Творчество писателей астраханской области. Презентация по литературному чтению "астраханские поэты"

Первые ростки искусства слова на Астраханской земле появились в XVII в. в результате деятельности лиц духовного звания. Андрей Горка (1671-1737) - епископ Астраханский - по распоряжению Петра I составил стихир в честь святой великомученицы Екатерины. Широкий резонанс имели его поучения и проповеди, получившие одобрительный отзыв Н. Новикова. Духовная словесность затем развивается благодаря усилиям архиепископов астраханских. Анастасий Братановский (1761-1806) опубликовал «Четыре книги поучительных слов», произнесенных в Астраханской епархии, а также свое жизнеописание. Архимандрит и ректор семинарии в Астрахани Сильвестр Лебединский (ум. в 1808 г.) сочинял книги на богословские темы («Притонник евангельский» и др.). Свои впечатления от путешествия по святым местам на Востоке описал о. Мелетий (ум. в 1805 г.). Архиепископ Астраханский Феогокий дополнил книгу своими материалами и опубликовал ее в 1798 г. в Москве.

Возникновение светской литературы в Астрахани связано с деятельностью ряда видных писателей эпохи Просвещения.

Это прежде всего Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) - поэт и теоретик литературы, один из основателей русского класси-цизма. Он родился в Астрахани, в семье священника, начальное образование получил в школе католических монахов капуцинского ордена, где все обучение велось на латинском языке. В двадцатилетнем возрасчч. будущий поэт бежал в Москву, где продолжил обучение в Славяно греко-латинской академии. Знание иностранных языков позволило ему затем перебраться в Голландию, а потом в Париж. В Сорбонне В.К. Тредиаковский изучал математику, философию и богословие, в 1730 г. вернулся в Россию.

Литературным трудом В.К. Тредиаковский начинает заниматься еще будучи слушателем Славяно-греко-латинской академии: сочинял стихи, драмы («Язон», «О Тите, Веспасианове сыне»), которые до нас не дошли. Из ранних произведений поэта известна его «Элегия о смерти Петра Великого» (1725), в которой заметны черты литературы предыдущей эпохи и вместе с тем намечаются черты формирующегося классицизма. Отчетливо присутствующее лирическое начало «подпитывается» автобиографическими моментами. Известно, что Петр I во время Персидского похода посетил школу, где обучался В.К. Тредиаковский и похвалил его за трудолюбие. Поэтому один из важнейших эпизодов элегии - пребывание Петра I на Каспийском море.

Се под Нептуном моря страшно закипели,

Се купно с ветры волны, громко заревели!

Стонет Океан, но уж другого не стало

Любителя. Балтийска - что близко то стало Несчастье при берегах. Каспийска же ныне

Больше всех - что однажды плавал на нем силъне. В.К. Тредиаковский положил начало основным разновидностям русской лирики: патриотической («Стихи похвальные России»), любовной («Песенка любовна», «Стихи о силе любви», «Плач одного любовника, разлучившегося со своей милой, которую он видел во сне» и др.), политической («Ода торжественная о сдаче города Гданьска»), религиозно-философской (псалмы), жанру басни (« Муха и муравей», «Самохвал», «Волк и журавль», «Лисица и виноградная кисть»), поэмы («Феоптия, или Доказательство о богозрении», «Тилемахида»).

Большое место в творчестве В.К. Тредиаковского занимают переводы. Он познакомил русского читателя с книгой П.Тальмана «Езда в остров любви», «Поэтикой» Буало, «Посланием к Пизонам» Горация, «Аргенидой» Д. Баркли, тридцатитомной «Древней историей» Ш. Роллена.

Как теоретик литературы В.К. Тредиаковский дал широко разра-ботанную теорию жанров классицизма, выступил реформатором старого силлабического стиха и насадителем тонико-силлабической сиетемы. Он считал фольклор источником «нового способа» стихосложения («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний», «Речь к членам Российского собрания»).

Творчество В.К. Тредиаковского многое значило для последую-щих поколений астраханских писателей.

Современником В.К. Тредиаковского был Иван Иванович Хемницер (1745-1784). Он родился в Енотаевской крепости Астраханской губернии в семье выходцев из Германии. В детстве вместе с отцом -штаб-лекарем - много ездил по югу России. Последующая жизнь И.И. Хемницера связана со службой в армии. Знакомство с Н.А. Львовым позволило ему войти в круг столичных литераторов. При жизни выпустил двумя изданиями книгу басен «Басни и сказки, в стихах» (1779, 2 изд. 1782).

Творчество И.И. Хемницера развивалось в русле господствовавшего тогда классицизма, однако поэт стремился к простоте и естественности языка. В своих баснях он осуждал захватнические войны («Два льва соседи», «Народ и идолы», «Дом»), осмеивал лихоимство чиновников, кичливость господ, другие общественные пороки (« Земля хромоногих и картавых», «Писатель», «Боярин Афанасий» и др.). «В историю отечественной литературы И.И. Хемницер вошел как один из основоположников русской басни. Им написано более ста басен. В них с позиции представителей низкого сословия И.И. Хемницер бичевал недостатки самодержавно-крепостнического строя. В баснях «Львиный указ», «Львиный дележ», «Лестница» и других поэт выступал с резкой критикой екатерининских «реформ» и бюрократических по-рядков в России. Он неустанно осуждал вельмож-чиновников и непра-ведных царских судей за взяточничество и казнокрадство. В басне «Паук и муха» И.И. Хемницер рассказывает, что крупные воры, в руках которых находится власть, закон и сила, часто остаются безнаказанными. В басне «Волчье рассужденье» поэт обличал бесчеловечное отношение помещиков к своим крепостным, а в басне «Земля хромоногих и картавых» он нападал на «русских парижанцев», слепо преклоняющихся перед всем иностранным. И.И. Хемницер не щадил своей сатирой и купцов-откупщиков (басня «Привидения»).

