Уолш нил доналд скачать. Нил Доналд Уолш «О здоровой и целостной жизни

Страх - это энергия, которая сжимает, закрывает, втягивает, убегает, прячет, накапливает, наносит ущерб.
Любовь - это энергия, которая расширяет, раскрывает, посылает вовне, отпускает, дает откровение, делится, исцеляет.
Страх укутывает ваши тела в одежды, любовь позволяет вам оставаться нагими.
Страх замыкается и заканчивается на том, что у вас есть, любовь - позволяет отдать все, что у вас есть.
Страх гребет под себя, любовь - касается с нежностью.
Страх сковывает, любовь - отпускает.
Страх рождает боль, любовь - облегчение.
Страх атакует, любовь - преображает.

Таким же образом и любовь - это не отсутствие чувств (ненависти, злости, похоти, ревности, жадности), но сумма всего, что можно чувствовать. Любовь есть общая сумма всего. Итоговое количество. Просто всё.
Поэтому, чтобы душа ощутила на опыте совершенную любовь, она должна ощутить на опыте каждое человеческое чувство.
Как можно сострадать тому, чего не понимаешь? Как можно прощать другому то, чего никогда не испытывал в себе? Итак, мы видим одновременно простоту и потрясающее величие путешествия души. Наконец мы понимаем, что ей нужно:
Цель человеческой души - ощутить всё, чтобы она могла быть всем.
Как она может быть вверху, если никогда не была внизу, быть слева, если никогда не была справа? Как ей может быть тепло, если она не знала холода, как она может быть хорошей, если она отрицает зло? Совершенно очевидно, что душа не может выбрать быть чем-либо, если ей не из чего выбирать. Ведь для того, чтобы душа могла познать свое великолепие, она должна знать, что такое великолепие. Но она не может знать этого, если нет ничего, кроме великолепия. И душа осознает, что великолепие существует только в пространстве того, что не является великолепным. Поэтому душа никогда не отвергает то, что не является великолепным, но благословляет, видя в этом часть себя, которая должна существовать, чтобы могла проявиться другая её часть.

Нил Доналд Уолш. Беседа с Богом

Будь даром для каждого, кто входит в твою жизнь, и для каждого, в чью жизнь входишь ты. Когда кто-то входит в твою жизнь неожиданно, отыщи дар, ради которого этот человек пришёл к тебе.

Нил Доналд Уолш. Беседа с Богом

Когда ты заранее благодаришь Бога за тот опыт, который ты выбрал пережить в своей реальности, ты, по существу, благодаришь за то, что есть... в действительности. Благодарность, таким образом, есть наиболее мощное заявление для Бога: подтверждение того, что еще до того, как ты попросил, - Я уже ответил.
Итак, никогда не проси. Выражай благодарность.

Нил Доналд Уолш. Беседа с Богом

Так вот, первое, что имеет смысл сделать, - это прекратить осуждать себя. Узнай желание души и следуй ему. Будь вместе со своей душой.
Что важно для души? Высочайшее ощущение любви, которое ты только можешь себе представить. Это и есть желание души. Это и есть ее смысл и цель. Душе нужны чувства. Не знания, но чувства. У нее уже есть знания, но знания - это понятия. Чувства же - это опыт. Душа хочет прочувствовать себя и, таким образом, познать себя на собственном опыте.
Высочайшим чувством является опыт единства со Всем Сущим. Это великое возвращение к Истине, которой жаждет душа. Это есть чувство совершенной любви.

Тише немного, и вы приобретете очень необычный опыт. Скоро вы начнете беседу с Богом. Да-да, я знаю, что это невозможно. Вероятно, вы думаете (или вас научили), что это невозможно. Конечно, можно обращаться к Богу, но не говорить с Богом. Я имею в виду, что Бог ведь не собирается вам отвечать, верно? Уж во всяком случае, не в форме обычного, повседневного диалога!

Я думал точно так же. После этого со мной случилась эта книга. В буквальном смысле этого слова. Эта книга не была написана мной — она случилась со мной . И по мере вашего чтения этой книги она случится с вами, поскольку нас всех ведут к той истине, к которой мы готовы.

