предприятие, использующее автомобиль сотрудника в производственных целях может установить систему контроля ГСМ «учет по лимитам».

Он подразумевает установление некого лимита ресурсов, которые предприятие каждый месяц тратит на покупку топлива на период служебных поездок и смазочных материалов, необходимых для поддержания автомобиля в надлежащем виде.

Денежные средства, потраченные на покупку топлива сверх лимита, водитель в такой ситуации вынужден платить из собственных сбережений. Такой пункт должен быть введен в трудовой договор либо в договор аренды автомобиля.

Такой вид контроля реализуется различными способами. В отдельных предприятиях применяют топливные карты, которые выдает поставщик топлива.

Средства перечисляются на счет поставщика, поэтому он выдает бензин соразмерно уплаченным средствам.

Топливная карта оформляется отдельно на каждый автомобиль, поэтому сумма денежных средств должна соответствовать установленному ежемесячному лимиту.

Не исключается вероятность выдачи на руки сотруднику всей суммы лимита из кассы предприятия, чтобы он своевременно заливал необходимый объем топлива, приобретал смазочные материалы.

Указанная система учета не вызывает проблем, если маршрут передвижения автомобиля и потребление топлива изо дня в день приблизительно одинаково.

При перерасходе ГСМ материальный бухгалтер должен оформить:

  • распоряжение директора на выделение дополнительных средств;
  • справку с расчетом сверхлимитной стоимости ГСМ.

В документах будет четко прослеживаться причина превышения лимита, размер переплаченной сотруднику суммы. По усмотрению руководства не исключается вероятность списания ГСМ за счет предприятия.

В сложившейся ситуации нужно будет отразить о превышении лимита в налоговом учете. Сотруднику полагается выдать разницу сумм лимита и превышения. В противном случае сотрудник должен погасить сумму превышения из собственных средств.

Компенсация расходов

Одним из наиболее распространенных способов стало использование личного автомобиля в служебных целях, который основан на указаниях Трудового кодекса.

В ней отмечено, что компания должна выплатить компенсацию, если работник использует свой личный автотранспорт и интересах работодателя. Но работник должен так поступать с его согласия и ведома.

В сложившейся ситуации работодатель должен выплатить работнику некие денежные средства за износ автотранспорта и покрыть все его расходы.

Оформляется такой вид использования автотранспорта в заявительной форме, для чего работник должен подать заявление.

К нему следует приложить копию технического паспорта автомобиля. На его основании руководство предприятия издает соответствующий приказ, в котором устанавливает размер компенсации и порядок его выплаты.

Бухгалтерия предприятия производит начисление компенсации, после чего списывает расходы на покупку ГСМ и эксплуатацию автомобиля.

Но в данной ситуации наиболее рациональным будет установление индивидуального размера компенсации, исходя из производственных заданий работника, загруженности автомобиля с учетом дальности поездок, их маршрута.

Сообразно предписаниям НК облагаемая налогом база уменьшается на величину определенной нормы.

Такого рода ограничения установлены постановлением правительства , которое было обнародовано 8 февраля 2002 года. Они предусмотрены для использования транспортных средств на период времени, равный одному месяцу.

Ограничения по размеру компенсации установлены для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя:

Также предусмотрена для мотоциклов норма, размер которой равен 600 рублей. На величину норматива расстояние поездок не влияет, она полностью обусловлена объемом двигателя.

В бухгалтерском учете отражается исключительно установленная норма, поэтому списание ГСМ производится по ней.

Если дополнительно заключить гражданско-правовой договор по подряду, то можно списать суммы, превышающие установленные нормы в качестве вознаграждения. О чем отмечено в письме Минфина РФ № 03-03-07/24, которое было опубликовано 15 октября 2008 года.

Недостаток указанного способа списания расходов на ГСМ заключается в возникновении необходимости уплаты отчислений в социальные фонды.

Компенсация и вознаграждение за использование личного автомобиля в производственных целях являются двумя независимыми друг от друга выплатами.

Данное положение разъяснено в статье 188 ТК, в которой дается четкое определение компенсации и возмещения. Первая выплата производится за износ автомобиля, вторая – возмещает расходы относительно его использования.

Списание ГСМ в бухгалтерском учете осуществляется на основе первичных документов, то есть путевом листе и накопительной ведомости, составленных по чекам автозаправочных станций выданных за покупку топлива.

И в заключении необходимо отметить, что использование личного автотранспорта в производственных целях оформляется в качестве аренды без экипажа. Сотрудник выступает в лице арендодателя, предприятие – арендатора. Он обязан платить каждый месяц арендную плату.

Как показывает практика, в сложившейся ситуации возникает много затруднений, так как сотрудник ездит на арендованной машине в служебное и свободное время.

При этом часть потребляемого топлива расходуется на служебные поездки, другая часть на личные поездки, поэтому трудно вычленить объем топлива, израсходованного на служебные поездки.

Видео: Учет ГСМ — Учет путевых листов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Одна из основных статей расходов в транспортных компаниях, имеющих на балансе автотранспорт, строительные машины, механизмы, - это затраты на ГСМ, аккумуляторы, автомобильные шины, ремонт и дорогостоящие запасные части 1 . Поэтому грамотно организованный учет и контроль за движением таких материально-производственных запасов имеет огромное значение и прежде всего для собственников. Проверяющим органам также будет интересно, насколько обоснованы затраты налогоплательщика и связаны ли они с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Горюче-смазочные материалы - это нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) и смазочных материалов (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) (п. 3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Минсельхозом России от 16.05.2005).