Если в XVIII в. писатели, чтобы реализовать свой талант, чаще всего покидали Астрахань, то в XIX в. ситуация меняется. В Астрахани живут и творят многие писатели, наследие которых стало интереснейшей страницей русской литературы. В ней в этот период сначала доминирует романтизм, а затем реализм, что нашло отражение и в творчестве писателей Астраханского региона.

Литературная история Астрахани XIX в. начинается с творчества баснописца Александра Дмитриевича Агафи (ок. 1792-1816), который прожил короткую, но насыщенную жизнь. Его биография зияет множеством «белых пятен», сведения о его семье очень скудны. Современный биографический словарь «Русские писатели. 1800-1917» скупо сообщает: «Отец Агафи, грек по происхождению, был директором Кавказских училищ, путешествовал по Ближнему Востоку. Образование Агафи получил в Рязанском университете (1809-1812), затем служил в канцелярии астраханского губернаторах, был членом Казанского общества любителей отечественной словесности». Единственная книга А.Д. Агафи «Басни» (Астрахань, 1814) включала произведения как оригинальные, так и переработки сюжетов европейских авторов. На книгу отозвалась столичная критика, что приносит А.Д. Агафи известность.

Басни А.Д. Агафи отличаются естественностью, чистотой языка, это язык уже пушкинской эпохи, в значительной мере очищенный от чрезмерных изысков классицистов. Видимо, неслучайно в басне «Гора в родах» поэт выступает против этого направления. В стилевом отношении они близки басням И.А. Крылова. А.Д. Агафи оригинален в разработке так называемых общечеловеческих тем: зависть («Ссора»), тщеславия («Бык и лягушка») и др. Немаловажно, что в некоторых баснях поэт не только бичует пороки, но и воспевает красоту родного края. Примечательна в этом отношении басня «Журавль»:

...кристалл реки при ясности небес,

Являл премножество чудес.

Там с щукою сазан меж тростника играет,

Тут линь из-подо мха со дна реки всплывает,

Здесь окунь, берш, судак ~ отдельно от других

Как рыбы чистоплодны, -

Не возмущая токи водны,

Гуляют плавно в них.

Ясность, простота и остроумие басен А.Д. Агафи обеспечили ему заметное место в истории русской словесности.

Романтические и преромантические традиции в литературе развивал Иван Сергеевич Георгиевский (1791-1817),находившийся на службе в г. Уральске Астраханской губернии. Его единственный роман «Евгения, или Письма к другу» варьировал идеи Ф. Шиллера и Ж-Ж. Руссо и был воспринят современниками как чувствительное произведение о счастливой любви и идеальном воспитании. После смерти писателя вокруг него стал складываться сентименталистско-романтический культ, на что весьма критично отреагировал А.С. Пушкин.

В первой половине XIX в. заметное место в литературной истории Астрахани принадлежит Николаю Ильичу Зряхову (1782-конец 1840-х) - уроженцу Астрахани. Он прославился как автор сентиментальных авантюрно-приключенческих романов, адресованных читателям социальных низов («Амалия, или Хижина среди гор», «Михаил Новгородский, или Нарушенная клятва», « Дева закубанская, или Любовь до могилы», «Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего супруга», «Дагестан, или Неуловимый мститель» и др.). Особой популярностью среди астраханцев пользовался роман «Прекрасная астраханка, или Хижина на берегу Оки», имеющий в своей основе мелодраматическую историю любви двух молодых людей, в которой зловещую роль играет вождь народ-ного восстания Степан Разин. «Сочетание традиционных (персонажи, близкие к героям лубочного рыцарского романа) и новых для этого рода литературных сочинений элементов (чувствительный стиль), перенесение действия в экзотическую среду, опора на народные представления о превосходстве православных «царя и отечества» над «иноземными» обеспечили романам Н.И. Зряхова огромный успех. В 1990-е годы в Астрахани было предпринято переиздание романа «Прекрасная астраханка, или Хижина на берегу Оки».

С движением декабристов были связаны два астраханских писателя - братья Завалишины.

Дмитрий Иринархович Завалишин (1804-1882) - сын генерал-майора, шефа Астраханского гарнизонного полка. Был офицером морского флота, увлекся идеями декабристов, писал стихи в духе декабристского романтизма. После разгрома декабристского восстания был приговорен к каторжным работам в Сибири. В истории литературы оставил след как мемуарист и публицист. Его мемуары содержат ценные сведения о декабристах, истории их обществ, информацию о жизни декабристов в Сибири. Интересны его мемуары тем, что в них автор дал отличную от принятой в декабристской среде концепцию этого движения, например, К. Рылеева, дегероизировал жен декабристов, акцентировал теневые стороны их взаимоотношений и т.д. («Пребы-вание декабристов в тюремном заключении в Чите и в Петровском заводе», «Декабристы», «Записки декабриста» и др.).

Ипполит Иринархович Завалишин (1808-1883) - писатель-этнограф, поэт. В молодости переводил Д. Байрона, А. Ламартина, как поэт сформировался под воздействием романтической поэтики. Его ранняя поэма «Слепец» не была пропущена цензурой. Был увлечен личностью и поэзией К. Рылеева, но в ходе следствия по делу декабристов вел себя неподобающим образом (написал донос на брата). Тем не менее он был разжалован в рядовые и выслан в Оренбург. К литературе обратился в 1860-е годы, писал в основном рассказы на сибирском материале («Затуманская красавица», «Цепной настенщик», «Братья Горкины», «Олъховняна», «Ялутуровское дитя», «Поединок в тайге» и др.). Основное внимание в рассказах уделяется воссозданию быта жителей Сибири, весьма силен в них мелодраматический элемент. Научное значение имело его опубликованное в 1862-1867 гг. «Описание Западной Сибири»). В истории литературы осталась и его курьезная «Эпопея тысячелетия. Паломничество Ип. Завалишина».