Моя жизнь, вероятно, была бы значительно легче, если бы я умолчал обо всем этом. Но книга случилась со мной не для этого. И какие бы трудности она ни принесла мне (меня, например, могут назвать богохульником, обманщиком, лицемером — за то, что я не жил этими истинами раньше, — иди, что еще хуже, святым), теперь я уже не могу остановить этот процесс. Да и не хочу. У меня было предостаточно возможностей избежать всего этого, и я не воспользовался ими. Я решил поступать с этим материалом так, как подсказывает мне моя интуиция, а не так, как мне скажет большая часть мира.

А моя интуиция говорит мне, что эта книга — не чепуха, не плод утомленного, отчаявшегося духовного воображения или попытка самооправдания заблудившегося в жизни человека. Я обдумал все эти возможности до единой. И дал этот материал нескольким людям для прочтения, когда он был еще в рукописи. Они были тронуты. И они плакали. И они смеялись над тем радостным и смешным, что было в тексте. И они сказали, что их жизнь стала другой. Они изменились. Они стали сильнее.

Многие читатели сказали, что они просто преобразились.

Именно тогда я понял, что эта книга предназначается каждому и что ее необходимо опубликовать, поскольку она является замечательным даром для всех тех, кто искренне хочет получить ответы и кому на самом деле не безразличны вопросы; для всех тех, кто не раз отправлялся на поиски истины со всей искренностью сердца, жаждой души и открытым разумом. А это, по большому счету, мы все .

Эта книга затрагивает большинство вопросов (если не все), которыми мы когда-либо задавались, — о жизни и любви, цели и средствах, людях и взаимоотношениях, добре и зле, вине и грехе, прощении и искуплении, о тропе к Богу и дороге в ад… она обо всем. В ней открыто обсуждаются секс, власть, деньги, дети, брак, развод, работа, здоровье, что будет потом, что было прежде… словом, все! В ней говорится о войне и мире, о знании и незнании, о том, что такое давать и что такое брать, о радости и печали. В ней рассматриваются понятия конкретного и абстрактного, видимого и невидимого, истинного и ложного.

Можно сказать, что эта книга — «последнее слово Бога о том, что происходит», хотя у некоторых людей в связи с этим могут возникнуть некоторые проблемы — в особенности у тех, кто думает, что Бог прекратил говорить с нами 2000 лет назад или около этого, а если и продолжал беседовать, то только со святыми, шаманами или с кем-то, кто медитировал на протяжении тридцати лет, или хотя бы двадцати, или уж, на самый худой конец, не меньше десяти лет (ни к одной из этих категорий я, увы, не отношусь).

Истина же заключается в том, что Бог разговаривает с каждым. С хорошим и с плохим, со святым и с мерзавцем. И уж конечно, с каждым из нас.

Возьмите себя, например. Бог приходил к вам многими путями в вашей жизни, и эта книга — еще один из них. Сколько раз вы слышали старинное изречение: «Когда ученик готов, приходит учитель»? Эта книга — наш учитель.

Вскоре после того, как этот материал начал случаться со мной, я уже знал, что разговариваю с Богом. Напрямую, лично. Без посредников. И знал, что Бог отвечает на мои вопросы сообразно моей способности к пониманию. То есть что я получал ответы, сформулированные таким образом, чтобы я мог их понять. Отсюда — простой, разговорный стиль текста и случайные ссылки на материал, который я почерпнул из других источников и своего предыдущего жизненного опыта. Сейчас я знаю, что все, что когда-либо случалось со мной в жизни, пришло ко мне от Бога, и теперь это все соединено и сведено вместе в виде потрясающего и исчерпывающего ответа на каждый вопрос, которым я когда-либо задавался.

И в какой-то момент по ходу дела я понял, что получается книга — книга, которую следует опубликовать. Собственно, мне было конкретно сказано в определенный момент этого диалога (в феврале 1993 года), что на самом деле будут изданы три книги:

1. В первой будут рассматриваться в основном личные темы, она сфокусируется на индивидуальной жизни, ее проблемах и возможностях.

2. Во второй будут затронуты более глобальные темы геополитической и метафизической жизни на планете и те проблемы, перед которыми сейчас стоит мир.

3. Третья будет посвящена рассмотрению универсальных истин высшего порядка, проблем и возможностей души.

Перед вами —первая из этих книг, завершенная в феврале 1993 года. Для ясности я должен сказать, что по мере записывания этого диалога я подчеркивал или обводил слова и предложения, которые приходили ко мне с особым ударением, — Бог явно выделял их. В печатном тексте они поданы курсивом.