Производимые в РФ автомобильные бензины должны соответствовать установленным для них требованиям ГОСТов и ТУ. В настоящее время производятся следующие виды бензина: А-72, А-76, А-92, А-80, А-96, АИ-91, АИ-93, АИ-95, АИ-98. По октановому числу (АИ), определенному исследовательским методом, определяются марки бензинов.

Смазочные материалы в зависимости от типа их дисперсионной среды делятся на смазки на нефтяных и синтетических маслах. Существует огромное разнообразие видов и типов смазок: антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные, многоцелевые смазки, узкоспециализированные (отраслевые) смазки и т.п.

Расходы на ГСМ могут быть учтены как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (подробнее об этом читайте на с. 82).

Подтверждающие документы

Документами, подтверждающими расходование ГСМ автомобильным транспортом и спецтехникой, являются путевые листы автомобилей, маршрутные листы специальной техники, путевые листы строительных машин, рапорта о работе специальной техники, системы контроля пробега и т.п.

Как уже было сказано, с 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Обязательными к применению остаются формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорт» (далее - постановление № 78).

Постановлением № 78 утверждены следующие формы документов, которые должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом:

Путевой лист легкового автомобиля (форма № 3);

Путевой лист легкового такси (форма № 4);

Путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-С);

Путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П);

Путевой лист автобуса (форма № 6);

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6 (спец));

Путевой лист специального автомобиля (форма № 3 спец.);

Рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1);

Путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2);

Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-3);

Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4);

Карта учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-5);

Журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6);

Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ-7);

Журнал учета движения путевых листов (форма № 8).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.11.2008 № 152 (далее - приказ Минтранса России № 152). Путевой лист с заполненными обязательными реквизитами является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 приказа Минтранса России № 152, письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51).

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

Важно!

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет, а если они подтверждают работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда, хранить его необходимо 75 лет (п. 842 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Итак, для учета ГСМ предназначен счет 10 «Материалы», субсчет 3 «Топливо» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Пересчет единиц измерения

Единицей измерения топлива на предприятиях, как правило, является литр, однако поставщики могут выставлять отгрузочные документы и в тоннах (килограммах). Для того чтобы перевести единицы измерения из одной в другую, необходимо использовать справочные данные о плотности топлива, которая измеряется в кг/куб. м. Соотношение плотности и марок топлива см. в табл.

Соотношение плотности и марок топлива (таблица)

Марка бензина

Плотность, кг/куб. м

Нормаль­80

Регуляр­91

Премиум­95

В организациях, эксплуатирующих автотранспорт (спецтехнику), целесообразно издать приказ, разработанный на основании технических норм, справочников, инструкций с определением коэффициентов и порядка перевода из одной единицы измерения в другую по основным используемым номенклатурам материалов. Например, из литров в килограммы (в соответствии с Инструкцией по получению, хранению, выдаче и учету топлив и смазочных материалов в автотранспортных предприятиях РД-200-РСФСР-12-0053-84, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 27.07.84, которая утратила силу, однако рекомендации могут использоваться в работе, письмо ФНС России от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@ «О порядке пересчета количества нефтепродуктов из объемных единиц в весовые», постановление ФАС СЗО в постановлениях от 06.11.2009 № А05-4544/2007, от 03.10.2007 № А05-3685/2007).

Примерная форма акта перевода единиц измерения приведена на с. 37 .

Если ГСМ поступают в одной единице измерения, а отпускаются в другой, их оприходование и отпуск отражаются в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. Об этом сказано в п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ). Это необходимо и в части, касающейся принятия НДС по поступившим материально-производственным запасам к вычету, хотя суды на этом не настаивают (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2009 № А05-4544/2007, от 03.10.2007 № А05-3685/2007).

Пересчет единиц измерения влечет также и пересчет учетной цены за единицу материала. В связи с этим двойные записи (сначала по документам поставщика, а затем в скобках в единицах, принятых в организации) должны появиться в тех графах приходного ордера и в карточке учета материалов с приложением справки о пересчете, в которой приводятся исходные данные и пошаговые расчеты, при этом вначале записывается количество бензина в единице измерения согласно документам поставщика, а рядом в скобках - количество материала в единице измерения, принятой в организации (например, 600 кг (805,37 л)).

Способ оплаты ГСМ

Организация может приобретать ГСМ за наличный расчет и в безналичной форме.

За наличный расчет ГСМ приобретаются работниками организации и расчеты ведутся с применением счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Работник организации, получивший денежные средства в подотчет, после покупки горюче-смазочных материалов представляет в бухгалтерию авансовый отчет по унифицированной форме АО-1 «Авансовый отчет», утвержденной постановлением Госкомстата России от 01.01.2001 № 55. К авансовому отчету должны быть приложены все оправдательные документы, подтверждающие произведенные расходы.