Во второй половине XIX в. заметной фигурой в русской литературе была Елизавета Николаевна Ахматова (1820-1904). Она родилась в дворянской семье в с. Началове Астраханской губернии, с детства проявляла способности к иностранным языкам, что в значительной степени предопределило ее судьбу Е.Н. Ахматова много переводила Ж. Санд, В. Гюго,У Коллинза, У Теккерея,Дж. Элиота, Ж. Верна, была редактором ежемесячного «Собрания иностранных романов, повестей II рассказов», издавала журнал для детей. Оригинальные произведения Е.Н. Ахматовой современниками критиковались за сентиментализм, идеализацию действительности, хотя некоторые ее повести были встречены одобрительно и получили широкую известность («Замосковская летопись о наших женских делах и о других», «Мачеха», «Кандидатки на звание старых дев», «Приключения моей приятельницы» и др.). Е.Н. Ахматова была в дружеских отношениях с О. Сенковским, Н. Лесковым, В. Стасовым, которые ценили ее талант. Ее воспоминания о литературном Петербурге содержат много неожиданных подробностей о жизни литераторов 1860-1870-х гг., рисуют широкую картину развития русской литературы в эти десятилетия.

В 1860-1870-е гг. в Астрахани жили и работали также такие писатели, как Н.Г Вучетич (1845-1912), писавший в основном для детей (рассказы «Красный фонарь», «Митина нива» и др.), И.Г Воронин (1840-1883), работавший в традициях крестьянской поэзии и часто выступавший как публицист (очерк «Из Астрахани»).

Оживлению литературной жизни Астрахани способствовали крупные русские писатели, бывавшие в городе по делам службы. Создавая произведения об Астрахани, они тем самым вводили ее в большую литературу (поэма «Бродяга» И.С. Аксакова, повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова, очерк «Мелочи путевых впечатлений» ГИ. Успенского, очерк «Холерный карантин на девятифутовом рейде» В.Г Короленко, книга очерков «У голубого моря (Люди и природа в низовьях Волги)» В.И. Немирвича-Данченко.).

Интересная страница литературной истории Астрахани XIX в. -поэзия и проза политической ссылки. Стихи политических ссыльных -В.В. Берви-Флеровского, Ф.Е Данненберга, Б.Ф. Калиновского - носили в основном сатирический характер, они были для них средством борьбы с произволом местной и центральной администрации. В.В. Берви-Флеровский в своих воспоминаниях сообщает: «Во время навигации и улова рыбы в Астрахани скопляется множество рабочего народа, и так как администрация не принимает никаких мер для обеспечения голодающих, то погибающий от нужды народ прибегает к грабежам. Когда паника достигла максимума, администрация прибегла к приему, которым она пользовалась и в других русских городах в минуты народных бедствий: пожаров, отравления, фальсификаций, грабежей и т.п. Она стала обвинять в этом политических ссыльных. Слухи, распускаемые про нас администрацией, могли поставить нас в ужасное положение; пришлось защищаться. Полиция и администрация сваливали вину на нас, а мы на них. Мы распустили по городу в стихах и в прозе множество веселых листков, которые изображали деятельность полиции и администрации во время народного бедствия; между астраханскими чиновниками не оказалось юмористов, способных отвечать тем же». Особенно резка по тону поэзия Ф.Р Данненберга («Несчастная угодливость», «В тени гробовых казематов...» и др.). Среди прозаиков выделялся С.С. Рымаренко, рассказы которого о рыбаках и природе Нижней Волги печатались в газете «Восток».

С 1883 по 1889 гг. ссылку в Астрахани отбывал Н.Г Чернышевский, несмотря на гонения остававшийся верным своим революционно-демократическим идеалам. В Астрахани он пишет повесть «Вечера у княгини Старобельской» и книгу «Материалы для биографии Н.А. Добролюбова».

В XX в. развитие литературы в Астрахани характеризуется особым динамизмом и интенсивностью. Поэзия и проза непосредственным образом испытывают на себе воздействие общероссийских литературных тенденций, что проявляется в активизации в начале века сатиры, в период революции и гражданской войны - агитационной поэзии. В. Хлебников своим творчеством привносит в литературу Астрахани поэтику авангардизма, позднее весьма сильным влиянием среди писателей региона пользуется социалистический реализм, который, трансформируясь, станет основным методом астраханских писателей. В Астрахани создается отделение Союза писателей России, издается ряд альманахов, для писателей максимально расширяются возможности для публикации написанного.

Начало XX в. для литературной истории Астрахани - период активизации всех культурных сил региона. В городе действует литературно-драматическое общество, многочисленные местные издания («Астраханский журнал», «Астраханская газета», «Прикаспийский край», «Астраханский вестник», «Поволжье») публикуют произведения поэтов и прозаиков, пропагандируют литературу. В городе выходит сатирический журнал «Чилим» (1906), широко распространена революционно-пропагандистская литература («Да здравствует Свобода». Сборник политических стихотворений. Астрахань, 1906). В астраханской прессе сотрудничает ряд ведущих русских писателей, среди которых - Е.Н. Чириков, создавший ряд ярких фельетонов на материале местной жизни.

Во время гражданской войны в Астрахани в силу понятных причин доминирует литература революционного содержания. В городе функционирует кружок рабочих-поэтов (М.Г Непряхин, В.И. Ефремов, М.М. Гурьянов и др.), который выпустил две книги - «Литературно-художественный сборник» (1919) и «Зовы» (1920). Члены кружка публиковались и в газетах «Известия», «Коммунист», «Красный воин», в журнале «Художественные известия». Художественно несовершенные стихи участников кружка были пронизаны пафосом утверждения идеалов революции, веры в торжество Советской власти.

Значительную роль в активизации литературной жизни города играл журнал «Военмор», на страницах которого печатались поэты С. Городецкий, В. Тополев, В. Салов, С. Заревой, Б. Серебряков и др. Значительное внимание журнал уделял развитию литературной критики и публицистики. Самые яркие страницы журнала связаны с публикацией художественных очерков о гражданской войне в Астраханском крае Л.М. Рейснер («И брань крылатая матросов», «Приходит бранный день», «Астрахань», «Лето 1919 г.» и др.). Очерки отличались поэтизацией подвигов красноармейцев, чувством ненависти к врагам революции, изображением «энтузиазма» астраханцев, романтической приподнятостью. В силу односторонности позиции объективный образ времени ни Л.М. Рейснер, ни другие авторы «Военмора» создать не могли.