Хочу теперь сказать, что я, читая и перечитывая эти слова с заключенной в них мудростью, чувствую глубокое смущение по поводу моей собственной жизни, которая отмечена ошибками и неправильными поступками, иногда очень постыдным поведением и некоторыми выборами и решениями, которые, я уверен, расцениваются другими как странные и непростительные. Но, хотя я глубоко раскаиваюсь за боль, причиненную другим людям, я невыразимо благодарен за все то, чему я научился и чему мне еще предстоит научиться, всем тем людям, которые встретились мне в моей жизни. Я прошу у всех прощения за медлительность этого обучения. При этом Бог советует мне простить самому себе все ошибки и неудачи и не жить более в страхе и вине, но всегда стараться, стараться, стараться видеть все больше и дальше.

Я знаю, что именно этого Бог хочет для каждого из нас.

В феврале 1992 года Нил Доналд Уолш пережил необычайные мистические ощущения, которые впоследствии направили его жизнь в экстраординарно новом направлении. В возрасте 49 лет Уолш обнаружил, что его карьера ведущего национального радио ток-шоу - разваливается, также как и его семейные отношения, и то же самое можно было сказать о его здоровье.

В порыве отчаяния однажды после бессонной ночи, он встал и ранним утром написал злое письмо Богу, в котором содержались такие вопросы, как «Что же, наконец, требуется для того, чтобы жизнь заработала?», «И что я такого совершил, чтобы заслужить жизнь, похожую на непрекращающуюся борьбу?».

К его удивлению, он начал получать ответы. Озарения, содержащиеся в них оказались настолько глубокими, что Уолш записал их в свою тетрадь. Сайт автора - http://www.nealedonaldwalsch.com Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Уолш Нил Доналд"

скачать Ченнелинг

"О взаимоотношениях" - это вдохновляющая, полная юмора и практической мудрости книга. Нил Доналд Уолш рассматривает различные типы взаимоотношений - с Богом, с самим собой и с другими, показывая взаимное влияние и развитие этих отношений.

С каким Богом беседовал Нил Доналд Уолш?

Книга Уолша представляла из себя глубочайший трактат по имперсональной философии , в чем я убедилась в первый же вечер прочтения. Автор утверждает, что с ним говорил Сам Бог и просто продиктовал ему эту книгу. Весь трактат построен на строгой, последовательной логике, запускающей свои корни в глубины сознания, сокрушить которую, скажу честно, человеку со средним интеллектом не под силу. Можно, конечно же, отвергнуть все учение целиком , и счастливы те, кто так поступили, но опровергнуть - задача не из легких.

О моем духовном уровне можно судить на основании того факта, что я не только не отложила данную книгу ("Беседа с Богом"), но прочла и изучила ее от корки до корки. Причем не только первую книгу, но и вторую, и третью, и четвертую, и пятую. Я старательно изучила и законспектировала все наследие Нила Доналда Уолша .

Сперва возникло любопытство: с каким еще Богом он там говорит? Затем интерес, который перешел в упоение, длящееся днями и ночами. Наручники защелкнулись, я оказалась в плену. Я погрузилась в философию, полностью разрушающую все азы Вайшнавизма . И самое ужасное заключалось в том, что я ничем не могла опровергнуть ее доводы.

Не мне судить, с Богом ли беседовал автор, но одно сразу же стало для меня очевидным: великий разум стоит за этими его книгами. Я столкнулась с железной логикой, которая именно и привлекла меня. Однако вскоре ее могучие аргументы легко раздавили мое жалкое сопротивление.

Систематически, шаг за шагом книги Уолша уничтожали Кришну в моем сердце, но ничего не давали взамен. Я чувствовала, что моя жизнь рушится, что я стремительно падаю, понимая при этом, что на самом деле я не хочу потерять Кришну. Я молилась: «Кришна, не допусти, чтобы я оставила Тебя!». В то же самое время какой-то таинственной силой меня снова и снова тянуло к «Беседам с Богом». Читая их, я думала: «Какая совершенная философия! Это просто не может не быть правдой». Но эта «правда», к несчастью, во многом расходилась с Шастрами, и мои страдания продолжались. Постепенно я стала приходить к выводу, что мне больше незачем жить...