При получении ГСМ безналичным способом путем использования топливных карт (Oil Cards) или талонов, порядок их получения, хранения, выдачи, а также материально ответственное лицо целесообразно определить приказом руководителя. Кроме того, ГСМ может приобретаться с помощью корпоративной пластиковой банковской карты. Одно из преимуществ расчетов за ГСМ с помощью банковской карты является отсутствие лимитированного количества заправочных станций, которое присутствует у поставщиков ГСМ, предлагающих топливные карты или талоны. Для подтверждения факта приобретения горюче-смазочных материалов посредством пластиковой банковской карты подотчетное лицо должно представить документ, подтверждающий оплату (слип платежного терминала); чек контрольно-кассового аппарата (или квитанцию). Для учета средств на пластиковой банковской карте открывается счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет 4 «Банковские карты». Сами карты учитываются на счете 50 «Касса», субсчете 3 «Денежные документы» по номинальной стоимости.

Талоны на право получения топлива

Талоны на право получения топлива должны выдаваться водителям только по предъявлении ими путевого листа, на котором лицом, определенным приказом руководителя организации, в строке «Выдать» должно быть указано прописью количество разрешенного к выдаче топлива по талонам согласно заданию и с учетом количества бензина в баках при выезде. Водитель расписывается в ведомости учета выдачи талонов, открытой на каждую марку топлива, за полученные талоны. Неиспользованные талоны по окончании работы сдаются материально ответственному лицу, которое делает соответствующие записи в ведомости возврата талонов.

Существуют следующие виды талонов на ГСМ:

Талоны с количественным выражением, в которых указаны марка и количество топлива (например, «Бензин АИ-95, 50 литров»);

Талоны с количественно-стоимостным выражением, в которых зафиксировано определенное количество топлива и его цена на момент предварительной оплаты талонов (например, «50 литров, 33 рубля за 1 литр»);

Талоны со стоимостным выражением, в которых указаны марка, количество и стоимость топлива (например, «Бензин АИ-95, 50 литров, 36 рублей за 1 литр»).

Учитываются талоны либо на счете 10, субсчете 31 «Талоны на бензин», либо на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в аналитике по маркам горюче-смазочных материалов и по материально ответственным лицам, либо как денежные документы на счете 50 «Касса», субсчете 3 «Денежные документы».

Топливные карты

Топливные карты содержат информацию об объеме приобретенного неиспользованного топлива на текущий момент и позволяют ее держателю заправить бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, установленного договором.

Топливные карты могут быть лимитированными и нелимитированными. На лимитированной топливной карте устанавливается единый суточный, недельный или месячный лимит количества литров, то есть по этой карте держатель может заправить автомобиль топливом, общее количество которого за сутки или за период времени не должно превышать установленный лимит независимо от того, сколько литров топлива было получено по карте в предыдущий период времени. Оплаченный объем топлива уменьшается на сумму полученных литров. На нелимитированную топливную карту вносится количество литров необходимого вида топлива, приобретенного организацией-покупателем у поставщика. Это количество может быть получено покупателем в полном объеме остатка на карте без суточных или других временных ограничений, то есть организация может одноразово слить все топливо с карты.

Топливные карты дают возможность оперативного контроля расхода топлива и иных горюче-смазочных материалов по видам как в натуральном, так и в стоимостном выражении с возможностью установки ежедневного (еженедельного) лимита потребления топлива каждым держателем топливной карты исходя из норм расходования горюче-смазочных материалов на каждый автомобиль. Учитываются топливные карты также либо на счете 10, субсчете 31 «Талоны на бензин» либо на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в аналитике по маркам горюче-смазочных материалов и по материально ответственным лицам, либо как денежные документы на счете 50 «Касса», субсчете 3 «Денежные документы».

При получении топливных карт или талонов от поставщика необходимо оформить приходный ордер (форма № М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России № 71а, или иной первичный документ, утвержденный в организации), в котором указать марку бензина, серию и номера полученных топливных карт, талонов, их номинал в литрах.

Ежемесячно поставщик топлива представляет товарную накладную формы № ТОРГ-12, счет-фактуру, отчет об операциях по топливным картам (или талонам).

Контроль за движением ГСМ

Для контроля за движением ГСМ в компании целесообразно определить приказом руководителя ответственных лиц за составление отчетов, сроки предоставления таких отчетов в бухгалтерию, состав комиссии, форму отчета, другие нюансы. Образцы приказа по списанию ГСМ и отчета по списанию ГСМ приведены на с. и .

Если ГСМ поставляется в места приемки, организованные самой организацией, после доставки закупленных ГСМ материально ответственное лицо должно проверить соответствие поступивших ГСМ по количеству, сортам и маркам, указанным в сопроводительных документах поставщика-отправителя, обеспечить полный слив ГСМ, своевременно оприходовать поступившие материально-производственные запасы.

Хранение ГСМ должно осуществляться на специально оборудованных и огражденных нефтескладах, стационарных пунктах (постах) заправки транспортных средств, машин и механизмов.

Места хранения ГСМ должны быть откалиброваны и оборудованы поверенными измерительными приборами, инструментом, средствами измерения, специальной оснасткой и т.п. Также они должны отвечать требованиям противопожарной безопасности.

Учет ГСМ

Поступившие в организацию ГСМ могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения, либо по учетным ценам (в зависимости от установленного в учетной политике метода).

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, является сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 6 ПБУ 5/01).