Развитие реалистических традиций в литературе Астрахани этих лет связано с творчеством Веры Владимировны Хлебниковой (1891-1941) - сестры поэта Велимира Хлебникова. Она жила в это время в Астрахани и стала свидетелем жестокости новой власти, смерти от голода сотен людей. Стремлением сказать правду о противоречиях времени пронизаны ее лаконичные, но очень глубокие по смыслу рассказы «В тюрьме», «Царь-тиф» и др. Ее литературное наследие включает также лирику, пьесы («Поэт и лесной Чертик», «Доктор заболел»), мемуары «О моем брате».

Этапом в литературной истории Астрахани стало творчество Велимира Хлебникова (1885-1922). Он родился в Малодербетовском улусе Астраханской губернии и всегда считал себя астраханцем. Значение его творчества для литературы региона в том, что он, во-первых, выводи.! литературу Астрахани на широкие просторы общероссийских художественных исканий, преодолевая провинциальную замкнутость, приобщал ее к исканиям модернизма и авангардизма и, во-вторых, вводил тему Астрахани в мировую литературу. В. Хлебников оказал огромное воздействие на многих русских и зарубежных писателей.

Для литературы региона имеют значение прежде всего произведения поэта, в которых он обращается к природе, истории края, жизни его народов. Это поэмы «Хаджи Тархан», «Уструг Разина», рассказы «Есир». Николай», «Охотник Уса-Тали», эссе и очерки «Лебедия буду-щего», «Открытие народного университета», «Астраханская Джоконда», «Союз изобретателей» и др.

Один из исследователей заметил, что основная тема творчества В. Хлебникова - тема Азии, его миропонимание и мироощущение были предопределены генетической связью с Азией. Поэт называл себя «сыном Азии», а растущий в низовьях Волги лотос называл «залогом союза трех: Индии+России+Ниппона», Действительно, тема межэтнических контактов - ведущая у поэта, и решал он ее прежде всего на астраханском материале. Центральной в его художественной картине мира становится мифологема «человечество - семья народов». На различных этапах творческой эволюции В. Хлебников неизменно обращался к ее разработке, что-то в ней уточнял, менял, приближал к потребностям современности. Он считал, что преодоление межэтнической розни - необходимое условие гармонического сообщества наро-дов земли. В лирических стихах, поэмах, песнях, рассказах, теоретических декларациях В. Хлебникова нет противопоставления людей по национальному признаку, конфликтность его произведений имеет другую природу. В ее основе - контрастность цветущей естественной природы и мертвящей городской цивилизации, столкновение духовности и бездуховности, гуманизма и жестокости. Он показывает, что в Астрахани, когда-то завоеванной Россией, нет ни побежденных, ни победителей. Есть единая семья народов. Поэт при решении чрезвычайно деликатной проблемы избегает крайностей, характерных для его времени. Он не принимает, с одной стороны, знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», с другой - игнорирует концепцию леворадикальных партий «Россия - тюрьма народов». Мифологизируя историю, он демонстрирует свое понимание проблемы, исходя при этом из высших интересов народов Волго-Каспия.

В 1930-1980-е гг. литература Астрахани, несмотря на трудности, порождаемые эпохой сталинизма и временами «застоя», переживает период поступательного движения. Это проявляется в формировании тематически многообразной прозы и богатой в стилевом отношении поэзии. Мировоззренческой базой постепенно становится местный патриотизм, который в известной мере ограничивает тематику и идейный кругозор писателей, но одновременно вооружает их такими критериями, которые позволяли достаточно сурово оценивать многие явления социальной действительности всей России.

Среди прозаиков выделяются С. Б. Калашников (1925-1987), К.И. Ерымовский (1909-1967), Ф.Е. Субботин (1913-1987), Б.И. Жилин (1921-1994), В.В. Карпенко (род. в 1916 г), Ю.В. Селенский (1922-1983). Тематически они связаны с Астраханской областью, действие их произведений развивается либо в областном центре, либо в поселках и деревнях области. Героями сочинений обычно выступают люди скромного положения, часто чудаковатые и неудачливые, вступающие в конфликт с бюрократами, носителями консервативных привычек. На первом плане обычно производственный аспект конфликта, важную роль играет нравственная проблематика. Некоторые писатели поднимались до утверждения общечеловеческих нравственных ценностей («Шутиха», «Люди без колокольчиков» Б.И. Жилина, «Одна тревожная ночь», «Чумчара» Ю.В. Селенского и др.), до выражения чувства горести за свой город, за своих земляков. Однако принципы социалистического реализма, на которые ориентировались писатели, мешали им создать по-настоящему реалистическую картину жизни края и его людей.

1930-1980-е гг. породили и ряд понастоящему оригинальных поэтов, среди которых В.Т. Филиппов (1911-1962), Б. М.Шаховский (1922-1967), Н.П Поливин (род. в 1925 г.), В. Филин (1929-1982). Ведущую роль играли поэты фронтового поколения, среди которых самым значительным был Б.М. Шаховский. Время все отчетливее высвечивает непреходящую ценность его поэтического наследия, включающего лирику поэмы, публицистику. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что его творчество имеет не только региональное, по и общероссийское значение. Место поэта в «большой литературе» еще в 1985 г. авторитетно определил С. Наровчатов: «Борис Шаховский -плоть о 1 плоти нашего фронтового поколения. В общей песне поколения у него есть свои слова, которые из этой песни, повторяя пословицу, не выкинешь».