За разрешением этого противоречия мне было стыдно обращаться к старшим преданным, тем более, к кому-либо из Гуру. Кроме стыда, препятствие состояло еще и в том, что мой разум нуждался в логическом опровержении «Бесед», а не просто в приказе, что их нужно немедленно отвергнуть - это я и сама прекрасно знала. Когда мне все-таки удавалось, подавив стыд, задать какие-то вопросы, ответы не удовлетворяли меня и, в целом, ничего не меняли в моей трагичной ситуации.

Болезнь зашла слишком далеко, мой разум был полностью отравлен... Спасти меня могла лишь очень серьезная «операция» - подробный анализ, опровергающий философию «Бесед». Но кто смог бы провести такой анализ? Вероятно, только тот, кто глубоко знаком одновременно с обеими философиями: с философией Вайшнавизма и с философией «Бесед». Такую личность я найти не смогла. Все мои друзья-преданные, как и я, «познакомившиеся» с книгами Уолша, пали, срубленные под корень. А серьезные преданные, владеющие логическим анализом, не читают подобных книг, что не удивительно.

Я больше не находила какого бы то ни было смысла в моей серой жизни и просто ждала конца. От самоубийства меня удерживал лишь страх совершить грех, за который придется отвечать после смерти. Спасти меня мог только Бог.

И Он это сделал…

Однажды, в момент крайнего отчаяния, ко мне пришла дерзкая мысль: а что если... Если Бог действительно говорил с тем человеком и не проигнорировал огромное количество других людей, почему бы Ему ни поговорить со мной! Клин клином вышибают, в конце концов…

В одной из книг Уолша той же серии под названием «Моменты благодати» настойчиво доказывается, что произошедшее с автором «Бесед» не является чем-то необычным. Книга состоит из рассказов по письмам бесчисленных читателей, в которых совершенно разные люди, живущие в разных частях света, описывают, как Бог говорил и с ними. Мешки писем с различными историями об откровениях Бога ежедневно приходят на адрес автора «Бесед».

Основная идея «Моментов благодати» такова: Бог любит всех нас и ответит на мольбу каждого тем или иным способом. Не трудно догадаться, что произошло в моем измученном уме, когда я прочла и эту книгу!

Это было очень самонадеянно с моей стороны - претендовать на роль собеседницы Бога. Говорить с Богом - это святость, это очень и очень высоко! Ни один разумный, здравомыслящий человек не стал бы серьезно рассчитывать на подобное решение проблемы. Но я к таковым не отношусь, что, как кажется, мне уже удалось вам убедительно доказать. В тот момент я просто сошла с ума, и это не преувеличение. Бессонные ночи, проведенные в слезах и молитвах к Кришне, дни, заполненные тягостными раздумьями. Я каждый день осознанно предавала Кришну, потом просила прощения, потеряв смысл и того, и другого, затем снова предавала, снова просила... Мое психическое состояние было плачевным.

Так или иначе, я просто села за стол и написала Богу вопрос. Точно так же, как это в свое время сделал Нил Доналд Уолш, автор «Бесед». Я написала:
- Послушай, я тридцать два года прожила впустую! Не чини мне больше препятствий. Сделай так, чтобы больше не было никаких препятствий. Их преодоление занимает слишком много времени. А я хочу идти к Тебе!

Написав это, я стала слушать внутри себя, ожидая вдруг услышать некий голос, наподобие того, который слышал Мистер Уолш. Тишина... еще бы, я же не ясновидящая, тем более, не святая. Но ведь и Уолш, по моему скудному разумению, весьма далек от святости, иначе он не говорил бы о сексе на каждой странице… Конечно, в его книгах дается другое представление о святости, но я говорю о той святости, на которой построены Шастры и всем знакомая Библия. От этой святости автор «Бесед» очень далек, впрочем, он и сам честно признает это. Но ему Бог ответил! - таков был мой главный аргумент. Чем я хуже!!! Я почувствовала разочарование и глубокую обиду на Бога.

Даже если принять, что Бог никогда и не говорил с этим человеком, и что все его книги - просто гениальный вымысел, это не спасло бы меня. В конце концов, меня тогда уже не интересовало, говорил Нил Доналд Уолш с Богом или не говорил, меня убивали сами идеи его книг, которые мой разум не мог опровергнуть, и которые изгоняли Кришну из моего сердца.