К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

Невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

Затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

Иные расходы, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Если же аналитический учет МПЗ ведется по планово-учетным ценам, то их фактическая себестоимость предварительно накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а отклонения (разница между стоимостью ценностей, исчисленной по учетным ценам, и их фактической себестоимостью) относят на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В качестве учетных цен могут быть использованы:

Договорные цены;

Фактическая себестоимость ГСМ, исчисленная за предыдущий период (предыдущий месяц или предыдущий отчетный год);

Планово-учетные цены (внутренние), разработанные и утвержденные на предприятии на основании фактической себестоимости;

Средняя цена по группе МПЗ.

Бухгалтерские записи при поступлении ГСМ будут следующие:

Дебет 10.3 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Поступили ГСМ;

Дебет 19 Кредит 60

Отражен НДС со стоимости поступивших ГСМ.

При учете ГСМ по учетным (плановым) ценам в соответствии с п. 80 Методических указаний по учету МПЗ, их покупная стоимость, а также иные затраты, связанные с их приобретением, учитываются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60, 20, 23, 71, 76 (Инструкция по применению Плана счетов).

Учетные (плановые) цены - это цены, которые остаются неизменными в течение определенного временного периода (года, квартала, а в случае существенных для организации отклонениях от рыночных цен - и чаще) до момента их пересмотра экономическими службами организации.

В случае если учетными (плановыми) признаются договорные цены, другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов, учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Также к транспортно-заготовительным расходам относят разницы:

Возникающие между фактической себестоимостью материалов, сформированной в текущем месяце, и их учетной (плановой) ценой (при использовании фактической себестоимости материалов в качестве учетной (плановой) цены);

Между договорными ценами и планово-расчетными (при использовании планово-расчетных цен в качестве учетных (плановых) цен);

Возникающие между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы (при использовании средней цены группы в качестве учетной (плановой) цены).

Записью Дебет 10 Кредит 15 отражается принятие к учету материалов, фактически поступивших в организацию, а разница между фактической себестоимостью сырья и его стоимостью в учетных (плановых) ценах отражается в корреспонденции счетов 15 и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (Дебет 15 (16) Кредит 16 (15)). Остаток же по счету 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Таким образом, все затраты, формирующие фактическую себестоимость МПЗ, отражаются по дебету счета 15 и при поступлении МПЗ в организацию они принимаются к учету на счет 10 по учетным (плановым) ценам.

Рассмотрим порядок отражения поступления горюче-смазочных материалов по учетным (плановым) ценам на примере.

Пример 1

ПАО «Альфа» в соответствии с учетной политикой имеет утвержденную калькуляцию (плановые цены) на бензин А-92 в размере 30 руб. (без НДС) за 1 литр. В августе 2015 г. компания приобрела 5000 л по цене 31 руб. (без НДС) и использовала его для заправки автомобильного транспорта и специальной техники. Услуги по доставке материала составили 17 700 руб. (в том числе НДС 18%).

В бухгалтерском учете организации в августе 2015 г. необходимо сделать следующие записи:

Дебет 15 Кредит 60

155 00 руб. - приняты к учету поступившие ГСМ на основании расчетных документов поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

27 900 руб. - учтен НДС от приобретения ГСМ;

Дебет 15 Кредит 60

15 000 руб. - включены в фактическую стоимость ГСМ расходы по доставке;

Дебет 19 Кредит 60

2 700 руб. - учтен НДС по услугам на доставку;

Дебет 10 Кредит 15

150 000 руб. - приняты к учету ГСМ по учетным ценам (5000 л ±± 30 руб.);

Дебет 68.НДС Кредит 19

30 600 руб. - принят к вычету НДС по приобретенным ГСМ и услугам по доставке;

Дебет 16 Кредит 15

20 000 руб. - отражено превышение фактической себестоимости ГСМ над учетной ценой ((155 000 + 15 000 – 150 000) руб.);

20 000 руб. - списано превышение фактической себестоимости ГСМ над учетной ценой.

В обратной ситуации (то есть когда имеет место превышение плановой стоимости над фактической), необходимо отразить сторно такой же корреспонденции счетов.

Если в текущем периоде списан не весь объем закупленных ГСМ, необходимо сумму остатка величины отклонения на начало месяца и текущих отклонений за месяц разделить на сумму остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов в течение месяца по учетной стоимости и умножить его на 100. Это значение необходимо использовать при списании отклонения учетной стоимости израсходованных материалов (п. 87 Методических указаний по учету МПЗ). Если величина отклонений не превышает 10% учетной стоимости материалов или если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости) не превышает 5%, сумма отклонений может сразу списываться на счета учета затрат (п. 88 Методических указаний по учету МПЗ).

Пример 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера. Добавим условие о том, что на начало отчетного периода остаток по счету 10.3 по учетным (плановым) ценам составлял 800 000 руб., а списано в отчетном периоде 1 200 000 руб. Поступило МПЗ на 1 700 000 руб. (без учета НДС 18%). Остаток отклонений по дебету счета 16 на начало отчетного периода составляет 26 000 руб.

Определим долю стоимости ГСМ, отпущенных в производство в отчетном периоде (расчеты по НДС опускаем для упрощения примера):

Х 100 % = 48%.

Дебет 15 Кредит 60

1 700 000 руб. - определена фактическая себестоимость МПЗ;

Дебет 10 Кредит 15

1 500 000 руб. - оприходованы материалы по учетным (плановым) ценам;

Дебет 16 Кредит 15

200 000 руб. - отражено отклонение в стоимости материально-производственных запасов, приобретенных в отчетном периоде;

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91 Кредит 10

1 200 000 руб. - списано материально-производственных запасов в отчетном периоде;

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91 Кредит 16

108 480 руб. - списано отклонение в отчетном периоде ((26 000 ++ 200 000) х 48 %).