Иная судьба у другого значительного поэта - В. Филина. Он родился в Астрахани, учился в Ленинградском юридическом институте. Был арестован за участие в нелегальной антисталинской организации «Свободная мысль», много лет провел в лагерях. В 1959 г. окончил Астраханским пединститут, затем преподавал иностранный язык в педучилище. Всю жизнь писал стихи. Лишь посмертно вышел его сборник «Лихолетье» (1982), стихи которого отразили разочарование в идеалах коммунизма. Эпоха его строительства осмысляется как очередная историческая иллюзия, с которой надо неизбежно распрощаться. Ге-рой стихотворения «Смерть коммуниста» приходит к пониманию того, что у прошлого нет будущего, что он всю жизнь служил дьяволу насилия. В. Филин - один из героев документальной повести А. Жигулина «Черные камни».

В 1985-1999-е гг. в литературе Астрахани, как и во всей современной русской литературе, происходят большие перемены: меняется мировоззрение писателей, идет их дифференциация по идейным признакам, возникает несколько объединений, появляются новые жанры (например, фэнтези), начинают давать о себе знать поэзия и проза постмодернистской ориентации и т.д. Однако в целом для астраханских писателей характерен эстетический консерватизм, ориентация в поэзии на традиционные формы стиха, игнорирование новаторских ис-каний В. Хлебникова и современного авангарда.

В прозе господствующее положение занимают писатели реалистического стиля, нередко наблюдается склонность к бытописанию. Наиболее значительные прозаики - А.И. Шадрин (род. в 1929 г.), Б.П. Ярочкин (род. в 1922 г.), Ю.Н. Щербаков (род. в 1956 г.), Ю.А. Никитин (род. в. 1946 г.), А.С. Марков (род. в 1931 г.). Практикуются различные модификации романа: социально-бытового («Суд неправедный» А.И. Шадрина) с его исследованием трагических взаимоотношений человека и природы; социально-политического (трилогия «Вяземская сеча», «Лихолетье», «Лагпункт» Б.П. Ярочкина) о преступлениях сталинизма; психологического («Укромье ангела» Ю. Никитина) о путях самосознания современного человека; исторического («Да будет твердь» Ю.Н. Щербакова) о борьбе русского народа с иноземцами; документального («Петр Первый в Астрахани» А.С. Маркова) о славных страницах истории Астрахани. Весьма активно разрабатываются ныне и малые эпические жанры, рассказ, повесть. Активизировалась публицистика (очерки и статьи И. Бодрова, Ю. Щербакова, Ю. Никитина и др.).

Несколько потоков определились в поэзии. В русле публицистической поэзии работают поэты старшего поколения -Н.А. Мордовина, Н. Ваганов, Н. Поливин. Их традиции продолжают Ю. Щербаков, Э. Татаринцева. Интимно-медитативная лирика создается Л. Качинской, Д. Немировской, Л. Серотюк, Д. Казариным и др. Интересно заявили о себе молодые поэты Т. Иванченко, Л. Дегтярева. Выделяются поэты военного поколения (Я. Шур, авторы сб. «Зарубки памяти»). Активизации поэзии способствуют фестивали поэзии, регулярно проводимые в Астрахани, в том числе фестиваль детского творчества «Золотой ключик».

Итак, к концу XX в. литература Астрахани - это тысячи художественных произведений в самых разнообразных жанрах. Выявляется ее проблемно-тематическая специфика - реалистическое осмысление истории и жизни народов Нижнего Поволжья, охрана природы, труд рыбака и крестьянина и т.п. Приверженность писателей социальному укладу и древним традициям Астраханского края позволяет говорить о формировании во второй половине XX в. «областнической» литературы. «Областничество» - исходная точка мировоззрения многих современных астраханских писателей, что не мешает им в своем творчестве подниматься до общероссийских проблем.

История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.


50 лет назад (1963) было создано Астраханское отделение Союза писателей России.

Астраханская областная писательская организация Союза писателей СССР (с 1999 года - Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России») создана решением Совета Министров РСФСР 28 октября 1963 года. Первым руководителем организации был поэт Николай Поливин. Затем ответственным секретарём организации являлся прозаик Александр Гаркуша (Греков). Долгие годы, в общей сложности более двадцати лет организацию возглавлял прозаик Адихан Шадрин. В 1989 - 1992 года организацией руководил публицист и прозаик Юрий Смирнов. С февраля 1998 года председателем правления Астраханского регионального отделения Союза писателей России является поэт, прозаик, публицист Юрий Щербаков.

Сегодня на учёте в организации - 28 литераторов. Среди них такие известные писатели, как почётный гражданин Астрахани краевед Александр Марков, прозаики и публицисты Юрий Никитин, Юрий Мартыненко, Геннадий Пикулев, Юрий Смирнов, поэты Борис Свердлов, Дмитрий Казарин, Владимир Филатов, Павел Радочинский, Дина Немировская, Геннадий Ростовский, Сергей Золотов, Вера Котельникова, литературоведы Нина Носова, Олег Севастьянов, Галина Подольская. В последние годы ряды организации пополнили прозаики Сергей Нуртазин, Вячеслав Белоусов, Марина Лазарева, Татьяна Леухина, поэты Ирина Левитан и Нина Барсукова.

Астраханское региональное отделение Союза писателей России ведёт активную работу по пропаганде творчества как ныне здравствующих, так и ушедших писателей на творческих встречах, читательских конференциях, презентациях новых книг, во время проведения Дней Литературы в районах области.

Михаил Луконин, Борис Шаховский, Юрий Селенский, Федор Субботин, Сергей Калашников, Борис Жилин, Николай Ваганов, Леонид Чашечников, Нинель Мордовина, Николай Травушкин, Юрий Кочетков, Адихан Шадрин, Павел Морозов, Олег Куликов, Нина Любовцова, Николай Демичев, Михаил Кононенко, Юрий Богатов - эти имена хорошо знакомы астраханцам не только по прижизненным книгам, но и по публикациям последних лет. Некоторые из них увековечены в названиях литературных премий.