Я села на диван и попробовала погрузиться в мантру. Чтение мантры уже давно превратилось для меня в мертвую формальность, которой я следовала лишь время от времени и как попало. Но сейчас я ожидала услышать голос Бога, который, как мне представлялось, мог придти и из этой мантры. Поэтому я пыталась прекратить кавардак в уме и сосредоточить его на мантре - куда там! На душе было скверно, какие-то гадкие слезы текли по щекам...

В такой борьбе прошло часа полтора. Наконец, ум начал понемногу успокаиваться.

Внезапно в голове возникла очень яркая мысль:

Тебе хорошо известно, что не Я чиню препятствия. Ты сама устраиваешь их себе. Но ты всегда можешь перестать выбирать такие события, которые, как ты знаешь, являются препятствиями.

Да, да, я все это знаю. Я могу не выбирать... Я же читала Твои «Беседы»... Кстати, это Твои беседы?

Ответ был неожиданным:

- Все беседы Мои.

Я решила продолжить этот шуточный диалог со своим умом и написала:

Я имею в виду, Ты - Кришна?

- Разве есть имя, которое не Мое?

Так начался диалог, который длится уже несколько лет, - теперь уже мой, а не Мистера Уолша. Красавица, спросите вы, а не занимаешься ли ты обычным плагиатом? И не будет ли тебе стыдно перед Нилом Доналдом Уолшем?

Нет, - отвечу я. - Во-первых, единственной причиной того, что я начала записывать вопросы и ответы, было естественное желание просто не сойти с ума... Во-вторых, сам автор «Бесед» в своих книгах убедительно просит, чтобы каждый читатель начал свой собственный разговор с Богом, более того, чтобы он прислал в редакцию «Бесед» рассказ о том, что у него получилось. Я выполнила просьбу автора - начала мой собственный диалог с Богом, а теперь делаю его открытым для всех, причем, совершенно бескорыстно. Где же здесь плагиат?

Говорил ли со мной Бог? Я уверена, что все, что произошло со мной, произошло по милости Бога . Это не может быть иначе. Я смогла задать все мучившие меня вопросы и получить исчерпывающие ответы. И была спасена. И вновь обрела Кришну.

Можно ли сказать, что это был не Бог? В ответ на мольбу о спасении - пришло спасение. Можно ли сказать, что каким-то образом это прошло «мимо» Бога? Пришло не от Него? Как вы думаете?

Я получила тогда именно то, что хотела, - мне было показано, что философия «Бесед с Богом», которая раньше казалась такой монументальной, может быть легко опровергнута. В конце концов, я утратила к ней всякий интерес. На гениальный трактат было дано гениальное опровержение, железная логика разбита в пух и прах. Создала ли я свое спасение сама, как вы думаете?

Но... возможно, вас это удивит, но на самом деле для меня совершенно не имеет значения, увидите ли вы происхождение моей работы так же, как его вижу я. Это никак не повлияет на цель, с которой она была написана.

В этой книге я хочу лишь одного - помочь преданным, которые стали или вот-вот станут жертвами «Бесед с Богом» Нила Доналда Уолша. Именно к таким преданным я и обращаюсь. Если вы, дорогие преданные (или, простите, бывшие преданные), увидели неоспоримую истину в книгах Уолша, моя книга тоже должна заинтересовать вас. Если вы верите , что «Беседы» пришли от Бога, вы должны принимать их идеи . Одной из центральных идей «Бесед» Уолша является идея о том, что каждый, абсолютно каждый человек может говорить - и всегда говорит - с Богом. В этом случае, почему именно я должна являться исключением?

Если вы уже не верите , что «Беседы» Уолша пришли от Бога, - моя цель достигается автоматически. Я побеждаю до начала сражения. Тогда вы можете просто забыть о моей книге (вместе с книгами Уолша), я буду только счастлива.

Может быть и так (кстати, так происходит наиболее часто), что вы не верите в божественное происхождение «Бесед», но вас зацепила их логика, которую вы не в силах опровергнуть и которая по этой причине мешает вам идти к Кришне.

Тогда в моей книге вы найдете помощь, как ее нашла и я.

Термины:

Шизофрения - так называют преждевременное слабоумие, считается психическим расстройством, связанным с процессами распада мышления и восприятия. Для шизофрении характерны всякого рода галлюцинации, бред и совершенная бессмыслица в речи. В народе шизофрению называют "шиза", правда это слово применимо и к многим другим психическим заболеваниям, но все же не теряет смысла в данном контексте.