Остаток МПЗ по учетным (плановым) ценам по счету 10 составит 1 700 000 + 800 000 – 1 200 000 = 1 300 000 руб., а остаток по дебету счета 16 составит 26 000 + 200 000 – 108 480 руб. == 117 520 руб.

Учет ГСМ, полученных иным способом

Рассмотрим, как определяется себестоимость ГСМ, полученных иным способом.

ГСМ получены в качестве вклада в уставный капитал

Себестоимость ГСМ, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 8 ПБУ 5/01, абз. 3 п. 16 Методических указаний по учету МПЗ, подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Если ГСМ вносятся в счет вклада в уставный капитал акционерного общества, для определения рыночной стоимости передаваемых активов привлекается независимый оценщик. Величина денежной оценки МПЗ, произведенной учредителями акционерного общества и советом директоров, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (абз. 3 п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», письмо Минэкономразвития России от 19.05.2011 № Д06-2569).

Если ГСМ вносятся в счет вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, денежная оценка внесенных в уставный капитал МПЗ утверждается единогласным решением общего собрания участников ООО. Если номинальная стоимость доли участника, вносящего МПЗ, составляет более чем 20 000 руб., также привлекается независимый оценщик (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В фактическую себестоимость ГСМ, переданных в счет вклада в уставный (складочный) капитал, включаются также фактические затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования в запланированных целях (п. 11 ПБУ 5/01, постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2005 № Ф09-5987/04-АК по делу № А07-19734/04).

Бухгалтерские записи по отражению внесения ГСМ в счет вклада в уставный капитал будут следующими:

Дебет 75.1 «Расчеты с учредителями», «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 80 «Уставный капитал»

Отражена задолженность учредителей по формированию уставного капитала;

Дебет 10 Кредит 75.1

Отражено поступление ГСМ в денежной оценке, согласованной учредителями организации;

Дебет 10 Кредит 60, 76

Отражены транспортные расходы, расходы по оплате услуг посреднической организации, другие, включаемые в стоимость ГСМ (если они не являются частью вклада в уставный капитал).

Документами, которыми может быть оформлена передача ГСМ в уставный капитал, могут выступать следующие первичные учетные документы:

Товарные накладные формы № ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;

Накладные на отпуск материалов на сторону формы № М-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а;

Акты приема-передачи, иные документы.

Документы, которыми оформляется передача имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и в которых указаны суммы восстановленного НДС, подлежат регистрации в книге покупок принимающей организации (п. 14 разд. II Приложения № 4 постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»).

В бухгалтерском учете принимающей организации сумма восстановленного НДС отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 83 «Добавочный капитал»

Отражена сумма НДС по ГСМ, внесенным в качестве вклада в уставный капитал (письма Минфина России от 30.10.2006 № 07-05-06/262, УФНС России по г. Москве от 04.07.2007 № 19-11/063175).

Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19

Приняты к вычету суммы налога, восстановленного передающей стороной, после принятия имущества на учет (п. 11 ст. 171, п. 1, 8 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 21.11.2011 № 03-07-11/317).

ГСМ получены безвозмездно

Фактическая себестоимость ГСМ, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость ГСМ на дату принятия их к бухгалтерскому учету может быть определена на основании информации о текущих рыночных ценах или с помощью специалистов (организаций), занимающихся такого рода деятельностью.

Для целей бухгалтерского учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 9 ПБУ 5/01, абз. 2 п. 16 Методических указаний № 119н, п. 23 приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»). Помимо текущей рыночной стоимости фактическую себестоимость указанных МПЗ формируют также фактические расходы организации на доставку запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

При оприходовании ГСМ оформляется запись (операции по учету НДС для упрощения опускаются):

Дебет 10.3 Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

При списании фактически израсходованного топлива делаются проводки:

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91 Кредит 10.3

и Дебет 98 «Доходы будущих периодов» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»

Учтены доходы будущих периодов в составе прочих доходов по мере отпуска топлива в производство.

ГСМ, полученные по неденежым договорам

Фактической себестоимостью ГСМ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость ГСМ, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ (п. 10 ПБУ 5/01, п. 17 Методических указаний по учету МПЗ). Транспортные и другие расходы, связанные с обменом, также могут быть включены в стоимость полученных запасов.

Бухгалтерские записи по зачету взаимных обязательств по договору мены будут:

Дебет 10.1 Кредит 60

Приобретены, например, строительные материалы у поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

Отражен НДС со стоимости покупки;

Дебет 68 Кредит 19

НДС со стоимости покупки принят к вычету;

Дебет 62 Кредит 90.1

Отражены выручка от реализации ГСМ покупателю;

Дебет 90.2 Кредит 10.3

Списана стоимость ГСМ при продаже;

Дебет 90.2 Кредит 68

Начислен НДС со стоимости реализации;

Дебет 60 Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Осуществлен зачет взаимных обязательств.

Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

При списании ГСМ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

По себестоимости каждой единицы;

По средней себестоимости;

По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ(способ ФИФО).

По каждой группе (виду) МПЗ в течение отчетного периода может применяться только один способ оценки.