По инициативе астраханских писателей учреждены литературная премия губернатора Астраханской области имени Василия Тредиаковского, литературная премия мэра города Астрахани имени Велимира Хлебникова, литературная премия Астраханского государственного технического университета имени Бориса Шаховского, в районах области учреждены литературные премии имени Ивана Хемницера, имени Михаила Луконина, имени Леонида Чашечникова, имени Адихана Шадрина, имени Мажлиса Утежанова, имени Олега Куликова, «Чистое небо», «Русское поле», «Песня над Волгой». Районные премии вручаются ежегодно в двух номинациях: профессиональным писателям и местным самодеятельным литераторам.

Развитие и поддержка самодеятельного литературного творчества астраханцев, особенно жителей «глубинки», - приоритетная задача Астраханского регионального отделения Союза писателей России. Уже 14 лет ежегодно совместно с Думой Астраханской области оно проводит областной поэтический конкурс самодеятельных поэтов «С Тредиаковским - в 21 век!» Многие лауреаты конкурса впоследствии стали членами Союза писателей России. Еще один масштабный литературный конкурс «День Победы» проводится ежегодно совместно с Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования России.

Еще одна форма работы с самодеятельными авторами - издание коллективных сборников. За последние пять лет подготовлены и выпущены сборники литераторов Ахтубинского, Лиманского (два сборника), Енотаевского (два сборника), Харабалинского, Приволжского (два сборника), Икрянинского, Камызякского, Володарского районов. Кроме того, выпущен коллективный сборник произведений лауреатов конкурса «С Тредиаковским - в 21 век!».

Астраханское региональное отделение Союза писателей России выпускает газету «Родное слово», в которой освещает литературную жизнь региона. За последние годы выпущено 53 номера газеты. В библиотеке газеты «Родное слово» отдельными книгами вышли многие произведения астраханских профессиональных писателей и поэтов и талантливых начинающих авторов.

Печатают наших авторов и центральные издательства, журналы и газеты. В издательстве «Эксмо», «Яуза», «Вече» вышли исторические романы Сергея Нуртазина и Юрия Щербакова, детективные романы Вячеслава Белоусова. Постоянные авторы «Литературной газеты» - Юрий Никитин и Юрий Щербаков, здесь публикуются стихи Бориса Свердлова, Павла Радочинского, Владимира Филатова, Олега Куликова, Павла Морозова, молодого поэта Николая Чернова. Многие наши литераторы печатаются в лучшем литературном журнале России «Наш современник».

Большим событием стало проведение в Астрахани в мае 2012 года Фестиваля молодой литературы Нижнего Поволжья. Рукописи молодых начинающих астраханских авторов помогли обсуждать известные писатели из Москвы, Волгограда, Элисты. Фестиваль открыл ряд перспективных авторов. Это прозаик Николай Максимов, поэты Николай Чернов, Артур Бисенов, Наталья Короткова, Антон Володин, Иван Нефёдов, Елизавета Иванникова.

Заметным явлением в работе Астраханского отделения Союза писателей России стала переводческая деятельность. Астраханские поэты Юрий Щербаков, Борис Свердлов, Дмитрий Казарин, Сергей Золотов, Марина Лазарева, Вера Котельникова перевели книгу калмыцкого поэта Григория Авджаева на русский язык. Он, в свою очередь, издал книгу своих переводов астраханских поэтов на калмыцкий. В журнале «Наш современник» в июле 2012 года была опубликована большая подборка переводов Юрия Щербакова калмыцких поэтов Николая Санджиева, Владимира Нурова, Григория Авджаева. Борис Свердлов и Юрий Щербаков перевели и издали книгу стихотворений астраханского казахского поэта Мажлиса Утежанова.

В ближайших планах - подготовка и выпуск очередных коллективных сборников начинающих авторов Ахтубинского, Лиманского, Володарского районов, коллективных сборников участников Фестиваля молодой поэзии Нижнего Поволжья и коллективного сборника членов литературной студии «Тамариск», работающей при Астраханском отделении Союза писателей России. Каждые две недели его члены собираются в литературной гостиной областной научной библиотеки имени Крупской. Подобные литературные объединения созданы и активно работают в Енотаевском, Приволжском, Володарском районах. Руководят ими писатели Юрий Щербаков и Борис Свердлов. В перспективе - создание литературных объединений в Ахтубинском, Лиманском, Икрянинском районах.

Ю.Н. Щербаков , Председатель правления Астраханского регионального отделения Союза писателей России

— 21.08.2017

Представляем несколько путей для признания

Вы любите писать стихи, но большинство из них уходит в «стол»? Хотите найти единомышленников в своем городе? Наконец, вам нужна профессиональная критика? Тогда эта статья для вас. Здесь мы собрали информацию о литературных студиях города, а также о тематических проектах, связанных с поэзией.

«Скверный Пушкин»

Это объединение со смелым названием (на самом деле, творчество Великого они очень уважают) занимаются организацией экспрессивных вечеров современной поэзии, творческих фестивалей и других культурных событий. А также проводят лекции и мастер-классы, что начинающим поэтам совсем не помешает.

Первый проект молодого объединения проходил прошлым летом в сквере Пушкина — оттуда название и пошло.

Ребята призывают:

Если ты не любишь буксовать на одном месте, хочешь вырваться из формата «квартирников», если ты стремишься к творческому развитию — то тебе однозначно к нам и никак иначе. Мы рады всем честным творческим людям и не принимаем никакого лицемерия и клоунады.

Кроме того, из-под их пера вышли такие проекты, как «Скверный Пушкин», «уДачный вечерЪ» и «Культурный вечер».

Группа «Новых людей» вконтакте: https://vk.com/new_people_astra

­­­­­­­­­­­ «Золотой лис»

Молодежное творческое объединение «Золотой Лис» — это настоящая сокровищница для мыслящих и поэтичных. Здесь базируются поэты, художники, музыканты и актеры. Своей целью «Лисы» ставят популяризацию культуры, творчества и поэзии среди молодежи:

Тебе сюда, если ты:

хочешь открыть и развить в себе творческие способности;
пишешь «в стол», поешь в душе, шепотом читаешь стихи, в общем, стесняешься, но очень хочешь найти читателя/слушателя;
с удовольствием бы занялся актерским мастерством;
хочешь найти друзей и познакомиться с интереснейшими людьми;
если ты за любой культурный кипиш.