Имперсональная философия - "имперсональный" означает безличный; философия имперсонализма утверждает, что Бог не является личностью, то бишь не обладает атрибутами, которые присущи личности: характер, чувства, форма (внешность), воля, разум. Имперсональная философия гласит, что высшей истиной является безграничный и вездесущий Брахман (часто используют синоним Атман) - всепронизывающий дух, который не имеет ни формы, ни деятельности; все живые существа являются одним целым с Брахманом, они и есть Брахман; единственное, что их отделяет от осознания этого - иллюзия отдельности существования.

Имперсональная философия очень распространена в наше время и пользуется большой популярностью среди людей, уставших от этого мира и желающих раствориться в вечности (Брахмане), потеряв свою индивидуальность и чувство отделенности. Этот результат как раз и обещают книги Нила Доналда Уолша "Беседы с Богом", о чем подробно будет рассказано дальше.

С точки зрения Бхагавад-гиты, растворение в Брахмане дает лишь временный отдых, так как рано или поздно душа вновь привлекается материальным миром и входит в него. Бхагавад-гита предлагает лучший вариант, как покончить с материальным существованием, и дает несложный метод возвращения к Богу - в Духовный Мир, где царит вечность, знание и блаженство.

Душа постигает и открывает истину.

Мы узнаем истину, когда видим ее, и пусть скептики и насмешники говорят, что им угодно. Глупцы спросят, когда ты скажешь то, чего они не хотят слышать: «Откуда ты знаешь, что это истина, а не твое заблуждение?» Мы узнаём истину, когда видим её, подобно тому, как мы знаем, что бодрствуем, когда уже не спим...

Мы называем послания души, проявления ее собственной природы словом «Откровение». Им всегда сопутствуют возвышенные чувства. Ведь эти послания — это втекание Божественного разума в наш разум. Так индивидуальное отступает перед наплывающими волнами моря жизни.

Как и в любых разговорах, здесь иногда повторяется то, о чём мы уже говорили. Я понимаю это. Я не пытался «вырезать» информацию, уже упоминавшуюся в прежних книгах (иногда даже изложенную теми же словами).

Я полагаю, что мы бы не вернулись к ним, если бы они не были столь важны для нашей настоящей беседы. Поэтому, я простил все повторения, которые здесь встречаются, и призываю вас сделать то же самое.

В частности, заблуждения о Боге и Жизни, о которых упоминается в этой книге, напоминают Десять Человеческих Иллюзий из «Единения с Богом». Дело в том, что здесь дается их дополнительное толкование в новом контексте. Однако, не все, к кому в руки попала эта книга, читал «Единение», и настоящий материал, несомненно, нужно считать отдельной беседой.

Введение Мир в беде. Человечество еще никогда не было в такой опасности. Эта книга не только разъясняет причины кризиса, который мы сейчас переживаем, но и подсказывает, как его преодолеть.

Здесь представлена необычная точка зрения на то, что на самом деле происходит сейчас на планете, почему мы сбились с пути и как нам вернуться на ту дорогу, по которой, как мы сами говорим, хотели бы идти.

Можно закрывать глаза на происходящее — на внезапный и стремительный распад привычной нам жизни — только до тех пор, пока факт, что мы действительно находимся в большой беде, не напомнит о себе таким способом, который мы не сможем игнорировать.

Именно такое напоминание мы видим сейчас. Мы сталкиваемся с событиями и условиями, которые невозможно игнорировать. Это — не повод для отчаяния.

На самом деле отчаяние — это последнее, что нам сейчас нужно. Именно отчаяние создало проблему, и уж конечно не решит ее. Наступило время не отчаиваться, а исправлять содеянное.

В то время, как мы пытаемся исправить вред, который причиняем сами себе, нас призывают разобраться, почему мы продолжаем его причинять. Как мы погрузились в столь глубокое отчаяние, что начали уничтожать себя? Вот основной вопрос, который обсуждается в этой книге.

Мало кто желает задумываться над подобными вопросами, ибо ответы угрожают привычному укладу нашей жизни, а большинство людей скорее погибнут, чем изменятся. Они охотнее примут конец жизни, чем какие-либо изменения в ней.

Эта книга способна изменить жизнь. В ней содержатся Новейшие Откровения. Она дает нам средства, при помощи которых мы можем выбраться из бездны отчаяния, поднять всё человечество на новый уровень жизни, помочь ему обрести новые представления о себе и новое выражение своих самых великих мечтаний.