Списание ГСМ

Списание ГСМ осуществляется в зависимости от особенностей организации учета одним из следующих способов:

В дебет счета 20 «Основное производство» (предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция, работы или услуги которые явились целью создания данной организации);

В дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными, обеспечивающими) для основного производства организации)

В дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы», который предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации

В дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», который предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

Кроме того, списание ГСМ может быть отражено по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами, состоящими на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации) или счета 44 «Расходы на продажу», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

Если ГСМ были проданы, они списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

При выбытии ГСМ в случае чрезвычайных обстоятельств, списание отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (п. 13 ПБУ 10/99).

Обратите внимание: чтобы признать в налоговом учете убытки от чрезвычайных обстоятельств, например от пожара, необходимо документально подтвердить данный факт, отсутствие вины налогоплательщика и соблюдение им правил противопожарной безопасности (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Важно!

В процессе хранения ГСМ на складе предприятия, особенно когда их объем большой, возникает естественная убыль вследствие физических процессов, таких как испарение.

Выявление и списание естественной убыли осуществляются на основании данных проведенной на предприятии инвентаризации. Списание ГСМ в пределах норм естественной убыли до установления факта недостачи запрещается.

Нормы естественной убыли применяются в размерах и порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей», в соответствии с которым они и утверждены (в части ГСМ) приказом Минэнерго России от 13.08.2009 № 364 «Об утверждении Норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении». Данные Нормы зависят от вида ГСМ и от климатической группы, определяемой на основании данного приказа.

1 Об особенностях учета аккумуляторов, автомобильных шин, а также расходов на ремонт и дорогостоящие запасные части читайте в следующих номерах журнала.

Учет ГСМ, как и другие участки бухгалтерского учета, предполагает наличие отчетных форм, которые позволят контролировать объемы закупаемого топлива, сравнивать расходы с показателями счетчиков и пр. Непрофильные организации не обязаны составлять какие-то определенные своды, но когда машин на предприятии больше двух, будет проще учитывать затраты, если вести внутреннюю отчетность. Стоит отметить, что выбранные формы отчетности, сроки их оформления и ответственных лиц должен утвердить руководитель отдельным приказом.

Отчет о движении ГСМ

Первая из полезных отчетных форм – отчет о движении ГСМ. Составляет его сотрудник, материально ответственный за выдачу топлива, на основании первичных документов: ведомости учета возврата талонов, карточки учета расхода ГСМ, товарно-транспортных накладных, актов, требований и пр. Этим отчетом завершается работа с первичными документами, в нем должны найти отражение Ф. И. О. сотрудника, получающего топливо, виды топлива с указанием единиц измерения, цель выдачи. Важно отметить остаток на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие ГСМ. Основной отчет может сопровождаться приложениями, например, это могут быть приходно-расходные документы. Все бумаги заверяются ответственным лицом. На основе этого отчета бухгалтерия производит расчеты, в том числе и для фискальных органов по налогу на прибыль, и составляет необходимую документацию.

Ведомость учета выдачи ГСМ

В ведомости должно быть отражено все выданное сотрудникам предприятия горючее. Бухгалтерия выписывает ГСМ только после того, как водитель предъявит путевой лист или иной документ – конкретный порядок должен быть установлен в учетной политике. Топливо указывается в литрах, а масла – в килограммах. Итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости. Кроме того, в документе указывается: наименование и марка топлива, сведения о ТС, такие как марка, модель и регистрационный номер, сведения о водителе, а именно: его Ф. И. О. и табельный номер, дата выдачи ГСМ. Водитель и сотрудник, ответственный за выдачу горючего, обязательно должны проверить все данные и заверить ведомость. Одновременно с заполнением ведомости материально ответственный работник должен расписаться в путевом листе. В ведомость вносятся также данные о горючем, которое необходимо во время ремонта и техобслуживания ТС. Основанием для записей будут накладные и лимитно-заборные карты.

Обратите внимание

Основная законодательная база по учету путевых листов и расходов на ГСМ была принята еще в 2008 году, однако за эти годы накопилось достаточное количество судебных решений, которые вносят уточнения в трактовку нормативных документов.

Судебная практика

Основная законодательная база по учету путевых листов и расходов на ГСМ была принята еще в 2008 году, однако за эти годы накопилось достаточное количество судебных решений, которые вносят уточнения в трактовку нормативных документов. Показателен пример с путевыми листами. Повторюсь: единой утвержденной законодательством формы нет, в Приказе Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года есть лишь перечень параметров, которые должны быть в бланке путевого листа, в их числе данные об автомобиле, сведения о водителе, показания спидометра до и после поездки, маршрут транспортного средства и пр. По замыслу ведомства именно эта информация из путевого листа должна подтверждать факт использования транспортного средства, обосновывать затраченные на ГСМ средства. Однако в своем постановлении Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 года № А56-4991/2009 озвучил решение. Арбитр сообщил, что помимо путевых листов, принять к учету нужно иные документы, представленные ответчиком: договор с контрагентом, платежные поручения, товарные накладные, счета на оплату, счета-фактуры, иные документы, подтверждающие использование приобретенных ГСМ в производственных целях, ведомости выдачи талонов на ГСМ, регистры бухгалтерского учета талонов на отпуск ГСМ и пр. Все они могут стать подтверждением правомерности и обоснованности расходов, а значит, нет оснований для доначисления налога на прибыль и тем более пеней. Аргументируя свою точку зрения, ФАС ссылается на пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 «О бухгалтерском учете» (новая редакция – Федеральный закон № 402-ФЗ от 23 мая 2016 г.).