Здесь, в лисьей обители, были созданы такие проекты, как: «Радио «Золотой Лис»», Школа Золотого Лиса, «Поэзия города» и самый популярный проект на данный момент – «12 уроков Волшебства» , о котором вы можете прочесть в нашем материале.

В общем, фыр-фыр-фыр и вперед творить!

Контакт для связи: 8-917-097-96-25 (Серафима)
Группа Золотого лиса вконтакте: https://vk.com/astrazolotoylis

Тамариск (Союз писателей России)

Астраханское региональное отделение Союза Писателей России представляет литературную студию города «Тамариск». Её руководители — ведущие писатели города Юрий Щербаков и Борис Свердлов, помогающие астраханским любителям пера стать профессиональными поэтами и писателями, а также переводчиками и критиками. Встречи проходят в областной библиотеке им. Н.К. Крупской.

Литстудия «КЛЮЧ»

Клуб любителей чая и поэзии! — так говорят о себе его участники.

Обязательным атрибутом в этой литературной студии являются не рукописи со стихами (хотя это желательно, конечно), а чашка чая, так уж повелось. Отец-основатель - известный всем филфаковцам преподаватель литературы Валерий Николаевич Гвоздей. Стихи всегда обсуждаются и критикуются в доброжелательной, дружеской атмосфере и обязательно анонимно.

«Штаб-квартира» студии - Дом-музей Велимира Хлебникова. Соответственно, и участники «КЛЮЧа» люди неординарные и крайне интересные. Ради такого общения стоит начать писать стихи!

Литературная студия «ВЯЗ»

Уважаемые поэты, прозаики и просто любители литературы и хорошего общения! Ждём вас на очередное заседание студии. Так организаторы этой студии организовывают каждую свою встречу. А проходят они в замечательной обстановке, по адресу: ул. Шаумяна, 87 (Центральная городская библиотека).

Бессчетное количество астраханских поэтов, писателей и музыкантов стремятся быть услышанными. Они выступают в школах, библиотеках, на городских мероприятиях, а также публикуют свои произведения в литературном альманахе «Лепестки лотоса».
«Но все-таки, сумев пойти на крайность, судьбу свою мы изменили верно. Друг друга повстречали мы случайно, друг друга любим мы закономерно», — эти строки принадлежат астраханскому художнику и поэту Герману Елизарову .
В творческом багаже Германа — четыре стихотворных сборника, повести, несколько произведений для детей «Что случилось однажды» и «Капитан Ржавая Борода», а также несколько десятков картин.
«За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», — гласит известная английская пословица. Жена Германа Светлана во всем помогает и поддерживает своего мужа. «Жизнь затягивает нас в такие рамки, что помощь нужна творческому человеку — он ведь украшает нашу жизнь, уводит от бытовых вещей», — считает Светлана Елизарова.
«Пишущие люди хотят, чтобы их произведения кто-то услышал, и у нас возникла такая мысль — объединить всех этих людей», — рассказывает Светлана. Так, в мае 2014 года на центральной набережной Астрахани, возле памятника Петру I, состоялось первое выступление участников творческого объединения «Ковчег».
Талантливых писателей и поэтов в нашем городе оказалось много, среди них Александр Аверин , Галина Ефремова , Лариса Беккер — едва ли возможно перечислить все имена. «Ковчег» не ставит никаких жанровых или возрастных ограничений. «Главное, чтобы была литература», — говорит Светлана. Привлекают молодежь: к примеру, школьная студия «Лукоморье» под руководством Дины Немировской , где занимаются дети 6-8-х классов, или литературная студия «Вяз» под руководством Натальи Татаринцевой .
«Ковчег» объединяет не только пишущих людей, но и поющих. В Астрахани много талантливых бардов, которые исполняют как произведения других авторов, так и свои. Станислав Малов поет на стихи астраханских поэтов, а Елена и Сергей Васильевы — собственные произведения.

Кстати
Лепестки лотоса
Уже в начале творческой деятельности «Ковчега» стало ясно — багаж написанного очень велик. Тогда и появилась идея собрать произведения в сборники, которые впоследствии получили название «Лепестки лотоса».
Ежегодный литературный альманах под издательством Романа Сорокина объединяет астраханских авторов различных направлений и жанров. Среди них есть и опытные авторы, члены Союза писателей России, и те, кто не состоит ни в одном из союзов, а также юные и начинающие авторы.
В четвертом по счету сборнике «Лепестков лотоса» 2017 года дебютировала студия «Лукоморье», о которой мы упоминали выше. В астраханский альманах были включены также произведения участников литературной студии «Тамариск», Германа Елизарова и многих других авторов.
«Сборник демонстрирует необъятный творческий потенциал Астрахани», — написано на титульном листе «Лепестков лотоса».

«Ковчег» — проект некоммерческий, существует для того, чтобы объединять талантливых литераторов и давать им возможность быть услышанными.

Другие читаемые новости нашего сайта

  • Астраханская область остаётся лучшей...
  • В астраханском заповеднике сняли на в...

Астраханская областная писательская организация была образована распоряжением Совета Министров РСФСР от 28 октября 1963 года. Первым её ответственным секретарём стал поэт Николай Поливин. Затем организацию возглавлял прозаик Александр Гаркуша. 23 года ответственным секретарём был прозаик Адихан Шадрин. На трёхлетний срок его подменял прозаик Юрий Смирнов. С февраля 1998 и до сего дня председателем Астраханского регионального отделения Союза писателей России является поэт, публицист, прозаик, переводчик Юрий Щербаков.