Затраты без ограничений

Еще раньше, в 2007 году, ФАС Московского округа вынес подобное решение (постановление АС от 28 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07). Ведомство считает, что Налоговый кодекс не ограничивает компании в части учета затрат на ГСМ и содержание служебных автомобилей. Эта позиция нашла поддержку и в 2008 году, когда ФАС Центрального округа в своем постановлении по делу № А09-3658/07-29 уточнил, что Методические рекомендации № АМ-23-р от 14 марта 2008 года носят рекомендательный характер и указанные в документе положения не обязательны для всех организаций. Кстати, право фирм разрабатывать свои нормы учета ГСМ, задекларированное письмами Минфина № 03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года и № 03-03-06/1/20097 от 3 июня 2013 года, тоже порой оспаривается налоговыми органами. Однако позиция судов в таких случаях чаще всего остается на стороне предприятий, как, например, в решении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2015 года по делу № А53-24671/2014.

Любое предприятие, владеющее транспортными средствами, ведет учет поступления и расходования горючих материалов, и если данное хозяйствование проводится с соблюдением установленных государством норм, использование топлива не облагается НДС. Но когда происходит перерасход в результате ненадлежащей деятельности приходится объясняться с налоговыми органами.

Акт списания ГСМ – это первичный документ бухгалтерского баланса, содержащий информацию из основных документов прихода и расхода горюче-смазочных материалов.

Назначение документа в решении целого перечня поставленных задач:

  • Наведение порядка в бухгалтерской документации. вы узнаете, как проводится списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
  • Соответствующее отражение информации в финансовой документации;
  • Снижение возможности возникновения ошибочных данных в бухгалтерской отчетности;
  • Обоснование затрат на приобретение основных средств, активов и прочего.

Важно: эта бумага имеет отношение к документации строгой отчетности, так как является основанием для проверки различных списаний ГСМ.

Такого рода документация находится под неусыпным контролем ФНС, так как она нередко применяется для различного рода махинаций, так что указание в ней любых ошибочных данных вызывает подозрение и дополнительные проверки.

Прямое назначение акта – это контроль расхода топлива внутри предприятия.

Как осуществляется учет ГСМ и их списание на предприятии – смотрите в этом видео:

Кем, когда составляется и подписывается документ

Идеальный вариант формирования такого документа – ежемесячно. В его формировании участвует:

  • Главный бухгалтер. В каком порядке составляется – узнайте в статье по ссылке;
  • Водитель транспортного средства;
  • Специалист, отвечающий за соблюдение и разработку нормативов.

Важно: документ является юридически значимым, если он содержит подписи всех лиц, участвующих в составлении.

Что такое ГСМ и какой порядок его списания

К горюче-смазочным материалам имеют отношение:

  • Дизельное топливо;
  • Бензин;
  • Природный газ;
  • Прочие виды топлива;
  • Моторное масло;
  • Различного рода смазочные материалы.

ГСМ списывается в основном при использовании 2-х основных нормативов проведения данного процесса:

  • На основании фактического расходования материала с учетом официальных источников подтверждения количества бензина в баках;
  • В соответствии с разработанными нормативами на предприятии плюс сопоставление их с законодательно установленными нормами с учетов всех особенностей – марки машины, ее износа, количества пробега.

Важно: чтобы списать определенную статью расходования горючего необходимо экономическое обоснование такого списания для налоговой.

Также для списания ГСМ за основу берется следующая документация:

  • Ведомость учета;
  • Путевой лист (например, по форме 3);
  • Чек или накладная на покупку горючего.

Реквизиты акта на списание ГСМ.

Порядок проведения списания горючего

Чтобы выполнить списание излишнего топлива необходимо:

  • Составить комиссию – основанием для этого может быть проведение осмотра транспортного средства;
  • Проводиться сверка с путевым листом – который является основанием для вычисления;
  • Формируется акт списания – в соответствующем формате. вы узнаете, как правильно оформить акт списания основных средств по форме ОС-3;
  • Составляется приказ на списание, также с соблюдением норм законодательства.

При этом:

  • Для составления приказа необходима подпись главного бухгалтера и исполнительного органа организации;
  • Состав комиссии должен быть не менее, нежели из 2-х лиц, один из которых является председателем;

Важно: приказ и акт составляются с соблюдением норм законодательства, иначе это будет поводом для вопросов со стороны ФНС.

  • Базовые нормы расхода и перечень транспорта

Для составления правильных нормативов расходования горючего следует составить перечень транспорта на предприятии, это может быть:

  • Грузовые, легковые авто, автобусы;
  • Краны на автомобильных и гусеничных шасси;
  • Погрузчики ДВС;
  • Трактора, грейдеры;
  • Автономные генераторы – газовые, дизельные, бензиновые;
  • Обогревательные приборы работа которых выполняется на основе заправки горючим различного рода;
  • Газонокосилки, бензопилы и прочие технические устройства.

При этом доступно использовать базовые нормы, установленные специалистами на предприятии с учетом особенностей и вида транспорта:

  • Для легковых и грузовых авто базовая норма формируется на основании пробега;
  • Для техники, которая выполняет тяжелые работы базовая норма берется из расчета выполненной работы;
  • Для автономных электрогенераторов от количества выработанной электроэнергии;
  • Для обогревательных приборов – от количества выработанной тепловой энергии.

Форма и реквизиты акта списания ГСМ

Документ составляется согласно требованиям и должен содержать следующие реквизиты:

  • Дату составления;
  • ФИО, лиц, входящих в комиссию;
  • ФИО руководителя предприятия;
  • Название механизма с указанием государственных номеров, на который составляется акт;
  • Инвентарный номер;
  • Вид работы;
  • Базовый норматив расхода в соответствующих единицах;
  • Расходование за месяц по факту;
  • Уточняющие коэффициенты условий работы механизма;
  • Средневзвешенная цена ресурса;
  • Цена использованных материалов;
  • Заключение комиссии;
  • Подписи лиц, составивших документ с расшифровкой.

Весь акт доступно оформить в виде таблицы.


Образец акта на списание ГСМ.

Пошаговая инструкция составления документа

Акт необходимо составлять в соответствии с требованиями делопроизводства:

  • Если предусмотрен унифицированный бланк необходимо его использовать;
  • Для составления документа нужно брать бланк с логотипом предприятия;
  • Составляется акт на списание ГСМ, как и прочий другой только при наличии приказа руководителя и соответствующей комиссией;
  • Датой документа считается дата его составления;
  • Подписывается документ всеми членами комиссии;
  • Документ должен иметь названием с основанием «Акт списания ГСМ»;
  • Текст документа также следует начинать с указания на основание – приказ руководителя.

Важно: с документом необходимо ознакомить водителя, который также должен поставить свою подпись.

Как избежать ошибок

  • Документ должен содержать только точные данные – замеры количества остатка бензина по факту в баке, указание количества закупленного материала согласно накладным и платежным документам, пробег авто за месяц по путевым листам;
  • Акт не должен иметь ошибок, опечаток, исправлений – все это основания для недоверия со стороны ФНС;
  • Он обязательно должен иметь подписи комиссии и руководителя, так как в противном случае является недействительным.

Заключение

Акт на списание ГСМ является не только важным документом для обоснования перерасхода материала для налоговой, но и основным документом для формирования бухгалтерского баланса, так что в его формировании обязательно должен участвовать бухгалтер, как ответственное лицо за расходование финансов и учет материальных средств.

Инструкция по поступлению бензина на склад и списания ГСМ с помощью документа требование-накладная – в этом видео:

Общие принципы работы с отчётами

Как правило, при выборе необходимого отчёта на экране появляется окно выбора параметров отчёта. Пример такого окна показан ниже. В зависимости от отчёта набор параметров может быть различный:

  • выбор интервала печати информации;
  • ввод конкретной даты, по состоянию на которую необходим отчёт.

Рис. 1. Пример окна выбора параметров отчёта

После выбора параметров отчёта в большинстве случаев на экран выводится предварительный просмотр, который позволяет не только отправить отчёт на печать, но и сохранить или загрузить сохраненный. В некоторых случаях на экран выводится окно, которое позволяет анализировать данные, просматривать их более детализировано и производить корректировки.

Рис. 2. Управление предварительным просмотром

На рис. 2 представлена панель управления предварительным просмотром. Кнопки панели управления позволяют:

  • изменить масштаб отображения отчёта;
  • открыть ранее сохраненный отчёт FRP;
  • сохранить текущий отчёт в формате FRP;
  • отправить текущий отчёт на печать;
  • найти текст в окне предварительного просмотра;
  • вывести справку по предварительному просмотру (файл справки с программой учета путевых листов не поставляется);
  • закрыть предварительный просмотр.

Отчёты о расходе топлива по механизмам

Рис. 3. Окно отчёта о расходе топлива по механизмам

Форма на экране показывает движение топлива по автомобилям за выбранный период. Причём в верхней половине отображается суммарная информация по топливу, т. е. возможно, что бензин складывается с дизтопливом или СУГ, а в нижней части движение топлива расшифровывается по видам топлива.

Еще одна особенность этой формы в том, что записи в верхней таблице могут отображаться разным цветом. Значение цветового выделения объясняется в правой области окна. Любые несоответствия анализируются и на границе интервала отчёта, т. е. если у Вас отчёт с 1 по 31 марта, то для выявления несоответствий в остатках и/или в показаниях спидометра будут анализироваться последний путевой лист до 1 марта и первый путевой лист после 31 марта.

Кнопки в панели управления вверху вызывают отчёты за период, выбранный перед показом данного окна:

  • отчёт по топливу;
  • отчёт о расходе топлива по путевым листам;
  • заправка топлива по дням;
  • отчёт по видам топлива.

Кнопка «По путевым листам» выводит на экран окно, показанное на Рис. 4. В этом окне можно просмотреть путевые листы по выбранному автомобилю за указанный промежуток времени, удалить или отредактировать путевой лист.

Обращаем Ваше внимание, что в левой части отображаются данные по дням. Поэтому, путевой лист, в котором несколько дат выезда и возврата будет отображаться несколькими строками, однако, заправка топливом будет у них общая. Удаляется путевой лист полностью, т. е. если в нем несколько дней выезда, то удалятся все дни.

Это окно предназначено для поиска и устранения неправильного ввода данных путевого листа и не предназначено для каких либо отчётов.

Рис. 4.

Карточки учёта расхода топлива

Отчёт о заправке топлива по дням