В разные годы костяк организации составляли такие известные не только астраханскому, но и широкому российскому читателю прозаики и поэты, как Фёдор Субботин, Борис Ярочкин, Борис Жилин, Леонид Чашечников, Сергей Калашников, Нинель Мордовина, Юрий Селенский, Сергей Панюшкин, Николай Ваганов, Владимир Мухин, Юрий Кочетков, Николай Демичев, Олег Куликов, Павел Морозов, Юрий Богатов, Геннадий Васильев. Их книги публиковали, кроме своего, Нижне-Волжского издательства, издательства «Молодая Гвардия», «Советский Писатель», «Современник», многие центральные журналы и газеты.

Сегодня в астраханской литературе активно работают как писатели старшего поколения – краевед Александр Марков, прозаики Юрий Смирнов, Геннадий Пикулев, Нина Носова, Вячеслав Белоусов, так и представители среднего поколения Юрий Никитин, Юрий Мартыненко, Юрий Щербаков, Борис Свердлов, Дмитрий Казарин, Сергей Золотов, Павел Радочинский, Владимир Филатов, Геннадий Ростовский, Вячеслав Иванов, Дина Немировская, Марина Лазарева, Лилия Вереина. В последние годы ряды организации пополнили литераторы Татьяна Леухина, Сергей Нуртазин, Владимир Сокольский, Нина Барсукова, Николай Максимов, Николай Загребин, Абульфат Аглин, Татьяна Дробжева, Александр Токарев, Ирина Ворох.

Организация, насчитывающая сегодня 35 человек, занимает значительное место в общественной и культурной жизни региона. Писатели и поэты – частые гости в молодёжных аудиториях, у тружеников села. Ежегодно Астраханское региональное отделение Союза писателей России проводит два масштабных поэтических конкурса совместно с Думой Астраханской области – «С Тредиаковским – в 21-ом веке!» и «День Победы». Проводятся также ежегодные областные конкурсы литературных переводов и патриотической поэзии имени Мусы Джалиля. В лучшем зале области – концертном зале государственной филармонии – ежегодно проходят литературно-музыкальные вечера «Дайте Родину мою!» и «Свет мой безмерный!», посвящённые Сергею Есенину и Василию Тредиаковскому.

Ежегодно Астраханское региональное отделение Союза писателей России проводит Дни Литературы во всех районах области.

В области учреждены ежегодные литературные премии:
премия имени В.К.Тредиаковского (учреждена губернатором Астраханской области);
премия имени Б.М.Шаховского (учреждена Астраханским государственным техническим университетом);
премия имени М.К.Луконина (учреждена МО «Приволжский район);
премия имени И.И.Хемницера (учреждена МО «Енотаевский район);
премия имени П.А.Бляхина (учреждена МО «Харабалинский район);
премия имени К.А.Ерымовского (учреждена МО «Красноярский район);
премия «Чистое небо» (учреждена МО «Ахтубинский район);
премия имени О.А.Куликова (учреждена МО «Лиманский район»);
премия имени А.И.Шадрина (учреждена МО «Камызякский район);
премия имени Л.Н.Чашечникова (учреждена МО «Володарский район»);
премия имени М.М.Утежанова (учреждена МО «Володарский район»);
премия «Песня над Волгой» (учреждена МО «Икрянинский район);
премия «Русское поле» (учреждена институтом аридного земледелия, село Солёное Займище Черноярского района).
К сожалению, в связи с финансовыми трудностями, некоторые из этих премий лишены денежного содержания и вручаются не регулярно.

Под эгидой Астраханского регионального отделения Союза писателей России активно работает областная литературная студия «Тамариск» и литературные объединения в Енотаевском, Володарском, Приволжском, Красноярском районах области. В 2012 и 2015 годах впервые за постсоветские годы Астраханское региональное отделение Союза писателей России провело семинары – совещания молодых литераторов Нижнего Поволжья с приглашением в качестве его руководителей писателей из Москвы, Волгограда, Элисты.

Значительным достижением Астраханского регионального отделения Союза писателей России стало проведение в мае 2015 года Форума литератур стран и территорий Прикаспия «Каспий – море дружбы!» В этом мероприятии международного уровня приняли участие писатели из Ирана, Туркмении, Азербайджана, Казахстана, Дагестана, Калмыкии, Чечни, Москвы, Астрахани, руководители Ассамблеи народов России, «Литературной газеты», журналов «Дружба народов», «Керуен», «Литературный Азербайджан», «Гарагум», «Дагестан», «Хельмг Тенгч», «Вайнах». Главным результатом Форума стала значительная активизация переводческой деятельности литераторов Прикаспия по переводу на русский язык произведений писателей стран и территорий Прикаспия и переводу произведений русскоязычных писателей на языки народов Прикаспия. По итогам Форума было принято решение об учреждении в Астрахани центра литературного перевода.

В 2014 году впервые в Астраханской области были проведены: областное литературное собрание с участием губернатора А.А.Жилкина и Дни Дагестанской Литературы. Астраханские писатели в последние годы принимали участие в различных литературных мероприятиях в Москве, Белоруссии, Якутии, Дагестане, Калмыкии, Казахстане, Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском краях.

Астраханские писатели, несмотря на всеобщие трудности с изданием книг, активно публикуются, в том числе, в столичных коммерческих издательствах «Эксмо», «Яуза», «Вече», в ведущих литературных изданиях страны – журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая Гвардия», «Орион», «День и ночь», в газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «День литературы». За последние годы они стали лауреатами международных и всероссийских литературных премий и конкурсов «Ак торна» («Белый журавль»), имени Курмангазы, Международного Славянского Форума «Золотой витязь», имени Александра Невского «России верные сыны», «Традиция», «Русское поле», имени Василия Тредиаковского, Бунинской, «Имперская культура», «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, конкурса-фестиваля «Русский лад».

За последние двенадцать лет астраханские писатели выпустили более двухсот книг. В том числе – 19 коллективных сборников, в которых объединено творчество более 400 авторов, проживающих в девяти районах области и в Астрахани.

Категории ,